С посл. четв. XVI в. молдав. иконописцы все чаще вдохновлялись иллюминированными кодексами, что отразилось в памятниках стенописи и иконописи, а также характеризует молдав. миниатюру. Различные источники указывают на хождение в М. к. и в соседнем Валашском княжестве ряда известных иллюминированных визант. кодексов (иногда это их южнослав. реплики). Не всегда установлено время появления визант. кодексов в М. к., тем не менее некоторые факты могут указывать на представление о данном явлении. Так, известно о нахождении в М. к. знаменитого Четвероевангелия болгарского царя Иоанна Александра 1356 г. (Lond. Brit. Lib. Add. 39027 (бывш. Curzon 153)), реплики визант. кодекса XI в. (Paris. gr. 74), выкупленного из залога в нач. XV в. господарем Александру I Добрым. Визант. рукопись Евангелия-Апракос (XII-XIV вв.) в период правления в М. к. господаря Иеремии Мовилэ (1595-1600, 1600-1606) заказчик Глигорча Крэчун украсил окладом и подарил афонскому мон-рю Ватопед; Четвероевангелие (XII-XIII вв.) ок. 1598 г. украсил окладом великий логофет Лупу Строич и передал в дар афонскому мон-рю Дохиар; Четвероевангелие XII в. с окладом Елизавета Мовилэ вложила в афонский мон-рь Кутлумуш. Валашский господарь Мирча Чобан († 1534) украсил окладом Лекционарий XI в. из мон-ря Дионисиат на Афоне (Ath. Dionys. 587). Визант. иллюстрированную книгу Апостол (Rockfeller McCormick NT.- Chicago. Bibl. Univ. 2400) украсил окладом валашский господарь Александру II Мирча (1568-1574), брат молдавского господаря Петру VI Хромого. Известная рукопись IX в., т. н. Sacra Parallela (Paris. gr. 923), Псалтирь XI в. (Ath. Vatop. 760), Типикон монастыря Пантократор на Афоне XII в. (не сохр.) принадлежали б-ке династии Маврокордатов, правивших в Молдавии и Валахии в XVIII - нач. XIX в. ( Costea. 1992. P. 44. Not. 16-17). C 1587 по 1608 г. в М. к. жил Яннакис Симотас, купец из Эпира, тесно связанный с молдав. господарями и высшими сановниками, для к-рых он приобретал в К-поле ценные предметы церковного искусства ( N sturel. 1986. P. 72).

http://pravenc.ru/text/2564044.html

† ок. 1098 г. Свт. Ефрем, еп. Переяславский, в киевских Ближних пещерах почивающий (28 января). † 1098, 11 августа Св. прмч. Феодор Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † 1098, 11 августа Св. прмч. Василий Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий. † после 1098 г. Прп. Захария Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (24 февраля). † ранее XII в., 2 апреля Свт. Савва, архиеп. Сурожский (15 декабря – Собор Крымских святых). XI-XII вв. Прп. Марк гробокопатель, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил слезоточивый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Иоанн богоугодник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 декабря). XI-XII вв. Прп. Феофил другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Феодосии другой, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XI-XII вв. Прп. Иоанн другой, «пещерник», Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (28 сентября – Собор Ближних пещер). XII-XIII вв. Прп. Онуфрий молчаливый, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (21 июля). XII-XIII вв. Прп. Онисим затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября, 21 июля). XII-XIII вв. Прп. Елладий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (4 октября). XII-XIII вв. Прп. Авраамий затворник, Киево-Печерский, в Ближних пещерах почивающий (29 октября). XIII в. до 1240 г. † после 1205, 29 января Свт. Игнатий, еп. Смоленский (в неделю пред 28 июля – Собор Смоленских святых). † 1206, 19 марта Св. блгв. кнг. владимирская Мария (в иночестве Марфа). (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1212, 14 апреля Св. блгв. кн. владимирский Всеволод (в крещении Димитрий), Большое Гнездо (23 июня – Собор Владимирских святых). † 1214, 17 января Свт. Иоанн, еп. Ростовский (23 мая – Собор Ростовских и Ярославских святых). † ок. 1218 г. Прп. Досифей II, игумен киево-печерский, в Дальних пещерах почивающий (28 августа – Собор Дальних пещер).

