Зимой 1410/11 г. П. Д. по распоряжению Василия I Димитриевича возглавил поход московских войск против сил вел. кн. Нижегородского Даниила Борисовича , к-рого поддержали отряды Булгарского улуса Орды. 15 янв. 1411 г. у с. Лысково (ныне город в Нижегородской обл.) состоялось сражение, исход к-рого летописи трактуют по-разному. По одной из них, ожесточенный и кровопролитный бой завершился безрезультатно, взаимным отходом сторон, по другой - «сташа на костех» противники Москвы. В любом случае политические цели кампании достигнуты не были. В отдельных случаях П. Д. выполнял особые поручения вел. князя Московского. Сохранилось документальное свидетельство о его пребывании во Владимире, где он действовал, обладая нек-рыми великокняжескими правами и функциями. Документ (полная грамота) не имеет даты, но на нее косвенно указывает текст Жития прп. Кирилла Белозерского, в к-ром говорится о возвращении посланного П. Д. к Кириллу боярина, о «море» в Дмитрове и в дмитровских волостях и об обходе Дмитрова П. Д. с Владимирским воздвизальным крестом (из Успенского собора; он был спасен при набеге летом 1410), окропленном присланной прп. Кириллом св. водой. Описанные события соотносятся с пандемией зимы 1417/18 г. (см.: АСЗ. Т. 1. 86. С. 67; Преподобные Кирилл, Ферапонт и Мартиниан Белозерские. СПб., 1994. С. 114, 116; ПСРЛ. Т. 24. С. 178-179; Т. 25. С. 243). Посольство П. Д. к прп. Кириллу Белозерскому было вызвано отсутствием у него детей в браке (с 16 янв. 1407) с Еленой Полиевктовной Вельяминовой (в монашестве Евфросиния). Супруга князя, чье светское имя сохранил только синодик дмитровского во имя святых Бориса и Глеба мужского монастыря , была внучкой последнего московского тысяцкого В. В. Вельяминова, а сам П. Д. стал первым из московских Рюриковичей, кто женился на представительнице нетитулованного московского старобоярского рода. Обращение к прп. Кириллу с просьбой о молитвенной помощи оказалось результативным: в семье П. Д. родились сын Иван (ок. 1418-1419, более вероятно, что в 1419) и неизвестная по имени дочь, умершие в детские годы (возможно, во время пандемии 1425-1427).

http://pravenc.ru/text/2580388.html

Миссионерский отдел Московской митрополии РПЦ Main menu Авторы Герасим II Паллада (ум. 1714) — александрийский патриарх. Родился на Крите в семье пресвитера и ритора.  Учился на Керкире и в Венеции. Знал греческий, арабский, еврейский и… далее» Свт. Георгий I Антиохийский (?-594) — антиохийский патриарх. Палестинец, о детстве и юности ничего не известно. Монах и игумен нескольких обителей. Принимал участие в византийской политике…. далее» Евтихий(ок. 512 — 582) — Патриарх Константинопольский. Сын военного. Его дед, священник, преподал ему христианское воспитание. В 15 лет уезжает в Константинополь — изучать светские науки… далее» Свт. Георгий (Конисский) (1717-1795) —  архиепископ Могилёвский, Мстиславский и Оршанский, философ, богослов, писатель, поэт, общественный деятель, защитник веротерпимости, обличитель социальной несправедливости, пороков духовенства, просветитель, блестящий оратор. Безусловно,… далее» Владимир Мономах (1053/54 — 1125) — выдающийся государственный деятель, древнерусский писатель. Владимир был редким исключением среди других русских князей. Он вошел в историю прежде всего как… далее» Святитель Феофан Затворник, Вышенский — (1815 — 1894), в миру — Георгий Васильевич Говоров. Феофан Затворник — один из самых авторитетных русских аскетических писателей. Феофан Затворник… далее» (1722 — 1794 гг.) — род. на территории современной Украины, много скитался в поисках духовных наставников, прожил много лет на Афоне, откуда переселился вместе с братией… далее» (1982-1942) — сын прав. Алексея Мечева, сам духовник и священник. Замучен советской властью. Был прекрасно образован (гуманитарные науки; окончил историко-филологическое отделение Московского Университета, знаток западноевропейского искусства,… далее» Свт. Геннадий Новгородский (в схиме — Галактион, предположительное прозвище (фамилия) — Гонзов; ок. 1410 — 1505) — скорее всего происходил из рода московских бояр. Одна из… далее» то Патриарх Гермоген (Ермоген в миру Ермолай; ок. 1530 — 1612) — патриарх Московский, одна из центральных фигур Смутного времени. Историки спорят о его происхождении: кто… далее»

