284 . Донесения о первом вызове Диоскора на Собор. С. 234–236 148 . [Т. 2. C. 249–251.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 10–12 17–30). Mansi VI, 989–997. 5000/3. 285 . Второй вызов Диоскору [епископу, посланный Собором] и донесения о нем. С. 236–239 149 . [Т. 2. C. 251–254.] Vocatio secunda Dioscori (CPG 9002.2t) 150 //ACO II, 1, 2. P. 12–15 31–46). Mansi VI, 997–1005. 5000/3. 286 . Записка Феодора, диакона александрийского, поданная против Диоскора [папе Льву и Собору Халкидонскому]. С. 239–240. [Т. 2. C. 254–256.] Theodori diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.3t)//ACO II, 1, 2. P. 15–16 47). Mansi VI, 1005–1010. 5000/3. 287 . Записка Исхириона, диакона александрийского, против Диоскора, поданная святому и Вселенскому Собору. С. 241–244 151 . [Т. 2. C. 256-с. 259.] Ischyrionis diaconi Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.4t)//ACO II, 1, 2. P. 17–20 48–56). Mansi VI, 1012–1021. 5000/3. 288 . Записка Афанасия, пресвитера александрийского, поданная святому Собору, против Диоскора. С. 244–246. [Т. 2. C. 259–261.] Athanasii presbyteri Alexandriae contra Dioscorum (CPG 9002.5t)//ACO II, 1, 2. P. 20–22 57). Mansi VI, 1021–1029. 5000/3. 289 . Записка Софрония против Диоскора, поданная [святому папе Льву и] святому Вселенскому Собору в Халкидоне. С. 246–248 152 . [Т. 2. C. 261–264.] Sophronii Alexandrini contra Dioscorum (CPG 9002.6t)//ACO II, 1, 2. P. 22–25 58–69). Mansi VI, 1029–1036. 5000/3. 290 . Третий вызов Диоскору, посланный от св. Собора, и донесения о нем. С. 248–251. [Т. 2. C. 264–266.] Vocatio tertia Dioscori (CPG 9002.7t) 153 //ACO II, 1, 2. P. 25–27 70–78). Mansi VI, 1036–1041. 5000/3. 291 . Продолжение рассуждений Халкидонского Собора и приговор об осуждении Диоскора. С. 251–271. [Т. 2. C. 266–287.] Damnatio Dioscori (CPG 9002.8t) 154 //ACO II, 1, 2. P. 27–34 79–96) 155 . Mansi VI, 1041–1080. 5000/3. 292 . Подписи произнесших приговор. С. 271–279. [Т. 2. C. 288–295.] Actio III (de Dioscoro) (CPG 9002t)//ACO II, 1, 2. P. 34–41 97–98) 156 . Mansi VI, 1080–1094. 5000/3. Grumel 1932, 123 (подпись свт. Анатолия Константинопольского).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/bi...

Epistola contra Paulum Samosatenum (G.) 249–58. Ex actis disputationis, latine fg.. (G.), 259–60. Fg. alia (G.), 259–60. G., 247–50. MALCHUS RHETOR, s. V, 113. Excerpta de legationibus Romanorum ad gentes in Constantini Porphyrogeniti excerptis, 755–80. Excerpta de legationibus gentium ad Romanos (ib.), 779–92. Notitia Niebuhr, 623–4. MAMMA. Vide GREGORIUS M. MANASSES. Vide CONSTANTINUS M. MANUEL CALECAS O.P., s. XIV-V (falso dicitur CP. patr.), 152. Ad versus Græcos, lib. 1–4 (latine ex Ambrosia Camatdulensi, editi a Stevartio), 11–258. De essentia et operatione, 283–428. Præfatio Combefis, 257–84. De principiis fidei catholicæ (Combefis), 429–662. Notitia FH., 9–12. MANUEL CHARITOPULUS, CP. patr., 1215–22, 119. Responsiones canonicæ (Leunclavius), 807–18. MANUEL CHRYSOLORAS. 1415,, 156. Epistolæ 1–3 (Lambecius), 23–60. Notitia FH., 9–14, Hankius, 13–22. MANUEL I COMNENUS imperat., 1143–80, 133. Epistola ad Armeniæ catholicum (M.), 119–22. Novellæ constitutiones 1–20 (ex variis), 707–90. MANUEL II PALÆOLOGUS, imperat., 1391–1425, 156. Novellæ, græce, 161, 1128–9. De somniis epistola ad Andream Asanem, græce in notis Fabricii-Harles, 156. 87–92. Oratio in dormitionem Deiparæ, latine (Maracci), 91–108. Canon deprecatorius ad Deiparam, , latine (id.), 107–10. Dialogi cum Mahumetano 1–2, 125–74. С.-В. Hase præatio gallica, 111–26. Theodori despotiæ laudatio funebris, 175–308 (monitum Combefis, 173–76). Scitæ sententiæ ex hac oratione, latine, 307–08. Præcerpta educationis regiæ, 313–84. Leunclavii ep. nuncup., 309–12. Orationes ethicopoliticæ 1–7 (id.), 385–562. Oratio ad subditos (id.), 561–64. Preces matutinæ (id.), 563–76. Capita compunctionis, , (id.), 575–76. Anacreonticon in ignorantem et loquacem, græce, , (Matranga), 575–76 (nota 1). Imago veris (id.), 577–80. In persona Tamerlanis (id.), 579–82. In forma psalmi de fulmine agareno (id.), 581–2. Epistola ad Manuelem Chrysotoram, græce, 581–2. Notitia Wharton, 81–2; FH., 83–92. MANUEL PHILES, s. XIII-XIV. In obitum Georgii Pachymeræ, græce (Allatius), 143, 421–22.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pa...

