4270 Первая дата – дата поставления, по Воскресенской лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 49). Упоминается в 1389 г. в связи с возвращением на Русь митрополита Киприана (Лаврентьевская лет.; ПСРЛ. Τ. 1. Стб. 537). Упоминается в 1397 г., при возвращении митрополита Киприана из Киева в Москву. Скончался в 1402 г. в Троице-Сергиевой лавре и до самой смерти сохранял титулование Смоленского епископа, хотя не управлял паствою со времени путешествия в Константинополь (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 78–79). 4272 Дата преставления – по Воскресенской лет. (Там же. С. 75). Епископ Св. Михаил вернулся на кафедру, а обстоятельства поставления епископа Наассона неизвестны. Память Свт. Михаила в Соборе Радонежских святых – 6 июля и в Соборе Смоленских святых – в воскресенье перед 28 июля. 4273 По Супрасльской лет. поставлен в 1411 г. митрополитом Фотием (ПСРЛ. Т. 17. С. 55). «...В списке Смоленского Историко-Археологического музея значится хиротония в 1404, он ... упом. от 1411 по 1416 год; если год хиротонии его показан верно, το существование Игнатия (а также Илариона. – Сост.) представляется сомнительным...» (Н.Д. Иерархия... С. 377). По «Историко-статистическому описанию Смоленской епархии» (СПб., 1864. С. 80) поставлен в 1404 г. Упоминается в Никоновской лет. в числе членов собора 1415 г., который избрал митрополитом Григория Цамблака (ПСРЛ. Т. 11. С. 227). 4274 Поставлен на кафедру в 1417 г. (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 82). «...В 1433 возведен на митрополию Киевскую, оставаясь в Смоленске; сожжен 1435...» (Строев. С. 589). Будто бы изменил своему покровителю вел. князю Литовскому Свидригайлу и вступил в тайную переписку с королем Сигизмундом Польским. Уличен в измене Свидригайлом и по его приказу в феврале 1435 заключен в темницу, а летом того же года живым сожжен в Витебске. Но существует и иная версия. «...Пр. Платон (митрополит Московский Платон (Левшин) . История Русской Церкви. – Сост.) причину такой мученической смерти, по свидетельству некоторых летописцев, находит в тайных происках католиков, которые по ненависти к митрополиту за его ревность к Православию, постоянно искали случая погубить его. Действительно, около этого времени уния стала распространяться заметно близ Смоленска, и были даже назначены униатские епископы, под именем Смоленских, только они не могли жить в Смоленске, а избрали местопребывание в 15 верстах от Мстиславля, в бывшем Православном Онуфриевском монастыре...» (Историко-статистическое описание Смоленской епархии. СПб., 1864. С. 82). См. Киевская.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подробное описание самого часового механизма, изображенного на миниатюре Лицевого летописного свода (Древний летописец), было помещено под 1404 г. в Троицкой летописи 1408 г.: «В лето 6912, Индикта 12, Князь великий замысли часник и постави е на своем дворе за церковью за Св. Благовещеньем. Сий же часник наречется часомерье; на всякий же час ударяет молотом в колокол, размеряя и расчитая часы нощныя и дневныя; не бо человек ударяше, но человека видно, самозвонно и самодвижно, страннолепно некако створено есть человеческою хитростью, преизмечтано и преухищрено…цена же сему беяше вящьше полувтораста рублев». Тем же 1404 г. датируется уникальное известие иеродиакона Игнатия Смольнянина в «Сказании летом вкратце»: «Того же лето приходила царица Калоянова в святую лавру», что позволяет предположить прибытие афонского мастера, изготовившего благовещенское «часомерье», в составе этого посольства. Пресвятая Богородица – Игуменья Святой Горы Здесь необходимо отметить, что на Святой Горе Афон по сию пору строго соблюдается древнее указание Иерусалимского устава: «должно есть екклисиарху имети опасство в псалмопении и в чтении, да солнцу восходящу бывает отпуст». В соответствии с этим неотъемлемую принадлежность каждого афонского храма составляют часы, боем которых экклезиарх и диаваст руководствуются в заполнении служб чтениями и протяженностью пения. Такие «часы с арапом», весьма сходные с творением инока Лазаря Серба, сохранились до настоящего времени на византийской звоннице 1427 г. в афонском монастыре Ватопед. Нужно полагать, что подготовка к столь значительным литургическим преобразованиям в Русской Церкви велась заранее, в связи с чем особого внимания заслуживает пребывание митрополита Киприана на Афоне, о котором он сам подробно повествует в своих «Ответах» игумену Афанасию Высоцкому, «въпросившему о некоих потребных вещех». Датировать это посещение Киприаном Святой горы Афон возможно не ранее 1363 г., когда Киприан впервые прибыл в Константинополь вместе со своим старцем Феодосием Тырновским, который наставлял его в исихии в болгарском Келифаревском монастыре.

