Церковь в период Болгарского Экзархата (с 1870) В разгар болгаро-греческого противостояния по вопросу о церковной самостоятельности в конце 60-х годов XIX века Константинопольский Патриарх Григорий VI предпринял ряд мер по преодолению распри. Он изъявил готовность пойти на уступки, предложив создать особый церковный округ под управлением болгарских епископов и под председательством экзарха Болгарии. Но этот компромиссный вариант не удовлетворил болгар, требовавших значительного расширения границ своей церковной области. По просьбе болгарской стороны к улаживанию спора была подключена Высокая Порта. Османское правительство представило два варианта решения вопроса. Однако Константинопольская Патриархия отвергла их как неканоничные и предложила созвать для решения болгарского вопроса Вселенский Собор; разрешение на это не было получено. Негативная позиция Патриархии обусловила решение османского правительства прекратить распрю своей властью. 27 февраля 1870 года султан Абдул-Азиз подписал фирман об учреждении особого церковного округа — Болгарского Экзархата; на следующий день великий везир Али-паша вручил два экземпляра фирмана членам двусторонней болгаро-греческой комиссии. Согласно пункту 1 фирмана, управление духовно-религиозными делами всецело предоставлялось Болгарскому Экзархату. Ряд пунктов оговаривал каноническую связь новообразованного округа с Константинопольским Патриархатом: по избрании экзарха Болгарским Синодом Константинопольский Патриарх выдает подтвердительную грамоту (п. 3), его имя должно поминаться за богослужением (п. 4), по делам вероисповедания Константинопольский Патриарх и его Синод оказывают Болгарскому Синоду требуемую помощь (п. 6), из Константинополя болгары получают святое миро (п. 7). В 10-м пункте определялись границы Экзархата: в него входили епархии, где преобладало болгарское население: Рущукская (Русенская), Силистрийская, Преславская (Шуменская), Тырновская, Софийская, Врачанская, Ловчанская, Видинская, Нишская, Пиротская, Кюстендилская, Самоковская, Велесская, а также побережье Чёрного моря от Варны до Кюстендже (кроме Варны и 20 сел, жители которых не были болгарами), Сливенский санджак (округ) без городов Анхиал (современное Поморие) и Месемврия (совровременный Несебыр), Созополская каза (уезд) без приморских сел и Филиппопольская (Пловдивская) епархия без городов Пловдив, Станимака (современный Асеновград), 9 сел и 4 монастырей. В остальных областях со смешанным населением предполагалось провести «референдумы» среди населения; за подчинение юрисдикции Болгарского Экзархата должно было высказаться не менее 2/3 жителей.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