Сл. 43, 78, 1–80, 19; 296–300=1.652–658. 1687 Сл. 43, 80, 32–39; 302=1.654. 1688 Т. е. христиане и язычники. 1689 Ср. 1 Кор. 9:22. 1690 Сл. 43, 81, 1–18; 302–304=1.654. 1691 PG 38, 72–74=2.337–338. 1692 Деяния Всел. Соборов 1, 249. 1693 Деяния Всел. Соборов 2, 192. 1694 Деяния Всел. Соборов 3, 259–260. 1695 Деяния Всел. Соборов 4, 119. 1696 Деяния Всел. Соборов 4, 421. 1697 См. Noret. Gregoire, 259. 1698 См., например, св. Григорий Палама. Триады 1, 1, 6. Первым, кого в византийской традиции назвали Богословом, был св. апостол и евангелист Иоанн. 1699 Clavis II, 181–187; 194–196. Подробнее о схолиях на Григория см. Lefherz. Studien, 111–146; 151–198; 290–292. 1700 См. Louth. Gregory and Maximus. 1701 См. Louth. Maximus, 24. Полное название сочинения Максима " " О различных недоуменных местах (в сочинениях) святых Дионисия и Григория " " ; чаще используется сокращенное название " " Амбигва " " (лат. Ambigua — двусмысленные, сомнительные места). 1702 Сл. 21, 2, 1–8; SC 270, 112–114=1.306. Полностью этот текст цитировался нами в разделе " " Очищение и озарение " " гл. IV. 1703 См. PG 91, 1105 C-1205 C. 1704 Ср. Louth. Maximus, 22. 1705 По–латыни оно называется Quaestiones et dubia (букв. " Вопросы и сомнительные места " " ), однако это название не принадлежит самому Максиму. 1706 См. гл. III (вступление). 1707 Подробнее о влиянии Григория на Симеона см. Alfeyev. Symeon, 185–211. 1708 Ср. Alfeyev. Background, 219; 228. 1709 Alfeyev. Symeon, 205. 1710 См. вступление к разделу " " Праздник как таинство " " главы II. 1711 Отметим, что в Древней Церкви не существовало " " канонизации " " святых, т. е. формального провозглашения, по решению Собора или Синода, того или иного человека святым. Если имя святого вносилось в диптихи какой-либо Поместной Церкви, это было следствием уже установившегося в народе почитания конкретного мученика, исповедника, святителя, преподобного или благоверного царя. Впоследствии такому святому составлялись службы. 1712 Об этих гимнографах см., в частности, Ware. Triodion, 41–43. 1713

