Бремя монг. ига, частые набеги и грабежи, междоусобица привели к нравственной деградации груз. общества. Особенно заметным и очевидным это стало во время правления молодого и неопытного царя св. Димитрия II Самопожертвователя , сына Давида VII, у к-рого, согласно монг. обычаям, было 3 жены. Также одновременно трижды был женат его главный везир Садун Манкабердели (3-й женой была сестра царя). Н. беспрерывно обличал представителей двора за безнравственный образ жизни, призывал царя и вельмож опомниться, не нарушать христ. устоев благочестия и жить и править, соблюдая христ. нравственные принципы. Однако, видя тщетность своих увещеваний, Н. сложил с себя сан католикоса-патриарха: «И удалился старец в вотчину свою (местонахождение неизв.- Авт.) и там пребывал во многих трудах, постах, ночных бдениях и в молитвах…» (Там же. С. 387). Его преемником стал католикос-патриарх Авраам I (1282/83-1310), который в 1289 г. сопровождал царя св. Димитрия II в Орду, был свидетелем его мученического подвига во имя спасения отечества и доставил его тело в Грузию. Сохранились 3 документа, заверенные Н. Купчая на крестьянина Кавтарери, выданная братией монастыря Шиомгвиме мсахуртухуцеси (министру двора по хозяйственной части) Григолу Сурамели, была составлена между 1247 и 1250 гг. (ПГП. 1965. Т. 2. С. 46). В грамоте пожертвований, данной мечурчлетухуцеси (главой гос. казны) Кахой Торели мон-рю Ркони (1259), сохранилась титулатура Н.: «Шестой после пяти патриархов (в т. ч. и Римского, поскольку в то время он еще упом. в диптихах Вселенской Церкви.- Авт.), патриарх хитона Господня и Столпа Животворящего и католикос всей Грузии» (Там же. С. 66). Третья грамота (1281-1282), сохранившая имя Н.,- дарственная, выданная католикосом-патриархом Арванбегу Сабаисдзе на дер. Шеубани, ранее принадлежавшую предкам Сабаисдзе (Там же. 1970. Т. 3. С. 169). Лит.: Абашидзе З. Николоз III//Католикосы-патриархи Грузии. Тб., 2000. С. 59-62 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/2566058.html

Выборы Кипрского архиеп. Хрисанфа (1767-1810; Пафосский митрополит в 1762-1767) проводились митрополитами и представителями духовенства без участия мирян. Этот деятельный иерарх разумно распоряжался церковной собственностью и покровительствовал просвещению, несмотря на свое посредственное образование. На деньги архиепископа и свт. Панарета , митр. Пафосского, в Венеции были напечатаны сочинение митр. Феофила (Коридалевса), посвященное «Физике» Аристотеля (1779), «Хронологическая история острова Кипр» архим. Киприана (1788) и службы нек-рым Кипрским святым. Хрисанф выделил помещение для школы «Дворец премудрости» в здании Архиепископии, а в 1808 г. мон. Иоанникий предоставил свой дом рядом с архиепископской резиденцией для нового «Эллиномусиона», действовавшего под покровительством Хрисанфа и вел. драгомана Хаджигеоргакиса Корнесиоса. В 1772 г. архиеп. Хрисанф и др. кипрские архиереи обратились к Высокой Порте с письменной жалобой на злоупотребления откупщиков налогов. Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Богоматерь Хрисоройятисса. Гравюра И. Корнароса. 1801 г. (Британская б-ка, Лондон) Ставший в 1775 г. мухассылом Хаджи Баки (аль-Хак Абдюльбаки-ага) увеличил налогообложение, поэтому 22 авг. 1783 г. архиеп. Хрисанф с митрополитами Панаретом Пафосским, Мелетием Китийским, Софронием Киринийским и игуменом Киккского мон-ря Мелетием отправились с жалобой на него в К-поль. Однако Хаджи Баки, до того как они достигли столицы, добился султанского указа об их аресте и ссылке на Афон. Узнав об этом во время остановки на Хиосе, кипрские архиереи изменили маршрут и, приплыв в Смирну, попросили убежища в европейских консульствах. Архиепископскую кафедру занял Иоанникий, игум. Махерасского мон-ря, Пафосскую - Иоаким, игум. мон-ря Пресв. Богородицы Паллуриотиссы, Китийскую - эконом ц. прав. Лазаря в Ларнаке, Киринийскую - экзарх Киринийский Иоанникий, все они получили от османских властей соответствующие бераты. Под давлением великого везира К-польский патриарх Гавриил IV обратился с просьбой к Антиохийскому патриарху Даниилу послать на Кипр архиереев для хиротонии новых кипрских иерархов. Однако патриарх Даниил, понимая неканоничность этого действия, ответил отказом. Из письма Гавриила IV мы узнаем, что по местной традиции архиерейские выборы осуществлялись духовенством и мирянами, а затем выдвинутая кандидатура утверждалась или отвергалась властями ( Χριστοδολου Ν. Τ ρχιεπισκοπικ ζτημα τς Κπρου κατ τ τη 1900-1910. Λευκωσα, 1999. Σ. 31). Вел. везир, узнав о злоупотреблениях Хаджи Баки, вызвал его в К-поль для расследования, а кипрские архиереи были реабилитированы (июль 1784). Архиеп. Хрисанф построил и отремонтировал множество храмов: только в описи недвижимого имущества Архиепископии за 1768-1795 гг. перечислена 81 церковь, т. е. 1/6 всех храмов острова ( Θιλππου. 1975. Σ. 128-130).

