Духовная жизнь цвела в Андрониковой обители под надзором бдительного настоятеля; ученик Сергия пас стадо своё Богоугодно 138 . «Святой Андроник», пишет преп. Иосиф Волоколамский, «сиял великими добродетелями. С ним жили ученики его Сава и Александр, чудные, знаменитые иконописцы, Даниил и ученик его Андрей и многие другие таковые же. Иконописцы отличались таким подвижничеством, такой ревностью к посту и иноческой жизни, что удостоились Божественной благодати; они столько возвысились в святой любви, что никогда не занимались земным; ум и мысли их обращены были к невещественному, Божественному свету, а чувственное око их с любовью смотрело на написанные вещественными красками лики Владыки Христа, Пречистой Богоматери и всех святых. – В самый праздник светлого Воскресения Христова, сидя на скамейках и имея перед собой честные иконы, смотрели они на них неуклонно и исполнялись святой радостью и светом. Так поступали они и в другое время, когда не занимались писанием икон. – Потому Владыка Христос прославил их в последний час смерти. Сперва преставился Андрей, потом заболел и спостник его Даниил и, будучи при последнем издыхании, видел своего спостника Андрея в великой славе, с радостью приглашающего его в вечное и бесконечное блаженство» 139 . – Блаж. Андрей Рублёв в 1405 г. расписывал стены придворного Благовещенского храма и писал иконы его; в 1408 г. он и Даниил украшали соборный храм во Владимире 140 . – Затем украсили они стенописью Спасский храм в Андрониковой обители. Последние же труды их посвящены были, по просьбе преп. Никона, памяти преп. Сергия. «Преподобный, говорит летопись, поспешно собирает живописцев, мужей отличных, совершенных в добродетели, Даниила, спостника его Андрея и их помощников (поспешно совершает он дело, потому что предвидел духом скорое преставление тех живописцев, как это и было по окончании дела); при помощи Божией они усердно принялись за дело и весьма украсили разными чудными изображениями, изумляя поныне всех этим конечным трудом своим. Преподобные, оставив память о себе, спустя немного времени, в доброй старости прияли благий конец 141 . – По этому известью, преп. Андрей и Даниил преставились не позже 1424 г. 142 . Наставник их преп. Андроник почил прежде их. В 1403 г. инок Анфим списывал сборник Святославов «в монастыре Андроникове и при игуменстве Саввине 143 . По этим словам, при уважении пр. Андроника к пр. Сергию, надобно признать за несомненное, что Андроник, достигши глубокой старости, передал управление обителью ученику своему Савве, а сам, по примеру наставника своего, готовился к переходу в другую жизнь в глубоком безмолвии, и кончина его последовала июня 13 не позже 1404 г. 144 . Мощи преп. Андроника и его ученика преп. Саввы покоятся в храме Спасителя, под спудом 145 . Преп. матери Анны и сына её Иоанна

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

В Чет. Минее Житие, списанное Софронием, патриархом Иерусалимским. (Act SS. apr. I. р. 67. et in Append. р. 13. Mazoch. Kal. neapol. I. 172.) Март. P. 2 anp. Мес. В. Есть служба. Свв. мучч. Геронтия и Василида. Скончались от меча. Пролог. (Act SS. 1 apr.) Преп. Макария исповедника, игумена Пеликитской обители. Настоятельствовал после преп. Илариона (28 марта). При Льве Армянине и Михаиле Травлом за святые иконы был в изгнании, в котором и скончался около 830 г. Пролог. (Act SS. 1 apr.) Март. Р. Св. и праведного Ахаза. Пролог. Св. муч. Аврамия Болгарского. Пострадал за христианскую веру от своих единоземцев в 1229 г. Русские купцы принесли мощи его из Болгар во Владимир 1230 г. Мес. всех. Свв. Преп. Евфимия, архимандрита Суздальского. Нижегородец, ученик Дионисия, еп. Суздальского, строитель Спасо-Евфимиева монастыря, современник преп. Сергия Радонежского; преставился в 1404 г., 88 лет от рождения. Пролог. Обретение мощей его 4 июля. Есть служба. 