Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИАКОВ МНИХ (XI в.), древнерус. писатель, автор (или один из авторов) «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» («Память и похвала князю рускому Володимиру, како крестися Володимир, и дети своя крести, и всю землю Рускую от конца и до конца, и како крестися баба Володимерова Олга преже Володимера. Списано Иаковом мнихом») - древнейшего агиографического сочинения, посвященного равноап. кн. Владимиру (Василию) Святославичу . Об И. М. известно то, что он сообщил о себе в 1-й ч. текста: «Тако же и аз, худыи мних Иаков, слышав от многых о благовернем князи Володимери всея Рускиа земля… и мало събрав от многыя добродетели его, написах». В дореволюционной лит-ре получила широкое распространение гипотеза, согласно к-рой автор «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...» одно лицо с пресв. Иаковом, упомянутым в летописи под 1074 г. в качестве претендента на игуменство в Киево-Печерском мон-ре: в конце апр.- нач. мая 1074 г. находившийся при смерти игум. прп. Феодосий предлагал братии избрать Иакова своим преемником, однако кандидатура последнего не устроила монахов: «не зде есть постриган». Этот Иаков, разъясняет летописец, пришел вместе со своим братом Павлом «с Летьца», т. е. с реки Альты в Переяславском княжестве, где находился Борисоглебский мон-рь (ПСРЛ. Т. 1. Стб. 186-187). Во 2-й пол. XI в. упоминается еще один киевский книжник черноризец Иаков - автор вопросов канонического содержания, обращенных к Киевскому митр. Иоанну II (до 1077/78-1089) (РИБ. Т. 6. Стб. 1). Однако имя Иаков было широко распространено в Др. Руси (так, имя «чернеца» Иакова встречается среди граффити киевского Софийского собора), поэтому достаточных оснований для отождествления названных иноков нет. Соч. «Память и похвала князю русскому Владимиру...» было открыто в сер. XIX в. архим. Макарием (Булгаковым) . Памятник состоит из 3 частей, к-рые, как правило, выделены в рукописях заголовками или же существуют в виде самостоятельных произведений: 1-я ч.- «Память и похвала», где прославляется Владимир как «апостол в князех»; 2-я ч.- Похвала равноап. кнг. Ольге; 3-я ч.- «Древнее житие» кн. Владимира. Название последней части, встречающейся в рукописях отдельно в качестве краткого Жития кн. Владимира, принадлежит А. И. Соболевскому (название в рукописях: «Житие благовернаго князя Владимира, нареченнаго в святом крещении Василиа, крестившаго всю Рускую землю»). Соболевский считал «Древнее житие» древнейшей частью и источником «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...», однако Н. К. Никольский и С. А. Бугославский доказали, что в сохранившихся списках «Древнее житие» представляет собой извлечение из полной редакции «Памяти и похвалы князю русскому Владимиру...».

