245 τν δημοσων πραγμτων οκονομεν ν κρσει τος λγους ( Пс. 111:5 ) κα τ ψηφσματα. Нам не удалось встроить цитату в перевод, т. κ., исходя из контекста, приходится выбирать другие значения слов. Ср. слав.: Бла г муж щедря и дая: устроит словеса своя на суде. 246 Аристид Справедливый (греч. ριστεδης Δκαιος; ок. 530–467 До н. э.) – сын Лисимаха. афинский государственный деятель, полководец периода греко-персидских войн (500–449 гг. до н. э.), прозванный Справедливым за то, что всегда ставил общегосударственные интересы выше личных и групповых. 247 Визия (Визиэ, греч. Βιζη) – город в Восточной Фракии, ныне Визе (тур. Vize) в провинции Кыркларели (Турция). 249 Иксион (греч. ξων) – в мифологии царь фессалийского племени лапифов, сын Флегия, муж Дии. Зевс наделил Иксиона бессмертием и пригласил к трапезе богов на Олимп, где тот, воспылав любовью к Гере, стал домогаться ее. Но Зевс вместо Геры предоставил ему или ее образ из облака, или олицетворенное облако – богиню Нефелу (греч. Νεφλη, облако), а сам Иксион, начавший было похваляться своей победой над Герой, в наказание за свои нечестия был прикован в Тартаре к вечно вращающемуся огненному колесу. Сравнение с Иксионом подразумевает, что Кантакузин, провозгласив себя императором, вместо реальной власти над империей получил лишь призрачную. 250 Феры (греч. Φερα) – древний город в восточной Фессалии к западу от горы Пелион. Руины находятся около современного городка Велестино в провинции Магнисия, Греция. Известен тиран Ликофрон (греч. Λυκφρων), правивший Ферами в 404–390 г. до н. э. 253 Имеется в виду какое-то прорицание (ср. кн. 9, 10, τ. 1, с. 336). Удвоение буквы «К» – в слове «Кантакузин». 259 Атрей (греч. Ατρες) – в мифологии царь Микен, сын Пелопса и Гипподамии, брат Фиеста, муж Аэропы, отец Агамемнона и Менелая. Выражение «глаза Атрея» стало нарицательным и вошло в сборники древнегреческих поговорок (см . например: Plutarchus, De proverbiis Alexandrinorum [Sp.], Fragment 31). Оно означало неподвижный и жесткий взгляд и употреблялось «по отношению к безжалостным и в высшей степени несправедливым людям» (Macarius Chrysocephalus, Paroemiae,

