† после 1389 г., 17 июня Прпп. два брата Алфановы, ихже имена Бог весть. Новгородские (4 мая). † 1390, 3 февраля Свт. Алексий, архиеп. Новгородский (14 июля). † ок. 1390 г., 27 октября Св. блгв. кн. смоленский Андрей. † 1391, 8 марта Прп. Лазарь Мурманский, Олонецкий. † после 1391 г. Прп. Феодосии Мурманский, Олонецкий (8 марта). † до 1392 г. Прп. Митрофан игумен-старец. Радонежский (4 июня; 6 июля – Собор Радонежских святых). † до 1392 г. Прп. Василий Сухой, Радонежский (1 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 19 января Св. блж. Феодор, Христа ради юродивый. Новгородский. † 1392, 11 февраля Прп. Димитрий Прилуцкий. † 1392, 4 июня Прп. Мефодий Пешношский (14 июня). † 1392, 15 июня Св. прмч. Григорий Авнежский. † 1392, 15 июня Св. прмч. Кассиан Авнежский. † 1392, 20 июля Прп. Савва Одноокий, Стромынский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 27 июля Св. блж. Николай, Христа ради юродивый. Кочанов, Новгородский. † 1392, 29 июля Прп. Роман Киржачский (6 июля – Собор Радонежских святых). † 1392, 25 сентября Прп. Сергий игумен. Радонежский и всея России чудотворец (5 июля). † 1392, 27 ноября Свт. Иаков, еп. Ростовский. † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Макарий Радонежский (19 января; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Симон екклесиарх, Радонежский (10 мая; 6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1392 г. Прп. Игнатий Радонежский (20 декабря; 6 июля – Собор Радонежских святых). † 1394, 28 ноября Свт. Феодор, архиеп. Ростовский. † ок. 1395 г.,13 июня Прп. Андроник, игумен спасский. Московский. † 1395, 12 сентября Прп. Афанасий Высоцкий, Серпуховской, младший (6 июля – Собор Радонежских святых). † после 1395 г. (?) Св. блгв. кн. Глеб Смоленский (7 июля; в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1396, 26 апреля Свт. Стефан, еп. Великопермский. † 1399, 26 августа Св. блгв. кн. тверской и микулинский Михаил (в иночестве Матфей) (1-я неделя после 29 июня – Собор Тверских святых).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Андрея игумена, Новгородскаго (XII) Авраамия Мирожскаго (†1158) Герасима Вологодскаго (†1178) Никиты столпника, Переяславскаго (†ок. 1186) Варлаама Хутынскаго (†1192) Кирилла игумена, Новгородскаго (†после 1196) Авраамия игумена, Ярославскаго (†после 1219) Авраамия (†до 1224) и Ефрема (XIII) Смоленских Антония Дымскаго (†1224) Константина и Космы Косинских (†ок. 1240) Елиссея Лавришевскаго (†ок. 1250) Феодора Каменскаго (†ок. 1260) Ксенофонта Робейскаго (†1262) Киприана Устюжскаго (†1276) Петра, царевича Ордынскаго (†1290) Михаила, верижника Вязниковскаго (†1333) Макария пустынника, Новгородскаго (XIII †XIV) Вассиана Крестомировскаго (нач. XIV) Сергия и Германа Валаамских (†ок. 1353†) Авраамия Галичскаго (†1375) Варлаама (†1377) и Гедеона (XIV) Серпуховских Кирилла Челмогорскаго (†1378) Сильвестра Обнорскаго (†1379) Леонтия Стромынскаго (†ок. 1380) Пахомия Нерехтскаго (†1384) Афанасия и Феодосия Череповецких (†ок. 1388) Лазаря (†1391) и Афанасия (XV) Мурманских, Олонецких Елеазара, Назария и Евмения Мурманских, Олонецких (XV) Димитрия Прилуцкаго (†1392) Сергия (†1392) и Никона (†1426), игуменов Радонежских и всея России чудотворцев Кирилла и Марии схимонахов, Радонежских (†до 1337) Стефана Московскаго (XIV †XV) Митрофана игумена-старца, Радонежскаго (†до 1392) Василия Сухаго, Радонежскаго (†до 1392) Иакова посольника, Радонежскаго (XIV) Онисима вратаря и сына его Елиссея диакона, Радонежских (XIV) Симона, архимандрита Смоленскаго, Радонежскаго († до 1392) Исаакия молчальника, Радонежскаго (†1388) Макария Радонежскаго (†после 1392) Илии келаря, Радонежскаго (†1384) Симона екклисиарха, Радонежскаго (†после 1392) Михея Радонежскаго (†1385) Нектария вестника, Радонежскаго (XIV) Александра-Пересвета (†1380) и Андрея-Осляби (XIV), схимонахов-воинов Радонежских Варфоломея и Наума, Радонежских (XIV) Иоанникия Радонежскаго (XIV) Игнатия Радонежскаго (†после 1392) Епифания Премудраго, Радонежскаго (†ок. 1418 † 1422) Мефодия Пешношскаго (†1392) Саввы (†1392) и Иакова (XIV) Стромынских

