Жизнь и творения Преподобного Феофана Начертанного Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 26 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 1 Преподобный Феофан Начертанный, епископ Никейский (или Никийский), столько прославляется святою Церковью как творец канонов, сколько же ублажается как исповедник Христов. “Писанием твоего всечестнаго и чистаго, мудре, лица, — говорится в каноне на день его памяти, — безбожных писания измазуеши” 2 . Не случайно, говоря о трудах преподобного Феофана, архиепископ Филарет Черниговский пишет: “Великий подвиг его для Церкви должен был начаться не в пустыне; этот подвиг был подвиг исповедничества” 3 . Ту же мысль находим в светильне службы святому, где наряду с признанием его песнописцем говорится о его мученичестве: “Феофане, Церкви явился еси песней сиянием и светом лица твоего, на немже Христовы язвы носил еси” 4 . Так входит этот исповедник Христов, носящий начертание Христовых язв на своем лице, в число песнопевцев Православной Церкви, составляющих основу ее богослужебно-литургиче­ского чина и являющихся оплотом литургического богословия. Преподобный Феофан и его старший брат преподобный Феодор Начертанный были детьми благочестивых родителей родом из Аравии 5 , в доме которых получили основательное образование. Биографы преподобного Феофана указывают, что родители его отличались особенным страннолюбием. В Минее есть канон на 22 сентября (его положено читать на повечерии), прославляющий память “преподобного Ионы пресвитера, отца Феофанова, творца канонов, и Феодора Начертанного”. Таким образом, Церковь не только совершает память обоих братьев, но ублажает и их отца. В 3-й песни этого канона говорится о детях преподобного Ионы: “Привел еси семя твое Господу” 6 . Нужно заметить, что у жизнеописателей преподобного Феофана мы не находим ссылок на этот канон, свидетельствующий об отце преподобных братьев. Однако архиепископ Филарет Черниговский указывает, что преподобные Феофан и Феодор продолжали свое образование в лавре “у одного пресвитера, сколько благочестивого, столько же и ученого” 7 . Вопрос о родителе преподобных, очевидно, нуждается в дальнейшем уточнении и исследовании. Был ли их отец пресвитером, или “благо­честивый пресвитер” был только учителем братьев?

http://pravmir.ru/zhizn-i-tvoreniya-prep...

Закрыть itemscope itemtype="" > Архангел Михаил - хранитель Святой Троицы 8/21 ноября - Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2022 4737 Время на чтение 21 минут Из наследия преподобного Андрея Рублева О чюдный архистратиже страшный Михаиле архангеле, хранителю неизреченных таин (Молитва царя Ивана Грозного ко святому Архангелу Михаилу) Имя иконописца московского Спасо-Андроникова монастыря преп. Андрея Рублева известно во всем мире, в первую очередь, благодаря чудотворной иконе «Живоначальной Троицы», которая стала символом Православия. В мрачные годы гонения на Церковь к ней призывал обратиться священник Павел Флоренский в работе «Иконостас» (1922 г.): « Есть Троица Рублева, следовательно, есть Бог» (Флоренский П.А. Иконостас. М., 1995. С. 67). К вящему сожалению, в искусствоведческой литературе с легкой руки Н.П. Кондакова (Кондаков Н.П. Лицевой иконописный подлинник. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Т. 1. СПб., 1905. С. 77) за иконой рублевской «Троицы» закрепилось наименование « Ветхозаветной», которое распространилось ныне даже в церковной среде. Между тем в церковных описях подобного термина никогда не употреблялось, а чаще всего упоминается образ « Живоначальныя Троицы». Более того, сама иконография Живоначальной Троицы существенно отличается от извода Гостеприимства Авраама и построена на иных богословских основаниях (подробнее см.: Ульянов О.Г. «Филоксения Авраама»: библейская святыня и догматический образ//Богословские труды. Т. 35. М., 1999. С. 225; Ульянов О.Г. Гостеприимство Авраама//Троицкие чтения 1998. Большие Вяземы, 1999. С. 63). Столь странная подмена коснулась не только знаменитой рублевской иконы, но и всего творческого наследия преп. Андрея Рублева, которое было подвергнуто в перестроечное время беспощадной ревизии. Казалось бы, нигилистический напор не оставил от всего, что связано с именем святого иконописца, камня на камне, но … есть Бог, следовательно, есть Троица Рублева! В год 575- летия со дня блаженной кончины преп. Андрея Рублева (=17 октября 1428) была найдена и опубликована единственная сохранившаяся прорись бесспорного рублевского творения – раннего иконостаса из Благовещенского храма Московского Кремля. Это научное открытие позволило датировать создание благовещенского « Деисуса Андреева писма Рублева» 1392 годом, когда было завершено строительство домового храма на великокняжеском дворе. Как удалось установить, весь цикл работ был посвящен памяти св. блгв. князя Димитрия Ивановича, который на Благовещение 1389 г. смог учредить новый порядок престолонаследия, закреплявший легитимные права московского великокняжеского дома (Ульянов О.Г. Деисус Андреева писма Рублева из Благовещенского храма Московского Кремля//Новая книга России. М., 2004. 10. С. 44).

