Время внесения этих молитв в «Постановления апостольские» (ок. 380) 56  неадекватно их корректуре. Последняя была выполнена во всяком случае до I Вселенского Собора; это видно из того, что Иисус Христос именуется Отроком Бога, теологумены же, раскрывающие учение Церкви об ипостасном отношении Его к Богу Отцу как Логоса, отсутствуют. Это характерная черта доникейских анафор, которую в анафоре Серапиона Тмуитского , написанной около 350 года, мы уже не наблюдаем 57 . Но давность корректуры можно еще углубить. Приписка в конце молитв «Дидахэ» «пророкам же дозволяйте благодарить, сколько они желают» 58  в «Постановлениях апостольских» заменена указанием «предоставляйте же благодарить и пресвитерам вашим» 59 . Как известно, пресвитеры древней Церкви поставлялись в помощь епископу по управлению общиной, «подобно старейшинам, избранным при Моисее» 60 . Они составляли совещательно-административный орган церковной общины и, говоря современным языком, только сослужили епископу, но самостоятельно не совершали ни крещения, ни Евхаристии 61 . Первые сведения о самостоятельном совершении Евхаристии пресвитерами мы получаем из посланий св. Киприана Карфагенского 62 . Гонение на христиан в царствование императоров Декия (249–251) и Валериана (253–259), когда многие церкви были лишены епископов, естественно, расширило функции пресвитеров. Очевидно, тогда-то указание «Дидахэ» о неограничении пророков в их евхаристических молитвах было заменено разрешающим самостоятельное совершение Евхаристии пресвитерами. Однако не исключена возможность, что в это время мог быть сделан только данный корректив, корректура же текста молитв могла быть выполнена еще раньше, во II веке, когда происходило отделение Евхаристии от вечерней трапезы и Евхаристия была перенесена на утро 63 . Сопоставление молитв «Дидахэ» с теми же молитвами в «Постановлениях апостольских» со всей очевидностью показывает, что корректура содержания их была сделана именно в связи с этим обстоятельством. Напомним, что в «Дидахэ» было три молитвы и первая из них произносилась над чашей в начале вечери.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

1929. 19. Ноябрь. С. 3–22. Печатается по первому изданию. 239 Кавасила Николай (ум. 1371) — византийский церковный писатель–мистикисихат, архиепископ Фессалоникский; основные сочинения — «О жизни во Христе» и «Толкование божественной литургии». 240 Игнатий Антиохийский (ок. 35 — ок. 107) — христианский мученик, епископ Антиохийский; отец Церкви; казнен в Риме. Послания Игнатия Богоносца проникнуты мыслью о единстве Церкви, внешним выражением которого он считает епископат и церковную иерархию. 241 Кирилл Иерусалимский (ок. 315–386) — христианский церковный деятель и писатель, епископ с 315 г., отец Церкви; автор 24 огласительных поучений. 242 Кирилл Александрийский (ум. 444) — христианский церковный деятель и богослов, главный оппонент несторианства, отец Церкви. Племянник Феофила Александрийского и его преемник в качестве епископа г. Александрия (с 412 г.). В борьбе с ересью Нестория сформулировал принципы православной христологии (учение о боговоплощении как реальном соединении в личности Христа двух природ — божественной и человеческой). 243 Симеон Новый Богослов (949–1022) — византийский духовный писатель, поэт, философ–мистик. Развивал тему самоуглубления и просветления личности; приближал поэтический язык к живым речевым нормам. 244 Рим.8:15. 245 Против ересей, III, 10, 2. 246 Кол.3:3. 247 1Кор.15:45. 248 1Кор.15:20–22. 249 Еф.2:4–6. 250 Еф.1:23. 251 In Ephes. Нот. 3, 2//Migne. PG. XII. С. 26. 252 Разъяснение Послания к Ефесянам. М., 1893. Ч. 2. С. 93–94. Подобная точка зрения — см. труд покойного свящ. А. Робинсона «Послание ап. Павла к Ефесянам», с. 44–45,1,403; в кратком изд. с. 57–60 (по–английски). 253 Еф.2:16. 254 Кол.2:19. 255 Еф.4:3. 256 Ин.17:21–23. 257 «Мнения и утверждения Филарета, митрополита Московского относительно Православной Церкви на Востоке» (СПб., 1886), с. 53. 258 Игнатий Смирн , 8. 2. 259 Слово 18, 23//PG. XXXIII. С. 1044. 260 Ср.: Batiffol Pierre. Le Catholicisme de St. Augusti. Paris, 1920. P. 1; P. 212: «Напомним, что наименование кафолическая (соборная) употреблялось в отношении Великой Церкви в противоположность еретикам… Наименование это, вероятно, народного происхождения и появляется на Востоке во втором веке.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=714...