http://pravenc.ru/text/200333.html

Юрий 21 мая 2016, 11:02 Царствие Небесное. Ирина 21 мая 2016, 11:00 Милостивый Господи, упокой душу преданного раба твоего Гавриила! 21 мая 2016, 10:57 Упокой, Господи, душу новопредставленного Владыки Гавриила. Спасибо Владыке Тихону за хорошие слова. Ираида 21 мая 2016, 08:55 Упокой Господи душу усопшего раба Твоего новопреставленного архиепископа Гавриила.Вечная ему память! Елена 21 мая 2016, 07:53 Он очень хороший! Добрый,любящий,честный и ревностно служащий Господу владыка!!! Царствия Небесного владыке Гавриилу! АлександрГ. 21 мая 2016, 00:39 Упокой, Господи душу раба твоего Гавриила. По великой милости своей, прости ему Господи все прегрешения и помилуй его. P.S. Какое поколение уходит. Уходят люди, вошедшие в Церковь гонимую и теснимую. Господи, всемогущий продли жизнь поколения этого, чтобы были они с нами, как можно дольше. Игорь 21 мая 2016, 00:17 Покойся с миром добрый батюшка...вечная память... 20 мая 2016, 23:12 Спасибо владыке Тихону за добрые слова об усопшем пастыре. Вечная память. Александра 20 мая 2016, 22:22 Царствия Небесного Владыке Гавриилу! Наталия 20 мая 2016, 22:01 Упокой, Господи, душу новопредставленного раба Твоего Владыки Гавриила и прости ему все согрешения его вольные и невольные и даруй ему Царствие Твое Небесное. 20 мая 2016, 21:36 вечная память Вероника 20 мая 2016, 20:56 Упокой, Господи, душу новопреставленного архиерея Твоего раба Божиего Гавриила! Наверно трудно было алчущему Неба быть прикаянным на земле. Спасибо, отец Тихон, что познакомили с ним. Фотиния 20 мая 2016, 20:14 Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного владыки Гавриила и прости ему всякое согрешение вольное и невольное и даруй ему Царствие Небесное! У Бога все живы! Христос Воскресе, владыко Гавриил! Vladimir Krasnov 20 мая 2016, 20:14 Вчера по радио " Вера " выстыпал настоятель Храма новомучеников и исповедников российских в Бутово. Так вот он сказал очень интересные слова о том, что никогда в истории Руси не было так много святых как в... советское время. Меня это зацепило.

http://pravoslavie.ru/93484.html

750 Симон (епископ Владимирский). Повесть об основании Печерской обители. Он говорит при том: «В житии св. Антония пространнее обрящеши». 751 Собр. л. 3, 2. «В л. 6581 (1073) заложена бысть церковь Печерская Феодосием игуменом». Краткая Киев. л.: «преставися Антоний, игумен Печерский, благословив и знаменовав место церкви Св. Богородицы» (Супрасл. л. 139). Но здесь ошибоч но относится к 1074 г. кончина Антония и Феодосия. В Густин. л. и в 3-ей Новгор. (Собр. л. 2, 274. 3, 208) год кончины Антониевой отнесен к году основания храма, но ошибочно выставлен 1071 г. Днем кончины прп. Антония по древним святцам по­ставлено 7 мая ( Макарий (Булгаков) , митр. История Русской церкви. Т. 1). В минее Макария под 7 число мая «слово о св. Антонии Печерстем». Служба ему на 7 мая (у Царского 563). В святцах старинных (Синодальн. Апостола XVI в. по опис. Синод. р. 1, 339 и устава XII в. у Толстого, I, 100) память о прп. Антонии также под 7 мая; а под 10 июля в уставе замечено: «соборная церкви св. Антонию не празднуют». Последняя заметка дает видеть, что в то время лавра уже праздновала прп. Антонию 7 мая. О древнем праздновании св. Антонию, кроме Симона и Поликарпа, неизвестный в сборнике XV в. (Востоков А. Описание рукописей Румянцевского музеума. 406). 754 Никодим (Святогорец). Новый Мартиролог; Сергий (Веснин), иеросхимонах. Путеводитель по святой горе Афонской и указатель ее святынь и прочих достопамят­ностей. СПб., 1854. Память прп. Пахомия празднуется мая 20-го; но день Вознесения Господня в 1730 г. был мая 7-го дня. 755 Димитрий, архимандрит. Месяцеслов святых, всею русскою церковию или местно чтимых: В 4 вып. 1878–1883. Под 7 мая. 757 St. Basile. Epistolae 204 ad Neocaesar/ed. Migne. V. 4, 751 (рус. пер.: Творения святителя Василия: В 7 ч. М., 1845–1848. Т. 7). В другом письме, против евстафиан, говорит он: «То понятие о Боге, которое приобрел я с детства от блаженной матери моей и бабки Макрины, и возрастало во мне» (там же). Римская Церковь славит память старшей Макрины января 14. В месяцесловах Греческой Церкви по какой-то стран­ности не видно имени ее в числе святых, тогда как и Григорий Нисский в описании жизни младшей Макрины говорит о ее исповеднических подвигах.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

