В мотиве, по которому Максимин поднял гонение против христиан, было очень мало религиозного. Как иностранец родом, он не был предан римской государственной религии и ознаменовал свое царствование систематическим грабежом римских капищ. Все, что было в них драгоценного, отбираемо было в казну и переплавляемо в монету. Но одна подробность из его гонения поневоле останавливает на себе внимание исследователей: этот император отдал распоряжение, чтобы преследовали преимущественно touV twn ekklhsiwn arcontaV, «предводителей церквей» (Eus.VI, 28). Нет оснований полагать, что оно было направлено исключительно против предстоятелей церквей, но вообще против выдающихся лиц в христианском обществе. Несмотря на то, что во всю эту эпоху мы встречаем мученичества на основании эдикта Траяна, распоряжения Септимия Севера и Максимина обнаруживают все большее и большее знакомство с христианством. Если эдикт Септимия Севера ударяет на ту сторону, которая составляет жизненную силу христианства, именно на его пропаганду, то Максимин обнаруживает знакомство с устройством христианской церкви, правительство уже умеет отличать христиан новых от христиан прежних, христианскую иерархию от обыкновенных мирян. Гонение Максимина по этой черте и имеет значение как предвестие приближающегося шторма; но по самому выполнению оно имело спорадический характер и затронуло далеко не всех христиан, а потому для многих мест время Максимина было лишь продолжением той сравнительно мирной эры, которая наступила для христиан со смертью Септимия Севера. То же самое положение дела продолжалось при двух преемниках Максимина – Гордиане (238–244) и Филиппе (244–249). Этот последний был аравийского происхождения и к христианам настолько был благосклонен, что существовала легенда, что он сам был христианин. Но тем ужаснее был переворот в положении христиан, когда корона перешла в конце 249 г. к Декию. Период третий. Христианская церковь как общество, гонимое самим правительством Гонение Декия Декий (249–251) оставил по себе славу хорошего государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Boloto...

Неожиданная смерть царя Алексея Михайловича, последовавшая 29 января 1676 года всего лишь на 47 году его жизни и ровно через неделю после падения знаменитой обители, была, по мнению людей старой веры, наказанием Божиим за разгром монастыря и, конечно, не помогла росту престижа царской власти. Место Тишайшего занял больной четырнадцатилетний ребенок, и период новых серьезных смут наступил для государства Российского. Примечания Аввакум. Сочинения... С. 62; ЛЗАК. Т. 24. С. 52-72; Материалы для истории раскола... Т. VII. С. 413. РИБ. Т. 23 (Дела Тайного Приказа). С. 1273. Аввакум. Сочинения... С. 713—714; Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Робинсон А.Н. Жизнеописания Аввакума и Епифания... С. 195. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. I. М., 1954. С. 183 Щапов А.П. Соч. Т. I. С. 466. Сборник для истории старообрядчества, издаваемый Н.И. Поповым. Т. I. М., 1864. С. 8—18, 134—136; Тхоржевский С. Стенька Разин. М., 1923. С. 119. Соловьев С.М. Т. VI (XII). С. 309. Соловьев С.М. Т. VI (XI). С. 278. Тхоржевский С. Указ. соч. С. 119—121; Крестьянство и националы в революционном движении, 1666-1671 гг. Разинщина. М.-Л., 1931. С. 255. Крестьянская война под предводительством Степана Разина. Т. II. М., 1959. С. 340. Тихомиров Б. Разинщина. М.—Л., 1930. РИБ. Т. 39. С. XXXV; Аввакум. Сочинения... С. 249, 846. Материалы для истории раскола... Т. V. С. 204; ДРВ. Т. XVIII. С. 92. Фролов В. Указ. соч. С. 469. ДРВ. Т. XVIII. С. 82. Аввакум. Сочинения... С. 249. ЛЗАК. Т. 24. С. 315; Аввакум говорит о смерти Авраамия, но не указывает времени его казни. См.: Аввакум. Сочинения. С. 57, 65. Там же. С. 248—249, 846. ЛЗАК. Т. 26. С. 22. Там же. Т. 24. С. 361. Русская старина. X. 1908. Т. X. С. 684; Pascal P. Op. cit. P. 456. Житие боярыни Морозовой... С. 154—156; Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц… С. 126. Житие боярыни Морозовой... С. 159—160. Там же. С. 165. Александр Б. Указ. соч. Т. I. С. 269. Аввакум. Сочинения... С. 393—396. Житие боярыни Морозовой... С. 196.

