столетий утратили государственность и смогли сохраниться как этнос во многом благодаря Армянской Апостольской Церкви . Лит.: Тер-Саакян К. Армянские императоры Византии. Венеция, 1905. 2 т. (на арм. яз.); Адонц Н. Г. Армения в эпоху Юстиниана. СПб., 1908. Ереван, 19712; он же. О происхождении армян-цатов//HAms. 1912. N 5; idem. Études arméno-byzantines. Lisbonne, 1965; Laurent J. L " Arménie entre Byzance et l " Islam depuis la conquête arabe jusqu " en 886. P., 1919. Lisbonne, 1980; idem. Études d " histoire arménienne. Louvain, 1971; Бартикян Р. М. Два послания Григория Магистра Пахлавуни (XI в.) относительно еретиков-тондракитов//ППС. 1962. Вып. 9 (72). С. 133-140; он же. 101-е и 139-е письма К-польского Патриарха Николая Мистика, адресованные Ованесу Драсханакертци и царю Смбату I//ИФЖ. 1966. 4 (35). С. 251-256; он же. Византийский эпос о Дигенисе Акрите и его значение для армяноведения. Ереван, 1970; Charanis P. The Armenians in the Byzantine Empire. Lisboa, 1963; Кучма В. В. Командный состав и рядовые стратиоты в фемном войске Византии в кон. IX-X в.//Визант. очерки. М., 1971. С. 86-97; Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Визант. империи в XI-XII вв. Ереван, 1975; Vryonis Sp. Patterns of Population Movement in Byzantine Asia Minor 1071-1261//XV Congr. Intern. des études byzantines: Rapports. Athènes, 1976; Тер-Гевондян А. Н. Армения и Арабский халифат. Ереван, 1977; Кавказ и Византия: Сб. ст. Ереван, 1978-1988. Вып. 1-6; Арутюнова-Фиданян В. А. Армяне-халкидониты на вост. границах Визант. империи (XI в.). Ереван, 1980; она же. Армяно-визант. контактная зона (X-XI вв.). М., 1994 [Библиогр.]; она же. Повествования о делах армянских, VII век:. Источник и время. М., 2004; Μπαρτικιν Χρ. Βυζντιον κα Αρμενα//Βυζαντιν. 1983. Τ. 12. Σ. 431-462 [Библиогр.]; Юзбашян К. Н. Армянские гос-ва эпохи Багратидов и Византия, IX-XI вв. М., 1988 [Библиогр.]; Исканян В. К. Армяно-визант. отношения в IV-VII вв. Ереван, 1991 (на арм. яз.); L " Arménie et Byzance: Histoire et culture. P., 1995; Bartikian Hr. Studia Armeno-Byzantina. Yerevan, 2002. 2 vol. Е. Д. Джагацпанян Византия и Грузия

http://pravenc.ru/text/372678.html

статью " ACCESSUS AD ALTARE " ) (состоящее из: а) умовения рук священником; б) неск. прошений; в) общего покаянного чина, заимствованного из рим. мессы (первые слова: «Исповедую пред Богом» - перевод лат. «Confiteor...»); г) восхождения священника и диакона на ступень св. престола при пении псалмов 99 и 42 и чтении особой молитвы; д) чтения 2 молитв св. Григора Нарекаци); 4) приготовление евхаристических хлеба и вина. Последняя часть 4) является заимствованием из визант. евхаристического чина, ее порядок: а) завеса алтаря, если есть, закрывается; приготовление даров происходит на жертвеннике или на самом св. престоле; во время приготовления даров хор поет гимн; б) священник возлагает на дискос хлеб и вливает в потир вино, при этом читаются слова: «В воспоминание...» - слова, аналогичные тем, что звучат на визант. проскомидии; в) священник читает надписанную именем свт. Иоанна Златоуста и совпадающую с визант. молитвой протесиса молитву «Боже, Боже наш, пославший в пищу»; г) дары покрывают покровом при чтении псалма 92; д) священник благословляет дары со словами из Евангелия от Луки (1. 35); е) приносится кадило, и священник читает взятую из визант. литургии молитву «Кадило Тебе приношу»; ж) совершается каждение, хор поет гимн на каждение; завеса открывается. Порядок литургии оглашенных ( (?) · . P. 154-169; СДЛ. Т. 2. С. 181-196; Raes. P. 74, 78; Taft. The Armenian. P. 188): 1) начальный возглас «Благословенно Царство» (как в визант. литургии); 2) ([жамамут] - изменяемое входное песнопение: ср. Входной стих , Интроит ; по воскресеньям - визант. тропарь «Единородный Сыне»); 3) призыв диакона к молитве и славословие священника; 4) преподание священником мира; 5) главопреклонение; 6) молитва священника (=визант. молитве 1-го антифона ); 7) пение хором псалма и гимна, обозначаемых термином (полуденный), в это время - 8) чтение священником 2 молитв (=визант. молитвы 2-го и 3-го антифонов) и 9) чтение священником молитвы (=визант. молитва малого входа ); 10) священник вручает Евангелие диакону, диакон, как правило, обходит с Евангелием вокруг престола (аналог малого входа); 11) возглас диакона: «(?)(?)»; 12) пение хором Трисвятого (с изменяемыми, в зависимости от праздника, вставками: «Явившийся нам», «Воскресший из мертвых» и проч., восходящими к сделанной в 471 г.