http://pravoslavie.ru/2368.html

В это время на Софийской стороне подвизался св. блаженный Николай, по прозванию Кочанов (память его 27 июля). Оба блаженных мнимо враждовали друг с другом, обличая этим кровавую вражду между обеими сторонами города — Софийской и Торговой; они нарочно заходили на чужую сторону, причем блаженный Феодор кричал: «Не ходи, юродивый, на мою сторону, живи на своей!» И не раз они бежали по воде реки Волхов, преследуя друг друга.  Пред кончиной своей блаженный Феодор говорил: «Прощайте, далеко иду!» Не много дней продолжалась его предсмертная болезнь. В течение ее он все ночи проводил в непрестанной молитве.  Напутствованный Святыми Тайнами, он тихо скончался 19 января 1392 г. и был погребен у церкви св. Георгия, около Торговых рядов (на рынке), на месте, которое он сам избрал для себя.  На могиле его воздвигнута часовня. Новгородские купцы всегда считали его своим покровителем. Преподобный Роман Киржачский (+ 1392) Память его празднуется 29 июля в день преставления, 23 июня вместе с Собором Владимирских святых и 6 июля вместе с Собором Радонежских святых Прп. Роман, ученик прп. Сергия, был первым настоятелем основанной им  Киржачской обители (во Владимирской обл.). В 1764 г. монастырь был упразднен. Благовещенская церковь стала приходской, где мощи преподобного почивают под спудом. •  После введения в Свято-Троицкой обители строгого общежительного устава в 1371 г. и недовольства им некоторых из братии прп. Сергий Радонежский был вынужден удалиться из монастыря. В это время прп. Сергий основал Благовещенскую обитель на р. Киржач (приток Клязьмы), вместе с ним ушли из Троицкого монастыря и верные его ученики. Когда прп. Сергий вернулся в родной монастырь, то в Благовещенской обители он оставил вместо себя настоятелем прп. Романа. Место подвижничества преподобного — в Киржачском р-не Владимирской обл. Преподобные Кассиан и Григорий Авнежские (+ 1392) Память их празднуется 15 июня в день их гибели Когда прп. Стефан Махрищский (память его 14 июля), бывший собеседником прп. Сергия, пожелал переселиться в лесные пустыни Вологодского края, то он взял с собой иеромонаха  Григория, уроженца тех мест.  Новую обитель они основали в Авнежском княжестве, причем им много помогал богатый крестьянин Константин. Наконец прп. Стефан решил вернуться в Махрищи. Прп. Григорий заменил его, а Константин принял постриг с наречением ему имени Кассиан и стал его помощником. В 1392 г. во время татарского набега оба преподобные были убиты, Авнежский монастырь разорен, и все это место заросло лесом и заглохло. В 1524 г. во время рубки леса святые мощи их были обретены нетленными, а впоследствии по желанию царя Иоанна I Авнежский  монастырь был возобновлен.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИПОМОНА [греч. Υπομον] (ок. 1372 - 23.03.1450, К-поль), прп. (пам. греч. 13 марта, 29 мая), визант. имп. (с 1392). В миру Елена Драгаш, дочь серб. деспота Константина Драгаша, правителя Сев.-Вост. Македонии; с 10 февр. 1392 г. супруга визант. имп. Мануила II Палеолога (1391-1425). Происхождение матери Елены Драгаш неизвестно. Упоминаемая в источниках жена Константина Драгаша трапезундская царевна Евдокия (дочь имп. Алексея III Великого Комнина ) не могла быть ее матерью, поскольку их свадьба с серб. правителем состоялась после 1386 г., а в 1392 г. Елена уже достигла брачного возраста. В анонимном «Панегирике Мануилу II и Иоанну VIII Палеологам» (в наст. время атрибутируется Исидору , митр. Киевскому) говорится, что в имп. семье Мануила II и Елены всегда царило согласие ( Λμπρος. 