Постепенно отношения игумена с новым властителем Киева приняли вид определенного компромисса: в монастырской великой ектении первым поминался изгнанник Изяслав, а за ним уже Святослав; он тоже стал частым гостем Феодосия и подарил монастырю землю под строительство каменного Успенского собора; Преподобный, посещавший князя с ответными визитами, напоминал тому о страхе Божием и любви к брату Так эти события последнего года жизни Феодосия описаны Нестором-агиографом. Соотнесение этих обстоятельств с цитированными игуменом фрагментами 49-го псалма проясняет, по нашему мнению, и то, какого «татя», который «на брата своего клеветаше и на сын матере своея полагаше съблазн», он имеет в виду, и то, в чем укоряет лично себя. Исходя из этого и определяется нами точная дата открытого поучения, сказанного за неделю до Пасхи, 31 т. е. 13 апреля 1074 г. 33 Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе. 34 Поучение в второк 3 недели святого Великого поста преподобного отца нашего Феодора игумена Студийского ко братии А. 53 В ркп. ваших, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 54 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 65 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 67 В ркп. покойше, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 74 В ркп. труд, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 75 В ркп. блага, испр. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе). 96 Нет в ркп., доб. по АБВГ (Въ вторник 3 недели поста святаго Федора игумена Студийскаго слово утешно къ братии о душевней ползе).

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

Из слов Поликарпа о том что Нестор летописец написал жития преподобных Дамиана, Иеремии, Матфея и Исакия, а также из существования предания, приписывавшего Нестору составление первоначальной летописи, Костомаров заключал, что «Нестор писал Печерскую летопись и эта монастырская летопись занесена была в нашу (в Повесть временных лет), как одна, из составных частей ея... Дело Сильвестра есть свод отдельных сказаний. Этот Сильвестр внес в свой труд Несторову летопись Киево-Печерского монастыря, относящуюся до дел этой обители и составляющую только незначительную часть всей летописи. Не все, что касается Киево-Печерского монастыря, писано Нестором. Это можно заключить из следующего обстоятельства: под 1051 годом летописец рассказывает о себе, говорит о прибытии своем в Киево-Печерский монастырь и о пострижении от Феодосия. Прежде это место приписывали Нестору, но в одном рукописном патерике XVI века ( – проще было бы сослаться на Житие Феодосия) говорится, что Нестор пришел не при Феодосии, а при его преемнике Стефане, и следовательно известие, помещенное под приведенным годом, принадлежит не Нестору, а какому то другому летописцу, писавшему прежде его». Мнение Костомарова о Несторе и Печерской летописи было под-держано и развито последующими исследователями. Основательность . его становится очевидной, если мы согласимся с тем, что в основании Сильвестрова свода лежит тот летописный свод, который в позднейшей, измененной редакции читается вначале Новгородской 1-й летописи по спискам Комиссионному, Толстовскому и др. В этой летописи, довольно точно сохранившей первоначальный рассказ от 1044 до 1074 года (ср. О Начальном Киевском своде в Чтениях Общ. ист. и др. росс. за 1897 г.), мы не находим под 1051 годом Сказания о начале Печерского монастыря: следовательно, оно не находилось и в первоначальном летописном своде, а вставлено в Повесть временных лет из другого летописного источника, который, вслед за Костомаровым назовем Печерской летописью. Сравнительное изучение Новгородской 1-й летописи и Повести временных лет приводит нас к выводу, что в первоначальном своде под 1074 годом читалось то самое описание кончины Феодосия, которое Сильвестр сохранил и в составленном им своде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Одним из наиболее ранних и, пожалуй, наиболее важным в социально-политическом, как и культурном, отношении был Печерский монастырь под Киевом. Он был основан при митрополите Иларионе и князе Ярославе монахом Антонием, выходцем из состоятельных, возможно боярских, кругов г. Любеча . Он возник, по сообщению летописной повести, первоначально в пещере, выкопанной Иларионом, когда тот был священником церкви Апостолов в княжеском селе Берестове и духовником Ярослава . О братии монастыря и поставлении первого игумена Варлаама летописная повесть говорит только во время первого княжения сына Ярослава Изяслава (1054—1068) , а не раньше. Это находит подтверждение и в сообщении Жития Феодосия . Печерский монастырь не был княжеским — он был основан рядом с княжеским селом и вступил в конфликт с князем, когда принял двух тесно связанных с двором Изяслава людей — сына его «первого боярина» и скопца, вероятно наблюдавшего за женской половиной дворца, получивших имена Варлаама и Ефрема. Таким образом, ктитором монастыря был Антоний, который являлся одновременно и его монахом. Именно он ставит игуменом этого Варлаама. Приселков не без основания предполагает, что монастырь первоначально находился («где ныне ветхый манастырь печерьскыи», по словам автора Повести ) на земле, принадлежавшей Антонию . Действительно, его поездки в Константинополь и на Афон свидетельствуют о том, что он все же обладал для этого средствами. Конфликт с Изяславом был ликвидирован после того, как по его желанию Варлаам был переведен из Пе-черского в новый княжеский Дмитриевский монастырь также игуменом, а Печерский монастырь получил от князя (по Житию Феодосия, в 1062 г.) часть земли княжеского села — «гору» над пещерой для постройки монастырских здании . Новый конфликт монастыря с князем, на этот раз со Святославом, имел место в 1073—1074 гг., во время игуменства Феодосия (ум. 1074), и он также кончился примирением и очередной передачей княжеской земли и 100 гривен золота для строительства каменной Успенской церкви .