http://pravenc.ru/text/Армянский ...

Критические заметки о завещании Евстафия Воилы (1059 г.)//ВВ. 1961. Т. 19. Бартикян Р. Г. Миграция армян в XI в. Причины и последствия//XVe Congres intern, d» etudes byzantines. Rapports et co-rapports. I. His-toire. Athenes, 1976. Бартикян Р. Г. О феме «Ивирия»//ВОН. 1974. « 12. Бартикян Р. Г.; Каждан А. П., Удальцова 3. В. Социальная структура восточных границ Византийской империи//Actes du XIVe Congres intern, des etudes byzantines. Bucarest, 1976. Бapuiuh Ф. Дипломатар Фессалщских монастирей//ЗРВИ. 1976. Т. 16. Безобразов П. В. Завещание Воилы//ВВ. 1911. Т. 18. Безобразов П. В. Патмосская писцовая книга//ВВ. 1900. Т. 7. Васильевский В. Г. Материалы для внутренней истории Византийского государства//ЖМНП. 1879. Ч. 202; 1880. Ч. 210. Вернадский Г. В. Заметки о византийских купчих грамотах XIII в.//Зборник в чест на В. Н. Златарский. София, 1925. Вернадский Г. В. Заметки о крестьянской общине в Византии//Ученые записки, основанные Русской ученой коллегией в Праге. 1924. Т. I. Вып. 2. Вин Ю. Я. Право предпочтения в освещении Димитрия Хоматина//Право в средневековом мире. М., 1996. Вин Ю. Я. Право предпочтения в поздневизантийской деревне//ВВ. 1985. Т. 45. Горянов В. Т. Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Жаворонков П. И. Состав и эволюция высшей знати Никейской империи//ВО. М., 1991. Каждан А. П. Аграрные отношения в Византии XIII-XIV вв. М., 1952. Каждан А. П. Армяне в составе господствующего класса Византийской империи в XI-XII вв. Ереван, 1975. Каждан А. П. Византийский монастырь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31. Каждан А. П. Деревня и город в Византии IX-X вв. М., 1960. Каждан А. П. Из экономической жизни Византии XI-XII вв.//ВО. М., 1971. Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии в XI-XII вв. М., 1974. Каждан А. П. Формы условной собственности в Византии в Х-ХИ вв. М., 1960. Каждан А. П. Экскуссия и экскуссаты X-XI вв.//ВВ. 1953. Т, 5. Культура Византии/Под ред. 3. В. Удальцовой. Т. 2. М., 1988; Т.З. М., 1991. Курбатов Г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Большинство иллюстрированных рукописей А. датируются периодом IX-XIV вв. Древнейшими образцами искусства миниатюры и каллиграфии являются пурпурный золотописьменный Бератский кодекс Евангелия, написанный уставом (X-XI вв. Центральный архив. Тирана) и 2 Авлонских кодекса (кон. XI - нач. XII в.), стилем миниатюр напоминающие произведения К-поля X в. Глубокое влияние на икону и фреску А. оказали визант. стили (эпохи Македонской династии, IX-XI вв., и особенно палеологовского возрождения XIII-XV вв.), хотя в Сев. Албании можно отметить и воздействие западноевроп. живописи. Древнейшие визант. переносные иконы в А. относятся к XII-XIV вв. Наиболее известными считаются образы Богоматери Одигитрии Борийской (Мборья Корчинская) и Архангела Михаила Борийского (Мборья, XIV в.). Визант. фрески XII в. сохранились, напр., в пещерах Властойне, Летми возле Калмети. XIII и XIV века оставили замечательные росписи: соборов мон-рей Пресв. Богородицы в Аполлонии и Спасителя в Рубику 1272 г. (восточнее Лежи), храмов в Вау-и-Дейесе, замка в Берате. в экзонартексе церкви мон-ря Пресв. Богородицы в Аполлонии изображен семейный портрет Михаила VIII Палеолога, Феодоры и Михаила IX, предстоящих Богоматери с моделью церкви в руках (кон. XIII в.). В трапезной этого же мон-ря представлена роспись кон. XIII - нач. XIV в., к-рая выполнена на высоком художественном уровне и обнаруживает как сильное тяготение к классическим образцам (напр., композиция «Моление о чаше»), так и связь со школой Дурреса. Большой интерес представляют многослойные росписи XIV в. в пещерном храме Пресв. Богородицы на о-ве Мали-Град на оз. Преспа, ц. Пресв. Богородицы в Голобоко близ Безмишти и др., выполненные серб. мастерами, работавшими в визант. стиле (см. разделы по искусству в статьях Сербия , Македония , Византия ). Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент Арх. Михаил. Икона. XIV в. (Музей археологии и этнографии. Тирана). Фрагмент Скульптура визант. периода в А. ограничена рельефами с изображениями животных (реальных и фантастических), геральдических символов и проч. на фасадах и во внутреннем убранстве церквей и в интерьерах дворцов, напр. мраморный рельеф с эмблемой Арбрийского княжества (XII в. Музей археологии. Тирана), резной по камню герб рода Топия (XIV в. Музей археологии и этнографии. Тирана). C XIV в. развивается искусство изготовления резных иконостасов (ц. Пресв. Богородицы на Мали-Граде).

