770 Лавра – название крупных и важных по своему положению православных общежительных мужских монастырей. 771 Феодосий – церковный деятель и писатель Древней Руси, один из основателей Киево-Печерского монастыря, игуменом которого был с 1062 по 1074 год. См. Житие Феодосия Печерского и его Поучения (наст. изд., т. 1). Феодосию Печерскому посвящен цикл статей в Повести временных лет, среди них 1074 года – ο смерти Феодосия, 1091 года – ο перенесении его мощей, 1108 года – ο вписании имени святого в Синодик (см. наст. изд., т. 1). Последние две статьи, а также Житие Феодосия Печерского и Похвала святому, сначала существовали в Патернке на правах литературного «конвоя», а затем постепенно, по мере редакторской работы над памятником, вошли в его состав. 772 ...Африканъ, брат Якуна Слепаго, иже отбеже от златы луды... бяху два сына – Фриадъ и Шимон. – Имена Африкан, Фрианд и Шимон известны только по Киево-Печерскому патерику, причем одно из них – Фрианд, возможно, ошибочно принятое за имя собственное древне-исландское что значит «родственник», «родич». Β данном эпизоде имеется в виду битва Ярослава с Мстиславом 1024 года. Якун (Гакон) – предводитель отряда варягов, участвовавших в этом сражении на стороне Ярослава. Β Повести временных лет сказано: «...и б Акунъ съ лпъ, луда у него златомъ истъкана» (и был Якун тот красив, и плащ у него был золотом выткан). Симон, автор этого рассказа Патерика, неверно понял текст своего летописного источника, объединив в одно слово словосочетание «съ лпъ». Луда – плащ, верхняя одежда; есть и другие толкования этого слова – маска, шлем, латы. 773 Ярослав – Ярослав Мудрый, сын Владимира I Святославича. Победив Святополка в битве на реке Альте в 1019 году, занял киевский стол и княжил до 1054 года. Его правление ознаменовалось укреплением государственного и политического положения Киевской Руси, расцветом культуры. 774 ...изыдоша сие трие Ярославичи... Изяславъ, Святославь и Всеволод... – Еще при жизни Ярослав Мудрый дал «ряд» на княжение своим сыновьям: старший, Изяслав, получал Киев, Святослав – Чернигов, Всеволод – Переяславль-Южный, Ростов, Суздаль и Белоозеро.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