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

300. Минея Общая , в четвертку, 283 л., полууставом и скорописью XVII в., в кожаном переплете; 241 лист порван с ущербом для текста. На полях внизу листов 1–10 приписка: «Сия книга Минея Общая церкви архангела Михаила что на ...». Кроме служб общих святым в рукописи находятся еще службы: 1) Иоанну Предтече (176–184); 2) животворящему Кресту (193–201), 3) Господским праздникам (201 об–209 об.); 4) Богородичным праздникам (210–219 об.); 5) пророку Илии (220–229); 6) Пресвятей Троице (229 об.–233 об.); 7) Рождеству Христову (234–240); 8) Николаю чудотворцу (241–247 об.); 9) Пресвятей Богородице Одигитрии (248–261 об.). 301. Минея Общая , в четвертку, 278 лл., полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–42 приписка скорописью: «Лета 7118 (1610) марта в 1-й день положил сию книгу глаголемую Мению Общую в дом Сретению Пречистой Богородицы Владимерьской и Николе чудотворцу на Святогорие в дом Марко Емелиянов сын деревни Подгорново». После служб общих святым: 1) предословие духовной любве и моление со умилением (245 об.–249 об.). Начало: «Отче мой духовный и господине имрек, сотвори со мною Бога ради последнюю любовь и милость сицеву; 2) канон за умершаго (250–259); 3) канон святаго отца нашего Христофора певаем по вся дни всем святым от месяца сентября и до конца месяца августа (259– 278 об.). 302. Минея Общая , в восьмушку, 438 лл., полууставом второй половины XVII в., с заставками, в кожаном переплете. Отметим заглавия служб: 1) безмездником и чудотворцем Косме и Домияну, Киру, Иоанну, Борису и Глебу и прочим (253–265); 2) общая служба Христа ради юродивым Андрею Цареградскому, Исидору Ростовскому, Максиму и Василию Московским и прочим (265 об.–279). 303. Минея Общая , в лист, 341 л., скорописью половины XVII в., в бумажном с тисненою кожею переплете. На лл. 1–3 предисловие к читателю: «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа аминь. Бог Отец прежде век пресвятый пресущный непостижимый и недомыслемый, устроевый свет и во свете живый и сотворивый праотца и праматерь наших Адама и Евву по образу своему и по подобию малым чим от ангел.... Яз многогрешный поревновав усердным желанием ко Господу Богу моему и смиренным уничижением написал яже Господь Бог и Пречистая Ево Матерь пренепорочная Дева Богородица спомоществовали в честь и хвалу общия службы: каноны Пресветыя Богородицы: воскресныя: архангелом: Предтечи Господню Иоанну и всем святым яже в сей книжице изображено по коим боголюбивыя християне кому Господь Бог благословит Ему Всевышнему моление приносить смиренно прошу и мою худость в молитвах ваших пред Господем вспомянуть».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

109 Блаженная Матрона Московская (Никонова)//Собор Московских святых: Сборник житий/Сост. мон. Иулиания (Самсонова). М.: Сибирская Благозвонница, 2006. С. 249–250. 110 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 258. 113 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 259. 115 Служба святой блаженной Ксении Петербургской, Христа ради юродивой//Минея дополнительная. С. 182. 122 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 247. 123 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской//Шантаев А., свящ. Святые блаженные-калеки в современной житийной литературе. М.: Благо, 2004. С. 84. 124 Правдолюбов Н., свящ., Правдолюбов В. Житие святой блаженной Матроны Анемнясевской. М.: Благо, 2004. 131 Евфросиния Колюпановская [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия: [web-caйm]. http://www.pravenc.ru/text/187892.html (27.10.2013) 133 Каллист (Уэр) , епис. Диоклийский. Юродивый как пророк и апостол [Электронный ресурс]//Православная энциклопедия «Азбука веры»: [web-caйm]. http://azbvka.ru/tserkov/duhovnava zhizn/osnovy/kallist vnutrennee tsarstvo 12-all.shtml (28.10.2013). 135 Блаженная Пелагея Ивановна. Сказания...//Серафимо-Дивеевские предания... М.: Паломник, 2006. С. 259–260. 136 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 248. 137 Святая блаженная Домна, Христа ради юродивая, Томская, Сибирская//Жития сибирских святых: Сибирский патерик. Новосибирск: Новониколаевск, 1999. С. 247–248. 138 Серафим (Чичагов) , сщмч. Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря [Электронный ресурс]//Седмица.ру: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия»: [web-caйm]. 139 Дамаскин (Орловский), иером. Блаженная Мария Ивановна//Серафимо- Дивеевские предания: Житие. Воспоминания. Письма. Церковные торжества. М.: Паломник, 2006. С. 158.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