http://pravenc.ru/text/64028.html

Как уже отмечалось, к X в. произошла арабизация правосл. общины, у нее сложилась собственная арабоязычная лит-ра, самыми яркими представителями к-рой были Патриарх Евтихий и историк X-XI вв. Яхья Антиохийский , первую половину жизни проведший в Египте. Этническое самосознание егип. мелькитов было весьма размыто, однако заметно, что они не отождествляли себя ни с «ромеями»-византийцами, ни тем более с арабами. Распространенными самоназваниями этой общины были: «христиане мелькитские», «мелькиты александрийские» и т. п.; никакой более конкретной этнической идентификации они не знали. Большинство Александрийских Патриархов VIII - нач. XI в. происходили из земель, находившихся во владении халифата, и были слабо связаны с греко-визант. культурой. Летопись Евтихия отмечает как примечательный факт обращение в 937/38 г. К-польского Патриарха к своим вост. собратьям с просьбой поминать его имя во время богослужений, чего не делалось со времен Омейядов. С XI в. начинается волна эллинизации АПЦ, укрепляются ее связи с Византией. Патриархи, видимо греч. происхождения, часто посещали К-поль, писали свои трактаты и проповеди на греч. языке (как Кирилл II на рубеже XI-XII вв.). С именем Патриарха Феофила II (Филофея) связано предание о разрешении им ок. 1015 г. спора визант. имп. Василия II Болгаробойцы и К-польского Патриарха Сергия II , за что Александрийский первосвятитель удостоился титула «Судии вселенной», получив право носить 2 епитрахили и тиару. В кон. XII в. Патриарх Марк II , рукоположенный в К-поле, по прибытии в Египет обнаружил множество непривычных для себя обычаев и обрядов у егип. мелькитов. Он обратился с рядом запросов о допустимости таких традиций к крупнейшему визант. канонисту Феодору Вальсамону , к-рый в своих ответах настаивал на унификации всех правосл. обрядов по греко-визант. образцу. Сведения о епархиях Александрийского Патриархата в рассматриваемый период крайне скупы и отрывочны. За весь период VII-XV вв. известно немногим более 10 имен епархиальных архиереев. В источниках IX-XII вв. упоминаются кафедры Бабальюн, Фивы, Эль-Фарама, Танис, Дамиетта, Фустат и др. После того как Фатимиды на месте Фустата построили свою новую столицу - Каир, туда была перенесена из Александрии резиденция Патриарха (приблизительно в XI в.). Число епархий все время сокращалось: в XI в. их осталось 3, в XIV в.- не более 2, в XV в.- не более одной; потом исчезли все, кроме Патриаршего престола. Поставление Александрийских Патриархов стали совершать соседние Вост. Патриархи за пределами Египта.