2 Преп. Тита чудотворца. Чет. Минея. (Act. SS. 2 apr. Издатели почитают его современником препп. Феодора и Николая Студ., и даже братом последнего). Есть служба. Св. муч. Амфиана, и брата его Едесия. Из Ликии; познали христианскую веру в Берите. Амфиан всенародно обличил Урбана в заблуждении, подвергся мукам в Кесарии в 306 г. и брошен в море. Едесий, после трудов в рудокопнях, прибыл в Александрию, и там, подобно брату, обличил истязателя христиан Иерокла, мучен и повержен в море. Чет. Минея из Евсевия (О Палест. мучч. гл. 4 и 5) и Чет. Великой. (Аста Martyrium orient. chald. et lat. ed. ab Evod. Assemano Romae. 1748. p. 189–193). Март. Р. об одном Амфиане). Мес. В. Св. муч. Поликарпа. Пострадал в Александрии при Максимине, вызвавшись на мучение добровольно. Чет. Минеи. (Act SS. 2 apr.). Мес. В. 3 Преп. Никиты исповедника, игумена обители Мидикийской в Вифинии. Управлял обителью и страдал за иконопочитание в царствование Льва Армянина. Скончался 824 г. В Чет. Минее Житие из написанного Феостериктом, учеником его, и из Великой Четьи. (Act SS. 3 apr. et in Appendice р. 22. Обитель св. Сергия το μιδικιδινος находилась не вдалеке от Прусы, на берегу Пропонтиды).1 Март. Р. Мес. В. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Святой старец, помолившись о нем и благословив его крестом, в пророческом духе воскликнул: «Иди, благоверный князь, и Господь да будет с тобою, помогая тебе! Врагов своих одолеешь и благодатью Христовою здрав возвратишься в свое отечество » . Приняв потом начальство над войсками, Юрий с благословением старца не боязненно вышел против неприятелей, в продолжение трех месяцев разбил неприятелей на голову, завоевал несколько неприятельских городов, и с богатою добычею, и со славою победителя возвратился в отчизну. Первым долгом его по возвращении было поспешить в обитель к пр. Савве, и принести благодарение Богу, Который даровал ему победу молитвами св. старца. Преподобный отслужил благодарственный молебен и осенил князя крестом, Юрий молился со слезами, лобызал руки старца и благодарил его за молитвенное вспоможение в одолении супостатов. Преподобный со смирением говорил о своей духовной немощи, уверял, что Сам Бог , видя любовь князя к нищим и убогим, даровал ему победу и «к сим множайшая словеса учительная изрече ему от божественных писаний». Благодарный князь многое тогда принес в дар возникавшей обители. На его иждивение новая церковь значительно украшена, глава на ней обита медными позлащенными листами, устроены братские келии и обитель обнесена деревянною оградою. Но вскоре монастырь принял новый вид. Усердный князь Юрий возжелал вместо деревянной церкви создать каменный собор во имя же рождества Богородицы: собор, построенный в 1404 году, существует в том же виде и по сие время. После торжественного освящения собора, князь Юрий принял благословение от св. игумена, и вручил ему грамоту следующего содержания: «Пречистый ради милости и честного ее рождества, се яз князь Юрий Дмитриевич, что яз дал Пречистой в дом, на Сторожи, отцу своему игумену Савве с братией, или кто по нем иный игумен будет, села свои в Звенигородском уезду, село Белгина и с деревнями, деревня Тимонина, деревня Павликова, деревня Козинская, да село Дубацинское, да деревню Гледеновскую, да деревню Еремееву, да сельцо Усть-Развадни, да к тому сельцу придал есми Патрикеевской земли, дал есми в Русском уезду, в Замошьи, село свое у Василья святого и с деревнями и с прудом и со всем тем, что к тому селу исстари потягло, а что себе отец мой игумен Савва с братией прикупят земель, или что им дадут земель по души в моей вотчине: и которые люди имут жити на тех землях монастырских, и тем людем ненадобе моя дань, ни ям, ни подводы, ни мыт, ни тамга, ни писчея белка, ни осмьмничьи, ни костки, ни явка, ни иная которая пошлина, ни города ни делают, ни двора моего не ставят, ни коня моего не