85 Пешт был в XI-XIII веках крупным торговым центром, в 1541 году был захвачен турками и до 1686 года находился под их владычеством. Пешт, Буда и Обуда были объединены в 1872 году в один город — Будапешт. 86 Беч , древнее название Вены, известное, пожалуй, лишь археологам по одноименному урочищу, до сих пор используется сербами. Словенцы тоже называют Вену по-своему: Дунай. Вена дважды выдержала осаду турок, в 1529 и 1683 годах, и осталась непорабощенной. 87 Визирь (везир) — титул министров и высших сановников в мусульманских странах. Великий визирь был вторым лицом в государстве после султана, его доверенным лицом. Он возглавлял Порту (правительство), председательствовал в диване (государственном совете), был хранителем султанской печати, контролировал все действия главного казначея (башдефтердара), издавал от имени султана фирманы (указы), подписывал договоры, а со второй половины XIV века стал также командующим армией. 88 Из великих турецких визирей самой яркой личностью был серб Мехмед Соколович (1506—1579), о честности и доблести которого сербы хранят много преданий. Ребенком он был уведен турками в рабство, впоследствии поднялся на высшие ступени власти, был губернатором Румелии (османское государство было разделено при Мураде I на две части, или бейлербейлики: Румелию и Анатолию), а с 1555 года 15 лет до самой своей смерти неограниченно правил Османской империей. Великим визирем был при трех султанах: Сулеймане II, Селиме II и Мураде III. Мехмед много сделал для облегчения участи своих порабощенных братьев по крови и для укрепления Православия. В 1557 году он восстановил патриаршество в Сербии, упраздненное турками, патриархию учредил в Пече, а патриархом Сербским назначил Макария, игумена Хиландарского монастыря, который доводился ему родным братом. Великий визирь во спасение своей души построил в своем родном селе Соколовичи задушбину, будучи мусульманином. Он планировал работы по рытью Суэцкого и Волго-Донского каналов. Погиб от руки дервиша. В Стамбуле существовал целый греческий квартал Фанара вокруг резиденции греческого патриарха, откуда и произошло название «греки-фанариоты». Так называли представителей греческого духовенства и представителей олигархии, разбогатевших на турецкой службе и пользовавшихся у турок значительными привилегиями. Грекам-фанариотам были отданы на откуп целиком Румыния с Молдавией, Болгария и Греция, где они веками правили жестоко и бесконтрольно до 20-х годов XIX века. Печально известны они и в других порабощенных странах, в том числе на своей родине, в Греции. Например, великий визирь Ибрахим-паша, грек по происхождению, был причастен к ликвидации Сербской Патриархии около 1525—1528 года.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3742...

Великий везир Али-паша Хекимоглу, бывш. ереванский губернатор, был связан с арм. финансовыми кругами и лоббировал интересы этой общины в Иерусалиме. В янв. 1734 г. был подписан фирман, передававший в юрисдикцию арм. Иерусалимского патриарха «малые» монофизитские общины Св. града и закреплявший равенство армян и греков в получении Благодатного огня. Арм. духовенство Иерусалима, впрочем, не торопилось оглашать содержание указа, опасаясь беспорядков со стороны правосл. арабов во время пасхальных торжеств. После Пасхи 14 апр. 1734 г. М. отбыл в К-поль. Понимая, что он не имеет достаточных средств и влияния, чтобы оспаривать привилегии, полученные армянами, патриарх отправился в поездку по Зап. Анатолии для сбора милостыни. 5 окт. 1734 г. вышел очередной султанский фирман, подтверждавший привилегии армян в отношении св. мест. Однако, будучи в Бурсе, патриарх узнал об опале везира Али-паши и связанных с ним представителей арм. знати. Это дало возможность М. и его эпитропу Кесарийскому митр. Парфению (впосл. Иерусалимский патриарх) возобновить судебную тяжбу с арм. Иерусалимским патриархом Киркором. Разбирательство шло в К-поле при участии высших судебных инстанций Османской империи. Обе стороны старались подкупить влиятельных османских чиновников, от к-рых зависел исход дела. Притязания святогробцев поддержали великий драгоман Высокой Порты Александру Гика и К-польский патриарх Неофит VI . Греки выиграли судебный процесс и надолго закрепили свои приоритетные права на обладание св. местами Палестины (1735). В правление М. ИПЦ поддерживала контакты с Россией, хотя и не такие интенсивные, как в XVII в. Политическое сотрудничество Иерусалимских патриархов и российского правительства осталось в прошлом, переписка М. с С.-Петербургом касалась исключительно просьб о присылке милостыни. В нояб. 1731 г. в Россию прибыл посланник патриарха архим. Герман. Он доставил пространную грамоту имп. Анне Иоанновне, в к-рой описывались бедствия Иерусалимского престола, вынужденного выплачивать дань бедуинским племенам во избежание нападений на мон-ри в пустыне, регулярно делать подарки мусульм.