http://sedmitza.ru/lib/text/438150/

И тут произошло нечто неслыханное: недавний губитель государства быстро вошёл в соглашение с норманнским искателем приключений; он выступил претендентом на престол и двинулся против столицы и собственного племянника. В этой опасности центральное правительство бросилось в объятия турок. В 1074 году Сулейман, с согласия Мелик–шаха, заключил с Византией договор, в силу коего он стал правомерным владетелем оккупированных восточных провинций. За это сельджуки обещали поставить сильный вспомогательный отряд и сдержали слово. Их наездники рассеяли бунтарские шайки и взяли в плен обоих вожаков. Дука был заточён в монастырь, а Урсель ускользнул и собрал новые войска в феме Армениак. Против него в 1074 году был выслан Алексей Комнин, сын Иоанна Комнина, племянник императора Исаака. Таким образом, Алексей выступил впервые и счастливо на всемирно-историческую сцену: на его долю выпал триумф привести в цепях в Константинополь беспокойного кондотьера. Бедствия от турецких нападений и опустошений в Малой Азии, конечно, и далее беспрепятственно продолжались. Бюрократический режим созрел для гибели; таково было господствующее убеждение. Спасение было только в армии. В 1078 году и в Европе и в Азии одновременно произошли два восстания: Никифор Вриенний, стратиг Диррахия, двинулся к столице, в то время, как в Малой Азии с согласия сельджуков, купленного ценой новых унизительных уступок, Никифор Вотаниат был провозглашён автократором. Восстание дворянства и народа принудило Михаила VII к отречению: он стал архиепископом ефесским, Никифор же III Вотаниат был всеми признан императором (1078–1081 гг.). Алексей Комнин совершенно разбил Вриенния при Калабрии ( Καλαβρη) во Фракии и так же энергично подавил несколько быстро поднявшихся бунтов, до тех пор, пока в 1080 году не провозгласил себя императором его собственный зять, безмерно богатый и пользовавшийся влиянием среди военно-землевладельческого дворянства Никифор Мелиссин; у этих людей совершенно иссякли патриотические чувства. Новый претендент заключил с Сулейманом условия относительно дележа приобретений, которые должны были быть сделаны на счёт Вотаниата.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Глава II. Киево-Печерский монастырь и другие обители С возведением пресвитера Илариона на престол митрополии Киевской Собором русских иерархов преподобный летописец соединяет по времени основание Киево-Печерского монастыря. И если первое событие было весьма важно по своему внутреннему смыслу, то последнее еще более важно по своему обширному влиянию на судьбу нашей Церкви, особенно в рассматриваемый нами период. В эти первые сто лет своего существования Киево-Печерская обитель постоянно занимала самое главное место в ряду всех прочих чередовавшихся событий русской церковной истории и находилась в самом цветущем состоянии: почти все великие подвижники, которых жития составляют Киево-Печерский Патерик, жили и действовали именно в то достопамятное время. В истории Киево-Печерского монастыря до избрания Климента Смолятича на престол митрополии русской можно различать три частнейшие отдела: первый, когда монастырь основан, – время до игуменства преподобного Феодосия (1057); второй, когда монастырь сделан общежительным и получил внутреннее благоустройство, – время игуменства преподобного Феодосия (1057–1074); третий, когда монастырь благоукрасился и достиг внешнего процветания, – время после игуменства преподобного Феодосия (1074–1145) 