Особое место в ранних археологических работах принадлежит рус. византинистам, которые одними из первых осознали необходимость регулярного и планомерного археологического изучения города. Наблюдения за открытием древностей они вели с кон. XIX в. В 1896 г. Д. В. Айналов осмотрел находки на месте древнего храма св. Георгия и мон-ря Пресв. Богородицы Перивлепты в Псамафии; его реферат зачитал Н. В. Покровский на Международном конгрессе по христианской археологии в Риме. К систематическому изучению города приступил Археологический институт в Константинополе (РАИК), получив от Турции право натурных исследований Стамбула, включая ведение раскопок. Первым был раскрыт храм Студийского мон-ря, пострадавший от землетрясения 1894 г. Работы начались в 1906 г., а в 1909 г. великий везир Хельми-паша подтвердил особым разрешением право поиска остатков христ. церкви внутри существующей мечети. Работы возглавил секретарь РАИК Б. А. Панченко и фотограф-художник Н. К. Клуге. Удаление поздних кладок и слоев открыло хорошо сохранившуюся базилику V в. с мозаичными полами, в вост. части юж. нефа - могилы игуменов и поздневизант. оссуарий (XIII в.?), перекрытый известняковыми плитами с позднеантичными рельефами. В числе находок был также золотой медальон с изображением св. Иакова XI-XII вв., но материал фиксации (акварели полов, планы, разрезы) в основном не был издан. Параллельно в 1899-1903 гг. Клуге и Ф. И. Шмит осуществили полную натурную фиксацию монументальной живописи и архитектуры мон-ря Хора. РАИК организовал экспресс-работы при строительстве, открыв в 1909-1911 гг. ряд древних церквей, проводя фотосъемку, схематический обмер и отбор находок. При строительстве железной дороги (1910-1911) в районе древнего Акрополя РАИК и Османский музей обследовали раннехрист. некрополь и фундаменты построек (остатки ц. св. Димитрия XII в. и, как было определено позднее, ц. Пресв. Богородицы V-VI вв. под ними). Общими наблюдениями РАИК руководил Панченко, готовивший их описание для последнего тома «Известий РАИК» и сводку по исторической топографии К. В это же время франц. ученые начали составлять свод церквей К. V-XIV вв., превращенных в мечети.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Недоверие со стороны сербских властей привело к роспуску «Вардара». За посл. четв. XIX в. сербам удалось упрочить свои позиции на севере и западе М. Ощутимые результаты принесла и просветительская деятельность Болгарского Экзархата в М. В 80-90-х гг. XIX в. уже уходило в прошлое прежнее презрительное отношение македон. славян ко всему «шопскому». Молодое Болгарское княжество начинало восприниматься ими как национальный очаг, к-рый должен был стать центром объединения остальных болг. земель. В 1890 г. османское правительство издало бераты, подтверждавшие назначение экзарших митрополитов Синесия (Димитрова) в Охрид и Феодосия (Гологанова) в Скопье. В сер. 1891 г. великий везир разрешил в вилайетах Селаник и Манастыр не препятствовать болгарам, вышедшим из-под юрисдикции К-польской Патриархии, самостоятельно (через представителей духовных общин) улаживать свои церковные дела и следить за работой школ; в результате за неск. месяцев более 150 сел и городов заявили об отказе от духовного подчинения К-полю и переходе под юрисдикцию Экзархата. Этот переход продолжился и после Указа 1891 г. об ограничении выхода болг. общин из ведения К-польской Патриархии. Скопский митр. Феодосий стремился к обособлению епархии от иностранных юрисдикций, в связи с чем уже в 1891 г. у него возник конфликт с Экзархатом. В дек. 1891 г. в послании к экзарху митр. Феодосий подтвердил свою цель создать независимую Македонскую Церковь; он подчеркивал, что данная идея не нова и хорошо известна болг. священноначалию. Взаимодействуя с другими македонскими епархиями, митр. Феодосий пытался консолидировать сторонников восстановления Охридской архиепископии. Вместе с тем после отклонения его просьбы о принятии епархии под юрисдикцию К-польского Патриархата на правах автономии митр. Феодосию было предписано покинуть Скопье и прибыть в К-поль, где находилась резиденция Болгарского экзарха. Не подчинившись этому распоряжению, митр. Феодосий при посредничестве апостолического нунция А. Бонетти попросил покровительства папы Римского и выразил готовность вступить в унию с Римской Церковью, если та признает его в качестве главы Охридской архиепископии. Но, не дождавшись ответа из Рима, Феодосий был под конвоем доставлен в К-поль, где был предан экзаршему суду и 11 марта 1892 г. извергнут из сана и сослан в мон-рь.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