797 Трапеза – жертвенник, престол – сооружение в виде стола, стоящее в левой стороне алтаря, на котором приготовляется «бескровная жертва»– хлеб и вино, для совершения евхаристии – причащения. 798 Иоан же митрополит... – Иоанн II, митрополит Киевский с 1080 по 1089 год, участвовал в поставлении ростовского епископа Исайи, основал две новые епископии: во Владимире Волынском (около 1085) и в Турове (1088), присутствовал на похоронах князя Ярополка Изяславича (1086), освящал церковь Святого Михаила в Выдубицком монастыре (1088) и Успенский собор в Киево-Печерской лавре (1089). Β некрологической статье Повести временных лет он характеризовался как «мужь хытръ книгамъ и учению». Иоанну приписываются сочинения нравственно-дидактического (Ответы на вопросы Иакова-черноризца) и религиозно-полемического характера (Послание κ папе римскому Клименту III). 799 ....епископи: Иоань Черниговьскый и Исайа Ростовьской, Лука Белоградскый, Антоний Юрьевьскый... – Ο епископах, участвовавших в освящении Успенского собора, известно мало. Антоний как епископ Юрьевский упоминается в летописных статьях под 1089–1091 годами. Лука Белгородский принимал участие и в освящении церкви Святого Михаила в киевском Андреевском монастыре (1088), умер в 1089/90 году. Иоанн стал епископом Черниговским до 1087 года, в 1091 году присутствовал при перенесении мощей Феодосия Печерского , умер в 1110 году. Самый известный из епископов – Исайя Ростовский. Родом из Киевской земли, он в юности принял постриг в Киево-Печерском монастыре при игумене Феодосии (1062–1074). По просьбе киевского князя Изяслава Ярославича был поставлен Феодосием Печерским на игуменство в Дмитровский монастырь, сменив на этом посту Варлаама, умершего 1073–1074 году. Около 1088 года Исайя был назначен киевским митрополитом Иоанном II на ростовскую епископию, где язычники убили его предшественника – епископа Леонтия. Скончался в 1090/91 году и похоронен в ростовском Успенском соборе. Причислен κ местночтимым святым Ростова с 1474 года, Киева – с 1643 года; в 1762 году по указу Синода имя Исайи было внесено в Святцы для общерусского почитания.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возвратившись в Рим, он рассказал папе о виданной диковине ( " Чтен. в Общ. Нест. Летоп " ., кн. I, с. 289). Юмористически-нелепая история, очень напоминающая нашу летописную. У русского автора-южанина в рассказе о новгородских банях очевидно была и определенная, не особенно высокая цель. Так прекрасно возвеличив свой родной Киев, он, по русскому обычаю - трунить над всяким, кто не нашей деревни, решил выставить новгородцев пред апостолами в самом смешном виде. Новгородцы так это и поняли, потому что, в ответ на киевскую редакцию повести, они создали свою собственную, в которой, не отвергая прославления Киева и умалчивая совершенно о банях, уверяют, что ап. Андрей " во пределы великого сего Новаграда отходит вниз по Волхову и ту жезл свой погрузи мало в землю и оттоле место оно прозвася Грузино " (Верстах в 15 от ст. Волхов Никол. ж. д.; Аракчеевское поместье). Чудотворный жезл этот " из дерева незнаемого " хранился, по свидетельству писателя жития Михаила Клопского, в его время (1537 г.) в Андреевской церкви села Грузина. При определении повода к составлению русского сказания и времени его внесения в летопись последуем указаниям интересной гипотезы проф. И.И. Малышевского (ор. Упомянутое письмо греческого императора Михаила Дуки от 1074 г., внушавшее мысль о проповеди ап. Андрея на Руси, нашло при русском дворе довольно интеллигентных людей. Это прежде всего был сам вел. кн. Всеволод Ярославич, который, по словам сына его, Владимира Мономаха, " дома седя, пять язык умеяше " , в том числе, конечно, и греческий, тем более, что и женат был в первый раз на греческой царевне. Дочь Всеволода, Янка (Анна) - предполагаемый объект сватовства 1074 г. - рожденная от грекини, также, вероятно, знала греческий язык, что видно из последующего. Достать и прочитать " духовные книги достоверные и истории " , повествующие об ап. Андрее, они имели, таким образом, полную возможность. Замечателен после этого такой факт. В 1086 г. Янка постригается в монашество. Всеволод строит для нее церковь и монастырь в честь ап.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/286/...

И если попытка найти в тексте поучения какие-то соответствия (ссылки на отмечаемые праздники, сопутствующие цитаты или реминисценции) с днем Пасхи результата не дает, то во втором случае эти соответствия как раз очевидны. Поучение начинается с реминисценции на тот фрагмент из Послания к филиппийцам апостола Павла (глава 4, стих 4: «Радуйтеся всегда о Господе; и паки реку, радуйтеся»), который в течение церковного года читается только однажды – на литургию в Цветную неделю. 20 При этом само содержание реминисценции («И паки реку: радуйтеся, апостольскую речь исполнея!») 21 фактически свидетельствует о том, что эта апостольская речь незадолго до проповеди звучала на службе. Характерна в этом смысле и первая цитата в поучении («Рече бо апостол: Братиа, поминайте наставникы ваша...»). Этот фрагмент (стих 7 главы 13 Послания к евреям апостола Павла) является частью богослужебного чтения, которое звучит накануне Цветной недели – в Лазареву субботу. 22 И преподобный Феодосий, как бы опираясь на эту цитату, отмечает, что после таких слов апостола сам «ныне, яко от сна своея съвести въсклонився». Все это, а также летописный рассказ Повести временных лет о возвращении Преподобного из пещерного затвора в 1074 г. (« ...а во ины дни пребываше в посте и в молитвах, вздержася крепко и приходяше в манастырь в пятокъ на канунъ Лазаревъ. Ве сь бо день кончается постъ 40 днии . Феодосьеви же пришедшю по обычаю, братию целовавъ и празднова с ними неделю Цветную») 23 позволяет, на наш взгляд, вполне однозначно определить в качестве дня произнесения поучения Цветную неделю, или Вербное воскресенье. Что же касается точной даты, то она была определена на основе следующих соображений. Поучение «О тръпении и о смирении» Слово в Цветную неделю «...Понеже вам глаголю, сам не створя, и на мне днесь сбысться реченое от пророка: «... Аз же глаголю и ныне к вашей любви: ничтоже обретаю в собе пастырьскаго чину. Глаголю бо, а не сътворю, о мне бо слышю реченаа Давыдом: «Грешнику же рече Богъ: Въскую ты поведаеши заветъ Мой усты твоими? Ты же наказание възненавиде и низъврьже словеса Моа въспят. Аще видяше тате, течаше с нимь, и с блудники участие свое полагаше, и на брать свой клеветаша, и на сына матере своея полагаше съблазн. Сие створилъ есси и умолчах. Да не буду подобен тебе – обличи) тя и поставлю пред лицемъ твоимъ грехы твоя. Да разумеють вси забывающей Бога, – егда къгда похитить и не будеть избавляющаго«». 24

http://azbyka.ru/otechnik/Feodosij_Peche...