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Из жизни Патриарха Сергия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 22 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 20, 1999 Жизнь Патриарха Сергия (Страгородского, была удивительна тем, что она ни одной секунды не была “судь­бой”, — в ней всегда преобладала промыслительная трезвость и ясность. Правда, он рано лишился матери, но остались отец, дедушка, старшая сестра… Притом отец — уважаемый арзамасский протоиерей, дедушка — арзамасский протоиерей. В таких семьях всегда множество не наемных, а доброхотных помощников. Естественно, была семинария, — по стопам своего священнического рода, Петербургская Духовная Академия. А после Академии, где он, как всегда, — первый ученик, он вдруг срывается с места и объявляет любившим его товарищам, что ему непременно надо в монахи. Тогда считалось, что монах — это духовная карьера или горькая необходимость для рано овдовевшего бездетного священника, каких было много. У Сергия — прямо противоположное, поэтому он стоит на своем, а товарищи отговаривают его тем, что в монастырях-де сейчас плохая обстановка. Он отвечает, что был на Валааме, знает, видел и понял, что это — его путь. В конце концов, когда уже и отца привезли из Арзамаса, и отца он убедил, он едет на Валаам, получает постриг в честь преподобного Сергия Валаамского — и тут же с Валаама уезжает. У своего академического начальства он испрашивает направление в Японию, под руководство равноапостольного Николая Японского. Тот его сразу же “берет в оборот” и сажает учиться японскому языку. В три месяца он осваивает язык так, что служит Литургию по-японски. Через шесть месяцев его отправляют на самостоятельную работу, а уже через год он читает японцам на японском языке догматическое богословие 1 . В год — язык абсолютно другой языковой семьи! А всего он знал шесть новых языков и три древних. Через три года его отзывают из Японии, но отправляют в Грецию, в Афины. Затем он опять просится в Японию — настолько он ее полюбил, хотя кем он там только не был, в том числе и корабельным священником… По пути в Японию он во время шторма простудился, получил воспаление среднего уха и всю оставшуюся жизнь был наполовину глухим.

http://pravmir.ru/iz-zhizni-patriarha-se...

Калгачиха, урочище. Церковь иконы Божией Матери " Одигитрия " . Одигитриевская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: " Одигитрия " иконы Божией Матери Год постройки:1841. Год утраты:приблизительно 1930 (разобрана) Адрес: Архангельская область, Онежский район, урочище Калгачиха Координаты: 63.329013, 36.703583 Проезд:проезд труднодоступен, доступен для автомобилей максимальной проходимости (трекол или автомобили на колесах 40-42) Изменить описание объекта Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты Летом 1999-го года онежские плотники изготовили и установили крест на месте Одигитриевской церкви, которая стояла когда-то в деревне Калгачиха. Из Калгачихи и ближайших деревень жители были выселены в середине 50-х годов прошлого века. Здесь планировалось строить космодром. От этих планов вскоре отказались, а жители уже никогда больше не вернулись в родные места. По инициативе директора филиала парка " Водлозреский " Алексея Чирцова тем же летом, в 1999-м, в Калгачиху приехали бывшие жители деревни, их потомки, а также отец Александр (Коптев), который освятил крест и крестил желающих. Районная газета " Онега " ВКонтакте (vk.com) Приход этот с западной стороны граничит уже с Олонецкой губернией и отстоит от г. АРхангельска в 337 верстах, от г. Онеги в 105 верст. и от ближайших приходов - Малошуйского в 60 верст., Кушерецкого в 45-ти. В состав его входят четыре деревни, составляющих одно Калгачинское село близ приходской церкви, и из 3-х деревень: Нюхчезерской, Варбозерской и Челозерской, отстоящих от приходской церкви в 15-ти, 29-ти и 40 верстах при крайне затруднительных путях сообщения, благодаря непроходимым почти мхам и болотам. Жителей к 1 янв. 1895 г. состояло 504 м. п. и 535 ж. п. Приходская церковь устроена в 1841 г.; в 1893 г. кровля её была исправлена, глава окрашена, равно как и южная сторона церкви, северная же по неимению средств остаётся неокрашенной. Храм этот однопрестольный - в честь Божией Матери, именуемой Одигитрией. Утварью и ризницей очень скуден. Средств на содержание церкви не имеется никаких, кроме процентов с капитала в 155 руб., кружечно-кошелькового сбора и свечной прибыли.

