Собор святых Эстонской земли. Составляют святые: благоверный великий князь Александр Невский (†1263; память 30 августа и 23 ноября); священномученик Исидор пресвитер и с ним 72 мученика, в Юрьеве Лифляндском пострадавших (†1472; память 8 января); преподобная Васса Псково-Печерская (†1473; память 19 марта); преподобный Иона Псково-Печерский (†1480; память 29 марта); преподобный Серапион (†1480; память 7 сентября и 15 мая); преподобномученик Корнилий Псково-Печерский (†1570; память 20 февраля); священномученик Арсений, митрополит Ростовский (†1772; память 28 февраля); праведный протоиерей Иоанн Кронштадтский (†1908; память 20 декабря); священномученик Иоанн пресвитер (†1917; память 31 октября); священномученик Александр пресвитер (†1918; память 26 декабря); священномученик Димитрий пресвитер (†1918; память 26 декабря); священномученик Сергий пресвитер (†1918; память 17 декабря); священномученик Платон, епископ Ревельский (†1919; память 1 января); священномученик Михаил пресвитер (†1919; память 1 января); священномученик Николай пресвитер (†1919; память 1 января); священноисповедник Агафангел, митрополит Ярославский (†1928; память 3 октября); священномученик Карп пресвитер (†1937; память 11 сентября). Память священномучеников Иоанна пресвитера, Александра пресвитера, Димитрия пресвитера, Сергия пресвитера, Платона, епископа Ревельского, Михаила пресвитера, Николая пресвитера, Карпа пресвитера и священноисповедника Агафангела, митрополита Ярославского, совершается также в Соборе новомучеников и исповедников Российских (в воскресенье 25 января или ближайшее после 25-го января). Святой благоверный великий князь Александр Невский родился 30 мая 1220 года в Переславле-Залесском. Отец его Ярослав, кроткий, милостивый и человеколюбивый, был младшим сыном великого князя Всеволода Большое Гнездо, братом святого благоверного князя Георгия Всеволодовича. С ранних лет Александр сопровождал отца в военных походах. Он участвовал в битве на реке Эмайыги (в нынешней Эстонии), где войска Ярослава разгромили немцев. Уезжая в Киев, Ярослав оставил сына Александра самостоятельно княжить в Новгороде. В1239 году Александр вступил в брак с дочерью полоцкого князя Брячислава Александрой. Ярослав благословил их на венчание Феодоровской иконой Божией Матери. С этой иконой Александр не расставался всю жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НЕСТОР († 1-я четв. XII в. (?), Киево-Печерский мон-рь), прп., Киево-Печерский (пам. 27 окт., 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в Неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов, древнерус. агиограф, летописец. О происхождении и жизни Н. до пострижения ничего не известно. Встречающиеся в лит-ре указания на время и место рождения преподобного не имеют документального подтверждения. Они являются лишь предположениями, к-рые основываются либо на интерпретации текстов «Повести временных лет» (далее - ПВЛ), прежде всего написанных от первого лица, либо на показаниях источников XV-XVII вв. Достоверные биографические сведения о Н. содержатся в принадлежащем его перу Житии прп. Феодосия Печерского (далее - ЖФ). В заключительной части этого памятника Н. писал, что был принят в Киево-Печерский мон-рь (см. Киево-Печерская лавра ) игуменом прп. Стефаном (1074-1077/78), который постриг его в монахи, а через некоторое время рукоположил во диакона. Мнение о пострижении Н. в юном возрасте безосновательно: слова агиографа в ЖФ о том, что он «мьнии вьсех в манастыри» и «множьствъм грехов напълънен… от уности», не являются указанием на возраст, а представляют собой традиционный для средневековой агиографии прием авторского самоуничижения. Несмотря на сведение с игуменства Стефана и изгнание его из монастыря, Н. продолжал жить в обители, пользуясь доверием и авторитетом среди братии. Именно ему было поручено составление двух житийных произведений - «Чтения о житии и погублении блаженную страстотерпцю Бориса и Глеба» (далее - ЧН, см. также Борис и Глеб ) и «Жития преподобного отца нашего Феодосия игумена Печерского». Об авторитете Н. свидетельствует сообщение Киево-Печерского патерика (1-я треть XIII в.), где он назван в числе 13 печерских отцов, изгнавших беса из ушедшего в затвор молодого монаха Никиты (с 1096 г. епископ Новгородский, свт.). Большинство исследователей полагают, что именно Н. игумен прп. Иоанн поручил извлечь останки прп. Феодосия Печерского из пещеры, в которой тот был погребен 3 мая 1074 г., для последующего торжественного перенесения в каменный Успенский собор монастыря (М. П. Погодин , Д. И. Абрамович , А. А. Шахматов , Д. С. Лихачёв , М. Х. Алешковский, Ю. А. Артамонов). Раскопки (вход в пещеру был замурован) велись без огласки в ночь с 12 на 13 авг. 1091 г., накануне главного для обители праздника - Успения Пресв. Богородицы. Подробный рассказ об этом событии, написанный от первого лица, имеется в ПВЛ под 6599 (1091) г.