362. Минея, месяц май , в четвертку, 292 л., полууставом XVI в., в кожаном переплете. Службы русским святым: 1) 2 мая – Борису и Глебу (16 об.–32), 2) 20 мая – Алексию митрополиту (175–192 об.), 3) 23 мая – Леонтию Ростовскому (212 об.–230), 4) 23 мая – Никите столпнику Переяславскому (230–236), 5) 28 мая – Игнатию Ростовскому (268–274). Тропари и кондаки святым: Антонию Печерскому (291), Исаии Ростовскому (291) и Игнатию Ростовскому. 363. Минея, месяц май , в четвертку, без начала и конца, 262 л., полууставом XVI в., в поврежденном кожаном переплете. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 2, 5–8, 9–11, 13–40, 51–56, 75–113; 205–210, 218, 219, 235, 262. На полях внизу листов 1 и 2 приписка позднейшею скорописыо: «Из Успенского Песочного монастыря». Рукопись начинается службою 1-го мая, а оканчивается службою 24 мая. Службы русским святым: 1) мая 2-го – Борису и Глебу (5–29 об.); 2) мая 3-го – Феодосию Печерскому (29 об.–41 об.); 3) мая 20-го – Алексию митрополиту (186 об.–204 об.); 4) мая 23-го – Леонтию Ростовскому (227 об.–252 об.); за 6-ою песнью канона следуют: а) житие его (240 об.–245). Начало: «Сей бе блаженый иж во святых отец наших великый Леоньтие, рождейся в Коньстянтине граде»; б) «в той же день слово о внесеньи: телеси святаго отца нашего Леонтия епископа Ростовского в новую церковь и о муже исцелившем у целбоносного гроба вели святителя отца нашего Леонтия (245–249 об.). 364. Минея, месяц май , в четвертку, без начала, 207 лл., полууставом первой половины XVI в., в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–3 приписка скорописью: «Черново попа Боголепа». Рукопись начинается службою 2-го мая. Службы русским святым: 1) мая 3-го – Феодосию Печерскому (1 об.–11); 2) мая 14-го – Исидору юродивому Ростовскому (81 об.–106); по 6-ой песни канона житие его (92–99); 3) мая 20-го – Алексию митрополиту (136–149). 365. Отрывок из минеи за месяц май , в четвертку, 47 лл., полууставом XVI в., с нижнею доскою переплета. Состав: службы 25–31 чисел мая; из них служба 25 мая без начала. На л. 47 об. приписка: «Слава свершителю Богу аминь. Господия и отци и братия Бога ради исправите, а не клените, где буду описалея и в неразумьи ума написах».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Со временем число братии обители так возросло, что в Печерском монастыре стало тесно. По молитве преподобного Феодосия Господь открыл место построения нового храма на соседнем с монастырем холме. Новый каменный храм был заложен в 1073 году, еще при жизни преподобного Феодосия, а закончено строительство храма и монастыря преемниками святого: игуменом Стефаном 1074–1078), Никоном (1078–1088) и Иоанном (избран в игумены в 1088 или 1089 году). Преподобный Феодосий за несколько дней предсказал братии свою кончину. Он собрал иноков монастыря и в последний раз обратился к ним с наставлением. Со слезами святой Феодосий говорил об усердном посещении храма, о страхе Божием, о любви и послушании. Он благословил быть игуменом уставщика Стефана. Три дня святой был в сильном расслаблении. 