http://pravenc.ru/text/Кипрскую ...

Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в. Моление о чаше. Роспись нартекса ц. Вознесения Господня. 1-я пол. XIII в. С момента основания обитель была не только духовным, но и просветительским центром. Первое упоминание о написанной здесь «повелением игумена Спасова Спиридона» книге (Прологе) относится к 1264 г. ( Записи. 1. С. 11. Бр. 22). В целом в милешевском скриптории и его б-ке хранились многочисленные рукописи разных периодов. В сер. XVI в. обитель поддерживала связи с печатником Б. Вуковичем . Специально купленная для М. в Венеции при игум. Данииле типография издала Псалтирь с восследованием (1544), Требник (1546) и после перерыва повторно Псалтирь (1557; см. Немировский Е. Л. Славянские издания кирилловского (церковнославянского) шрифта, 1491-2000: Инвентарь сохранившихся экземпляров и указатель литературы. Т. 1. С. 159-165, 513-515, 519-521; Т. 2. Кн. 1. С. 10-12, 106-108). В сложные времена османского владычества мон-рь часто получал помощь благодаря широко распространенному почитанию свт. Саввы. Венецианские послы, о посещении к-рых сохранились известия от 1499, 1533, 1550 и 1580 гг., подчеркивали, что обитель уважают как православные, так и мусульм. местные жители. Итальянский путешественник К. Дзено сообщал, что в 1550 г. в М. жили 50 монахов, ему подчинялись 20 расположенных поблизости мон-рей. М. фон Зейдлиц, посетивший М. в 1556-1559 гг., писал, что в нем проживают ок. 60 монахов и что обитель очень красива и богата. В 1558 г. русский царь Иоанн Грозный подарил М. серебряную чашу. Богатые вклады в обитель делали валашский воевода Александру Лэпушняну с супругой Роксаной, происходившей из сербского рода Бранковичей, молдавские правители Раду XII Леон и Георге II Дука. Уроженцы расположенных близ М. мест великий османский везир (1565-1579) Мехмед-паша Соколлу (перед тем как его забрали в Стамбул как «подать в крови», был чтецом в монастыре) и патриарх Печский Макарий (1557-1570/71; вероятно, до Патриаршества был настоятелем М.) способствовали восстановлению обители.