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

В 590 г. длительное военное напряжение начало сказываться и на положении персов. В Сев. Иране мятеж полководца Бахрама Чубина парализовал Персидскую державу. 6 февр. 590 г. в Ктесифоне был свергнут шах Хормизд IV и возведен на трон его сын Хосров II, но уже через месяц наступление Бахрама вынудило Хосрова с семьей бежать к визант. границе. Он был милостиво встречен визант. командованием и перевезен в Эдессу. С весны до осени 590 г. в К-поле находилось его посольство, к-рое просило у М. помощи в возвращении трона в обмен на мир и раздел земель Армении между 2 державами. В то же время в К-поль прибыло посольство от Бахрама, но М. отказался принимать его. Осенью М. заключил договор с Хосровом и объявил, что заочно усыновляет его ( Theophyl. Sym. Hist. V 3; Theoph. Chron. P. 266). В нач. 591 г. визант. армия под командой Нарсеса и Иоанна Мистакона совместно с персами, лояльными Хосрову, начала поход в Месопотамию и Иран. В сент. 591 г. Бахрам был разбит византийцами при Гандзаке (близ совр. г. Лейлан, Сев.-Зап. Иран); Хосров вернулся в Ктесифон; тысяча визант. лучших воинов составили его личную охрану. Положение христиан в Персии укрепилось, т. к. Хосров вскоре издал указ, уравнивавший в правах христиан и представителей традиц. персид. религии - маздеизма. В результате этой победы визант. граница в Сирии и Месопотамии была полностью восстановлена; были присоединены нек-рые области Закавказья и Сев. Месопотамии, преимущественно Армении: Иверия, Тайк, Айрарат, Тарон, Вост. Арзанена. Установление визант. власти в Армении сопровождалось восстанием под рук. Смбата Багратуни, в ходе к-рого был убит визант. полководец Иоанн Мистакон; спустя неск. лет восстание было подавлено. После присоединения Зап. Армении был образован арм. Аванский католикосат, к-рый должен был объединить армян-халкидонитов, лояльных Византии. Нападения авар и славян на Балканы к нач. 80-х гг. VI в. стали регулярными. В 583 г., после крупного нападения и разграбления крепостей Сингидун (ныне Белград, Сербия), Анхиал (ныне Поморие, Болгария), Виминакий (близ совр.

http://pravenc.ru/text/2561152.html

В 1953 г. К. был вновь обвинен как «агент немецкого империализма» и пособник арестованного Берии; его, Беридзе и Нуцубидзе вывели из всех ученых советов, сняли с работы, лишили званий и степеней. Через неск. месяцев ученые были восстановлены (Люди и судьбы. 2003. С. 197). С 1955 по 1981 г. К. был членом редколлегии всесоюзного научного ж. «Византийский временник» и ряда др. изданий редколлегий (Моамбе (Бюллетеня) ТГУ, Мацне (Вестника) Ин-та истории Ан Грузинской ССР, Грузинской Советской энциклопедии) и ученых советов (Ин-та истории и Ин-та востоковедения АН Грузинской ССР) со дня их основания. Лауреат неск. премий. Награжден орденами Красного Знамени и «Знак Почёта». Похоронен в пантеоне писателей и общественных деятелей в Дидубе в Тбилиси. На доме, где жил К., установлена мемориальная доска. Одной из улиц Тбилиси присвоено его имя. Труды К. оставил богатое и многогранное научное наследие. Свыше 200 его трудов были изданы. Для наследия К. характерна общая черта: используя глубокие познания в области классических языков и визант. культуры в картвелологии и знание груз. древностей в классической и визант. филологии, он взаимно обогатил обе науки. Одно из главных направлений своей научной деятельности К. определил еще в самом начале своего пути, опубликовав критическое издание «Хронографии» Георгия Амартола. Этим он заложил новое направление в картвелологии, имевшее большое значение для изучения груз. средневек. лит-ры, общественной мысли, переводческого искусства, а также для исследования визант. лит-ры. Впосл. ученый на таком же уровне издал целый ряд груз. переводов визант. сочинений (произведения Прокла Диадоха , Михаила Пселла , роман «Галактион и Епистимия»), а также груз. памятники, переведенные на греч. язык (труды Иоанна Петрици , прп. Арсения Икалтойского и др.). Несмотря на то что аналогичная работа велась и до К., его заслуга состоит в скрупулезной точности, с к-рой он сравнивал переводные памятники с греч. оригиналами, осуществляя их текстологические исследования и разносторонний анализ, выявляя множество фактов, имеющих первостепенное значение для истории визант. лит-ры и изучения греч. языка визант. эпохи. Именно его заслуги убедили мировое научное сообщество византологов в том, что без памятников груз. лит-ры невозможно в полной мере исследовать визант. лит-ру. Плодотворную деятельность в этом направлении вели после К. акад. К. Кекелидзе и его школа.