http://pravoslavie.ru/2577.html

Т. 1. Стб. 524). Чудотворения, согласно древнейшему Житию, начались сразу же после обретения мощей Л. («и доныне лежит в церкви святыя Богородица, сдевая преславная чудеса и подавая исцеления с верою приходящим к Пречистеи Богородици и к святе(и) раце его» - Лосева. 2009. С. 407-408), что послужило установлению празднования святому в отличие от свт. Исаии, чьи мощи были обретены тогда же, но не отмечены чудотворением. Чудеса у гроба Л., зафиксированные со времени правления Ростовской кафедрой свт. Феодора, были описаны в особой статье, присоединенной к 3-й редакции Жития ( Титов. 1893). Три чуда связаны с юным ростовским кн. Иваном Александровичем. Хронологические указания памятника позволяют 1-е чудо «О князе Иоанне» отнести к 1389 - ноябрю 1394 г. Второе из них, согласно тексту Жития, произошло при Ростовском свт. Григории (1396-1416); к мощам Л. кн. Ивана привел отец, кн. Александр Константинович († 1404); 2-е чудо и 3-е чудо, т. о., датируются 1396-1404 гг. 1 окт. 1410 г., на праздник Покрова Пресв. Богородицы, свт. Ростовский Григорий освятил пострадавший в 1408 г. от пожара и заново восстановленный Успенский собор, после чего был зафиксирован ряд чудес у гроба Л. В 1-й месяц после освящения собора 40 «чюдоносных исцелении быша слепым, хромым, немым, сухорукым, недужным и разслабленным и кто кацем недугом одержим вси верни здравие получаху Материю Божию и Пречистыа его Матере и угодника их чюдотворца Леонтиа молением и чюдодеиством». Исцелялись у гроба Л. и князья, и вельможи, «мали и велици, мужеск пол и женскый вси течаху в церковь святыя Богородицы к гробу чюдотворца» (Там же. С. 23). К мощам Л. шли жители Ростова и его окрестностей, а также «изо иных из далних градов и стран людие слышаху таковое исцеление от гроба святого Леонтия якоже источник непрестанно текущии и прихожааху с верою и здравие приимаху» (Там же. С. 24). Автор описания чудес сообщает, что к мощам Л. «...толику же народу сшедшуся с болящими яко и в церковь не можааху вместитеся но вне церкви приношаху болящих и противу святого гроба полагааху и тако вси равно исцеление приимаху» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2463459.html

