7 . После относительно мирного существования в течение 40 лет Церковь значительно увеличилась количественно, но уровень духовной жизни, наоборот, снизился, появилось равнодушие. Чтобы очистить Церковь от случайных пришельцев. как говорит святой Киприан Карфагенский († 258), Господь попустил новое гонение. Император Деций (249–251), желая вернуть клонившейся к упадку империи ее прежний блеск, решил насильственными методами восстановить повсеместно официальный культ богов и императоров. Все христиане должны были отречься от своей веры. Из опасения перед грозившими, а вскоре и примененными карами, началось массовое отпадение от Церкви. Но не было недостатка и в героическом исповедании веры Христовой. Истинно верующие предпочли пожертвовать жизнью. В их числе был папа Рабиан († ок. 250) и пресвитер Пионий Смирнский. В период правления Галла (251–253) вспыхнула эпидемия чумы, обезлюдившая империю. Для отвращения зла император приказал приносить умилостивительные жертвы Аполлону. Христиан, категорически отказавшихся участвовать в этом, император подверг кровавым гонениям. 8 . С восшествием на престол Валериана (253–260) временно водворился мир. Однако вскоре, под влиянием лживых наговоров своего любимца Макриана, император изменил свое отношение к христианам. Указом 257 г. епископам, пресвитерам и диаконам предписывалось под страхом ссылки принести жертвы, а за посещение кладбищ и отправление богослужения грозила смертная казнь. Вторым эдиктом (258) было приказано казнить клириков и мирян, если они оставались непреклонными и после административных репрессий. Женщины подвергались конфискации имущества и ссылке, а слуги императорского дома осуждались на тяжелые принудительные работы. Гонение было весьма кровавое. Мучениками этого периода стали папа Сикст II († 258) и его диакон Лаврентий († 258), множество верующих в Африке и большое число неизвестных по именам христиан в Утике. Засвидетельствовали веру своей жизнью святой Киприан Карфагенский , епископ Террагонский Фруктуозий и его диаконы Авгурий и Евлогий († 259) в Испании.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

942 Подобедова О.И. Московская школа живописи при Иване IV, с.45–46; Стоглав. Казань, 1862, с. 169–170. 944 В практике XIX–XX вв. эта часть дополнилась многословным хвалебным обрядом (включает стихи из псалмов 134–135, тропари, седальны), который вместе с чтением Евангелия составляет чин Полиелея. 945 Перед Евангелием в XVI в. читалась тайная молитва священника «Воссияй в сердцах наших...», не входящая в современный чин; в некоторых служебниках чтение Евангелия вместе с тайной молитвой относилось в конец уфени (см.: Одинцов Н. Порядок общественного и частного богослужения, c. 191–192). 946 Структура славословия, весьма просфанная в практике XIX–XX вв., в служебниках XVI в. специально не оговаривается. «Стоглав» отмечал, что в XVI в. оно могло быть и выпущено из утреннего чина («Стоглав», с.75). 947 Триодь постная. Краков, печ. Шв. Феоль, 1491; Триодь постная. M., ок.1556; Триодь постная. Венеция, печ. Стефан из Скадра (Скутари), иждивением Вицентия Вуковича, 1561; Триодь постная. Шебеж, диак. Коре, 26. III. 1578; Триодь постная. M., Печ. дв., печ. 8. XI. 1589. 949 Надпись сохранилась очень плохо. Текст частично восстанавливается по более сохранной надписи на иконе «Почи Бог» XVII в. из «Музея быта XVII века» музея-заповедника «Московский Кремль». 951 Там же, л.87 об.–88. На «Четырехчастной» имеется сюжет благословения Богом Адама и Евы в Раю. 952 На «Четырехчастной» представлен сюжет «одушевления» Адама: душа в виде крохотной человеческой фигурки вкладывается Богом в бездыханное тело Адама. 40 Grabar A. Un rouleau liturgique constantinopolitan et ses peintures//DOP. 8 (1954), p. 161–199. 965 Там же, с.249–259. Связь символики Рождества и жертвенного самозаклания Бога составляет один из аспектов литургического чина. На это в XVI в. указывал «Стоглав» (см. Стоглав, с.100; см. также: Weitzmann К. Loca Sancta and the Representational Arts of Palestine//Studies in the Arts at Sinai. Princeton, 1982, p.l9–62. 966 Служебник (Вильна, 1583), л.67. B XVI в. после перенесения даров читался только этот тропарь. В практике XIX–XX в. читаются три тропаря: «Благообразный Иосиф», «Во гробе плотски», «Яко живоносец».

