Во 2-й пол. XI в. над Кавказом нависла новая угроза - турки-сельджуки. В этот период В. и. проводила на Кавказе в основном оборонительные операции, не стремясь к обострению отношений с Грузией, игравшей важную роль на Кавказе. Ок. 1064 г. по инициативе визант. двора были начаты переговоры с Грузией о заключении династического брака. В 1065 г. в Грузию прибыл посол визант. императора Аарон, чтобы сопроводить в К-поль дочь Баграта IV Марту (в визант. традиции - Мария Аланская), невесту буд. имп. Михаила VII Дуки. Их свадьба состоялась либо между 1065-1066 гг., либо между 1071-1073 гг. Этот династический брак существенно укрепил политические отношения гос-в. В кон. 60-х гг. турки-сельджуки предприняли широкомасштабное нашествие в Закавказье. Византия после поражения в битве при Манцикерте (1071) заключила мир (1074) и уступила сельджукам вост. земли: в 1076-1080 гг. они заняли Ивирийскую фему (принятая ранее датировка ее упразднения 1072-1074 гг. крайне спорна - см.: Метревели Р., Самушия Дж. Царь царей Георгий II. Тбилиси, 2003. С. 100-105). После упорного сопротивления и смерти Баграта IV, его сын Георгий II признал поражение и выразил готовность стать данником султана. Несмотря на это, грузины играли видную роль при визант. дворе. В 1081 г. груз. партия способствовала восшествию на престол Алексея I Комнина. В 1089 г. Георгий II возвел на престол своего 16-летнего сына Давида IV Строителя. Давид провел реорганизацию армии и укрепил центральную власть. К этому времени гос-во сельджуков начинало распадаться, В. и. активизировала свою внешнюю политику на вост. направлении, что позволило и Грузии вступить в боевые действия и к 1118 г. изгнать сельджуков со своей территории. Христиане Кавказа получили покровительство правосл. Грузии. В. и. в тот период также была заинтересована в дружественных отношениях с ней, что проявилось в заключении династического брака между Багратионами и Комнинами. В 1116 г. дочь Давида IV была выдана за сына имп. Алексея Комнина, севастократора Исаака.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В июле 1073 года к Григорию VII явились два монаха с письмом от императора Михаила VII, в котором выражалось «не малое почтение» к римской церкви; устно монахи передали секретное заявление Михаила о желании его восстановить согласие с латинскою церковью. Однако, личность послов не внушала доверия папе Григорию, и он отправил своего легата в Константинополь 15 . Далее известно, что в марте 1074 года Григорий VII призывал западных христиан к походу на Восток для помощи «христианам» византийской империи; а в 1076 году 16 устроился брачный союз малолетнего сына Михайлова, Константина младшего, с дочерью Роберта Гвискара. Но отсюда нельзя заключать о том, чтобы состоялась какая-либо уния. Как сказано, вопрос о соединении церквей мало подвинулся вперед. Еще в конце 1074 года папа Григорий писал, что Константинопольская церковь , несогласная с латинскою по вопросу о исхождении Св. Духа, ожидает соглашения с римским престолом 17 . Итак, по крайней мере до 1075 года соглашения не было. Из этого видно, что занимающие нас письма писаны гораздо ранее того времени, когда Михаил получил хотя некоторую тень основания говорить о единстве благочестия и обряда в письмах к истребителю греческого обряда в южной Италии, к гонителю греческих женатых священников. Странно было бы предполагать, что еще в 1075 или 1076 году, при таком близком соседстве Византии с норманнскими владениями, Михаил Пселл обязан был в письме своего императора делать сообщения, относящиеся к событиям 1071 года. Падение Романа, утверждение во власти Михаила Дуки, все это было давно и вполне известно в южной Италии, и извещать о всем этом через четыре года было бы забавным празднословием. Сам г. Сафа совершенно основательно относит письма к 1072 или 1073 году, и только в том случае, если они были назначены для страны более отдаленной, с которою сношения не были так близки и часты, можно будет отодвинуть их несколько далее. Совершенною нелепостью, самым грубым посмеянием не только над внутреннею правдою, но и над внешним ее подобием были бы несколько раз повторяемые в письмах ссылки на миролюбие, на отвращение к крови того властителя, к которому пишутся послания, и на знатность его рода, если мы будем относить все это к Роберту Гвискару, если будем думать, что письма, в самом деле, к нему были адресованы.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