http://pravenc.ru/text/2629635.html

В кон. XV - нач. XVI в. Охридская архиепископия включала 32 епископии, из них 12 находились на территории М.: Гревенская, Касторийская, Струмицкая, Могленская, Битольская, Кичевская, Дебарская, Полошская, Скопская, Кратовская, Кюстендилская, Преспанская ( Снегаров. 1932. С. 156-166). Грекоязычная паства преобладала на территории современной Албании, в окрестностях Гревены и Сисани, славянская - в Северной М., Зап. Болгарии и в серб. епархиях, остальные территории имели смешанное население; в городах, как правило, преобладали греки, в сельской местности - славяне. В 1557 г. число епархий Охридской архиепископии сократилось до 17. Во 2-й пол. XVI в., после того как великий везир Мехмед Соколлу (Соколович) (по происхождению серб) восстановил Печскую Патриархию, церковная организация на Балканах изменилась: от Охрида отпали сербские епархии. В Печскую Патриархию помимо сербско-болгарских митрополий Ниша и Скопье вошли и чисто болгарские Кюстендилская и Самоковская епархии. К-польскому Патриархату в 1645 г. на территории М. принадлежало 9 митрополий: Фессалоникийская, Веррийская, Серрская, Филиппийская, Христопольская (Кавальская), Мелникская, Зихнийская, Драмская, Неврокопская (Никопольская). Фессалоникийской митрополии подчинялись 10 епископий: Китрская, Кассандрийская, Сервийская, Камбанийская, Петрская, Эркульская (Ардамерийская), Иерисская, или Святогорская, Литийская и Рентинская, Полеэнинская и Вардиоритская (впоследствии Полианийская и Вардариотская), Платамонская и Ликостомийская ( Papadopoullos Th. Studies and Documents Relating to the History of the Greek Church and People under Turkish Domination. Aldershot, 19902. P. 106-120; Ιστορα της Ορθοδοξας. Αθνα, 2008. Τ. 5: περοδος αγνων και μεγαλεου (15ος-19ος αι.). Σ. 104-108). Но уже в 1715 г. Филиппийская, Кавальская и Драмская митрополии были объединены из-за малочисленности паствы, а Зихнийская митрополия присоединена к Неврокопской. Кассандрийская епископия получила статус архиепископии. В кон. XVI - нач. XVII в. экономическое положение Охридской архиепископии ухудшилось, она была обременена большими долгами, закладывались церковные владения и утварь.

