26 . Сергий Радонежский, скончавшийся 25-го сентября 1392-го года. Местное празднование преп. Сергию в самом Троицком монастыре, как со всею вероятностью следует думать, началось тотчас или в самом непродолжительном времени после его кончины, ибо он прославился как великий чудотворец еще при своей жизни 1294 . —85— Не знаем, было ли нарочитым образом установлено ему общецерковное празднование или он сделался общерусским святым сам собою, по причине своей великой славы, но в 1447–48-м году он уже называется в числе великих, весьма немногих тогда, чудотворцев Русской земли 1295 . 27 . Димитрий Прилуцкий, основатель Спасо-Прилуцкого монастыря, который находится в 5-ти верстах от Вологды (при луке реки Вологды, от чего название), скончавшийся 11-го февраля 1392-го года. Местное празднование ему в его монастыре, по всей вероятности, установлено не позднее того, как начали твориться при его гробе чудеса, а эти последние, по записи о них, начались с 1409-го года. К концу XV века из местного монастырского празднование превратилось не только в местное епархиальное, но и в более или менее общерусское. 28 . Илия, в схимонашестве Иоанн, архиепископ Новгородский, скончавшийся 7-го сентября 1186-го года. В 1439-м году по особому устроению Божию обретены были его мощи, при чем он сам являлся во сне тогдашнему архиепископу Новгородскому Евфимию и назвал себя единым от святых. По сему случаю и было установлено архиепископом Евфимием местное празднование его памяти 1296 . 29 и 30. Князь Новгородский Владимир Ярославич, сын Ярослава Великого, скончавшийся 4-го октября 1052-го года, и мать его Анна, скончавшаяся в 1050-м году. Под тем же 1439-м годом, что выше, в Новгородских летописях сообщается, что архиепископ Евфимий позлатил и подписал гробы князя и его матери и уставил творить их память на всякое лето или ежегодно октября в 4-й день. Как будто первоначальное установление памяти было установлением не празднования, а —86— поминовения 1297 , и что из поминовения в празднование оно превратилось только уже потом. Если принимать это, то относительно превращения поминовения в празднование можно будет думать, что тут имели приложение приведенный нами выше слова принадлежащего неизвестному автору жития св. Владимира: «да аще быхом имели потщание и мольбу приносили Богу зань в день представления его, вида бы Бог тщание наше к нему прославил бы и»... Если же архиепископ установил не поминовение, а празднование, то мы ничего не можем сказать о причине установления празднования, кроме того, что князь был ктитором или строителем Софийского собора, в котором покоятся его мощи 1298 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Великую помощь принес прп. Сергий тем, что содействовал сосредоточению и укреплению государственной власти в руках одного сильного вел. князя и умиротворению удельных князей. С этой целью он ездил в 1365 г. в Нижний Новгород, а в 1385 г. — к врагу вел. князя, суровому князю Олегу рязанскому, и своими кроткими и тихими речами растрогал его и убедил заключить вечный мир с Димитрием Иоанновичем. Вел. князь часто приезжал к преподобному за благословением и советами, и завещание вел. князя, раз навсегда устанавливавшее порядок владения великим княжеством от отца к старшему сыну, было скреплено подписью преподобного. А сподвижник Димитрия Донского — серпуховский князь Владимир Андреевич Храбрый, во владениях которого находилась Радонежская пустынь, был духовным сыном прп. Сергия и первый изо всех удельных князей признал вел. князя своим государем. За шесть месяцев до своей кончины прп. Сергий поставил настоятелем молодого еще, но уже духовно опытного ученика своего Никона (память его 17 нояб.), а сам ушел в затвор, готовясь к кончине. В сентябре он захворал предсмертным недугом. Наставив братию в последний раз, он поручил ее Господу и Его Пречистой Матери. Ученики благоговейно поддерживали его под руки, когда он в последний раз причащался Святых Христовых Тайн. Затем, воздев свои руки, он с молитвой предал Господу свою чистую душу 25 сентября 1392 г. Несказанное благоухание разлилось по келье. Лик праведника сиял небесным блаженством. Казалось, он уснул глубоким сном. Братия погребли его в обители Пресвятой Живоначальной Троицы. Вскоре по его блаженной кончине начались его чудесные явления и исцеления. Так, инок Игнатий увидел его на его обычном месте в церкви поющим с братией. В 1408 г. прп. Сергий явился игумену Никону и предсказал ему разорение обители ханом Едигеем и ее скорое восстановление. Оба эти предсказания не замедлили исполниться. Иноку, рассекшему ногу топором, явились святитель Алексий и прп. Сергий и исцелили его. Через 30 лет после своей кончины прп. Сергий явился одному благочестивому человеку и сказал ему: «Возвести игумену и братии: зачем оставляют меня так долго под покровом земли во гробе, где вода окружает тело мое?» 5 июля 1422 г. гроб прп. Сергия был открыт, и не только святые мощи его были обретены нетленными, но и самое одеяние его оказалось нетленным. Гроб был окружен водой, но святых мощей она не коснулась. Тогда прп. Никон воздвиг ныне существующий Троицкий собор.

