В борьбе за наследство Тимура победил Шахрух (1405-1447). Распределив между сыновьями важнейшие тимуридские уделы, он с трудом поддерживал их единство с опорой на чиновничество и улемов, заслужив репутацию идеального государя. Однако он во многом обязан сыну и фактическому соправителю Байсункар-мирзе, усилиями которого был восстановлен Исфахан. К 1410 г. Кара-Коюнлу вытеснили Джалаиридов из Азербайджана и Курдистана и утвердили свою столицу в Тебризе. Благодаря энергии Кара-Юсуфа (1410-1420) и Кара-Искандера (1420-1438) они сбросили верховное владычество Тимуридов. Джахан-шах (1437-1467), воспользовавшись смутами в Хорасане после смерти Шахруха, провозгласил себя султаном и в 1453-1457 гг. отвоевал Ирак Персидский, Хузестан, Фарс и Керман, при этом особенно пострадали Султания и Исфахан. В 1459 г. Джахан-шах заключил с Тимуридом Абу Саидом (1451-1469) договор, по к-рому владения 2 династий разграничивались по Сефидруду, пустыням Деште-Лут и Деште-Кевир и хребту Поште-Кух. Многочисленные казни вельмож и опора на крайних шиитов вызвали яростное противодействие суннитских улемов. После гибели Джахан-шаха в сражении с Ак-Коюнлу (1467) остатки рассеянных племен «Чернобаранных» влились в состав нового союза. Его предводитель Узун-Хасан, захвативший в 1468 г. Азербайджан с Тебризом, столкнулся со своим бывш. союзником Абу Саидом и, одержав победу, казнил его (1469). Тимуридский султанат распался на 2 части - Ср. Азию со столицей в Самарканде и Хорасан (куда входили также Систан, Мазендеран, Горган с Астрабадом) со столицей в Герате. Курдистан, оба Ирака, Хузестан, Фарс и Керман достались Хасану, поддержкой к-рого против Османов и Джучидов стремились заручиться Венецианская республика и Великое княжество Московское. Однако поражение Узун-Хасана в 1473 г. от Мехмеда II положило конец притязаниям туркмен на господство в М. Азии. В XV в. И. переживал экономический упадок. Торгово-ремесленные центры переместились на юг, где Йезд, Шираз, Ормуз были связаны с внешней торговлей шелком. Ок. 1500 г. гос-во Ак-Коюнлу разделилось на 2 удела: один, с центром в Тебризе, включал часть Армении, Курдистан и Азербайджан, а второй, с центром в Исфахане,- Ирак Персидский, от к-рого лишь номинально зависели Фарс, Керман и Йезд, перешедшие под власть династии Ак-Коюнлу. В Абаркухе, Кашане, Семнане и Систане распоряжались независимые правители. Гилян разделился на шиитские эмираты Биепиш (столица - Лахиджан) и Биепас (столица - Решт), а Мазендеран - на неск. самостоятельных владений. В Хузестане восстание крайних шиитов под началом Мухаммада Мушаша, провозгласившего себя предтечей грядущего Махди аль-Мунтазара, завершилось к 1465 г. созданием небольшого наследственного имамата в районе Ховейзе.

