По свидетельству Прокопия, один Юстиниан Великий создал 6 храмов во имя архангела Михаила (de aedificiis). В первых дошедших до нас месяцесловах Константинопольской церкви (VIII-IX в.) значится праздник бесплотных сил 8 ноября. Западная церковь расходится с восточною в днях празднования ангелам; она празднует им 8 мая и 29 сентября. Празднование ее 8 мая в память явления архангела Михаила на горе Гаргане в Апулии некоторые возводят в концу V века, во временам папы Геласия (492–493) 446 . В древнейших западных календарях римском (IV в.) и карфагенском (V в.) нет праздника ангелам, но в календарях VIII века он уже есть под 29 сентября. Ветхозаветные святые Как в восточные месяцесловы, так и в западные календари и мартирологи (VII – X в.) внесены многие памяти ветхозаветных святых. 1) Большая часть из них в той и другой церкви чтятся в разные дни. 2) Согласно празднуют обе церкви памяти следующих святых: Авраама 9 октября, Моисея 4 сентяб., Иисуса Навина 1 сентября, прор. Самуила 20 августа, прор. Иеремии 1 мая, прор. Авдия19 ноября, прор. Ионы 21 и 22 сент., прор. Наума 1 дек., прор. Софонии 3 декабря, прор. Елиссея 14 июня, Маккавеев 1 августа. Маккавеи внесены в святцы ранее всех ветхозаветных святых. 3) Некоторые из ветхозаветных святых внесены в римский мартиролог уже поздно, – Баронием, из восточных святцев, таковы пророки: Авдий, Иона, Наум, Софония. 4) Нет в западных мартирологах: праведного Финееса, Анны, матери Самуила, прор. Самея 9 января, Ахии, предрекавшего Иеровоаму царство, 12 ноября, Иоада, обличителя Иеровоама, 30 марта, прор. Варуха 28 сентября, Азарии, современника Асы царя, 3 февраля, Езекии царя 28 авг. (в греч. синаксаре) и многих других, воспоминаемых у нас в неделю праотец и отец. 5) В восточных синаксарях нет Ездры (в римском мартирологе 13 июля). Апостолы Блогоговейное почитание памяти апостолов в восточной и западной церквах видится в самой глубокой древности. Юлиан отступник свидетельствует, что христиане тайно чтили гробницы апостолов Петра и Павла еще при жизни Иоанна Богослова 447 император Константин великий создал в Царьграде храм во имя святых апостолов.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

преподобных отцев Печерских Антония, (+ 1073, память 10 июля, 2 сентября), Феодосия (+ 1074, память 3 мая, 14 августа, 3 сентября), Моисея Угрин а (+ ок. 1043/после 1051, память 26 июля), Нестора Летописца (+ 1113-1116, память 27 октября), князя и инока Николы Святоши , Черниговского, Печерского (+ 1143, память 14 октября)  и всех отцев Киево-Печерских; преподобных Иова (1551–1659, память 28 августа/10 сентября, 28 октября/10 ноября и 6/19 мая) и Амфилохия (1897–1971, память 29 апреля/12 мая), чудотворцев Почаевских, схимонаха Досифея Китаевского , схим. (+ 1777, память 25 сентября/8 октября), преподобного Серафима Саровского, преподобной Александры Дивеевской (+ 1789, память 13/26 июня), преподобного иеросхимонаха Парфения Киевопечерского (1790–1855, память 17/30 марта) святых новомучеников и исповедников: священномученика Владимира , митрополита Киевского (1848–1918, память 25 января/7февраля), Константина , митрополита Киевского ( Дьякова , 1871–1937), Александра , архиепископа Харьковского (Петровского, 1851–1940, память 19 мая/1 июня), Прокопия, архиепископа Херсонского (Титова, 1877–1937), и с ним иерея Иоанна Скадовского (+ 1937, 10/23 ноября), Анатолия, митрополита Одесского (Грисюка, 1880–1938, память 10/23 января), Онуфрия , архиепископа Курского и Обоянского (Гагалюка, 1885–1938, память 19 мая/1 июня), Макария , епископа Днепропетровского (Кармазина, 1875–1937, память 20 ноября/3 декабря), Василия, епископа Прилукского (Зеленцова, 1870–1930, память 22 марта/4 апреля), Иоасафа, епископа Могилевского (Жевахова, 1874–1937, память 22 ноября/5 декабря), Дамаскина, епископа Глуховского (Цедрика, 1877–1937, память 2/15 сентября), Аркадия, епископа Бежецкого (Остальского, 1889–1937, память 16/29 декабря ), Порфирия, епископа Симферопольского и Крымского (Гулевича, 1864-1937, память 19 ноября/2 декабря), Сергия, архиепископа Мелитопольского (Зверева, 1872–1937, память 1/14 ноября), святителей исповедников Луки , архиепископа Симферопольского и Крымского , и Афанасия, епископа Ковровского ,