Тогда имп. Василий отправил в Каир новое посольство для переговоров о мире, но вслед за этим осенью 999 г. неожиданно вторгся в Сирию, овладел Шайзаром, Хомсом, разорил ряд крепостей на Ливане. Фатимидское правительство сочло за благо примириться с сев. соседом. Визант. посол, находившийся в Каире, был отправлен обратно с мирными предложениями, а вместе с ним в К-поль как представитель Фатимидского халифата поехал О. На прощальной аудиенции в нач. 1000 г. везир Барджеван от имени молодого халифа аль-Хакима (996-1021), племянника О. по матери, пообещал принять все условия перемирия, о которых сможет договориться Иерусалимский патриарх. Ввиду того что имп. Василий в это время вел военные действия на Кавказе и возвратился в столицу только в следующем году, новое 10-летнее перемирие между Византией и Фатимидским халифатом было заключено весной или летом 1001 г. Очевидно, что его условия были гораздо более благоприятны для империи ромеев, чем положения перемирия 987/8 г., подписанного в разгар мятежа Варды Фоки, когда имп. Василию было важно любой ценой обезопасить южную границу. После заключения мирного договора О. оставался в К-поле 4 года, до своей смерти, которую Яхья датирует рамаданом 395 г. хиджры (11 июня - 10 июля 1005). В отсутствие О. делами Иерусалимской Церкви управлял его брат Арсений, вступивший в июне 1000 г. на Александрийский престол и сосредоточивший в своих руках власть над всеми правосл. общинами Фатимидского халифата. Поскольку конец Патриаршества О. совпал с началом гонений на христиан халифа аль-Хакима, ознаменовавшихся впосл. убийством патриарха Арсения и репрессиями против мн. др. христ. иерархов, в том же ключе стал трактоваться и образ О. в средневек. лат. лит-ре (хотя эти предания могут иметь вост. происхождение). Уже современник О. лат. хронист Адемар Шабанский († 1034) отмечал, что О. был умерщвлен по приказу аль-Хакима (эти и ряд др. сведений Адемар, возможно, получил от мон. Симеона Трирского, который провел юность в Иерусалиме). Хронисты Уильям из Малмсбери (XII в.) и Альберик из Труа-Фонтена (XIII в.) сообщали, что в 1012 г.

http://pravenc.ru/text/2581517.html

м. сенокос в 3,2 тыс. модиев в Арсеникии на п-ове Халкидики (Actes d " Iviron. 1990. Vol. 2. N 50). К 1104 г. И. м. утратил права на 11 из 23 доменов в Македонии, к-рыми владел по хрисовулу от 1079 г. имп. Никифора III. Вероятно, эти потери стали результатом политики, проводимой визант. имп. Алексеем I, по конфискации «лишних» земель в пользу его родственников. Основными покровителями И. м. на рубеже XI и XII вв. стали куропалат Сумбат Бакуриани, его супруга Кали (в постриге Мария) и его брат магистр Сергий. 27 марта 1085 г. Сумбат и Сергий подписали гарантийный акт еп. Эзевского Феодула, регулирующий спорные территориальные вопросы в Эзеве (Ibid. N 43). В завещании от 23 янв. 1090 г. (Ibid. N 44) Сумбат просил, чтобы его похоронили в И. м., где он принял постриг с именем Савва. Он был погребен в мраморной гробнице в сев. приделе кафоликона во имя Архангелов. Кали в завещании от 4 нояб. 1098 г. (Ibid. N 47) передала И. м. владение в Радоливе близ горного массива Пангей площадью 20 тыс. модиев, к-рое, согласно фискальному реестру, подписанному судьей Никитой Анзой (до дек. 1103 г.- Ibid. N 48), стало принадлежать мон-рю после ее кончины в 1103 г. Сохранились 2 кадастра эконома Радолива (первое 10-летие XII в.), являющиеся первоисточниками по истории И. м. и отражающие социально-экономическую ситуацию в Македонии того времени. Тексты этих документов составлены по-гречески, но один был записан греч. буквами, а другой - грузинскими, с переводом нек-рых слов на груз. язык (Ibid. N 53. Append. 1, 2). По сведениям «Книги агап», Грузинское гос-во, оправившееся от нашествия турок-сельджуков и к кон. XII в. ставшее сильнейшей христ. державой на Ближ. Востоке, вновь заинтересовалось И. м. Уже с сер. XII в. в И. м. стали поступать значительные пожертвования из Грузии, в т. ч. от Аришиани (поминальные записи 54, 143), Иоанна Коджихисдзе (поминальная запись 143), св. царицы Тамары (1178/84-1213) (поминальные записи 95, 153), Григория и Иоанна Кобулисдзе (поминальные записи 39, 145), Николоза Гулаберисдзе (поминальная запись 144), еп. Кутаисского Абуласана (поминальная запись 149) и др., многие из них приезжали на Афон и подвизались в И. м. (Lefort. 1990. Vol. 2. P. 4-11). В XII в., во время пожара, сгорели кельи И. м. На устранение его последствий из Грузии с пожертвованиями были направлены 3 монаха. В «Книге агап» указаны имена жертвователей, среди которых - св. царица Тамара, подарившая 20 дукатов и «две парчи», каждая стоимостью более 20 драхканов (25 июля был определен как ее поминальный день (поминальная запись 153)), и мцигнобартухуцеси (глава царской канцелярии; везир) Иоанн, пожертвовавший «4 литры иперперов [визант. солид] и одну золототканую парчу» (поминальная запись 155 - Lefort. 1990. Vol. 2. P. 10). Свои сбережения жертвовали обители и насельники И. м., напр. канонарх иером. Михаил, отдавший 30 иперперов (поминальная запись 33) (Ibid. P. 5).