кормят, ни сень моих не косят, також ни к сотскому, ни к дворскому, ни к десятскому с тяглыми людьми не тянут ни в которые протары, ни в размет, ни в иные которые пошлины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Константинопольские патриархи Каллист I Ксанфопул (1350–1353, 1355–1363) и Филофей Коккин (1353–1354, 1364–1376) несколько раз смещались с кафедры патриархами Тырновскими. В 1355 г. Вселенский патриарх Каллист направил тырновскому патриарху Феодосию II Келифаревскому (ок. 1360) послание, в коем призывал восстановить в Тырновском Патриархате литургическое поминовение Вселенского патриарха, которое патриарх Феодосий, по-видимому, упразднил, поскольку мнение Каллиста о подчиненности тырновской кафедры Константинополю в самой Болгарии не разделялись. Позже Феодосий эмигрировал в Константинополь, где и умер в 1363 г., а патриарх Каллист написал его «Житие». В 1393 г. Тырново захватили османы. Жителей города вырезали, кафедральный собор был обращен в мечеть. Турки рассматривали православных как единую общность, не деля ее на отдельные народности, и после завоевания Балкан предоставили православные народы полуострова в безраздельное управление константинопольского патриарха. Для Болгарии это имело самые прямые последствия – был упразднен Тырновский Патриархат (1235–1393), и со смертью в изгнании последнего тырновского патриарха Евфимия II (1375–1393, в изгнании – до 1404) вторая автокефальная Болгарская церковь перестала существовать. В Тырново (в отличие от Охридской архиепископии, где при турках номинально сохранялась автокефалия) была образована рядовая епархия в составе Вселенского Патриархата, управлявшаяся присланными из Константинополя греческими иерархами. Положение Болгарской церкви в период османского владычества оценивается в литературе неоднозначно. В болгарских исследованиях общепринята точка зрения о насильственной эллинизации болгарского населения Вселенским Патриархатом. Она преобладает и в российской историографии. Мнения греческих специалистов полярны. Многие авторы признают отдельные факторы духовного давления со стороны некоторых представителей греческого клира. «Идеализация исторической действительности со стороны греческого ученого сообщества достойна осуждения.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1386. Бог есть свет. 1827. XXV. 232. 1387. Различные виды домостроительства Божия. 1831. XLIII. 283. 1388. Православно-догматическое учение о творении Божием. 1849. II. 3. 1389. О земле, по откровению неба. 1827. XXVII. 269. 1390. О небе, по откровению неба. 1827. XXVII. 198. 1391. Небо. 1825. XVII. 118. 1392. Православно-догматическое учение о мире духовном. 1850. I. 205. 1393. Православно-догматическое учение о мире вещественном. 1850. I. 383. 1394. Провидение. 1833. IV. 301. 1395. Провидение. 1834. IV. 315. 1396. О действии провидения Божия. 1841. II. 472. 1397. Око Божие. 1822. V. 273. 1398. Об учреждении И. Христом церкви Своей на земле. 1839. III. 43. 174 1399. Об отношении церкви Христовой к Иисусу Христу, как своему основателю. 1843. I. 126. 1400. Глава церкви – Господь наш И. Христос. 1843. I. 454. 1401. Об основании Церкви Господом нашим И. Христом. 1860. I. 219. 1402. О св. Церкви Христовой. 1846. IV. 70. 1403. О коренных свойствах и истинном значении Церкви Христовой. – И. Т. Осинина. 1862. I. 515. 1404. Человек. 1821. IV. 54. 1405. Мысли о достоинстве природы человека. 1840. III. 234. 1406. Об истинном величии человека. 1833. IV. 347. 1407. Новый человек. 1823. IX. 94. 1408. Человек. 1856. I. 60. 1409. О природе, происхождении и назначении человека. 1833. II. 300. 1410. Православно-догматическое учение о человеке. 1850. II. 25. 208. 1411. Назначение человека. 1851. II. 325. 1412. Происхождение и бессмертие человеческой души. 1864. I. 76188. 1413. О бессмертии души. 1850. II. 183. 271. 344. 1414. Бессмертие. 1825. XVIII. 120. 1415. О бессмертии. 1829. XXXVI. 287. 1416. О благодати. 1844. IV. 98. 1417. О благодати Божией. 1851. II. 251. 1418. О начале зла в мире. 1846. IV. 245. 1419. О первородном грехе. 1837. III. 60. 1420. Об ангеле-Хранителе. 1823. X. 301. 1421. О служении нам ангелов хранителей. 1824. XIII. 84. 1422. Об ангелах хранителях человеческих обществ. 1842. IV. 276. 1423. О таинстве крещения. 1852. I. 16. 1424. О таинствах крещения и миропомазания. 1836. II. 287.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