3 мая 1074 года, в субботу, он мирно скончался на восходе солнца во время усердной молитвы к Богу. Тело преподобного Феодосия было погребено в пещере, где он обычно молился. В 1091 году святые мощи были перенесены в Успенский храм и положены в притворе с правой стороны. Во время монголо-татарского нашествия они были скрыты под спудом у западных дверей того же храма. На Церковном Соборе 1108 года, при Митрополите Киевском Никифоре (1104–1121), преподобный Феодосий был причислен к лику святых. С того времени начали повсеместно чтить день преставления святого (3 мая) и день перенесения его честных мощей (14 августа). До нашего времени сохранилось несколько творений преподобного Феодосия: шесть поучений и два послания, а также молитва о всех христианах. В своих поучениях преподобный Феодосий писал о монашеских обетах и обязанностях; особенно подробно он останавливается на обете нестяжания. В поучениях для народа он решительно восставал против различных языческих обычаев, которые в то время еще бытовали на Руси. Особенно сильно преподобный Феодосий вооружался против порочного греха пьянства. Первое житие преподобного Феодосия составлено преподобным Нестором Летописцем († 1114; память 27 октября), учеником святого. В Иконописном подлиннике сказано: «Преподобный отец наш Феодосий, игумен Киево-Печерского монастыря, начальник в Российской земле монашеского общаго жития, подобием сед, власы просты, брада подоле Власиевы, на конце повилась мало косматками маленькими тонкими на двое, ризы преподобнические, багряные, темные, испод вохряная, схима на плечах, в руках свиток, а в нем написано: «Се обещаю вам, братие и отцы, яко аще и телом отхожду от вас, но духом всегда буду с вами».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января/7 февраля); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января/3 февраля); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9/22 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13/26 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4/17 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1/14 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16/29 мая, 26 сентября/9 октября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12/25 июля), в Торжке — преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15/28 декабря), в Твери — преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17/30 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличский († 1504; память 6/19 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9/22 сентября, 18/31 октября), преподобный Корнилий Комельский († 1537; память 19 мая/1 июня). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня/7 июля, 4/17 октября, 5/18 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6/19 ноября, 23 июня/6 июля), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня/2 июля), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжeдмumpueм I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой лавры († 1633; память 12/25 мая). Настоятельствевал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667 г.).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Наибольшую известность из всех монастырей Тверской епархии получил Успенский Отрочь монастырь, основанный в конце XII века. Здесь был пострижен в монашество святитель Моисей, архиепископ Новгородский и Псковский († 1362; память 25 января); здесь проживал в заточении более двадцати лет знаменитый ученый преподобный Максим Грек († 1556; память 21 января); сюда был сослан царем Иоанном Грозным и умерщвлен опричником Малютой Скуратовым святитель Филипп, Митрополит Московский и всея Руси († 1569; память 9 января); здесь настоятельствовал в течение нескольких лет святитель Тихон, епископ Воронежский и Елецкий, чудотворец Задонский († 1783; память 13 августа). Жизнеописания многих подвижников и угодников Божиих связаны с историей Тверской земли. В пределах Тверского княжества был убит в битве с татарами святой благоверный великий князь Владимирский Георгий Всеволодович († 1238; память 4 февраля), здесь же и в том же году за отказ принять татарские обычаи был убит святой благоверный Василий, князь Ростовский. Родом из Кашина Тверской епархии был преподобный Савва Вишерский, Новгородский († 1460; память 1 октября), здесь же родился преподобный Ефрем Перекомский, Новгородский