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

9 апреля назначен, а 2 мая 1910 хиротонисан во епископа Елецкого, викария Орловского. 68 Митроцкий Михаил Владимирович; (11 августа 1883 – 1931?). Окончил Холмскую ДС (1904) и Киевскую ДА (1908), к. б. С 1908 – законоучитель Острожской мужской гимназии. С 1908 – епархиальный миссионер Киевской епархии. С 21 января 1912 – второй священник Николаевской церкви м. Медвин Каневского уезда Киевской губ. с оставлением в должности епархиального миссионера. Член IV Государственной Думы (1912–1917) от Киевской губернии. Во время Первой Мировой войны был священником лазарета Государственной Думы на фронте. Член Духовного Правления в Галиции ок. 1915. С 7 января 1918 – священник, затем протоиерей Крестовоздвиженской (Николо-Труниловской) церкви в Петрограде. Преподавал на Богословских курсах при Введенской церкви на Петроградской стороне. С 19 апреля 1921 – ассистент кафедры сравнительного богословия, с 23 ноября 1921 – преподаватель кафедры церковного проповедничества Петроградского Богословского института. Руководил миссионерским кружком. После закрытия Богословского института вместе с прот. П. Аникиевым руководил Богословским кружком при Крестовоздвиженской церкви. В 1924–1925 на богословских курсах Центрального городского района читал догматическое богословие. С 1925 – профессор кафедры догматического богословия на Высших Богословских курсах, представил работу на соискание степени магистра богословия («Христоматия Кирилла Александрийского (историко-догматическое исследование)»). 31 декабря 1929 арестован по «делу Академии Наук». Приговорен 10 мая 1931 к 10 годам лагерей. См.: Брачев В. С. «Дело историков» 1929–1931 гг. СПб. 1998; Евлогий, митрополит. Путь моей жизни. Париж. 1947. С. 265; РГИА. Ф. 802. Оп. 16. Д. 527; Чуков Н., прот. Один год моей жизни. Публ. В. Антонова.//Минувшее. Исторический альманах. 15. М.-СПб., 1994. 198, 199, 217, 236, 249, 255, 259, 262, 263, 265, 282, 345, 350, 356, 365, 388 Михаил Архангел. 354 Михаил Александрович; (22 ноября 1878 – 13 июля 1918) – вел.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