206 История Церкви митрополита Платона. Ч. 1. С. 319;Православный Собеседник. 1859. Кн. 2. С. 484, 485; АИ. Т. 1. С. 543; ААЭ. Т. 1. 294. 207 Щапов А. П. История русского раскола. С. 366, 367. Православный Собеседник. 1859. Кн. 3. С. 206; 1860. Кн. 2. С. 275, 279; Буслаев Ф. И. Исторические очерки русской народной словесности и искусства. СПб., 1861. Т. 1. С. 259–264; Церковная история митрополита Филарета. Кн. 3. С. 149, 151, 241–244. 208 Неволин. О пятинах и погостах Новгородских, приложения. С. 72, 77, 80, 81, 82, 85, 87, 92, 96, 120, 121, 134, 137, 140, 142, 145, 146, 151, 164, 167, 170, 171, 174, 246, 247, 248, 249, 250, 251, 253, 254, 255, 256, 257, 259, 266, 269, 274, 275, 278, 281, 284, 286, 290, 295, 297, 299 , 306, 307, 314, 330, 334, 335, 336, 337, 338, 339, 342, 343, 345, 346, 351, 354, 370. 211 Из жития Михаила Клопского (Сборник НСБ. 1491. Л. 243 об.) и жития Александра Свирского (Сборник НСБ. 1491. Л. 253). 213 В житии Сергия Радонежского (Сборник НСБ. 1274. Л. 275); в житии Димитрия Прилуцкого (Новг. Четьи-Минеи митрополита Макария. 1320. Л. 75 об.); в похвальном слове Дионисия Глушицкого (Сборник НСБ. 1491. Л. 45) и др. 221 В житии Михаила Клопского (Сборник НСБ. 1491. Л. 248), в житии Димитрия Прилуцкого (Четьи-Минеи митрополита Макария; рукопись НСБ. 1320. Л. 75). 224 Иона сам прекрасно описал житие архиепископа Евфимия, своего друга и предшественника (Сборник НСБ. 1491. Л. 428). 226 Житие Пафнутия Боровского описал ученик его Вассиан, архиепископ Ростовский и Ярославский (Сборник НСБ. 1424. Л. 1). 227 Так составлено было похвальное слово Александру Невскому. В начале его читаем “многим убо летом мимошедшим никтоже исписа опасно, ниже воспомяновение сотвори о блаженных и приснопамятных отцех, просиявших в странах русския земли, ихже прослави Бог в последния времена. Егда же достигшу лет в ня же скипитры русскаго царства держащу, благочестивому царю великому князю Ивану Васильевичу всея Русии, и сему вложи Бог в сердце мысль благу еже прославити непобедимаго воина великаго князя Александра, и мине убогаго понудившу сплести сие похваление”. — Сборник НСБ. 1491. Л. 165–165 об. Тогда же по повелению великого князя и митрополита Макария составлено похвальное слово митрополиту Ионе, новому чудотворцу (Сборник НСБ. 1491. Л. 187), Михаилу Клопскому (Там же. Л. 242–251), Иоанну архиепископу Новгородскому (Там же. Л. 156); в это время Зиновий Отенский пишет слова на память Соловецких чудотворцев (Православный Собеседник. 1859. Кн. 2 и 3); Пахомий Логофет, кроме слова на память святителя Алексия (Макарь­евские Четьи-Минеи; Сборник НСБ. 1320. Л. 278), переделывает похвальное слово Сергию Радонежскому (Сборник НСБ. 1274. Л. 275); так переделано и дополнено новыми вставками слово благоверной княгине Ольге (Сборник НСБ. 1424. Л. 148 и след.).

http://pravmir.ru/russkaya-propoved-v-xv...

Близ Глинской пустыни жил некто Д.С. Бровцын, любивший посещать обитель. Он питал великую веру к о. Василию. В одно время Бровцын привел к старцу двух своих детей и просил благословить и помолиться Богу о здравии их. Благословляя детей его, старец протяжным голосом сказал: «Бог благословит в небесную страну». Бровцын смутился. «Батюшка, – сказал он, – я желаю и прошу тебя помолиться Богу, чтобы Господь продлил чадам моим жизнь». Отец Василий тем же тоном отвечал: «Немного поживут». Слова старца не замедлили исполниться: в том же году дети Бровцына умерли» 259 . Более десяти лет подвизался старец Василий в Глинской пустыни. В 1827 г. он перешел в Площанскую пустынь, которая также была одним из центров учения преподобного Паисия Величковского на Юге России. У о. Василия и в этой обители было много учеников. Так, будущий Оптинский старец Макарий (Иванов) имел здесь с ним многократные душеспасительные беседы 260 . Старец Василий скончался в Площанской пустыни 27 апреля 1831 года 261 . Литература Жизнь старца Василия Кишкина и ученика его монаха Арсения Белобережской обители. Одесса, 1904. Строитель отец Василий, настоятель Белобережской пустыни//Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. С. 249–259. Инок Арсений, присный ученик старца Василия//Там же. С. 295. Схимонах Федор и другие ученики Паисия Величковского //Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Ноябрь. М., 1919. С. 414. Великий старец иеросхимонах Лев Оптинский //Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 380. Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Октябрь. М., 1909. С. 105. Муравьев А.Н. Путешествия по святым местам. Ч. 2. 1900. С. 293. Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского . Изд. Козельской Введенской Оптиной пустыни. М., 1847. С. 15, 17. Жизнеописание настоятеля Козельской Введенской Оптиной пустыни архимандрита Моисея . М., 1882. С. 23, 35. Историческое описание Козельской Введенской Оптиной пустыни. Изд. 2-е испр. и доп. СПб., 1862. С. 29.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