http://pravenc.ru/text/2565114.html

О Мощах Святых угодников Божиих, почивающих в Киево-Печерской Лавре обстоятельно показано в 1 части сей истории, в книге III, отделении втором. Список Настоятелей Киево-Печерской Лавры А) Игумены 1. Преподобный BAPЛAAM I в 1052 году поставлен от Преподобного Антония настоятелем или Игуменом над монастырём, вне пещеры устроенным. В 1062 году Князем Изяславом Ярославичем переведён Игуменом же в Димитриевский новоустроенный им монастырь. Отсюда ходил он в Иерусалим для поклонения святым местам, и по возвращении через Царьград на пути в Россию, преставился в городе Владимире Волынском. Тело его по завещанию перенесено в Киево-Печерский монастырь и положено в ближних пещерах; где и ныне находится нетленно. 2. Пр. ФEOДOCUЙ I по переведению Пр. Варлаама в Димитриевский монастырь, поставлен Игуменом в 1063 году, преставился в 1074 году, Мая 5. Он за пять дней до кончины своей, призвав братию, по избранию их, поставил им Игуменом Стефана, бывшего Доместика и ученика своего. Мощи его погребены в дальних пещерах; а в 1091 году по семнадцатилетнем пребывании в земле перенесены в большую соборную каменную церковь , где и доныне почивают под спудом. 3. СТЕФАН с 1074, Апреля 29. При нём окончена церковь Успения Пресвятой Богородицы, и устроен при оной новый монастырь, куда и братия старого переведена. Он уставил в Печерском монастыре ежедневно совершать литургию за усопшую братию, что и доныне исполняется. После того, в 1078 году, оставил сан Игуменства в Печерском монастыре, и, отойдя из оного, заложил в Клове монастырь по подобию Константинопольского Влахернского, но, не совершив оного, хиротонисан в 1091 году в Епископа Владимирского и Брестенского. По отбытию из Клова во Владимир, отдал он новоучреждаемый им монастырь Печерскому монастырю. Скончался во Владимире 17 Апреля 1094 года. 4. Пр. НИКОН с 1078 года. Он ещё с самого начала учреждения пещер жил с Преподобным Антонием и, будучи почтён саном священства, постригал в монашеский чин приходящую к Пр. Антонию братию: потом для уединения отошёл на остров Тмутаракань, и устроил там монастырь. Пока Игуменом был Пр. Феодосий, он двукратно посещал его в Печерском монастыре. Наконец при Игумене Стефане, когда в третий раз пришёл в Печерский монастырь, то избран был всеми на место Стефана, оставившего сан Игуменства. Преставился в 1088 году. Св. мощи его почивают в ближних пещерах нетленные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Время жизни М. в обители следует относить к сер.- кон. XI в. На это указывают слова летописи о том, что «при сем бо старци (М.- Ю. А.) Феодосии преставися, и бысть Стефан игумен, и по Стефане Никон, сему и еще сущю старцю» (ПВЛ. СПб., 1996. С. 82). Преставление Феодосия датируется 3 мая 1074 г., игуменство прп. Стефана приходится на 1074-1077/78 гг., прп. Никона - на 1077/78-1088 гг. Встречающаяся в литературе датировка успения М. 1085 г. не находит подтверждения в источниках. Если рассматривать 3-е видение как знамение скорого преставления игум. Никона († 1088), то кончину М. можно отнести ко времени после 1088 г. М. с прозвищем Прозорливый упоминается Афанасием Кальнофойским в «Тератургиме» среди святых, мощи которых находятся в Ближних пещерах рядом с мощами прп. Иеремии Прозорливого (К., 1638. Л. 17; Описание Киево-Печерской лавры. С. 290). Ок. 1643 г. по благословению Киевского митр. свт. Петра (Могилы) протосинкелл и экзарх К-польского патриарха Мелетий Сириг составил «Канон печерским святым», где М. прославляется вместе с преподобными Онисифором и Иеремией во 2-м тропаре 3-й песни канона. Общецерковное почитание установлено указами Синода 1762, 1775 и 1784 гг., по которым разрешалось печатать службы Киево-Печерским преподобным и вносить их имена в общецерковные московские месяцесловы. В 1843 г. был определен день празднования Собору всех Киево-Печерских святых и святых, в Малой России просиявших. Ист.