http://pravbiblioteka.ru/book_author/pag...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЛЕОНТИЙ [Греч. Λεντιος; Леонтий Ахейский] (ок. 1377, Монемвасия, Пелопоннес - 1452, мон-рь св. Таксиархов, там же), прп. (пам. греч. 11 дек.). Сведения о Л. содержатся в синаксарном Житии в составе службы этому святому ( Petit. Bibliogr. d. acolouthies grecques. P. 129) и в энкомии, сохранившемся в рукописи из б-ки Марчиана (Marc. CI II Cod. 186, XV в.). Служба, как предполагают исследователи, написана Георгием Схоларием (впосл. патриарх Геннадий II Схоларий ), а энкомий - одним из его учеников, по имени Иоанн, с о-ва Хиос. Кроме того, изложение Жития Л. на новогреч. языке, предпринятое прп. Никифором Хиосским, включено в сб. «Неон Лимонарион» (Венеция, 1819). Святой род. в знатной семье и получил в крещении имя Лев. Его отца Андрея Мамону император назначил наместником Пелопоннеса; мать преподобного Феодора была родственницей Палеологов. Юношей Лев отправился в К-поль для получения образования. Он делал большие успехи в обучении, отличался благочестием и добродетельной жизнью. Имп. Мануил II покровительствовал Льву. После смерти отца юноша вернулся на Пелопоннес. Несмотря на стремление Льва к монашеству, мать настояла на его вступлении в брак, в к-ром родилось трое детей. Феодора удалилась в основанный ею мон-рь Пепеленица, где окончила свои дни. Ок. 1410 г. Лев принял постриг с именем Леонтий и стал подвизаться под рук. старца Меннидия, а затем неск. лет прожил на Афоне. Ок. 1415-1420 гг. Л. вернулся на Пелопоннес и основал мон-рь св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) на горе Клокос, в 15 км к югу от Востицы (ныне Эйо; сейчас эта обитель носит название Старый мон-рь (Палеомонастиро)). Он поселился в пещере на обрывистом утесе на высоте 550 м над уровнем моря. Победив плотские страсти, Л. получил от Господа дар чудотворения. К нему стали приходить ученики, к-рые соорудили себе жилища на склоне горы. Слава о подвигах Л. дошла до морейских деспотов Фомы и Димитрия Палеологов, к-рые послали святому средства для строительства большого мон-ря. Они также наделили обитель земельными владениями, построили водопровод и передали в дар святыни - частицы Страстей Христовых, власы св. Иоанна Предтечи, руку мч. Арефы и главу прмч. Стефана Нового.