Среди утешений более внутренних, чем внешних, в скорбях частых и испытаниях тяжелых, довольное число лет управляя обителию мудро, преподобный Андроник, предвидев исхождение свое от мира и вручив паству свою добродетельному ученику своему Савве, предал дух свой Богу 13 июня не позже 1404 года. 17 Век XV Святый Савва. Андрониковский список сборника Святослава. Каменный храм. Знаменитые иконописцы. Архимандрия. Недвижимое имущество монастыря. Подчинение монастыря суду великокняжеского наместника в делах уголовных Святый Савва, подобно преподобному Андронику, подвергнут был великому испытанию при нашествии Едигея (в 1408 г.) 18 , который, опустошив окрестности Москвы, не пощадил и Троице-Сергиевой обители. Пахомий Логофет, живший около 50 лет по кончине Саввы, называет его великим в добродетелях, сияющим добродетелями. «Сей преподобный отец наш, говорит он, содержал преданную ему паству в благочестии, чистоте и великой святости, был почитаем от великодержавных князей и во всех странах по причине великих его добродетелей и чудной и изрядной его жизни. При нем умножилось стадо добродетельных, великих и честных мужей, из которых многие возведены были на игуменские места, а другие на епископские. Таким образом пожив много лет благоугодно и благочестно, отходит ко Господу. Он показал чудеса и по смерти, из коих скажем об одном: некто из его учеников, которого многие знают в наши времена, священноинок по имени Ефрем был борим от беса блуда страстию, но верою влеком, притек ко гробу преподобного Саввы и призывает сего отца, да поможет ему весьма страждущему, и скоро в тот же час получил исцеление. 19 Преподобный Савва скончался между 1410–1420 годами. Обретенные в последствии святые мощи его почивают в одной раке с мощами наставника его Андроника, в древнем Спасском соборе, на левой стороне, в арке. 20 Самая память обоих святых совершается в один день». 21 Из свидетельства Пахомия, по которому во время игуменства святого Саввы многие иноки взяты были из Спасо-Андроникова монастыря на игуменства, а другие и на епископства, видно, что сия новоустроенная обитель не уступала уже в просвещении древним обителям. В Синодальной библиотеке хранится достопримечательный памятник ревности собирания и переписывания книг в сей обители при игуменстве Саввы: это – сборник Святославов, в 1404 году отчетливо написанный уставом в два столбца на пергамене в десть, монахом Андроникова монастыря Анфимом, содержащий 166 листов. 22

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Ретабло Девы Марии. 1275–1300 гг. (Национальный музей, Копенгаген) В XV в. в И. свирепствовали эпидемии чумы. Первая из них вспыхнула в 1402 г., занесенная из-за моря на корабле некоего Эйнара Херьоульвссона, причалившего в Кваль-фьорде на западе страны. В кон. авг. того же годы мн. люди умерли от болезни, а к Рождеству мор добрался до Скаульхольта. Население епископской резиденции составляло в это время порядка 100-200 чел., но к весне в живых остались только еп. Вилькин Хенрикссон и 2 мирян. Эпидемия распространялась по стране более 19 месяцев и стихла только после Пасхи 1404 г. В Киркьюбайре скончались аббатиса и 7 монахинь, 6 сестер остались в живых. В церкви Киркьюбайра отпели 675 покойников, «а потом уже не считали» (Islandske Annaler. A. D. 1403. N VII). Особенно много смертей было среди приходского духовенства. Согласно анналам, только 6 священников выжили в еп-стве Хоулар и менее 50 - в еп-стве Скаульхольт ( J ó n Helgason. Tólf annálagreinar frá myrkum árum//Sjötíu ritgerir helgaar Jakobi Benediktssyni. Reykjavík, 1977. T. 2. P. 407). По оценкам исследователей, эпидемия 1402-1404 гг. сократила население И. на 50-60% ( Gunnar Karlsson, Helgi Skúli Kjartansson. Plágurnar miklu á Íslandi//Saga. Reykjavík, 1994. Vol. 32. P. 11-74). 40 лет спустя почти 1/5 часть усадеб на севере и западе страны (по этим областям имеются данные) все еще пустовала. Второй раз чума пришла в И. в 1494 г. и продолжалась до следующей осени. В результате эпидемии погибло от 30 до 50% населения. По воспоминаниям очевидцев, «во многих дворах не было никого живого, а в большинстве оставались только трое или двое, иногда дети, обычно по двое или самое большее по трое, иногда годовалые младенцы, сосавшие мертвых матерей… В Скафтхольте… каждый день отвозили в церковь троих или четверых, а иногда и больше, и хотя с покойниками в церковь отправлялись шестеро или семеро, назад возвращались только трое, самое большее четверо. Они умирали, пока копали другим могилы, и так сами сходили в них. Женщины тоже сидели мертвые с кадушками в чулане, и под коровой, и с ведрами на дороге. Так что во многих могилах хоронили по три или четыре человека» (Safn til sögu Íslands og íslenzkra bókmenta a fornu og nýju. Kaupmannahöfn, 1856. T. 1. P. 43). Последствиями «черной смерти» стали хозяйственная разруха и обнищание значительной части населения, тогда как существенная часть земельной собственности и богатства сосредоточилась в руках выживших членов некоторых семейных кланов. Владения Церкви сильно увеличились за счет завещаний.

