19 авг. 1922 г. была совершена коронация образа, на месте коронации построена часовня, к к-рой ежегодно совершается крестный ход. Г. и. представляет собой маленькую (ок. 9 см) резную в камне фигурку Богородицы в рост с Младенцем Христом на левой руке. Младенец, подобно скульптурам Богородицы из Вроцлава (ок. 1410) или Сважево («Мадонна рыбаков», XV в.), изображен обнаженным. В правой руке Богородицы плод - излюбленный мотив многих, в т. ч. чтимых, польск. образов. Скульптуру из Гидле исследователи относят к народному искусству. Она проста по исполнению, «но зато очень искреннее, вдохновленное подлинной верой» произведение (Нижински. С. 202). В наст. время икона находится в базилике в честь Успения Пресв. Богородицы в специально созданном для нее алтаре в юж. части храма. Она помещена в небольшой 4-гранный прозрачный киот, увенчанный короной. Благодаря высокому резному столбику в основании киота икона вынесена вверх, на передний план алтаря; фоном ей служит резное обрамление в виде архитектурных колонок (в центре - живописная картина), к-рые создают перспективную аркаду и тем самым зрительно выделяют небольшую фигурку Богоматери. На находящейся в храме полихромной барельефной панели показаны явление образа (справа) и его история, связанная с пребыванием вдоминиканском ордене (слева); под панелью размещены 24 живописных изображения чудес от Г. и. Источник: Сайт www.pravenc.ru Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30, последний раз редактировалась участником [ tol ] 2017-08-01. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . Примечания от пользователей сайта   tol Notice : Trying to access array offset on value of type null in /var/www/user393418/data/www/pravicon/info.html on line 251 2017-08-01 20:31:38   Наталья Кобяк прислала такое исправление: " Сюжет об обретении иконы получил развитие в сказании из рукописного сб. «Солнце Пресветлое», составленного сторожем московского Благовещенского собора Симеоном Моховиковым в 1715-1716 гг. (МГУ. НБ. Ф. 293. 10536-22-71). " Официально сообщаю, что Моховиков не является автором " Солнца Пресветлого " , а лишь владел этой рукописью. Ошибка идет в интернете и пора это исправить. См. мои работы на эту тему в т.ч. в сборнике РГНФ. Там подробраная датировка, указание на другие списки " Солнца " и пр. информация.

http://pravicon.com/info-792

Послание митр. Григория Цамблака вел. кн. Тверскому Иоанну Михайловичу. Ок. 1415 г. Список XVII в. (ГИМ. Муз. 1209. Л. 226) Послание митр. Григория Цамблака вел. кн. Тверскому Иоанну Михайловичу. Ок. 1415 г. Список XVII в. (ГИМ. Муз. 1209. Л. 226) По единодушному мнению исследователей, Слово надгробное было произнесено Г. на территории Киевской митрополии спустя 3 года после кончины Киприана, перед посещением или в связи с прибытием нового главы Русской Церкви митр. Фотия (осень 1409 - весна 1410). Споры вызывает конкретное место произнесения: Вильно (или Новогрудок), Киев или Москва (обзор мнений см.: Thomson. 1998. Р. 54-56; Дончева-Панайотова. 2004. С. 204-206). О посещении Москвы Г. в это время летописи не сообщают (хотя такая возможность не исключена), впрочем, более вероятным представляется вариант, связанный с Великим княжеством Литовским (центры к-рого документированы для этого периода значительно хуже). Старшие белорусско-литов. летописи (Никифоровская, Супрасльская) под 1414 г., после рассказа о чудесах Колочской иконы Божией Матери (празд. 9 июля), принесенной в Москву 15 авг., содержат краткое известие: «Тогда был Цамъвлак на Москве» (ПСРЛ. 1980. Т. 35. С. 33, 55). Понять, что стоит за этим сообщением, в силу его краткости не представляется возможным, неясно даже, идет ли речь о городе или о территории княжества (к тому же в великорус. летописании рассказ о Колочской иконе помещен под 1413). Находясь в Великом княжестве Литовском в сер. 10-х гг. XV в., Г. включился в борьбу за возвращение центра Киевской митрополии из великорус. областей, подвластных вел. князю Московскому, в западнорусские (Киев или Новогрудок). В качестве 1-го этапа планировалось создание отдельной Западнорусской митрополии. В 1414 г. вел. кн. Литовский Витовт, поддерживаемый двоюродным братом польск. кор. Владиславом (Ягайло) , обратился в К-поль с предложением поставить на Киевскую кафедру Г. Согласно Окружному посланию митр. Фотия, с этим предложением в столицу Византии отправился сам Г., возможно, рассчитывая (помимо политического влияния Витовта) на свои связи при патриаршем дворе. Однако попытка поставить митрополита на часть Киевского диоцеза при жизни законно возведенного ранее на кафедру иерарха вызвала скандал, и Г. «от Святейшаго Вселенскаго Патриарха Евфимия и от Божественного и священнаго збора извержен бысть из сану и проклят» (РФА. Ч. 3. С. 422. 125). Витовт, опираясь на поддержку западнорус. епископов, направил в марте 1415 г. в К-поль послов, к-рые снова должны были требовать утверждения кандидатуры Г., угрожая, что в противном случае западнорус. епископы сами поставят митрополита. Ответ из Византии не пришел, и 15 нояб. того же года Г. был поставлен на митрополичий стол Собором епископов. Событие имело большое значение, послужив в определенной степени прологом к автокефалии Русской Церкви в сер. XV в.