http://pravenc.ru/text/2563198.html

компартимент юж. стены, напротив сев. входа), тождеством образов царя Соломона (композиция «Сошествие во ад») и царицы св. Тамары, направленным на Багратиони жестом ангела у гроба Господня (композиция «Жены-мироносицы у гроба Господня»), который трактуют как намек на включение Багратиони в совершающееся чудо спасения, и т. д. Считается, что редкие сцены «Древо Иессеево» и «Три отрока в пещи огненной» (центральная часть зап. стены, над входом на галерею), выражающие догмат о Христе как о Богочеловеке, придали росписи антимонофизитскую направленность. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. Царица Тамара. Фрагмент ктиторской композиции из кафоликона во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в. На юж. стене с моделью храма в руках изображен ктитор, еп. Чкондидский Антон (Глонистависдзе), предстоящий поясному образу свт. Николая, к-рого первый везир особо почитал. Считается, что он принял непосредственное участие в посвящении кафоликона святителю. Объяснение этому находят в биографии мцигнобартухуцеси: когда еп. Антон подвергся несправедливому притеснению со стороны католикоса-патриарха всей Грузии Михаила IV (Мирианисдзе) (1178-1187), был созван церковный Собор, на к-рый из Иерусалима был приглашен бывш. католикос-патриарх Грузии Николай I (Гулаберисдзе) (50-е гг. XII в.) (его небесный покровитель - свт. Николай), и благодаря его авторитету еп. Антон был оправдан. Церковь обильно украшена орнаментом. На всех арках, сводах, в проемах окон находятся помещенные в медальоны изображения процветших крестов, размер к-рых увеличивается по мере приближения к центральной композиции в скуфье купола «Слава креста». Общее решение пространства храма отвечает стилю высокого монументализма грузинской живописи кон. X - нач. XII в. (крупные композиции и фигуры, лаконичность, репрезентативность, центрическое построение сцен). В то же время росписи присущи такие новые черты, как динамичность рисунка, утонченная моделировка форм, удлиненные пропорции фигур, летящие складки одежд и т. д. Представлены как мощные и монументальные образы, так и изящные и нежные, очерченные каллиграфически упругой тонкой линией; лики прозрачные, как бы вплавленные притенениями и высветлениями, выражают лиричность, нежность и печаль или строгость и созерцательность. В непрерывном динамичном движении рисунок объединяет фигуры, композиции и настенные циклы. Совмещение нежности и силы, монументальности и рафинированности - характерная черта росписи кафоликона свт. Николая. Ангел. Фрагмент сцены «Жены-мироносицы у гроба Господня» в кафоликоне во имя свт. Николая Чудотворца. Нач. XIII в.

http://pravenc.ru/text/1684674.html

На рубеже XIV и XV вв. Османы были гегемонами как на Балканах, так и в М. Азии. Однако череду их успехов прервало вторжение в М. Азию войск азиатского завоевателя Тимура (Тамерлана), при дворе которого нашли убежище свергнутые Османами правители тюрк. бейликов. 20 июля 1402 г. в сражении под Анкарой армия Баязида I была раздавлена превосходящими силами Тимура. Свою роль в разгроме сыграло и предательство ряда анатолийских беев, покинувших Баязида в ходе сражения. Баязид закончил свою жизнь в плену, а О. и. оказалась на грани краха. Ранняя империя: особенности социокультурного развития Османская армия. Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, Румыния. 1532 г. Османская армия. Роспись ц. Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря Молдовица, Румыния. 1532 г. В XIV-XV вв. мусульмане составляли меньшинство населения Османского государства. На Балканах они образовали лишь отдельные колонии в приграничных областях и вокруг военно-адм. центров. Османы старались не менять традиц. уклад на завоеванных землях и постепенно интегрировать в свою среду визант., слав. и албан. элиты. Местная аристократия сохранила свои земельные владения и служила султанам на тех же условиях, что и прежним христ. государям. На низовом уровне были широко распространены религ. синкретизм и смешанные браки, причем от женщин-христианок, выходивших замуж за мусульман, не требовалось менять веру. Постепенно усложнялись гос. структура и придворный ритуал. Султаны стали изолировать себя от подданных, делегировав решение задач текущего управления везирам, из круга к-рых ок. 1360 г. выделился верховный везир, садразам, глава исполнительной власти. В кон. XIV - 1-й пол. XV в. пост великого везира занимали с некоторыми перерывами представители знатного тюрк. клана Чандарлы. При Мураде I окончательно оформились система тимаров и практика учета имущества подданных для налогообложения. Тимариоты лично не занимались ведением хозяйства, но получали выплаты с переданных им территорий. Тимары обеспечивали воспроизводство «мужей меча» - феодальной конницы сипахи. Захват новых земель и раздача их в держание способствовали не только усилению военного потенциала О. и., но и изживанию провинциального сепаратизма. Анатолийские сипахи получали имения на Балканах и отныне связывали свои интересы с успехами османской экспансии.

