Возросла и слава преподобного Сергия. Митрополит Алексий часто пользовался его советами, хотел сделать его своим преемником. Не раз посещал обитель Дмитрий Донской; преподобный Сергий благословил его на Куликовскую битву. Он ездил от великого князя и митрополита послом в Нижний мирить суздальских князей. После Куликовской битвы своими тихими речами он склонил к миру с великим князем Олега Рязанского. Уважаемый старец крестил детей Донского и был свидетелем его духовного завещания. Еще при жизни прославляли в Сергии дар чудес, его прозорливость и силу молитвы. Один инок видел небесный огонь на престоле, на котором Сергий совершал литургию; другой видел сослужащего с ним ангела. Незадолго до кончины Сергий, в присутствии своего ученика Михея, был посещен Богоматерью, которая сказала ему: «Не бойся, избранниче Мой! Молитва твоя о месте сем услышана; при тебе и после тебя неотступна буду от обители твоей». 25 сентября 1392 года почил великий святой, передав после себя игуменство ученику своему Никону. Вместе с Петром, Алексием и Ионою он стал по смерти небесным покровителем Москвы. Значение Сергиевой лавры Обитель святого Сергия сделалась первой святыней Москвы и образцом для других монастырей; при жизни Сергия и после его кончины через его учеников она распространила от себя во все стороны множество новых обителей – своих колоний, и целою сетью их охватила всю северную Русь, стягивая ее к одному центру – Москве. Еще при жизни Сергия появилось несколько монастырей: Киржачский и Голутвин, основанные им самим, Симонов в Москве, основанный племянником его – Феодором, Борисоглебский в Ростове, Дубенский на Стромыни, Дубенский на Острову, основанный с благословения Сергия Дмитрием Донским в память Куликовской битвы и др. Везде первыми игуменами были ученики Сергия. Митрополит Алексий, строитель 5 монастырей (в Москве, Серпухове и Нижнем), для своих московских монастырей, Чудова и Андроникова, взял игуменов также из учеников преподобного. Другие наиболее замечательные монастыри и подвижники С половины XIV века, после прославления Сергиевой пустыни, число новых монастырей быстро стало возрастать по всем краям Великороссии.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Znamenski...

Груздовская, 2 Июня, с XV в., в селе Груздове, Полонской волости, Ошмянского уезда, Виленской епархии. Грузинская, в России с 1629г., в Архангельской епархии в монастыре Красногорском; с 1650г. в Москве, в Алексеевском монастыре, где её чудотворный список, также в церкви Пресвятой Троицы, близ Варварских ворот; в Покровской церкви, именуемой Грузинской, на Воронцовском поле; в Раифской обители, Казанской епархии Празднование 22 Августа (Русский Паломник 1892, 1897, и 1900, Густынская или Ярмарковая (Смоленская), в Троицко-Густынском монастыре, близ г. Прилук, Полтавской епархии, в XVII в. 15 Августа ежегодно бывает ярмарка близ монастыря, икона выносится на площадь, в особо устроенную часовню, где и пребывает во всё время ярмарки (Воскресный День, 1892, Далматская, (Успение),1644, Февраль 15 и Август 15, в Далматове монастыре, Пермской епархии. Дамаскинская, Декабрь 4, явилась 9 Февраля 732г. в Дамаске (Кормчий 1896, Двинская, известна с XV в., в деревне Цигломине, Арх. епархии 25 Ноября. Девпетерувская, 1392г. Февраль 29, список XVI в. в Тамбовском кафедральном соборе, чтится с 1833г. (Кормчий. 1896, Дектоурская или Дохтоурская.., в неделю Всех Святых Дехтяровская в селе Дехтяровке, Новгородсев. уезда; Январь 1392 Дивногорская (Сицилийская) XVI в., прославлена 1831г. Февраль 5, в Дивногорском женском монастыре, Воронежской епархии; 1 Июля крестный ход в г. Коротояк, где икона пребывает до 14 Августа (Душеполезное Чтение, 1863, том 1) Димьова, по имени монастыря в Пелопонисе, в Греции, близ села Яница, в епархии Каламон, по преданию с VIII в.; празднование 15 Августа Долинская, Февраль 13, сделана из камня, во Франции, в Долиссе (Кормчий, 1897, Домницкая или Думницкая, явилась около 1694г. на берегу р. Домницы, в Черниговском уезде, подле Березны, в монастыре Домницком; празднование 8 Сентября и в 1-ю пятницу; крестный ход в память избавления от морового поветрия 1771г. (Русский Паломник 1896, Донская, 1380, 1591 Августа 19, в Москве, в Благовещенском соборе и в Донском монастыре; в Стародубе; в скиту святого Иоанна Предтечи при Молченской Софрониевой пустыни; в приходском храме (бывшей Паройской пустыни) г. Липецка, Тамбовской епархии (Русский Паломник 1887, стр. 114, и 1894,