http://pravenc.ru/text/674979.html

Этот устав, в славянском переводе, и ввел м. Киприан в употребление в России. Святитель перевел с греческого на славянский немалое количество частных служб и молебных последований, которые частично составлял сам. В правление м. Киприана перенесена была в 1395 г. из Владимира в Москву в Успенский собор чудотворная икона Владимирской Божией Матери во время нашествия Тамерлана. За два года до этого он торжественно крестил в Москве реке трех знатных татар. Оба эти события отмечены выше. При м. Киприане теряли уже значение ханские ярлыки. Сами вел. князья с тех пор стали определять гражданские права духовенства. Грамотой 1404 г. права эти были стеснены. Люди митрополичьи, по прежнему, освобождались от податей и повинностей и от суда княжеских судей, но с ограничениями. Некоторые повинности, в том числе и военную, они обязаны были нести (на войну митрополит должен был ставить свой полк с воеводой под стяг вел. князя). Дела общия княжого и митрополичьего человека рассматривались судом митрополита и вел. князя. Митрополит не должен был ставить в попы и диаконы служилых и тяглых людей вел. князя. Это было главной причиной того, что на церковные места поступали преимущественно дети самого же духовенства. Митр. Киприан не сочувствовал непосредственному управлению селами монастырями, получавшими их в дар. В письме к игумену Афанасию он писал: «Если бы можно было, то вот как поступить: быть селу за монастырем, но с тем, чтобы чернецу никогда не быть в нем, а поручить его богобоязненному мирянину; он бы пусть заботился о всем, в монастырь же доставлял бы готовое рожью и другими вещами». После занятия кафедры митрополии в Москве, м. Киприан дважды путешествовал в тогдашнюю литовскую Русь – в 1396 и 1404 гг., прожив оба раза по полтора года в Киеве, где дела вел митрополичий наместник. В его управление Церковью состоялся в 1386 г. брак Ягайло и Ядвиги. С Ягайло и Витовтом он был в хороших отношениях. Когда м. Киприан занял кафедру митрополии всей России, то он соединил в своем лице кафедры Москвы и литовской Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Одноглавая квадратная церковь с тремя входами, с окнами только верхнего света, узкими и с дуговыми перемычками, была похожа на Звенигородские церкви 1399 и 1404 гг. и на Симоновский собор 1404 г. Но Всехсвятская церковь не имела столбов, так как ее алтарь одноабсидный. Однако и в таком роде бывали древние церкви, напр. церковь Марии Египетской в Сретенском монастыре (1385 г.), имеющая южное заложенное окно той же формы, как на Кулишке. Подобно Мариинской, переменившей свою главу в 1685 г. (из средств местного приказа), и Всехсвятская имеет новый купол, относящийся к 1687 г. Не позже XVI ст. при Всехсвятской церкви начали образовываться притворы, сначала западный, потом южный, в позднейшее время и северный. Сначала были, вероятно, только крыши, как бы некоторые зонты, вроде сохранившегося при северной стороне Златоустовского собора; затем зонты обратились в паперти с открытыми арками; паперти обратились в части самого храма, стали притворами. Западный притвор окончательно образовался не позже конца XVI ст.: в XVII ст. строились уже трапезные длинные с востока на запад. Южный притвор, одинаковый по длине и ширине с западным, еще в древности был обращен в придел пророка Наума, упоминаемый под 1701 г. по поводу перемены антиминса, успевшего стать ветхим. Северный притвор в конце XVII ст. был еще папертью с открытыми арками на столбах: заполненное между столбами пространство имеет окна формы XVIII ст., а столбы украшены в духе XVII ст. К пристройкам 1687 г. надо отнести колокольню, общею своею формою и отдельными украшениями вполне соответствующую этому году. Что колокольня поставлена не на оси всего здания, а при северо-западном угле, можно объяснить тем, что здесь стояла прежняя звонница. В 1687 же году пристроен придел Николая чудотворца. Этот придел, чтобы не лишить света Наумовский, должен был составить с ним одно целое, «теплую церковь», как бы одностолбную трапезную. Последнее значительное обновление всего храма было в 1845 г., когда устроен нынешний главный иконостас, сохранивший некоторые старые прекрасные иконы.