1926. Τ. 3. Σ. 166). У них родились 10 детей: Иоанн VIII Палеолог (1392-1448; визант. император с 1425), Константин XI Палеолог (1405-1453; визант. император с 1449), Андроник (1400-1429; деспот Фессалоники), Феодор II (между 1394 и 1399-1448; деспот Мореи), Димитрий Палеолог (1406/07-1470/71; деспот Мореи), Фома (1409-1465; деспот Мореи) и умершие в детстве 2 сына и 2 дочери. Иоанн Евгеник в «Утешительном слове» называет императрицу «доброй матерью и госпожой и руководителем и учителем» ( Idem. 1912. Τ. 1. Σ. 63). В 1399-1403 гг., когда имп. Мануил II отправился в Зап. Европу просить помощи для осажденного турками К-поля, Елена с детьми жила в Мистре , столице визант. Морейского деспотата . Позднее она посещала с мужем Пелопоннес еще в 1408 и 1415 гг. Интересом императрицы к этому региону объясняется основание ею жен. мон-ря Надежда Ненадеянных (ныне Пепеленица, близ Эйо, ном Ахея). Протопр. С. Макристатис также предполагает, что во время пребывания в Коринфе в 1415 г. Елена посещала аскитирии на горе Герания (Ерания, близ Лутраки), в одном из к-рых - Патапия преподобного мон-ре - память об императрице переросла в почитание ее как святой ( Μακρυστθης. 1999. Σ. 70-71). Особое покровительство Елена оказывала мон-рю св. Иоанна Предтечи в к-польском квартале Петра, к-рому выплачивались значительные суммы на поминовение ее отца. В Дионисия преподобного мон-ре на Св. Горе Афон хранится подаренный императрицей крест. Погановский мон-рь во имя ап. Иоанна Богослова (ныне в Сербии) являлся задужбиной Константина и Елены Драгаш ( С. Манастири Cpбuje: Велика илустрована ehцukлoneдuja. Нови Сад, 20023. 2. С. 726). В 1395 г., после гибели отца, Елена достроила храм в обители (Културна ризница Cpбuje/Сост.: J. Београд, 2002. С. 377). Погановская икона Божией Матери считается вкладом Елены в этот монастырь.

http://pravenc.ru/text/673771.html

Первый нижний ряд слева направо: митрополит Киевский Филарет (в схиме Феодосий) († 1857; память 21 декабря/3 января); архимандрит Синесий, сподвижник святителя Софрония, епископа Иркутского († 1787; память 10/23 мая); святитель Софроний, епископ Иркутский († 1771; память 30 марта/12 апреля); святитель Димитрий, митрополит Ростовский († 1709; память 21 сентября/4 октября); святитель Иоанн, митрополит Тобольский и всея Сибири чудотворец († 1715; память 10/23 июня); святитель Иннокентий, митрополит Московский († 1879; память 31 марта/13 апреля); святитель Павел, митрополит Тобольский († 1770; память 4/17 ноября); святитель Иннокентий, епископ Иркутский († 1731; память 26 ноября/9 декабря и 9/22 февраля); святитель Филофей (в схиме Феодор), митрополит Тобольский († 1727; память 31 мая/13 июня). Второй ряд: митрополит Смоленский Симеон († 1681; память 4/17 января); архиепископ Нектарий († 1636–1640); архимандрит Верхотурский Арефа († 1910; память 15/28 мая); праведный Симеон Верхотурский († 1642; память 12/25 сентября); святитель Мелетий, архиепископ Харьковский († 1840; память 12/25 февраля); преподобный Герман Аляскинский († 1837; память 13/26 декабря и 27 июля/9 августа); святой мученик Василий Мангазейский († 1600; память 23 марта/ 5 апреля, 6/19 июня и 10/23 мая); архиепископ Тобольский и Сибирский Варлаам († 1802; память 27 декабря/9 января); митрополит Тобольский и Сибирский Антоний († 1740; память 27 марта/9 апреля). Третий ряд: блаженный Косма Верхотурский, Христа ради юродивый († 1706; память 1/14 ноября); преподобный Андрей, игумен Рафаиловский, Тобольский († 1820; память 14/27 мая); епископ Герасим Астраханский († 1880; память 24 июня/7 июля); епископ Рязанский Мелетий († 1900; память 14/27 января); архимандрит Макарий, миссионер Алтайском Миссии († 1847; память 18/31 мая); праведный Стефан Омский († 1876; память 30 июня/13 июля); преподобный Мисаил, иеромонах Абалацкого монастыря († 1797; память 17/30 декабря). Четвертый ряд: блаженный Иоанн Верхотурский, Христа ради юродивый († 1701; память 16/29 апреля); блаженная Домна, старица Томская († 1872; память 16/29 декабря); преподобный Даниил Ачинский († 1843; память 15/28 апреля); праведный отрок Петр Томский († 1820; память 4/17 марта); праведный Феодор Кузьмич Томский († 1864; память 20 января/2 февраля); преподобный Варлаам, пустынник Чикойский († 1846; память 5/18 октября). Павел, митрополит Тобольский, святитель