Екатерина 13 мая 2016, 22:36 Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего Николая!Прости ему все согрешения вольные и невольные,и даруй ему Царствие Небесное! ТаняСем 13 мая 2016, 13:37 Боже Милосердный!!!Какое, лишний раз напоминание,нам о саможалении и нерадении...читала и плакала,а стыдоба такая,что даже не описать...ведь этот ЧЕЛОВЕК такие страдания нес безропотно,что о его молитвах будет радеть каждый,как от святого!Ведь только освященный Святым Духом может понести такие скорби и можно думать,что Господь принял его в Свои райские обители!Упокой,Господи,душу усопшего раба Твоего Николая и сотвори ему вечную память!!!Коленька моли Бога о нас грешных и попроси у Господа хоть каплю ТАКОЙ ВЕРЫ мне,грешной и вечно ноющей рабе Татьяне!!!! Анна 13 мая 2016, 10:07 Помяни, Господи, во Царствии своем раба Своего Николая и его молитвами помилуй и спаси и нас, непутевых. Ольга 13 мая 2016, 08:36 ГОСПОДИ, если пошлешь мне страдания, то пошли такой же веры, смирения и стойкости. Надежда 13 мая 2016, 07:12 Надежда Христос Воскресе! Помяни, Господи, Р.Б.Николая во Царствие Твоем! Р.Б.Николай, моли Бога о нас грешных! Роман 13 мая 2016, 02:42 Упокой,Господи, душу усопшего раба Божьего убиенного Николая,прости его грешного за все его грехи вольные и невольные и даруй ему Царствие Небесное. Аминь. Ольга Кулагина 12 мая 2016, 19:58 Царствие Небесное р.б.Николаю! Прости на Господи! Фотиния 12 мая 2016, 17:56 Царствие Небесное рабу Божиему Николаю, вечный покой во обителях блаженных!.. ТАТИАНА17 12 мая 2016, 17:08 " Падал и вставал " ...Какой трогательный рассказ!Царствие Небесное р.Б.Николаю.А убившим судия-ГОСПОДЬ... Екатерина 12 мая 2016, 14:50 Во блаженном успении вечный покой подаждь ,Господи, рабу Твоему Николаю! и сотвори ему вечную память!!! Оглянитесь, люди вокруг себя, Ведь среди вас, возможно тоже стоят святые!!!! Вячеслав 12 мая 2016, 13:20 спасибо, поучительно,р.Б Николай моли Бога о нас Людмила М. 12 мая 2016, 12:24 Вечная память р.Б.Николаю.Царство Небесное. Коленька ,моли Бога о нас!