http://sobory.ru/article/?object=02379

ГЕОРГИЙ НОВЫЙ († 13 июня 978), егип. мч. (пам. копт. 19 паоне (арабизированное - бауна); эфиоп. 19 сане (13 июня)) ГЕОРГИЙ НОВЫЙ КРАТОВСКИЙ (ок. 1497-1515) мч., Болгарский, Сербский, Софийский (пам. 26 мая, пам. болг., македон. 11 февр.), почитаемый в Болгарии, Македонии и Сербии ГЕОРГИЙ ОПИЗЕЛИ (IX в.), 3-й настоятель мон-ря Опиза, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. 5 окт.- в Соборе Тао-Кларджетских преподобных) ГЕОРГИЙ СВЯТОГОРЕЦ (1009-1065), грузинский духовный писатель и переводчик византийской церковной литературы, филолог и текстолог, настоятель грузинского Иверского монастыря на Афоне, прп. (пам. 13 мая, 27 июня, 2-я Неделя по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных) ГЕОРГИЙ СИКЕЛИОТ гимнограф и мелод VII-VIII вв. или VIII в., один из итало-греч. гимнографов, переселившихся в Сицилию после араб. завоевания Востока ГЕОРГИЙ СИНАИТ († 544/5), прп. (пам. в среду Светлой седмицы - в Соборе Синайских преподобных; пам. греч. 11 марта) ГЕОРГИЙ УГРИН († 1015), отрок, св. страстотерпец (пам. 24 июля, в воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ ШУАРТКЛЕЛИ еп. Ацкурский, свт. Грузинской Православной Церкви (пам. 2 апр.) - см. Георгий Мацкверели, свт. ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ВСЕВОЛОДОВИЧ (1188-1238), вел. кн. владимирский., мч. (пам. 4 февр., 4 марта, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святых и в Соборе Тверских святых) ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДАНИИЛОВИЧ (кон. 70-х или нач. 80-х гг. XIII в.- 1325), кн. московский (1303-1325), вел. кн. владимирский (1317-1322), старший сын блгв. кн. московского Даниила Александровича ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ДИМИТРИЕВИЧ (1374 - 1434), кн. звенигородско-галицкий (с 1389), вел. кн. владимирский и московский (1433, с 1434) 99-103 103-104 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) СВЯТОСЛАВИЧ († 1407), кн. смоленский (1386-1404, с перерывами), кн. новгородский (1404-1406/07), новоторжский (1407) 104-106 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ († до 21 нояб. 1355, Муром), блгв. кн. муромский (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых) 106-108 ГЕОРГИЙ (ЮРИЙ) ЯРОСЛАВИЧ (не ранее 1112 - между 1167 и 1170), кн. туровский, сын владимиро-волынского кн. Ярослава (Иоанна) Святополчича