http://pravenc.ru/text/166685.html

В правление имп. Льва III Исавра (717-741), положившего начало политике иконоборчества , еп. Клавдиопольский Фома стал одним из первых, кто убрал иконы из храма. Ок. 775 г. Константин V (741-775) отправил в ссылку прп. Анфису Старшую , основательницу двойного мон-ря Пресв. Богородицы и св. апостолов на берегу озера близ Мантинеи. Из Амнии происходил прп. Филарет Милостивый, занимавшийся в т. ч. выкупом пленников у арабов ( Fourmy, Leroy. La Vie de S. Philarè. 1934. P. 115). В период 2-го иконоборчества изгнанный из Прусиады епископ-иконопочитатель Павел поселился на Олимпе Вифинском. В средневизант. время в П. находились 2 монашеских центра: на границе с Вифинией, на горе Кимин (наиболее важная обитель - лавра прп. Михаила Малеина), и на границе с Понтом, на горе Хриси-Петра. Церковная ситуация во внутренней П. начала ухудшаться в XI в. в связи с появлением тюрок. После 1094 г. митр. Никифор не смог попасть в Гангры и получил кафедру Амастриды, а затем стал игуменом столичного монастыря Космидион. Никита, еп. Ионопольский, был в К-поле хартулярием великого орфанотрофа. Еп-ство Дадивры упразднили после взятия города тюрками в 1196 г. До 1224/25 г. митрополит Гангр совершал несогласованные поставления в Ираклии и Амастриде. Между 1214 и 1250 гг. митрополией Гонориады стала Ираклия. В это время в П. еще имелись ставропигиальные монастыри. В 1260 г. митр. Андронику Сардскому отказали в переводе в П., население к-рой было враждебно к нему настроено. В 1310-1314 и 1385 гг. митрополиты Гангр, к-рые не могли попасть туда, получали в управление Анкиру, а однажды - Помпейополь и Гераны. Епископы Помпейополя упоминаются в источниках вплоть до 1347 г. Ок. 1400 г. был рукоположен последний известный визант. митрополит Гангр, Герман, впосл. он управлял также Севастией. Митрополия Гангр была объединена с Неокесарией в 1630 г. В прибрежной П. состояние церковных дел было более стабильным. Впрочем, в 1317 г. Ираклия уже не имела возможности содержать своего митр. Иоанна, к-рый проживал в К-поле и управлял также Амиклием. Митр. Мефодий не мог попасть в Ираклию и получил в 1365 г. Деркос, а также временно занял кафедру Сиды. После смерти митр. Иоакима в 1387 г. Ираклия была присоединена к Амастриде. В XIV в. митрополиты Амастриды жили преимущественно в столице; в последний раз эта митрополия упоминается в 1410 г., а в 1437 г. Амастрида названа архиепископией (TIB. 1996. Bd. 9. S. 109-113). Архитектура