http://pravenc.ru/text/2561508.html

султанами). В нач. 1890 г. в Патриархию начали поступать многочисленные жалобы на то, что во мн. епархиях вопреки обычаю судебные дела христиан рассматривались тур. гражданскими судами, тур. власти вмешивались в школьное дело, смещали учителей и предавали их гражданскому суду без ведома церковных властей, закрывали школы, назначали и устраняли церковных эпитропов и даже подвергали священников суду гражданским порядком. Кроме того, Порта распорядилась выдать нек-рым болг. епископам в Македонии такие же бераты , какие получали местные греч. архиереи. В ответ на это 22 июня и 6 июля 1890 г. Д. заявлял Порте протест, а 11 июля подал прошение султану о восстановлении древних привилегий К-польской Церкви. Не получив от правительства гарантий о возврате к прежнему порядку, 23 июля Д. отрекся от престола, вновь представив вел. везиру свой протест. Но Свящ. Синод К-польского Патриархата и Смешанный совет (консультативный орган, состоящий из представителей христ. миллета Османской империи, мирян и клира) не приняли отречение Д., т. к. причина его лежала вне деятельности патриарха, и просили Порту не принимать эту отставку, а взамен того предоставить Церкви древние права, без к-рых в Османской империи она не может существовать. Однако османское правительство опять вступило в полемику с Патриархией и пыталось ее убедить в том, что нарушения ее прав не было. Вел. везир был готов подтвердить права К-польской Церкви, если она прекратит настаивать на сохранении своего контроля над избранием болг. епископов Македонии. Однако Смешанный совет отказывался заключать соглашение на таких условиях, и ситуация зашла в тупик. 28 сент. 1890 г. Свящ. Синод издал окружное послание к митрополитам К-польской Церкви, в к-ром изложил все обстоятельства противостояния с правительством. Ввиду того что патриарх отрекся от престола, Свящ. Синод и Смешанный совет, лишившись своего главы, пришли к необходимости удалиться из Патриархии. В связи с этим на территории юрисдикции К-польского Патриархата (в то время это была вся Османская империя) клиру запрещалось совершать таинства, открывать храмы и звонить в колокола.

http://pravenc.ru/text/178431.html

Сам Мехмед провел в эту зиму много бессонных ночей, обдумывая предстоящую кампанию. По слухам, его можно было встретить бродящим по ночам на улицах Адрианополя в одежде простого солдата, и каждый, кто узнавал его и приветствовал, немедленно предавался смерти. Однажды ночью, примерно во вторую смену караула, он неожиданно приказал привести к нему Халиля. Старый везир предстал перед ним дрожащим от страха услышать о своем смещении. Чтобы умилостивить своего господина, он принес с собой блюдо, торопливо наполненное золотыми монетами. «Что это значит, учитель?» – спросил его султан. Халиль в ответ пролепетал, что по обычаю везиры, которых султан неожиданно призывает к себе, должны принести с собой подарки. Мехмед резко отбросил блюдо. Он не нуждается в таких подношениях. «Есть только одна вещь, которую я хочу, – воскликнул он. – Дайте мне Константинополь!» И объявил, что принял наконец решение. В самое ближайшее время он двинется на город. Подавленный и растерянный, Халиль обещал ему полную поддержку 132 . Через несколько дней, в конце января, султан собрал всех