Михаила лапидарные надписи, выполненные асомтаврули, позволяют установить дату основания храма – 1172 г., а также имена его строителей и ктиторов. Это приближенные ко двору грузинского царя Георгия III (1156–1184) эриставт-эристави Вардан, Арсений, Чиабер Басили и Тлетта (вероятно,Твалистуга); царица Родам (супруга царя Картли Вахтанга V) и ксанский эристав Иесе (надпись 1673 г.); царевна Кетеван (вероятно, дочь царя Картли-Кахети Ираклия II; надпись 1798 г.) и др., а также представители духовенства. Во 2-й пол. XIV в. в храме, значительно поврежденном дождями и наводнениями, была восстановлена кладка фасадов и частично перестроена. Монастырь был основан в период позднего средневековья (XVI-XVII вв.); в это же время ц. во имя арх. Михаила стала родовой усыпальницей ксанских эриставов. К XVII в. относятся значительные преобразования в И. Ксанские эриставы, которым в этот период принадлежал монастырь, превратили его в укрепленный замок. Вокруг церкви была возведена крепостная стена с прямоугольными башнями по углам с восточной стороны; с запада от церкви, на некотором возвышении, возведена цитадель сложной конфигурации. Во 2-й пол. XVII в. здесь были упокоены мощи героев Картлийско-Кахетинского восстания против кызылбашей (1660) Шалвы и Элизбара Эристави и Бидзины Чолокашвили, замученных иранским Шахом Аббасом II. Судя по надписи, сохранившейся над западным входом, ксанский эристав Иесе в 1673 г. на месте старого, ранее разрушенного западного портика (сохранился фланкирующие вход полуколонны) построил новый, а также поставил колокольню и другие монастырские здания (не сохранились). По сведениям историка XVIII в. Вахушти Багратионы, И. в этот период управлял архимандрит. Историк 1-й пол. XVIII в. Сехниа Чхеидзе описывает неоднократные нападения лезгинских племен и турок на крепость И. Так, в июле 1732 г. здесь было развернуто сражение и победу над лезгинами одержали картлийцы; в декабре того же года разоривших Квемо-Картли лезгин разбил у И. везир турецкого султана Осман-паша; в 1736 г.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonopis...

Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро–Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912. Якшич Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX веке/Сб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901. На сербском языке Веселинович Райко, д–р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966. Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906. Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//«Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II. Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969. Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939. Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885. Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа–ном. Београд, 1865. Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку»//«Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38. Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865. Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887. Дуркович–Иакшич Лйубомир, д–р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе.Сремски Карловци, 1970. Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон–ската Православна Црква. Скопйе, 1970. Иречек/Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959. Кашич Душан, д–р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967. Кашич Душан, д–р. Манастир Раковица. Београд, 1970. Кашич Душан, д–р. Смисао Српске Црквене историйе. Београд, 1969. Кашич Душан, д–р. Српски манастири у Хрватской и Славонийи. Београд, 1971. Кашич Д. — Станье у Печкой патрийаршийи после емиграцийе. Патрийарха Арсенийа 1///«Богословлье». 1960. Кнь. 1.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=727...

Шабатин И. Н., проф. (Никита Волнянский). Константинопольская Патриархия и Балканские славяне в 50-70-х гг. XIX В.//ЖМП. 1948. 6. Шабатин И. Н., проф. Русско-Сербские церковные отношения//ЖМП. 1949. 4. Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912. Якшич Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX веке/Сб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901. На сербском языке Веселинович Райко, д-р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966. Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906. Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//«Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II. Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969. Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939. Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885. Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа-ном. Београд, 1865. Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку»//«Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38. Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865. Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887. Дуркович-Иакшич Лйубомир, д-р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе.Сремски Карловци, 1970. Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон-ската Православна Црква. Скопйе, 1970. Иречек/Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959. Кашич Душан, д-р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967. Кашич Душан, д-р. Манастир Раковица. Београд, 1970.