«Хронография» создавалась на протяжении многих лет. Работа над текстом началась не позже 1057 г. ( Любарский. 2001. С. 410-411). Первоначально она задумывалась как рассказ о событиях, происшедших между янв. 976 г., когда началось самостоятельное правление Василия II Болгаробойцы , и кон. 1059 г., когда Византийский престол занял имп. Константин X Дука. Т. о., первоначальная редакция, созданная ок. 1060 г. (после отречения, но до кончины имп. Исаака I Комнина), заканчивалась на 91-й гл. VII кн. Именно к ней относится лемма в кодексе P («...вплоть до провозглашения императором Константина Дуки»). Возможно, текст «Хронографии» сохранился не полностью: изложение событий начинается без к.-л. предисловия со слов: «Вот так расстался с жизнью император Иоанн Цимисхий...» Вероятно, составитель кодекса P посчитал нужным пропустить начало сочинения, поскольку оно содержательно пересекалось с завершающими разделами «Истории» Льва Диакона, помещенными в рукописи перед «Хронографией». Раздел, охватывающий правление имп. Константина X (VII 92-121), был создан в правление Михаила VII Дуки, т. е. не ранее нач. 1071 г., раздел, повествующий о Евдокии Макремволитиссе и Романе IV Диогене (VII 122-164),- ок. 1074 г. Завершающая часть «Хронографии» (VII 165-181), посвященная Михаилу VII и другим представителям рода Дук, была написана, по одним данным, в 1074 г. ( Reinsch. Wie und wann. 2013), по другим - после 1075 г. ( Любарский. 2001. С. 410-411). В кодексе P после «Хронографии» помещено «Письмо императора к Фоке», которое, как доказал Любарский, является обращением Василия II к мятежнику Варде Фоке в 987 г. ( Ljubarskij. 1977). Письмо представляет собой часть архива М. П., к-рый тот использовал при работе над своим историческим сочинением. Подзаголовки разделов в кодексе P принадлежат не М. П., а редактору. Несмотря на заглавие, «Хронография» представляет собой не хронику, а историю. М. П. подчеркивает, что осознанно отказывается от анналистического принципа изложения материала, и настаивает на мемуарном характере сочинения ( Любарский.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Перенесение святых мощей преподобного Феодосия Печерского произошло через семнадцать лет после его Блаженной кончины (1074). В 1091 году на совете братии Киево-Печерского монастыря во главе с игуменом Иоанном было решено раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. Найти святые мощи было поручено преподобному Нестору Летописцу, который впоследствии описал их обретение. За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они определили место, где нужно копать. Игумен обители запретил преподобному Нестору сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет. На следующий день преподобный Нестор взял с собой двух братий. Пропев псалмы, он первым начал дело, а утомившись, передал лопату другому иноку. Так иноки копали до полуночи. Их охватило чувство сожаления. В это время ударили в монастырский колокол, созывая братию на молитву, и в тот же миг преподобный Нестор обнаружил святые мощи. Тем временем два инока тайно наблюдали за пещерой. Когда ударил колокол к утрени, они увидели над пещерой три огненных столпа, которые как дуги перегнулись к куполу храма и остановились над ним. Чудесное знамение видел в эту ночь и епископ Владимирский Стефан, который в 1074–1078 годах был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей преподобного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой большое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над ней множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего. Обретя гроб преподобного Феодосия, святой Нестор послал за игуменом Иоанном, чтобы он изъял мощи. Игумен монастыря пришел с двумя братиями. Все вместе открыли гроб и обрели нетленные мощи преподобного Феодосия. Преподобный Нестор повествует об этом так: «Мы, преклонившись, увидели мощи преподобного. Все составы их были целы, лицо преподобного было светлое, глаза сомкнуты, губы соединены, волосы присохли к голове. Мы положили мощи на мантию и на плечах вынесли на верх пещеры».