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/skazan...

Дмитрий Донской вновь удаляет Киприана из Москвы после посланий патриарха Нила и возвращает в Москву Пимена. Дионисий получает от Константинопольского патриарха Нила две увещевательные грамоты против еретиков-стригольников, обращенные ко всему населению Пскова и Новгорода. Дионисий Суздальский отправляется к патриарху по велению великого князя внести ясность в обстоятельства поставления Пимена митрополитом. На обратном пути в Москву Дионисий заезжает в Киев, где по приказу Киприана его хватают и сажают в заключение. Патриаршьи послы в Москве лишают Пимена сана. Пимен бежит в Константинополь за аппеляцией. Преставление в заключении Дионисия Суздальского. Новгородцы на вече постановляют не являться на суд в Москву к митрополиту и не давать ему месячного суда в Новгороде. Литовский князь Ягайло сочетается браком с польской королевой Ядвигой. В Литовском княжестве вводится католичество в качестве государственной религии. По просьбе Новгородского владыки святитель Стефан составляет “Мерило Праведное”, полемический трактат против стригольников. 1387 конец – начало 1388 Митрополитом всея Руси утвержден Киприан. Новопоставленный патриарх Константинопольский Антоний вновь подтверждает низложение митрополита Пимена. Преставление Пимена в Халкидоне. 1389 около Обращение зырян и пермяков в христианскую веру Св. Стефаном. Прибытие в Москву митрополита Киприана. После поездки в Новгород и отказа новгородцев в суде митрополит Киприан накладывает церковное отлучение на всех новгородцев во главе с архиепископом. Преставление прп. игумена Сергия, Радонежского и всея России чудотворца (25 сентября). 1392–1406 Попытки митрополита Киприана воссоединить Галичину с митрополией Всея Руси и восстановить единство Русской митрополии. Константинопольский патриарх издает два послания к новгородцам, подтверждающие их отлучение. Новгородцы, однако, и в последующее время отказывают митрополиту в месячном суде. Тимур двигается на Москву, но 26 августа в день Сретения иконы Владимирской Богоматери, незадолго до этого перенесенной митрополитом из Владимира в Москву, неожиданно поворачивает обратно. В память этого события Василий II закладывает в Москве Сретенский монастырь.

http://azbyka.ru/shemy/istoria_russkoi_t...