http://pravenc.ru/text/2463465.html

Сам святой Иларион избрал для пещерного затворничества место на берегу Днепра, где впоследствии в 1051 году преподобными Антонием и Феодосием была основана Киево-Печерская лавра. Киево-Печерская лавра Святитель Михаил, первый митрополит Киевский, крестивший в Днепре киевлян, стал основателем Михайловского Златоверхого монастыря в Киеве. Произошло это при сыне князя Владимира Ярославе Мудром. Предполагается, что Михайловский собор был первым храмом с позолоченным верхом, откуда на Руси пошла эта традиция. Для православного человека золото куполов является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. Храм — это свеча, возжигаемая пред престолом Божиим. Золотые купола и кресты своим сиянием напоминают пламя свечи. При Ярославе Мудром были основаны также Свято-Юрьев монастырь на берегу реки Волхов вблизи Новгорода (1030 г.) и Новоторжский Борисоглебский монастырь (1038 г.), действующие и по сей день. Иконы «Блаженный же князь Владимир, внук Ольгин, крестился сам и детей своих, и всю землю Русскую крестил от конца и до конца, и города, и церкви пречестными иконами украсил», — пишет Иаков Мних. Действительно, первые иконы на Руси были привезены князем из Корсуни для Десятинной церкви. К XI веку относится деятельность учеников греков, первых известных русских святых иконописцев, монахов Киево-Печерского монастыря, преподобного Алипия († около 1114 г.) и его сотрудника преподобного Григория. Великомученик Георгий Победоносец. Икона. XI в. Одна из самых древних чтимых на Руси икон — чудотворная Владимирская икона Божией Матери, по преданию, была написана святым евангелистом Лукой и вывезена из Константинополя около 1131 года. К древнейшим из сохранившихся на сегодняшний день икон относятся икона великомученика Георгия Победоносца (XI в., Успенский собор Московского Кремля), иконы святых апостолов Петра и Павла и «Спас золотая риза» из Софийского собора в Новгороде (XI в.). Высочайшие образцы русской иконы явлены в творчестве преподобного Феофана Грека (ок. 1340ок. 1410), преподобного Андрея Рублева (около 1370 — 17 октября 1428) и Дионисия (ок. 1440–1502). Фрески

http://blog.predanie.ru/article/zavety-k...

1357, мастер Теодорих); на знамени нем. ордена Всадников, захваченном поляками в 1410 г. как трофей в Грюнвальдской битве; во множестве скульптур и на алтарных картинах (скульптура на ратуше в Йютербоге (ок. 1507, ныне в городском музее); деревянный рельеф (ок. 1647) с фигурой святого в доспехах на фасаде церкви, посвященной св. Леодегарию и М., в Люцерне, на алтарной картине с встречей св. Эразма и св. Маврикия работы М. Грюневальда (1517-1523, Ст. Пинакотека, Мюнхен), на створках неск. алтарей работы Л. Кранаха Старшего и мастеров его круга (1520-1525, в Метрополитен-музее; алтарь Пфирша, 1524, Гос. галерея в замке Йоханнисбург в Ашаффенбурге)). Голова М. стала элементом геральдики - герб г. Кобурга, о-ва Корсики. В богатом светском одеянии М. изображен вместе с избранными святыми на створке алтаря работы Спинелло Аретино (Спинелло ди Лука Спинелли) (XIV-XV вв., Ст. Пинакотека, Мюнхен); в бархатном берете и со знаменем - на алтарной картине в паре с первомч. архидиак. Стефаном (XVI в., мастер А. Вёнзам, там же). C иконографией вмч. Георгия Победоносца сближает изображения М., попирающего дракона, статуя высокого алтаря в ц. Санкт-Маурициус в Визентхайде (работы Я. ван дер Ауверы). В паре с вмч. Георгием М. изображен на алтаре Трех королей из городского собора Галле (ок. 1507, Х. Бальдунг Грин, Гос. музеи, Берлин), где он держит знамя с имперским орлом; на этого же святого он более всего походит в горельефе алтаря-складня из церкви дер. Вайсвайль близ Эммендингена (1515/25, сделан в Брайсгау, возможно в круге Бальдунга Грина, ныне в собрании Музея земли Баден, Карлсруэ). М. держит знамя и щит, украшенный 4 фигурами орлов; с таким же знаменем и в одеждах европ. знати в сочетании с воинскими латами того времени М. представлен на витраже Кёльнского собора (1507-1509). Как воин в средневековых доспехах, с мечом он изображен на многочисленных витражах XIX в. в стиле неоготики, исполненных Э. Виолле-ле-Дюком и А. Жерантом для капеллы его имени в базилике Сен-Дени, в церквах Швейцарии, напр.

