О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий-пустынник, зовомый железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставися в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом, и память совершается местно 25 сентября и 26 ноября. В 1764 году монастырь упразднен и обращен в приходскую церковь бывшей около него Подмонастырской слободы; в 1780 году, при учерждении города Череповца из Подмонастырской слободы и села Федосьева, Воскресенская церковь сделана собором. Воскресенский собор стоит на крутом высоком мысу, образуемом при впадении реки Ягорбы в Шексну, откуда открывается превосходный вид на окрестности. 27 сентября празднуется память преподобного Савватия, Соловецкого чудотворца; житие его изложено под 17 апреля вместе с житием преподобного Зосимы, Соловецкого чудотворца. 30-й день. Преподобный Григорий Пельшемский В половине XIV века в семействе Галичских дворян Лопотовых родился сын. Родители младенца возлагали на него все свои надежды. Они утешались мыслью, что он будет наследником их многочисленных и богатых поместий, продолжит род и верной службой князю поддержит добрую славу семейства Лопотовых. С этой целью, нежно любя сына, они воспитали его в строгом благочестии и, как богатые люди, старались дать ему возможно лучшее по тогдашнему времени образование. Едва отрок достиг пятнадцатилетнего возраста, родители начали помышлять о его женитьбе и приискивать ему невесту. Но чистое сердце отрока рано возгорелось любовью к Богу. С самых юных лет избегая мира и чуждаясь всех его удовольствий, он начал думать единственно о спасении души своей. Предполагаемая женитьба поставила его в самое затруднительное положение.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кузьмин А. В. Генеалогия и поминание представителей рода Сергия Радонежского в XIV–XIX в. По данным древнерусских синодиков//«Честному и грозному Ивану Васильевичу». К 70-летию Ивана Васильевича Левочкина. М., 2004. С. 35–40. Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы// Церковь , общество и государство в феодальной России. Сборник статей. М., 1990. С. 103–126. Кучкин В. А. О времени написания Слова похвального Сергию Радонежскому Епифания Премудрого //От Древней Руси к России нового времени. Сборник статей к 70-летию Анны Леонидовны Хорошкевич. М., 2003. С. 407–419. Кучкин В. А. О роли Сергия Радонежского в подготовке Куликовской битвы//Вопросы научного атеизма. Вып. 37. М., 1988. С. 100–116. Кучкин В. А. Русские историки о Сергии Радонежском//Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 3. М., 1992. С. 5–6. Кучкин В. А. Свидание перед походом на Дон или на Вожу?//Наука и религия. 1987. 7. С. 50–53. Кучкин В. А. Сергий Радонежский//Вопросы истории. 1992. 10. С. 75–92. Кучкин В. А. Сергий Радонежский и «филофеевский крест»//Древнерусское искусство. Сергий Радонежский и художественная культура Москвы XIV–XV вв. СПб., 1998. С. 16–22. Кучкин В. А. Сергий Радонежский и борьба за митрополичью кафедру всея Руси в 70–80-е годы XIV в.//Культура славян и Руси. М., 1998. С. 353–360. Лаврентьев Г. Описание жизни и чудес преподобного и богоносного отца нашего Сергия. Радонежского и всея России чудотворца. Составлял по древним сказаниям современников, русским летописям и другим историческим материалам Г. Лаврентьев. СПб., 1862. Лавров Д. П. В память пятисотлетия со дня блаженной кончины преподобного отца нашего Сергия Радонежского и всея России чудотворца. 25 сентября 1392–1892 г. О жизни св. преподобного Сергия Радонежского и о великих заслугах его и Троице-Сергиевой лавры Русскому государству в тяжкое время его исторической жизни. Речь, сказанная 25 сентября 1892 г. в Виленском пехотном юнкерском училище преподавателем русской гражданской истории в училище и истории и обличения русского сектантства и обличительного богословия в Литовской духовной семинарии Д. П. Лавровым. Вильна, 1892.