http://sedmitza.ru/lib/text/437687/

Святые: епископы Ростовские: Игнатий († 1288. 28 мая), именуемый летописцами «великим чудотворцем», и Кирилл; архиепископы Новгородские: Илия, в схиме Иоанн († 1186. 7 сентября), при коем в 1169 г. чудесно явлена была икона Знамения Божией Матери; Моисей († 1362. 25 января), Евфимий († 1458. 11 марта), борец против любодеяния и неправильных браков; Иона († 1470. 5 ноября), пламенный молитвенник об установлении в России Самодержавия. «Не оставит Господь без внимания слезной молитвы угнетенных, – говорил он Иоанну III, – рассеет Орду, какими судьбами знает, лишь бы Государь пребыл в благочестии и тихими очами надзирал за своею областью». Первые епископы Казанские: святые: Гурий († 1563. 20 июня и 5 декабря), Варсонофий († 1576. 11 апреля), впоследствии епископ Тверской, и Герман († 1567. 6 ноября). Епископы Пермские: святые: Стефан († 1396. 26 апреля), близкий друг Преподобного Сергия, так много сделавший для приобщения восточноевропейских и азиатских инородцев к Русской Церкви; Герасим († 1441. 24 января), Питирим, убитый 19 августа 1456 г. вогуличами, и Иона († 1470. Память всех троих 29 января). Святой Кирилл, епископ Туровский (†1183. 28 апреля), знаменитый проповедник, первый русский столпник, о коем житие говорит: «Златословесный учитель, светлым учением благоразумия своего просветивший все концы России». Святой Серапион, епископ Владимирский († 1275. 12 июля), обладавший замечательным даром слова, грозный обличитель волхований. Преподобный Сергий Радонежский († 1392. 25 сентября), сей «благодатный воспитатель народного духа», по определению Ключевского. Святые птенцы из гнезда Сергиева, имена коих нами приводились в первой части. Варлаам Прозорливый (†1192. 6 ноября), основатель Хутынского монастыря на Волхове; Меркурий, мученик Смоленский († 1238. 24 ноября), воин, погибший в единоборстве с великаном татарином. Преподобные: Сергий и Герман († 1353. Память 28 июня и 11 сентября), основатели Валаамской обители на Ладожском озере; Авраамий Чухломский или Городецкий († 1375.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Потому, что они пошли на поводу у мира, а не мир повели за собой. Кто такие католики? Изначально существовала одна единственная Церковь , которая была единой – Западной и Восточной. Но с того момента, как произошел этот страшный раскол, начались труднообратимые изменения. Восточная Церковь оставалась по преимуществу обращенной к тому Царству, которое не от мира сего, а Католическая все теснее и теснее связывала себя с миром сим. И в той степени, в которой мы повторяем ошибки Католической Церкви, мы тоже скатываемся к обмирщению и секуляризации церковной жизни, убивая тем самым ее дух. 4 Митрополит Филипп (Колычев, 1507–1569 гг.) – иерарх Русской Православной Церкви, лишенный сана Церковным Собором по требованию царя Иоанна Грозного за обличение опричного террора; задушен в ссылке Малютой Скуратовым; память 9/22 января, 3/16 июля, 5/18 октября. 5 Митрополит Арсений (Мацеевич , 1697–1772 гг.) – иерарх Русской Православной Церкви, открыто выступивший против секуляризации церковных владений при Екатерине И; в 1767 г. был разжалован в крестьяне и посажен в Ревельскую крепость; в 1918 г., посмертно, восстановлен в архиерейском достоинстве как лишенный сана по политическим мотивам. В 2000 г. прославлен на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в лике священномучеников. 6 Преподобный Сергий Радонежский (1314–1392 гг.) – великий русский святой, основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры; память 5/18 июля, 25 сентября/8 октября.) 8 Флавий Валерий Аврелий Константин (272–337 гг.) – римский император, провозгласивший свободное, не подлежащее гонениям исповедание христианства; прославлен Православной Церковью в лике равноапостольных святых; память 21 мая/3 июня. 9 Имеется в виду равноапостольный князь Владимир (ок. 960–1015 гг.), при котором произошло Крещение Руси; память 15/28 июля. 12 Преподобный Иоанн Лествичник (ок. 570 – ок. 649 гг.) – игумен Синайской горы, известный подвижник, написавший подробное руководство к иноческой жизни – «Лествицу»; память 30 марта/12 апреля и в 4-ю Неделю Великого поста.