http://pravenc.ru/text/673877.html

де Л., и справедливо указывает на методологическую сомнительность перехода в рамках интерпретации единого библейского повествования от буквального к притчевому смыслу (др. примеры см.: Reinhardt. 2010. S. 59-62). «Дополнения» Павла Бургосского продемонстрировали ряд слабых мест в комментариях Н. де Л. и побудили неск. представителей францисканского ордена вступить с ним в дискуссию. Неизвестный испан. францисканец попытался ответить на критику пролога «Буквальной постиллы», однако с принципиально отличной от позиции Н. де Л. т. зр., настаивая на первичности духовного смысла Свящ. Писания (письмо монаха и ответ Павла Бургосского см.: PL. 113. Col. 50-60). Уже после кончины Павла Бургосского подробный ответ на его замечания к «Буквальной постилле» предложил нем. францисканец М. Дёринг. Сочинение Дёринга содержало значительное число грубых нападок на Павла личного характера, к-рые издатели предпочли сократить при его позднейшем включении в издания Библии с «Буквальной постиллой» (публикация вместе с «Постиллой»: Nicol. de Lyra. Postilla. 1589-1590; отдельное переизд. пролога: PL. 113. Col. 59-62). Дальнейшие отголоски дискуссии прослеживаются в трудах испан. экзегетов XV-XVI вв.: теолога Алонсо Тостадо (ок. 1410-1455), доминиканца Диего де Деса (1443-1523), францисканца Франсиско Ортиса Яньеса (1497-1545) и др. (подробнее о рецепции «Буквальной постиллы» испан. теологами XIV-XVI вв. см.: Reinhardt. 1987; Idem. 2010; Idem. 2011; Idem. 2013; Krey. 1996; Levy. 2013). Вслед. широкого использования в трудах Н. де Л. иудейских сочинений и постоянного полемического диалога с евр. экзегезой, его сочинения привлекали внимание ряда иудейских учителей XIV-XVI вв., считавших необходимым дать ответ на обосновываемую толкованием ВЗ критику вероучения раввинистического иудаизма (общий обзор см.: Bobichon. 2011). Наиболее часто в их произведениях использовался антииудейский трактат Н. де Л. «Доказательство пришествия Христа», однако нек-рые из них знали и «Буквальную постиллу». Так, ок.

http://pravenc.ru/text/Николай ...

2004). Значительное влияние на всю церковную деятельность Н. К. в 30-х гг. XV в. оказали события, связанные со смертью 13 февр. 1430 г. его покровителя, архиеп. Трирского Отто фон Цигенхайна, которые известны как т. н. трирская схизма (подробный исторический анализ см.: Meuthen. 1964). Незадолго до кончины Отто пожелал, чтобы его преемником стал Ульрих фон Мандершайд ( 1438), происходивший из влиятельного дворянского рода. Кандидатуру Ульриха поддержали многие князья, дворяне и рыцари, правившие во входивших в архиеп-ство городах и землях. Однако формально право избрания нового архиепископа принадлежало соборному капитулу Трира, большинство членов к-рого выступили за др. кандидата, мецского каноника Якоба фон Зирка (ок. 1398-1456; c 1439 - архиепископ и курфюрст Трирский). Поскольку в рядах капитула не было полного единства и ни один из кандидатов не хотел уступать, оба отправились для разрешения спора в Рим. 22 мая 1430 г. папа Римский Мартин V объявил избрание обоих кандидатов недействительным по причине канонических препятствий и назначил по собственному усмотрению новым архиепископом и курфюрстом Трирским Рабана фон Хельмштадта (ок. 1362-1439), еп. Шпайерского. Такое решение объясняется интригами Людвига III, курфюрста Пфальца (1410-1436), к-рый желал назначить на ключевой пост (архиепископ и курфюрст Трира входил в число князей, выбиравших императора Свящ. Римской империи) лояльного сторонника. Соборный капитул Трира и местные князья отказались принимать Рабана как архиепископа и не предоставили ему доступа к церковной казне; необходимость противостоять Риму убедила их в необходимости выдвинуть единого кандидата, к-рым стал Ульрих (см.: Ibid. S. 60-66; M ü ller. 2013. S. 123-126). Вероятно, именно на этой стадии Н. К. был привлечен капитулом в качестве одного из канонистов, перед к-рыми была поставлена задача обосновать неповиновение Риму. Наиболее логичным путем было указание на нарушение законной процедуры избрания, в соответствии с которой кандидат должен быть сперва одобрен клиром и народом (в качестве «народа» в Трире рассматривали представителей сословий), а затем утвержден папой Римским.