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 190-191; Т. 2. Стб. 181-182; Абрамович Д. И. Киево-Печерский патерик. К., 1991р. С. 96-97; Древнерус. патерики: Киево-Печерский патерик. Волоколамский патерик/Изд. подгот.: Л. А. Ольшевская, С. Н. Травников. М., 1999. С. 76-77. Лит.: Леонид (Кавелин). Св. Русь. С. 20; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Окт. С. 43-44; Лихачев Д. С. Комментарии//ПВЛ. СПб., 1996. С. 501; Дива печер лаврських. К., 1997 (по указ.); Артамонов Ю. А. Проблема реконструкции древнейшего Жития Антония Печерского//Средневек. Русь. М., 2001. Вып. 3. С. 70-72; он же. К вопросу о внетекстологических параллелях агиогр. легенд Повести временных лет//Sacrum et Profanum: Сб. науч. тр. Севаст., 2007. Вып. 3. С. 17-20; Присёлков М. Д. Очерки по церк.-полит. истории Киевской Руси X-XII вв. СПб., 20032. С. 125-126; Милютенко Н. И. Святые князья-мученики Борис и Глеб. СПб., 2006. С. 256; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008. С. 564-565.

http://pravenc.ru/text/2562634.html

1069 б –1070 а Буквальный перевод 1070 аб 277 2 CD претык. и испр. 1-е 278 2 AB Буквальный перевод 1072 б –1073 а Заимствовано с незначительным сокращением 1073 б –1074 а 279 1 BCD Буквальный перевод 1074 а –1075 а 279 1 DE 2 A 1075 аб 279 2 BC 279 2 DE 280 1 AB Заимствовано с распространением и переделками 1077 б –1078 а Буквальный перевод 1079 а –1080 а 278 1 E 2 A 1080 аб 1080 б –1081 а 280 1 C 2 A 1081 аб 1081 б –1082 а Буквальный перевод Таким образом, трактат «Камня веры» о наказании еретиков представляет собою весьма близкое и большею частию буквальное воспроизведение Disputationes Беллярмина. Некоторая самостоятельность обнаружена автором только в полемическом отделе трактата: именно – возражения 3-е (стр. 1073 а ) и 4-е (1073 аб ) первой главы, 6–9 (1076 аб ) и 13–16 (1078 а –1079 б ) второй и ответы на них не имеют для себя параллельных мест в творении Беллярмина. Что же касается до влияния католического на воззрения Яворского, то оно ясно выразилось в усвоении им основной мысли трактата – о законности смертной казни еретиков. Но как ни настойчиво проводится она в Disputationes и в «Камне веры», тем не менее остается мало доказанною и недостаточно обоснованною в том и другом произведении. Так, доказательства из св. Писания, приводимые Беллярмином и Яворским в ее пользу, нельзя признать твердыми и бесспорными. В частности – цитаты из Ветхого Завета говорят о наказании идолопоклонников и ложных пророков, притом по непосредственному повелению Божию, что не может быть приложимо к еретикам церкви христианской. Новозаветные свидетельства приводятся троякого рода: один ( Мф.18:17 ; Ин.2:15 ; Рим.13:4 ; 2Тим.2:16–17 ; 1Кор.5:5 ; 1Тим.1:20 ), если и могут быть относимы к еретикам, то доказывают меньше того, что хочет доказать «Камень веры», т. е. утверждают, что еретиков должно удалять из общества верующих, или предавать каким-либо исправительным наказаниям, но не содержат мысли, что еретиков следует казнить смертию; другие ( Деян.5:1–10; 13:8–11 ) говорят о чрезвычайных действиях св. Апостолов, совершавшихся по вдохновению от Духа Св., и не могут быть рассматриваемы, как правила и законы, по которым бы церковь могла определять свои отношения к еретикам; третьи, ( Мф.7:15 ; Деян.20:29 ; Ин.10:1 ) только отчасти и только при поверхностном, чисто формальном, их понимании, могут благоприятствовать мысли «Камня веры», так как аналогия между разбойниками и волками с одной стороны, и еретиками с другой – едва ли может быть проведена в отношении к наказанию еретиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Morev/ka...

