Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН КАЛФАС Иоанн Калфас [греч. Ιωννης Κλφας] († 1575), нмч. (пам. греч. 26 февр.). Род. в к-польском предместье Галата. В юности обучился ремеслу краснодеревщика (κλφας означает «подмастерье»), выполнял работы во дворце султана. И. К. был благочестивым христианином, скромным и милостивым. Он собирал приданое сиротам, выкупал из темниц заключенных и творил др. благодеяния. Так как И. К. был хорошим мастером, то ему делали заказы мн. богатые турки. Один ага отдал И. К. в обучение племянника, к-рый полюбил наставника. Желая прислуживать во дворце, он просил И. К. о ходатайстве, был взят в число слуг и со временем занял при дворе одну из должностей. Однажды племянник аги спросил И. К., что написано в христ. книгах о прор. Мухаммаде. И. К. отказался говорить с ним о вопросах веры, но тот дал клятву, что не причинит учителю зла. Тогда И. К. сказал, что Мухаммад не пророк, а обманщик и враг Божий, введший в заблуждение мн. простых людей. После этих слов юноша возненавидел наставника. Он призвал единоверцев, к-рые избили мастера, отвели к судье и обвинили в хуле на их веру. И. К. подвергли пыткам и заключили в тюрьму, но он не отрекся от Христа. Тогда И. К. направили на каторжные работы на 6 месяцев, а затем снова заключили в тюрьму. Через 3 месяца везир, видя стойкость мученика, приказал обезглавить его. Мученичество И. К. было написано свящ. Андреем, великим экономом ц. преподобных Феодора Начертанного и Феофана Никейского во Вланге (ες τν Βλγκαν), причащавшим в тюрьме святого. Это Житие помещено в «Новом Мартирологионе» прп. Никодима Святогорца . Ист.: ΝΜ. Σ. 61-62; Δουκκης. ΜΣ. Т. 2. Σ. 403; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 2. Σ. 413-414; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 333-334; Новомученики балканские: Жития мучеников, пострадавших на Балканах после падения К-поля. М., 1999. С. 100-103; Νικδημος. Συναξαριστς. Т. 3. Σ. 331. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 55; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 27; Ιωννης Κλφας//ΘΗΕ. Т. 7. Σ. 39; Περαντνης. Λεξικν. Т. 2. Σ. 240-241; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 238. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/471262.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДИОНИСИЙ [серб. Дuohucuje] (Соколович; † 15.04.1570), митр. Новобрдоский (Грачаницкий) (1564-1570). Происходил из серб. семьи Соколовичей, большая часть к-рой в 1-й пол. XVI в. была обращена в ислам и неск. ее представителей достигли высокого положения в османской администрации (паша и везир). Из правосл. части семьи при поддержке родственников-мусульман во 2-й пол. XVI в. вышли неск. иерархов Печской Патриархии . Впервые Д. упоминается как архидиакон в 1561 г., когда сопровождал родственника - патриарха Сербского Макария (Соколовича) - в К-поль. Ок. 1564 г. в монастыре Баня близ г. Прибой был хиротонисан во епископа и назначен на Новобрдоскую кафедру. В период управления заботился об обновлении мон-рей, в особенности мон-ря Печ (см. ст. Печская Патриархия ): в 1568 г. вложил в мон-рь рукопись, в 1568-1569 гг.- позолоченный крест с гравированным орнаментом. В 1564 г. Д. пожертвовал в Печский мон-рь царские врата, но по неизвестной причине они оказались в мон-ре Грачаница . Весьма вероятно, он лично вырезал и расписал их. Обновил припрату собора мон-ря Грачаница, в котором находилась его кафедра. По примеру Д. ктиторами мон-ря стали его родственники - патриархи Макарий (Соколович) и Антоний (Соколович) . В припрате грачаницкого собора изображено отпевание Д., к-рое совершает патриарх Антоний (Соколович) в присутствии монахов и верующих. В припрате находится частично сохранившийся портрет Д. Его посмертный ктиторский портрет хорошо сохранился в припрате собора мон-ря Баня. Лит.: Записи. 1. Бр. 626, 673; 4. Бр. 5617, 6312; Р. Фреска nampujapxa Makapuja како уступа престо своме наследнику Ahmohujy//ГСНД. 1933. Т. 12. С. 277; Шакота М. Ризница ман-ра код Npuбoja. Београд, 1981. С. 19, 70, 99-100; Р. Дuohucujebe царске двери из 1564. Београд, 1982. 14. С. 173-174; С. Црквени beлukoдocmojhuцu из породице као ктитори у дpyroj пол. 16. в.//Календар Српске правосл. nampujapшuje за 2007. г. Београд, 2006. С. 66-68. С. Петкович Рубрики: Ключевые слова: АМФИЛОХИЙ (Радович Ристо; род. 1938), митр. Черногорско-Приморский, Брдско-Зетский и Скендерийский Серб. Правосл. Церкви; экзарх Печского Патриаршего престола; богослов, духовный писатель