http://pravenc.ru/text/1683927.html

XI в.//ВВ. 1971. Т. 31. С. 71-78; он же. Древнерус. княжеские уставы XI-XV вв. М., 1976; он же. Визант. и южнослав. правовое наследие на Руси в XI-XIII вв. М., 1978; idem. Le droit romain oriental en Russie jusqu " au XVIe s.//Popoli e spazio romano tra diritto e profezia. R., 1986. P. 487-495; он же. Государство и Церковь Древней Руси. М., 1989; Милов Л. В. О древнерус. переводе визант. кодекса законов VIII века («Эклоги»)//История СССР. 1976. 1. С. 142-163; он же. Древнерус. перевод Эклоги в кодификационной обработке кон. XIII в.//ВМУ: Ист. 1984. 3. С. 56-65; Papastathis Ch. K. Zur Verbreitung der «Hexabiblos» des Harmenopoulos im slawischen Raum//Balkan Studies. 1976. Vol. 17/1. P. 67-78; Argyriadis Ch. Armenopoulos und der Zeitgeist des 19. Jhs//Rechtshistorisches J. 1984. Bd. 3. S. 243-251; Pantazopoulos N. J. Church and Law in the Balkan Peninsula During the Ottoman Rule. Amst., 1984; Семенченко Г. В. Визант. право и оформление рус. завещаний XIV-XV вв.//ВВ. 1986. Т. 46. С. 164-173; Schminck A. Studien zu mittelbyzant. Rechtsbüchern. Fr./M., 1986; Бенешевич В. Н. и др. Древнеславянская кормчая XIV титулов без толкований. Т. 2. София, 1987; М. М. (изд. ). Законоправило или Номоканон Св. Саве: Иловички препис 1262 година. Београд, 1991; Burgmann L. Ecloga//ODB. Vol. 1. P. 672; idem. Law in Slavic Countries, Byzantine//Ibid. Vol. 2. P. 1195; idem. Das byzant. Recht und seine Einwirkung auf die Rechtsvorstellung der Nachbarvölker//Byzanz und seine Nachbarn/Hrsg. A. Hohlweg. Münch., 1996. S. 277-295; Τρωινος Σπ. Ν. Ο πηγς το βυζαντινο δικαου. Αθνα, 1999; Максимович К. А. «Пандекты» Никона Черногорца в древнерус. переводе XII в. (юрид. тексты). М., 1998; idem. Aufbau und Quellen des altrussischen Ustjuger Nomokanons//Fontes Minores. Fr./М., 1998. Bd. 10. S. 477-508; он же. Древнейший памятник слав. права «Закон судный людем»: композиция, переводческая техника, пробл. авторства//ВВ. 2002. Т. 61. С. 24-37; idem. Byzantinische Gesetzbücher und ihre Bedeutung für die Rechtsgeschichte Südosteuropas//Modernisierung des osteuropäischen Rechts bis zum 1.