1190 . I Начало Киево-Печерскому монастырю положил преподобный Антоний. Он родился в городе Любече (местечке нынешней Черниговской губернии) и в крещении получил имя Антипы 1191 . С юных лет исполненный страха Божия, Антипа почувствовал в себе желание уединенной жизни и, по внушению свыше, решился идти на Афон, который славился уже тогда на всем Востоке святостию своих отшельников и служил как бы средоточием и рассадником православного монашества. Обходя монастыри Святой горы и видя равноангельский образ жизни подвижников, Антипа еще более воспламенялся желанием поревновать этому чудному житию и в одной из тамошних обителей молил игумена возложить на него иноческий образ. Игумен, как бы провидя будущие добродетели и назначение просителя, согласился, постриг его и дал ему имя Антония – отца иночествующих. По примеру большей части тогдашних черноризцев афонских Антоний избрал для себя образ жизни отшельнической, и неподалеку от одного монастыря афонского, Есфигмена, в котором будто бы он и принял пострижение, доселе показывают пещеру вместе с церковию, где начал свои подвиги первоначальник иноков русских 1192 . Успехи его в духовной жизни, постоянно возраставшие, радовали всех. Тогда игумен, постригший его, сказал ему: “Антоний! Иди опять в Россию, и да будет тебе благословение от Святой горы, ибо многие черноризцы от тебя имеют произойти”.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В ирл. летописях содержатся сведения о том, что к этому времени под властью Д. находились обширные территории на востоке острова, в т. ч. ряд церквей и мон-рей. Ярл Д. Олаф Куаран принял крещение. В 981 г. он отрекся от престола и отправился в паломничество в мон-рь Иона , где скончался и был похоронен. В 1028 г. его сын ярл Д. Ситрик Шелковая Борода совершил паломничество в Рим. Исследователи склонны связывать с этим событием учреждение епископской кафедры в Д. ( Gwynn. 1992). Первым епископом стал ирландец Дунан (Доннан; латиниз. Донат), рукоположенный, вероятно, Кентерберийским архиеп. Этельнотом (рукоположение архиепископом Кентерберийским имело целью закрепить независимость еп-ства от церковных иерархов Ирландии). Особое положение кафедры Д. отразилось в ирл. летописях, где Дунан назван «верховным епископом иноземцев» в Ирландии (Dunan ardespoc Gall - The Annals of Ulster. 1074. Dublin, 1983. P. 510). Ярл Ситрик и еп. Дунан заложили кафедральный собор во имя Св. Троицы (или ц. Спасителя; англ. Christ Church) и епископский дворец с ц. арх. Михаила. При соборе был учрежден причт из белого духовенства (впосл. из монахов- бенедиктинцев ). После смерти еп. Дунана в мае 1074 г. на кафедру был избран Патрикий (Гилла-Патрик), монах из Вустера (Англия). В послании клира и народа Кентерберийскому архиеп. Ланфранку (1070-1089) с просьбой рукоположить Патрикия кафедра Д. была названа «митрополией острова Ирландии». Перед рукоположением Патрикий дал обещание оставаться в каноническом подчинении архиепископу Кентерберийскому как «примасу Британских островов» (Britanniarum primas). Кентерберийский архиепископ считал себя ответственным за руководство Церковью в Ирландии, рассматривая Д. как столицу Ирландии, а кафедру Д. как главную на острове (metropolis Hiberniae). В послании Ланфранка Годфриду, правителю Д., тот был назван королем Ирландии (Glorioso Hiberniae rege Gothrico), хотя этот титул не соответствовал политической реальности. В 1084 г. на кафедру был избран Донат (Доннгус; † осень 1095), монах из клира собора Св.