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Многие селились по соседству с обителью, жертвовали ей свое имущество. Поначалу терпевшая во всем необходимом крайнюю нужду, пустынь обратилась в богатый монастырь. Слава С. дошла даже до Царьграда: патриарх Константинопольский Филофей прислал С. с особым посольством крест, параманд, схиму и грамоту, в которой восхвалял его за добродетельное житие, а также дал совет ввести в монастыре строгое общинножитие. По этому совету и с благословения митрополита Алексея С. ввел в монастыре общинножительный устав, принятый потом во многих русских монастырях. Высоко уважавший радонежского игумена митрополит Алексей перед смертью уговаривал его быть ему преемником, но С. решительно отказался. По словам одного современника, С. «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей, уговаривая их подчиняться великому князю Московскому (напр., Ростовского князя – в 1356 г., Нижегородского – в 1365 г., Рязанского Олега др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. Отправляясь на эту битву, последний, в сопровождении князей, бояр и воевод, заехал к С., чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, С. предрек ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. В 1392 г., 25 сентября, С. скончался, а через 30 лет были обретены нетленными его мощи и одежды; в 1452 г. он был причислен к лику святых. Кроме Троице-Сергиева м-ря, С. основал еще несколько обителей (Благовещенскую на Киржаче, Борисоглебскую близ Ростова, Георгиевскую, Высотскую, Галутвинскую и др.), а его ученики учредили до 40 м-рей, преимущественно в северной Руси. Память 25 сентября (8 октября) и 5 (18) июля. См.: Голубинский Е. Преп. Сергий Радонежский и созданная им лавра. Сергиев Посад, 1892; Эйнгорн В. О значении преп. Сергия Радонежского и основанной им обители в русской истории. М., 1899. СИЛУАН АФОНСКИЙ , преп.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

937 ...б убо блаженый Данило ученик преподобного Пафнотия чюдотворца Боровского... Сергия чюдотворца. – Сергий Радонежский – святой, основатель Троице-Сергиевой лавры, преобразовал монашество на Руси, возродив общежительный монастырский устав. Умер в 1392 г., канонизован в 1452 г., память 25 сентября. См. его Житие и комментарии к нему: наст. изд., т. 6, с. 254–411; 555–564. Пафнутий Боровский – основатель монастыря Рождества Богородицы близ Боровска; умер в 1478 г., канонизован в 1547 г., память празднуется 1 мая. См. Рассказ о смерти Пафнутия Боровского и комментарии к нему: наст. изд., т. 7, с. 254–285; 519–521. Никита Переславский – русский чудотворец, избравший редкий путь подвижничества, – он был столпником. Был убит в 1186 г. разбойниками, решившими, что вериги подвижника сделаны из серебра. Никита был погребен в Переславском Никитском монастыре, память 24 мая. Указание Жития о том, что Пафнутий Боровский был учеником Никиты Переславского, не соответствует действительности. Наставником Пафнутия был ученик Сергия Радонежского игумен Покровского Боровского монастыря Никита, который не имел никакого отношения к Переславлю Залесскому. 938 ...бысть жилище разбойником... и до смерти убивающе. – Это сообщение Жития, опирающееся на указание самого Герасима в его завещании-уставе, имеет, скорее всего, реальную основу. Герасим пришел в Дорогобужский уезд в 1528 г., т. е. всего через несколько лет после того, как в 1514 г. эти прилегающие к Смоленску земли, находившиеся более ста лет во владении литовских князей, были возвращены России. Вполне возможно, что здесь, в еще не обжитых местах, находили пристанище разбойничьи шайки, промышлявшие на большой Смоленской дороге. 943 ...и многажды его виде у государя, приходяща ис Переславля Залского от старца Данила. – Великий князь Московский Василий III (1479–1533) глубоко почитал переславского старца Даниила. В 1530 г. Василий III пригласил Даниила крестить своего сына, будущего русского царя Ивана Грозного. Вполне вероятно, что ученик Даниила Герасим бывал в Москве, выполняя поручения старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Сергий Радонежский родился в Ростове в 1314-м году от родителей Кирилла и Марии и в мире назывался Варфоломеем. По смерти родителей он оставил мир и, на 24-м году возраста, приняв иночество под именем Сергия, поселился в пустыне, в 10-ти верстах от города Радонежа. Скоро около него устроилась обитель Радонежская, в которой Преподобный Сергий был первым игуменом. За благочестие он, еще при жизни, пользовался всеобщим уважением. По благословению патриарха Константинопольского Филофея он устроил в своей обители