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Moroz...

Преподобный Никон Радонежский, ближайший ученик и преемник Преподобного Сергия Радонежского (†1392; память 25 сентября и 5 июля), родился в XIV веке в Юрьеве-Польском. Услышав об ангельской жизни Радонежского чудотворца, отрок пришел к Преподобному Сергию и просил постричь его в иночество. Авва Сергий провидел чистоту и благоразумие отрока и для испытания послал его к своему ученику, преподобному Афанасию Высоцкому († после 1401; память 12 сентября). Но и преподобный Афанасий не сразу принял юного подвижника. Духом Святым прозревая в нем будущее, святой старец поучал отрока: «Иноки называются добровольными мучениками. Святые мученики многие в один час пострадали и скончались, а иноки каждый день терпят страдания, не от мучителей, но внутри от естества собственной плоти и от врагов мысленных бывают боримы и до последнего издыхания страдают. Чадо, если приступаешь работать Господу, уготовь душу свою терпеть искушения и страдание и, если это претерпишь, то получишь великое мздовоздаяние на Небе». После этих слов преподобный Афанасий исполнил желание отрока и постриг в иночество. Преподобный Никон учился у опытного подвижника умному деланию, изучал Священное Писание и преуспевал в добродетели и чистоте. По достижении совершенного возраста, он был возведен в сан иеромонаха. Через некоторое время преподобный Афанасий благословил его вновь увидеться с аввой Сергием. Радонежский игумен с радостью встретил священноинока и сказал: «Хорошо, что ты пришел, чадо Никон»,– с любовью принял его и повелел служить братии. Целые дни проводил преподобный Никон в монастырских делах, а ночи – в молитвенных беседах с Богом. Преподобный Сергий утешался духовным преуспеянием смиренного послушника, который с усердием принимал наставления и поучения, ибо искренно желал быть подобным своему великому старцу. В лице своего учителя он видел образ Христа и всегда мыслил себя предстоявшим Богу, каждое послушание Духоносного Сергия он принимал с верой и исполнял без промедления. Предвидя особую благодать в любимом ученике, Преподобный Сергий повелел ему пребывать с собой в одной келлии. Желая видеть в подвижнике соучастника духовного делания, авва Сергий с любовью поучал его добродетели и разъяснял сущность духовной жизни. Видя духовную зрелость и опытность ученика, строгий игумен поставил преподобного Никона сначала на должность помощника настоятеля, а за шесть месяцев до своего преставления, перед удалением для безмолвия в затвор, назначил его своим преемником. После блаженной кончины любимого учителя (†25 сентября 1392) преподобный Никон с любовью поддерживал все, что было установлено преподобным Сергием.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Великомученик Пантелеимон почитается как покровитель воинов и врачей. К нему прибегают христиане, ведущие брань духовную с просьбой исцелить язвы души. Имя святого великомученика и целителя Пантелеимона призывается при совершении Таинства Елеосвящения (Соборования), при освящении воды и в молитве за немощного.   