http://pravenc.ru/text/180517.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), прп., Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших), целебник. Рассказ о Д. помещен среди рассказов о др. Киево-Печерских подвижниках в «Повести временных лет» под 6582 (1074/75) г. в статье о кончине игум. Киево-Печерского мон-ря прп. Феодосия . О Д. (видимо, на основе летописного рассказа) говорится также в Житии прп. Феодосия (кон. XI - нач. XII в.), написанном прп. Нестором Летописцем. Возможно, краткое сообщение о Д. находилось в составе несохранившегося Жития прп. Антония Печерского кон. XI в. (Древнерус. патерики. С. 42; см.: Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневековая Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 23-24, 67-69). Рассказ о Д. входил во все редакции Киево-Печерского патерика, начиная с древнейшей (рубежа XIII и XIV вв.; см.: Шахматов А. А. Киево-Печерский патерик и Печерская летопись. СПб., 1897. С. 5; Абрамович Д. И. Исследование о Киево-Печерском патерике как историко-литературном памятнике. СПб., 1902. С. 27-32). Отдельное Житие Д., созданное на основе летописной и житийной традиции, впервые появилось на польск. языке в издании патерика: Sylvestr (Kosov), metr. Patericon, abo ywoty ss. oyców Pieczarskich. K., 1635. S. 68-69; на церковнослав. языке - в Киево-Печерском патерике (К., 1661. Л. 142 об.-144 об.). Успение прп. Дамиана. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10) Успение прп. Дамиана. Миниатюра из Радзивиловской летописи. Кон. XV в. (БАН. 34.5.30. Л. 10) Д. был священником («санъмь прозвутеръ»). По рассказу ПВЛ, он не вкушал ничего, кроме хлеба и воды. За монашеские подвиги и добродетельную жизнь он сподобился дара чудотворения и по благословению прп.

http://pravenc.ru/text/168750.html

456 Харольдом, сыном Вальдамара, саги называют, по общему признанию исследователей, Мстислава, сына Владимира Мономаха (р. в феврале 1076 г.), великого князя киевского в 1125–1132 гг. Помимо русского княжеского имени, он носил еще имя в честь своего английского деда, отца своей матери Гиды. 457 Гюда – Гида, дочь английского короля Харальда, сына Гудини, жена Владимира Мономаха , мать Харальда/Мстислава, ум. в конце 1090-х гг. По сагам, на Гиде женился Владимир, сын Ярослава Мудрого, но, как справедливо отметил С. X. Кросс, хронологические соображения заставляют думать, что это был не его сын, а его внук, Владимир Мономах (Cross 1929. Р. 182; ср. комм. 4). Принятая в науке датировка брака Владимира Всеволодовича Мономаха и Гиды – 1074/75 г., А. В. Назаренко (1994. С. 187–188) относит время заключения брака к периоду между 1072 и 1074 гг. 458 Кристин – дочь шведского короля Инги Стейнкельссона (ок. 1084 – ок. 1100). Брак с Харальдом/Мстиславом заключен ок. 1095 г. Имя жены Мстислава известно и русским летописям – Мьстиславляя Хрьстина (НПЛ. С. 21, 205). 459 Ингильборг (Ингибьёрг, Энгильборг), дочь Харальда Вальдамарссона, – Ингибьёрг Мстиславна, сестра Мальмфриды Мстиславны. 460 Кнут Лавард – сын датского короля Эйрика Доброго (1095–1103), брат, по отцу, Эйрика Эймуна, датский принц, герцог Шлезвигский, бодрицкий король в 1129–1131 гг., убит в 1131 г. (Пашуто 1968. С. 146). О браке (ок. 1117 г.) Кнута Лаварда и Ингибьёрг, дочери Харальда/Мстислава, более пространно повествует Knýtl (см.: V.21.7). 462 Речь не идет о браке между двоюродными братом и сестрой, детьми Ингибьёрг Мстиславны и Мальмфрид Мстиславны, поскольку Магнус, сын Сигурда Крестоносца, муж Мальмфрид, был сыном Сигурда и его наложницы Боргхильд (см.: Круг Земной. С. 489). 465 Любопытно, что сага определяет как «близкое» родство датского и норвежского правителей через их русских мать и бабушку, соответственно. 466 Для XII в. всякий поход по Аустрвегу есть поход против язычников. Ср. в Sv (V.15.2) и Knýtl (V.21.4). Саги, как можно видеть, сохранили отголосок той эпохи, когда скандинавские завоевания на востоке носили форму крестовых походов и велись под лозунгом обращения язычников в католическую веру.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Примечание Введение Дневник О. иеродиакона Палладия, ведённый во время переезда по Монголии в 1847 году Переезд от Пекина до Кяхты по почтовому тракту, в 1847 году 27-го апреля 28-го апреля 29-го апреля 30-го апреля 1-го мая 2-го мая 3-го мая 4-го мая 5-го мая 6-го мая 7-го мая 8-го мая 9-го мая 10-го мая 11-го мая 12-го мая 13-го мая 14-го мая 15-го мая 16-го мая 17-го мая 18-го мая 19-го мая 20-го мая 21-го мая 22-го мая 23-го мая 24-го мая 25-го мая 26-го мая 27-го мая 28-го мая 1-го июня 2-го июня 3-го июня 4-го июня 5-го июня Дорожные заметки отца архимандрита Палладия во время переезда его по Монголии в 1859 году Письмо Профессора А. М. Позднеева к Барону Ф. Р. Остен-Сакену с замечаниями на «Дневник 0. Палладия по Монголии, ведённый в 1847 году».     О. Архимандрит Палладий посетил в первый раз Китай, находясь в составе двенадцатой Духовной Миссии, прибывшей в Пекин 4-го октября 1840 г. Уже четыре года спустя директор Азиатского Департамента, Лев Григорьевич Сенявин, озабочиваясь заблаговременным выбором начальника для следующей Духовной Миссии, обратился по этому поводу с доверительным запросом к начальнику Миссии, Архимандриту Поликарпу. Вице-директором Департамента был в то время Николай Иванович Любимов, который сопровождал 12-ую Духовную Миссию в качестве пристава и имел возможность, во время продолжительного пути и зимнего пребывания в Пекине, узнать поближе членов новой Миссии. Этим обстоятельством и объясняется самая форма, в которой был поставлен вопрос о. Поликарпу. Сенявин прямо указывал на двух членов Миссии, о. иеромонаха Гурия1 и иеродиакона Палладия, и спрашивал кого из них можно было бы избрать начальником будущей Миссии. В пространном ответе своём, 4-го апреля 1845 года, архимандрит Поликарп отзывался одинаково одобрительно о своих двух подчинённых, и хотя ставил о. Гурия выше по способностям, но всё-таки отдавал преимущество о. Палладию. Отзыв о последнем мы позволим себе привести здесь целиком из письма начальника Миссии: «Не скажу, писал о.