http://pravenc.ru/text/2561146.html

2865 Боровск – в настоящее время уездный город Калужской губернии. О месте села Кудинова ныне напоминает часовня. 2866 Высокий-Покровский монастырь находился при р. Протве, в 1 версте от Боровска. Основан в 1410 г. В 1618 г. монастырь был приписан к Пафнутиеву Боровскому, в 1764 г. упразднен. Название «Высокий» получил по месту, которое занимал: местность эта господствует над всею окрестностью. Теперь на месте этой обители находится подгородная слобода Высоцкая. 2867 Преподобный Никита был игуменом Высоцкого Серпуховского монастыря, преемником преп. Афанасия Младшего с 1395 г. После 19-летнего управления обителью, состарившись и страдая болезнью глаз, преп. Никита семь лет жил на покое в Высоком Боровском монастыре. Оставив этот монастырь (ок. 1421 г.), преп. Никита ушел на север и основал в Костроме Богоявленский монастырь (ок. 1426 г), существующий до сих пор (с 1864 г. – женский). Здесь подвижник скончался и погребен 2868 Князь Симеон Боровский был сын Владимира Андреевича Серпуховского, скончался от моровой язвы в 1426 г. иноком с именем Саввы и положен в Троице-Сергиевом монастыре. – св. митрополит Фотий (память его празднуется 2 июля) управлял Русскою Церковью с 1408 по 1431 г. Отсюда следует, что преп. Пафнутий стал игуменом не позднее 1426 г. 2870 Василий Ярославич, князь Боровский, сын кн. Ярослава (Афанасия) Владимировича, скончался в 1483 г. 2871 Мамотяк – сын царя Ординского Могомета, царь Казанский. Нашествие, о котором здесь речь, было в 1445 г. В таком порядке события рассказаны в древнем житии преп. Пафнутия. Но происшествие это было ранее освящения храма (ок. 1448 г.) и официального открытия обители. 2874 Труд Досифея, написанный не ранее 1546 г., представляет собою нечто в роде Патерика – ряд кратких рассказов, слышанных от преп. Пафнутия, преп. Иосифа и других подвижников Волоколамского монастыря. Досифею принадлежит еще надгробное слово преп. Иосифу. 16 Иоанн Калита, сын св. кн. Даниила Александровича, был великим князем с 1328 по 1340 г. 2876 Здесь разумеется князь Димитрий Георгиевич Шемяка, отравленный в 1453 г. в Великом Новгороде. Отраву дал князю его боярин и любимец Иоанн Котов.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Встреча антипапы Иоанна XXIII и герм. кор. Сигизмунда в Лоди. Миниатюра из «Хроники Констанцского Собора» Уль-риха Рихентальского (Konstanz, Rosgartenmuseum. HS 1. Fol. 5v — 6). Ок. 1464 г. (ок. 1370, о-в Искья, близ Неаполя - 27.12.1419, Флоренция; до избрания папой - Бальтазар (Бальдасаре) Косса), антипапа т. н. пизанской линии (17 мая 1410 - 29 мая 1415) в период схизмы в католической Церкви кон. XIV - нач. XV в. Происходил из знатной, но обедневшей неаполитанской семьи (отец - Джованни Косса, сеньор о-ва Прочида; мать - Чиччола Бариле). В юности служил на флоте, участвовал (вместе с братьями) в сражениях между флотами герц. Людовика II Анжуйского и неаполитанского кор. Владислава Дураццо, из-за чего впоследствии его не раз обвиняли в грабежах и в пиратстве. С поражением франц. войск и изгнанием герцога Анжуйского из Неаполитанского королевства Косса оставил военную службу. Изучал богословие в Риме и право в Болонском ун-те, по окончании к-рого получил незадолго до 1389 г. степень д-ра канонического и гражданского (рим.) права (лат. in utroque iure). Во время учебы Косса стал каноником кафедрального собора в Болонье (1386); в 1392 г. папа Римский Бонифаций IX назначил его папским камергером, а в 1396 г. он был поставлен архидиаконом Болоньи. Переехав в Рим, Косса получил назначение на должность апостольского протонотария. 27 февр. 1402 г. был возведен в достоинство кардинала-диакона рим. ц. св. Евстахия, а в нач. 1403 г. назначен папским легатом a latere в Романье и Болонье (деятельность легата имела целью восстановить папскую власть на этих землях). В этой должности он, по словам биографа Дитриха Нимского , проявил себя как жесткий администратор, стремившийся поставить под контроль все ресурсы подвластной ему территории и сурово подавлявший любую оппозицию. Однако в анонимном жизнеописании Коссы из Liber Pontificalis отмечается, что при нем Болонья расцвела и «наслаждалась долгим миром». В 1408 г. папа Римский Григорий XII лишил Коссу должности легата; он был восстановлен в должности антипапой Александром V .