Мученик Трифон – родом из Фригии, в отрочестве пас гусей. С юных лет Господь даровал ему силу изгнания бесов и исцеления различных болезней. Силой своей молитвы заставил уйти вредных насекомых, истреблявших хлебные злаки и опустошавших поля жителей его родного села. Особенно прославился святой Трифон изгнанием беса из дочери римского императора Гордиана (238-244). Помогая всем страждущим, он требовал только одной платы – веры в Иисуса Христа, благодатью Которого он исцелял их. Обратил ко Христу много язычников; после мучений за веру Христову был обезглавлен в 250 году. Память его совершается 1 (14 февраля). Святому Трифону молятся как скорому помощнику во всех житейских нуждах, скорбях и несчастьях, особенно об избавлении от вредителей.   Преподобный Сергий Радонежский – еще в детстве удивлял всех строгим воздержанием и усердною молитвою. По молитвам получил от Бога дар книжного разумения. Основал Троице-Сергиеву лавру. За святую жизнь и великие монашеские подвиги сподобился явления Божией Матери. Был прозорлив и молитвами совершал чудеса. Скончался в 1392 году. Память его совершается 25 сентября (8 октября нового стиля) и 5 (18) июля (обретение мощей). К преподобному Сергию обращаются во всех житейских нуждах, скорбях и несчастьях, особенно как к помощнику в учении.   Преподобный Александр Свирский – вел суровую жизнь сначала в монастыре на Валааме, а затем на уединенном монастырском острове, где в расщелине скалы устроил келлию. В 1485 году удалился с Валаама и в 6 верстах от реки Свири основал монастырь. Перенеся лютые страдания от голода, стужи, болезней и искушений сподобился явления Живоначальной Троицы, Божией Матери и святых Ангелов. Скончался 30 августа 1533 года. Его нетленные мощи были обретены в 1641 году. Память его 30 августа (12 сентября нового стиля).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В первые годы бедность обители была такая, что приходилось совершать богослужения при свете лучины, ризы были из грубого холста, а чаша из дерева. Св. Сергий был не только великим молитвенником, но и миротворцем. К нему часто обращались за решением споров, и ему приходилось мирить князей, иногда обличая непокорных. В своей обители св. Сергий ввел общежительный устав по примеру св. Феодосия Печерского . Все у братии было общее. С умножением братии начали поступать дары от благочестивых людей, но преп. Сергий раздавал деньги нищим и бедным, уповая, что Господь всегда в нужде поможет его монастырю. Однажды, когда в обители не было муки и братия начала роптать, приехал целый обоз хлеба, и преподобный смог не только накормить свою братию, но и окрестных крестьян. На деньги, которые он получал от князей и бояр, преп. Сергий построил новый храм и открыл при своем монастыре странноприимный дом, в котором могли питаться все приходящие. Митрополит Алексий хотел поставить св. Сергия себе преемником на митрополию, но преподобный отказался из смирения и остался до конца своей жизни игуменом. Еще при жизни св. Сергий получил от Бога дар целения и прозорливости, а перед кончиной ему и его ученику Михею было чудесное явление Божией Матери с апостолами Петром и Иоанном. Предуведомленный свыше о своей смерти, преп. Сергий мирно скончался 25 сентября 1392 года. Мощи его были обретены нетленными через 20 лет (память 5 июля и 25 сентября). Значение преподобного Сергия для русской Церкви и для России исключительно велико. Он воспитал много учеников, которые после его смерти разошлись по всему государству и основали многочисленные обители. Он благословил вел. кн. Димитрия Ивановича на борьбу с татарами и дал ему двух иноков – Пересвета и Ослябя для участия в Куликовской битве (1380). Преп. Сергий был духовным воспитателем русского народа, и его Лавра в течение веков была главным центром духовного просвещения на севере Руси. Кроме монастыря преп. Сергия, в 14 веке были устроены многочисленные обители во всей стране, но почти все они имели своими основателями учеников или собеседников преподобного. В них, по примеру Сергиевой Лавры, был введен общежительный устав. Преемником св. Сергия во главе его монастыря был преп. Никон, много потрудившийся над благосостоянием обители (память 17 ноября).