Николаевский Моденский мужеский, 3-го класса, степенью 11-й, Новгородской Епархии в Устюжно-Железнопольском уезде, при речке Модинке. В нем церковь Соборная каменная, во имя Св. Николая Чудотворца. состоит под управлением Архимандрита. Николаевский Одрин мужеский, заштатный, Орловской Епархии, в 8 верстах от города Карачева, на реке Одринке; основан по случаю явления на сем месте иконы Святителя Николая. В нем Соборная церковь во имя Свят. Николая Чудотворца, освящена в 1710 году, в которой находится явленный его образ; 2) во имя Знамения Пресв. Богородицы, построена в 1764 году; 3) во имя Преподобного Сергия Радонежского, построена в 1700 году. В сей монастырь бывает ежегодно из города Карачева в Четверток 8 недели по Пасхе Крестный ход. Николаевский Песношский, а по простонаречию Никольский Пестушинский, мужеский, заштатный, Московской Епархии, в 15 верстах от города Дмитрова, при речке Песношке; построен Преподобным Мефодием, учеником Св. Сергия Радонежского, преставившегося в 1392 году июня 4 дня. Память его совершается июня 14 дня. Св. мощи его в сем монастыре почивают под спудом. В нем 4 церкви каменные: 1) Соборная посреди монастыря пятиглавая во имя Николая Чудотворца; 2) во имя Преподобных Сергия Радонежского и Мефодия Песножского; 3) теплая во имя Богоявления Господня; 4) над святыми воротами во имя Преображения Господня. Церковная служба производится по чину Афонские горы. Николаевский Перекомский или Перекопский и Розважский мужеский, заштатный, Новгородской Епархии, на берегу озера Ильменя, близ речки Веренды, от Новгорода в 25 верстах. Построен в 1450 году, а по переведении братства из уничтоженного Розважскаво монастыря возобновлен в 1796 году. В нем церковь Соборная во имя Святого Николая Чудотворца, вновь великолепно построенная; в ней приделы: 1) Во имя Преподобного Ефрема Перекомского, основателя обители сея, преставившегося в 1492 году сентября 26 дня; Святой мощи его, перенесенные в 1545 г. мая 16 дня, почивают в сем приделе; 2) во имя Тихвинской Пресвятой Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Однажды митрополит Алексей хотел возложить на него золотой крест в награду за труды, но Сергий сказал: “От юности своей я не носил на себе золото, в старости же тем более хочу пребыть в нищете”, – и решительно отклонил от себя эту почесть. Великий князь Димитрий Иванович, прозванный Донским, чтил преподобного Сергия, как отца, и просил у него благословения на борьбу с татарским ханом Мамаем. “Иди, иди смело, князь, и надейся на помощь Божию”, – сказал ему святой старец и дал ему в сподвижники двух своих иноков: Пересвета и Ослябю, которые пали героями в Куликовской битве. Еще при жизни преподобный Сергий совершал чудеса и удостаивался великих откровений. Один раз явилась ему в дивном величии Матерь Божия с апостолами Петром и Иоанном и обещала покровительство его обители. В другой раз он видел необыкновенный свет и множество птиц, оглашавших воздух благозвучным пением, и получил откровение, что множество иноков соберется в его обители. Через 30 лет после его блаженной кончины (25 сентября 1392 г.) открылись его святые мощи. Троице-Сергиевская Лавра распространила от себя во все стороны множество новых обителей. Она охватывала ими, как бы сетью, весь север и стягивала его к церковному и государственному центру России – Москве. При жизни святого Сергия были устроены им и при его содействии монастыри: Киржачский (близ реки Киржача, во Владимирской губ.), Голутвин (в Коломне), Симонов (в Москве), Высоцкий (близ Серпухова), Борисоглебский (близ Ростова), Дубенский (в память Куликовской битвы), Покровский (близ Боровска), Авраамиев (близ Чухломы). После кончины преподобного Сергия его учениками основаны монастыри: Саввин Сторожевский (близ Звенигорода), Железноборский (близ Галича), Воскресенский (на Обноре, на севере Ярославской губ.), Ферапонтов, Кириллов-Белоозерский и др.К числу друзей преподобного Сергия принадлежал также святой Стефан, просветитель Пермской страны. Тропарь: Иже добродетелей подвижник, яко истинный воин Христа Бога, на страсти вельми подвизался еси в жизни временней, в пениих, бдениих же и пощениих, образ быв твоим учеником: темже и вселися в тя Пресвятый Дух, Его же действием светло украшен еси. Но яко имея дерзновение ко Святей Троице, поминай стадо, еже собрал еси мудре: и не забуди, якоже обещался еси, посещая чад твоих, Сергие Преподобне, отче наш.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Преподобный Сергий Радонежский (в миру Варфоломей; † 1392) – великий подвижник, преобразователь монашества на Руси, игумен. В житии св. Сергия рассказывается, что, еще находясь в материнской утробе, когда его мать молилась в храме, младенец трижды издал голос, по преданию это была молитва, называемая Трисвятое. И родители, и приходский священник поняли это необычайное явление как знак, что младенец прославит своею жизнью Святую Троицу. Подобное предзнаменование имело место и в детские годы Варфоломея: однажды, когда он пас лошадей своего отца, он увидел таинственного странника, который благословил его и предрек, что он прославит Бога своею жизнью. С юности его тянуло к подвигам уединенной пустыннической жизни. В 1337 г. состоялся постриг юного подвижника, которому было всего двадцать три года, в иноческий чин с наречением имени Сергия. Более года Сергий провел в полном одиночестве, преодолевая непрестанною молитвою и трудами искушения помыслами и страхи от Диких зверей. Слух о его подвижнической жизни разошелся по окрестностям, и около него начали селиться любители Уединения. Постепенно создался поселок, принявший вид киновии, где каждый отшельник жил в своей собственной келье, собираясь вместе только к богослужению. Затем киновия начала принимать вид настоящего общежительного монастыря, возрастая и числом насельников, и духовными силами. Чистые молитвенные возношения в горний мир снискали преподобному особое благоволение Матери Божией, Которая его удостоила чудесными посещениями. Отдавая почти все ночное время молитвенным подвигам, св. Сергий целыми днями трудился на благоустройство обители: сам рубил деревья, таскал бревна, колол дрова, носил воду, пек просфоры, варил квас, катал для церкви восковые свечи, кроил и шил одежду и обувь, будучи поистине всем слугою. Вместе с тем известно, что преподобный, несмотря на просьбы братии, долго не хотел принимать по смирению ни сана священника, ни игуменства, и только угроза насельников монастыря, что если он не согласится исполнить их желание, то они разойдутся, заставила его исполнить их просьбу. Св. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца. Благодаря ему князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Св. Сергий благословил Димитрия перед битвой, предсказал ему победу и дал двух иноков Пересвета и Ослябю. Св. Сергий основал, кроме Свято-Троицкого Сергиева монастыря, еще несколько обителей, а его ученики учредили до 40 монастырей на севере Руси. Память преподобного Сергия Радонежского 25 сентября (8 октября), 5 (18) июля, 6 (19) июля.