общежитие. Подвиги его на пользу души так возвысили его в духовной жизни, что он приобрел дар прозорливости и чудотворения. Преставился он в 1392 году, 25-го сентября. В 1435-м году 5-го июля обретены нетленными его мощи и он причтен к лику Российских святых. Драгоценная рака мощей его устроена в 1737-м году. К особенному роду преподобных принадлежат так называемые Столпники , которые, для беспрепятственного совершения своих молитвенных подвигов, восходили на столпы. Из столпников особенно замечательны: Симеон Столпник , скончавшийся в 460-м году 1-го сентября. Сначала подвизался он в монастыре, потом, удалившись на одну гору, близ Антиохии, сносил в одно место камни и, из этих камней устроив столп, подвизался на нем 47 лет, и терпел все непогоды. Подвиги прославили его далеко по окрестностям. Его проповеди обращали ко Христу суровых язычников, его советами руководились цари и правители мира, все посещавшие его, видели в нем инока ласкового и готового к трудам на пользу человечества. Преподобный Даниил Столпник был учеником Симеона. Подвизался он при Льве 1-м (457–73) около Византии, сначала в пещере, потом 33 года на столпе и 84-х лет от роду скончался. При подножии столпа положены его честные мощи, над которыми усердием царя и народа создана была церковь во имя Симеона Столпника. Память его празднуется 11-го декабря. Преподобный Никита Столпник , родом из Переяславля Залесского, жил сначала также в монастыре, потом на столпе вблизи Переяславля. Скончался в 1186-м году от рук разбойников, которые, приняв его вериги за серебряные, убили его, чтобы снять их. В 15-м веке мощи его обретены нетленными и почивают в том же монастыре под спудом.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Шли года. Все сильнее и жарче молился преп. Сергий, все ближе делался к Богу. Праведные старцы-монахи видели, что когда он служит обедню, ему сослужит светлый ангел. Но Сергий, из смирения, запретил им говорить об этом при его жизни. Незадолго до смерти было преподобному Сергию такое видение: Как-то раз, помолившись по обыкновению, сел преподобный на скамейку и сказал своему келейнику-иноку, который жил с ним и служил ему: «Чадо, не бойся – сейчас будет нечто чудесное!» И послышался голос: «Пречистая идет!» Преподобный вышел в сени, а келейник в страхе упал на пол и закрыл лицо одеждой. Вдруг вся келия осветилась чудным светом и вошла Божия Матерь с апостолами Петром и Иоанном. Необычайно ласково прозвучал голос Богоматери. Она обещала, что никогда не оставит Своею помощью святую обитель. Вскоре после этого заболел преподобный Сергий и понял, что Господь зовет его к Себе. Он велел позвать всех иноков, благословил их и дал последнее наставление как жить, молиться и угождать Господу. Велел всех любить и особенно заботиться о нищих и странниках. Затем причастился Святых Христовых Таин и отошел ко Господу 25 сентября 1392 г. Более 500 лет прошло с тех пор, много вещей переменилось в России, вся жизнь стала другая, но стоит на том же месте Троице-Сергиева лавра, обнесенная высокой и широкой каменной стеной. Со всех концов России стекаются люди к мощам преподобного Сергия, и много чудесных исцелений совершается там, где когда-то в дремучем лесу поселился молодой Варфоломей, чтобы вдали от людей молиться Богу. Хотя отошел на небо святой Сергий Радонежский, но всегда слышит наши молитвы, когда мы просим помочь нам. Вот почему, дорогие дети, всегда на молитве говорите так: «Преподобный отче Сергие, моли Бога о нас!» Равноапостольная Княгиня Ольга Память 11 июля Память святой Ольги дорога нам потому, что она была первой русской христианкой из княжеского рода. Однажды молодой князь Игорь, сын Рюрика, охотился на берегу реки Великой. Ему понадобилось переправиться через реку, но лодки не было. Вдруг он видит, кто-то плывет на челноке. Это была Ольга. Он дал ей знак – и она перевезла его на другой берег. Во время этой короткой встречи Ольга произвела на Игоря сильное впечатление. Потом, когда Игорю пришло время жениться, он вспомнил о ней, послал отыскать ее – и Ольга стала русской княгиней, женой князя Игоря.