http://pravmir.ru/pomolimsya-ob-ukraine/

Вскоре на первый план вышли иные события. Тохтамыш предпринял большой поход против эмира Тамерлана , окончившийся неудачно. Хан нуждался в средствах и союзниках. Летом 1392 г. он вызвал в Орду В. Д. У московского вел. князя были свои планы. Он повез дорогие подарки, золото и серебро. Воспользовавшись затруднительным положением Тохтамыша, за привезенные сокровища В. Д. получил от хана ярлык на вел. княжество Нижегородское и посла, к-рый должен был утвердить данное решение. В кон. окт. 1392 г. вел. князь вернулся в Москву, но еще будучи в дороге, из Коломны отправил ордынского посла и своих бояр в Н. Новгород. Там местные бояре изменили своему князю, и правивший в Нижнем вел. кн. Борис Константинович без сопротивления был сведен со стола и отправлен на княжение в Суздаль. Вскоре в Н. Новгород приехал и сам В. Д. Он пробыл там 2,5 месяца, устанавливая новые порядки и посадив в городе и др. адм. центрах своих наместников. Присоединение к Москве Нижегородского княжества, одного из 3 существовавших к тому времени вел. княжеств Сев.-Вост. Руси, стало самым крупным политическим достижением В. Д. И хотя впосл. нижегородские князья неоднократно делали попытки вернуть себе Н. Новгород, Суздаль и Городец, их успехи носили кратковременный характер и важные в стратегическом и экономическом отношениях земли по Н. Оке и Ср. Волге остались за Москвой. В летописных сводах, восходящих к общерус. своду 1418 г. митр. Фотия , сообщается, что одновременно с ярлыком на Н. Новгород В. Д. получил от Тохтамыша ярлыки на Муром, Мещёру и Тарусу. Едва ли такое количество ярлыков вел. князь сумел получить в 1392 г., тем более что ранние летописи молчат о приобретении В. Д. 3 последних земель. Однако о планах присоединения к владениям вел. князя Мурома и Тарусы шла речь в его договоре с кн. Владимиром Андреевичем от янв. 1390 г. В др. договоре тех же князей от 1401/02 г. Муром и Мещёра числились уже в составе владений вел. князя, следов., они были присоединены В. Д. в 1392-1401 гг. Присоединение Тарусы, возможно, произошло между 1392 и 1418 гг., когда был составлен свод митр. Фотия, сообщивший о получении В. Д. ханского ярлыка на Тарусу.