http://pravenc.ru/text/372678.html

В. Савва. Московские цари и визант. василевсы. Харьков, 1901. Сергий архиеписк. Полный месяцеслов Востока, тт. III, изд. 2, Владим., 1901. – Преп. Феофан Сигрианский, исповедник. «Душепол. Чтение», 1893, 3, 5 (март и май). Н. Скабаланович. Визант. государство и церковь в XI в. Спб., 1884. – Визант. наука и школы в XI в. «Христ. Чтен.», 1884. Слово на перенесение мощей пр. Феодора Студ. и Иосифа Сол. (греч. текст), у нас в прилож. I к I ч. Н. Соколов. Состояние монашества в визант. церкви с полов. IX до нач. XIII в. Казань, 1894. И. И. С(околов?). Препод. Феодор Студит , его церковнообществ. и богословсколитерат. деятельность. Истор. очерк. – Творения Феод. Студ., изд. Спб. дух. акад., 1907 г., т. I. В. В. Сокольский. О характере и значении эпанагоги. – «Визант. Временн.», т. I (1894). Сретенский. Критический анализ главн. учений об отношении между церк. и госуд. Москва, 1878. Ф. А. Терновский. Грековост. церковь в период Всел. Соборов. Киев, 1883. И. Е. Троицкий. Арсений – патр. Констп. и Арсениты – «Христ. Чтен.», 1872, III. Ф. И. Успенский. Очерки по истории визант. образованности. Спб., 1891. Филарет архиеписк. Черниг. Историческое учение об отцах церкви. Спб., 1859, т. – Историч. обзор песнопевцев и песнопения греч. церкви. Черниг., 1864. – Жития святых, чтимых правосл. церковью, изд. 2. Спб., 1892. И. Флоринский. История богослуж. песнопений прав. вост. церкви. Москва, 1860. С. Цветков (в иноч. иеромон. Иаков). Кондаки и икосы разн. церковных песпописцев, русск. перев. с греч. Москва, 1883 и 1886 (из «Чтен. в Общ. любит. дух. просв.», 18821885). И. В. Ягич. Служебные минеи за сент., окт. и ноябрь в церковнослав. переводе по русск. рукк. 10951097 г, Спб., 1886 в «Памятниках древнерусск. яз.», т. I, Спб., 1886. Феодора Петрского. Житие аввы Феодосия киновиарха (перев. с греч.). – «Палест. Патерик», изд. Имп. Палест. Общества, Спб., 1895, вып. VIII. Феодора Студита (в русск. перев.). Огласит. поучения и завещание, изд. Оптиной пуст. Москва, 1872. – Огласительные поучения в «Добротолюбии», изд. Пантелеим. мон., т. IV. Москва, 1889.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

294 Со времени Комненов повествованию об этих спорах отводится слишком много места, а время Палеологов можно назвать богословской эпохой византийской историографии (Крумбахер). Некоторые историки, как И.Киннам и Г.Акрополит, нередко сами являлись усердными полемистами и посвящали свои труды догматическим вопросам. Однажды И.Киннам завел с новопатарским епископом Евфимием такой горячий спор об изречении И.Христа «Отец мой больший Меня есть», что импер. Андроник Комнен пригрозил обоих их сбросить в реку Риндак (это было в Лопадии), если они не прекратят своего препирательства (Никита Хон., Цар. Андр. Комн., II, 5) 295 Никита Хон., Царст. Мануила Ком., VII, 5–6; Царст. Алексея Ком. кн. III, 3, Иоанн Киннам, Цар. Иоанн. и Ман. Комн., II, гл. 10; IV, гл. 16; кн. VI, гл. 2. Никифор Григора: Рим. ист., кн. XI, гл. 10; А.И.Васильев, Путеш. виз. имп. Мануила Палеолога по Запад. Европе (Ж. М. Н. Пр. 1912, 5), F.Chalandon, Les Comnene, P. 1912 (рец. И.В.Безобразова, 1913, 6) 296 Герцберг, 64. По тем же вопросам см. соч. Ф.И.Успенского, Ист. Византии, Спб 1913, стр. 39, 631, 706–708, 730, 734, 848–851, 857 297 Ф.И.Успенский, Очерки по истории визант. образов., Спб. 1892; его же: Делопроизводство по обвин. Иоанна Итала в ереси, Изв. рус. Арх. инст. в Конст-ле, II, Одес. 1897 г., 1–66; его же: Философ. и богослов. движ. в XIV веке (Ж. М. Н. Пр. 1892, 1 и 2; ср. Визант. Времеи, 1898 г., 1–2, с. 280–282); Герцберг, 113, 265; о богословских спорах, Герцберг, 43, 413, 434, 466, 475, 508, 524. 564; замеч. на книгу Ф.И.Успенского П. В.Безобразова (об Итале) Виз. Времеи. 1896, I, 125–150; И.Е.Троицкий , Арсений, патр. никейский и арсениты, Спб. 1873; Рецензия на книгу Папамихали о Гр. Паламе, И.И.Соколова (Ж. М. Н. Пр., 1913 г., 4, 5 и 6); Н.Ф.Радченко, Еретич. движения в Болгарии XIV в; Некрасов, Пахомий Логофет 3–5; К ист. визант. богословия в XII в., Н.С.Гроссу (Тр. Киев, Дух. акад., 1913, 12); об нквизиции в Византии, в речи Чельцова (Хр. Чт. 1877, 3 и 4, с. 508); Византия и византийцы, А.Пономарева (Хр. Чт., 1880, 7 и 8); По поводу сочин. Д. Викелы Н.А.Скабалановича : Визант. наука и школы в XI в. (1884, I); его же, Научная разработка виз. истории (ib. II); О нравах визант. общества в средние века (ib 1880,1). Ср. крайне суровые приговоры над Византией некот. греч. (Сафа – «мумия» и нападения на лицемерие и ханженство, Визант. Врем. 1895,III, 443), западных (Тэн – «болтуны», Ист. Вестн., 1900, 11, с. 722) и русских ученых (В.И.Григоровичу см. Пыпин, Ист. литер. I, 147–149; В.Г.Васильевский , в воспомин. Пантелеева, Р. Вед. 1903, 183 II отд.)