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

При возобновлении пещер, поврежденных землетрясением, было открыто несколько мощей древних подвижников и устроен храм в честь Воздвижения Честного Креста (Архимандрит Иннокентий к Гербинию, 1674 г. Kiowia Subterranea, р. 43). В 1760 году над пещерами была построена каменная церковь в честь Воздвижения Честного Креста. В 1886 году при Киевском митрополите Платоне празднование памяти Собора преподобных Ближних пещер было перенесено на 28 сентября в соответствии с совершаемым 28 августа празднованием памяти Собора преподобных Дальних пещер. Предполагают, что канон преподобным отцам, почивающим в Ближних пещерах, составлен святителем Димитрием, митрополитом Ростовским. Известно, что ему принадлежит 2-й канон службы преподобным Антонию и Феодосию на 2 сентября. В Собор преподобных отцов Ближних пещер входят (в скобках приводится дата кончины и основной памяти): преподобный Антоний Первоначальник (†1073; память 10 июля и 2 сентября), преподобный Прохор Чудотворец, называемый Лебедником ( †1107; память 10 февраля), преподобный Иоанн Постник (XII; память 7 декабря), преподобная Иулиания дева, княжна Ольшанская (†ок. 1550; память 6 июля), преподобномученики Феодор и Василий (†1098; память 11 августа), преподобный Поликарп, архимандрит Печерский (†1182; память 24 июля), преподобный Варлаам, игумен Печерский (†1065; память 19 ноября), преподобный Дамиан пресвитер, Целебник (†1071; память 5 октября), преподобный Никодим Просфорник (XII; память 31 октября), преподобный Лаврентий Затворник, епископ Туровский (XII; память 29 января), преподобный Афанасий Затворник (†ок. 1176; память 2 декабря), преподобный Еразм Черноризец (XII; память 24 февраля), преподобный Лука, эконом Печерский (XIII; память 6 ноября), преподобный Агапит, врач безмездный (†ок. 1095; память 1 июня), преподобные Феофил Слезоточивый и Иоанн Богоугодный, во единой раке почивающие (XII; память 29 декабря), преподобный Нектарий Послушливый (XII; память 29 ноября), преподобный Григорий Иконописец (XII; память 8 августа), священномученик Кукша, просветитель вятичей (XII; память 27 августа), преподобный Алексий Затворник (XIII; память 24 апреля), преподобный Савва Богоугодник (XIII; память 24 апреля), преподобный Сергий Послушливый (XIII; память 7 октября), преподобный Меркурий, епископ Смоленский (†1239; память 7 августа), преподобный Пимен Многоболезненный (†1110; память 7 августа), преподобный Нестор Летописец (†1114; память 27 октября), преподобномученик Евстратий (†1097; память 28 марта), преподобный Елладий Затворник (XII–XIII; память 4 октября), преподобный Иеремия Прозорливый (XI; память 5 октября), преподобномученик Моисей Угрин (†ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Горицком же монастыре жил другой святой подвижник Преподобный Даниил Переславский Чудотворец тридцать лет, с 1495 по 1525 год. В 1508 году он устроил в Переславле монастырь во имя Всех Святых и церковь во имя святой Троицы. В житии Преподобного Даниила повествуется, что Великий Князь Василий Иоаннович в 1529 году был в новоустроенном преподобным монастыре и повелел отдать в его монастырь сараи Горицкого и Никитского монастырей; при чём замечено, что церкви в тех монастырях были уже каменные 3 . Всё это было до царствования Грозного, и, следовательно, построение Горицкого монастыря царю Иоанну Грозному не принадлежит. Другое мнение, утвердившееся в истории монастырей, есть то, что основание Горицкого монастыря приписывается супруге Великого Князя Димитрия Донского Евдокии в 1392 году. Архиепископ Филарет в описании жития святого Димитрия Прилуцкого 4 5 опровергая мнение, будто святой Димитрий