В жестокое гонение императора Декия (249 – 251) он, получив повеление свыше, скрылся из Карфагена, оставаясь духом со своей паствой, поддерживая постоянную связь с карфагенскими христианами и укрепляя пресвитеров, исповедников и мучеников письмами и посланиями. Умиряя раздоры в Карфагенской Церкви, вспыхнувшие после прекращения гонения, святитель Киприан написал ряд посланий, а затем книгу «О единстве Церкви». Когда в Карфагене вспыхнула моровая язва, архипастырь сам ухаживал за больными, погребал умерших, причем не только христиан, но и язычников, являя собой пример мужества и самоотверженности. С началом нового гонения со стороны императора Валериана (253 – 259) святителя Киприана сослали в местность Курубис, где им было написано много писем и книг. Желая пострадать в Карфагене, он сам вернулся в город. На суде он отказался принести жертву идолам и был приговорен к усечению мечом, оставив Церкви драгоценное наследие – свои сочинения и письма, в которых изложено православное учение о Церкви. 2 Иннокентий (в схиме Иоанн; Иван Васильевич Солодчин), бывший епископ Приамурский и Благовещенский, родился в 1842 г. в семье священника села Малеевского Рязанской губернии Касимовского уезда, перебравшегося на жительство в Сибирь. Окончил Томскую духовную семинарию. В 1863 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Оставив академию на третьем курсе, поступил в Алтайскую духовную миссию, где был учителем Улалинского миссионерского училища. В 1874 г. был перемещен в Забайкальскую миссию при Кударинском Стане. В 1875 г. принял монашеский постриг и был рукоположен во иеромонаха. Затем последовательно служил в Тарабагатайском миссионерском стане, в Крестовой архиерейской церкви, заведовал Катандинским миссионерским станом, был духовником Томской духовной семинарии. В 1889 г. возведен в сан игумена. С 1890 г. – помощник начальника Алтайской миссии. В 1893 г. возведен в сан архимандрита. С 1898 г. – настоятель томского Алексеевского монастыря. 4 Преподобный Иоанн Дамаскин (ок.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

В мон-рях по субботам и воскресеньям в 3-й ч. дня (ок. 9 утра) совершалась литургия. Первоначально литургию совершали приглашавшиеся из городских и деревенских храмов пресвитеры, но достаточно скоро епископы начали посвящать для мон-рей пресвитеров из числа насельников, их называли «освященными монахами» - иеромонахами . К Причащению монахи приступали, сняв пояс и милоть. Больных братий ходили причащать по кельям. Отшельники брали Св. Дары с собой. По свидетельству прп. Пимена Великого, монахи большинства егип. мон-рей причащались дважды в неделю - в субботу и воскресенье (Достопамятные сказания. С. 139), но уже в IV в. возник порицавшийся преподобными аввами обычай редкого Причащения (Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования. 23. 21//Он же. Писания. С. 605). В егип. мон-рях сохранились агапы, превратившиеся в братские трапезы из приношений жертвователей. Они устраивались после литургии, многие монахи избегали их, считая недостаточно умеренными. В Скиту и на г. Нитрийской после воскресной литургии желающим из братии раздавали иногда паксамы (сухари) и по чаше вина (Достопамятные сказания. C. 75). В Пахомиевых мон-рях после литургии бывали духовные беседы настоятеля с братией. Егип. монашество, знаменитое своими постническими подвигами, положило начало правилам о посте, вошедшим в богослужебные Типиконы (Скабалланович. С. 202-207). Раскол в V-VI вв. После IV Всел. Собора (451) Александрийская Церковь раскололась на монофизитов и православных. Монофизитская партия была популярна в егип. монашеской среде и у коптов, впосл. она оформилась в Коптскую Церковь. Из-за тесной связи Коптской Церкви с егип. монашеством на ее богослужении лежит сильный монашеский отпечаток, оно характеризуется аскетичностью и неохотным использованием гимнографии, службы суточного круга Коптской Церкви почти в чистом виде сохраняют обычаи древних егип. мон-рей (Taft. Liturgy of the Hours. P. 249-259). Формуляры литургий и таинств Коптской Церкви в значительной степени отражают традиции приходского богослужения Египта V-X вв.