своих везиров и произнес длинную речь, в которой напомнил им о заслугах предков. Но Турецкая империя, заявил он, никогда не будет в безопасности до тех пор, пока Константинополь не перейдет в руки турок. Византийцы, может быть, действительно слабы; тем не менее хорошо известно, как умело они плетут интриги с врагами турок; к тому же, будучи слабыми, они могут отдать город в руки союзников, которые будут отнюдь не столь слабы. Константинополь не так уж неприступен. Прежние осады не удавались из-за внешних причин. Теперь настал подходящий момент. Город раздирают религиозные распри. Итальянцы ненадежны как союзники, и многие из них готовы на предательство 133 . Кроме того, турки наконец добились господствующего положения на море. Что же касается его самого, то если ему не удастся править империей, владеющей Константинополем, он скорее предпочтет не править вообще. Присутствующие были поражены. Даже те члены правительства, которые не одобряли намерений султана, не осмелились высказать свои опасения. Везиры единодушно поддержали его решение и проголосовали за войну 134 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Манастир Милешева (2011) Многи муслимани су из са Пештерске висоравни и делова Херцеговине и Босне долазили 25. на сваке године на дан Светог у манастир Куманицу на Лиму. Долазили су да траже лека и веровали су у и чудотворне у овом манастиру. Православни би се крстили и узвикивали “Помози Боже, а муслимани До скора на том великом општенародном сабору скоро увек била муслимана. српски био савременик тешке погодила Милешеву. То било Светог Саве на Врачару код Београда 1594.године. Наредбу да се оскрнави гроб Светог Саве и мошти однесу из манастира издао велики везир Синан-паша био албанског порекла (Арнаутин). Ту наредбу спровео Мехмед Огуз-бег, био Анадолац, 27.априла 1594.године. У и код и код муслимана мошти Светог Саве су однешене у Београд преко Нове Вароши. Према суровог Синан-пашу обавестио неки муслимански феудалац да се Турци, уствари наши муслимани у манастиру крсте и у свеца Саву. У Цара Уроша, написао записано и …када био велики рат на страни (1594-С.С.)…те године сажегоше прекрасне и чудотворне мошти светога Саве Српскога“. „ паша упутио улаке да донесу свечеве мошти су затим сажежене на Ипак су сачувани рука и неки делови св.Саве до Историчари различита о правом разлогу Светог Саве. Ипак, може се да сигурно било више разлога за такав варварски чин, мада се навише да то због и муслимана. Била велика снага и кохезиона веза култа Светог Саве муслимана и православних Срба у Турци су у почетку, али и много мислили да манастир Милешева само било баш тако, су у Милешеву на долазили масовно наши католици па чак и Турци су сматрали да су устанци Срба у Старом Влаху, и Банату за време иницирани из Милешеве. Том приликом „Устаници су на устаничким заставама носили иконе са ликом Светог Саве устанак против често називан Светосавским устанком. и о великог анимозитета Синан-паше према Мехмед-паши, сигурно заштитнику Милешеве као и осталим пашама српског порекла и да и то био од разлога тог варварског и безбожничког чина. Наводно, код обичног народа се створило да Синан-паша био у сенци Мехмед-паше и других паша са „наше горе листа“ и да се због тога у родила према Србима као народу и за осветом.