http://pravenc.ru/vol/xi.html

Урбан V. блаж., француз, Гильом де Гримор, 28.9; 6.11.1362–19.12.1370. Григорий XI, француз, Пьер Роже де Бофор, 30.12.1370; 5.1.1371–27.3.1378. Урбан VI, неаполитанец, Бартоломео Приньяно, 8; 18.4.1378–15.10.1389. Бонифаций IX, неаполитанец, Пьетро Томачелли, 2; 9.11.1389–1.10.1404 Иннокентий VII, итальянец из Сульмоны, Косма (Козимо) Мильорати. 17.10; 11.11.1404–6.11.1406. Григорий XII, венецианец, Анджело Коррер, 30.11; 19.12.1406–4.7.1415. Вакансия 28 месяцев. [Климент VII, Роберт, из графов Женевских, 20.9; 31.10.1378–16.9.1394]. Избран папой одновременно с Урбаном VI кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. [Бенедикт XIII, испанец из Арагона, Педро де Луна, 28.9; 11.10.1394–23.5.1423]. Избран одновременно с Бонифацием IX кардиналами Франции, Испании, Сицилии, Шотландии и острова Кипр. Низложен Констанцским собором 26.7.1417. После его смерти назначенные им кардиналы избрали нового антипапу Климента VIII (Хиль Санчес Муньос), 10.6.1423–26.7.1429, а затем Бенедикта XIV (Бернард Гарнье), 12.11.1425–1430. [Александр V, с острова Крит, Петр Филарго, 26.6; 7.7.1409–3.5.1410]. [Иоанн XXIII, неаполитанец, Балтазар Косса, 17; 25.5.1410–29.5.1415]. Мартин V, римлянин, Оддо Колонна. 11; 21.11.1417–20.2.1431. Евгений IV, венецианец, Габриэле Кондульмер, 3; 11.3.1431–23.2.1447. [Феликс V, Амедей, герцог Савойский, 5.11.1439; 24.7.1440–7.4.1449]. Николай V, итальянец из Сарцаны, Томмазо Парентучелли, 6; 19.3.1447–24.3.1455. Каликст III, испанец из Хативы близ Валенсии, Алонсо де Борха (Борджа), 8; 20.4.1455–6.8.1458. Пий II, сиенец, Энеа Сильвио Пикколомини, 19.8; 3.9.1458–15.8.1464. Павел II, венецианец, Пьетро Барбо, 30.8; 16.9.1464–26.7.1471. Сикст VI, итальянец из Савоны, близ Генуи, Франческо делла Ровере, 9; 25.8.1471–12.8.1484. Иннокентий VIII, генуэзец, Джованни Баттиста Чибо, 29.8; 12.9.1484–25.7.1492. Александр VI, испанец из Хативы близ Валенсии, Родриго де Борха (Борджа), 11; 26.8.1492–18.8.1503. Пий III, сиенец, Франческо Тодескини-Пикколомини, 22.9; 8.10.1503–18.10.1503.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Успенский Желтиков мужской монастырь был одним из древнейших на тверской земле и пользовался особым покровительством Петра I. Монастырь был основан в 1394 году, а его расцвет пришелся на первую четверть XVIII столетия. То, что можно увидеть на его территории сейчас, - лишь малая доля былого величия. Около 80% строений были уничтожены, а их заменили кирпичные коробки, используемые для складских нужд. Из исторических строений здесь остались лишь входная группа да братские покои, которые уже дышат на ладан. Уже в 2015 году по решению суда склад ГСМ съехал с территории, а весь 2016 год ее проверяли на остатки взрывоопасных предметов. И вот 14 мая 2017 года археологи во главе с доктором искусствоведения Алексеем Салимовым приступили к работам. Результат не заставил себя долго ждать: не прошло и десяти дней, как группа исследователей наткнулась на остатки фундамента и цоколя белокаменного храма Успения Пресвятой Богородицы, заложенного здесь в 1404 году. - Это главный собор Желтикова монастыря. Одновременно был найден Никольский придел, который был выстроен тогда же, в 1404 году, и западный притвор этого храма. Мы не смогли найти южную половину комплекса, потому что она вся выбрана в послевоенное время, то есть уничтожена, - провел краткий экскурс в историю для Tverigrad.ru Алексей Салимов. «Но даже того, что мы нашли, уже достаточно, чтобы назвать находку уникальной. Теперь мы имеем достаточно полное представление о первом каменном храме Желтикова монастыря, который, на мой взгляд, в силу целого ряда конструктивных элементов вполне вписывается в балканскую традицию строения храмов», - подчеркнул археолог с 35-летним стажем. Также доктор искусствоведения отметил, что люди, возводившие этот храм, были творческие и, выражаясь современным языком, креативные. По его мнению, зодчие смогли реализовать здесь все свое умение и профессионализм, потому что этот храм по своей архитектуре выпадает из контекста зодчества тверской земли в XIV - XV веков. - В науке существует две версии. Одна говорит, что русская архитектура первой половины XV века живет под влиянием балканского зодчества, а другая - что все развивалось параллельно. Мне вторая точка зрения ближе. Я думаю, что тверская архитектура выступала пионером в освоении целого ряда архитектурных форм, - охарактеризовал особенности строительства тех лет Алексей Салимов.

http://sobory.ru/article/?object=49437

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010