http://pravenc.ru/text/150783.html

Так как в том же столетии, в 313 году, при Константине Великом , вместо счисления олимпиадами, введено было счисление по индиктам, или пятнадцатилетиям, которые начинались с 1 сентября, то очевидно, что начало года по пасхалия, составленной александрийскими учеными, не могло быть другое, кроме 1 числа сентября. Это самым убедительным образом подтверждает система вруцелет 87 , которая расположены с 1 числа сентября так, что первый год круга солнечного 88 , а следовательно, и 1 вруцелето всегда упадфт на 1 число сентября, которое в первом круге солнца всегда бывает в воскресенье, что совершенно согласно с учением Св. Писания, по которому первый день творения мира – воскресенье, а последний 6 пятница. И потому все пасхальное счисление, как -то индикты, лунные 89 и солнечные круги, индиктионы 90 обыкновенно начинаются с первого дня сотворения мира, т. е. с I сентября». «В 6 столетии Марк Аврелий Кассиодор 91 , – продолжает Горбачевский, – трудился над Пасхалиею и довел ее до надлежащей определенности и полноты, именно его трудами она получила тот вид, в каком она я поныне существует . К этому времени следует отнести замену сентябрьского года мартовским и постановление считать от сотворения мира не 5500, по счету Юлия Африканск ого, но 5508 лет, по счету, принятому греками со времен Ираклия“. Но утверждая, что александрийский год начинался с сентября месяца 92 и Горбачевский не показывает, в каком отношении стоял этот год к другим годам, напр. мартовскому. Ответ на это находим у Хавского. По его мнению, сентябрьский год следует за мартовским, что ясно, напр., из такой таблицы: месяц апрель август Сентяб. октябрь ноябрь Декаб. январь февраль Март год Сентяб. год В пасхальном отношении различение годов мартовского и сентябрьского весьма важно. Так, в мартовском году Пасхи своего года, так сказать, или вовсе не было, или случалось весьма редко, когда, именно, четыредесятница с подготовительными неделями начиналась с марта месяца. Как тесно связанная с предшествующей ей четыредесятницей, Пасха в большинстве случаев относилась не к текущему мартовскому, а к пред идущему году, хотя самый праздник и приходился в текущем году.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

925. Устав Церковный, по месяцеслову , в четвертку, 354 л. неполный (нет листов с изложением особенностей богослужения на дни с 1 по 5 сентября и с 17 по 30 августа), полууставом и скорописью XVI в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. В нем не только излагаются особенности богослужения в тот или другой день, но и приводятся тексты песнопений и нередко целых канонов. Службы русским святым: 1) июля 15 (в порядке месяцеслова) – князю Владимиру (296–300); по окончании месяцеслова 2) декабря 21 – Петру митрополиту (337–340 об.); 3) февраля 12 – Алексию митрополиту (341– 344 об.). В конце службы общия: апостолу единому (348 об.–352 об.) и апостолом двум и многим (353 об.). 926. Устав Церковный , в четвертку, 293 л., неполный, полууставом XVI в., в поврежденномч дощатом с кожею переплете. Листы 265–271 писаны другим почерком. Некоторые листы подклеены и запачканы. На л. 133 об. запись писца: «В лето 7023 (1515) списана бысть книга сия месяца октября в 10 на память святых мученик Евлампиа и Евлампии в день во вторник». Состав: 1) главы Марковы (4 об.–38 об.) с оглавлением их (1–4); всех глав 81; нет конца 41 главы и следующих за нею; 2) устав службы в четверг, пятницу и субботу Страстной недели, в неделю Пасхи и во всю Светлую седмицу до недели Антипасхи (39–61 об.). На л. 61 об. начало статьи о службе в неделю Антипасхи; 3) устав общих служб, без начала (62–65). На 64–65 лл. указатель апостольских и евангельских чтений на различныя потребы; 4) последование Четыредесятницы (66–109); оканчивается утреннею службою в четверг Страстной седмицы; 5) последование Пятидесятницы, начиная с недели Антинасхи (110–131). Повидимому, листы рукописи перепутаны: порядок их должен быть такой: 66–109, 39–61; 110–131; 6) зачало святаго поста святых апостол (131–133 об.); 7) последование церковного собрания (134–293 об.). Листы этой части рукописи перепутаны: 134 л. начинаетея продолжением текста об особенностях богослужения 15 июля; на 155 листе по заключении текста об особенностях службы 31 августа следует киноварная полууставная запись : «Конец последованию церковного собрания»; «на лл. 156–293 месяцеслов, с 7 сентяб]ря по 7 июня; следовательно, порядок листов должен быть такой: 156–293, 134–155; мееяцеслов неполон. Нет нескольких листов между листами: 38 и 39, 61 и 62, 155 и 156, 174 и 175, 271 и 272 и после 293 л.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