http://pravenc.ru/text/2579796.html

Они так были исполнены Божественной любви, что никогда не упражнялись в земном, но всегда ум и мысль возносили к Невещественному и Божественному Свету, чувственное же око всегда возводили к написанным вещественными красками образам Владыки Христа и Пречистой Его Матери и всех святых. И в самый праздник Светлого Воскресения они, сидя на седалищах и имея пред собою всечестные и Божественные иконы, взирали на них неуклонно, исполняясь Божественной радости и светлости. И не только в тот день так творили, но и в прочие дни, когда не занимались иконописанием. Ради этого Владыка Христос прославил их и в конечный час смертный. Прежде преставился преподобный Андрей, а потом разболелся и спостник его преподобный Даниил. И, находясь при последнем дыхании, увидел он почившего Андрея во многой славе и с радостью призывающего его в вечное и бесконечное блаженство. Из этого свидетельства очевидно, что преподобные Андроник († ок. 1395–1404) и его ученики игумены Савва († ок. 1410) и Александр († после 1427), последовательно настоятельствовавшие в обители, и иконописцы Даниил Черный и Андрей Рублев († до 17 ноября 1426) – равно почитались как святые Спасо-Андроникова монастыря. Все они изображаются в лицевом житии преподобного Сергия XVI века с нимбами (издано в литографии Троице-Сергиевой Лавры в 1853 году). Преподобным Даниилу Черному и Андрею Рублеву принадлежат росписи важнейших храмов Русской Православной Церкви: Московского Благовещенского собора в Кремле (1405), Успенского собора на Городке в Звенигороде (нач. XV в.), Успенского собора во Владимире (1408), Троицкого собора в Троице-Сергиевой Лавре (1422–1426) и Спасского собора Андроникова монастыря. До недавнего времени считалось, что Спасский собор был построен при игумене, преподобном Александре, между 1410 и 1427 годами. Некоторые исследователи относят время построения собора к 90-м годам XIV века (Спасо-Андроников монастырь. М., 1972, с. 12). Источники расходятся в том, какой из соборов, Троицкий или Спасский, был «конечным рукоделием» преподобных Даниила и Андрея.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Известны изображения Г. вместе с арх. Михаилом в свите Небесного Царя в разных иконографических вариантах: фигуры архангелов по сторонам Христа (сидящего на троне или стоящего, напр. на мозаике из апсиды ц. Сан-Микеле ин Аффричиско в Равенне, ок. 545-546; в конхе апсиды диаконника собора в Торчелло, 1-я пол. XII в.); в послеиконоборческое время в декорации купола в составе небесного воинства, окружающего Христа Пантократора (мозаики собора Св. Софии в Киеве, 40-е гг. XI в.; несохранившиеся фрески собора Св. Софии в Новгороде, 1108; мозаики ц. Богородицы Паммакаристос (Фетхие-джами) в К-поле, ок. 1315, и др.). Изображения Г. вместе с арх. Михаилом присутствуют в изводах, где силы небесные сослужат Христу. напр., на сударе «Служба свт. Василия Великого» (нач. XV в., ГММК) по сторонам престола святителю предстоят архангелы в диаконских ризах с покровенными руками. летящие полуфигуры архангелов представлены на воздухе с изображением Евхаристии в среднике и сцен жития праведных Иоакима, Анны и Богородицы (сшит по заказу «Огрофены Константиновой» для собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Суздале (1410-1413, ГИМ)). В поствизант. искусстве образ Г. вместе с арх. Михаилом присутствует на плащаницах (на шитой плащанице из мон-ря Дохиар на Афоне, 1613-1614, архангелы держат рипиды в обеих руках). С Афона происходит живописная плащаница XVIII в., на к-рой Г. представлен у ног Спасителя, а арх. Михаил - у изголовья (скит св. Анны). Изображение Г. является обязательным в составе 5-фигурного Деисуса (как отдельной композиции, так и ряда икон в составе чина иконостаса). Напр., в ряде визант. памятников представлен поясной тип Деисуса: Высоцкий чин (ГТГ), иконы Хиландарского мон-ря (3-я четв. XIV в.); в древнерус. искусстве с развитием высокого иконостаса распространение получили ростовые изображения: иконы из иконостасов Благовещенского собора Московского Кремля (80-е гг. XIV в.), Успенского собора Владимира (см. ст. Васильевский чин ), Успенского собора Кириллова Белозерского мон-ря (1497, КБМЗ), изображение на окладе Владимирской иконы Божией Матери XV в. (СПГИАХМЗ) и др.