9. Святаго мученика Полиевкта (259). Святителя Филиппа, митрополита Московскаго и всея России, чудотворца (1570). Пророка Самея (X в. до Р. X.). Святителя Петра, епископа Севастии Армянския (IV). Преподобнаго Евстратия чудотворца (IX). 10. Святителя Григория, епископа Нисскаго (IV). Преподобнаго Дометиана, епископа Мелитинскаго (601). Преподобнаго Маркиана пресвитера (V). Преподобнаго Павла Комельскаго, Обнорскаго (1429). Преподобнаго Макария Писемскаго (XIV). Блаженныя Феозвы диаконисы, сестры святителя Григория Нисскаго (385). 11. Преподобнаго отца нашего Феодосия Великаго, общих житий начальника (529). Преподобнаго Михаила Клопскаго, Новгородскаго (ок. 1453–1456). Преподобнаго Феодосия Антиохийскаго (ок. 412). Иконы Божия Матери Елецкия. 12. Святыя мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших (226–235). Святителя Саввы, архиепископа Сербскаго (1237). Преподобнаго Мартиниана Белоезерскаго (1483). Мученика Мертия (284–305). Мученика Петра Авессаломита (309–310). Преподобныя Евпраксии, девы Тавенския (413). Икон Божия Матери, именуемых «Акафистная» и «Млекопитательница». 13. Святых мучеников Ермила и Стратоника (ок. 315). Преподобнаго Иринарха, затворника Ростовскаго (1616). Преподобнаго Елеазара Анзерскаго (1656). Мученика Петра Анийскаго (309–310). Преподобнаго Иакова, епископа Низибийскаго (350). 14. Отдание праздника Богоявления (Просвещения). Преподобных отец, в Синаи и Райфе избиенных: Исаии, Саввы, Моисея и ученика его Моисея, Иеремии, Павла, Адама, Сергия, Домна, Прокла, Ипатия, Исаака, Макария, Марка, Вениамина, Евсевия, Илии и иных с ними (IV–V). Преподобнаго Иосифа Аналитина Раифскаго (IV). Преподобнаго Феодула (V). Преподобнаго Стефана (VIII). Преставление святыя равноапостольныя Нины, просветительницы Грузии (Иверии) (335). Величание: Величаем тя, святая равноапостольная Нино, всю страну Иверскую светом Евангелия просветившую и ко Христу приведшую. 15. Преподобных Павла Фивейскаго (341) и Иоанна Кущника (V). Преподобномученика Пансофия (249–251). Преподобных Прохора и Гавриила (XI) (серб.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иоанн Богослов — апостол; церковь приписывает ему одно из Евангелий (Апокалипсис) и три послания — 93, 102, 116, 179, 327 Иоанн Златоуст (347–407) — византийский церковный деятель, епископ Константинополя (с 398 г.); автор проповедей, идеал проповедника и обличителя — 170, 201, 206, 259, 306 Иоанн Калита — Иван I Данилович (? –1340) — князь московский (с 1325 г.) и великий князь владимирский (с 1328 г.) — 98 Иоанн Кассиан (ок. 360 — ок. 435) — византийский монах, один из теоретиков монашеской жизни, был отправлен из Константинополя в Рим искать защиты для Иоанна Златоуста — 289 Иоанн Предтеча (Иоанн Креститель) — в христианском вероучении последний из пророков, провозвестник прихода Миссии, непосредственный предшественник Иисуса Христа — 130, 291 Иов, священнослужитель в Угрешском Подворье в Москве — 251 Иоиль, отец из Миссионерского Покровского монастыря в Москве — 246, 249, 252, 255, 279, 287, 291 Иордан Варвара Александровна (? –1916) — жена Ф. И. Иордана — 101, 102, 108, 110, 113, 141, 164, 313 Иордан Федор Иванович (1800–1883) — гравер; ректор (с 1871 г.) по части живописи и скульптуры Академии художеств (см.: Записки ректора и профессора Академии художеств Федора Ивановича Иордан. М., 1918) — 101, 102, 107, 108, 110, 113, 114, 132, 134, 141 Иосаф (Иоасаф) — индийский царевич, обращенный в христианство — 137 Иосиф, граф — см. Ламберт И. К. Иосиф, отец, регент (?) Троице–Сергиевой лавры — 285 Иосиф, ризничий — Иосиф (Левитский Иван) (1831–1891) — выпускник Вифанской Духовной семинарии (1854); иеромонах, архимандрит и ризничий (с 1876 г.) Патриаршей ризницы в Москве; позже — архимандрит Высокопетровского монастыря и духовник афонского монастыря Святого Пантелеймона; член Православного миссионерского общества (с 1870 г.); духовный писатель — 247, 295 Иосиф, цензор — Иосиф (Баженов Иван (Иоанн) Гавриилович) (1827–1886) — выпускник Санкт–Петербургской Духовной академии (1853), магистр (1855); профессор, инспектор и ректор ряда духовных семинарий (1853–1871); архимандрит (с 1860 г.), настоятель лихвинского Покровского Доброго монастыря (с 1871 г.); член Санкт–Петербургского Комитета Духовной цензуры (с 1873 г.); настоятель московского Заиконоспасского монастыря (с 1881 г.), епископ Балтский и викарий Подольской епархии (с 1884 г.) (см.: Нигровский И. Воспоминание о преосвященнейшем Иосифе, епископе Балтском//Воронежские епархиальные ведомости. 1886. 18. Часть неофициальная. С. 675–677) — 86, 126, 135, 137, 140, 141, 147, 150, 153, 154, 167, 169, 173, 179, 182, 199, 207, 211, 221, 226, 227, 231, 234, 264, 312