http://pravoslavie.ru/76927.html

Во втором десятилетии Х в. везир Саманидов в Средней Азии и Хорасане ал-Джайхани, покровитель ученых и сам ученый, занялся составлением географического труда. Около 922 г. он написал его под тем же ставшим традиционным названием «Китаб ал-масалик ва-л-мамалик». Он не дошел до нас 1225 , но был использован многими географами домонгольского времени, в частности хорасанским автором XI b. Гардизи, который сам говорил об этом 1226 . Далее. Крупнейший арабский географ Х в. ал-Мукаддаси имел возможность ознакомиться с оригиналом труда ал-Джайхани и писал о нем следующее: «Я видел книгу его в семи томах в библиотеке Адуд ад-даула без заглавия; говорили, что это Ибн Хордадбех. Я видел два сокращения в Нишапуре с заглавиями: одно как ал-Джайхани, другое – Ибн Хордадбеха. Содержание их сходится, только ал-Джайхани немного добавил... Если ты посмотришь книгу ал-Джайхани, то найдешь, что он включил весь оригинал Ибн Хордадбеха и основан на нем» 1227 . Из этих слов такого заслуживающего доверия автора, как ал-Мукаддаси, можно заключить, что ал-Джайхани включил в свой труд, во всяком случае, значительную часть материалов Ибн Хордадбеха. Вероятно, и данные, сохраненные Гардизи о Восточной Европе, взяты им либо непосредственно у Ибн Хордадбеха, либо у ал-Джайхани. Между тем материалы Гардизи, причем в арабском варианте, сохранились с небольшими отклонениями у одного малоизвестного арабского энциклопедиста, писавшего еще до ал-Джайхани. В 1869 г. русский востоковед Д. А. Хвольсон издал отрывки из большой арабоязычной энциклопедии «ал-Алак ан-нафиса» («Дорогие ценности») 1228 . Этот труд, точнее его седьмой том, сохранился в единственной рукописи Британского музея. До сих пор идут споры о времени его написания. Часть исследователей, в том числе такие авторитетные ученые, как В. В. Бартольд, И. Ю. Крачковский 1229 , считают, что это сочинение написано вскоре после 903 г. Другие, как Маркварт 1230 , а у него есть последователи и в наши дни, относят его составление к периоду после 923 г. Основной довод сторонников второй даты – упоминание в тексте Ибн Русте имени болгарского царя Алмуша. совпадающего с аналогичным именем у Ибн Фадлана. Мне кажется, для нас в общем не так уж важно, когда составлен труд Ибн Русте. Важно, что он почти полностью совпадает (в славянских материалах) с рассказом ал-Джайхани, а по свидетельству ал-Мукаддаси тексты Ибн Хордадбеха и ал-Джайхани почти аналогичны. Следовательно, и Ибн Русте использовал для географии и этнографии Восточной Европы либо оригинал Ибн Хордадбеха (что вероятнее), либо переделку ал-Джайхани.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1711 г. по предложению рус. царя Петра I Д. решил совместно с Россией выступить против Турции. Но из-за неудачного похода Петра I и подписания Россией 12 июля 1711 г. Прутского мира с турками черногорцы остались одни. 12 окт. того же года Д. направил Петру I письмо с выражением опасений по поводу возможных последствий выступления против турок и с просьбой о помощи. В 1712 г. 60 тыс. турок боснийского везира Ахмеда-паши вторглись в Черногорию. 17 июля черногорцы одержали победу при Царев-Лазе. В битве Д. был ранен, в Цетинском музее хранился крест, который защитил его от удара. Но часть тур. войска прорвалась в Цетин и разрушила мон-рь. В 1714 г. боснийский везир Нуман (Думан)-паша Чуприлич со 120 тыс. турок опустошил всю Черногорию. Бежавшие в Будву черногорцы, в основном старики, женщины и дети, были выданы венецианцами туркам. Д. чудом остался в живых, спрятавшись в пещере. Спасаясь от тур. преследования, Д. уехал через Вену в Россию. В 1715 г. в С.-Петербурге встретился с высокопоставленными лицами и Петром I. Передал в Коллегию иностранных дел извещение-меморандум, в к-ром в 6 пунктах сформулировал просьбы Черногории к России, в т. ч. о принятии Черногории под протекцию России, об издании имп. грамоты с выражением благосклонности к Черногории и благодарности за ее подвиги, о награде 60 большими и малыми медалями черногорцев, израсходовавших свои состояния на войну против турок, об обновлении Цетинского мон-ря и др. (см.: С. 33-34). В апр. 1716 г. Д. вернулся на родину и из мон-ря Подмаина писал рус. канцлеру Г. И. Головкину: «Все разорено, разогнано и мечу предано, в рабство уведено, лишь немногие бежали в горы и спаслись». Денег, к-рые он получил от имп. Петра I, на восстановление всего хозяйства не хватило. По Пожаревацкому миру 1718 г. между Турцией, с одной стороны, и Венецией и Австрией, с другой, венецианцы получили черногорские земли вокруг Будвы, на к-рых находились правосл. мон-ри Подмаина, Станевичи , Подластва и др. Чтобы сохранить эти земли в церковной юрисдикции, Д. подолгу проживал в обителях, что вызвало жалобы горожан Цетине.