http://pravenc.ru/text/2581625.html

Высокая Порта утвердила низложение Спиридона и избрание местоблюстителем Антиохийского престола митрополита-грека Германа Киликийского. Дальнейшая борьба развернулась вокруг списка кандидатов на Патриаршество. Фанариотское духовенство, поддержанное греч. и брит. дипломатией, настаивало на недопущении к выдвижению на патриарших выборах кандидатур араб. митрополитов. Соответствующее распоряжение отдал великий везир, выступавший на стороне греков. Однако российский посол в К-поле И. А. Зиновьев обратился с этим вопросом напрямую к султану Абдул-Хамиду II. Пользуясь дружескими отношениями между имп. Николаем II Александровичем и османским султаном, посол добился разрешения на включение араб. иерархов в список кандидатов (март 1898). В Синоде АПЦ, состоявшем из 8 арабских и 4 греч. митрополитов, начались разногласия по вопросу о допуске к патриаршим выборам представителей К-польской и Иерусалимской Церквей. Араб. архиереи и примкнувший к ним греч. митр. Никодим Аккарский настаивали на том, что выборы должны проводиться только из иерархов АПЦ. Ввиду жесткого противодействия этим планам митр. Германа Киликийского Синод в мае 1898 г. освободил его от обязанностей местоблюстителя и назначил на этот пост М. Мелетий II, патриарх Антиохийский, и консул А. П. Беляев в окружении клира Антиохийской Православной Церкви и др. лиц. Фотография. 1899 г. (Архив востоковедов ИВР РАН) Мелетий II, патриарх Антиохийский, и консул А. П. Беляев в окружении клира Антиохийской Православной Церкви и др. лиц. Фотография. 1899 г. (Архив востоковедов ИВР РАН) Греч. митрополиты оспаривали отставку Германа. Османские власти не торопились признавать М. местоблюстителем. Консул Беляев склонял дамасского губернатора к поддержке требований арабов. В нояб. 1898 г. Высокая Порта утвердила список кандидатов на Патриаршество, состоявший только из представителей антиохийского клира. Греч. лобби еще неск. месяцев препятствовало признанию полномочий М. и соответственно проведению патриарших выборов, пока в марте 1899 г. султан не утвердил М. местоблюстителем Антиохийского престола.