2. Там же. С. 61. 3. Там же. С 62. Из русских апалогичным подвигом прославился святитель Василий Рязанский (†1295; память 3 июля). 4. Там же. С. 62. 5. Там же. С. 63. 6. В книжных описях Волоколамского монастыря и в записях на книгах называется старец Феогност Руготин (Книжные центры Древней Руси. Иосифо-Волоколамский монастырь как центр книжности. Л.. 1991. С. 27, 36) 7. Каштанав С. М. Земельно-иммунитетная политика Русского государства в Казанском крае в 50-х годах XVI века (по актовому материалу),//Из истории Татарии. Казань, 1970. Сб. 4. С. 166 8. Там же. С. 165. 9. ПСРЛ. СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 249 10. ПСРЛ СПб., 1904 Т. 13 Ч 1 С. 249 250 11. ПСРЛ СПб., 1904. Т. 13. Ч. 1. С. 250. Миниатюру Лицевого летописного свода, на которой изображен Собор, избравший первого Казанского архиепископа, святителя Гурия, см. Немировскии Е.Л. Возникновение книгопечатания в Москве: Иван Федоров. М., 1964 С. 56. 12. Государственный архив России XVI столетия,/Подготовка текста и комментарии А. А. Зимина. М., 1978. Ч. 1. С. 76; Там же. Ч. 2. С. 389 13. Георгиевский В. Т. Фрески Ферапонтова монастыря СПб., 1911. Прил. С. 19. Вместе с книгами святитель везх и иконы. Одну из них, Владимирскую икону Божией Матери, архиепископ Гурий благословил чебоксарским жителям, указал место для строения соборного храма Введения во храм Пресвятой Богороднцы (Карлинов И., протоиереи. Введенский кафедральный собор в Чебоксарах: к 325-летию со дня освяшения//МП. 1977. 12. С.15, 21. Прим 21) 14. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви М, 1900.Т. 2. Ч. 1. С. 801. 15. Рогов А И. Возникновение и развитие книгопечатания.//Очерки русской кулыуры XVI века. Изд-во МГУ, 1977 Ч. 2. С. 264. 16. Акты, собранные в библиотеках и архивах Российской Империи Археографической экспедицией. (Далее ААЭ). Т. 1 (1294 - 1598). СПб., 1836. С. 258. 17. ААЭ. Т. 1. С. 258. См. также: Токмаков И. Ф. Историческое и археологическое описание Московского ставропигиального первоклассного Симонова монастыря. М, 1892. Вып. 1. С 73. 18. ААЭ. Т. 1. С. 258 259.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