http://pravenc.ru/text/64464.html

В отличие от Великой (Восточной) Армении, проповедь христианского учения в Малой (Западной) Армении продвигалось более живо. Вероятно, это обстоятельство объясняется тем, что в первые века Христианства, да и после, Малая Армения уже входила в состав великой Римской Империи, между провинциями которой существовало оживлённое общение и жизнедеятельность, а греческий язык был преобладающим в восточных провинциях Империи, благодаря чему усилиями греческих миссионеров Христианство распространялось быстрыми темпами, и через Малую Армению способствовало проникновению в Великую Армению. Первые христианские общины малоазийских миссионеров основываются в соседних с Каппадокией и Малой Арменией областях Великой Армении: Даранахи, Екехиаце и Дерджане. В становлении христианского учения в Армении кроме греческих миссионеров немалую роль сыграли также и сирийские проповедники, которые проникали в Армению с юго-западной, армяно-сирийской контактной зоны. Доказательством тому служат многочисленные жития и мученичества святых первых веков Христианства в Малой Армении, дошедшие до наших дней в основном в текстах латинских мученических актов-мартирологов Ордена Иезуитов. Среди этих мартирологов особо выделяются описание мученичества сщмч. Евтихия Мелитинского († ок. 98, память мая 28 (июня 10)), свв. воинов Аттика Севастийского и дружины его († 249–251, память ноября 3 (16)), св. воина Полиевкта Мелитинского († 259, память января 9 (22)) и многих др. В описании мученичества свв. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста Севастийских († 305, память декабря 13 (26)) говорится о том, что в конце III столетия жители Армении (Малой) и Каппадокии, будучи христианами, отказались приносить жертвы языческим идолам, высказав тем самым протест римскому правительству, пытавшемуся принудить население этих провинций к идолопоклонству, что послужило увеличению числа мучеников в Церкви Христовой. Это обстоятельство может служить несомненным доказательством того, что проповедь христианского учения в Малой Армении в конце III столетия приняла массовый характер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ульрих II, гр. орламюндский (ум. в 1112 г.) 231, 231 Унни, архиеп. гамбургско-бременский (918–936) 123, 123, 150, 150, 270, 270 Урбан II, п. римский (1088–1099) 163, 208–209, 209, 328, 328, 337 Урош I, жупан сербский (ок. 1110 – после 1131) V, 367 Фатимиды, династия арабских халифов в Сев. Африке (X – третья четв. XII в.) 37 Фелиция (?), ж. венгерского кор. Кальмана, д. сицилийского великого гр. Роджера I V Феодора, вторая ж. византийского имп. Uoahha I Цимисхия, д. византийского имп. Константина VII Багрянородного VIII Феодора, д. византийского имп. Константина VIII, правительница Византийской империи (1055–1056) VIII, 73 Феодора, д. византийского имп. Алексея I Комнина VIII Феодосий, б. византийского имп. Константа II 327 Феодосий, византийский имп. в IX в. (ошибочно) 348, 354 Феодосий, митр, халкидонский, посол византийского имп. Феофила 18 Феодосий Печерский , св., один из основателей Киево-Печерского м-ря (ум. в 1074 г.) 51, 69 Феофан, византийский хронист (рубеж VIII–IX вв.) 23, 27 Феофан, посол византийского имп. Феофила 18 Феофано, вторая ж. византийского имп. Романа II, затем – византийского имп. Никифора II Фоки VIII Феофано, ж. германского имп. Оттона II, племянница византийского имп. Uoahha I Цимисхия (ум. в 991 г.) II, VIII, 116, 116–117 Феофано Музалонисса, ж. черниговского кн. Олега Святославича IXa, 198 Феофил, имп. византийский (829–842) VIII, 18–20, 19–20 Фив, св., ученик св. Климента Римского 104, 104 Филипп Швабский, кор. германский (1198–1208) II, III, VIII, 309, 346–347 Филипп I, кор. французский (1060–1108) II, 102, 111, 137, 137, 153 Филипп II Август, кор. французский (1180–1223) II, 343, 343 Флоренций Вустерский, английский хронист (ум. в 1118 г.) 133 Флоровский А. В. 33, 202, 220, 252, 263–264, 286 Флоря Б. Н. 28 Фольк, сторонник претендента на венгерский престол Бориса (Кальмана) 368 Фортинский Ф. Я. 65 Франклин С., см. Franklin S. Фридрих I Барбаросса, кор. германский (1152–1190, имп. с 1155 г.) II, III, 234, 237–238, 241, 249–252, 258, 259, 260–261, 266, 273, 282–284, 283–284, 309, 314–316, 316, 342, 342, 347