http://pravenc.ru/text/2566118.html

А.-е., объединившие множество групп монашествующих, быстро распространились по всей Зап. Европе. Уже в 1295 г. в Италии существовало 10 провинций, а также по одной - в Германии, Венгрии, Франции, Англии, Испании и Провансе. Ок. 1329 г. орден насчитывал 24 провинции. В XIV в. на фоне Схизмы в католич. Церкви , расколовшей орден на 2 иерархии, у А.-е., как и в др. нищенствующих орденах, наблюдалось падение дисциплины и благочестия. В это же время сформировалось движение за обновление ордена (см. Обсерванты ): реформированные конвенты объединялись в подчинявшиеся непосредственно генералу конгрегации (7 конгрегаций к 1492), крупнейшими из к-рых были Ломбардская (с 1431) и Саксонская (с 1437). В последнюю в 1505 г. вступил М. Лютер . Ок. 1410 г. был основан конвент А.-е. в Бресте-Литовском (совр. Брест), а в 1431 г. возникли польск., мазовецкий и российский округа ордена. Несмотря на удар, нанесенный А.-е. Реформацией и религ. войнами XVI в., орден прежде всего благодаря деятельности его генерального приора Д. Серипандо сумел преодолеть кризис. Движение за реформу орденов, инициированное кармелиткой св. Терезой Авильской , оказало влияние на испан. А.-е., в среде к-рых образовалась конгрегация реколлектов (1621), в 1912 г. ставшая самостоятельным орденом (Ordo Augustinianorum Recollectorum, OAR). С 1593 г. в Италии существует отколовшаяся от А.-е. конгрегация «босых», или дискальцеатов, к-рая в 1931 г. также обрела статус ордена (Ordo Augustinianorum Discalceatorum, OAD). К сер. XVIII в. А.-е. орден достиг апогея своего развития: он имел 43 провинции, 13 конгрегаций и насчитывал 20 тыс. членов, подвизавшихся примерно в 1500 конвентах. В кон. XVIII-XIX в. в результате Французской революции и секуляризации наступил упадок ордена. После третьего раздела Польши в 1795 г. польск. провинция А.-е. была поделена на российскую, галицкую и прусскую. В российской провинции имелось 2 конвента в Литве и 4 на Волыни, но к 1864 г. эти обители, а также все конвенты Царства Польского были закрыты российским правительством. Упадок А.-е. сменился в кон. XIX в. постепенным возрождением. По данным на 1997 г., орден действует среди 43 народов мира, на всех континентах, в т. ч. в Австралии (с 1838), и насчитывает 2895 новициев и монахов, в т. ч. 2216 священников, подвизающихся в 413 обителях преимущественно в Испании, Сев. Америке (с 1794) и Италии. Орден реколлектов имеет 208 домов, в к-рых подвизаются 1273 новиция и монаха, из них 987 священников. Орден дискальцеатов - 25 домов при 207 членах, из к-рых 86 - священники (Annuario Pontificio 1999. P. 1454-1455).

http://pravenc.ru/text/62636.html

lat. 757 и Smith-Lesouef 22) и романа о Ланселоте Озёрном (Paris. fr. 343). В эпоху интернациональной готики, ок. 1400 г., Милан являлся главным центром изготовления рукописей. Для характеристики рукописей, выходивших из его мастерских, был введен термин «ouvrage de Lombardie», под к-рым подразумевали такие качества произведения искусства, как куртуазность, элегантность, изящество, светскость. В рукописях миланской школы использовались мн. принципы франц. книжного искусства, такие как структура страницы, наличие бордюров и маргиналий. В этом стиле работали мастера Дзебо да Фиренце, украсивший Миссал-часослов (Paris. 757, 1405-1410 гг.), и Ановело да Имбонате, создавший декор Миссала Джан Галеаццо Висконти (Ambros. 6, 1395 г.). Ряд новшеств привнес в книжную миниатюру Джованнино деи Грасси, украсивший Часослов Джан Галеаццо Висконти (Florent. Bibl. Centr. Banco rari 397 и Landau Finaly. 22, 1380 г.). В нем художник применил новый способ организации страницы, иную композицию и др. оформление бордюра с включением в него реальных предметов. Стиль драпировок и типы лиц ближе всего к тем, что можно видеть в произведениях, вышедших из мастерской герцога Беррийского. Эту традицию продолжил Микелино да Безоццо, украсивший текст речи, произнесенной на похоронах Джан Галеаццо Висконти (Paris. lat. 5888, 1402-1403 гг.). В Ломбардии стиль интернациональной готики сохранялся до сер. XV в. и оказал сильное влияние на книжную миниатюру эпохи Ренессанса. Самый известный мастер 1-й пол. XV в.- Бельбело да Павия, закончивший после 1428 г. Часослов Джан Галеаццо Висконти и украсивший Библию для Никколо д " Эсте (Vat. Barber. lat. 613, до 1434 г.). В целом он следовал стилистике работ Джованнино деи Грасси и Микелино да Безоццо, но его стиль драматичнее, в нем нет легкого изящества интернациональной готики. Ренессанс В эпоху Ренессанса заказчиками рукописей были прежде всего правители и придворные; в моду вошло коллекционирование книг. Главные заказчики - Медичи во Флоренции, д " Эсте в Ферраре, Сфорца в Пезаро, Павии и Милане, папы (от Евгения IV до Сикста IV) в Риме, Федериго де Монтефельтро в Урбино, Арагонские короли в Неаполе, король Венгрии Матиаш Корвин, король Португалии Жуан II.