http://isihazm.ru/?id=748

власть не вступала в конфликты с БПЦ. Иначе обстояло дело в правление кн. (1887-1918, с 1908 г.- царя) Фердинанда I Кобургского, католика по вероисповеданию. Наместник экзарха митр. Тырновский Климент, ставший выразителем оппозиционной правительству политической линии, был объявлен сторонниками премьер-министра Ст. Стамболова проводником крайнего русофильства и выслан из столицы. В дек. 1887 г. митр. Климент вынужден был удалиться в свою епархию с запретом совершать богослужения без специального разрешения. Еще в авг. 1886 г. был отстранен от управления своей епархией митр. Варненско-Преславский Симеон. Острый конфликт разгорелся в 1888-1889 гг. по вопросу о поминовении за богослужением имени князя как болг. государя, причем оказались разорваны отношения между правительством и Свящ. Синодом, а митрополиты Врачанский Кирилл и Тырновский Климент в 1889 г. были привлечены к судебной отвественности; только в июне 1890 г. владыки приняли формулу поминовения кн. Фердинанда. В 1892 г. очередная инициатива Стамболова привела к новому обострению отношений Церкви и гос-ва. В связи с браком Фердинанда I правительство предприняло попытку, проигнорировав Свящ. Синод, изменить 38-ю ст. Тырновской Конституции т. о., чтобы и преемник князя мог быть неправосл. В ответ газ. «Новини» (издававшийся в К-поле печатный орган Болгарского Экзархата) начала публикацию передовых статей с критикой болг. правительства. Экзарх Иосиф I подвергся резким нападкам в правительственной газ. «Свобода». Правительство Стамболова приостановило субсидирование Болгарского Экзархата и пригрозило отделением Церкви Княжества Болгария от Экзархата. Вел. везир встал на сторону болг. правительства, и экзарх, поставленный в безвыходное положение, прекратил газетную кампанию. Стамболов всячески преследовал архиереев, выступавших против его политики: особенно это касалось митр. Тырновского Климента, обвиненного в преступлении против нации и отправленного в заточение в Лясковский мон-рь. Против него был сфабрикован уголовный процесс, и в июле 1893 г.

http://pravenc.ru/text/149675.html

На следующий день, а это был понедельник, он пришел в церковь . Встретив [здесь] одного из святых священников, [Габриэл] исповедался в своих грехах и причастился драгоценного тела и крови сына Божьего. В том же христианском уборе он отправился на турецкий рынок. Неверные], увидев его, сказали: – Что за вид ты принял? Не тот ли ты воин, который столько времени был среди нас? И он, окрепнув от Духа святого, сказал: – Да, это я. Я не нашел прока в вашей вере, столько времени пребывая в ней. Истинная вера – христианство, которое я исповедовал, и ныне я верую в Христа Бога и сына Божьего. Неверные, услышав это, рассвирепели, заскрежетали зубами и, схватив его, повели к судье, которому и рассказали о случившемся. Спросил его судья: – Как ты осмелился пренебречь верой Магомета и отказался от славы, которую имел прежде? И он ответил: – Да сгинет вместе с тобой твоя вера. Мне не нужна твоя преходящая слава. Я нашел нетленную и вечную славу. Рассердившись на это, судья приказал выбить ему зубы и отвести к везиру. И он, представ пред [везиром], смело признал, что исповедует Христа Бога. Услышав, как он мужественно признает свою веру, [везир] сказал: – Ты сошел с ума. И распорядился]: – Заприте его сегодня в тюрьме. Может быть, он отрезвеет от своей глупости. И в тот день бросили его в тюрьму. Когда на следующий день его вновь повели на судилище, он [вновь] бесстрашно и непоколебимо признал прежнее, сказав: – Я христианин и слуга Христа. И не безумец, подобно вам и вашему наставнику, которого я не признаю. При этих [словах] паша страшно рассвирепел и вынес ему смертный приговор, велев увести его и повесить на улице города. И его приказ был немедленно приведен в исполнение. По дороге к лобному месту он учил верующих оставаться твердыми в вере Христовой и сам не переставал прославлять Бога Христа. И неверные за публичное и смелое осуждение [мучеников] паши поспешно привели в исполнение его приказ. Два дня [тело его] оставалось на виселице. За это время румянец с его лица не сошел. И эти два дня он казался спящим, что свидетельствовало о его невиновности. Неверные, видя, что верующие стекаются [на лобное место], дабы лицезреть картину его мученичества, сняли тело с виселицы и бросили в море.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/armj...