http://pravenc.ru/text/178408.html

без обзира на разлоге показало се да ништа био култ првог српског архиепископа и народног свеца. И у наредним вековима путници и хроничари су бележили да култ Светог Саве „бди над Милешевом и Уствари, велики везир Синан-паша постигао ништа. Спалило се Савино тело, али не и дух. Савин култ се управо после тога почео све више ширити у све где су живели И у 17.веку муслимани, Турци, и су манастир Милешеву лека и душевног мира и богато га даривали. Поново су падале оптужбе од присталица казуистичког догматизма у исламу, што би ми данас рекли ригидног ислама, да Милешеве „крсте Турке“. Дух муслимана и сигурно и и због култа Светог Због тога босански везир Ахмед-паша 1658.године похарао Милешеву. Похапсио и мучио под оптужбом да „крсте Турке“ док успео да изнуди од манастира 4.000 дуката. Манастиру су дали толики новац муслимани, али манастир морао да да у То Милешеву довело у велику беду. Ипак се манастир убрзо опоравио после смене Ахмед-паше. манастира Милешеве и култа Светог Саве се могао ничим уништити. И велики руски слависта, историчар и дипломата Александар Ф. 1857.године, осталог, записао : „ Болесници, задржавши се неко на где су лежале мошти Светог Саве, одлазе на брдо, до извора, по народном како сам рекао, потекао из на воду и се у да врло често Муслимани и Муслиманке траже у извору И у поовини 19.века локални муслимани су се трудили да манастир. обесни турски паша 1875.године са била кренула за Босну, стигао пред Милешеву са намером да запали и поруши. На све молбе игумана да то не чини остао Тада су муслимани успели да одврате тог силника и безбожника да то не уради за манастир рекавши: „Пашо, наша предводио групу муслимана заплакавши се обрати паши речима: „Аман, пашо честити, нас хлеба ти царевог. спрштити ону нама. С оне нам благослов и на малу (имовини-С.С.) и на Свако у хлеба и соли и Свако Обесни паша попустио и са отишао према и успут запалио манастир Свугде су се и топоними са Савиним именом. Муслимани су и веровали у лековитост и чудотворност мошти Светог Саве, извора и врела са Савиним именом, посебно жене и оне са венеричним и душевним тегобама.

http://pravoslavie.ru/76927.html

А у князя виджаянагарского триста слонов да сто тысяч рати, а коней у него – пятьдесят тысяч. Султан выступил из города Бидара на восьмой месяц после Пасхи. С ним выехало двадцать шесть везиров – двадцать бесерменских везиров и шесть везиров индийских. Выступили с султаном двора его рати сто тысяч конных людей, двести тысяч пеших, триста слонов в доспехах и с башенками да сто лютых зверей на двойных цепях. А с братом султана вышло двора его сто тысяч конных, да сто тысяч пеших, да сто слонов в доспехах. А с Мал-ханом вышло двора его двадцать тысяч конных, шестьдесят тысяч пеших, да двадцать слонов в доспехах. А с Бедер-ханом и его братом вышло тридцать тысяч конных, да пеших сто тысяч, да двадцать пять слонов, в доспехах и с башенками. А с Сул-ханом вышло двора его десять тысяч конных, да двадцать тысяч пеших, да десять слонов с башенками. А с Везир-ханом вышло пятнадцать тысяч конных людей, да тридцать тысяч пеших, да пятнадцать слонов в доспехах. А с Кутувал-ханом вышло двора его пятнадцать тысяч конных, да сорок тысяч пеших, да десять слонов. А с каждым везиром вышло по десять тысяч, а с некоторыми и по пятнадцать тысяч конных, а пеших – по двадцать тысяч. С князем виджаянагарским вышло рати его сорок тысяч конных, а пеших сто тысяч да сорок слонов, в доспехи наряженных, и на них по четыре человека с пищалями. А с султаном вышло двадцать шесть везиров, и с каждым везиром по десять тысяч конной рати, да пеших по двадцать тысяч, а с иным визиром по пятнадцать тысяч конных людей и по тридцать тысяч пеших. А великих индийских везиров четыре, а с ними вышло конной рати сорок тысяч да сто тысяч пеших. И разгневался султан на индусов, что мало людей с ними вышло, и прибавили еще пеших двадцать тысяч, да две тысячи конных, да двадцать слонов. Такова сила султана индийского, бесерменского. Мухаммедова вера годится. А раст дени худо донот – а правую веру Бог ведает. А правая вера – единого Бога знать и имя его во всяком месте чистом в чистоте призывать. На пятую Пасху решился я на Русь идти. Вышел из Бидара за месяц до бесерменского улу байрама по вере Мухаммеда, посланника божья. А когда Пасха, Воскресение Христово, – не знаю, постился с бесерменами в их пост, с ними и разговелся, а Пасху отметил в Гулбарге, от Бидара в десяти ковах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008