постригся в инока в Горицком монастыре, говорит: «этого не могло быть: Горицкий монастырь устроен святой княгиней Евдокиею в 1392 году». Граф С. Шереметев в изданной им брошюре «Два упразднённых монастыря над Переславским озером» тоже несомненно приписывает основание монастыря жене Донского Евдокии; следовательно, не ранее 1367-го года её супружества с Донским и не позднее года смерти её – 1407-го. И так как основание Великими Князьями монастырей совершалось в память каких-либо важных событий в их жизни, то и устроению ею Горицкого монастыря полагается следующее событие: спустя два года после Куликовской битвы, в 1382-м году Тохтамыш, усилившийся поражением Мамая, быстро подошёл к Москве с огромным войском. Великий Князь Димитрий Донской уехал в Кострому собирать войско. За ним выехала с детьми и Евдокия и остановилась в Переславле, вероятно, по случаю своей беременности, потому что в этом же году августа 14-го родился у неё сын Андрей. Узнав, что Тохтамыш приближается к Переславлю, жители переславские, сев на лодки, отплыли на средину озера, и тем спаслись. А Великая княгиня с детьми поехала к мужу в Кострому. Татары погнались за нею и едва не захватили её в плен; город же Переславль татары разграбили и сожгли до основания. Очень могло быть, что благочестивая княгиня Евдокия в благодарность за своё спасение восстановила разграбленный и сожжённый Горицкий монастырь в 1392 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

1418–1422; память 12 мая); Варлаам Улейминский, Угличский († после 1460); Севастиан Пошехонский (Ток. 1500; память 18 декабря); Паисий Угличский († 1504; память 6 июня); Адриан Угличский († после 1504; память 26 августа); Боголеп Угличский (XVI; память 22 августа); Кассиан Грек, Угличский († 1504; память 2 октября); Вассиан Угличский, Рябовский († 1509; память 12 февраля); Игнатий Прилуцкий, в миру князь Угличский Иоанн († 1523; память 19 мая); Даниил Переяславский († 1540; память 7 апреля); Леонид Пошехонский († 1549; память 5 марта); Киприан Тропский, Ярославский († до сер. XVI); Герасим Болдинский († 1554; память 1 мая); Геннадий Любимоградский, Костромской († 1565; память 23 января); Игнатий Ломский († 1591; память 28 декабря): Исаакий Ломский († кон. XVI – нач. ХШ; память 28 декабря); Иринарх, затворник Ростовский († 1613; память 13 января); Дорофей Югский, Ярославский († 1622; память 5 июня); Иларион Югский, (XVIII; память 5 июня); Никодим Кожеезерский († 1640; память 3 июля); Дионисий Переяславский († 1645; память 15 апреля); Иоаким Шартомский († сер. XVII); Корнилий Переяславский († 1693; память 22 июля); Кирилл, схимонах Борисоглебский; Пимен, затворник и верижник Ростовский (XVII; память 26 августа). Мученики Василий Мангазейский († 1602; память 22 марта) Преподобномученики Адриан Пошехонский († 1550; память 5 марта); Даниил, игумен Грехозаруцкий и с ним 30 братии и 200 мучеников мирян, Угличские († 1608; память 1 октября); Анастасия, игумения Угличская и 35 монахинь с нею († 1609; память 10 апреля); Антонин, игумен Покровский, Герасим архимандрит, Евфимий и Варсонофий священноиноки и иноки Макарий, Матфий, Вассиан, Гурий, Иов, Иларион, Иов, Акакий, Онуфрий, Иосиф, Геронтий, Леонтий, Тихон, Филарет, Геласий, Иосиф, Вассиан, Христофор, Серапион, Герман, Маркелл, Никита, Арсений, Феодосии, Иона, Иуда, Симеон, Михаил, Иоанн, Макарий, Мамант, Григорий, Никифор, Иларион, Афанасий, Полиевкт, Косма и с ними 1000 мучеников мирян, Угличские († 1609; память 24 мая).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