чудотворец († 1492; память 16 мая, 26 сентября). Из того же города был родом святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский († 1659). В городе Ржеве Тверской епархии родился преподобный Арсений Новгородский († 1570; память 12 июля), в Торжке –  преподобный Трифон Печенгский, Кольский чудотворец († 1583; память 15 декабря), в Твери – преподобный Антоний Леохновский († 1611; память 17 октября). Подвизались в монастырях Тверской епархии преподобный Паисий Угличекий († 1504; память 6 июня); преподобный Иосиф Волоцкий († 1515; память 9 сентября, 18 октября), преподобный Корнилий Комельский († l537; память 19 мая). Настоятелем Свято-Троицкого Селижаровского монастыря Тверской епархии был некоторое время святитель Гурий, архиепископ Казанский и Свияжский († 1563; память 20 июня, 4 октября,5 декабря); настоятельствовал в Старицком Успенском монастыре святитель Герман, архиепископ Казанский († 1567; память 6 ноября, 23 июня), в этом же монастыре святитель Герман постриг в монашество Святейшего Иова, впоследствии первого Патриарха Московского и всея Руси († 1607; память 19 июня), исповедника и патриота, который в конце своей жизни был заточен самозванцем Лжедмитрием I в эту же обитель, руководимую уже преподобным Дионисием Радонежским, будущим архимандритом Троице-Сергиевой Лавры († 1633; память 12 мая). Настоятельствовал в Ниловой Столобенской пустыни святитель Нектарий, архиепископ Тобольский и Сибирский († 15 января 1667).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Преставися в лето 6987»; мая 2 – перенесение мощей Бориса и Глеба в лето 6580; мая 3 – Феодосий Печерский , «успе в лето 6582»; мая 7 – Антоний Печерский, «успе в лето 6582»; мая 11 – Мефодий, «епископ Моравский, брат святому Кириллу философу, составльшему словенскую грамоту в лето 6363»; мая 14 – Исидор юродивый Христа ради Ростовский, «родом бе от немецкия страны успе в лето 6982»; мая 15 – Исаия Ростовский, «в лето 6672» и Евфросин Псковской, «поживе лет 95, успе в лето 6909»; мая 16 – Ефрем Перекомский; мая 19 – Корнилий Комельский и Игнатий Вологодский новый чудотворец. «Сей святый Игнатий бе преж великий князь на Угличе нарицаем в мире великий князь Андрей и потом согнан быв с престола своего и много лет в темници затворен пребыв в ней же и по премногу Богу угодив успе и положено тело его святое во обители Всемилостиваго Спаса иже есть на Прилуце»; мая 20 – обретение мощей Алексия митрополита в лето 6947; мая 21 – Константин князь муромский и чада его: Михаил и Феодор; мая 24 – Никита столпник Переяславский, «бе в лето 6614»; мая 26 – обретение мощей Макария Колязинского; мая 26 – новоявленный страстотерпец Георгий, пострадавший в Средце граде в лето 7022; мая 27 – обретение мощей митрополитов: Киприяна, Фотия и Ионы; мая 28 – Игнатий Ростовский; июня 1 – Дионисий Глушицкий, «успе в лето 6920»; июня 2 – Иоанн Сочавский; июня 3 – Сретение иконы Димитрия Прилуцкаго в лето 7011; июня 8 – Феодор архиепископ Суздальский; июня 9 – Кирилл Белозерский, «успе в лето 6933»; июня 13 «успение Андроника, ученика Сергия Радонежского в лето 6983»; июня 15 – успение Симеона архиепископа Новгородского; июня 19 – Антоний Сийский; июня 25 – Петр князь Муромский (в иночестве Давид) и княгиня Феврония (в иночестве Евфросиния); июня 26 – « Дионисий Суздальский архиепископ, созда Печерский монастырь иже в Нижнем Новеграде. Преставижеся святый Дионисий в Киеве, тамо и погребен бысть в пещерах киевских; бяше же той в лето 6860»; июля 4 «обретение мощей Евфимия Суздальского в лето 7015»; июля 5 «обретение мощей Сергия Радонежскаго в лето 6466»; июля 8 – Прокопий Устюжский.