http://pravenc.ru/text/2033721.html

В XIII-XIV вв. земли и княжества, границы к-рых примерно совпадают с территорией совр. Б. (Полоцкое, Витебское, Пинское княжества, Брестские и Гродненские земли), вошли в состав нового гос. образования - Великого княжества Литовского (ВКЛ), в XIV - 1-й пол. XVI в. «русские» земли составляли ок. 80% территории ВКЛ, а «русское», т. е. правосл., население - до 75%. Для обороны и отражения натиска нем. рыцарей были построены многочисленные замки и крепости (Новогрудок, Каменец, Гродно, Лида, Крево и др.). В 1410 г. победоносно закончилась Грюнвальдская битва совместных слав. сил против крестоносцев Тевтонского ордена. К кон. XV в. все княжества, когда-то образовавшие ВКЛ, утратили самостоятельность, во 2-й пол. XVI в. территория гос-ва была разделена на воеводства, волости и поветы. В соответствии с Люблинской унией (1569) ВКЛ и Польша объединились в одно гос-во - Речь Посполитую, господствующим вероисповеданием к-рого являлся католицизм. Практически все хозяйство и культура белорус. земель пришли в упадок, общественная жизнь подверглась активной полонизации. Весьма разрушительными для Б. были война России с Речью Посполитой (1654-1667), многочисленные казацкие войны, а также Северная война (1700-1721). В результате 1-го раздела Речи Посполитой (1772) все земли Вост. Б. до Двины и Днепра с городами Полоцком, Витебском, Могилёвом, Гомелем были присоединены к России. По 2-му разделу (1793) к России присоединилась центр. Б. с городами Борисовом, Минском и Пинском, после 3-го раздела (1795) к России отошла Зап. Б. с городами Брестом, Гродно, Новогрудком. По российскому образцу в Б. было проведено административно-территориальное деление, созданы губернии и уезды. Значительная часть местной шляхты, потерявшей мн. политические преимущества, была уравнена в правах с российским дворянством. Во время нашествия Наполеона в 1812 г. католич. шляхта в большинстве своем поддерживала неприятеля и даже приняла участие в военных действиях на его стороне, крестьянство же оказало сопротивление захватчикам в форме партизанской борьбы.