В Акт. отн. Зап. России т. 1, 12 помещена грамота владыки Ивана из Луцка Польскому Королю Владиславу, с обязательством дать ему 200 гривен русских и 30 коней, если тот поможет ему поставиться в сан Митрополита Галицкого. «Знаемо чиню всем, аже дал ми Государь мой, великий Король, Митрополию Галицкую, хочет ми помочи на поставленье Митрополитом». Datum этой грамоты 1 Февраля 1398 г. Но мы относим ее к 1392 г. на основании грамот, указания на которые находятся в Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6, отд. II, стр. 158–159. Здесь есть указание на грамоту Патриарха Антония к Митрополиту Киевскому, которой он извещал последнего, что Епископ Луцкий ложно называет себя Митрополитом Галицким. Значит Епископ Луцкий думал объявить себя Митрополитом при Патриархе Антонии и след. раньше 1398 г. потому, что Патриарх Антоний правил Церковью Константинопольской только до 1396 г. (Oriens. Christ. 1, 304). С другой стороны между теми же протоколами Константинопольского Патриарха находится приказ, данный отправлявшемуся в Россию 1392 г. Митрополиту Вифлеемскому о Митрополите Галицком и Мавровалахском (Ж. М. Н. Пр. 1847 г., кн. 6 отд. II, стр. 159, 54). Но Митрополит Галицкий, поставленный по просьбе Казимира Великого, умер (ibid. стр. 158, 46) и Галич подчинен был уже Митрополиту Киевскому и всея России Киприану (Пол. Соб. Р. Лет. 1, 233); след. этот приказ отдан был касательно какого-то нового Митрополита Галицкого, который после 1390 г. отнял от Киприана Галич. Грамота Патриарха к Киприану, помещенная выше под 48 и указывающая на Иоанна Епископа Луцкого, дает нам право думать, что касательно его дан приказ Митрополиту Вифлеемскому, и следовательно его происки и грамота Королю Польскому относятся к тому же 1392 г., к которому относится и приказ Патриарха. Что же касается до datum подлинника, хранящегося в Румянцевском Музеуме, которое указывает на 1398 г., то издатели этого акта не приняли-ли цифры 2 за 8, что очень могло случиться, потому что славянские начертания чисел 8 и 2 при слитном письме делаются очень схожи между собою.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Sokolo...

м. было столь прочным, что в его подчинение перешли несколько малых мон-рей Афона: Факину, Фалакру, Сотира, св. Димитрия (Килоподари), св. Авксентия и Равдуху. В это время П. м. получил ряд владений на о-ве Лемнос. В апр. 1388 г. родственники Иоанна V Палеолога, Фока Севастопулос и Иоанн Дука Принкепс Хила, передали мон-рю 750 модиев земли близ участка, подаренного императором, причем оба участка были освобождены от налогообложения. Кроме того, на острове П. м. принадлежали участок в 300 модиев земли и пастбище, облагавшиеся налогом (Actes du Pantocrator. 1991. P. 109-112. N 12). В 1393 г. делегация мон-ря просила имп. Мануила II Палеолога (1391-1425) подтвердить дарение П. м. земель на о-ве Лемнос. В результате Мануил издал хрисовул, закреплявший эти владения за мон-рем, причем от налогового бремени освобождались все монастырские земли на Лемносе (RegImp, N 3239; Actes du Pantocrator. 1991. P. 120-124. N 15). Т. о., большая часть собственности, принадлежавшей мон-рю в византийский период, была приобретена им к 90-м гг. XIV в. Вскоре в обители произошел пожар, уничтоживший часть монастырского архива. Впервые о пожаре упоминается в документе от нояб. 1392 г. (Actes du Pantocrator. 1991. P. 116-119. N 14). В акте афонского прота Иеремии (сент. 1392) сообщается о конфликте насельников П. м. с братией обители Каракал (Ibid. P. 112-116. N 13). Предметом спора стала принадлежность земельного участка в долине р. Стримон (Струма), причем братия П. м. не смогла предоставить документ, подтверждающий владельческие права обители, хотя наличие этих прав впосл. было установлено имп. хрисовулом. Как считает Кравари, описанный эпизод свидетельствует о том, что пожар произошел не позднее сент. 1392 г. Точные размеры ущерба, нанесенного им мон-рю, неясны ( Kravari. 1991. P. 16). Известно, в частности, что был утрачен хрисовул Иоанна V, закреплявший за мон-рем 9 владений на территории Македонии, а также на о-ве Тасос; в 1394 г. владельческие права П. м. были подтверждены имп. Мануилом II (RegImp, N 3242; Actes du Pantocrator.

http://pravenc.ru/text/2578890.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010