http://sedmitza.ru/lib/text/439550/

Остальные восемь рукописей сейчас этих номеров не имеют, но и приведённые данные подтверждают результаты сопоставления приказной росписи с самими манускриптами 7 . Итак, архимандрит Хрисанф привёз в Москву в конце 1692 г. 11 печатных книг и 18 греческих рукописей. Эти последние и являются предметом нашего исследования. Все названные рукописи (кроме представляют собой сборники полемических сочинений против латинян и включают в себя произведения греческой философско-богословской мысли IV–XVI bb. Среди 18 рукописей два кодекса датируются XIV b. 240), один – XV b. восемь – XVI b. 243, 244, 245, 248, 249, 252. 441), семь – XVII b. 238, 250, 253, 254, 256, 336). Каково происхождение этих манускриптов? Как попали они в руки иерусалимского патриарха? К сожалению, не все рукописи дают возможность получить определённый ответ на эти вопросы: 248, 253 не имеют никаких помет, которые позволили бы сделать вывод об их происхождении, а относительно кодексов 242, 243, 249, 256 можно лишь предполагать, что они были приобретены Досифеем или Хрисанфом: записи переписчиков 256) и владельцев 243, 249) этих рукописей показывают, что в XVI–XVII bb. они находились в пределах европейских владений Турции (Константинополь, Афины, Адрианополь, Фессалоника, Троицкий монастырь на острове Халки), где их и могли приобрести Досифей и его племянник во время своих многочисленных поездок по Востоку 8 . Зато рукописи 240, 254 снабжены пометами, свидетельствующими об их принадлежности Хрисанфу 9 , а в имеется запись, из которой следует, что рукопись изготовлена на средства Досифея 10 . Благодаря помете, сделанной Досифеем в рукописи удаётся проследить судьбу ещё пяти кодексов, присланных иерусалимским патриархом в Россию. На л. 3 об. в Досифей оставил следующую запись 11 : λωϑντος το κατ τν Κρτην Χνδακος παρ το χμτ πασ βεζρη ν τει τ σωτηρ μγας τς βασιλεας ρμηνες Παναγιτης κε φρων κα τν παροσαν ββλον ες Κωνσταντινοπολη· ο κοιμηϑντος ν τ κατ ωξωλνων πολμ παρ τν Δνουβιν, λβομεν μες πρς τος λλοις κα τ παρν παρ τς κενου συζγου κυρας Περουζς, κα φιερσαμεν τ γ τφ. Εη δ πδικος τ λτ πιτιμ τοτο πωσδποτε το γου τφου φαιρησμενος. 1674 ν Κωνσταντινουπλει. εροσολμων Δοσϑεος ποφανεται.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Fonkich/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛОКЕР И ПАРФЕНИЙ [Калогер; лат. Calocerus (Calogerus) et Parthenius] († 250 или 304), мученики Римские (пам. зап. и греч. 19 мая; пам. только П.- в 3-е воскресенье по Пятидесятнице (в Соборе Галицких святых) и в 1-е воскресенье после Воздвижения Креста Господня (местный праздник Львовской и Галицкой митрополии Украинской Православной Церкви (УПЦ) и Львовской митрополии Украинской греко-католической Церкви).К. и П. упоминаются в одном из древнейших рим. календарей, Depositio martyrum (сер. IV в.), под 19 мая: «Парфений и Калокер в [катакомбах] Каллиста, в 8-е консульство Диоклетиа и 8-е Максимиана» (PL. 13. Col. 463). В этой краткой записи указаны место погребения святых в Риме и год мученичества (или погребения) - 304-й. В Мартирологе блж. Иеронима (1-я пол. V в.) под 19 мая содержится заметка о К. и П. (что не характерно для данного агиографического памятника, к-рый дает только краткую информацию о святых), где указывается, что они были евнухами жены имп. Деция (249-251), К. занимал должность препозита опочивальни (или кувикулария), а П.