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Невдалеке от Печерского монастыря им были устроены богадельня и больница, на содержание которых он выделял десятую часть доходов обители. В 1073 году, благодаря чудесной помощи Богоматери, преподобными Антонием и Феодосием был заложен каменный Успенский храм. В том же году преподобный Антоний отошел ко Господу. В 1074 году преставился и преподобный Феодосий. Новым настоятелем Печерской обители был избран уставщик Стефан, несмотря на то, что преподобный Феодосий предлагал братии избрать настоятелем иеромонаха Иакова. Уже к этому времени, благодаря крепкому монашескому воспитанию, заложенному преподобными Антонием и Феодосием, Печерская обитель становится настоящей кузницей кадров для молодой Русской Церкви. Печерских иноков берут в настоятели других обителей; часто среди печерской братии митрополиты, прибывающие из Константинополя, берут кандидатов в епископы. До начала XIII века из числа иноков Печерского монастыря в разные пределы Киевской Руси было назначено 50 епископов. В игуменство Стефана (1074–1078) заложенный преподобными Антонием и Феодосием Успенский храм был достроен, но еще не благоукрашен. Заниматься благоукрашением этой церкви пришлось другому настоятелю, поскольку, как и предсказывал преподобный Феодосий, Стефан из-за конфликта с братией вынужден был покинуть Печерскую обитель и уйти в другой монастырь. Новым настоятелем братия избрала старейшего насельника монастыря – Никона, основателя Тмутараканского монастыря, в очередной раз вернувшегося в Печерскую обитель. До самой кончины Никона в 1088 году специально нанятые константинопольские мастера отделывали Успенский храм мозаиками. Однако до освящения храма Никон не дожил. В 1089 году, уже при новом настоятеле Иоанне, в праздник Успения Божией Матери, митрополитом Киевским Иоанном и собором епископов Успенский храм был освящен. В игуменство Иоанна в Успенской церкви был устроен придел во имя святого Иоанна Предтечи. Также у южной стены была устроена гробница преподобного Феодосия, куда в 1091 году были перенесены его мощи.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

стихир, составленных Езрой Мтацминдели (XI в.), представителем афонской литературно-просветительской школы (см. также разд. «Монастырские школы» в ст. Грузинская Православная Церковь ). Песнопения помещены в Афонском сборнике с агапами 1074 г. (НЦРГ. А 558) под 14 июня, днем памяти И. С., впервые были опубликованы в 1901 г. В одном из канонов содержится акростих «Недостойный Езра ныне славит отца Иоанна». По мнению акад. прот. К. Кекелидзе , гимнограф при составлении песнопений использовал Житие преподобных Иоанна и Евфимия Святогорцев, написанное прп. Георгием Святогорцем; заимствованы, по мнению ученого, «не только факты и некоторые мысли, но даже целые предложения и слова» ( Кекелидзе. 1980. Т. 1. С. 235). На основании этого песнопения датируют периодом между 1044, конечной датой создания Жития, и 1074 гг. В песнопениях гимнограф приводит биографические сведения И. С. и прп. Евфимия, часто использует метафоры, в т. ч. из евангельских текстов. Так, Езра пишет, что И. С. «склонил голову... под сладкое ярмо Иисуса Христа», что Господь «установил его на подсвечнике, как свечу, чтоб светил всем в доме, чтоб светил добродетелью до края земли»; его деяния «блестят, как свет небесный» (деятельность И. С. передается антиномией дня и ночи); преподобный сравнивается с «богоподобной блестящей звездой между двумя солнцами»; Царство Небесное названо «бесценным жемчугом», афониты - «созвездием святых». И. С. и прп. Евфимий уподобляются библейским патриархам. Гимнограф отмечает, что прп. Евфимий был для И. С. «заветным сыном... значащим столько же, сколько Исаак для Авраама»; И. С., как и Авраам , представлен в образе странника; прп. Евфимий, подобно Исааку , «не был заколот, но был избран Богом и наделен даром священника». Езра отмечает, что И. С. в отличие от библейского патриарха Иосифа , проданного братьями в Египет, «сам себя продал в чужую страну». Жизненный путь И. С. сравнивается со страданиями Иова : «Как очищается в плавильном горне золото... тяжело болевший в последние годы жизни святой Иоанн, подобно Иову, также очистился страданием от всего земного».