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Moli o nih Gospoda. Snjezan 22 мая 2012, 18:25 Sveti oce Nikolaje, ugodnice Boziji, moli Bog za nas Ксения 22 мая 2012, 16:14 Святой Николай спасибо за спасения сина Наталия 22 мая 2012, 15:42 Николаюшка Чудотворец ты защитник и покравитель нашей семьи всегда помним и чтим тебя Боженька всегда слышит твои молитвы о нас грешных спасибо тебе Светлана 22 мая 2012, 13:38 Святой Великий Николай Чудотворец, моли Бога о моем сыночке Максиме, который идет в июне в армию, и доченьке Анастасии, мы всегда чувствуем Твою помощь... Людмила 22 мая 2012, 13:22 Святый Отче Николае, моли Бога о нас!!!! Chelmakova Tatiana 22 мая 2012, 13:18 Svjatitelu Otche Nikolae, blagodurim Tebja za pomosch!!! Moli Boga o nas: Andree; Tatiane; Sophii; Elisavete; Elene ; Ilii; Valentine; Dimitrii; Borise, Natalii; Viktore Николай 22 мая 2012, 13:18 Святителю, отче Николае, моли Бога о сестре моей Ольге. Анна 22 мая 2012, 12:57 Святителю Отче Николай Моли Бога о нас! Прошу молитв Твоих и Престола Божия за наш город Николаев, который находится под Твоим Покровительством! Спасибо Господу нашему Иисусу Христу за то что у нас есть такой Святой, который так сильно помогает нам! Спасибо Святителю Отче Николай что Ты никогда не оставляешь нас грешных! Господи Спаси нас грешных, Святителю Отче Николай Моли Бога о нас! Игорь 22 мая 2012, 12:25 Великий Николай не осталяй меня грешника Игоря и близких моих!Ты уже столько мне помог! guri 22 мая 2012, 10:43 Sviatoi Nikolai chudotvorec moli boga o nas i oduxovnom vozrajdenii sviatoi Iverii. р.Б. Максим 22 мая 2012, 10:35 СВЯТИТЕЛЮ ОТЧЕ НИКОЛАЕ МОЛИ БОГА О ЗДРАВИИ ЧАДА МОЕГО МЛАДЕНЦА АНДРЕЯ Валерий 22 мая 2012, 10:14 Святитель отче Николае прости меня грешного и помоги мне преодолеть трудности. Моли Бога о нас грешных! Ольга 22 мая 2012, 09:56 Святителю Отче Николаю, благодарим тебя за помощь. Моли Бога о рабах божьих Ольги и Данииле!! Николай 22 мая 2012, 09:55 Святитель отче Никола, помолись за меня грешного. Ольга 22 мая 2012, 09:53 Святителю Отче Николаю, благодарим тебя за помощь.

http://pravoslavie.ru/50494.html

Умер отец наш Феодосии в год 1074, месяца мая в третий день, в субботу, после восхода солнца. 53 Житие преподобного Феодосия Печерского – одно из самых древних подлинных русских житий. Г. П. Федотов, сравнивая двух печерских преподобных – Антония и Феодосия, пишет: «Хотя скончался он всего за год или за два ранее Феодосия, но к тому времени тот был уже «единственным пастухом словесных овец», средоточием любви и почитания не только монастырской, уже многочисленной братии, но и всего Киева, если только не всей южной Руси. Уже в 1091 г. мощи святого Феодосия († 1074) открыты и перенесены в великую Печерскую церковь Успения Богородицы – свидетельство местного, монастырского его почитания, а в 1108 г., по почину великого князя Святополка, митрополит с епископами совершают торжественную (общую) его канонизацию. Еще до перенесения мощей, лет десять спустя по смерти святого, преподобный Нестор написал его житие, единственное известное нам, обширное и богатое содержанием, – лучший труд нашего летописца. Нестор спас от забвения образ святого игумена и оставил его в память и подражение будущим векам. Нельзя думать, что предпочтение, оказанное современниками святому Феодосию перед Антонием, было явлением случайным. В лице первого Древняя Русь нашла свой идеал святого, которому оставалась верна много веков. Преподобный Феодосии – отец русского монашества. Все русские иноки – дети его, носящие на себе его фамильные черты. Впоследствии в русском иночестве возникнут новые направления духовной жизни, но никогда образ святого Феодосия не потускнеет. Труд Нестора ложится в основу всей русской агиографии, вдохновляя на подвиг, указывая нормальный, русский путь трудничества и, с другой стороны, заполняя общими необходимыми чертами пробелы биографического предания. Кому из русских игуменов жития не влагают в уста предсмертных слов Феодосия?» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 53–54). Текст жития в сокращенном варианте дается по изданию: Памятники литературы Древней Руси. XI – начало XII в. М., 1978.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010