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

248 . – Заставы от Москвы до Смоленска и Могилёва (ок. 1657 г.). Чтения 1901 г., кн. I, стр. 1. 249 . – О доме князя Н. Я. Львова, впоследствии Мусиной-Пушкиной, в Москве на Смоленской улице (Арбате). 1649–1658 гг. Там же, кн. I, стр. 1–2. 250 . – Об освобождении от холопства и отдаче в государеву службу пленных поляков. 1657 г. декабря 22–24. Там же, кн. I, стр. 2–4. 251 . – Грамота царя Алексея Михаиловича думному дворянину А. Л. Ордину-Нащокину о посылке к нему тайной азбуки, 1660 г. июля 28. Там же, кн. I, стр. 15. 252 . – История Русской церкви. Период первый, Киевский или домонгольский. Том I, половина первая. Издание второе, исправленное и дополненное. Е. Е. Голубинского . (Напечатано под наблюдением С. А. Б.) Там же, кн. III, стр. I–XXIV+1–968. 253 . – О цветах кафтанов Московских стрельцов XVII в. Там же, кн. IV, стр. 31–32. 254 . – Протоколы заседаний Императорского Общества Истории и Древностей Российских за 1900 г. Там же, кн. I, стр. 1–16. 255 – 258 . – Напечатаны под его наблюдением: Чтения в Императорском Обществе Истории и Древностей Российских 1901 г., кн. I–IV. 1902 г. 259 . – Посольский приказ. (Исторический очерк, написанный по поручению Министерства Иностранных Дел). В полном виде напечатано было 15 экземпляров (в лист, стр. 1–30; корректурные оттиски). В сокращении вошло в «Очерк истории Министерства Иностранных Дел. 1802–1902 гг.». Спб. 1902 г., стр. 1–34. (Ср. 366). 260 . – Обзор внешних сношений России (по 1800 г.), составленный Н. Н. Бантышем-Каменским. (Сокращённое известие о взаимных между российскими монархами и европейскими дворами посольствах, переписках и договорах, хранящихся Государственной Коллегии Иностранных Дел в Московском Архиве собранное и по алфавиту государств расположенное действит. статским советником Николаем Бантышем-Каменским). Часть четвёртая: Пруссия, Франция и Швеция. Указатель ко всем 4 частям, составленный С. К. Богоявленским. М. 1902 г., стр. I–VIII+1–463+1–8. Издана под наблюдением С. А. Б–ва. Его дополнения стр. 258–267.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Стесихор (ок. 630—550 д. X.) — греческий мелический поэт, живший на Сицилии. От его стихов дошли незначительные фрагменты 249 Вергилий Георгики III 113—114 (перев. С. Шервинского). 250 «Гефест, отвергнутый Афродитой, воспылал страстью к Афине и погнался за ней, а она стала от него убегать Когда хромой Гефест с трудом догнал ее, то попытался овладеть ею. Целомудренная дева Афина не допустила его до себя, и тот пролил семя на ногу богини. С отвращением Афина шерстью вытерла это семя и бросила на землю, а после того, как она убежала, из этого брошенного в землю семени родился Эрихтоний» (Аполлодор. Библиотека III 14:6). 251 В Иеронимовой Хронике под 1569 д. X. (р. 40 Helm) изобретателем колесницы назван Трохил, но под 1471 (р. 46) это изобретение приписано Эрихтонию (то же: Георгий Синкелл. Хронография, р. 184:21 Mossham–mer). Гигин (Об астрологии II 13) называет изобретателя колесницы Ор–силохом (ср. Плиний Ст. VII § 202). 252 Рому л после смерти был обожествлен и почитался под именем Кви–рина (Quirmus), которое Тертуллиан, очевидно, толкует как Currmus (от currus, «колесница»). 253 Диссигнатор—устроитель общественных игр, похорон и т. п. 254 Гаруспик — жрец, гадатель по внутренностям жертвенных животных. 255 Ср. похожий цензорский эдикт против риторских школ (Светоний. О грамматиках и риторах 25; Геллий XV 11). 256 О постройке Помпеем первого каменного театра в Риме см. Плутарх. Помпеи 40:9; 42:9; 52: 5.  Театр был освящен в 55 д. X. и вмещал 40 тыс. зрителей. 257 См. прим. 48 к трактату «Об идолопоклонстве». 258 Платок в правой руке претора, который он бросал на землю, подавая сигнал к старту (см. Светоний. Нерон 22; Марциал XII 29:9; Ювенал XI 191; Дион Кассий LIX 7; Квинтилиан I 5:57). 259 Речь идет о происходившем из города Ателлы простонародном италийском фарсе, отличавшемся непристойными остротами и вульгарным языком (Teuffel, S. 13). Ателланы вызывали негодование не только у христиан, но и у официальных блюстителей старо–римской нравственности. В 23 г. сенат по предложению императора Тиберия запретил эти зрелища за «бездумную развлекательность и безнравственность» (Тацит. Анналы IV 14:3). 260