http://sobory.ru/article/?object=60729

Книга о чудесах блаженного апостола Андрея Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 29 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 Георгия Флоренция Григория, епископа Турского 1 Предисловие Григорий (в миру — Георгий Флоренций), епископ города Тура на западе Франции, принадлежит к числу не только самых плодовитых, но и наиболее разносторонних писателей раннего Средневековья. Оставаясь всегда на позиции деятеля Церкви, он обращается к весьма далеким друг от друга темам: от жизнеописаний франкских королей до переложений житий как западных, так и восточных святых. Именно к последнему жанру и принадлежит “Книга о чудесах блаженного апостола Андрея”. Писал ее Григорий с пастырской целью — заботясь о своих чадах, которые могли пострадать, как он говорит в предисловии к своему труду, от чтения апокрифических деяний Апостола. За этим апокрифом обычно видят неканонические “Acta Andreae”, которые возникли около 150 г. по Р. Х. и входили в состав так называемого “Корпуса Левкия Харина”, довольно широко распространенного как на Востоке, так и на Западе 2 . Поскольку не сохранились ни сам корпус целиком, ни древние “Деяния Андрея” отдельно, то судить о еретической направленности того источника, которым пользовался Григорий, мы можем лишь по косвенным свидетельствам. Древние церковные писатели (Филастрий Брешианский, папа Иннокентий I, Турибий, блаженный Августин, святитель патриарх Фотий и др.) связывают этот памятник с манихеями, Р. А. Липсиус 3 и др. — с гностиками, современные исследователи говорят скорее о неоплатоническом 4 или энкратическом 5 влиянии. Действительно, энкратизм (еретическое учение о необходимости отказа от брака и деторождения, от мяса и алкоголя) сильно повлиял на сюжет “Деяний Андрея”, равно как и на другие апостольские деяния (например, “Деяния Иуды Фомы”). Однако мы не можем с уверенностью судить, какую еретическую окраску имела “Книга о подвигах святого апостола Андрея” (так назывался источник Григория) и насколько сильно турский епископ его переработал. Вообще предположения о значительной сюжетной правке со стороны Григория[ 6 выглядят преувеличенными: так, например, если убрать из истории с Состратом, как это предлагает сделать Ж.-М. Приер, то обстоятельство, что к сожительству его принуждала именно его собственная мать, исчезнет не только весь колорит, но и вся суть эпизода вообще.

http://pravmir.ru/kniga-o-chudesah-blazh...

Критерии Канонизации местночтимых святых в Русской Православной Церкви Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 24 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 По учению Святой Православной Церкви святые, угодники Божии, составляя лик святых, молятся перед Богом о живых собратиях своих по вере, которые, в свою очередь, воздают им молитвенное чествование. Некоторые подвижники, прославившиеся прозорливостью и чудесами, почитались всем народом; иногда даже при жизни в честь их строились храмы. Большей частью святые делались сначала местночтимыми (в монастырях или епархиях), а затем, по мере увеличения чудес от них, чествование их становилось общецерковным. Почитание святых вошло в обычай с самых первых дней существования христианской Церкви. Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых, в своем докладе “О канонизации святых в Русской Православной Церкви”, произнесенном на Поместном Соборе Русской Православной Церкви 6–9 июня 1988 года, отметил, что “к концу первого тысячелетия Православная Церковь имела вполне сформированный список вселенских святых, празднуемый каждой Поместной Церковью. Известность отдельных местных святых возрастала, им начинают строить храмы” 1 . В истории канонизации святых Русской Православной Церкви выделяются пять периодов: от Крещения Руси до макариевских Соборов; собственно макариевские Соборы (1547 и 1549 гг.); от макариевских Соборов до учреждения Святейшего Синода; синодальный и современный периоды 2 . Правила, которыми руководствовалась Русская Православная Церковь при причислении подвижников к лику святых, в общих чертах напоминают правила Церкви Константинопольской. “Основным критерием канонизации служил дар чудотворений, проявленный при жизни или по кончине святого, а в некоторых случаях — наличие нетленных останков. Сама канонизация имела три вида. Наряду с ликами святых по характеру их церковного служения (мученики, святители, преподобные и др.) в Русской Церкви различались святые и по распространенности их почитания — местнохрамовые, местноепархиальные и общенациональные” 3 .