http://sedmitza.ru/lib/text/441204/

Негативная позиция Патриархии обусловила решение османского правительства прекратить распрю своей властью. 27 февр. 1870 г. султан Абдул-Азиз подписал фирман об учреждении особого церковного округа - Болгарского Экзархата; на следующий день вел. везир Али-паша вручил 2 экз. фирмана членам двусторонней болгаро-греч. комиссии. Согласно п. 1 фирмана, управление духовно-религ. делами всецело предоставлялось Болгарскому Экзархату. Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с К-польским Патриархатом: по избрании экзарха Болгарским Синодом К-польский Патриарх выдает подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания К-польский Патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из К-поля болгары получают св. миро (п. 7). В 10-м пункте определялись границы Экзархата: в него входили епархии, где преобладало болг. население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного м. от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сел, жители к-рых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (совр. Поморие) и Месемврия (совр. Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сел и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (совр. Асеновград), 9 сел и 4 мон-рей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского Экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей (рус. пер. статей фирмана - Пальмов. 1896. С. 6-9). Болг. представители передали фирман во Временный Болгарский Синод, заседавший в одном из районов К-поля (в его состав вошли 5 архиереев: Иларион Ловчанский, Панарет Пловдивский, Паисий Пловдивский, Анфим Видинский и Иларион Макариопольский). Среди болг. народа решение османских властей было встречено с энтузиазмом. Повсеместно проходили торжества и составлялись благодарственные послания на имя султана и Высокой Порты.

http://pravenc.ru/text/149675.html

Шабатин И. Н., проф. История Балканских Церквей. Конспект для студентов IV курса МДА. Тр. – Сергеева Лавра, 1966. Шабатин И. Н., проф. (Никита Волнянский). Константинопольская Патриархия и Балканские славяне в 50–70-х гг. XIX В.//ЖМП. 1948. Шабатин И. Н., проф. Русско-Сербские церковные отношения//ЖМП. 1949. Якишч Д. Н., прот. Из церковной истории православных сербов конца XVII века. Переход православных сербов из Турции в Австро-Угрию в 1690 г. под руководством Печского Патриарха Арсения III Чарноевича. Прага, 1912. Якишч Д. Н., проф. Православная Сербская Церковь в XIX векеСб. «История Христианской Церкви в XIX веке», т II. СПб., 1901. На сербском языке Веселинович Райко, д-р. Историка Српске Православие Цркве са народном историком. Београд, 1966. Вукичевич М. Знаменита срби муслимани. Београд, 1906. Вукоманович А. Раскази о архииепископима Србским койи су били у Печи.//" Гласник српск. научи, друштва». 1859. Кнь. II. Греич Ристо. Српска Црква на историйской прекретници. Београд, 1969. Груич Р. Старине манастира Ораховице у Славонийи. Београд, 1939. Данила, арх. Животи кральева и архийепископа Српских. Београд, 1885. Даничич Г. Животи светога Симеона и светога Саве написаних Доментийа-ном. Београд, 1865. Димитриевич С. Прилози расправи «Односи Печких Патрийараха с Руским у XVII веку«//»Споменик српске кральевске Академийе». 1900. Кнь. 38. Доментийан, Пером. Живот светога Симеона и светога Саве. Београд, 1865. Драгович М. Прилози за историйу Црне Горе у време владика и разних племена. Београд, 1887. Дуркович-Иакшич Лйубомир, д-р. Први српски питомци богослови у Русийи (пре 100 година). Београд, 1945. Дучич Н. Историйа Српске Православие Цркве. Београд, 1894. Душан К. Петрович, проф. Историйа Сремске епархийе. Сремски Карловци, 1970. Илийевски Д. Смислата на некой отпори против автокефалийата Македон-ската Православна Црква. Скопйе, 1970. Иречек Сонет. Велики везир Мехмед Соколович и србски Патрийарси Макарийе и Антонине. Београд, 1959. Кашич Душан, д-р. Историйа Српске Православие Цркве са народном историйом. Београд, 1967.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Д. Н., получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Д. Н., поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе к-рых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент ( Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Д. Н. отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана ( οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Д. Н. побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в К-поль. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с кон. 1681 до сент. 1684 г. жил в К-поле и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - мон-ри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Д. Н. приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата ( Todt. 2002. P. 664). Понимая, что для успешной полемики с католиками и протестантами православным необходимо повышение уровня образования, Д.