- примицерия. Они отказались принести жертвы идолам, были казнены по приказу Деция и погребены в неназванных катакомбах на Аппиевой дороге (MartHieron. Comment. P. 261). Эта заметка практически без изменений перешла в Мартирологи эпохи Каролингов. В латинском Мученичестве Калогера и Парфения (BHL, N 1534) они названы братьями, уроженцами пров. Армения и евнухами консула Эмилиана. Впосл. К. и П. стали опекунами его дочери Анатолии Каллисты. Фульвий Эмилиан, консул в 244 и 249 гг. и приближенный имп. Филиппа Араба (244-249), является историческим лицом. Деций, придя к власти, арестовал К. и П., обвинив их в расхищении имущества консула Эмилиана, но узнав, что они христиане, изменил тему допроса (в тексте Мученичества этот переход выглядит довольно резко). Обещаниями и угрозами он пытался склонить их к отречению от Христа и принесению жертв языческим богам. Не преуспев в этом, он поручил мучеников префекту Либанию. Тот вторично допросил К. и П. по отдельности, но поскольку не смог переубедить их, то приказал сжечь заживо. Однако огонь не причинил вреда святым, и Либаний приказал их обезглавить. Рабы Анатолии Каллисты взяли тела мучеников и погребли их в крипте, где покоился сщмч. Сикст II , еп. Римский (пам. 10 авг.). В данном месте Мученичества начинается хронологическая путаница, поскольку Сикст II умер в 258 г., а казнь К. и П. автор относит к консульству Деция и Грата, т. е. к 250 г. В Мученичестве содержится монолог П. перед Либанием, в котором святой не только пересказывает Евангелие, но и приводит близко к тексту нек-рые члены Никео-Цареградского Символа веры. Поэтому можно отнести написание Мученичества к V в. или к более позднему времени. Составитель заметки в Мартирологе блж. Иеронима, видимо, знал этот текст или его прототип.

http://pravenc.ru/text/1320143.html

1184. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 306 лл., полууставом XVIII в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. В средине рукописи не достает нескольких листов. Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1–286); 2) несколько песнопений из служб на дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления Господня (287– 306 об.). 1185. Ирмологий на крюковых нотах , в четвертку, без конца, 261 л., полууставом поморского письма XVIII–XIX веков, с разрисованными буквами, от дощатаго с кожею переплета сохранилась только верхняя доска. Состав: 1) ирмосы канонов восьми гласов (1– 183 об.); 2) трипеснцы и каноны на повечериях на дни предпразднства Рождества Христова и Богоявления (184–193 об.); 3) восследование всенощнаго бдения (194–212 об.); стихиры на «Господи воззвах» и другия песнопения положены на восемь гласов; 4) избранныя песнопения Четыредесятницы и из службы в неделю Пасхи (212 об.–234); 5) величания (234–250); 6) стихиры а) на целование Креста и б) на целование умершаго (250 об.– 252); 7) тропари и кондаки Рождеству Христову и Богоявлению (252–253 об.); 8) стихиры и богородичны из служб Благовещению Пресвятыя Богородицы, Богоявлению и в Великую субботу (254–259); 9) прокимны в седмицу Пасхи (259–260); 10) богородичен восьмого гласа из службы Казанской Божией Матери и тропарь Иоанну Богослову (260–261 об.), последний без конца. 1186. Ирмологий на линейных нотах , в четвертку, без конца, 136 лл., полууставом XVIII–XIX веков, в кожаном переплете; 135 и 136 листы чистые. На переплете ярлык с надписью: «Из Нолинского духовнаго правления». Состав: ирмосы канонов: 1) на дни двунадесятых праздников (1–51); 2) восьми гласов (51–73); на дни: 3) Новаго лета –1 января (73 об.–74 об.); 4) Трем Святителям – 30 января (74 об.–75 об.); в недели: 5) Фомину (75 об.–78); 6) Мироносиц (78–80 об.); 7) Расслабленнаго (80 об.–83); 8) на день Преполовения Пятьдесятницы (83– 84); в недели: 9) Самаряныни (84–87); 10) Слепого (87– 89 об.); 11) третью Великаго поста (89 об.–92); на дни: 12) ноября 8 – Михаилу архангелу (92); 13) в Лазареву субботу (92 об.–94); 14) Рождества Иоанна Предтечи (94– 96 об.); 15) Полтавской победы (96 об.–101); 16) Петра и Павла (101–103); 17) Положения Ризы Пресвятыя Богородицы во Влахерне (103 об.–104 об.); 18) Усекновения главы Иоанна Предтечи (104 об.); 19) сентября 1-го (105), 20) Андрея Первозваннаго (106); ирмосы канонов: 21) Богородице, 2, 7 и 8 гласов (106 об.–113); 22) на день празднования Явления иконы Пресвятыя Богородйцы Тихвинския (113); 23) антифоны восьми гласов (113 об.–132 об.); 24) тропари по Непорочны, воскресные, без конца (133).