http://pravenc.ru/text/77856.html

Кордовский Потро — предместье в южной части Кордовы, в котором жил уголовный сброд. Донья. — Дон, донья — звание лица дворянского сословия. …что произошло между Балдуином и маркизом Мантуанским… — испанский вариант одного из сказаний «каролингского цикла», то есть цикла французских поэм XII в., связанных с императором Карлом Великим. Маркиз Мантуанский, отставший от своей свиты во время охоты, находит в лесу Балдуина, раненного насмерть сыном Карла Великого — Карлото. Маркиз дает клятву перед распятием не расчесывать бороды, не появляться в городе и не расставаться с оружием ни днем, ни ночью до тех пор, пока он не отомстит убийце Балдуина. Родриго де Нарваэс — первый алькайд (комендант) Антекеры после отвоевания этого города испанцами у мавров в 1410 г. Абиндарраэс — знатный мавр, персонаж небольшого рассказа «История Абиндарраэса и Харифы», опубликованного в сборнике поэта Антоньо де Вильегас (1549? — ок. 1577). Этот рассказ получил большую популярность благодаря тому, что был включен в четвертую часть пасторального (пастушеского) романа Хорхе де Монтемайора (1520? —1561) «Диана». Абенсерраг — один из знатных мавританских родов в Гранаде. Двенадцать Пэров Франции — упоминающиеся в средневековых рыцарских поэмах двенадцать паладинов Карла Великого, в числе которых значились и часто встречающиеся в «Дон Кихоте» Роланд, Ринальд Монтальванский и др. Девять Мужей Славы — Таковыми считались библейский вождь, преемник Моисея — Иисус Навин, библейский царь, герой, победивший великана Голиафа, и псалмопевец Давид, библейский герой, освободитель своего народа Иуда Маккавей, Александр Македонский, герой Троянской войны Гектор, Юлий Цезарь, король Артур, император Карл Великий и герой первого крестового похода герцог Готфрид Бульонский. Лиценциат — лицо, получившее диплом об окончании университета. «Подвиги Эспландиана» — роман «Подвиги весьма добродетельного рыцаря Эспландиана, сына Амадиса Галльского, вышел в свет в 1510 г. «Дон Оливант Лаврский» — Полное название этого романа Антоньо де Торкемады — «Повествование о непобедимом рыцаре Оливанте Лаврском, принце Македонском, ставшем, благодаря чудесным своим подвигам, императором константинопольским» (1564).

http://azbyka.ru/fiction/hitroumnyj-idal...

К. подробно описывает пороки, увиденные им при папском дворе в Авиньоне; по его мнению, они затронули все католическое духовенство. Имея собственность и светскую власть, католич. иерархи стали алчными и амбициозными, погрязли в роскоши. Папы упиваются гордыней, утверждая, что их власть выше власти императора, и единолично осуществляя раздачу всех бенефициев и сбор аннатов . Кардиналы отличаются жадностью и скупостью, немногие из них владеют менее чем 500 приходами. Епископы управляют кафедрами исключительно через викариев и собирают огромные доходы с бенефициев. Каноники и викарии следуют их примеру: проводят время в праздности и предаются плотским удовольствиям. Пресвитеры покупают привилегии иметь любовниц. Лишь 1 священник из тысячи, пишет К., делает то, что должен. К. призывал вернуться к идеалам христианства первых веков, когда все помыслы служителей Церкви были о пастве и ее спасении. Первой и главной обязанностью священников К. считает проповедь и осуждает образ жизни большинства современных ему клириков, живущих в больших городах, растрачивающих доходы от своих кафедр и ведущих бесполезные академические диспуты. Теолог сетует и на то, что немногие из прихожан посещают литургию. В своем видении церковной реформы К. делает акцент на личном очищении и совершенствовании (reformatio personalis), только за этим может последовать реформа всей Церкви. В этом заключается отличие взглядов К. на церковную реформу от идей Жерсона, предлагавшего «начать с головы» (in capite). В трактатах «De fructu heremi» (О плодах пустынной жизни, 1410) и «De prosperitate aduersitatis» (О пользе бедствий, ок. 1407-1412) К. восхвалял уединенную жизнь, позволявшую самосовершенствоваться, и подчеркивал важность божественных наказаний для духовного возрастания человека. Кроме того, он считал, что увеличившееся число праздников, основанных не на библейской традиции, а на апокрифах, в т. ч. дней памяти святых (см. трактат «De novis festivitatibus non instituendis» (Против установления новых праздников), 1413), и поиски развлечений отвлекают человека от работы и духовного совершенствования.