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

317 Публий Гельвий Пертинакс (1.08.126–28.03.193), император с 1.01.193 г. Был убит во время мятежа преторианской гвардии. 318 Дидий Север Юлиан (133 или 137–193) император в 193 г. (занимал престол 66 дней). Был низложен сенатом и убит рядовым солдатом во время мятежа Септимия Севера. 319 Марк Аврелий Север Антонин Каракалла (4.04.186–8.04.217), император с 4.02.211. После смерти его отца, Септимия Севера, который объявил своими преемниками обоих братьев, бежал в лагерь преторианской гвардии и побудил солдат к мятежу. Преторианцы ворвались во дворец и убили его брата Гету. 322 Марк Аврелий Антонин Гелиогабал (204–11.03.222), император с 8.06.218. Вместе с матерью Юлией Симиамирой был убит преторианцами. 323 Марк Аврелий Север Александр (1.10.208–1819.03.235), император с 10.03.222. Был убит при солдатском бунте в Майнце вместе с матерью Юлией Маммеей. 324 Гай Юлий Вер Максимин (ок.17273–10.05.238), император с марта 235 г. Был убит вместе со своим сыном взбунтовавшимися солдатами при осаде Аквилеи. 325 Здесь имеется в виду Марк Антоний Гордиан III (20.01.225–11.02.244), император с июля-августа 238 г. Был умерщвлен по приказу бывшего префекта претория Филиппа Араба, его преемника. 326 Марк Юлий Павел Филипп Араб (ок. 200-сент. 249 г.) Император с марта 244 г. Погиб в битве с войсками императора Деция под Вероной. 327 Гай Мессий Квант Деций Траян (195–251), император с 249 по 251 г. Погиб в сражении против карпов и готов в сражении у Абрутий в Мезии. 328 Гай Вибий Требониан Галл Август, император в 251–253 гг., вместе со своим сыном и соправителем Волусианом был убит в Интерамне, в походе на очередного претендента на престол Эмилиана. 331 Публий Лициний Валериан (ок.193– после 260), император с сентября 253 по осень 259 г. Попал в плен к персам в сражении при Эдессе и умер в плену. 332 Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218– весна 268 г.), император с сентября 253 г. Был убит у Медиолана во время восстания командира конницы Авреола. 333 Марк Аврелий Карин, император с июлля 283 до лета 285 г. Был убит после поражения в сражении при Марге с войсками Диоклетиана.

http://azbyka.ru/otechnik/Evagrij_Sholas...