http://pravoslavie.ru/93251.html

Сергей 18 мая 2014, 10:12 ЧЕЛОВЕК " " ПРИХОДИТ " " К " " БОГУ " " ЧЕРЕЗ " " СТРАДАНИЯ! александр гончаров 17 мая 2014, 18:27 Что ни скажи,все в сравнении с жизнью и подвигом его малым кажется.Но я бы помянул и Кирилла с Марией -родителей преподобного Сергия. Дерево по плодам познается и потому они заслужили себе среди нас -Вечную память! Елена 17 мая 2014, 13:17 Позвольте заметить, что при переводе старого стиля на новый для 14 века составляет разницу в 7 дней. То есть 3 мая по старому стилю - 10 мая по-новому. Некоторые исследователи полагают, что преподобный Сергий родился в день Троицы или около этого дня, то есть по-новому стилю 23-30 мая. Но день апостола Варфоломея празднуется еще и в сентябре. Вполне возможно, что игумен всея Руси родился в начале августа, числа так 6. Но это, разумеется, одни догадки... Светлана 17 мая 2014, 07:26 Надо же, у меня брат в 1962 году родился 17-го мая и его назвали Сергием, хотя при советах никто не знал про святцы и называли наобум, поэтому я хоть и родилась 3-го августа, но не Мария. Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Василий 17 мая 2014, 00:50 С днем рождения Игумена земли Русской всех читателей портала " Православие.Ru " и всех православных христиан поздравляем. Преподобне отче наш Сергие, моли Бога о нас! Артём 16 мая 2014, 23:35 Спаси Вас Господи, отец Валерий, за хорошую статью! К Преподобному Святому Сергию Радонежскому особое, трепетное отношение. Спасибо Дмитрию Балашову, открывшему мне своим творчеством Отче Сергия. Спаси вас всех Господи!!! Алексей Бронников 16 мая 2014, 23:28 Спасибо!!! Алексей. Виктория 16 мая 2014, 23:06 Нас с мужем Преподобный Сергий спас от погибели в прямом смысле слова. Рассказать в двух словах не получится, история длинная. Я несколько лет молила Господа о спасении утром, днем, вечером и ночью и Господь чудным образом направил нас в Троице–Сергиеву Лавру, к Преподобному Отче Сергию, где мы и нашли спасение и укрепились в вере. Живем мы не в России, но при первой возможности сразу билеты на самолет и в Москву, а там душа вперед тела стремится в Сергиев Посад, а как завиднеется Лаврушка, так и ножки несутся, земли не чуя. Теперь прежде любого дела советуюсь с Преподобным, т.е. прошу его о вразумлении и наставлении, прошу благословения, когда что-то хорошее происходит в жизни, тоже сразу Преподобному Сергию рассказываю, знаю слышит и радуется, что венчались, что ребенка усыновили, вот покрестим, тоже Преподобному расскажу.

http://pravoslavie.ru/70723.html

Феномен Адама. Экспериментальная археология о человеке до Потопа. - Новосибирск: Изда­тельский дом «Сова», 2008. Его же. Потомки Адама. - М. - СПб. - Новосибирск: Общество свт. Василия Ве­ликого, Православная гимназия во имя преп. Сергия Радонежского, 2003. 19.      Зубов А.Б. История религий. Книга первая: Доисторические и внеисторические религии. Курс лекций. - М.: Планета детей, 1997. 20.     Путь разума в поисках истины. М.,Даниловский благовестник, 1997. 21.      Токарев С.А. Ранние формы религии и их развитие. - М., Наука, 1964. Его же. Религия в истории народов мира. - М., Политиздат, 1964. 2-е изд. - М., Политиздат, 1965. 3-е изд. - М., Политиздат, 1976. 4-е изд. - М., Политиздат, 1986. 5-е изд. - М., Республика, 2005. Его же. Ранние формы религии. Сб. статей. - М., Полит­издат, 1990. 22.      Васильев Л.С. История религий Востока. - Москва: Высшая школа, 1983. См. Глава 3. Возникновение и ран­ние формы религии. 23.      Лосев А.Ф. Диалектика мифа. - М.: " Правда " , 1990. 24.     Юнг К.Г. Архетип и символ//Психология и религия. - М., " Ренессанс " , 1991. 25.     Алхасов А.Я. От критической теории к теории коммуникативного действия. Эволюция взглядов Юргена Ха­бермаса. - Ульяновск, 2001. Комментарии ( 0): Написать комментарий: Правила о комментариях Все комментарии премодерируются. Не допускаются комментарии бессодержательные, оскорбительного тона, не имеющие своей целью плодотворное развитие дискуссии. Обьём комментария не должен превышать 2000 знаков. Републикация материалов в комментариях не допускается. Просим читателей обратить внимание на то, что редакция, будучи ограничена по составу, не имеет возможности сканировать и рассылать статьи, библиограммы которых размещены в росписи статей. Более того, большинство этих статей защищены авторским правом. На просьбу выслать ту или иную статью редакция отвечать не будет. Вместе с тем мы готовы рассмотреть вопрос о взаимном сотрудничестве, если таковые предложения поступят. Прим.: Адрес электронной почты опубликован не будет и будет виден лишь модераторам. Зарегистрированным пользователям Отправить Другие публикации на портале: 23 апреля 2020 10 30 марта 2020 10 5 декабря 2020 10 27 мая 2020 10 26 мая 2020 10 19 мая 2020 10 13 мая 2020 10 11 мая 2020 10 6 мая 2020 10 6 мая 2020 10 30 апреля 2020 10 23 апреля 2020 10 30 марта 2020 10 5 декабря 2020 10 27 мая 2020 10 26 мая 2020 10 19 мая 2020 10 13 мая 2020 10 11 мая 2020 10 6 мая 2020 10 6 мая 2020 10 30 апреля 2020 10 23 апреля 2020 10 30 марта 2020 10 © 2007-2024 Портал Богослов.Ru. Издатель: БОГОСЛОВ.RU Адрес издателя: 141300 Московская область, город Сергиев Посад, территория Троице-Сергиевой Лавры. Все права защищены. Свидетельство о регистрации СМИ Эл ФС77-46659 от 22.09.2011 При копировании материалов с сайта ссылка обязательна в формате: Источник: Портал Богослов.Ru . Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов публикаций. Редакция открыта к сотрудничеству и готова обсудить предложения.