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Таче уже безбожный дойде и до Смоленска, иже чюдесем Бог показа преславное чюдо на святем Меркурии и удивление бысть не токмо убо православным, но и невернии почюдишася преславному чюдеси. Сему святому Меркурию на брани невернии главу отсекоша, той же не даст ей (Л. 259)//пасти на землю, въсхити ю и держа крепко рукама и достиже в мо (!) Смоленьске скоро, идеже бе прежде нареченное мместо (!) от святыя Богородица. От егоже телеси исцелениа и до сего дни подаваются приходящим к нему верою. Блажим великаго святителя Петра, благоверно пожившаго житие чисто. Сей бо великий отец, истинный бе пастырь словеснаго стада Пастыря Христа; сей бе светило всея Росии Христолюбивым князем, учитель правыа веры, вельможам твердое защищение, сирым аки отець милосерд, въдовам теплое заступление, скорбящим утешение, нищим съкровище неоскудное и всем всяк бысть. Кий ум достигнет того делания, благая или кая уста представят того силы и чюдеса? Мало воспомяну (Л. 259 об.)//словом блаженаго святителя Алексея, елма бо он бе отцем начало, благочестию столп, верным поборник, скорбящим утешитель и нечестию съпротивоборець, Апостолом наследник, тем и Христос чюдесы того обогати. Не токмо блаженый в своей Отчине сиая чюдес зарями, но и в неверных, шед бо во Орду невернаго царя царицю слепотою одержиму просвети. Егда же прииде от царя, мир Церкве принесе, тогда церковный събор и народи радостно сретоша, свободителя благодарно нарицающе. Нецыи же, аки победителю дары носяще, радостию поклонишася; благоверный же князь великий Димитрие со слезами вопиаше блаженому: О владыко! Что воздам противу труду твоему, (Л. 260)//имже нам мир даровал еси. Зрите братие сего великаго и блаженаго отца, небеснаго человека, земнаго ангела и пресветлаго добродетели бисера. Что же цевница Христова Иона и Киприан с Фотием и Филиппом? Сии звезды явишася человеком нелестныа, понеже в невечерне Свете живуть. Сии душам спасение, сии орли высокопарнии, сии Солнца зрители неприступнаго, сии делатели Евангельстии, тесными прошедша житиа враты, сии святии отцы — Апостолом наследницы и праведным съпричастницы, Божественаго Духа исполнишася и во временней сей жизни добре подвизашася, темже и в жизни нестареющей обретоша мзду трудов своих.

http://pravmir.ru/epoha-novyih-chudotvor...

Эти развлечения немного разнообразят наше скучное времяпрепровождение. В общем все-таки, хотелось бы поскорее добраться до суши и походить по ней. Теперь близость стоянки несколько подняла наш дух. Чувствуется скорый конец. Да и море оживилось, – чаще попадаются встречные пароходы. В воскресенье, Бог даст, будем в Коломбо. Сегодня собираемся служить всенощную, а завтра литургию (Рождество Богородицы). Р. S. 8 Сентября (суббота). Качки почти нет, жара не особенно сильна; почти благодушествуем. Завтра часов в 9 утра надеемся быть в Коломбо. Так говорят сквозь зубы наши моряки, к которым мы пристаем поминутно и которые всего больше не любят этот вопрос. В Коломбо, кажется, будем стоять долго. Может быть отдохнем на сухой земле. Соблазнительная перспектива! (Продолжение следует) Архимандрит Сергий И.К. [=Корсунский И. Н.] Двадцатипятилетие учено-литературной деятельности профессоров А.П. Лебедева и А.П. Смирнова (1870–1895 гг.)//Богословский вестник 1895. Т. 4. 11. С. 259–283 (2-я пагин.) —259— I На страницах «Богословского Вестника», также как и предшествовавшего ему академического журнала «Прибавления к Творениям Св. Отцов» весьма часто встречалось имя профессора Московской Духовной Академии (а ныне и Московского Университета) Алексея Петровича Лебедева , как автора помещенных в них статей. Уже эти одни статьи, если собрать их вместе, составили бы из себя несколько томов довольно большого объема и служили бы ясным свидетельством об энергии учено-литературной деятельности почтенного профессора, служения которого академии и науке ныне исполнилось 25 лет. Но, не довольствуясь академическим органом печати, А.