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Череповецкий монастырь Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и святых чудотворцев Сергия и Никона Радонежских состоял в ведении митрополитов Московских, а с учреждением в 1589 г. на Руси Патриаршества входил в Патриаршую область. Имена его основателей – «начальников святыя обители сея преподобных отцов наших Феодосия и Афанасия» – донесла лишь надпись на чудом пережившей века вкладной книге 1567 г. Сам монастырь около 1610 г. разграбили и сожгли поляки: братия с настоятелем архимандритом Моисеем претерпели мученическую смерть. О прошлом монастыря до XVII века известно совсем немного. Наиболее подробный очерк монастырской истории опубликован на страницах «Истории Российской иерархии». Собиратель этого 6-ти томного труда, архимандрит (впоследствии – епископ) Амвросий, в миру Андрей Антипович Орнатский (1778 –1827), был уроженцем Череповского уезда, чем и объясняется его интерес к старейшей обители родного края. По убеждению автора очерка, «почти за достоверное полагать можно», что основатели монастыря «на Череповси» пришли на берега Шексны из Троице-Сергиевской обители. Древнейшее упоминание Воскресенского монастыря донесла до нас грамота 1449 г. Хотя о жизни преподобных Феодосия и Афанасия ничего неизвестно, череповецкие краеведы единодушно относят их к числу учеников святого Сергия, игумена Радонежского († 1392). Память их местно чтится 25 сентября старого стиля, в день преставления святого Сергия. Имя преподобного Феодосия Череповецкого получило ближайшее к монастырю село Феодосьевское, или Федосьево. После разорения Смутного времени в обители осталась одна Троицкая церковь с Сергиевским приделом – Воскресенский храм погиб в огне. К середине XVII века монастырский ансамбль включал уже три деревянных церкви – шатровую соборную Воскресенскую, Троицкую с трапезной и надвратную Покровскую; на колокольне имелись боевые часы. Большие строительные работы велись в монастыре в XVIII столетии. В 1713 г. его постройки сгорели «без остатка» от молнии. Несмотря на военное время, был дан указ о строении монастыря, в котором к 1725 г. подвизались настоятель в сане игумена и 25 монашествующих. А в 1732 г. братия даже выхлопотала разрешение строить церковь в камне, но поставлена была лишь одноглавая деревянная.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Это была очень долгая проскомидия. И первую частичку об упокоении, которую он вынул, это за схимника, которого он послал, чтобы тот  начал Куликовское сражение, – за Александра Пересвета. Именно Александр Пересвет первым погибает в единоборстве с монгольским богатырем. Читаем далее заповеди блаженств: «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф.5:9). Миротворец в евангельском понимании – это не такой человек, мирящий один народ с другим народом. Миротворцы в библейском понимании – это не эти голуби мира, «голубые каски» ООН, которые наносят точечные удары, смуту вносят в сердца людей. Любое перемирие, которое заключается в политическом мире, это всегда подготовка к войне. Подлинный миротворец – это тот, который помогает другому человеку примириться с Богом. Таким был преподобный Сергий, великий Печальник Земли Русской. Он помогал людям раскрывать сердца на исповеди и обретать мир с Богом. Вся его жизнь – это исполнение заповедей блаженств. Окончание заповедей блаженств: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах: так гнали и пророков, бывших прежде вас» (Мф.5:10-12). В жизни преподобного Сергия наверное, это был единственный случай, когда при нашествии Тохтамыша он был вынужден покинуть гору Маковец, и некоторое время находился в стороне от этого святого места. Преподобный Сергий преставился к Богу 25-го сентября 1392 года. Итак, сегодня мы исследовали жизнь преподобного по евангельскому тексту, который и читается в память о всех преподобных. Заповеди евангельских блаженств раскрывают перед нами, восходя по каким добродетелям, человек сможет стать преподобным – в жизни своей восстановить подобие Богу, утерянное грехопадением, то, что является в православном понимании спасением – восстановлением человека в том достоинстве, в котором он был до грехопадения. И более того… Преподобный отче Сергие, моли Христа Бога спастись душам нашим!   Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru

http://radonezh.ru/analytics/chto-my-zna...