http://predanie.ru/book/214600-dnevniki-...

Ф Фабри Иоганн 153 Февр Люсьен (1878–1956), французский историк 41, 471 Федор, дьякон 147, 468 Федор Алексеевич, царевич З12, 365, 367, 369 Федоров Анания 159, 203 Федоров Афанасий, крестьянин 217 Федоров Колистрат (упом. 1648–1649), суздальский иконописец 182 Федоров Михаил (упом. 1772), иконописец из Холуя 182 Федотов Георгий Петрович (1886–1951), религиозный философ, историк культуры 13, 50–52, 73, 115, 135, 145, 215, 345, 450, 471 Федор, иконописец; архиепископ Ростовский (XV в.), святой 130 Феодор Стратилат 312, 435 Феодор Студит (759–826), богослов, святой 100 Феодора, императрица 129 Феодосий Печерский (ум. 1074), святой 47 Феодосий Пустынник, святой 134, 137 Феодосий Тотемский (ум. 1568), святой 330 Феодосий Углицкий (ум. 1696), архиепископ Черниговский, святой 221, 241 Феофил, византийский император (829–842) 129 Фесенко Е.П., владелец типографии в Одессе 64, 254, 255 Филарет (Дроздов Василий Михайлович (1783–1867), митрополит Московский 40, 44, 46, 55, 56, 77, 79, 93, 96, 104, 105, 144, 217, 218, 234, 237, 270, 471 Филарет (Романов Федор Никитич, ок. 1554–1633), патриарх Московский и всея Руси (1619–1633) 92, 118 Филатьев Тихон (последняя четверть XVII-haчaлo XVIII в.), иконописец Оружейной палаты 379, 381 Филимонов Георгий Дмитриевич (1828–1898), историк искусства, археолог, один из основателей Общества древнерусского искусства в Москве, хранитель Оружейной палаты 168, 176, 196, 197, 248, 249, 251, 253, 259, 270, 314, 315, 367, 387, 471 Филипп (Колычев Федор Степанович, 1507–1569), митрополит Московский 188, 216, 407 Филипп, старец 124 Филонов Павел Николаевич (1883–1941), художник 444 Филофей, старец (ок. 1465–1542), писатель, монах псковского Елеазарова монастыря, автор посланий к великому князю Василию и царю Ивану IV 10, 83 Флайер М.С. 273, 471 Флоренский Павел Александрович (1882–1943), богослов, историк искусства, филолог 62, 63, 128, 172, 198, 199, 238, 290, 295, 306, 410, 471 Флоровский Георгий Васильевич (1893–1979), историк церкви, богослов, профессор Парижского Богословского института 12, 19, 20, 142, 221, 240, 271, 471

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikona-i-...