http://azbyka.ru/otechnik/Palladij_Kafar...

4) Послание Петра Антиохийского 466 к Михаилу Керулларию, в ответ на его историко-полемическое послание, служа памятником примирительного направления в церковной политике, содержит вместе с тем несколько заметок о политическом состоянии византийского государства и об общении Востока с Западом в сфере церковного искусства. 5) Четыре послания папы Льва IX: одно к императору Константину Мономаху, два к патриарху Михаилу Керулларию и одно к патриарху Антиохийскому Петру. 467 В послании к первому есть указания на поведение Керуллария и Мономаха перед временем церковного столкновения, на борьбу папы с норманнами и проект союза между императорами византийским и германским. В посланиях к Керулларию (из которых одно – обширный полемический трактат) есть сведения о греческом обряде на Западе и латинском на Востоке, о преследовании латинян Керулларием и его централизационных стремлениях. Этот последний пункт затронут и в послании к Петру Антиохийскому. 6) Из множества писем и посланий папы Григория VII 468 ближайшее отношение к истории византийского государства имеют 8: 469 к императору Михаилу Парапинаку от 9 июля 1073 г., к Вильгельму, графу Бургундскому, от 2 февраля 1074 г, ко всем западным христианам от 1 марта 1074 г., к императору Генриху от 7 декабря 1074 г., к заальпийским христианам от 16 декабря 1074 г., к аббату Клюнийскому Гуго от 22 января 1075 г., к архиепископу Синаденскому (в Армении) Григорию от 6 июня 1080 г. и к епископам Апулии и Калабрии от 25 июля 1080 г. Первые шесть вызваны проектом похода папы на Восток на помощь грекам против турок, седьмое имеет связь с церковными спорами армян и греков, восьмое – результат разрыва 470 папы с византийским двором. Четвертая группа исторических памятников состоит из законодательных актов и официальных бумаг, как-то: новелл, синодальных определений, грамот, судебных решений. 1) Новелла Константина VIII о бунтовщиках, 471 изданная в июне 1026 г., дополняет сведения о заговорах в царствование этого императора. 2) Новелла Константина Мономаха об учреждении публичной школы законов и назначении для нее дидаскала, составленная Иоанном Мав-роподом, 472 драгоценна для истории образования.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Skabal...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010