http://bogoslov.ru/article/4618337

Ну, а иеромонах Василий – мой бывший коллега, он тоже по образованию журналист. Одним словом, близкие люди… скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Melvin and Lyudmila 11 января 2022, 21:34 Оптинские новомученики! Иеромонах Василий! Инок Трофим! Инок Ферапонт!молите Бога о нас грешных низкий поклон вам за повесть Михаил 11 марта 2021, 10:28 Меня тоже выручали; дивен Бог во святых Своих! Маргарита 24 мая 2018, 12:12 Слава Богу! Раба Божья Мария 23 мая 2018, 18:47 Воистину Святые Мученики! Господи, слава Тебе! Людмила 23 мая 2018, 09:52 Ольга,спаси Господи!проникновенно!Диван Бог во святых своих! ирина 23 мая 2018, 08:11 поучительная история.Новомученики Оптинские ,молите Бога о всех нас. Борис Матвеев 22 мая 2018, 16:12 Слава Богу за все! Господи, помилуй нас, грешных! Наталия 22 мая 2018, 09:27 Слава Богу за все! Замечательно. Святые оптинские новомученики, иеромонах Василий, инок Трофим и инок Ферапонт, молите Бога о нас! тамара 21 мая 2018, 18:30 Слава Богу и всем святым за всё.Оля,Вы ещё раз убедились в милости Божией,благодати и силе Его. раба Божия Ирина 21 мая 2018, 18:22 Дивны дела Твоя Господи! Все святии молите Бога о нас! Галина И. 21 мая 2018, 17:15 Всегда радуюсь, когда слышу об этих замечательных Божьих угодниках! Ничуть не сомневаюсь о их святости. Больше их мне в жизни только святитель Николай помогал. Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев! Анна Резе 21 мая 2018, 16:43 Спасибо. Большое спасибо. София 21 мая 2018, 15:41 ГОСПОДЬ ВСЕГДА РЯДОМ, нам только верными быть бы... Анна 21 мая 2018, 15:39 Спасибо Вам за этот рассказ. Катерина 21 мая 2018, 15:10 Насчет дороги... в свое время участок моих бабушки с дедушкой представлял из себя пруд, в котором купались утки. И гуси. Мой дедушка, тогда еще молодой хозяин и отец огромной семьи сваливал туда щебень, камни. Дерево. Просто землю. Прихватывая это все в простую ручную тачку по дороге (лошадей к тому времени комунисты уже у них успешно отобрали). Как муравей, неустанно и упорно. Потом в ход пошел навоз домашней живности.