http://pravenc.ru/text/2562862.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ДРУЗЫ [араб.   (ад-дуруз),   (ад-дурузийа), ед. ч.   (ад-дурзи); самоназвания:   (аль-муваххидун) - исповедующие единобожие;     (ахль ат-таухид) - люди единобожия], замкнутая этноконфессиональная общность, сформировавшаяся в нач. XI в. в среде егип. шиитов- исмаилитов . История Учение Д. возникло в Каире в последние годы правления 6-го халифа из династии Фатимидов аль-Хакима (996-1021), отличавшегося жестоким и эксцентричным характером. Ок. 1009 г. его поступки стали объяснять тем, что он является земным воплощением Аллаха ; в 1017 г. (начало календаря Д.) с проповедью о божественности аль-Хакима публично выступили неск. выходцев из Ирана: Мухаммад ад-Дарази, к-рого не приняли в Египте и к-рый вскоре перенес проповедь в Сирию и Ливан, Хамза ибн Али, везир аль-Хакима, и Хасан аль-Ахрам. Сведения об отношении халифа к проповеди крайне противоречивы: нек-рые источники утверждают, что он ее инициировал или по крайней мере поддерживал проповедников, другие - что он преследовал их как вероотступников. В 1018 г., через 8 дней после начала проповеди, был убит Хасан аль-Ахрам, в 1019 г.- Мухаммад ад-Дарази, эпоним Д., хотя они считают связь с его именем неприемлемой, а его самого - отступником, исказившим первоначальный смысл учения аль-Хакима. Фактическим организатором и главой общины стал Хамза ибн Али. В февр. 1021 г. аль-Хаким исчез при таинственных обстоятельствах (по-видимому, был убит по указанию сестры, считавшей его неуравновешенность угрозой дальнейшему правлению династии), и среди Д. утвердилась вера в его грядущее пришествие. Д. подверглись гонениям и были вынуждены скрываться; вскоре большинство Д. оказались в горных районах Сирии и Ливана, где проповедовал и был убит ад-Дарази. В средние века и Новое время друзская феодальная знать контролировала большую часть Горного Ливана, а при наиболее сильном друзском эмире Фахр ад-Дине II Маане (1590-1633) - и некоторые прилегающие районы Сирии. В нач. XVIII в. в результате кровавой междоусобицы часть друзских феодалов вместе с зависимыми крестьянами переселилась из Ливана в горы к югу от Дамаска, к-рые стали называться Джебель-Друз (горы Д.; в 1921 эта территория получила от Лиги Наций статус автономии). В XIX-XX вв. Д. неоднократно выступали против османских властей, имели крупные вооруженные столкновения с ливан. маронитами (см. в ст. Друзско-маронитский конфликт ), участвовали в борьбе против франц. мандата над Сирией и Ливаном (1920-1943). После обретения Ливаном независимости Д. стали костяком созданной в 1949 г. Прогрессивно-социалистической партии. Во время гражданской войны между мусульманами и христианами в Ливане (1975-1990) эта партия возглавила т. н. Национально-освободительные силы, целью к-рых было полное или частичное уничтожение христ. населения страны. Вероучение

http://pravenc.ru/text/180497.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Георгий Янинский, Новый, мч. - житие Георгий Янинский, Новый, мч.(† 1838), нмч. Янинский (Иоаннинский) (пам. греч. 17 янв.). Род. в 1808 г. в дер. Дзурфли или Дзурали в епархии г. Гревена в бедной крестьянской семье. Рано осиротев, Г. долго скитался по Эпиру в поисках работы. В возрасте 22 лет он был взят конюхом к жившему в Янине одному из военачальников Имин-паши. В 1836 г. вместе с хозяином переехал в Парамитью. Там он был оклеветан турком из Янины, рассказавшим, что Г. якобы принял ислам, затем вернулся в христ. веру. На суде Г. сумел доказать ложность этого обвинения. Вскоре он вступил в брак с христианкой по имени Елена и продолжил служить конюхом у высокопоставленных тур. чиновников в Янине и Фильятесе. В дек. 1837 г. у Г. родился сын, к-рого назвали Иоанном. 12 янв. 1838 г., когда Г. шел по рынку Яли-Кафене в квартале Платуна, турок, к-рый прежде оклеветал его и желал отомстить, вместе с кадием Булубашем схватил его и стал обличать в отступничестве от мусульманства. Вокруг них собралась толпа турок, но бывшие на рынке христиане попытались заступиться за Г. Напротив этого места находилась резиденция Дауд-паши, главного янинского военачальника, к-рый, видя начавшиеся беспорядки, велел кадию Булубашу до суда заключить Г. в тюрьму. Г. предлагали деньги и различные блага, если он примет ислам, но он был непреклонен. Обеспокоенные его судьбой христиане хотели подкупить стражников, но Г. отказался бежать из тюрьмы. Турки подвергли его жестоким пыткам. 15 янв. его привели в суд, где поставили перед выбором: принять ислам или умереть. Г. без колебаний выбрал последнее. Видя его мужество, кадий пожелал освободить Г., но под давлением Кехайя-бея был вынужден вынести смертный приговор. В тот момент, когда кадий подписывал приговор, сверкнула молния, грянул гром и забурлили воды Янинского оз. (Памвотиды). Христиане предприняли последнюю попытку освободить его. Янинский митр. Иоаким Хиосец (впосл. К-польский Патриарх Иоаким II), епископы Арты и Гревены вместе с горожанами Янины пришли к везиру и просили отпустить Г. Но везир отказал им. 17 янв. мученика привели к главным воротам городской крепости, называемым Курманион, и казнили через повешение. Тело оставалось на виселице в течение 3 дней, ночью над головой Г. появлялся светящийся венец, что вызывало ужас у турок. Из-за того, что больные получали исцеление от прикосновения к одежде Г., турки попытались сжечь тело, но оно оставалось невредимым. По просьбе христиан города тело новомученика было отдано Мустафа-пашой Янинскому митр. Иоакиму и похоронено около алтаря митрополичьего собора во имя св. Афанасия. От гробницы Г. происходили многочисленные чудеса и исцеления. Впосл. над ней была сооружена часовня. Перед второй мировой войной гробница новомученика слезоточила.