10 «Летопись Скита» Оптиной Пустыни под 10 октября 1901 года сообщает, что «в память исполнившегося десятилетия» со дня кончины старца Амвросия «предложено напечатать и издать отдельною брошюрою стихотворение, посвященное памяти старца, написанное одним из числа скитской братии... К стихотворению будут приложены ноты для пения, которые уже взялся написать помощник регента хора певчих Исаакиевского собора в Петербурге г-н Буйлов. На издание стихотворения и нот к оному посланы деньги г-ну Погожеву, который взял на себя труды по изданию стихотворения». Погожев – настоящая фамилия духовного сына преподобного Амвросия писателя Евгения Николаевича Поселянина, растрелянного 12 февраля 1931 года по делу «двадцатки Преображенского собора». 15 Отрывок из письма о. Зосимы от 21 мая 1797 года; письмо это хранилось в архиве Оптиной Пустыни. 16 На первой странице тетради рукой преподобного Амвросия надписано: «Брату Константину благословляется записывать замечательные случаи Оптиной Пустыни и Предтечева Скита. 20 го Сентяб. 1862 года. Многогр. . 18 Пятисотница – оптинское келейное правило, состоящее из пятисот кратких молитв с поклонами: 300 Иисусовых, 100 Богородице, 50 Ангелу-хранителю и 50 всем святым. 20 Прот. М. И. Хитров († 1899) – духовный писатель. См. о нем: Поселянин Е. Памяти протоиерея М. И. Хитрова/Русский паломник. 40. СПб. 1899. С 695–696. 21 В день отъезда владыки Трифона (7 декабря 1906 г.) скитский летописец записал: «За время пребывания в Скиту преосвященный, кроме присутствия при Божественных службах, неоднократно приходил на скитские правила в соборную келлию, где иногда читал положенные на правилах Евангелия, акафисты, каноны; нередко разделял трапезу с братиею; относился к скитянам с таким вниманием и отличался таким смирением, что вызывал сим удивление и возбуждал к себе глубокое уважение в братии». 24 В воспоминаниях И. М. Беляева о нем говорится: «О. Кукша. Из всех, кого я знал в Оптиной, самое лучшее и самое теплое воспоминание оставил во мне по себе этот старый младенец.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