http://pravenc.ru/text/469714.html

1408 Шлейермахер (Schleiermacher) Фридрих (1768–1834) – немецкий протестантский теолог и философ, был близок йенским романтикам, в духе идей которых определял религию как внутреннее переживание, чувство «зависимости» от бесконечного. Переводчик Платона. 1410 Рильке (Rilke) Райнер Мария (1875–1926) – австрийский поэт. В лирике прошел сложный путь от импрессионизма (сборник «Часослов», 1905) и философской символики («Новые стихотворения», ч. 1–2, 1907–1908) к «новой вещности», стилю так называемой предметной образности («Дуинезские элегии», 1923). Главная тема – попытка преодолеть трагическое одиночество человека через любовь, единение с людьми и природой. Драматические и прозаические произведения, в том числе роман-дневник «Записки Мальте Лауридса Бригге» (1910), предвосхитивший экзистенциалистскую прозу. 1411 Иоанн Скот Эриугена (Johannes Scotus Eriugena), Эригена (Erige- na) (ок. 810 – ок. 877) – философ, ирландец по происхождению; с начала 840-х гг. во Франции при дворе Карла Лысого. Ориентировался на греческий средневековый неоплатонизм (перевел на латинский язык «Ареопагитики»). В главном сочинении «О разделении природы», проникнутом сильными пантеистическими тенденциями, выделял природу «творящую и не сотворенную» (Бог), «сотворенную и творящую» (божественные идеи), «сотворенную и не творящую» (единичные вещи), «не сотворенную и не творящую» (Бог как конечная цель мирового процесса). Идеи Иоанна Скота Эриугена были осуждены в XIII в. как еретические. 1412 Впервые: Вопросы философии. 1999. 4. С. 120–138. Печатается по первой публикации. Бонецкая Наталья Константиновна – редактор издательства «Сретенский монастырь». 1413 Шпенглер (Spengler) Освальд (1880–1936) – немецкий философ, историк, представитель философии жизни. Развил учение о культуре как множестве замкнутых «организмов» (египетского, индийского, китайского и т. д.), выражающих коллективную «душу» народа и проходящих определенный жизненный цикл, длящийся около тысячелетия. Умирая, органическая культура перерождается в свою противоположность – цивилизацию, в которой господствует голый техницизм, а на смену творчеству и развитию приходят бесплодие и окостенение. Главное сочинение: «Закат Европы» (т. 1–2, 1918–1922).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