23. Преп. Роман Киржачский. Когда в пустыню преп. Сергия проникли тревоги мирского самоволия, великий авва удалился из обители с учеником своим Романом и поселился в пустынной келлии, близ сельца Киржача, в лесах нынешнего Покровского уезда. Старцы обители Сергиевой молили св. митрополита Алексия возвратить к ним отца их. Покорный воле святителя, преп. Сергий поручил Роману оканчивать устроение новой пустынной обители, а сам возвратился на прежнее место. Блаж. Роман устроил обитель и был примером подвижнической жизни для иноков. Скончался 29 июля 1392 года. Мощи его почивают под спудом в храме обители его. Монастырь его был постоянно приписным к Сергиевой Лавре и упразднен в 1764 году, при чем монастырские храмы обращены в приходские заштатного города Киржача, Владимирской губернии, Покровского уезда. У южной стены древнего Благовещенского храма в особой палатке почивают под спудом мощи преп. Романа; на медной гробнице вычеканены тропарь и кондак. 24. Преп. Андроник, игумен Спасский. Родом из Ростова, любимый ученик преп. Сергия Радонежского. В 1356 году св. митрополит Алексий, возвращаясь из Константинополя, был застигнут бурею на Черном море. Он дал обет соорудить храм во имя того, кому Церковь празднует в тот день, в который он ступит на землю. Выйдя на берег 16 августа, святитель вознамерился создать под Москвою монастырь с храмом Спасителя, икону Которого, именуемую подобием «Нерукотворенного образа», он имел при себе во время плавания. Для управления новою обителью, он испросил у великого аввы Сергия одного из учеников его Андроника, который около 1360 года устроил, по указанию святителя, общежительный монастырь. После 40-летнего настоятельства скончался 13 июня около 1404 года. Мощи почивают под спудом в соборной церкви Спасо-Андроникова монастыря. 25. Преп. Савва, преемник преп. Андроника, по отзыву Пахомия Логофета (знавшего лично современных блаж. Савве старцев), «великий в добродетелях», скончался между 1410 и 1420 годами. Мощи его почивают в одной раке с мощами наставника его Андроника, в древнем Спасском соборе, на левой стороне, в арке.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Боцяновского кажется довольно убедительным: сходство слога часто есть лишь результат общности источников. В своей полемике Артемий нередко прибегает к приведению цитат из Св. Писания, являющихся в его глазах одним из самых веских аргументов. Пользование цитатами этого рода различно: иногда автор довольно пространно толкует цитуемые места, иногда силу аргументации он придает самой цитате, не сопровождая её сколько-нибудь значительными пояснениями. Примером приемов первого вида может послужить хотя-бы толкование цитаты из апостола Павла. «Христос единою о гресех пострада…». 581 Приведя эту цитату, Артемий немедленно ограничивает произвол её толкования: эти слова ап. Павла не должно понимать, как отрицание Евхаристии и «прочего священнодейства» (при этом ссылка на Дионисия Ареопагита , но без указания источника), – но апостол сказал их, «отвъдя съмнение Иудейское от службы сени ветхаго закона». Затем приводится справка из церковной истории по поводу причин, вызвавших приведенное суждение ап. Павла: в начале апостольской проповеди приняло крещение множество уверовавших иудеев, но далеко не все они были знакомы с догматами новой веры, между тем