http://pravenc.ru/text/82070.html

Никифор восхитил императорское достоинство 30 октября 802 года, а умер 25 июня 811 года. На изображениях двух сохранившихся от него монет кресты — вида четвероконечного. Михаил Рангаби провозглашен императором в октябре 811 года; 22 июня 813 года он удалился в монастырь и постригся в монахи. На его державе, которую держит в руке представленное на монете изображение его, крест четвероконечный. Михаил Бальба сделался императором по убиении императора Льва Армянина, в 813 году, и умер в октябре 829 года. На диадемах и под буквою М, встречающейся несколько раз на монетах, сохранившихся от этого императора, — кресты четвероконечные. На одной державе встречается и шестиконечный крест; в руках также видны на трех кружках кресты шестиконечные опять по той же причине, как и на монетах Льва Исаврянина. Василий Македонянин провозглашен императором и коронован 26 мая 866 года, умер 1 марта 886 года. На снимках с его монет — кресты все четвероконечные. На одной из них, например, представлен император Василий с окладистой бородою, в шапочке с крестом; в правой руке он держит книгу, а в левой — державу с крестом; кругом монеты надпись: DN Basilius PF PERPETUUS. Длинные четвероконечные кресты видны в руках у двух императоров; виден здесь в трех монетах и шестиконечный, или двойной, крест; на одной из них держат двойной крест Константин Порфирородный и мать его императрица Зоя; это на одной стороне монеты, а на другой — надпись, перед которою стоит четвероконечный крестик.   Об изображениях креста на монетах императора Иоанна Цимисхия Иоанн Цимисхий вступил на престол в 969 году, а умер 4 декабря 975 года. На 7-й фигуре, изображающей одну сторону монеты этого императора, представлен шестиконечный крест такого вида:   На 10-й фигуре, на одной стороне монеты, представлен четвероконечный крест с надписью: IC ХС HIKA; на другой стороне той же монеты — Иисус Христос в венце, в котором виден четвероконечный крест; кругом надпись: EMMANOYHL. 16-я фигура представляет также изображение четвероконечного креста с надписью: IC ХС NIKA.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

На монетах великих князей Московских до Uoahha III находятся также разнообразные изображения, как и на печатях, но всадник с мечом является уже на серебряных монетах Димитрия Донского. Попеременно с дру­гими изображениями, скачущий всадник встречается на монетах и последующих великих князей Московских. В государствование же Царя и великого князя Uoahha III изображение скачущего всадника является на монетах уже постоянным 19 . Однообразная же форма герба Государей и великих князей Московских и государства Русского установилась после брака первого Русского Самодержца и Царя Uoahha III с Греческой царевной Софией Фоминичной Палеолог, последней представительницей последнего императорского рода Византии. Много веков Царьград был опорой, столпом и славным выразителем идей православного христианства. Но вот, в неравной, продолжительной борьбе с турками, Константинополь пал в 1453 году. Рыцарски пал, за­щищая родину и христианство при осаде Царьграда, последний Греческий император Константин XII Палеолог. Последним потомком рода этого императора Константина XII 20 была дочь брата его, Фомы, царевна Зоя, а по русским летописям София 21 , которая приехала в Москву и вышла замуж за царя и великого князя всей Руси Uoahha III 22 . От этого брака она имела сына Василия, наследовавшего после отца царство русское и права императоров Палеологов. Мудрый Иоанн III понял, что брак его с царевной Софией-Зоей получит значение передачи наследственных прав императоров Греческих Русскому царскому роду и вместе с тем значения Греции юной России. Греция была тогда окончательно порабощена турками; не стало Византийской империи, но она воплотилась, вместе с ца­ревной Софией, в юной, окрепшей Руси. Это признавалось и выражалось тогда, как на Руси, так и в остальной Европе 23 . И важность того исторического обстоятельства, что Византия, после покорения ее турками, перестала суще­ствовать, а православная Русь, напротив, все более и более, освобождаясь даже от даннических отношений к татарам, возмужала, расцветала и сделалась способною быть преемницей Византии, была верно понята на Руси и народом, и правительством. Появись в народе, идея о Москве как о третьем Риме, как о наследнице Константинополя, второго Рима, 24 развита была на Руси и в письменности, и в государственной практике. Предки наши единодушно, весьма толково, последовательно и даже ис­кусно воспользовались разными легендарными предсказаниями и мистическими сказаниями о Константинополе и России, а также и браком царя Uoahha III с последней представительницей последнего императорского рода Византии; они дали происшедшим историческим обстоятельствам толкование и направление в смысле народных по­требностей, возрожденной единодержавной Руси. Поэтому-то, в лице царевны Софии перенеся древний императорский род Греции на Русский престол и слив его с Царями Русскими, Иоанн III мудро принял символический герб Византийской империи, как видимый, внешний знак новых правовых отношений Руси к Греции и Константинополю.

http://azbyka.ru/otechnik/Evstafij_Voron...