18. Кроме Греции, покойный папа Иоанн Павел П посетил также другие православные страны - Грузию, Болгарию, Румынию и Украину . 19. Содом и Гоморра (Седом и Амора) - города, ставшие символом порочности и безнравственности, а также Божественного возмездия; Содом ассоциируется, в частности, с грехом содомии; впрочем, развращённостью жителей и дурным обращением с пришельцами отличались оба этих города. Согласно книге Бытия (Быт.19, 24-28), Господь пролил дождём серу и огонь на города равнины Содом и Гоморру после того, как праведному Аврааму не удалось обнаружить в Содоме даже десяти праведников. Кроме этих городов, были истреблены ещё Адма (Адама), Севоим (Цевоим) и, по всей видимости, Сигор. Точное местонахождение этих городов остаётся неизвестным, предполагают, что они покоятся на дне южной части Мёртвого моря - единственного моря, где отсутствует какая-либо жизнь. 20. Коринф - город и порт в Греции, на севере-востоке полуострова Пелопоннес, на Истмийском перешейке (у Коринфского канала). Согласно мифологии, основателем города был Сизиф (Сисиф), за свою хитрость впоследствии наказанный богами вечно вкатывать на гору огромный камень, который, едва достигнув вершины, каждый раз катился вниз (отсюда выражение «Сизифов труд»). В Коринфе проповедовал святой апостол Павел († 67), пробыв в городе полтора года; именно отсюда в начале 50-х гг. он послал два своих послания к Солунянам. 21. Святитель Симеон Солунский († ок. 1429) - византийский богослов и церковный писатель, архиепископ Фессалоникский (после 1410). Возглавил оборону города от турецких завоевателей (Салоники сдались во время второго приступа только после его смерти, в 1430 г.). Известен как автор ряда полемических сочинений, а также трудов, подробно раскрывающих и символически истолковывающих все стороны православного богослужения и церковной жизни, объясняющих назначение и смысл различных церковных обрядов и священных предметов. 22. Николаизм - ересь апостольского века, в отношении которой Христос, через святого апостола Иоанна († ок.

http://ruskline.ru/analitika/2014/12/15/...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИСИДОР (ок. 1380-1390, Монемвасия на Пелопоннесе - 27.04.1463, Рим), митр. Киевский (1436-1443), кардинал и лат. патриарх К-польский (1459-1463). Биография О национальности И. в источниках и научной литературе высказывались различные мнения: русские источники называют его итальянцем, славянином, огречившимся болгарином, в лат. и греч. текстах И. назван «природным греком» (обзор мнений см.: Шпаков. Государство и Церковь. С. 34-35). Первоначальное образование, вероятно, И. получил в интеллектуальном центре Пелопоннеса - Мистре, бывшей значительным центром в Византийской империи по переписке рукописей (возможно, здесь сформировался красивый характерный почерк И.). Ок. 1403-1405 гг. И. перебрался в К-поль, возможно, учился у философа и ритора Мануила Хрисолора . В последние годы пребывания в столице империи И. стал близок к имп. Мануилу II Палеологу , поскольку уже в 1409 г. правитель поручил И. ответственное задание - переписать составленную императором речь (эпитафию) на смерть его брата Феодора Палеолога и в 1411 г.- торжественно произнести ее в день памяти царского родственника. Осенью 1410 - весной 1411 г. И. вернулся в Монемвасию и в монастыре арх. Михаила и всех ангелов принял монашество. Возможно, И. нек-рое время посещал философский лекторий Георгия Гемиста Плифона - именно этим можно объяснить особое отношение И. к философии Платона и пренебрежение трудами Аристотеля . В философской школе Плифона И. мог познакомиться с буд. митрополитами Виссарионом Никейским и свт. Марком Евгеником , митр. Эфесским. В 20-х гг. XV в. И. неск. раз произносил в честь имп. Иоанна VIII Палеолога энкомии и панегирики, что может свидетельствовать о его неофиц. статусе панегириста. В 1428-1429 гг. в связи со спором митрополитов Коринфского и Монемвасийского о церковной принадлежности п-ова Майны (Мани) И. было поручено составить 2 записки об истории этой общины и представить их императору. Спор был решен в пользу Монемвасийского архиерея. В 30-х гг. XV в. И. стал игуменом монастыря св. Димитрия в К-поле, находившегося под патронатом Палеологов.

http://pravenc.ru/text/674888.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010