иудеи, не принявшие крещения, осуждали их, говоря, что они, не принося жертв, спастись не могут. Вот почему и ап. Павел должен был изложить учение о службах и тайнах Христовых. Артемий, словами Дионисия Ареопагита (отчасти в собственной перефразе), толкует внутренний смысл церковных служб, высказывая, что «Христовых служеб священнодейство образ сут небесным, и елика небесным существем невещественне и премирне, нам же вся в образех предана бяху». Затем он устанавливает, что «наше священнодейство» занимает среднее место между ветхозаветным и небесным («средою края некако обоих касаяся»), и определяет отношение учения И. Христа к Ветхому Завесу: «не прииде бо разорити закона Христос, но на лепшее престроити». Ссылка на пророчество Малахии завершает толкование. Примеров подобных пространных толкований у Артемия достаточно: см., напр., ст. 1413–1414. где разъясняются слова И. Христа: «не судите и не осужени будете», или – на ст. 1404–5, где приведен и истолкован Евангельский рассказ о богатом юноше.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. В. Егорова Рубрики: Ключевые слова: АМВРОСИЙ (Гренков Александр Михайлович; 1812-1891), иером., прп. Оптинский (пам. 27 июня, 10 окт., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев, в Соборе Липетских святых и в Соборе Тамбовских святых) АНТОНИЙ (Медведев Андрей Гаврилович; 1792-1877), архим., наместник Троице-Сергиевой лавры, прп. (пам. местн. 12 мая и в Соборе Радонежских святых) ЕВФИМИЙ (1316? - 1404/05), основатель и 1-й настоятель Евфимиева суздальского в честь Преображения Господня муж. мон-ря, прп., Суздальский (пам. 1 апр., 4 июля, 23 июня - в Соборе Владимирских святых, в Соборе Нижегородских святыхъ, 6 июля - в Соборе Радонежских святых) АВРААМИЙ ГАЛИЧСКИЙ [Чухломской, Городецкий] († 1375), прп. (пам. 20 июля, 23 янв. - в Соборе Костромских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДР (ПЕРЕСВЕТ) И АНДРЕЙ (ОСЛЯБЯ) РАДОНЕЖСКИЕ (XIV в.), преподобные (пам. 7 сентября, в Соборе Брянских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Радонежских святых) АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АНАТОЛИЙ (Копьёв (Зерцалов) Алексей Моисеевич; 1824-1894), схим., прп. Оптинский (пам. 25 янв.,11 окт. - в Соборе Оптинских старцев) АНАТОЛИЙ (Потапов Александр Алексеевич; 1855-1922), схим., прп. Оптинский (пам. 30 июля, 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев ) ВАРСОНОФИЙ (Плиханков Павел Иванович; 1845 - 1913), архим., прп. (пам. 1 апр., 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ВАРФОЛОМЕЙ И НАУМ (2-я пол. XIV в.), прп. Радонежские (пам. 11 июня, 1 дек. и 6 июля - в Соборе Радонежских святых) ВЛАДИМИР БЕЛОПЕСОЦКИЙ (Василий; ок. 1450 - ок. 1522), прп. (пам. 15 июля и в воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых) ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОРОФЕЙ († ок. 1613), прп. (пам. 6 июля - в Соборе Радонежских святых), Троицкий, ученик и келейник прп. Дионисия (Зобниновского)

http://pravenc.ru/text/154265.html

699 ...Иоан достопаметный... церковь Божию окорми. – Архиепископ Иоанн занимал новгородскую кафедру в 1388–1415 гг. (при этом в течение трех лет и трех месяцев в 1401–1404 гг. он находился в Москве в заточении). Известен тем, что за годы его архиепископства и по его инициативе было основано большое число монастырей как в самом Новгороде, так и в Новгородской земле. Годы правления Uoahha II автор Сказания почерпнул, скорее всего, из летописного источника. 