П. помещал многие свои исследования и статьи также в других, преимущественно Московских, повременных изданиях: «Чтениях в Обществе любителей духовного просвещения», «Душеполезном Чтении», «Православном Обозрении» и иных. Большая часть исследований и статей А. П-ча были такого рода и достоинства, что заслужили автору их ученые степени магистра и доктора богословия, обратили на себя внимание не только русской, но и заграничной печати, вызвали те или другие суждения и отзывы о них, послужили точкою отправления для исследований других ученых, и т. д. – И так как в большинстве своем эти исследования и статьи профессора относятся к области преподаваемой им науки общей церковной

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Въ лто 1220. Приде архиепископъ Митрофанъ, оправивъся Богомъ. и святою Софиею, въ Новгородъ марта въ 17; а Антония митрополитъ у себе въ чести, въда ему епископью въ Перемышли.» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) (В год 1218. В этот же год прибыл из Владимира архиепископ Митрофан Новгородский в Новгород и новгородцы поместили его в монастыре Благовещения Святой Богородицы. В год 1219. В этот год поехал архиепископ Антоний в Торжок, а новгородцы ввели архиепископа Митрофана на архиерейский двор на кафедру, а к Антонию послали: «Иди, куда хочешь». Но Антоний вернулся в Новгород в монастырь святого Спаса в Нередицах. Князь и новгородцы сказали Митрофану и Антонию: «Идите к митрополиту, кого он нам пошлет, тот наш епископ»; и отправили с ними иеромонаха Вассиана и священника Бориса. В год 1220 прибыл архиепископ Митрофан, оправданный Богом и Святой Софией, в Новгород 17 марта, а Антонию митрополит воздал честь, дал ему епископство в Перемышле.) Скончался 03.07.1223 (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 263). 2983 В миру – Добрыня. Привез в Новгород из Царьграда частицу гроба Господня, после чего постригся в Хутынском монастыре. Был избран для замены владыки Митрофана (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 259–261) В 1219 г. был изгнан с кафедры, но вернулся в город. Для разрешения спора с владыкой Митрофаном отправился в Киев. Был перемещен на Перемышльскую кафедру. В 1225 г. вернулся в Новгород на свою кафедру. В 1228 г. оставил кафедру по собственной воле и удалился в Хутынский монастырь. Через некоторое время был возвращен на кафедру по волеизъявлению веча. «Въ лто 1211. Тъгда же бяше пришьлъ, прже изгнания Митрофаня архиепископа, Добрына Ядриковиць изъ Цесаряграда и привез съ собою гробъ господень, а самъ пострижеся на Хутин у святого Спаса; и волею божиею възлюби и князь Мьстислав и вси новгородьци, и послаша и въ Русь ставитъся; и приде поставленъ архиепископъ Антонии» (НПЛ. ПСРЛ. Т. 3. С. 250) «Въ лто 1219. Того же лта иде Антонъ архиепископъ новгородьскыи на Тържкь; новгородьци же въведоша архиепископа Митрофана въ дворъ опять на столъ, а къ Онтонию послаша: «поиди, кде ти любо».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1170. Пение всенощное на праздники Господския и Богородиц(кия) или нарочитому святому на линейных нотах, в четвертку, 199 лл., южно-русским полууставом начала XVIII в., без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 1, 5, 6, 44, 130–167, 199; некоторые листы подклеены. Нескольких листов в рукописи не достает. 1171. Ирмологий на крюковых нотах , в восьмушку, без начала, 259 лл., полууставом XVII в., с заставкою (66) и с разрисованными буквами, без переплета; 63–65 листы без текста, но с помарками; 4-й лист порван с ущербом для текста. На 231 листе киноварная приписка полууставом: «Канон Богородице а написан во 189 (1681) году июля в 28 день». Состав: 1) стихиры на «Господи воззвах», стихиры «на стиховне», антифоны и Блаженны, поемые в неделю, восьми гласов и богородичны на дни седмицы восьми гласов (1–62 об.); рукопись начинается антифонами 1-го гласа; 2) ирмосы канонов восьми гласов (66–220); 3) трипеснцы на павечерницах во дни предпразднества Рождества Христова и Богоявления (220–227 об.); каноны: 4) из службы равноапостольной княгине Ольге (228–230); 5) молебный Пресвятей Богородице, поемый во всякой скорби душевной и обстоянии (231–242 об.); 6) служба без канона Знамению от иконы Пресвятыя Богородицы в Новгороде (244–255 об.); 7) канон Богородичен господина Феофана и господина Иосифа (256–259 об.). 