http://pravenc.ru/text/471496.html

Евфимию в переводах книг. Сохранилась дарственная от 10 нояб. 996 г., к-рую на имя И. С. дал его духовный сын, бывш. мандатор (офицер) Захария, сын Михаила. Преподобному, а также Великой Лавре были пожертвованы имения Захарии на о-ве Лемнос: ферма, 10 домов, мельница, виноградники, пахотная земля, пастбища, скот (Actes d " Iviron. 1985. Vol. 1. N 11). Прп. Афанасий Афонский перед кончиной (ок. 1000) назначил И. С. эпитропом Великой Лавры (Диатиносис прп. Афанасия см. в: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 240-243). К 1005 г. братия мон-ря насчитывала свыше 200 чел. По письменному завещанию преподобного (не сохр.), к-рое цитируется в Житии, настоятелем Иверского мон-ря должен был стать прп. Евфимий, а после его кончины - прп. Георгий Строитель , с тем чтобы традиция назначения уходящим настоятелем своего преемника не прерывалась. И. С. был погребен в кафоликоне Иверского мон-ря: над его могилой прп. Евфимий выстроил ц. во имя св. Архангелов (ныне Всех святых). В предисловии к переводу Толкования свт. Иоанна Златоуста на Евангелие от Матфея (Ath. Iver. georg. 13-4-10, 1008 г.) прп. Евфимий написал о роли отца в его образовании и избрании поприща, а также привел список переведенных им при жизни И. С. книг. Среди названий Иверского мон-ря долгое время употреблялось и «Лавра Ивера» (Λαρα το Ιβηρος), т. е. И. С. Настоятель Иверского мон-ря прп. Георгий Святогорец (1044-1056) перенес в юж. часть нартекса кафоликона мощи И. С., прп. Евфимия и прп. Иоанна-Торникия, а позже свт. Арсения Ниноцминдского и прп. Иоанна (Грдзелисдзе) и распорядился, чтобы возле рак горели 3 неугасимые лампады. Во время его настоятельства были зафиксированы случаи исцеления от мощей И. С. и преподобных. Ист.: Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901 (на груз. яз.); Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); То же// Кубанеишвили.

http://pravenc.ru/text/471496.html

Т. 2. С. 2). Кроме того, о работе Н. над летописью дважды упоминает монах Поликарп (30-е гг. XIII в.) - составитель 11 рассказов о печерских монахах, к-рые впосл. легли в основу Киево-Печерского патерика. В слове о Никите Затворнике среди наиболее авторитетных печерян он называет «Нестера, иже написа Летописец»; а в Слове о прп. Агапите «лечьце» ссылается на опыт Н., к-рый «в Летописце написа о блаженных отцех, о Дамияне, Иеремии и Матфеи, и Исакыи (рассказы об этих подвижниках действительно читаются в ПВЛ под 6482 (1074) г.). Казалось бы, на связь Н. с ранним летописанием указывает и наличие известий, повествующих об истории Киево-Печерской обители. Между тем сравнение этих известий с данными ЖФ обнаруживает целый ряд существенных противоречий, на которые исследователи обратили внимание еще в XIX в. (Р. Ф. Тимковский, А. М. Кубарев, П. С. Казанский ). Например, в статье 6559 (1051) г. сообщается, что наземный монастырь был устроен прп. Варлаамом (до этого монахи жили в пещерах), а в ЖФ - прп. Феодосием; в статье 6559 (1051) г. говорится, что Студийский устав прп. Феодосий получил от монаха Михаила, пришедшего в Киев вместе с митрополитом-греком Георгием (ок. 1062 - после 1073), а в ЖФ - от печерского монаха Ефрема (см. Ефрем , свт., митр. Переяславский), к-рый сделал его копию в К-поле; в заключительной части той же статьи летописец пишет, что пришел в обитель при Феодосии, а Н., согласно ЖФ, был принят в монастырь игум. Стефаном. По-разному в ЖФ и статье 6582 (1074) г. описаны последние дни жизни прп. Феодосия и выборы его преемника. Противоречия обнаруживаются и при сопоставлении известий летописи с ЧН. Так, в вводной части ПВЛ рассказывается о посещении Руси св. ап. Андреем Первозванным , а в ЧН утверждается, что Русь не знала апостольской проповеди. Наличие этих противоречий привело часть исследователей к мнению о непричастности Н. к работе над ПВЛ (П. М. Строев , Казанский, И. И. Срезневский , Е. Е. Голубинский , Кузьмин, С. М. Михеев и др.). Наряду с этим возникла гипотеза о существовании двух Н., один из которых - автор Житий, другой - летописи (Бугославский).

http://pravenc.ru/text/2565114.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010