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

1899. С. 148). При погребении не совершалось песнопений («яко ни пети, ниже конархати никто же можаше погребению»), надгробную речь произнес инок Иннокентий (возможно, прочитал последование погребения: «...но един от ученик его Инокентие именем, тот едва со многими слезами надгробная проглагола»). Уже после погребения из Боровска в обитель отправилась внушительная делегация во главе с наместником, духовенством и виднейшими горожанами: «Мнози от вельможъ скоро въ монасьтырь приидоша, аще и не видевшя преподобнаго, поне со многою любовию гробу его поклонишася. Такожде и общий народ, весь день от града приходящее, покланяхуся гробу преподобного» (Рассказ. 1999. С. 284). Почитание 1 сент. 1477 г. вел. кнг. Московская Мария Ярославна дала по душе П. в Кириллов Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы мужской монастырь беспрецедентно большой вклад - 495 р. (АСЭИ. 1958. Т. 2. 249. С. 164). Все деньги должны были быть израсходованы на поминальные службы по П. в 15-летний срок - до 1492 г., на к-рый приходилось окончание 7-й тысячи лет от Сотворения мира ( Алексеев. 2002). Прп. Пафнутий Боровский благословляет своего ученика Иосифа на игуменство. Клеймо рамы с житием прп. Иосифа Волоц-кого. Ок. 1697 г. Иконописец Г. Антонов (ЦМиАР) Прп. Пафнутий Боровский благословляет своего ученика Иосифа на игуменство. Клеймо рамы с житием прп. Иосифа Волоц-кого. Ок. 1697 г. Иконописец Г. Антонов (ЦМиАР) Можно предполагать, что основанный П. мон-рь не стал первоначальным центром его почитания. Канонизация П. совершилась под решающим влиянием выходцев из Иосифова Волоколамского мон-ря. Не позднее 1515 г. архиеп. Ростовский Вассиан II (Санин) написал Житие преподобного. В Кормчей митр. Даниила , к-рую следует датировать 1530 г. ( Корогодина М. В. Кормчие книги XIV - 1-й пол. XVII в. М.; СПб., 2017. Т. 2. С. 222) или 30-ми гг. XVI в. ( Манохин А. А. К датировке Сводной Кормчей митр. Даниила//ДРВМ. 2018. 2(72). С. 41-46), П. назван чудотворцем (РГБ. Унд. 27. Л. 257, 259, 275 об.). Следов., к этому времени уже была написана Служба П. Высказывалась версия о канонизации П. на церковном Соборе 1531 г., на к-ром состоялось осуждение Вассиана (Патрикеева) и прп. Максима Грека ( Федотов. 2009). Как писал в 1584 г. Рязанский еп. Леонид (Протасьев) царю Феодору Иоанновичу , по молитвам П. у вел. кн. Московского Василия III Иоанновича и его жены вел. кнг. Елены Васильевны Глинской в 1530 г. род. сын Иоанн IV Васильевич Грозный (АИ. Т. 1. 216. С. 410-411; восприемниками были ученики П.- преподобные Даниил Переславский и Кассиан Босой). Этот факт может быть дополнительным доводом в пользу особого почитания П. в 1530-1531 гг. В окружной грамоте 1547 г. митрополит всея Руси свт. Макарий возгласил всероссийское празднование П.: «...пети и праздновати повсюду маия в 1 день великому чудотворцу игумену Пафнутию Боровскому» (ААЭ. Т. 1. С. 203; Голубинский. История канонизации. С. 83, 100).

http://pravenc.ru/text/2579804.html

См. Словарь, стр. 205. (Сборник тот же, что и под 3?). А. Е. Викторов в «Описях книгохранилищ северной России» отмечает: 1) В ркп. 1929, Сборнике, полууст. разных почерков конца XVI в., в 4-ку, ок. 500 лл., – слово Максима грека на агарянскую прелесть. (См. о. с. стр. 103, 208). 2) В ркп. 203, Сборнике, скорописью половины XVII в., в 8-ку, ок.,200 лл., – послание Федора Карпова к Максиму греку . См. ibid. стр. 107, 115. Та же ркп., что отмечена выше П. М. Строевым (см. под 2)? 3) В ркп. 121/1802, Сборник, полуустав, половины XVII в., в 4-ку, 259 лл., – выписки из Максима грека . См. ibid. стр. 108, 229. Из Сийского монастыря в свят. Синод в 1791 г. отправлена ркп., содержавшая слова Максима грека и в числе их «от патриархов греческих два послания к царю Ивану Васильевичу». См. А. Е. Викторова Описи..., стр. 115–116. XII. В г. Вильне – в Виленской Публичной библиотеке 192) Ркп. 249 (49). Слова Максима грека , XVII в., на 9 + 306 лл. По старинному счету в ркп. 69 слов + ок. 15 других статей. Начало ркп. не сохранилось. Кому она ранее принадлежала – неизвестно. Сказания о Максиме греке никакого нет. См. Описание рукописей сей библиотеки, составленное Ф. Н. Добрянским. Вильна 1882 г., стр. 402–410. Рукопись, по моей просьбе, просмотрена была А. И. Миловидовым. XIII. В г. Киеве а) в Церковно-Археологическом музее при Киевской духовной академии: 193) Ркп. 521 49 Муз.). Сборник XVII в., в коем около 40 слов Максима грека . Сказания о нем никакого нет. См. Описание сих рукописей, сост. Н. И. Петровым , в. II, Киев 1877 г., стр. 460–473. На 74: «сия книга… з книг монастыря Яблочинского храму и обители преп. Онуфрия вел.» 194) Ркп. 522. Слово Максима грека о крестном знамении, XIX в., 5 лл. Ни других статей, ни сказания о Максиме греке нет. См. ibidem, стр. 473. 195) Ркп. 523. Сборник, начала XVIII в., с словами Максима грека (ок. 20). Сказания о нем нет. См. ibidem, стр. 473–477. По листам: «сия книга Стефана Николича Требинского архимандрита Крчаского, куплена у царствующему граду Москва за 2 руб...