213 В 505 г. Дара – город на севере Месопотамии, находившийся на тогдашней границе с Персией. См.: «О постройках» Прокопия Кесарийского, кн. 2, гл. 1. 218 24 июня. Согласно «Консульским фастам» мощи апостола Тимофея были доставлены в Константинополь 1 июня 356 года. 219 3 марта. Согласно «Консульским фастам» мощи апостолов Луки и Андеря были доставлены в Константинополь 3 марта 357 г. 220 Храм святых Апостолов был построен в Константинополе ещё при Константинтине Великом, при Констанции II он был перестроен. 239 Константинопольским патриархом Анатолием (449–458 гг.); это был первый случай, когда императора на царство короновал константинопольский патриарх. 241 Сирмий (совр. г. Сремска-Митровица) – крупнейший город в провинции Паннония; там некоторое время (в конце III-haчaлe IV вв.) находилась императорская резиденция. 242 Анастасия Узорешительница (или Анастасия Младшая) – христианская великомученица, погибшая во время гонений на христиан при императоре Диоклетиане (в 304 г.). 243 Колоннада (или портик) Домника часто упоминается в византийской литературе, однако её точное местоположение в Константинополе доподлинно неизвестно. 244 Седьмой Вселенский собор (784 г.), проходивший в Никее, был созван против иконоборчества. Отрывок из «Церковной истории» Феодора Анагноста был зачитан с целью опорочить иерополитанского епископа Ксенайи, который выступал против почитания икон. 246 В оригинале сказано двусмысленно; другое понимание: «во время его [т. е. Ксенайи] епископской власти». 249 Свида – средневековая византийская энциклопедия (X в.), содержащая разъяснения ок. 30 тыс. имён, названий и понятий. 256 Это сочинение было написано в восьми книгах; извлечения из него сохранились в Библиотеке патриарха Фотия (IX в.). 257 Гиппарх (II в. н. э.) – древнегреческий астроном и математик. Под «шаром» Гиппарха, вероятно, имеется в виду составленный им звёздный каталог. 259 Порфирий (III в.) – древнегреческий философ-неоплатоник, выступавший с критикой христианского учения. 260 Возможно, прав как раз Феодор Анагност, а не Феофан Исповедник : фессалоникийский епископ был церковной главой всей преторианской префектуры Иллирик (значительная часть Римской империи), что могло давать ему право называться патриархом.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Chtec/t...

235. Evagriana synaca: Textes inedits du British Museum et de la Vaticane edites et traduits par J. Muyldermans (Bibhotheque du Мшёоп. Vol. 31). Lowen, 1952. P. 115–151. Jejunio A, 4. 236. Достопамятные сказания. Об авве Захарии, 1. 237. Имеется в виду прп. Макарий Египетский. – Примеч. пер. 238. Монах. 29 (Творения... С. 101). 239. Монах. 16 (Творения... С. 99). 122 240. Ant I,48/Мф 7:14. 241. Имеется в виду прп. Макарий Александрийский. – Примеч. пер. 242. Монах. 94 (Творения... С. 111). 243. К монахам. 102 (Творения... С. 135). 244. Там же. 38 (Творения... С. 131). 245. Прп. Мелания Старшая (350 – ок. 410) – знатная римлянка, после смерти мужа и двух сыновей удалившаяся в Святую Землю и основавшая женский монастырь на Елеонской горе. Бабушка прп. Мелании Младшей. – Примеч. пер 246. Увещание к девственнице. 10 (Творения... С. 138). 247. См.: 1Тим 5:23. 248. Манихейство (по имени легендарного перса Мани) – религиозное учение, возникшее на Ближнем Востоке в III в. и широко распро­странившееся как на Востоке (включая Среднюю Азию), так и на Западе (Рим, Карфаген). Основная идея манихейства – представле­ние о борьбе добра и зла, света и тьмы как двух равноправных и из­начальных принципов мироздания. Дуализму добра и зла соответ­ствует дуализм духа и материи. Таким образом, материя относитсяк злому началу. – Примеч. пер. 249. Быт 9:3. См. также: Быт 1:29. 250. 1Кор 10:25. 251. Мф 15:11. Цитируется отрывок из сочинения Евагрия: Изображение монашеской жизни. 10 (Добротолюбие. Т. 1. С. 597 и след.; церк.-слав. перевод цитат изменен на русский). 252. Монах. 75 (Творения... С. 108). 253. Булимарексия, булимия (греч. bulimia, от bus – быk u limos – го¬лод) – «волчий голод», резкое усиление аппетита, наступающее обычно в виде приступа и сопровождающееся чувством мучительного голода. – Примеч. пер. 254. Ant Prol. 255. KG I, 65. 256. Ant Prol. 257. Монах. 49 (Творения... С. 104). Ср.: 1Фес 5:17. 258. Там же. 68 (Творения... С. 107). 259. Там же. 70 (Там же). 260. Там же. 35 (Творения... С. 102). 132