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

При татарском нашествии монастыри много потерпели, но в конце 13-го века стали умножаться, а к концу 14-го владели уже значительными недвижимыми имениями. Князья, княгини, бояре и многие из народа перед смертью обыкновенно постригались в монашество, иногда и раньше; 6 великих князей скончались в иночестве. Самым ревностным распространителем монашеского общежития был преп. Сергий Радонежский (1314–1392). Подвижничествуя несколько лет в дремучем лесу, он святостью своей привлек к себе несколько иноков и составил с ними братство. Бедность их была так велика, что по временам при богослужении вместо свечей горела лучина. Митроп. Алексий нередко употреблял св. Сергия на примирение удельных князей. При нашествии Мамая, св. Сергий ободрял Дмитрия Донского, предрек ему победу и возбудил удельных князей к единодушному ополчению против врагов. Постом, бдением и молитвами он возвысил свою душу и получил дар прозрения и чудотворений. Память его празднуется 5 июля и 25 сентября. Просвещение Во время татарского ига духовное просвещение в России не только не увеличивалось, но даже упадало. Вторжения татар и междоусобия князей были главной тому причиной. Об училищах в это время нельзя было и думать; в церквах проповеди не говорились; в священники ставили людей почти безграмотных, в богослужение вкрались разные непорядки. Из пастырей церкви особенно заботились об улучшении такого положения дел митроп. св. Алексий и Киприан. Ереси Пятьсот лет русская Церковь состояла из единого верного стада, но в конце 14-го века появился в Пскове раскол стригольников и перешел в Новгород. Произошел он от Карпа, ремеслом стригольника (занимающийся стрижкою волос) и диакона Никиты. Осуждая тогдашний обычай – платить за поставление в священнический сан, стригольники отказывались от общих молитв Церкви, запрещали принимать от священников крещение, отпущение грехов, причащение, отвергали поминовение усопших и проч. Карп и Никита были отлучены от церкви и брошены народом в р. Волхов. Увещания заставили их последователей отказаться от своих заблуждений – и ересь прекратилась. Другая ересь, называемая ересью жидовствующих, появилась в Новгороде от жида Схарии. Он учил, что Иисус Христос не Сын Божий, а только пророк, отвергал воскресение Христово из мертвых, почитание икон и святых, монашество и проч. Ересь перешла скоро в Москву, так что в 1490 г. принуждены были созвать собор, который и предал еретиков проклятию. Но это не остановило распространение ереси, и только в 1508 г. она была прекращена казнями и заточением виновных. Митр. Филипп