24 . Димитрий Прилуцкий, основатель Спасо-Приглуцкого монастыря, который находится в 5-ти верстах от Вологды (при луке, т. е. излучине, кривизне реки Вологды, от чего название), скончавшийся 11-го Февраля 1392-го года. Местное празднование ему в его монастыре, по всей вероятности, установлено не позднее того, как начали твориться при его гробе чудеса, а эти последние, по записи о них, начались с 1409-го года. К концу XV века из местного монастырского празднование превратилось не только в местное епархиальное, но и в более или менее общерусское 113 . 25 . Илия, в схимонашестве Иоанн, архиепископ Новгородский, скончавшийся 7-го Сентября 1186-го года. В 1439-м году по особому устроению Божию обретены были его мощи, причем он сам являлся во сне тогдашнему архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя единым ох святых. По сему случаю и было установлено архиепископом Евфимием местное празднование его памяти 114 . По указу царя Алексея Михайловича и по благословению патр. Никона мощи архиепископа Илии – Иоанна были перенесены из «темницы» или из подпольного склепа Софийского собора, в котором они дотоле лежали, на верх, в самый собор, и при сем установлено было вторичное ему празднование 1-го Декабря – Собр. лem. III, 191 –192. 26 и 27. Князь Новгородский Владимир Ярославич, сын Ярослава Великого, скончавшийся 4-го Октября 1052-го года, и мать его Анна, скончавшаяся в 1050-м году. Под тем же 1489-м годом, что выше, в Новгородских летописях сообщается, что архиепископ Евфимий позлатил и подписал и покрыл покровами гробы князя и его матери и уставил творить их память на всякое лето или ежегодно Октября в 4-й день. Как будто первоначальное установление памяти было установлением не празднования, а поминовения 115 , и что из поминовения в празднование оно превратилось только уже потом. Если принимать это, то относительно превращения поминовения в празднование можно будет думать, что тут имели приложение приведенные нами выше слова принадлежащего неизвестному автору жития св. Владимира: «да еще быхом имели потщание и мольбу приносили Богу зань в день представления его, вида бы Бог тщание наше к нему прославил бы 17;»... Если же архиепископ установил не поминовение, а празднование, то мы ничего не можем сказать о причине установления празднования, кроме того, что князь был ктитором или строителем Софийского собора, в котором покоятся его мощи 116 .

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Афанасий и Феодосий Череповецкие преподобные Преподобный Афанасий, по прозвищу «Железный посох», и преподобный Феодосий Череповецкие — ученики преподобного Сергия Радонежского. Поселились они в Новгородском краю на Череповецком урочище, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, где подвизались в иноческих трудах. Здесь они построили храм во имя Святой Троицы и основали Воскресенский Череповецкий монастырь. О преподобном Афанасии сказано в летописных святцах: «Преподобный Афанасий пустынник, зовомый Железный посох, ученик бысть святаго Сергия чудотворца; преставился в лето 6900 (1392)». Череповский Воскресенский монастырь был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 года: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальной Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Мощи преподобного Афанасия и Феодосия почивают под спудом и память совершается местно 25 сентября/8 октября и 26 ноября/9 декабря. Ефросиния Суздальская, преподобная В древнем граде Чернигове жил святой благоверный князь Михаил Всеволодович, теплый верою к Богу, милостивый к убогим. Его княгиня — имя ее не дошло до нас — также была благочестива и милостива. Долго супруги не имели детей и, скорбя о своем бесчадии, молились Матери скорбящих Пресвятой Богородице о даровании им потомства. Часто ходили они в Киевский Печерский монастырь прпп. Антония и Феодосия, чтобы помолиться Пречистой Деве в храме, посвященном Ее имени, послушать наставления Печерских иноков и подать обильную милостыню на монастырь и братию. Усердная молитва благочестивых супругов был услышана. В одну ночь явились им Пресвятая Богородица и сказала: «Дерзайте, дерзайте и молитесь; ваша молитва услышана и вот вам знамение: возьмите благоухание и покадите им весь дом свой». Испуганные супруги быстро встали и увидели в своем изголовье узел, в котором было завязано благоухание. Они вознесли слезную молитву к удостоившей их своим посещением Богоматери, потом взяли кадильницу и наполнили свой дом дивным благоуханием.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=842...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010