700 Монастырь же крестообразно четырестнно огради... от сиверныа страны на полдень по праву манастыря. – Как мы видим, современная планировка Валаамского монастыря (XVIII–XIX вв.) практически повторяет первоначальную планировку: прямоугольное каре, ориентированное по сторонам света, с храмами в центре. Традиция монастырского строительства каким-то образом сохранилась, несмотря на более чем столетний перерыв в XVII в. 703 Законъ же манастырскый по святым священым догъматом изложи... аще и от простых людей есть. – «Закон монастырский Сергия» носит характер вставки – видимо, автор Сказания включил в свой текст готовое произведение, пересказав его своими словами. Сравнение «закона монастырского Сергия» с известными древнейшими уставами общежительных монастырей (Евфросина Псковского, Иосифа Волоцкого , Корнилия Комельского, Герасима Болдин-ского, Павла Обнорского) показывает, что по своей форме он не является монастырским уставом в общепринятом смысле (скорее всего – это краткая «выжимка» из устава или же форма устава-завещания основателя монастыря), хотя также проповедует принципы общежительства, а в некоторых вопросах значительно опережает их. Так, например, только Стоглавый собор (1551 г.) принял пункты о принятии пострижеников без вкладов и о совместной трапезе игумена и всей братии. Отличие проявляется и в отношении к провинившимся – в монастырских уставах других монастырей оно значительно более суровое. Трудно сказать, действительно ли «закон монастырский» был сочинен самим Сергием или же авторство приписано ему более поздней традицией. Известно лишь, что Валаамский монастырь пользовался устойчивой репутацией обители с древними общежительными устоями, хотя как общая мера общежительство утвердилось в новгородских монастырях с начала XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

360) или «папский затвор» (кан. 667 § 3). Однако это не помешало церковному законодателю подчеркнуть, что Глава Коллегии епископов, в силу своего служения «Пастыря вселенской Церкви», а значит, «постоянного и зримого начала» и «основания единства как епископов, так и множества верующих» (LG 23, 1), «пользуется в Церкви верховной, полной, непосредственной и универсальной ординарной властью» (кан. 331). Эти пять определений природы и содержания верховной папской власти, которую он по божественному праву призван осуществлять во вселенской Церкви, означают: 1) ординарная , – то есть предоставленная должности примаса правом 708 ; 2) верховная , – то есть в ее осуществлении Римский Первосвященник свободен и независим от членов Коллегии епископов, будучи как таковой «никому не подсуден» (кан. 1404); 3) полная – значит не просто власть управления и наблюдения, но такая власть, у которой нет недостатка ни в одном из существенных элементов ни в отношении единства верующих, ни в отношении управления Церковью. Иначе говоря, она содержит все элементы, касающиеся законодательной, исполнительной, или административной, и судебной функций 709 ; 4) непосредственная , – то есть власть, осуществляемая папой прямо, без посредующих звеньев, над всеми верующими и всеми отдельными Церквами, даже если в отношении последних непосредственность папской власти направлена на укрепление и обеспечение собственной ординарной и непосредственной власти епископов 710 ; 5) универсальная, – то есть власть, сфера действия которой охватывает communio Ecclesiae et Ecclesiarum в целом, потому что только папа является Главой Коллегии епископов, а значит, и caput totius Ecclesiae (Главой всей Церкви) 711 . Вслед за названными канонами, где даются правовые очертания двух субъектов верховной власти в Церкви, церковный законодатель 1983 г. помещает описание различных институциональных органов, через которые эта власть получает конкретное осуществление. Такими органами являются: Вселенский собор (каноны 337_341), к сожалению, трактуемый под заголовком De Collegio Episcoporum, как если бы он был единственным способом коллегиального выражения Коллегией епископов ее верховной власти; Синод епископов (каноны 342_348); Коллегия кардиналов (каноны 349_359); Римская курия (каноны 360_361) и Легаты Римского Первосвященника (каноны 362_367).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010