http://predanie.ru/book/219655-obyadenie...

248 Прокопий был схвачен в Филиппополе Фракийском. 249 Голова Прокопия была послана Валентом II в подарок Валентиниану I, находившемуся в Галлии. 250 Аномей Евдоксий. 251 Истр — Дунай. 252 Речь идет о нашествии вестготов на дунайские провинции в 366—369 гг., которое было успешно отражено Валентом. 253 Грациан, сын Валентиниана I от Северы, родился 18 апреля 359 г., а Валентиниан II, сын Валентиниана I от Юстины — 2 июля 371 г. 254 Флавий Грациан стал августом 24 августа 367 г. 255 Герма — город на азиатском побережье Геллеспонта. 256 Война с сарматами и с германскими племенами аламан и франков продолжалась до 374 г. 257 Писидия — римская провинция на юге Малой Азии. 258 Ликия — область на юго-западном побережье Малой Азии. 259 Маркиониты — последователи Маркиона 85-ок.180 , ересиарха, который приписывал сотворение мира не Богу, а более низшему существу — Демиургу, врагу Христа, «благого бога». Фотиниане — последователи Фотина см. II.29 . Маркеллиане — последователи Маркелла Анкирского см. I.36; II.21 . 260 Севасты — административный центр провинции Первая Армения. 261 Эти события, прежде всего Сицилийский собор, на котором умеренные ариане признали Никейский символ, были реакцией на господство в имперской церкви радикальных ариан — акакиан и аномеев. Эта тенденция была поддержана и Тианским собором Coзoмeh.VI.12 . Однако Тарский собор, где должно было произойти окончательное объединение умеренных ариан с православными на платформе последних, не состоялся из-за противодействия императора Валента. 262 Указ о низложении Афанасия Александрийского и о передаче православных церквей арианам. 263 Видимо в 368 г. По другим данным — в 365 366 гг. 264 Евдоксий умер в 369 г. 265 Залив в восточной части Пропонтиды Мраморного моря . 266 В 371 г. 267 Апостол Фома — один из двенадцати апостолов, проповедовавший Евангелие в восточных странах, в частности в Индии. 268 Речь идет о деле Феодора, обвиненного в стремлении к верховной власти и казненного вместе с множеством предполагаемых сторонников. См. об этом Аммиан Марцеллин. XXIX. 1—2.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3952...