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Belokur...

Catania, 1947. 236 Grabmann M. Geschichte der scholastischen Methode, Bd 1, S. 148; cp. Rand E. Op. cit., p. 135. 237 Cm. LiebeschUtz H. Boethius and the legacy of Antiquity. — CH, p. 538–555. 238 Cm. Grabmann M. Op. cit., S. 148—177. 239 О христианских предшественниках Боэция в этом жанре см. Favez С. La consolation latine Paris, 1937. 240 Фома использовал его в своей «Summa theologiae» (I 26). 241 Ср. с доказательством Ансельма (PL, 158, col. 144—146). 242 См. СН, р. 587–591. 243 Gilson Е. Op. cit., р. 102. 244 Rand E. Op. cit., p. 176. 245 Momigliano Л. Cassiodorus and the Italian culture of his time. — Proceedings of Brit. Acad., v./41 (1955), p. 212. 246 Courcelle P. Op. cit., p. 298—300. 247 CH, p. 550–555. 248 Цит. по: Памятники средневековой латинской литературы IV-IX вв. М., 1970, с. 137. 249 См. Usener Н. Anecdoton Holderi. Bonn, 1877, p. 4. 250 Цит. no Mclnerny R. A History of " Western Philosophy, v. 2, p. 55. 251 PL 64, col. 1302C. 252 PL 64, col. 1311B. 253 Cm. PL 64, col. 1311 ВС. Подробнее см. Gilson E. Op. cit., p. 104—105. 254 Разбор содержания этого трактата см. Mclnerny R. Op. cit., p. 54—59. 255 О влиянии теологических изысканий на развитие средневековой логики см. Попов П. С., Стяжкин Я. И. Развитие логических идей от античности до эпохи Возрождения. М., 1974. 256 См. PL 64, col. 11 А — 12 В. 257 PL 64, col. 10D. 258 Цит. по: Голенищев–Кутуаов И. Я, Указ, соч., с, 104 259 PL 64, col. 75А. 260 PL 64, col. 82 AB. 261 PL 64, col. 82B-83A. 262 PL 64, col. 83A-86D. 263 PL 64, col. 85C. 264 Gilson E. Op. cit., p. 101. 265 Цит. по: Зубов В. Я. Аристотель. М., 1963, с. 225. 266 Подробнее об эстетике Боэция, и в частности о содержании его трактата о музыке, см. Уколова В. И. Из истории эстетических учений раннего срёдбевековья. — Европа в средние века. М., 1972; о Боэции как теоретике музыки: Potiron Я. Воёсе, theoricien de la musique grecque. Paris, 1961. 267 Магн Флавий Кассиодор Сенатор (ок. 477 — ок. 570). Соч. в PL, t. 69—70. О нем: Momigliano A. Cassiodorus and Italian Culture of his Time, p. 207—245; Courcelle P, Op, cit., p. 312—38&; Lamma P. Gultura e vita nell1 esperienza di Cassiodoro. — «Studium», 43 (1947), p. 234—241; Lowe H. Cassiodor. — Ro-manische Forschungen, Bd 60 (1947), S. 420—446. О соци–альщнисторическом месте Кассиодора см. Удалъцова 3, В. Италия и Византия в VI в. М., 1959. 268

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=856...