http://pravenc.ru/text/180353.html

По сведениям историка XVIII в. Вахушти Багратиони , И. в этот период управлял архимандрит. Историк 1-й пол. XVIII в. Сехниа Чхеидзе описывает неоднократные нападения лезгинских племен и турок на крепость И. Так, в июле 1732 г. здесь было развернуто сражение и победу над лезгинами одержали картлийцы; в дек. того же года разоривших Квемо-Картли лезгин разбил у И. везир тур. султана Осман-паша; в 1736 г. победу над кызылбашами одержал ксанский эристав; в кон. апр. 1737 г. крепость была взята турками, колокольня и крепостная стена полностью разрушены. Землетрясение XVIII в. разрушило церковь. В 1811 г. в связи с вхождением ГПЦ в состав Грузинского Экзархата РПЦ мн. обветшавшие церкви и мон-ри были закрыты, в т. ч. и И. Во 2-й пол. XIX в. с укреплением национально-просветительского движения в Грузии интерес к И. вырос. В 1891 г. было создано Об-во по спасению и восстановлению И., куда вошли представители груз. дворянства и духовенства, в 1891-1892 гг. были собраны средства на реставрацию. В мае 1895 г. груз. экзарх архиеп. сщмч. Владимир (Богоявленский) и инспектор при Обществе восстановления православного христианства на Кавказе Георгий Садзаглишвили (впосл. Католикос-Патриарх всей Грузии Кирион III ), путешествуя по Картли, ознакомились с церквами этого региона и особое внимание уделили И. В 1916 г. в церкви провели значительные ремонтные работы, к-рыми руководил архит. Леопольд Бильфельд, автор проектов многих жилых домов, лютеран. кирхи и правосл. церкви Квашвети в Тифлисе. В 1917 г. храм был закрыт. В 1961-1962 гг. Главным управлением охраны памятников Грузии в церкви И. были проведены укрепительные работы. Землетрясение 29 апр. 1991 г. вновь сильно разрушило церковь. Последние основательные реставрационные работы были проведены в 1999-2003 гг. комитетом ICOMOS (Международный совет по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест) в Грузии под рук. архит. М. Бочоидзе. В авг. 2008 г. И. находился в зоне военных действий и был поврежден. Церковь во имя арх. Михаила

http://pravenc.ru/text/389071.html

1968. Σ. 781-813). Собор подтвердил осуждение «Восточного исповедания...», но вместе с тем заявил, что патриарх Кирилл Лукарис не являлся его автором, сняв с него обвинения в кальвинизме. В 6-ю гл. актов было включено «Исповедание православной веры» Досифея Нотары, получившее впосл. всеобщее церковное признание и статус офиц. вероучительного документа Восточной Церкви (подробнее об Иерусалимском Соборе 1672 г. и о противостоянии во Франции между кальвинистами и янсенистами см.: Горский. 1871; Todt. 2002. P. 662-663 [библиогр.]). В 1673 г. посол Олье де Нуантель оказался противником Досифея Нотары, поскольку предпринял попытку добиться от тур. правительства передачи палестинских святынь латинянам. Напряженная обстановка в Иерусалиме привела к столкновениям между членами Святогробского братства и иезуитами, в ходе которых был тяжело ранен и 3 марта 1674 г. скончался агиотафит Климент (Каптерев. 1891. С. 286-289). Однако Досифей Нотара отстоял права Иерусалимской Церкви, и результатом требований Олье де Нуантеля стало лишь обновление мирного договора от 1604 г. между Францией и Турцией. После долгих тяжб великий везир Фазыл Ахмет Кёпрюлю подтвердил право владения палестинскими святынями за Иерусалимским Патриархатом, что было утверждено в окт. 1675 г. изданием фирмана (οσθεος. Ιστορα. XII 5. 6; 6. 4; 8. 2-6; Todt. 2002. P. 663-664). 3 покушения на жизнь Досифея Нотары побудили его покинуть Иерусалим и 20 мая 1676 г. отправиться в Константинополь. В последующие десятилетия он пребывал преимущественно в Валахии и Молдавии (1677-1678, 1680, 1686-1687, 1689(?)-1692, 1697-1698, 1702, 1704-1705), большую часть 1681 г. провел в Грузии, с конца 1681 до сентября 1684 г. жил в Константинополе и Адрианополе (подробный обзор поездок см.: οσθεος. Ιστορα. XIII 6). За счет многочисленных дарений молдав. господарей и церковных иерархов - монастыри Кэлуй и Кирою-Унгурени в Валахии (1673), св. Апостолов в Бухаресте, Мэрджинени, Хлинча (1670), Кашин (1676), Пробота (1678), Бистрица в Молдавии, приходская церковь в Калинешти в Валахии - Досифей Нотара приумножил земельные владения Иерусалимского Патриархата (Todt.

http://azbyka.ru/otechnik/Dosifej_Ierusa...