254 Лучшие произведения Киприан написал в 251 г. в полемике с карфагенскими и римскими раскольниками по вопросу об отступниках: «О единстве церкви, или О чистосердечии архиерейском» и «О падших». Впоследствии в трактатах «О благе терпения» и «О ревности и зависти» Киприан призывает клириков к укреплению церковного мира и ликвидации расколов. Трактаты «О благодати Божией, или Донату» и «Почему идолы не есть Боги?» написаны вскоре после крещения Киприана и посвящены критике политеизма. В трактате 248 г. «К Квирину, или Книги свидетельств против иудеев» Киприан представил критику иудейства на основе данных из Писания. Трактат «К девственницам», написанный в 249 г., направлен против обычая проживания девственниц под видом духовных сестер в домах клириков. В 252–253 гг., во время моровой язвы, им написаны трактаты «О смерти» и «К Деметриану», в которых он призывает паству к покаянию и отвергает указание язычников, что это бедствие – результат гнева богов. Написанный в 252 г. трактат «О молитве» посвящен анализу молитвы. В период гонений Киприан написал трактат «К Фортунату об увещевании к мученичеству», в котором призывает христиан к твердости духа. Кроме трактатов до нас дошло много писем Киприана (65), написанных в период 248–258 гг., когда он был епископом. 255 Публий Лициний Валериан (ок. 193–после 260 гг.) происходил из италийской сенаторской фамилии. После смерти Деция в 253 г. он в Реции был провозглашен своими войсками императором. Он сделал своего сына Галлиена соправителем. В 254 г., поручив сыну защиту рейнско-дунайской границы, Валериан отправился в восточные провинции, где в 257–259 гг. пытался отражать нападения персов на Каппадокию и Сирию. В конце концов он потерпел поражение при Эдессе от персидского царя Шапура I и попал в плен. Валериан умер в персидской тюрьме. Публий Лициний Эгнаций Галлиен (218–268 гг.) в 254–259 гг. оборонял рейнско-дунайскую провинцию от варваров. После пленения отца стал полноправным правителем. В течение всего своего правления боролся с многочисленными узурпаторами и вторжениями варваров (особенно на Западе). Он провел военную реформу, закрыв сенаторам доступ в армию в пользу всадников. Начатые отцом гонения на христиан он прекратил. Галлиен был убит возле Медиолана в результате мятежа в войске.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

246 Стратон из Лампсака – философ III в. до Р. X., глава перипатетической школы, прозванный Физиком. 249 Герофил – знаменитый греческий врач из Халкидона, родился ок. 300 г. до Р. X. Жил в Александрии при первых Птолемеях. Занимался препарацией трупов и вивисекцией приговоренных к смерти преступников. Исследовал деятельность мозга и нервной системы. Создал учение о пульсе. 250 Эрасистрат – греческий врач, родился ок. 300 г. до Р. X. на Кеосе. Занимался анатомией и физиологией. Изучал деятельность мозга, нервную систему, работу сердца. В своих исследованиях ориентировался на атомистическое учение Демокрита и теорию Стратона. 251 Диокл – греческий врач IV в. до Р. X. с Евбеи, последователь Гиппократа; занимался анатомией. 259 Мосхион – известный врач, противник Сорана. Описал признаки предстоящего выкидыша, дал указания относительно ухода за новорожденными. Мосхиону принадлежит сочинение «О женских болезнях». 267 См.: 1Тим.3:1 : «Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает». В трактате «О крещении» (17, 2) Тертуллиан , однако, пишет о том, что, хотя крестить могут все, миряне должны быть скромными и не присваивать обязанности епископа, ибо «стремление к епископству есть мать расколов (episcopatus aemulatio scismatum mater est)». 273 Философы, принадлежавшие к так называемой Средней Академии (270–150 гг. до Р. X.), оспаривали принцип познаваемости действительности с позиций скептицизма. 275 Орест в одноименной трагедии Еврипида (ст. 255–256), обращаясь к сестре Электре, называет ее матерью. Пример безумного Ореста использовался в «Алкивиаде II» (143d). Гораций в «Сатирах» говорит о том, что Орест называл сестру фурией (II 3, 137–141). Ср.: Овидий. Скорбные элегии, V 6, 25–28. Ювенал сравнивает Ореста с Нероном (Сатиры, III 8, 215–221). У Овидия в качестве примеров безумцев упомянуты Аякс и Орест (Любовные элегии, 17,7–10). Ср.: Ювенал. Сатиры, V 14, 284–287. Вергилий сравнивает обезумевшую Дидону то с Пенфеем, то с Орестом (Энеида, IV 464–473). 278 См.: Еврипид. Вакханки, 1109–1145. Ср.: Овидий. Метаморфозы, III 721–731; Гораций. Сатиры, II 3, 303–304. Плутарх в сочинении «О суеверии», 5 утверждает, что Афамант и Агава, принявшие своих детей за зверей, были еще более несчастны, чем не видевший своих детей Тиресий.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/o-d...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010