1172. Ирмологий на линейных нотах , в лист, без конца, 252 лл., полууставом XVIII в., без переплета; 250–252 листы порваны с ущербом для текста. Состав: 1) догматики, седальны, антифоны степенны и ирмосы канонов восьми гласов (1–200 об.); 2) подобны восьми гласов (201–208 об.); 3) праздничныя стихиры, задостойники, причастны и другия песнопения (209–252). В языке замечаются южно-русския особенности. 1173. Ирмологий на линейных нотах , без начала и конца, 222 л., юго-западно-русским полууставом XVIII в., с грубо нарисованными и раскрашенными заставками и большими буквами, без переплета. Порваны с ущербом для текста листы: 5–12, 221 и 222. На л. 76 об. запись: «Skonczyesie iarmoloy ten roku 1743 marca». Ha 206 л. приписка. «Сей ермолой раба божия Иоанна Покори от К. 1772».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Впрочем, хотя Господь Иисус Христос воспринял единосущное нам естество человеческое, а именно: истинное наше тело и истинную нашу душу, с силами и свойствами их, но а) Он родился на земле не так, как рождаются все люди, а сверхъестественным образом: верую, говорится в никео-цареградском Символе – в Сына Божия, воплотившегося от Духа Свята и Марии Девы. Св. церковь , на основании слова Божия, верует, что Пречистая Матерь Его пребыла и пребывает Девою прежде рождения, во время рождения и после рождения Спасителя (Простр. катих. правосл. церкви, изд. 59. М. 1866 г., стр. 33), и потому называет Ее Приснодевою. Архангел Гавриил, благовествуя Богоматери о рождении Спасителя, сказал: Дух Святой найдет на Тя и сила Вышнего осенит Тя, темже и рождаемое свято наречется Сын Божий ( Лк. 1:35 ). Исповедую Пречистую Матерь Господа в собственном и истинном смысле Богородицею (Точн. излож. прав. веры, стр. 167). Св. отцы, для объяснения приснодевства Богоматери, указывали на всемогущество Божие, сохранившее девство Ее невредимым (Там же. стр. 260), – на горевшую и несгоравшую купину (св. Феодот Анкирский – Христ., 1825г., ч. 20, стр. 272, св. Григорий Нисский – Хр. чт. 1837 г. ч. 4, стр. 259), – на происхождение человеческой мысли (св. Феодот Анкирский – Хр. чт. 1827 г., ч. 20, стр. 284) и именовали Ее «единою и по уму, и по душе, и по телу приснодевственною» (Выражение св. Иоанна Дамаскина – Хр. чт. 1828 г,, ч. 31, стр. 235). Она послужила «сверхъестественным рождением» («Точн. изл. прав. веры», стр. 259) к тому, чтобы нашего ради спасения «Слово стало плотию» ( Ин. 1:14 ). б) Но Господь Иисус Христос отличается от нас по человечеству не одним сверхъестественным рождением от Девы, а также и тем, что по человечеству. Он совершенно непричастен никакому греху – ни первородному, ни личному. Первородный грех наследуется всеми потомками Адама, происходящими от него по образу обыкновенного человеческого рождения. Но рождение Христа Спасителя было иное – от Приснодевы, в Которой, по выражению св. Григория Богослова , «душа и тело были предочищены Духом 129 ». «По согласии Девы – говорит св. Иоанн Дамаскин – Дух Святой, по слову Господню, возвещенному Ей Ангелом, сошел на Нее, очистил Ее и даровал Ей способность, как принять в Себя Божество Слова, так и родить. Тогда приосенил Ее, как бы Божественное семя, Сын Божий, единосущный Отцу, ипостасная Премудрость и Сила вышнего Бога и из пречистых и девственных Ея кровей образовал Себе начаток нашего состава, плоть, оживленную душою словесною и разумною, но образовал не из семени, а творчески, Святым Духом» («Точн. излож. прав. веры», стр. 138, 139).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010