http://pravoslavie.ru/112986.html

29 марта/11 апреля. Письменное обращение патриарха в СНК в защиту А. Д. Самарина. 31 марта/13 апреля. Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье). Не совершал богослужений по причине болезни. 3/16 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 4/17 апреля. Читал 9 – е и 12 – е Евангелия в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 5/18 апреля. Выносил Святую Плащаницу в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 6/19 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 7/20 апреля. Светлое Христово Воскресение. Служил утреню и литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье и вечерню в храме Христа Спасителя. 8/21 апреля. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 13/26 апреля. Выходил на величание в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 14/27 апреля. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 21 апреля/4 мая. Служил литургию в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 23 апреля/6 мая. Служил литургию в храме Георгия Победоносца на Псковской горке, на Варварке. 28 апреля/11 мая. Служил литургию в храме Димитрия Солунского на Благуше. 29 апреля/12 мая. Служил литургию в храме Девяти мучеников на Новинском бульваре. 1/14 мая. Служил литургию в храме Христа Спасителя и возглавил крестный ход на воды. 5/18 мая. Служил литургию в храме Трех Святителей у Красных Ворот. 6/19 мая. В Ставрополе состоялся Южно – Русский Церковный Собор, который образовал временное Высшее Церковное Управление на юго – востоке России, объединившее находившиеся там епархии. 9/22 мая. Служил литургию в храме Панкратия у Сухаревской башни. 11/24 мая. Служил всенощную в храме Христа Спасителя. 12/25 мая. Служил литургию в храме Христа Спасителя. 15/28 мая. Вознесение Господне. Служил литургию в храме Воскресения Словущего в Барашах на Покровке и всенощную в храме Сергия Радонежского на Троицком подворье. 16/29 мая. Служил литургию в храме Вознесения Господня на Серпуховке. 19 мая/1 июня. Служил литургию в храме Казанской иконы Божией Матери у Калужских ворот.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

21 . Пр. САВВА Вишерский, Новгородский, преставился в 1461 году, Октября 1, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в церкви Вознесения Господня в обители его. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Октября 1. 22 . Св. ИОНА, Архиепископ Новгородский, преставился в 1471 году, Ноября 5, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его под спудом в Новгородском Отенском монастыре. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Ноября 5. 23 . Св. ИСИДОР Юродивый, Ростовский, прозванием Твердислов, преставился в 1474 году, Мая 14, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его в Ростове под спудом. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 14. 24 . Пр. ЗОСИМА, Игумен Соловецкий, преставился в 1478 году, Апреля 17, в который Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Соловецком монастыре в построенной во имя его и Преподобного Савватия храме. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Апреля 17. 25 . Пр. ПАФНУТИЙ, Игумен Боровский, преставился в 1479 году, Мая 1, в который Церковь и память, его совершает. Св. мощи его почивают в обители его. Смотри, Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 1. 26 . Пр. ЕВФРОСИН Псковский, преставился в 1481 году, Мая 15. Смотри Пролог и Четь Минею, Мая 15. 27 . Пр. МАКАРИЙ, Игумен Колязинский, преставился в 1483 году, Марта 17, в который Церковь и память его совершает. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Марта 17. 28 . Пр. ТИХОН Луховский, преставился в 1492 году, Июня 16. Св. мощи его почивают в созданной им обители, в области Луховской на реке Лухе, на Капышове. Смотри Пролог и Четь Минею, Июня 16. 29 . Св. ИОАНН Юродивый Устюжский, преставился в 1494 году, Мая 29, в который день Церковь и память его совершает. Св. мощи его почивают в Устюжской соборной церкви. Смотри Месяцесловы, Пролог и Четь Минею, Мая 29. 30 . Пр. САВВА Крыпецкий, Псковский, преставился в 1495 году, Августа 28. Св. мощи его, в 1555 году обретённые, почивают в Крыпецком монастыре. Смотри Пролог и Четь Минею, Августа 28.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