http://pravenc.ru/text/161233.html

Гавриила Захарии, а последнее должно было иметь место в месяце тисри (­ сентябрь) в день очищения 1410 ; (с. 302) если же зачатие Спасителя было в марте, то рождение его должно было падать на декабрь 1411 . – Несколько позднее новый праздник получил признание в двух других центрах тогдашнего христианства: Александрии и Иерусалиме. В то время, как еще в бытность Кассиана в Египте (ок. 380 г.) там не было праздника 25 дек., 1412 в 432 г. (в патриаршество Кирилла Александрийского ) в Александрии произносит проповедь на Рождество Христово 29-го числа егип. месяца хийяк (­ 25 дек.) приезжий еп. Емесский Павел 1413 . – Что касается Иерусалима, где, как мы видели, аквитанская паломница (ок. 385 г.) праздновала Рождество Христово 6 янв., то по свидетельству Василия Селевуийского, «Ювеналий (425–428 г., еп. Иерус.), занимающий теперь славную и важную кафедру Иакова, начал праздновать день рождения Господа» 1414 . С этими достоверными известиями согласны в общем и позднейшие разукрашенные в пользу Римской церкви и несвободные от анахронизмов предания 1415 о введении праздника Рождество Христово на Востоке. По одному из этих преданий иерус. еп. Кирилл, по другому Ювеналий, письмом к Папе Юлию жаловался на неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день: нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан», и просил исследовать и определить день рождества Христова; папа рекомендовал практику своей церкви – празднование Р.Х 25 дек. Василий В. поручил Григорию Богослову установить на Константинопольском соборе это празднование. Златоуст тоже дал на это согласие. Из Кипра призван был Епифаний, чтобы он, как природный иудей, на основании Писаний, утвердил день. Патриархи Феофил Александрийский и Флавиан Антиохийский приняли новый праздник. Ввиду такого единодушия и еретические секты последовали в данном случае кафолической церкви. – Успехом своим новый праздник конечно обязан величию чествуемого события. Но введение его потребовало не мало времени и не обошлось без борьбы.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Skaball...

Папы подтвердили право евреев на обладание книгами, необходимыми для отправления их религии, но только при условии, что они не содержат богохульств и ошибок. Кроме того, в 1245 г. Иннокентий IV обосновал право пап судить иудеев, в т. ч. если они впадают в ересь в отношении собственной религии. Новые сожжения книг были произведены по приказу кор. Людовика IX в 1255 г. С 1267 г. иудейская лит-ра стала подвергаться цензуре. На этом основании в 1269, 1283, 1299, 1310 и 1319 гг. инквизиция конфисковывала Талмуды и др. книги. В 1321 г. папа Иоанн XXII, изгнавший евреев из своих владений, приказал сжечь Талмуд. Ок. 1278 г. доминиканец Раймунд Мартини собрал в кн. «Pugio fidei» (Кинжал веры) основные заблуждения талмудистов. Иудеи также составили сборники, опровергающие христианское учение. Напр., ок. 1410 г. каббалист Йом Тов Липман из Мюльхаузена написал «Сефер ха-Ницахон» (Книга диспута). В 1290 г. евреи были изгнаны из Англии, в 1306 г.- из Франции (временно, до 1315, затем в 1322 и 1394). В Германии были погромы Риндфлайша в 1298 г., армледеров (юденшлегеров) - в 1336-1338 гг. В течение XV в. иудейские общины были изгнаны из мн. нем. и австр. городов. Так евреи постепенно были вытеснены в Центр. и Вост. Европу. На территории Свящ. Римской империи евреи считались «рабами казны», т. е. находились под покровительством императора. В XV в. здесь вводится институт верховного раввина и начинается процесс профессионализации раввината. Рабби Меир ха-Леви из Вены возродил раввинскую ординацию и ввел выдачу дипломов. Внутри общин обострилась борьба между «светскими» членами общинных советов и раввинами. Главным предметом спора было право отлучать от синагоги. Равновесие сохранялось только благодаря брачным союзам. В XV в. были составлены многие сборники местных обычаев. Среди наиболее значимых - «Минхагим» Махарила из Майнца (Яакова бен Моше ха-Леви Меллина), в к-рый было включено в т. ч. множество суеверий, и «Сефер ха-минхагим» (     «Книга обычаев») Абрахама Клаузнера из Вены (ум.