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/dobroe...

Св. Сергий Радонежский, основавший Троицкую Сергиеву Лавру, скончался 25 Сентября 1392 года. Прославление его началось лет через 30 после его кончины, именно со времени открытия мощей его. Последнее, как рассказывается в житии преп. Сергия, написанном Епифанием, совершилось следующим образом. Один благочестивый муж, имея велию веру к почившему угоднику, часто приходил молиться к его гробу. Однажды во время молитвы ему, как бы в тонком сне, явился преп. Сергий и сказал: «возвести игумену обители сея, вскую ми остависте толико время во гробе землею покровенна, воде утесняющи тело мое» 230 . Это видение он поспешил сообщить ученику преп. Сергия Никону, бывшему тогда игуменом. Последний возвестил об этом всему братству обители и общим советом решили открыть мощи преподобного. Открытие произошло в присутствии князя Георгия Дмитриевича и при стечении многочисленного народа. Когда открыли гроб, то увидели, что «не токмо честное и св. тело цело и светло соблюдеся, но и одежда его, в ней же погребен бысть, цела бяше, всякому тлению никакоже сопричастна, и вода от обою страну ковчега стояше видима, телеси же святаго, ни ризы его, никакоже прикасаема 231 . Сотвориша же праздник радостен месяца Июля в пятый день и в раку честно положиша со псалмы и песньми, идеже и доныне честныя его и многоцелебныя мощи, всеми видимы, исцеления неоскудно подавают верою приходящим» 232 . Это открытие мощей совершилось 5-го Июля 1422 года, чрез 30 лет после кончины преп. Сергия. С этого времени, говорит преосвященный Макарий, установлен праздник 5-го Июля в честь преп. Сергия 233 . Но с таким мнением о времени канонизации преп. Сергия едва ли можно согласиться. Прежде всего мы нигде не находим известий, чтобы со времени открытия мощей преп. Сергия установлен был ему всеобщий праздник. Правда, есть место в приведенном выше отрывке жития его, где, по-видимому, говорится о таком празднике 234 . Но это указание нельзя принимать в смысле установления праздника в честь преподобного Сергия и на будущее время: оно говорит только о том, что день открытия мощей сопровождался празднованием. Затем, долгое время после открытия мощей не было составлено ни службы преп. Сергию, ни жития его, которое могло бы читаться в церкви после 6-йпесни канона 235 . Все это, по нашему мнению, может говорить о том, что преп. Сергий не был канонизован при открытии его мощей в том собственном смысле, чтобы в память его был установлен всеобщий праздник. Можно только думать, что с этого времени именно началось местное его почитание 236 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Сергий Радонежский (1314–1392) — преподобный, один из самых почитаемых русских святых. Память празднуется 5 (18) июля и 25 сентября (8 октября). Сергия (Быкова) — монахиня, долгие годы несущая послушание при церкви Спаса Преображения в селе Спас Волоколамского района. Сикорский Игорь Иванович (1889–1972) — русский авиаконструктор. Сильвестр — протопоп Благовещенского собора, духовник Ивана Грозного. Симанская Ольга Александровна — мать Патриарха Алексия. Похоронена на Новодевичьем кладбище. Симанский Владимир Андреевич — камергер, отец Патриарха Алексия. Симанский Сережа — будущий Патриарх Алексий (см.) «о. Симеон» — псевдоним одного из сотрудников органов Госбезопасности, засланного в церковную среду. Симеон — афонский монах. Симеон Новый Богослов (9491022) — преподобный, византийский богослов, мистик и поэт. О нем существует монография еп. Василия (Кривошеина) : «Преподобный Симеон Новый Богослов » (Париж, 1980, переиздана в России в 1996 г.). Кандидатское сочинение Константина Нечаева, написанное в 1950–1951 гг., называлось «Значение христианской любви в аскетических воззрениях преподобного Симеона Нового Богослова ». Имело посвящение: «Посвящается блаженной памяти духовного отца и наставника — протоиерея Александра Георгиевича Воскресенского». Симон Киринеянин, библ. Скворцов Василий — священник храма в честь Преображения Господня в Богородском, студент Богословского института первого набора. Скрябин Александр Николаевич (1871/72–1915) — русский композитор Скурат Константин Ефимович (род. в 1929 г.) — профессор Московских духовных школ, богослов. Скуратов Малюта (Скуратов–Бельский Григорий Лукьянович) (ск. в 1572 г.) — думный дворянин, любимый опричник Ивана Грозного, задушил митрополита Филиппа (1569). Славка — иподьякон Патриарха Алексия. Смирнов Александр Павлович (1888–1950), протоиерей. С 1943 г. ответственный секретарь «Журнала Московской Патриархии»; в 1949 и. о. ректора МДА. Похоронен на Даниловском кладбище. Смолькова — одноклассница Кости Нечаева. Соколов Вонифатий Иванович (1879–1970) — протоиерей — служил в г.