4) Для постройки и исправления церквей в области войска Донского и в казачьих войсках Оренбургском, Уральском, Сибирском и Астраханском действуют особые правила (Примеч. к ст. 206 Стр. уст. по прод. 1886 г.) Ст. 20 уст. Стр. заменена правилами выше в ст. 206 изложенными. 5 . Кочевые инородцы восприявшие веру христианскую имеют право строить церкви с дозволения епархиального начальства (т. IX кн. 1 ст. 839 Свод. Зак. изд. 1876 г.). 6 . Воспрещается делать представления об устройстве при церквах лавок, или церквей и колоколен при лавках (уст. стр. ст. 208; Опред. св. Син. 31 авг.–30 сентяб. 1888 г. 185). Примечание. Запрещение строить лавки при церквах последовало 15 февраля 1851 г. (II. С. З. 24927). Построенные же до издания сего закона лавки при церквах и колокольнях могут существовать. Впрочем дозволяется устраивать при церквах помещения (лавки для продажи от церкви церковных восковых свечей, икон и духовно-нравственных книг (II. С. З. 10 дек. 1811 г. 24906; ук. св. Син. 22 нояб. 1860 г., 16 сен. 1863 г. и 11 янв. 1868 г.). 7 . Проекты на церковные постройки и перестройки, разрешение коих предоставляется власти епархиальных Архиереев, передаются из духовных консисторий в местные строительные отделения при губернских правлениях 102 , с тем, чтобы последние в случаях, превышающих предоставленную им власть по утверждению проектов, сами представляли таковые в подлежащее Министерство, и по утверждению в оно, возвращали в консисторию для исполнения; по тем же постройкам и перестройкам церквей на производство коих необходимо разрешение Св. Синода или Высочайшее соизволение, епархиальные начальства должны вносить рассмотренные в местных строительных отделениях планы и фасады в Св. Синод. (Уст. стр. ст. 209 по прод. 1886 г.; Уст. дух. конс. ст. 48). Примечание 1. К проектам, утверждение коих выходит из пределов ведомства строительных отделений, относятся проекты на постройку каменных церквей с деревянными сводами, куполами и кровлями. (Цирк. Мин. Внутр. Дел 1869 г. 180; ук. Св. Син. 4 дек. 1870 г. 73).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Иеронимов) 5, именно: 22 июня, 30 авг., 4, 16 и 23 сент. На Лаодикию, по двум указаниям Фригийскую, три: 23 и 26 июня и 9 октября; на Синнаду во Фригии 4, именно: 30 июня, 19 июля, 13 авг. и 20 сент.; на Низивию три: 23 мая, 15 и 30 июля; на Мелитину армянскую 3, именно: 7 янв., 3 мая и 21 ноября; на Никею 2:19 и 27 января; на Халкидон 2:17 сент. и 13 окт.; на Азию 2:23 февр. и 16 окт.; на Орфу (Едессу) 2:2 сентяб., 15 ноября; на Кесарию Палестинскую 2:16 февр. и 30 мая; затем, по одному дню: в Александрии на Иссе 3 сент., в Галатии 15 сент., в Вифинии, вернее, в Афинах 18 мая, в Иераполе во Фригии 25 окт., в Евмении во Фригии 27 окт., в Илиополе 6 янв., в Пергаме 13 апреля, в Афродисии в Карии 30 апр., в Листре 23 мая. Много внесено мучеников из областей Балканского полуострова. Восточное влияние на эти области началось с первых времен христианства из Греции и Македонии, и из колоний греческих на юге на Средиземном море, на востоке на Понте Евксинском. Со времени Диоклетиана, перенесшего свою резиденцию в Никомидию, это влияние еще более усилилось. Разделив империю на западную и восточную, он страны Балканского полуострова отнес к восточной империи, вручив управление иллирийскими провинциями своему помощнику Галерию, жестокому ненавистнику христиан, который имел пребывание в Сирмии. Император Константин, разделив римскую империю на четыре префектуры: восточную, Иллирийскую, Италийскую и Гальскую, а сии на диоцезы и провинции, отнес Фракию к восточной префектуре, обнимавшей Азиатские области и Египет. Иллирийская префектура восточная обнимала области Македонию, Иллирию и Дакию; в состав Македонии входили провинция Ахайя и часть греческих островов. В состав Италийской префектуры входили, между прочим, области: два Норика, две Паннонии, Далмация, Савия и Валерия рипенская. Таким образом, к Италийской префектуре отнесена только сравнительно небольшая северо-западная часть Балканского полуострова. С возведением Византии в столицу империи в 326–330 годах влияние восточное греческое на страны Балканского полуострова еще более усилилось.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

За похищенные у меня деньги, 1 000 р. 49 , – взыскана эта сумма и прибавлен 1 год заключения – февраль [г.] Арестован пред майскими праздниками 1937 г. и вывезен в дальний лагпункт – апрель [г.] Возвращен после праздников в Медвеж[ь]егорск 50  – май [г.] Отправлен на лагпункт в Водораздельное отделение – май [г.] Работал на лесобирже, на лесоповале, на строительстве круглолежневой дороги. Был дневальным, бригадиром лаптеплетной бригады. Арестован и без предъявления обвинения заключен в штрафизолятор – август 1937 г. По милости Божией избежал великой опасности. Многие бывшие со мной остались там навсегда. – октябрь [г.] Освобожден Арестован пред октябрьскими праздниками и отправлен в штрафизолят[ор] – окт[ябрь] [г.] Возвращен на прежний лагпункт – декабрь [г.] Арестован пред майскими праздниками и заключен в КУР (камера усиленного режима) – 30 апр[еля] [г.] Возвращен на прежний лагпункт – 3 мая [г.] В начале войны этапирован в Онежские лагеря. Прошли пешком около 400 километров, неся на себе свои вещи – июнь–июль [г.] Работал на лесобирже. Нормы не вырабатывал, был на штрафном пайке, работал дневальным. Голодал, не было ни денег, ни посылок. Был доходягой – июль 1941 г. – июнь 1942 г. Всего на этот раз в заключении пробыл по приговору – 18 ап[реля] [г.1 – 18 ап[реля] [г.] без приговора сверх срока – 18 ап[реля] г. – 30 июня [г.] Бессрочная высылка в Омскую область Совхоз Голышманово. Ночной сторож на огороде – июль–нояб[рь] [г.] Г. Ишим – декабрь [г.] – нояб[рь] [г.] До сих пор все даты указаны по старому стилю. Начиная от настоящей даты, все дальнейшие будут по новому стилю. Арестован – 7 нояб[ря] г. Тюрьмы: Ишимская, Омская, Московские: Внутренняя (Лубянка, 2), Военная Лефортовская, Бутырская, Краснопресненская – ноябрь г. – июнь [г.] Приговор: 8 лет заключения Начало срока – 9 нояб[ря] Сибирские лагеря 51 полевые работы – август – сент[ябрь] [г.] ассенизатор – сентяб[рь] [г.] – авг[уст] г. Арестован – август 52 [г.] Мариинский пересыльный пункт Московские тюрьмы: Внутренняя, Бутырская, Краснопресненская – авг[уст] – нояб[рь] [г.]