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Андрей Критский и др.), впервые Апокалипсис; составлен Малый Номоканон (Кекел. A 96, 1031 г.; S 143, XI в.; СПбФИВ РАН. 92, XI в.). Прп. Георгий Святогорец, автор Жития святых Иоанна и Евфимия (Кекел. А 558, 1074 г.; А 130, 170, 176, XVIII в.), где изложена история Ивирона, занимался редактурой и сличением древнегруз. перевода библейских книг (НЗ, кроме Апокалипсиса, и Псалтирь) с греч. источниками: редакция прп. Георгия до наст. времени считается канонической на груз. языке. Прп. Георгием были переведены Великий Синаксарь (Ath. Iver. 30, XI в., Кекел. H 2211, A 97, 193), Месяцеслов (Кекел. S 4999, XI в.; Ath. Iver. 65, 73/58, Hieros. Patr. 124, Кекел. H 1710, XI-XII вв.; Hieros. Patr. 107, 1300 г.), комментарии к Книге Песнь Песней свт. Григория Нисского (Кекел. A 55, XI в.; A 108, XII в.; Q 1052, XVII в.), «О сотворении человека», Шестоднев (Hieros. Patr. 44, XI в.; Hieros. Patr. 74, XIII в.), апокрифическое соч. «Послание Авгаря» (Кекел. А 484, 1054 г.), др. агиографические и гомилетические сочинения, сохранившиеся лишь в его переводе (греч. оригиналы утеряны). К наследию афонской школы относятся также груз. рукописи Житие свт. Иоанна Златоуста, написанное Георгием Александрийским (Ath. Iver. 3, 979-980 гг.), гомилетический сборник (Ath. Iver. 6, XII-XIII вв.), Лимонарь (Ath. Iver. 9, 977 г.), ВЗ (Ath. Iver. 9, 978 г.), Опизское Четвероевангелие (Ath. Iver. 83, 913 г.), Афонский Многоглав (Ath. Iver. 11, X в.), Евангелие редакции прп. Георгия Святогорца (Кекел. Q 908), Гелатское Четвероевангелие (Кекел. А 1335, XI в.), Ванское Четвероевангелие (XI в.), НЗ редакции прп. Георгия Святогорца (Кекел. А 584, Ath. Iver. 78, XI в.; Кекел. A 34, XIII в.), Псалтирь (Hieros. Patr. 161, XIII в.; Hieros. Patr. 133, XIII-XIV вв.) и др. Ист.: Георгика: Сведения визант. писателей о Грузии/Ред.: С. Каухчишвили. Тбилиси, 1970. Т. 8 (на груз. яз.); Actes d " Iviron J. Lefort, N. Oikonomidès, D. Papachhryssanthou, E. Métrévéli. P., 1985-1995. Vol. 1-4; Афонская коллекция//Описание груз.