http://azbyka.ru/fiction/rus-uxodyashhay...

“Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов” Тела схимонахов Александра Пересвета и Андрея Осляби после битвы были принесены в Старое Симоново и погребены возле храма Рождества Пресвятой Богородицы. Могилы героев Куликовской битвы монахов Пересвета и Осляби у церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что в Старом Симонове в Москве. Скульптор Вячеслав Клыков По преданию, на вопрос преподобного Сергия об участи своих иноков великий князь ответил: «Твоими, отче, любимцами, а моими служебниками победил своих врагов. Твой, отче, вооружитель, названный Пересвет, победил подобного себе. А если бы, отче, не твой вооружитель, то пришлось бы, отче, многим христианам от того пить горькую чашу!» В Троицкой обители отслужили поминальную Великую панихиду о всех убиенных, и с тех пор названная Димитриевскою родительская суббота стала служиться в Церкви из года в год, «покуда стоит Россия». Время местной канонизации преподобных Александра и Андрея неизвестно. В XVII веке их имена были внесены в святцы. В 1981 году имена святых монахов-воинов были включены в состав Собора Радонежских святых. Их память было определено отмечать накануне праздника Рождества Богородицы (дня Куликовской битвы) – 7/20 сентября. Святой Сергий Радонежский, «духовный отец» Куликовской победы, преставился в глубокой старости 25 сентября 1392 года. «Игумен земли Русской» прославлен в лике преподобного в середине XV века. Мощи святого находятся в основанной им Троицкой обители. И по сей день не иссякает река страждущих, обращающихся к Преподобному за помощью и утешением. И каждого из прибегающих с верой к его чудотворным мощам он исцеляет и возрождает, направляя к Небесному Отечеству. Поле русской истории Осада Москвы Тохтамышем 1382 Имена Александра Невского и Даниила Московского, Андрея Боголюбского и Димитрия Донского особенно близки сердцу каждого русского человека. Наверно потому, что эти святые, будучи наделены властью и вытекающими из этой власти неограниченными возможностями, сумели соединить в душе искреннее следование евангельскому идеалу и мудрое управление земным Отечеством, стремление к Небесному Царству, но и деятельную заботу о Родине, беспощадность к злу, но любовь к человеку.

http://pravoslavie.ru/82259.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010