247. Григорий Богослов. Творения в 2-х томах. Т. 2. С. 34. 248. Symeon tou Neou Theologou eurethenta asketika. Sel. 53-54. 249. Протопресвитер А. Шмеман. За жизнь мира. Нью Йорк, 1983. С. 93. 250. Кирилл Александрийский. Послание 3-е к Несторию. 251. Мефодий, епископ Патарский. Полное собрание творений. Изд. 2-е. СПб., 1905. Сс. 36-37, 40. 252. Н. Бердяев. Собрание сочинений. Изд. 3-е. Т. 2. Париж, 1991. С. 430. 253. J. Meyendorff. Marriage: An Orthodox Perspective, ed. 2, New York, 1975, p. 17. 254. Священник Александр Ельчанинов. Записи. Изд. 6-е. Париж, 1990. Сс. 34, 58-59. 255. Сократ Схоластик. Церковная история. СПб., 1850. С. 449-450. 256. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 168. 257. Vie de Sym(on le Nouveau Th(ologien par Nic(tas St(thatos. Ed. I. Hausherr. Orientalia Christiana 12. Roma, 1928. Р. 42. 258. Протоиерей Сергий Булгаков. Автобиографические заметки. Париж, 1991. Сс. 41-42. 259. См.: J. Meyendorff. Byzantine Theology. Рр. 191-192. 260. Лествица 1, 10 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1; 22; 26, 23. Sel. 39; 249-250; 289]. 261. Житие преп. Антония 15, 44 [Афанасий Александрийский. Творения в 4-х томах. Т. 3. Сергиев Посад, 1903. Сс. 192, 214-215]. 262. Протоиерей А. Шмеман. Исторический путь Православия. Париж, 1985. С. 144. 263. Лествица 1, 47 [Ioannou tou Sinaitou Klimax 1. Sel. 48]. 264. Гимн 27, 18-74 [SOURCES CHRETIENNES. 174, 280-284]. 265. Архиепископ Иларион (Троицкий). Христианства нет без Церкви. Сс. 181-187. 266. Иеромонах Софроний. Старец Силуан. С. 169. 267. Учение 12 апостолов 7-9 [Ранние Отцы Церкви. С. 20-21]. 268. He Leitourgia tou hagiou Gregoriou tou Theologou. Thessalonike, 1981. Sel. 13-19. 269. Молитва анафоры (см. любое издание этой Литургии). 270. Слово тайноводственное 4, 1-3 [Слова огласительные и тайноводственные. М., 1855. Сс. 367-368]. 271. Основы Православия. Нью-Йорк, 1989. С. 85. 272. Беседы о вере и Церкви. Сс. 118-127. 273. Священник Павел Флоренский. Философия культа. БОГОСЛОВСКИЕ ТРУДЫ. М., 1977. С. 344. 274. G. Florovsky. The Elements of Liturgy in the Orthodox Catholic Church//One Church. New York, 1959. Vol. 13. No. 1-2. P. 24.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

Христианство оставалось верным самому себе, невзирая на то, каковы были при этом житейские последствия для него. Языческий мир иногда пытался и кротостью приручить к себе христиан, приведя их к компромиссу, но не успевал ничего достигнуть и таким путем. Уже указ Септимия Севера в 202 году, запрещая присоединение к христианству (и иудейству), не преследовал самой проповеди , так что в это время были случаи смертных казней новокрещеных, а крестивших их оставляли без преследования. Об Александре Севере (222–235) и о Филиппе Аравитянине (244–249) сложилось даже предание, будто бы они были христианами. В действительности эпоха Северов создала лишь попытку объединить все имперские религии, с признанием всех частных божеств под главенством Солнца. Сам Александр Север воспитался на Платоне и был религиозным эклектиком. По выражению его биографа Лампридия, он был «друг всех богов». Он имел понятие и о Христе, почитая его вместе со всеми божественными личностями. Их изображения были у него в маленькой комнате, где он каждое утро приносил жертвы им. Здесь находились изображения Орфея, Авраама, Христа, Апполония Тианского. Были слухи, что он хотел построить Христу храм и не решился исполнить этого лишь вследствие противодействия Сената ( А. П. Лебедев . Эпоха гонений на христиан. М., 1897. С. 229). Мать Александра Севера Юлия Маммея также интересовалась христианством и в свое пребывание в Александрии пригласила к себе Оригена , с которым долго беседовала о христианстве. Однако та же Юлия Маммея столь же интересовалась Аполлонием Тианским, и, именно, по ее заказу была составлена известная баснословная биография этого знаменитого чародея древности. Император Филипп Аравитянин находился даже в переписке с Оригеном . После этого периода снисходительности и даже внимания скоро опять возобновились гонения против христиан при Декии (249–251), повторившиеся и при Валериане (253–259). Однако при Валериане не возбранялось собственно поклонение Христу, а требовалось, чтобы вместе со Христом чтить и римских богов. Проконсул Эмилиан говорил Дионисию Александрийскому : «Кто вам препятствует вместе с нашими богами поклоняться и этому богу (христианскому), если только он Бог?» Римское государство готово было дать христианскому Богу равноправие с другими божествами. Но Дионисий Александрийский ответил: «Мы никакому другому Богу не поклоняемся». Это был ответ общехристианский.

http://azbyka.ru/otechnik/Lev_Tihomirov/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010