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

В начале 64/сентяб-ре-октябре 683 г. 695 Талха умер, а затем началась междоусобица. В Синде арабы совершили в 61/680–81 г. очередные набеги на ал-Кикан, ал-Букан, Кандабил и Кусдар и вернулись с добычей без каких-либо территориальных приобретений 696 . В 681 г. возникла угроза стабильности азербайджанской границы: был убит царь Албании (Аррана) Джуаншер, и хазары вторглись в Закавказье, чтобы отомстить за смерть зятя хакана. Правда, конфликт был быстро разрешен: хазары узнали, что преемник убитого, его племянник Вараз-Трдат, не убийца-узурпатор, а законно избранный знатью царь, не пошли дальше Утика и вернулись назад. Более того, при Вараз-Трдате установились более тесные отношения между Албанией и Хазарией, после того как миссия епископа Исраэла обратила в христианство хазарского правителя Варачана (Баланджара) 697 . Вараз-Трдата признал и Йазид, видимо, на тех же условиях, что и его предшественника. На сиро-византийской границе военная инициатива по-прежнему принадлежала арабам. В 681 г. они, воспользовавшись тем, что император со всей армией ушел к низовьям Дуная, чтобы отразить вторжение болгар, и потерпел там сокрушительное поражение, совершили набег до Икония (Кунйа). На следующий год одному отряду удалось дойти только до Кайсарии, а второй отряд, под командованием ал-Хусайна б. Нумайра, совершил «сирийский» поход; судя по названию, он был направлен против мардаитов-джараджима, восставших в горах севернее Антиохии 698 . О том, что происходило в Малой Азии в 683 г., сведений не имеется. Наиболее дерзкое военное предприятие этих лет совершил в Северной Африке Укба б. Haфu', которого Йазид восстановил на посту наместника Ифрикии. Прибыв в ал-Кайраван, он сразу же арестовал Абу-л-Мухаджира Динара в отместку за то, что был арестован им при предыдущей смене власти в Ифрикии. В 681 г. Укба оставил в ал-Кайраване небольшой гарнизон для охраны семей, командовать которым поручил Зухайру б. Кайсу, а сам со всем войском направился на запад, где сохранялись остатки бывших византийских владений. Первое столкновение произошло около городка Багайа (см. рис. 4). Городское ополчение дало бой в поле, потерпело поражение и укрылось в городе. Укба осадил город, осада затянулась, и Укба отступился от него. После одного или двух сражений он подошел к Тахарту, где его встретило объединенное войско тахартцев и призванных ими на помощь берберов. После тяжелого сражения оно было разгромлено, и арабам открылся путь далее на запад. Можно думать, что слух об этой победе отбил у берберов охоту сталкиваться с арабами, потому что о 750-километровом пути от Тахарта до Танжера (Танджа) не осталось никаких воспоминаний. Правитель Танжера Юлиан вышел с войском навстречу Укбе, но боя не принял, а предпочел заключить мирный договор.

http://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010