Бог, должно предшествовать истинное покаяние. Надо поплакать долго и горько прежде, нежели явится в душе духовное действие, которое – благодать, которое, повторяю, подаст Един Бог в известное Ему время. Надо прежде доказать верность свою Богу постоянством и терпением в молитвенном подвиге, усмотрением и отсечением всех страстей в самых мелочных действиях и отраслях их» (248–249). «Непрелестный образ» совершения Иисусовой молитвы состоит в неспешном, «тихом произношении её устами, или и умом, непременно при “внимании” и с чувством покаяния» (249, 247). В начале упражнения может прийти уныние, недоумение, сон и даже отчаяние. Не надо этого опасаться, хотя и надо со всем этим наваждением бороться. «Пользу молитвы, – по слову преподобного Иоанна Лествичника , – можно заметить из бесовских препятствований, возникающих во время собрания», т.е. молитвы. «Вы, – продолжает Святитель, – конечно, помните, что я вам завещал внимать умом языку, тихо произносящему молитву, отнюдь не позволяя себе самочинно вдаваться в художество, описанное в „Добротолюбии“, и превосходно сокращённое святым Нилом Сорским в следующие слова: „Во время Иисусовой молитвы тихо дыши, а не сильно: это способствует к собранию ума, что скажет самый опыт " » (205–206). Желающие научиться правильно совершать Иисусову молитву и утвердиться в ней должны сразу же соединять её с поклонами, увеличивая их или даже сокращая «сообразно силам каждого» (514). Подобное занятие «молитвой Иисусовой приличествует всем вообще христианам, как жительствующим в монастырях, так и жительствующим посреди мира» (249). Ей можно «упражняться» при рукоделии, в путешествиях «и в других случаях, когда нельзя заняться чтением и псалмопением» (249). А что рекомендуется, по преимуществу, только инокам? «Стремление к открытию „сердечного духовного действия» приличествует наиболее, почти единственно инокам, – и то познавшим подробно борение со страстями, при удобствах, доставляемых местом и прочими обстоятельствами» (249). Молитва Иисусова имеет огромную духовную силу. Это «превосходное оружие против всех страстей» (249). Она и открывает страсти, тайно живущие в сердце, она и укрощает их (536). «Моление с заключением ума в слова молитвы есть самое полезное» (765). «Без истинного умного делания монашество есть тело без души» (117).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

Определение списков Патерика, переработанного Кассианом в 1460 г., облегчает наличие в тексте произведения традиционной концовки с летописью редакции: «Написаны же быша книги сиа, нарицаемыя патерик Печерский, житиа и чюдеса святых отець, в лето (1460), индикта (8), фемилиоста (7), месяца июня (19), на память святаго апостола Июды, брата Господня, в богоспасаемом граде Киеве в обители пречистыя Богоматере и преподобных отец наших Антониа и Феодосиа в монастыри Печерьском при княжении благовернаго князя Симеона Александровича и при архимандрите печерскомь Николе, а повелением инока Касиана, крилошанина печерскаго, а писаны быша книги сиа на имя священноиноку кир Акакию, бывша наместника киевскаго» (РНБ. Собр. М.П. Погодина 895. Л. 249). Макарию (Булгакову) было известно три списка редакции K I (по его терминологии – Акакиевской), А.А. Шахматову – шесть, Д.И. Абрамовичу – четыре. К настоящему времени выявлены следующие списки данной редакции, которые подразделяются на два вида: содержащие в конце традиционную концовку с летописью редакции (K I ,1 ); не имеющие концовки или включающие текст концовки без летописи редакции (К ). Первый вид (К I ,1 ): 61. ГИМ. Собр. Е.В. Барсова 745. Ркп. послед, четв. XV в. (л. 255–259 – позднейшие); 4°; 259 л.; полуустав двух почерков (I – л. 1–254 об.; II – л. 255–259). Печерский патерик занимает л. 1–234 об.; концовка читается на л. 234–234 об.; список полный (Послание Феодосия Печерского князю Изяславу о латинской вере добавление XVIII в.). 62. РНБ. Собр. М.П. Погодина (Ф. 588) 895. Ркп. перв. пол. XVI в.; 1°; 249 л.; крупный полуустав. Концовка читается на л. 249; список полный. О ркп. см.: Ш – с. 14; А – с. 72 (датировка ркп. 1559 г. дана по вкладной записи на л. 2 об.). 63. РНБ. Софийское собр. (Ф. 728) 1364. Сборник житий и поучений перв. пол. XVI в.; 1°; V 534 л. (по нижней пагинации); крупный полуустав. Печерский патерик занимает л. 1–285; концовка читается на л. 284об-285; список полный (перед летописным циклом расположено Житие Варлаама и Иоасафа). О ркп. см.: ПСРЛ. Т. I. – С. XVII; М – стлб. 144–145; С – с. 376; Ш – с. 14 (ркп. 503 и 1364 из Софийского собр. на самом деле – один список патерика, 503 – прежний номер ркп. по Кирилло-Белозерскому собр.); А – с. 68–72; П – с. 95.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Плюшар Адольф-Александр 218, 410 — «Энциклопедический лексикон» 218, 410 Погодин Григорий Петрович 308, 439 Погодин Дмитрий Петрович 307, 308 («Митя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодин Михаил Петрович 11–14, 16–20, 22–26, 31, 35, 37, 39–41, 44, 59, 76, 91, 92, 165, 166, 186, 191, 205, 206, 210, 212, 213, 217, 219–222, 224, 233, 237, 238, 240–243, 248, 249, 251, 253–255, 259–260, 264, 268, 272–274, 277, 279, 281, 284, 286, 296–299, 305, 307, 311, 325, 326, 330, 332, 337, 340, 341, 343, 345, 349, 351–353, 356, 363, 364, 366, 369–374, 376, 379, 381–385, 390, 393, 400, 401, 403–405, 408–417, 419–421, 424–428, 430–433, 436, 437, 439, 440, 444, 446, 448, 449, 452–454 — «История в лицах о Димитрии Самозванце» 31 («Самозванец»), 363 — Лекции профессора Погодина по Герену о политике, связи и торговле главных народов древнего мира» 31 («Лекции по Герену»), 363 — «Начертание русской истории для училищ» 31 («Русская История»), 32 («История»), 363 — «Очерк русской истории» 32 («тот эскиз, который ты поместил в Наблюдателе»), 364 Погодин Петр Петрович 307 («Петя»), 341 («и ребятишек»), 439 Погодина Елизавета Васильевна 25, 237, 241, 263, 264, 275, 286, 307, 317, 326, 340, 411, 415, 416, 424, 437, 439, 441 Полевой Николай Алексеевич 32, 182, 364, 404 — «История русского народа» 364 — «Русская история для первоначального чтения» 32 («Детская история»), 364 Полтава 91, 104, 114, 118, 120, 126, 153, 165, 171, 185, 188, 193, 254, 258, 259, 278–280, 283, 298, 334, 375, 392 Понжи (Pongis), банкир 116, 135, 395 Пономарев Л. 424 Пономарев С. 427 Посников, учитель в Патриотическом институте 176, 403 Прага 210 Прокопович Василий Яковлевич 198 («Васька»), 205, 218, 219, 226 (Васька»), 407, 408, 410, 412 Прокопович Мария Никифоровна, рожд. Трохнева 63, 86, 136, 163, 377, 395 Прокопович Николай Николаевич 86 («Николай»), 136 (Ян), 142 Прокопович Николай Яковлевич 14–17, 22, 34, 60, 81, 89, 93, 94, 99, 102, 107, 109, 115, 116, 123, 133, 136, 148, 161–163, 179, 218, 259, 352, 365, 376, 377, 379, 380, 382, 384, 386–390, 394, 397, 400, 410, 452, 453