http://pravenc.ru/text/1237763.html

Ричарда Скропа, близкого друга Арундела, архиепископ К. поддержал короля перед папой Римским Иннокентием VII , к-рый отлучил от Церкви всех виновных в пролитии крови прелата. В 1407-1410 гг. Арундел исполнял обязанности канцлера королевства, играл важную роль в управлении гос-вом (особенно во время болезни короля). В 1413 г. новый кор. Генрих V лишил его гос. должностей. Проповедь архиеп. Томаса Арундела. Миниатюра из рукописи: Jean Creton. La Prinse et mort du roy Richard (Lond. Brit. Lib. Harley. 1319. Fol. 12). Ок. 1401–1405 г. Проповедь архиеп. Томаса Арундела. Миниатюра из рукописи: Jean Creton. La Prinse et mort du roy Richard (Lond. Brit. Lib. Harley. 1319. Fol. 12). Ок. 1401–1405 г. Преемник Арундела на Кентерберийской кафедре Генри Чичели также был верным слугой англ. короля, активным гос. деятелем. Разделяя амбициозные планы Генриха V по покорению Франции (см. ст. Столетняя война (1337-1453)), архиепископ собирал с духовенства денежные субсидии королю, организовывал молебны во всех приходах архиеп-ства. Во многом благодаря его стараниям как покровитель Английского королевства стал почитаться вмч. Георгий Победоносец; архиепископ К. способствовал развитию почитания других святых, с помощью к-рых англичане одержали те или иные военные победы, напр. св. Иоанна из Беверли, еп. Йоркского (в день его памяти, 25 окт. 1415, произошла битва при Азенкуре, когда французская армия, несмотря на численное превосходство, потерпела сокрушительное поражение, понеся значительные потери). Основанный архиеп. Г. Чичели в 1436 г. в Оксфорде колледж Олл Соулс (Всех душ) стал памятником англичанам, погибшим во франц. кампаниях. К. был одним из центров распространения в Англии гуманизма . Архиеп. Джон Мортон (1486-1500, с 1493 кардинал), один из ближайших советников кор. Генриха VII Тюдора (1485-1509), покровитель и наставник юного Т. Мора , содействовал развитию книгопечатания. Видным ученым-гуманистом был Уильям Селлинг, приор капитула К. в 1472-1494 гг. Он неоднократно посещал Италию, собирал лат.