249 Составившемся частью из посланий к разным лицам, писанных в разрешение возражений, предлагавшихся со стороны севериан и акефалитов, и почитающемся одним из лучших сочинений против евтихианства. 252 У Халкондилы: „Владислав (ок. 1444 г.), – вышедши из Трансильвании, перешёл Дунай, перевёл все войска свои в страну царскую и расположился лагерем в Добродичии, приморской стране Болгаров“, и пр. ed. Nigbur р. 326. 255 Созомена Ист. 7, 28. Никита Хоният: „Русь, которую и Скифами называют“. Лев диакон: „Тавро-Скифы, которых общий язык обыкновенно называет Русью“. Сл. янв. 20. 259 По Нестору, издавна жили по Богу Дулебы, по Днестру до Дуная и моря Угличи и Тиверцы; там великая Скифия Греков. Лаврен., стр. 7. 265 Acta sanet, ad 20 april. Как память св. Феотима по Римскому мартирологу показана апр. 20, так в том же мартирологе память св. Ветрана показана янв. 25. О последнем: Tomis in Scythia s. Bretannionis episcopi, qui mira sanctitate et zelo catholicoe fidei sub Valente imp. ariano, cui fortiter restitit, in ecclesia floruit. О Феотиме: Tomis in Scythia s. Theotimi episcopi, quem ob insignem eius sanctitatem et miracula etiam infideles et barbari venerati sunt. 266 Ркп. житие преп. Александра, опис. иер. Феодосием, бывшим священником. Оно есть у Толстого 2. 164. 331, у Царского 325, у Ундольского 276. Об источниках сведений Феодосий пишет: „отец мой священствовал в том самом селении, откуда был родом преподобный, и там видел ещё в живых сродника его, земледельца Исаака, сына старшего брата его Амвросия, бывшего немного моложе Александра; с юного возраста жил он (Исаак) вместе с ним и всё знал о нём подробно. – Часто приходил он к отцу моему и разговаривал о святом; родитель любовью расспрашивал о его подвигах. Я же хотя был тогда отроком, внимательно слушал разговор их... часто приходил к нему (к отцу с. Надпорожье на Онеге) священник (обители Александровой) Корнилий, который также беседовал с отцом моим о житии и чудесах преподобного, а иное записал и по повелению старца Леонида (Леонтия, брата преп. Александра). Некоторый дьяк много лет провёл в обители, быв принят для служения по храму. Много и от него слышал я о преподобном... Когда лишился я супруги: то пришёл в обитель и облёкся в иноческие одежды; а преосвящ. архиепископ Пимен скоро посвятил меня в священный сан. В обители нашёл я древних иноков, сродников святого, которые рассказывали о чудесах его, явных и тайных“.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

614 См.: Церковн вед . 1912. 24. Иоанниты – секта поклонников протоиерея Иоанна Кронштадтского (в миру Иоанн Ильич Сергиев; 1829–1908), настоятеля Андреевского собора в Кронштадте. В 1890-х гг. Иоанн приобрел среди простого народа известность как молитвенник и чудотворец. К нему стекались огромные суммы, пожертвованные на дела благотворительности, и большое число богомольцев. На этой волне и возникла секта иоаннитов и иоанниток, проповедовавших что в отце Иоанне воплотился Иисус Христос. Иногда они даже пытались укусить его, чтобы «причаститься» его крови. Сам Иоанн Кронштадский не признавал это увлечение законным. 615 Но как же письмо заслуженного профессора? Перечитайте его и увидите, что оно все написано в тоне защиты книги, нелепость которой писавший сознавал, но которую по посторонним соображениям все же хотел похвалить. Притом, по слухам, письмо это опубликовано помимо воли автора, конечно, не думавшего, что его снисходительно-угодливые комплименты попадут в печать. 616 Евномий (ум. ок. 395) – неортодоксальный христианский богослов, представитель крайнего арианства, имевший многочисленных последователей. Опровержению его идей посвящено сочинение Григория Нисского «Против Евномия». 622 Напр , наша магистерская диссертация: «Второбрачие клириков» переведена на сербский язык в лучшем сербском журнале «Богословски гласник». См. также журналы «Bessarione» (1910. ütt-dic., 74–78; 1912. ütt-dic.); болгарский «Церковен вестник» (1910. С. 376–376; С. 392–398; С. 408–409); Echos d’Orient. 1910. Septembre. 290–295; сербский «Христиански весник» (1910. 587 сл.); «Богословски гласник» (1907. 12. 249 сл.; 1909. 2. 136–143; 1908. 14, 109 сл.); «Гласник Православие Цркве» (1913. 259 сл.); «Пръглед» (1907. Slavorum Litterae Theologice (Annus III. 55; IV. 220; V. 60–63; 87. 161); Revue d’Histoire ecclesiastique. 15 Iullet. 1912. Р. 613; Rivista di Apologia Cristiana. A 1913. Fasc. XLIX. Vol. IX. P. 1–15 и мн. др. 623 очень громко, бурно (ит.; термин, обозначающий характер исполнения музыкального произведения).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010