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

5–ое правило I Никейского собора. 237 Возможно, что Никейский собор считал, что все дела относительно отлучения должны восходить к митрополичьему собору в порядке ревизии. Однако уже Антиохийский собор, как показывает его 20–ое правило, имел в виду апелляцию. 238 1–ое Апостольское правило (по Книге правил). 239 2–ое правило Антиохийского собора. 240 Никодим Милаш, Правила с толкованиями, т.1, с.60–61. В средние века анафема отличалась от великого отлучения только лишь большей торжественностью. Первоначально anathema означало все то, что посвящается божеству, а потому и отделено от всего несакрального. В отношении к людям anathema стала означать того, кто посвящен Богу, отдан ему на суд и отделен от общения со всеми. 241 Вопрос Петра и ответ Христа имеют двоякий смысл. С одной стороны, ответ Христа относится лично к Петру, а следовательно, и к любому члену Церкви, который должен не ограничиваться в своем прощении, но, с другой стороны, к Петру как апостолу, подтверждая то, что сказано Им в стихе 18. Поэтому ответ Христа относится и к тем, кто находится в состоянии herem или sammata. 242 См. параллельные места: Мк.3,28–30; Лк.12,10. 243 См. также Евр.12,15–17. 244 См. C.Spicq, L " origine johannique de la conception du Christ–pretre dans l " Epitre aux Hebreux. — in: Aux Sources de la tradition chretienne, Paris–Neuchatel, 1950, p.258. 245 Ерм, Пастырь, Заповедь IV, III, 1. (Русск. пер., с.259.) 246 Там же, с. 160. 247 Там же, с. 259–260. 248 Подобие IX, XIX и XXVI. 249 Я отпускаю грехи прелюбодеяния и блуда по совершении покаяния. 250 De pudicitia, 1,6. 251 Ibid., XXI. 252 13–ое правило I Никейского собора. 253 8–е правило I Никейского собора. 254 Mansi, III, 1145. 255 57–ое правило Василия Великого (по Книге правил). 256 58–ое правило Василия. 257 59–ое правило Василия. 258 64–ое правило Василия. 259 56–ое правило Василия. 260 4–ое правило Анкирского собора (по Книге правил). 261 5–ое правило того же собора. 262 5–ое правило того же собора. 263 9–ое правило Неокесарийского собора. 264

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010