http://pravenc.ru/text/171276.html

748 ...а от Мошката... – По-видимому, вставка летописца; эти слова противоречат указанному времени пути; в Троицком списке они отсутствуют. 749 ...алачи, да пестреди... – Алача – ткань из шелковых и бумажных нитей; пестрядь – хлопчатобумажное полотно. 751 ...да фатисы, да бабугури, да бинчаи, да хрусталь, да сумбада. – Фатис – камень, употреблявшийся на изготовление пуговиц; бабагури (перс.) – агат; бинчаи – вероятно, банавша (перс.) – гранат; хрусталь – возможно, берилл; сумбада – корунд. 755 ...маникъ, да яхут, да кирпук... – Мани (санскр.) – рубин; якут (арабск.) – яхонт, чаще сапфир (синий яхонт), реже рубин (лал); кирпук (искаж. карбункул) – рубин. 757 Продают почку по пяти рублев... – Почка – мера веса для драгоценных камней («тяжелая» – одна двадцатая и «легкая» – одна двадцать пятая золотника, соответственно: 0.21 г и 0.17 г). 758 ...аукыиков (в Троицком списке: аукыковъ) – текст неясен. Предполагают указание на а) тип кораблей (арабск. – гунук); б) расстояние. 759 Мсяца маиа 1 день Велик день взял есми в Бедере... – Четвертую Пасху за пределами Руси Никитин отметил не в положенный срок; Пасха не бывает позже 25 апреля (по юлианскому календарю). 760 ...а бесермена баграм взяли в середу мсяца... – Курбан байрам в 1472 г. приходился на 19 мая. 761 Первый же Велик день взял есми в Каин, а другый Велик день въ Чебокару... – Относительно этого места высказаны предположения, что Каин либо искаженное название какого-то пункта в Закавказье, либо Наин в Иране; но Никитин посетил Наин после Чапакура, в таком случае следует, что первую за пределами Руси Пасху Никитин встретил в Чапакуре, а вторую – в Наине. 762 ...да к рылу привязаны великыа желзныа гири. – Никитин принял за гири большие колокольцы, которые вешали на шею слону. 763 Да коней простых тысяща в снастхъ златых... – При выезде знатных особ было принято выводить верховых лошадей в полном конском уборе, демонстрируя богатство и знатность владельца. 766 ...махтумъ... – Махдум (арабск.) – господин. Почетный титул, который великий везир Махмуд Гаван получил в мае 1472 г. после взятия Гоа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При дворе султана старый везир Халиль и его друзья по-прежнему неодобрительно относились ко всей этой затее. Мехмед не послушал их совета и начал войну. Не похоже ли, что они были правы? По всей вероятности, отчасти для того, чтобы доказать им свою правоту, и отчасти для успокоения своей совести благочестивого мусульманина, который должен идти на битву только в том случае, если неверные упорно отказываются сдаться, султан в последний раз предложил мир, но только на его условиях. В лагере султана был молодой вельможа по имени Исмаил, сын перешедшего в мусульманство грека, которого он сделал вассальным князем Синопа. Именно его султан направил в город в качестве своего посланца. У Исмаила были друзья среди греков, и он сделал все возможное, чтобы убедить их в том, что еще не поздно спастись. В результате его усилий греки назначили своего парламентера, который отправился в турецкий лагерь вместе с Исмаилом. Имя этого человека до нас не дошло; известно лишь, что он не был ни высокого звания, ни знатного происхождения. Непредсказуемое отношение султана к послам было печально известным, и, без сомнения, ни одно знатное лицо нельзя было послать со столь рискованной миссией. Однако Мехмед принял парламентера достаточно любезно и отправил с ним послание, в котором заявил, что осада будет снята, если император обязуется выплачивать ему ежегодную дань в размере 100 тыс. золотых византинов либо, если это окажется предпочтительнее, жители покинут город, взяв с собой все движимое имущество, причем никому не будет причинено вреда. Когда эти условия были оглашены на императорском совете, кое-кто высказал мнение, что обещание выплатить дань дало бы возможность константинопольцам выиграть время. Но большинство отлично понимало, что такую огромную дань собрать никогда не удастся; если же она не будет немедленно выплачена, то султан попросту не снимет осаду; и, конечно, никто из них не хотел отдать султану Константинополь без дальнейшей борьбы. Возможно, если верить турецким источникам, ответ императора содержал предложение отдать султану все, чем он владеет, кроме города, который, по существу, и был единственным, чем он еще владел.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008