http://pravicon.com/info-2059

Иерофей, патриарх Антиохийский. Литография. 1858 г. (ГИМ) Иерофей, патриарх Антиохийский. Литография. 1858 г. (ГИМ) Сумма пожертвований, к-рые собрал И. за 6 лет, проведенных в России, составила 700 тыс. р. (Переписка К. М. Базили и А. Н. Муравьева. 2005. С. 62; в других источниках - 300 тыс. р.). Успешность московской миссии повлияла на решение Афанасия V о назначении И. своим преемником в нояб. 1838 г. Перед отъездом в К-поль И. был вновь приглашен в С.-Петербург, где, посетив вместе с членами Святейшего Синода Зимний дворец, передал в дар императору перламутровую модель Кувуклии и получил «в ознаменование долговременного пребывания в России» панагию с бриллиантами и изумрудами. Круг обязанностей И. по возвращении из России остался прежним - контроль за доходами Иерусалимской Церкви, своевременное получение денег от принадлежавших Церкви метохов (русских, молдавских и валашских, грузинских) и распределение полученных средств. Когда 16 дек. 1844 г. скончался патриарх Афанасий, К-польский Синод попытался выдвинуть на Иерусалимский престол своего кандидата. Главным аргументом против И. стала его «приверженность России». Великий везир отклонил его кандидатуру на Патриаршество. Российским дипломатам удалось добиться от Порты согласия лишь на то, чтобы патриарх был избран Иерусалимским Синодом из рядов палестинского клира. Новым патриархом стал архиеп. Лиддский Кирилл (Кирилл II) , а И. остался в К-поле в качестве его представителя и управляющего имениями Св. Гроба в Дунайских княжествах. В ночь на 24 июня 1850 г. в Дамаске скончался Антиохийский патриарх Мефодий , а 9 окт. того же года его преемником был избран И. (РГИА. Ф. 796. Оп. 131. Ед. хр. 1351. Л. 12-13). Из переписки русских дипломатов становится ясно, что посланник в К-поле В. П. Титов и бейрутский генконсул К. М. Базили «проводили» И. как «свою» кандидатуру. Свт. Филарет (Дроздов) , митр. Московский, сообщал, что клир Антиохийской Православной Церкви (АПЦ) через посредство И. передал К-польскому патриарху и Синоду прошение о назначении преемника почившему патриарху Мефодию без указания имени, однако адресату послание было доставлено уже со вписанной в него кандидатурой И. ( Филарет (Дроздов). 1886. С. 185). Архим. Порфирий (Успенский) , начальник Русской духовной миссии в Иерусалиме, пишет, что И. был избран старанием Синайского архиеп. Констанция и консула Базили ( Порфирий (Успенский). 1896. С. 309-310). Архиеп. Констанций (бывш. патриарх К-польский), будучи управляющим в 1840-1850 гг. делами АПЦ в К-поле, получал на имя К-польского патриарха письма из Дамаска о выборе кандидата. Вероятнее всего, И. был занесен в «списки» К-польского Патриархата в качестве «потенциального патриарха», и ему оставалось лишь терпеливо дожидаться, когда «за послушание» грекам-фанариотам придет пора вступить на ту или иную из освободившихся кафедр.