Церковь св. Георгия Кипарисского, расположенная поблизости, также не пострадала. Церкви Липса, св. Иоанна в Студионе и св. Андрея в Суде, по всей вероятности, остались у христиан до тех пор, пока не были превращены в мечети в более поздние царствования. Церковь женского монастыря Мирелеон также, по-видимому, оставались церковью вплоть до конца XV в. 343 . Примерно в это же время была отчуждена церковь св. Иоанна Евангелиста, так как нашли, что она расположена слишком близко от вновь выстроенной мечети 344 . Как же случилось, что эти церкви сохранились? Вопрос этот довольно скоро стал вызывать недоумение у самих турок. В 1490 г. султан Баязид II потребовал передачи ему патриаршей церкви Паммакаристы. Патриарх Дионисий I, однако, сумел доказать, что Мехмед II специально выделил эту церковь для патриархии. Султану пришлось уступить при условии, однако, чтобы с купола собора убрали крест; он также отказался запретить своим чиновникам отбирать у греков другие церкви 345 . Лет тридцать спустя султан Селим I, враждебно относившийся к христианству, предложил, к ужасу своего везира, насильно обратить всех христиан в ислам. Когда же ему сказали, что это вряд ли практически осуществимо, он распорядился по крайней мере конфисковать все церкви. Везир предупредил патриарха Феолепта I, u mom через своего довольно ловкого законоведа по имени Ксенакис сумел отыскать и привести к султану трех янычаров, каждому из которых было около ста лет. Феолепт признал, что у него не сохранилось письменного фирмана на охрану церквей, который сгорел во время пожара в патриархии. Однако трясущиеся от старости янычары поклялись Селиму на Коране, что они находились среди телохранителей Султана-Завоевателя перед его триумфальным въездом в город и что они видели знатных греков из различных частей города, принесших султану ключи от своих кварталов в знак их капитуляции, поэтому, мол, Мехмед разрешил им сохранить свои церкви. Султан Селим удовлетворился этими показаниями и даже разрешил христианам вновь открыть две или три церкви (названия их остались неизвестными), закрытые перед этим его чиновниками 346 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 сентября 1752 г. толпа униатов напала на митрополичье подворье, Софроний был схвачен, избит и заключен в келью под стражу. 1918 Четыре с половиной месяца провел митрополит в заточении, каждый день подвергаясь поношениям и издевательствам. Наконец перед возвращением паши Софрония выпустили, взяв с него письменное обязательство никогда не возвращаться в Халеб. В Халебской епархии опять установилось преобладание униатов. В 1754 г. в город прибыл митрополит Максим. Немногие оставшиеся православные молились в доме английского драгомана Ильяса Фахра с двумя священниками, скрывавшими свой сан от посторонних. 1919 Однако в 1755 г. губернатором Халеба стал сочувствовавший православным Рагиб-паша, при котором состоял врачом Афанасий Ипсиланти Комнин, влиятельный фанариот, автор исторического труда, ценного источника по истории сирийской унии. Комнин требовал у униатского митрополита Максима расписку Софрония о невозвращении, чтобы тот мог беспрепятственно прибыть в город. Паша возбудил судебное дело о передаче здания халебской церкви православным и доносил великому везиру о приверженности халебцев папизму. На следующий год, в октябре 1756 г., везир издал указ о ссылке Максима в Адану и возвращении епархии Софронию. Тем временем Рагиб-паша был перемещен из Халеба, а Софроний, не боец по характеру и не фанатик по складу души, наотрез отказался возвращаться в Халеб и подвергать себя новым опасностям. Покровители халебских униатов из числа султанских врачей Мустафа-эфенди и Мансур, брат Максима, использовали неприязнь султана к везиру и, угрожая смертью, парализовали деятельность вселенского патриарха и Комнина, а также способствовали возвращению из ссылки Максима в апреле 1757 года. 1920 Однако после смерти в октябре того же года султана Османа III православные опять взяли верх. Афанасий Комнин и Константинопольский синод предложили Сильвестру передать Халебскую епархию под управление вселенского патриарха. Сильвестр, который, по словам летописца, «стал очень вял и малодушен от злобы алеппинцев, потерпев от них так много в течении 30 лет», согласился. 1921 Новый митрополит Филимон, поставленный Фанаром, прибыл в Халеб в мае 1758 г. с турецким чиновником, имевшим полномочия передать Филимону церковь и арестовать Максима. Максим, впрочем, не будучи уверенным в своей безопасности, уже за много месяцев до того бежал в Ливан. 1922