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Кондак, глас 4 Христа ради юродством воздушная мытарства на руках ангельских неприкосновенно прешед, царскаго достигл еси престола и от Царя всех Христа Бога дар прием благодать исцелений, многими бо чудесы твоими и знамением страшным удивил еси град твой Великий Устюг: людем твоим милость испросив, миро от честнаго образа Пресвятыя Богородицы молитвою извел еси и недужным подал еси цельбы. Тем же молим тя, чудоносче Прокопие: моли Христа Бога непрестанно подати грехов наших прощение. Сведения о преподобных отцах наших Афанасии и Феодосии Череповецких 8 Память их празднуется месяца июля в 5-й день, месяца сентября в 25-й день и месяца ноября в 26-й день † 1392 Ученики преподобного Серия Радонежского чудотворца, отшельники – Афанасий, по прозванию Железный Посох, и Феодосий поселились в Новгородском краю на Череповском урочище, в весьма красивой местности, при впадении речки Ягорбы в реку Шексну, среди непроходимых дремучих лесов. Там поставили они церковь в честь Святой Троицы и устроили Воскресенский Череповский монастырь, который был разорен до основания во время нашествия Литвы, а потому не сохранилось сведений о блаженных его основателях, кроме одной надписи на вкладной книге 1568 г.: «Сия книга святой обители Воскресения Христова и Живоначальныя Троицы и начальников преподобных отец наших Феодосия и Афанасия». Обитель упразднена в 1764 г., а монастырская слобода и ближнее село Феодосьево в 1780 г. обращены в уездный город Череповец. В соборном храме погребены преподобные Афанасий и Феодосий. Память их 25 сентября (Строев, «Списки Иерархов», стр. 83. Рассказы из Ист. Р. Ц., стр. 200). Тропарь и Кондак общие. Дополнительные сведения Галкин А. Наследие Череповецкого монастыря//София 50 . Новгород. 1998. С. 32–35. Уездный город Новгородской губернии Череповец (ныне – крупнейший город Вологодской области), так же как Кириллов и Тихвин, возник из подмонастырского поселения. В годы, близкие явлению Тихвинской иконы Богоматери (1383) и основанию Кирилло-Белозерского монастыря (1397), здесь, на высоком мысу Шексны, при впадении в нее речки Ягорбы, начал строиться мужской монастырь. Окрестные места были известны как «Череповесь». По одной из версий, основа этого топонима восходит к слову «череп » в значении «возвышенного места». Так что подобный холм близ Иерусалима, Голгофа, возможно, одноименен Череповцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И о сем особенно молю вас, святые отцы и братия, когда будете читать житие святого, то, где я по небрежности описался или по лености не исправил, и вы Бога ради сами исправляйте, а мою грешную душу не отягощайте упреками Господа ради, и простите меня грешного, а Господь наш Иисус Христос простит вам ваши согрешения, и да будет со всеми вами милость Его со Отцем и со Святым Духом во веки. Аминь. Апрель 21 Иаков Стромынский, преподобный Преподобный Иаков Стромынский был учеником преподобного Сергия Радонежского (память 25 сентября/8 октября). Он был игуменом Стромынского монастыря во имя Живоначальной Троицы. Сам преподобный Сергий в 1380 году основал этот монастырь по просьбе великого князя Димитрия Донского (1363–1389) в память победы на Куликовом поле. В том монастыре был игуменом также преподобный Савва Звенигородский (1381–1392, память 3/16 декабря). Преподобный Иаков был погребен в монастырской церкви. Апрель 22 Всеволод-Гавриил Псковский, благоверный князь — перенесение мощей Святой благоверный князь Всеволод, в крещении Гавриил, Псковский, внук Владимира Мономаха, родился в 1092 году и почти всю жизнь прожил в Новгороде, где в 