Церковь - единственное уцелевшее здание Б. м.- в плане представляет собой прямоугольное укрепленное сооружение (37 ´ 75 м), окруженное по периметру толстыми и высокими (12 м) стенами, сложенными из тщательно притесанных друг к другу квадров белого известняка (отсюда совр. название места). Кое-где в стены вложены куски розового гранита, взятые, вероятно, из развалин соседнего г. Атрибиса. Стены имеют значительный наклон назад - архитектурная особенность, свойственная древнеегип. постройкам. По всем сторонам стен расположены 2 ряда четырехугольных окон. Первоначально, по предположению Бока, здание имело четверо ворот. Угол, соединяющий зап. и юж. стены, был впосл. переложен. Тогда же, возможно, стены в нек-рых местах с внешней стороны были укреплены контрофорсами. Большую часть внутреннего пространства, по предположению Бока, занимала большая трехнефная базилика с апсидой в форме трилистника (апсида могла быть воздвигнута позднее). Затем, возможно, в XI в. церковь подверглась значительной перестройке: ее внутреннее пространство было сильно сокращено кирпичной перегородкой, построенной на месте арок, над апсидой сооружен купол. Освободившееся пространство между стенами и колоннами нефов впосл. использовалось под жилые помещения. Вдоль юж. стены к базилике непосредственно примыкает длинное помещение, назначение к-рого неясно. По предположению Бока, там изначально располагались кельи монахов, а также хозяйственные и служебные помещения (трапезная, кухня и т. д.). Здесь же находится колодец. Вдоль большей части зап. стены тянется узкий зал, возможно, служивший притвором базилики, позднее здесь были построены апсиды в юж. и сев. концах зала. В конхах апсид сохранились фрески с изображениями Христа во славе, 4 евангелистов, Креста, к-рый несут ангелы, с перекинутым через него платом и др., а также надписи на копт. и арм. языках. Согласно арм. надписи «владыка Григорий построил» (по чтению Н. Я. Марра), можно предположить, что в перестройке церкви участвовал арм. еп. Григорий, посланный в Египет в кон. XI в. своим родственником, католикосом Григором II, чтобы окормлять здесь арм. общину. Абу-ль-Макарим сообщает, что в нач. XII в. в мон-рь удалился везир халифа аль-Хафиза армянин Бахрам. Помимо этого на стене часовни, построенной во дворе базилики, есть эфиоп. надпись (1563 по датировке К. Конти Россини), оставленная здесь паломниками.

http://pravenc.ru/text/77970.html

31 мая 1633 г. в столицу для участия в разбирательстве прибыл иерусалимский патриарх. Великий везир Ибрахим и румелийский кадиаскер колебались в своих предпочтениях в зависимости от размера взяток противоборствующих сторон. В то время как вселенский патриарх Кирилл Лукарис обложил свою общину специальным налогом для подкупа властей, французские и венецианские дипломаты оказались более скупыми, и францисканцы в конечном итоге проиграли (июль 1634 г.) 1376 Согласно греческим авторам, великий везир склонялся к поддержке «франков», но после его отбытия на войну с Ираном, каиммакам (заместитель) везира албанец Мустафа-паша, «друг греков», помог одержать верх православным. 1377 Чаша весов османского правосудия качнулась после этого еще несколько раз. Племянник патриарха Феофана Григорий, который в свое время обучался в Риме, поссорившись с дядей, перешел в католичество и написал донос на греческих патриархов, обвинив их, в числе прочего, в противозаконных контактах с Москвой. Возможно, под впечатлением этого Высокая Порта в марте 1636 г. вновь вернула «франкам» все права на Св. Пещеру и Голгофу. Но уже в октябре 1637 г. православным удалось окончательно утвердить за собой преобладание в Вифлееме, а чуть позже и вернуть в свое владение главную жемчужину палестинских святынь – Св. Гроб. 1378 В это же время завязывается еще один узел противоречий: на первенство в Иерусалиме начинают претендовать армяне. В 1633 г. они, при поддержке иерусалимских властей, а потом – Высокой Порты, закрепили за собой некоторые монастыри Иерусалима, на которые претендовали греки. 1379 А на следующий год армянская община бросила прямой вызов греческим иерархам, потребовав первенства в отправлении обряда обретения Благодатного Огня в Великую Субботу. Борьба различных конфессий за приоритет в богослужении у Св. Гроба была одной из важных граней проблемы статуса Св. мест. Претензии на первенство в богослужении у мест поклонения перетекали в борьбу за обладание этими местами, и наоборот. Как уже упоминалось, с принятием григорианского календаря католики потеряли интерес к явлению Благодатного Огня. Однако расхождения григорианского и юлианского календарей и привязанных к ним церковных праздников отнюдь не решили проблему сосуществования соперничающих конфессий. Нередко католическая Пасха приходилась на православное Вербное Воскресенье, и снова вставал вопрос о совмещении двух богослужений в тесном пространстве вокруг Кувуклия со Св. Гробом. 1380

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008