http://pravenc.ru/text/1841239.html

Вульгата представляет собой один из наиболее значимых вторичных источников для еврейского текста Ветхого Завета. Источники, бывшие в распоряжении блаж. Иеронима, нередко превосходят в текстологическом отношении имеющиеся сегодня еврейские рукописи. Церковно-славянский перевод. История перевода Священного Писания на церковно-славянский язык связана с именами св. равноап. Кирилла (827–869 гг.) и Мефодия (817–885 гг.). В 862 г. князь Великой Моравии Ростислав († после 870 г.) обратился к византийскому императору Михаилу III (840–867 гг.) с просьбой прислать греческого епископа и священников для проповеди среди его крещённых подданных. Через два года в Моравию из Византии приехали св. равноап. Кирилл (в миру Константин) и Мефодий. В Византии Библия читалась по Септуагинте, в западных странах — по Вульгате. Ни тот, ни другой перевод не был понятен славянам. Поэтому перед святыми братьями стояла задача перевести для своей новой паствы богослужебные и библейские тексты. Их житие говорит, что ещё в Константинополе святые братья изобрели славянский алфавит, перевели некоторые части ежедневного богослужения и начали переводить Священное Писание. В Моравии братья продолжили переводить Писание и богослужебные книги. После смерти св. Кирилла в 869 г. св. Мефодий продолжал его труды и работал над переводом всей Библии до самой своей смерти в 885 г. В точности неизвестно, каков был объём этой первой славянской Библии. Несомненно, что они перевели все богослужебные ветхозаветные чтения — паремии и Псалтирь. Перевод был полностью осуществлён с Септуагинты. Труды просветителей славян продолжались в Болгарии b IX–X в. Эти переводы появились на Руси после Крещения в 988 г. Со временем в переписываемых от руки книгах Библии накапливались ошибки, пропуски, толкования и вставки, замены болгарских слов русскими аналогами и тому подобное. Некоторые священные книги бесследно исчезли или вообще не были переведены. В XV b. архиепископ Новгородский свят. Геннадий (ок. 1410–1505 гг.) решил собрать все книги Священного Писания в единую Библию на славянском языке. Он организовал поиск частей славянской Библии по монастырям и соборам. Перевод многих книг он не нашёл, и эти книги пришлось переводить. Перевод был сделан с нескольких источников. В одних случаях предпочли оставить в переработанном виде старую кирилло-мефодиевскую версию, большинство же книг были переведены с Септуагинты и Вульгаты. Полная славянская Библия была издана в 1499 г. Вся эта работа потребовала большого труда и знаний, особенно если учесть, что она была осуществлена до создания печатного станка.

http://azbyka.ru/lekcii-po-vvedeniyu-v-s...

1300-1601). План типично каталонский: 3 нефа без трансепта, со встроенными между контрфорсами капеллами, перекрыты крестовыми сводами. Специфическим является решение вост. части собора, где главная выступающая капелла имеет прямоугольную, как в цистерцианских постройках, форму. Также в отличие от каталон. построек в этом храме резко выражен перепад высоты между центральным и боковым нефами, что в экстерьере делает более заметной конструктивную готическую систему с контрфорсами и аркбутанами. Использование прямоугольной формы завершения вост. части собора позволило разместить на вост. фасаде обычно характерную для зап. фасада огромную розу, одну из самых больших в истории европ. готической архитектуры. Основой ее геометрического рисунка является изображение 6-конечной звезды, символа мудрости, часто используемого в декорации цистерцианских храмов. Интерьер ц. Санта-Мария-дел-Мар в Барселоне. 1329–1383 гг. Интерьер ц. Санта-Мария-дел-Мар в Барселоне. 1329–1383 гг. Рост торговли и формирование новых муниципальных и гос. институтов потребовали создания новой типологии гражданских сооружений, что особенно активно происходило именно в каталон. областях Арагонского королевства. Здесь строились залы для аудиенций (Тинель в Королевском дворце в Барселоне; 1359-1370, Гильем Карбонель), для заседаний парламента (дворец Женералитат в Барселоне; 1410-1434, Марк Сафон), биржи (в Барселоне; 1384-1397, Пере Арвей; Пальме, 1426-1447, Гильем Сагрера; Валенсии, 1483-1498, Пере Комте), верфи (в Барселоне, 1283-1390) и т. д. Среди замков особое место занимает Бельвер (1300-1311, Пере Сальва) близ Пальмы на Мальорке, круглый план которого, возможно, возник под влиянием Кастель-дель-Монте (близ Андрии, обл. Апулия, Италия, 1240 - ок. 1250). Круглый двор в замке Бельвер, окруженный 2-ярусной аркадой,- уникальное для готической архитектуры решение, вероятно впосл. оказавшее влияние на создание дворца Карла V в Гранаде. Активное развитие архитектуры замков характерно и для И. в целом. В их эволюции заметен переход от оборонительной (Садаба, пров.

http://pravenc.ru/text/2007788.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010