http://pravmir.ru/kriterii-kanonizatsii/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КУЧКИН Владимир Андреевич (род. 30.12.1933, Москва), российский историк, источниковед, специалист по истории средневек. Руси. Д-р исторических наук (1979), главный научный сотрудник, руководитель Центра по истории Др. Руси Ин-та российской истории РАН, действительный член Нью-Йоркской АН. Автор многочисленных исследований по социальной и политической истории, источниковедению, исторической географии, агиографии, истории Церкви периода рус. средневековья, публикатор древнерус. источников. Окончил исторический факультет МГУ (1957). Ученик историков М. Н. Тихомирова и А. Н. Насонова . С 1957 г. работает в Ин-те истории СССР (ныне Ин-т российской истории РАН), с 1983 г. старший научный сотрудник, с 1999 г. возглавляет Центр по истории Др. Руси ИРИ РАН. В 1967 г. защитил канд. дис. «Повести о Михаиле Тверском», в основе к-рой лежало текстологическое изучение Жития блгв. кн. Михаила Ярославича Тверского, а также времени его написания, авторства, политических обстоятельств составления разных редакций памятника. Была выявлена и подготовлена к публикации ранняя, близкая к оригиналу редакция Жития. Исследование стало важным вкладом в изучение древнерус. княжеской агиографии, истории Тверского княжества и великокняжеской власти в 1-й четв. XIV в. (диссертация преобразована в монографию: Кучкин. Повести. 1974; см. также: Пространная редакция. 1999). Изучение агиографических памятников и интерес к истории Русской Церкви проходят через все научное творчество К. Им исследованы Жития св. митрополитов Киевских Петра и Алексия, прп. Софии Тверской, Похвальное слово прп. Сергию Радонежскому и древнейший список его Жития, Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери, изучена ранняя история Данилова во имя преподобного Даниила Столпника московского мужского монастыря и московского Симонова в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . К. написаны тщательно выверенные с источниковедческой т. зр. работы о святых князьях Александре Ярославиче Невском и Димитрии Иоанновиче Донском , об истории Русской Церкви в эпоху Куликовской битвы . Особое место занимают труды К., посвященные прп. Сергию Радонежскому . Историк предпринял попытку написать научную биографию святого, привлекая все ранние и достоверные источники, отделяя позднейшие предания и легенды от исторических фактов XIV в.

http://pravenc.ru/text/2462357.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕТР Петр (Мустяцэ), еп. Унгенский и Ниспоренский. Фотография. 10-е гг. XXI в. Петр (Мустяцэ), еп. Унгенский и Ниспоренский. Фотография. 10-е гг. XXI в. (Мустяцэ Валерий Иванович; род. 29.10.1967, с. Лупа-Реча Страшенского р-на, Республика Молдова), еп. Унгенский и Ниспоренский. Из многодетной рабочей семьи. В 1985 г. окончил среднюю школу с. Кодрянка Страшенского р-на. С детства служил пономарем и чтецом в храме во имя архангелов Михаила и Гавриила с. Кодрянка. В 1986-1988 гг. проходил срочную военную службу. В 1988 г. поступил в Одесскую ДС. В 1992 г. окончил семинарию по 1-му разряду. 27 июня того же года архим. Никандром (Мунтяну), настоятелем Михаила и Гавриила архангелов мужского монастыря в с. Киштелница (Молдова), пострижен в монашество с именем в честь св. ап. Петра. 12 июля 1992 г. Кишинёвский и всея Молдовы архиеп. Владимир (Кантарян ; ныне митрополит Кишинёвский и всея Молдовы) рукоположил П. во диакона и 28 авг. того же года - во иерея. 10 сент. того же года П. назначен духовником Хынковского во имя преподобной Параскевы Сербской женского монастыря . 12 июля 1993 г. возведен в сан игумена. В 1994 г. поступил в Киевскую ДА на сектор заочного обучения. В 1995-1999 гг. обучался на фак-те права Молдавского гос. ун-та на секторе заочного обучения. В 1995 г. стал директором открытого в том же году и находящегося на попечении Хынковского мон-ря детского дома «Блаженный Иосиф». В нояб. того же года возведен в сан архимандрита. С 1997 г. член Синода Православной Церкви Молдовы (ПЦМ). С 1997 по 2000 г. являлся председателем отдела Кишинёвской митрополии по мон-рям и монашеству. В 1998 г. окончил Киевскую ДА. В 1998-2000 гг. благочинный церквей Унгенского р-на (с 1999 уезда). В 2004 г. назначен членом суда Кишинёвской митрополии (нек-рое время занимал должность председателя суда). Определением Синода РПЦ от 6 окт. 2005 г. избран епископом Ниспоренским, викарием Кишинёвской епархии.