6 «Соединены и связаны по благочестию и по общности рода, были разделены относительно дружественности расположения»? См. E. Kurtz, Byz. Zeitschr. 3,632 1 . 7 Gaufredi Malaterrae Historia Sicula, 1. III, c. 13 (Muratori, Rerum Italcarum Scriptores, V, p. 579): dejectus – hoc solo crimine objecto, quod filiam Ducis filio suo nuptui acceperat – Timebant – Graeci, ne si ex nostrae gentis uxore haeredes procreati in palatio successerant, occasio liberius illuc accedendi nostrae genti daretur. 9 Ср. П.В. Безобразова «Не изданный брачный договор Михаила. Дуки с Робертом Гвискаром»: Журн. Мин. Нар. Пр. Ч. 265 (сент. 1889 г.), Отд. II, стр. 23–31. 10 Benzonis episcopi Albensis ad Heinricum IV lib. II: MG. SS. XI, 615. 616 sq. Cp. Giesebrecht, Annales Altahenses, p. 216 и введение Пертца в Monumenta. 11 Вильгельм Апулийский MG. SS. IX, 268: Tertius obsessa jam venerat annus ab urbe; а у Лупа MG. SS. У, 60 сказано, что Бари взят 15-го апреля (1071). Ср. Aimé, Ystoire de li Normant, V 27 p. 227 éd. Delarc: Lo samedi devant la dyemencbe de Palme, lo gloriouz duc entra en la cité de Bar. В 1071 году Пасха была 24-го апреля; следовательно, 16-го апреля. Время начала осады точнее указывается у анонима Барийского. 14 См. Murait, Essai de Chronographie Byzantine, под 1072 г. (стр. 22). У Муральта напечатано: Le pape Alexandre II envoie Pierre, évêque d’Agnani (sic), pour féliciter Michel. Затем ссылка: Brunon, Vie de Pierre d’Anigni (sic) qui – retourna à Korne – sans avoir pu effectuer la réunion empêchée par Pselle, qui dominait l’esprit de son élève... Но в житии св. Петра Ананьийского (Anagniae), (которое, конечно, нужно разуметь), напечатанном у Болландистов, ничего не сказано ни об унии, ни о Пселле. В извлечениях, сделанных из жития Баронием, также нет этих известий. 16 Брачный договор написан в 1074 г.: П. В. Безобразов в Журн. Мин. Нар. Пр. Сент. 1889 г., Отд. II, стр. 27 сл.. 17 Bibl. rer. germ.: Monumenta Gregor. p. 145 (II, 31): Constantinopolitana ecclesia, de sancto Spiritu a nobis dissidens, concordiam apostolicae sedis expectat. Писано в декабре 1074 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Vasile...

В каноне иеромонаха Мелетия Сирига службы во 2-ю Неделю Великого поста упоминаются и многие другие святые. Это первосвятители Русской земли: Михаил, первый митрополит Киевский (†992; память 30 сентября); Иларион, митрополит Киевский, первый из русских удостоенный первосвятительского сана (†ок. 1053; память 21 октября); Петр, митрополит Московский (Киевский) и всея России (†1326; память 21 декабря); Алексий, митрополит Московский (Киевский) (†1378; память 12 февраля); Иона, митрополит Московский (†1461; память 31 марта); Филипп, митрополит Московский (Ц569; память 9 января); Фотий, митрополит Московский (1431; память 2 июля); Киприан, митрополит Московский (†1406; память 16 сентября); Ефрем, по всей вероятности, Переяславский епископ (†1098; память 28 января), Николай (в древней России с именем Николай известно было три святителя: 1-й Николай, Грек, митрополит Киевский (1098–1101; 2-й Николай, епископ Переяславский, бывший в XI веке – см. П. Строев «Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви». СПб., 1877, стлб. 1047 – далее. П. Строев «Списки иерархов...» и 3-й Николай, епископ Тмутараканский (Карамзин, История..., 11 прим. 201). Думают, что упоминаемый в каноне преподобным Печерским есть Николай, епископ Тмутараканский); Никита, епископ Новгородский (†1109; память 31 января); Исайя, епископ Ростовский (†1090; память 15 мая); Мина, неизвестно какой епархии епископ; Лука, или Новгородский (†1060; память 15 октября), или Белгородский епископ (†1088: см. П. Строев «Списки иерархов...», стлб. 1047); Феоктист, епископ Черниговский; он был избран на святительскую кафедру из Киево-Печерских игуменов (†1123; память 6 августа). В каноне иеромонаха Мелетия Сирига эти святители воспеваются в 1-м тропаре 9-й песни. Во 2-м тропаре 9-й песни канона иеромонаха Мелетия Сирига упоминаются святители: Леонтий, епископ Ростовский (обретение мощей 1164; память 23 мая); Стефан, епископ Волынский (†1094; память 27 апреля); Герман, епископ Новгородский (1078–1096; память 10 февраля); Нифонт, епископ Новгородский (†1156; память 8 апреля); Марин, вероятно, епископ Юрьевский (1091–1095) (см.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Впрочем, это не так и важно для этого рассказа, просто я попытался дать ответ Елене на ее вопрос. А речь здесь о детской больнице и маленьком ребенке. Простите, если обидел. Спасибо за перевод Димитриос 20 мая 2014, 16:15 Христос Воскресе! Прошу прощения,в оригинале употреблено слово " " ,т.е зуб мудрости. Но не указан возраст ребенка. Для родителей, даже в таком возрасте они остаются детьми. Обычно зубы мудрости начинают прорезаться к восемнадцати годам.Прошу прощения. Димитрий Лампадист РАИСА 20 мая 2014, 07:49 СЛАВА ТЕБЕ ГОСПОДИ ЗА ТО ,ЧТО ЕСТЬ В НАШИХ СЕРДЦАХ,МЫСЛЯХ И В ДУШЕ,ТЫ НАШ ГОСПОДЬ ИИСУС ХРИСТОС НАШЕ СПАСЕНИЕ ДУШ!!! ЗНАЮ,ЧТО ЗА ТЕБЯ МЫ ВЕРУЮЩИЕ СКОРО БУДЕМ ОТДАВАТЬ ЖИЗНЬ СВОЮ,МУЧИТЕЛЬНО,НО МЫ С ВЕРОЙ В ТЕБЯ,ДАЙ БОГ НАМ ВСЕМ ПРАВОСЛАВНЫМ ДО КОНЦА ПРОЙТИ С ВЕРОЙ В ТЕБЯ ПУТЬ НАШ К ТЕБЕ.АМИНЬ.. Владислав 18 мая 2014, 13:20 Слава Богу Маргарита 17 мая 2014, 22:05 Слава Богу! Слава Богу! Мария 17 мая 2014, 19:31 Слава Богу за всё! Заступи, спаси, помилуй нас Боже Своею благодатию! Алексий 17 мая 2014, 14:36 Христос Воскресе! Всякое дыхание да хвалит Господа!Слава Богу за Все.Святой Порфирий моли Бога о нас! р.б.Алексий Александр 16 мая 2014, 19:50 Христос Воскресе! Радуйтесь братья! Радуйтесь сестры! Радуйтесь и молитесь, с нами БОГ!!!!!!!!!!!!!!!!!! Vladimir Ramenskii 16 мая 2014, 09:56 Слава Богу за всё. Елена Смирнова 16 мая 2014, 01:17 Преподобный Порфирий, моли Бога о нас!Статья воистину трогательная и,как мне кажется,душеполезная.Спаси Господи ее автора.С искренней благодарностью.Елена. И Слава Богу за все! Е.Ф. 16 мая 2014, 01:05 Простите, одно небольшое анатомическое добавление. Здесь имеется в виду коренной зуб сбоку челюсти (жевательный), которого не видно при разговоре и улыбке. . Федоров 16 мая 2014, 00:59 На вопрос Елены: " Зуб мудрости у ребенка? " Если мне не изменяет память, в оригинале значится " " , то есть коренной зуб. Зуб мудрости по-гречески звучит иначе: " " . Замечательная книга владыки Николая, из которой взят этот рассказ, переведена полностью на русский язык, в ней еще очень много удивительного и чудного.