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В османскую эпоху соперничество христ. исповеданий за обладание святыми местами достигло исключительного напряжения. Главными объектами борьбы оставались различные участки храма Гроба Господня (Кувуклия со Св. Гробом и Голгофа), Св. пещера и базилика Рождества в Вифлееме и гробница Богородицы в Гефсимании. К XVI в. францисканцы, владевшие Св. пещерой в Вифлееме (по свидетельству 1583), держали ее под замком, возможно ввиду присутствия в базилике Рождества мусульман. В 1637 г. патриарх Феофан IV, использовав накопленные ИПЦ значительные финансовые ресурсы и получив поддержку к-польских фанариотов, добился передачи Св. пещеры православным, а неск. позже получил во владение Гроб Богородицы (Грамоты Досифея. 1891. С. 3; Максим Симский. 1904. С. 53-54; Борьба православных и латинян. 1900. С. 175-192; Peri. 2001. P. 108-109). В 1672 г. Досифей завершил перестройку Вифлеемского храма, при этом был замурован вход, ведущий из лат. мон-ря в Св. пещеру. Конец XVII в. отмечен новым ростом влияния католиков на положение, к-рое занимала та или иная конфессия у св. мест. В угоду франц. миссионерам и дипломатам великий везир в 1690 г. передал во владение ордена францисканцев Св. Кувуклию, половину Голгофы, храм Обретения Св. Креста, Вифлеемскую базилику со Св. пещерой. В Вербное воскресенье 1756 г., к-рое пришлось на католич. Пасху, в храме Гроба Господня произошла массовая драка православных с католиками. По итогам разбирательства в Порте осенью 1757 г. грекам были возвращены все св. места, утраченные ими в кон. XVII в. С началом Французской революции (1789) Европа временно потеряла интерес к судьбе св. мест ( Муравьев. 1844. Ч. 2. С. 352-353; Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 23-27; Максим Симский. 1904. С. 82-84; Прокопий Назианзин. 1904. С. 148-150). Егип. экспедиция Наполеона Бонапарта в 1798 г. спровоцировала репрессии османов против всех христ. конфессий Иерусалима. Городские власти заключили в храме Гроба Господня в качестве заложников неск. десятков христ. иерархов разных исповеданий. Через 108 дней арестованные были выпущены; когда Наполеон в 1799 г. вторгся в Сирию, в храме снова были заключены ок. тысячи христиан ( Неофит Кипрский. Рассказ. 1901. С. 28-30; Максим Симский. 1904. С. 87-89). ИПЦ и православный мир Восточного Средиземноморья

http://pravenc.ru/text/293788.html

   001   002     003    004    005    006    007    008