http://pravenc.ru/text/2580318.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПАТРИАРШИЕ КОМИССИИ Совещательные и координационные органы при Патриархе Московском и всея Руси. Создаются Свящ. Синодом РПЦ для обеспечения и развития общецерковной деятельности в определенных областях, координации взаимодействия Церкви с органами гос. власти и местного самоуправления, профильными орг-циями и др. учреждениями. Патриаршая синодальная библейская комиссия Учреждена определением Синода РПЦ от 19-20 февр. 1990 г. как «преемница и продолжательница Библейской комиссии 1915 года», председателем назначен Ленинградский и Новгородский митр. Алексий (Ридигер; впосл. патриарх Московский и всея Руси Алексий II ). Определением Синода от 8 мая того же года утвержден состав комиссии и Положение о ее деятельности. Задачами комиссии являлись: общее руководство работой, осуществляемой РПЦ самостоятельно и в сотрудничестве с др. Поместными Православными Церквами, экуменическими организациями и Объединенными библейскими об-вами, направленной на печатание и распространение в РПЦ существующих переводов Свящ. Писания; создание, печатание и распространение в РПЦ новых переводов Свящ. Писания на языки народов СССР; изучение Свящ. Писания в РПЦ; изучение истории Свящ. Писания в России и у слав. народов. Комиссия состояла из действительных членов, ассоциированных членов и членов-консультантов. В ее состав были включены члены Свящ. Синода РПЦ, ректоры ДА и ученые-библеисты. 17 мая 1990 г. было подписано соглашение о сотрудничестве с Объединенными библейскими об-вами. В 1999 г. комиссия возобновила свою работу. На заседании Синода РПЦ 1 апр. 1999 г. был утвержден ее новый состав. 11 авг. того же года на заседании обновленной комиссии было принято решение об именовании ее Патриаршей синодальной библейской комиссией. Определением Синода от 27 июля 2009 г. упразднена; круг вопросов, относившихся к компетенции комиссии, включен в сферу ответственности Синодальной богословской комиссии, переименованной тогда же в Синодальную библейско-богословскую комиссию .

http://pravenc.ru/text/2579760.html

Матушка Наталия Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 27 июня, 2012 Опубликовано в альманахе «Альфа и Омега», 21, 1999 Страницы жизни православной Москвы 20–90-х годов ХХ в. На северо-восточной окраине Москвы, в Лосинке, на обочине Ярославского шоссе стоит храм во имя святых мучеников Адриана и Наталии. В этом храме в течение 40 лет (1953–1994) служил добрый пастырь отец Владимир Соколов, которого с теплой признательностью по сей день вспоминают прихожане. Батюшка всецело принадлежал храму, весь лик священника светился радостью, своим великолепным тенором он возносил ликующую песнь хвалы Господу, будучи настоятелем, за ранней обедней читал “Апостола”, а когда не служил всенощную, то читал и пел с певчими. Вместе с отцом Владимиром клиросное послушание несла его матушка, Наталия Николаевна. Те, кто бывал тогда в храме, единогласно свидетельствуют: “Так, как читала часы Наталия Николаевна, никто не читал”. Слово читала тут неуместно: из глубины ее сердца лилась молитва, полная любви, благодарности и умиления, вся душа матушки как бы распахивалась перед Спасителем мира. Казалось, так молиться можно только в глухом скиту, порвав все связи с миром, а Наталия Николаевна жила в Москве, была матерью многочисленного семейства. Автобиографическая повесть матушки Наталии делает понятным феномен семьи Соколовых и приоткрывает завесу над будничной жизнью народа Божиего в советскую эпоху. Н. Н. Соколова родилась 8 сентября 1925 года в семье Пестовых. В жизни ее отца, Николая Евграфовича Пестова (1892–1982) сбылись провидческие слова отца Алексия Мечева, сказанные им на допросе в ГПУ: “Верующими не родятся, а становятся. Вот, может быть, пройдет время, и Вы уверуете в Бога, захотите стать священником, придете ко мне” 1 . Далекий от христианства, член коммунистической партии, начальник Всеобуча приуральского Военного округа (1919–1921), окружной военный комиссар Н. Е. Пестов пережил в начале 1921 года глубокое внутреннее потрясение, после чего уволился из рядов РККА, в скором времени нашел свой путь к Богу, познакомился с отцом Алексеем Мечевым и стал ревностным членом Маросейской общины. Позднее Николай Евграфович рассказывал в своем дневнике о том событии, которое переломило его жизнь:

http://pravmir.ru/matushka-nataliya/

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010