http://pravoslavie.ru/70703.html

Житие Святого Петра, Прежде Бывшего Мытарем 1 ] Память 23 Сентября Слово На Зачатие Честного И Славного Пророка, Предтечи И Крестителя Господня Иоанна Память Святых Мучеников Андрея, Иоанна, Петра И Антонина Память Святой Мученицы Ираиды Житие Преподобной Поликсении Память 24 Сентября Житие И Страдание Святой Первомученицы, Равноапостольной Феклы Память Преподобного Коприя Житие Преподобного Отца Нашего Никандра Псковского Память 25 Сентября Житие Преподобной Матери Нашей Евфросинии Житие И Чудеса Преподобного И Богоносного Отца Нашего Сергия, Радонежского Чудотворца 1 ] Житие Преподобной Евфросинии Суздальской Память Преподобномученика Пафнутия Память 26 Сентября Житие Святого Апостола И Евангелиста Иоанна Богослова Память 27 Сентября Житие И Страдание Святого Мученика Каллистрата Житие Преподобного Отца Нашего Савватия Соловецкого, Чудотворца Память Святых Апостолов Марка, Аристарха И Зины Память Святой Мученицы Епихарии Память Преподобного Игнатия Память 28 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Харитона Исповедника Память Святого Пророка Варуха Память Святых Мучеников Александра, Алфея, Зосимы, Марка, Никона, Неона И Илиодора Житие Святого Вячеслава, Князя Чешского Память 29 Сентября Житие Преподобного Отца Нашего Кириака Память Святых Мучеников Дады, Гаведдая И Каздои Память Преподобного Феофана Память 30 Сентября Житие И Страдание Святого Священномученика Григория, Епископа Великой Армении, И С Ним Тридцати Семи Дев Житие Преподобного Отца Нашего Григория, Игумена Обители На Пельшме Реке, Вологодского Чудотворца Память Святого Михаила, Митрополита Киевского И Всея России Чудотворца Читаемость: Язык: Объём текста: Все материалы, размещенные в электронной библиотеке, являются интеллектуальной собственностью. Любое использование информации должно осуществляться в соответствии с российским законодательством и международными договорами РФ. Информация размещена для использования только в личных культурно-просветительских целях. Копирование и иное распространение информации в коммерческих и некоммерческих целях допускается только с согласия автора или правообладателя

http://pravbiblioteka.ru/book/zhitiya-sv...

Так, А.П. Толочко обратил внимание, что еще одна параллель описанию черниговских охот Мономаха находится совсем рядом с его «Поучением» – в летописной статье 1074 г., представляющей собой похвалу Феодосию Печерскому . В этой статье содержится, в частности, рассказ об одном из черноризцев Киево-Печерского монастыря Исакии, который был прельщен бесами, но сумел их победить. Повествуя об этом, летописец отмечает, что бесы его «страшахуть и въ образе медвежи; овогда же лютым зверемь, ово въломъ, ово змие полозяху к нему, ово ли жабы, и мыши и всякъ гадъ. И не могоша ему ничто же створити, и реша ему: “Исакие! Победил еси нас”» с. 84]. Фрагмент этот не был бы так примечателен, если бы, как заметил А.П. Толочко, в нем не перечислялось сразу «несколько животных, упомянутых также Мономахом (в Завете Иуды, например, упоминается только вепрь). Медведь и вол (у Мономаха – тур) были бы показательны. Но наиболее характерное совпадение – упомянутый “лютый зверь”» с. 443]. Кто такой этот «лютый зверь», реальное это животное или мифическое, до конца не ясно. Чаще всего полагают, что под ним скрывается какой-то хищник из породы кошачьих (леопард, барс, рысь или лев) с. 486; 15, с. 48–50; 16, с. 130–132; 2, с. 529, 637]. Несколько реже пишут о том, что это медведь или волк с. 67; 6, с. 103– 104]. Но если Мономах опирался на описание охоты в «Завете Иуды», то медведь и волк явно отпадают, поскольку в его перечне диких животных «лютый зверь» занимает соответствующее место льва или барса у Иуды с. 75]. При этом перед нами, согласимся с Ф.Б. Успенским, не просто эвфемистическое указание на конкретного хищника, но и «максимально обобщенное обозначение свирепого зверя, своего рода собирательный образ врага человека на охоте. Иными словами, Мономах обыгрывает многозначность этой конструкции; более того, благодаря своей многозначности она и попадает в текст» с. 103]. Интересно, что во всей «Повести временных лет» (далее – ПВЛ) «лютый зверь» встречается только в статье 1074 г. и «Поучении» Владимира Мономаха .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Monom...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010