1088–1093 и 1095–1117 гг. княжил его отец, святой благоверный князь Мстислав-Феодор Великий († 15 апреля 1132 г.). В 1117 году, когда великий князь Владимир Мономах дал в удел Мстиславу Белгород Киевский, фактически сделав его своим соправителем, молодой Всеволод остался наместником отца на новгородском княжении. Благоверный князь Всеволод отличался благочестием и любовью к Святой Церкви. Много доброго сделал святой князь Всеволод для Новгорода. Со святителем Нифонтом, архиепископом Новгородским (память 8 апреля), он воздвиг множество храмов, среди которых — собор великомученика Георгия в Юрьевском монастыре и храм святого Иоанна Предтечи на Опоках, построенный в честь Ангела его сына-первенца Иоанна, умершего в младенчестве († 1128). В уставе князь даровал льготные грамоты собору Святой Софии и другим церквям. В страшный голод, спасая людей от гибели, он истратил всю казну. Князь Всеволод был доблестным воином, победоносно ходил на ямь (в 1123 г.) и на чудь, но никогда не брался за меч ради корысти и власти.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Тело святого Евстафия, брошенное ночью на поле, было перенесено христианами в Мцхет с великой честью и положено католикосом Самуилом IV под престолом мцхетского собора Светицховели. Католикос Самуил IV установил ему память 29 июля/11 августа — в день славной кончины святого мученика. Роман Киржачский Преподобный Роман Киржачский — сподвижник и ученик преподобного Сергия, игумена Радонежского (память 25 сентября/8 октября и 5/18 июля). В житии преподобного Сергия сообщается, что после введения в Троицкой обители по благословению святителя Алексия, митрополита Московского (память 12/25 февраля), строгого общежительного устава некоторые из братии стали роптать и выражали недовольство строгостью устава. Преподобный Сергий вынужден был оставить свою обитель и удалился на реку Киржач. Чувствуя духовное сиротство в разлуке с любимым старцем-игуменом, многие иноки решились уже покинуть и самую обитель Троицкую, в которой теперь все казалось так пусто и бесприютно… И как велика была радость их, когда они узнали, где пребывает их любимый наставник и отец. Они не могли более сносить разлуки, и один по одному стали переселяться на Киржач. Списатель жития Сергиева повествует, что при помощи Божией успешно была построена церковь и основана новая обитель в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, где преподобный также ввел общежительный устав. Это было в 1371 году. Через три года, когда тревоги «мирского самоволия» прекратились, преподобный Сергий по благословению святителя Алексия, митрополита Московского, возвратился в Троицкий монастырь. А из своих учеников преподобный Сергий избрал Романа, который был рукоположен тем же святителем Алексием в священный сан и поставлен настоятелем вновь устроенной обители. Истинный подвижник, сочетавший доброту душевную с требовательностью наставника, святой Роман с большим усердием исполнял заповеди преподобного Сергия — своего духовного отца и учителя — и был образцом подвижнической жизни для всей братии. 29 июля 1392 года он мирно отошел ко Господу. Святые мощи преподобного Романа почивают под спудом в бывшей монастырской Благовещенской церкви (в 1764 году монастырь был упразднен, а храм его обращен в приход города Киржача). Над святыми мощами была устроена резная сень, под которой положено медное надгробие с изображением преподобного Романа на верхней доске, а в возглавии надписаны тропарь и кондак святому. На старинных иконах преподобный Роман написан в лике учеников преподобного Сергия. В рукописных святцах преподобный упоминается в числе святых и назван чудотворцем. Константин и Косма Косинские, Старорусские, преподобные

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010