2 Архимандрития – монастырь с архимандритом во главе. Архимандритией Печерский монастырь стал при игумене Поликарпе между 1169 и 1171 гг. По мнению историка Я.Н. Щапова, на Руси архимандрития – институт, противопоставленный митрополиту и связанный с княжеской властью. Печерский игумен первым получил титул архимандрита, который стал присваиваться настоятелю важнейшего монастыря в городе, обладавшему определенными правами и вне своего монастыря (см. Щапов Я.Н. Государство и церковь Древней Руси. X-XIII вв. М., 1989. С. 159–160). 3 Лавра – название крупных и важных по своему положению православных общежительных мужских монастырей. 4 Феодосий – церковный деятель и писатель Древней Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря, игуменом которого был с 1062 по 1074 г. Из Жития Феодосия Печерского , созданного Нестором, известно, что Феодосий происходил из семьи состоятельных людей, родился недалеко от Киева в г. Васильеве, детство провел в Курске, рано лишился отца. В середине 50-х годов против воли матери ушел с паломниками в Киев, где стал монахом, жил в пещере вместе с Никоном и Антонием. Во время создания Киево-Печерского монастыря и игуменства в нем Феодосий проявил себя как рачительный хозяин и энергичный строитель. При нем возводился Успенский собор, монастырь из пещерного превращался в наземный и общежительный. Как политик Феодосий выступил против князя Святослава в защиту прав старшего из Ярославичей – Изяслава, изгнанного из Киева в 1073 г. Изяславу Ярославичу адресуются два послания Феодосия, в том числе знаменитое – о «латинской вере». Феодосий – автор ряда поучений и молитвы «за вся крестьяны», где выступает как страстный публицист, «ходатай» за православную веру и русский народ перед Богом, как опытный церковный проповедник. Феодосию Печерскому посвящен цикл статей в Повести временных лет, среди них 1074 г. – о смерти Феодосия, 1091 г. – о перенесении его мощей, 1108 г. – о вписании имени святого в Синодик. Последние две статьи, а также Житие Феодосия Печерского и похвала святому, сначала существовали в Патерике на правах литературного «конвоя», а затем постепенно, по мере редакторской работы над памятником, вошли в его состав.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Действительно, в летописи есть указание на то, что около половины XI в. на Альте существовала уже церковь и даже монастырь. В 1074 г., рассказывает летописец, преп. Феодосий Печерский , умирая, предложил в преемники себе по игуменству пресвитера Иакова, но братии было „нелюбо“ такое предложение, потому что Иаков не был пострижеником Печерского монастыря, а пришел, разумеется, монахом с „Летьца» 114 , под которым нужно разуметь Альту, (речку близ Переяславля, где убит св. Борис 115 . Неизвестно, когда Иаков прибыл в Печерский монастырь, но несомненно гораздо раньше 1074 г., так как преп. Феодосий уже успел узнать и оценить по достоинству этого пришлого монаха. Таким образом, нужно согласиться, что на Альте около половины XI в. существовал монастырь и вполне естественно полагать, что он был устроен на месте мученической кончины Бориса и в честь его и Глеба, 116 потому что едва ли какое-нибудь другое место на указанной речке по своему значению имело больше прав на то, чтобы быть освященным основанием монастыря. На Смядыни, на месте убиения св. Глеба, раньше построения каменной церкви также существовал монастырь, упоминаемый в 1138 г. 117 Кем основан он и когда; неизвестно, но несомненно гораздо ранее сейчас указанного года. Таким образом, есть вполне достаточное основание утверждать, что на местах мученической кончины свв. Бориса и Глеба еще в XI в. были построены церкви во имя св. мучеников и следов. нет уважительных причин переносить написание „Сказания“ об убиении Бориса и Глеба из этого века в XII в. Нам могут заметить, что между тем как мы говорим о существовании на Альте и Смядыни деревянных церквей в честь св. мучеников, автор „Сказания» имеет в виду церкви каменные. Подобное возражение основывается исключительно на выражении: „сздани», т. е. на словоупотреблении; но основание это так шатко, что на нем нельзя строить прочные выводы. Проф. Голубинский говорит, что „выражение летописи „создал“ располагает более думать о каменной, чем о деревянной церкви“, а след., нет оснований непременно думать так. И действительно, между тем как в некоторых списках говорится, наприм., „Владимир помысли создати церковь Пресвятыя Богородицы», Ярослав „заложи на золотых воротех церковь святыя Богородицы» и проч. и проч. 118 ; в других списках, в подобных случаях, прибавлено „каменую " 119 , чем как будто дается понять, что сами по себе выражения: „создати церковь », „заложи церковь», не вполне определенны и не указывают непременно на основание церквей каменных. И на самом деле оказывается так. Летописец говорит, что „игумен (преп. Феодосий) и братья заложиша церковь велику.... и свершиша“ 120 , каковые выражения ясно должны указывать на основание церкви каменной, а на деле оказывается, что она была деревянною, как удостоверяет преп. Нестор. Проф. Голубинский находит такое словоупотребление у летописца странным 121 , но приведенный-то пример и может доказывать, что словоупотребление – доказательство не вполне твердое...

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Levits...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010