http://pravenc.ru/text/293750.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КИПРИАН [греч. Κυπριανς] († 1679), сщмч. (пам. греч. 5 июля). К. происходил из c. Клицос (ныне Клисто, ном Эвритания, Греция), на родине он принял монашеский постриг и был рукоположен во иерея. После этого К. отправился на Афон, где купил келлию вмч. Георгия Победоносца, принадлежавшую мон-рю Кутлумуш , и поселился там с 2 др. монахами. Благодаря монашеским добродетелям он стал образцом для святогорцев. Возгоревшись божественной любовью, К. считал венцом подвижничества мученичество за Христа. Он покинул Афон и прибыл в Фессалонику, явился в суд и стал проповедовать христ. веру. Но судья, приняв К. за сумасшедшего, велел слугам побить и выгнать его. Тогда К. отправился в К-поль. Он письменно изложил обличение мусульм. веры и, придя ко дворцу везира Кара-Мустафа-паши, велел передать ему текст. Узнав о содержании послания, слуги стали гнать К., грозя, что если везир прочтет его, то отправит иеромонаха на галеры. Выждав момент, К. попытался приблизиться к везиру, но охрана воспрепятствовала ему. Однако не знавший о намерениях иеромонаха начальник стражи, сочтя, что тот пришел к везиру с какой-то жалобой, допустил его к Кара-Мустафа-паше. Подвижник призвал везира отказаться от ложной веры и принять крещение. В свою очередь везир пообещал К. высокий сан при дворе султана, если тот станет мусульманином. Видя непреклонность иеромонаха, Кара-Мустафа-паша велел отвести его на суд к муфтию, к-рый приказал обезглавить К. за оскорбление ислама в квартале Фанар для устрашения проживавших там христиан. К. с радостью шел на казнь, благодаря Бога, что сподобился быть причисленным к лику мучеников. Палач отрубил ему голову у ворот Патриархии. Краткий рассказ о мученичестве К. содержится в рукописи Ath. Laur. H 145. Fol. 36, XVIII в. Житие К. было написано Иоанном Кариофиллом , впосл. отредактировано иером. Ионой из Кавсокаливийского скита и включено в «Новый Мартирологий» прп. Никодима Святогорца . Служба в честь святого составлена мон. Герасимом Микраяннанитом . Ист.: NM. 1856. Σ. 87-91; Δουκκης. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 74; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 7. Σ. 88-91; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος, ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 657-663; Νικδημος. Συναξαριστς. 19984. Τ. 6. Σ. 32; Афонский Патерик. 2002. Ч. 2. С. 59-66; Μπαλατσοκας Σ. Ι. Τ Νεομαρτυρολγιο το Ιωννου Καρυοφλλη. Θεσσαλονκη, 2003. Σ. 51-62. Лит.: Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 201; Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 38; Κυπριανς//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 1115; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 290-291; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 261; Βαστκης Κ., πρωτοπρ. Ερυτανικν Αγιολγιον. Αθνα, 20062. Σ. 68-71; Μακριος Σιμωνοπετρτης, ερομν. Νος Συναξαριστς τς Ορθοδξου Εκκλησας. Αθναι, 2008. Τ. 11: Ιολιος. Σ. 66-67. О. В. Л. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/1684708.html

   001    002    003    004    005    006   007     008