http://pravenc.ru/text/639853.html

Но и входило ли описание их в задачи писца, особенно, если часовня стояла где-нибудь за деревнями, напр. на кладбище? Однако, косвенные указания на существование часовень мы найти можем. В погосте Спасском на Оредежи есть деревня «На Шуче на луке у часовни» (III, 82); в Городенском п. Лад. – Совиж у часовни (XI, 13), в Песотцком – Мошино у часовни (XI, 53), в Куйвошском п. Ореховского у. – Коркома у часовни (XI, 144, 177). Огладба у часовни (XI, 160), Микулино у часовни (XI, 170), Сояла у часовни и Сояла за часовнею (XI, 190), в Корбосельском п. Новзово у часовни (XI, 204), на Кавгале у часовни (XI, 207), в Келтушском – Ханыково у часовни (XI, 251), на Кобылицах у часовни (XI, 256), в Лопском – Лехкола в Сироле у часовни (XI, 258); Гавикала у часовни (XI, 267), в Ижорском – Лисино часовня (XI, 421), Воронье у часовни и Подгорье у часовни (XI, 437); в Корельском у., в Сакульском п. – Лагновалка у часовни (XII, 35), на Петерве у часовни (XII, 45), Вилокала у часовни (XII, 64), в Ровдужском п. – Костино у часовни (XI, 81), Бульнеево у часовни (XII, 82), Липовое у часовни (XII, 103). Мы нарочито выписали все места, где заметили упоминание о часовнях. Из них ясно, что часовни встречаются во всех уездах, кроме Копорского и Ямского; часовни упоминаются во многих погостах, но упоминаются совершенно случайно, – поскольку писцу нужно было определить положение деревни. Отсюда неизменное «у часовни». Но зная любовь народа строить часовни на кладбищах, при источниках – родниках, – мы можем предполагать не без оснований, что часовень в погостах пятины было несравненно больше, чем сколько упомянуто. Строились эти часовни, вероятно группой деревень, если деревни были малы; или деревней, если она была значительна. В эти часовни, за дальностью расстояния от церкви могли собираться жители деревень, в них проводить часы службы в праздничные дни. В часовни могли ставить тела умерших. Словом, – деревенская часовня в начала XVI ст. имела для деревни тоже значение, какое она имеет в деревне и в настоящее время.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Tihomir...

XI - нач. XII в.; Яшаева и др. 2011. 149, 139, 141, 133, 135, 136, 151)). Обе техники были освоены местными мастерами, использовавшими визант. модели ( Банк. 1978. С. 65-67). К местной продукции относят литые бронзовые образки, медальоны, Деисус с изображением святых (X-XI вв.), а также чеканную золоченую круглую икону XI-XII вв. «Христос Пантократор» ( Яшаева и др. 2011. 142-146, 137, 134). Свидетельствами местного производства предметов христ. утвари являются неск. каменных форм для отливки крестиков-тельников и медальона IX-X вв. с поясным изображением святого и надписью: «Господи, помоги носящему, аминь!», а также крест с Распятием XII-XIII вв. ( Яшаева. 2004. С. 101-104; Наследие. 2011. 50, 52). Из Византии в Херсон поступали литые и чеканные бронзовые процессионные кресты IX-XI вв. с гравированными изображениями Божией Матери и арх. Михаила, Христа Пантократора, св. Никиты оранта, из Сиро-Палестинского региона происходит крест с изображением Иоанна Богослова ( Яшаева и др. 2011. 179-181, 183). Ближневост. происхождение имеют кресты-энколпионы X-XI вв. с чеканными и гравированными изображениями Распятия с предстоящими и Богоматерью, а также энколпион со сценами «Вознесение» и «Преображение», инкрустированными серебром ( Залесская. 1964; Яшаева и др. 2011. 186-195). Вероятно, из Никомидии привезен энколпион рубежа XII и XIII вв. с изображением св. Фотия ( Яшаева и др. 2011. 197). В Херсонесе обнаружены также древнерус. кресты-энколпионы XII-XIII вв. с изображениями Распятия и Пресв. Богородицы, а также святых Бориса и Глеба ( Корзухина. 1958. С. 135-137; Якобсон. К истории. 1958. С. 119-125; Яшаева и др. 2011. 198-202). Уникален древнерус. бронзовый 6-конечный киотный крест кон. XII - 1-й четв. XIII в. с изображениями Распятия и святых, в числе к-рых - Борис и Глеб. По мнению В. Г. Пуцко, он был изготовлен в Киеве к-польским мастером. Киотный крест вместе с 2 рус. энколпионами и частями церковной лампады был обнаружен в квартале 17, где, как считал Якобсон, находился дом рус.

http://pravenc.ru/text/2462085.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010