http://pravenc.ru/text/1684195.html

[нем. Biel] Габриель (до 1410 или ок. 1415, Шпайер - 7.12. 1495, Айнзидель), нем. теолог и философ, один из крупнейших представителей номинализма в поздней европ. схоластике. Учился в Гейдельбергском ун-те с 1432 г., здесь же с 1438 г., став магистром философии, преподавал эту дисциплину. В 1442-1443 и 1451 гг. изучал теологию в Эрфуртском ун-те, особенно интересовался номинализмом У. Оккама , а в 1453 г.- в Кёльнском ун-те, где преподавание теологии опиралось на труды Фомы Аквинского и Альберта Великого . В 1448 г. началась деятельность Б. как проповедника, в т. ч. в 1457-1465 гг. в качестве проповедника при кафедральном соборе в Майнце. К этому времени относится большинство дошедших до нас его проповедей годового цикла и специально посвященных Деве Марии и святым (Sermones de sanctis. Tüb., 1499, 1500. 4 vol.). В XVI - нач. XVII в. эти проповеди 6 раз переиздавались в Германии, Австрии и Швейцарии. Во время пребывания в Майнце Б. присоединился к движению devotio moderna. В 1463-1482 гг. он руководил основанием и деятельностью 7 домов общины «братьев общей жизни» и неск. раз переселялся из одного в др. в Рейнской обл. и Вюртемберге. С 1484 по 1492 г. он был профессором теологии в открывшемся в 1477 г. Тюбингенском ун-те, дважды избирался его ректором, а в последние годы жизни, оставив преподавание, возглавил новооснованную небольшую общину «братьев общей жизни» в местности Шёнбух. В Тюбингене Б. написал свои главные сочинения: первые 3 кн. комментариев к «Сентенциям» Петра Ломбардского (1486-1488) и лекции о каноне мессы (Sacri canonis misse exposito brevis et interlinearis. Tüb., 1500), в к-рых подробно проанализировал текст, действия и смысл евхаристического богослужения. Комментарий к 4-й кн. «Сентенций» закончил его ученик Венделин Штайнбах, издавший все книги уже после смерти Б. (Gabriel super primo sententia[rum]. Tüb., 1501). В XVI в. комментарий выдержал 7 переизданий, в т. ч. во Франции; лекции о каноне мессы были переизданы 17 раз (XV-XVI вв.). Хотя Б. долгое время считался прежде всего последователем Оккама, в своих сочинениях он пытался соединить идеи Оккама и Иоанна Дунса Скота , склоняясь то к одному, то к др. в зависимости от исследуемой темы. Работы Б. оказали влияние на М. Лютера , изучавшего их в молодости, а также на отцов Тридентского Собора и католич. ун-ты Саламанки (Испания) и Коимбры (Португалия). Кроме трудов по теологии и литургике Б. написал важное для истории экономической мысли в Германии «Сочинение о действии и пользе монет» (Opusculum de potestate et utilitate monetarum. Openheym, 1516), в к-ром развивал идеи «справедливых налогов» и контроля за ценами.

http://pravenc.ru/text/149199.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Церковь во имя вмч. Георгия (Белая ). 2-я пол XV в. Фотография. XX в. [Румын. Baia], столица Молдавского княжества, его торговый и культурный центр во время правления первого воеводы страны Богдана I Основателя (1359-1365) и его наследника Лацку Водэ (1365 - ок.1375). Расположена в 25 км к югу от г. Сучава (сев.-вост. Румыния). Памятники XIV в. не сохранились. Археологические раскопки вскрыли остатки первоначальных городских укреплений. Имеются 2 правосл. церкви XV-XVI вв. и католич. собор нач. XV в. Согласно местной традиции, ц. вмч. Георгия (др. название - Белая ц.) была возведена при господаре св. Стефане III Великом вскоре после его победы при Б. в 1467 г. над войском венг. кор. Матьяша Хуньяди. Отсутствие документальных свидетельств не позволяет точно установить имя ктитора и год возведения храма. В 1908 г. храм был отреставрирован Комиссией по историческим памятникам. Храм вмч. Георгия сохранился в формах, характерных для молдав. зодчества XVII в. Здание прямоугольное в плане, стены сложены из неотесанного и обработанного природного камня, своды и барабан главы - из кирпича. Глава поставлена над наосом, барабан восьмигранный на двойном, квадратном (нижняя часть) и звездчатом, основании; боковые апсиды скрыты в толще стен, к-рые поддерживают контрфорсы. Храм в честь Успения Богородицы возвел в 1532 г. молдав. господарь Петру Рареш. В архитектурном отношении повторяет ц. Всех святых в Пэрхэуци (1522). Глава отсутствует, с зап. стороны над притвором возвышается башня-колокольня. В интерьере церкви и на внешней стороне стен сохранились фрагменты живописи 1535-1538 гг. В 1410 г. в Б. был возведен готический однонефный собор. Здесь располагалась нек-рое время кафедра католич. епископии, созданной в 1415 г. для местных католиков-саксов. Собор реставрировался в 70-х гг. ХХ в. Лит.: Monumente istorice bisericeti din Mitropolia Moldovei i Sucevei. Iai, 1974. Рубрики: Ключевые слова: КОНСТАНЦА [Кюстендже], город в вост. части Румынии, в Добрудже, на побережье Чёрного м.; важный культурный и церковно-адм. центр Византийской империи

http://pravenc.ru/text/77734.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010