И так, если мы встречаем на монетах Льва Философа 39 впервые самое изображение Богородицы, а это изображение дает тип Оранты или, говоря по – византийски, образ церкви на земле, то это еще вовсе не значит, чтобы это изображение было древнейшее в Византии, а не сложилось, наоборот, окончательно после иконоборства, хотя по своим источникам оно и принадлежит древнехристианскому искусству. Затем, этот тип мог даже быть воспроизведением какой – либо особо чтимой иконы, но, по – видимому, лишь в эту эпоху стал наиболее употребительною формою изображения, и если случайно совпадал с образом, находившимся во Влахернах, то этот последний должен был появиться приблизительно около того же времени. Богородица в типе оранты изображается далее на монетах: И. Цимисхия, Феофано, Михаила VI, Константина Дуки, Михаила VII, Иоанна Комнена (?), Мануила Комнена и Андроника, Михаила VIII Палеолога (но уже внутри града) и т. д. с прибавкою у последующих императоров 40 . Но уже на монетах И. Цимисхия 41 Богородица представлена держащею на груди медальон с изображением Младенца в крестчатом нимбе, также Романа IV, Михаила Дуки, Никифора Вотаниата, и пр. и пр., и притом или стоящею или сидящею на троне, иногда с распростертыми руками 42 . Очевидно, с Х – же столетия получал преобладание и другой тип, или, может быть, чудотворный образ Марии с иконою Младенца на груди, из которого впоследствии выработался в России иконописный перевод, под именем «Знамения Пресвятой Богородицы». Но не любопытно ли то, что нигде на монетах, за исключением лишь одного указанного случая, мы нигде не видим изображения наиболее чтимой Византией иконы Одигитрии, и не заставляет ли это обстоятельство смотреть на монетные типы, как на условные, принятые формы, лишь издалека воспроизводящие священный образец, – взгляд, высказанный уже авторитетом в археологии г. Дж. Бат. де – Росси. Другой авторитет по византийским древностям – г. Шлюмбергер в предисловии к указанному замечательному собранию византийских вислых печатей 43 замечает, что бюст Богородицы находится почти на половине из всех доселе найденных печатей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Kondak...

Временная победа иконоборческих императоров отчасти тому свидетельство. Они оставили только свои портреты и крест как знак своей приверженности христианству, но удалили святые образы. Таким образом, императоры-иконоборцы и через монеты насаждали и распространяли свой еретический символ веры в неизобразимость Богочеловека Иисуса Христа и недопустимость для христиан святых икон, уподобляемых ими языческим идолам. Однако Церковь не приняла в качестве своего догмата вероопределение иконоборцев и их собора. Кровью и страданиями исповедников и мучеников за иконопочитание Церковь добилась Торжества Православия. Императоры-иконопочитатели логично вернули на свои монеты образ Христа, Богородицы и святых , тем самым утверждая и подтверждая свою верность догмату иконопочитания. И Церковь опять же не могла с этим не согласиться, ибо монеты со святыми образами, имевшие широкое хождение в среде всех сословий империи (своего рода «средства массовой информации» древности), выполняли важную роль «пропаганды» иконопочитания, выражения личной веры и благочестия православных императоров так же, как в свое время они служили императорскому культу (вплоть до их обожествления в языческий период) и другим государственным целям. На тот момент размещение святых образов на монетах имело обоснование даже в самом догмате иконопочитания, в котором, в частности, говорится о полезности возможно более частого и повсеместного присутствия святых образов в жизни христиан 18 . В то время отсутствие святых образов на византийских монетах было явным знаком правления императоров-иконоборцев и повсеместных жестоких гонений на иконы, а наличие таких образов – выражением истинной православной веры и иконопочитания василевсов . Проблема допустимости/недопустимости размещения священных изображений на денежных знаках есть вопрос благочестия, а не догматики Напомним, что чеканка императорами монет была их властной прерогативой и монеты считались их собственностью. Поэтому выбор изображений на монетах был в полной воле императоров. Чеканка на монетах святых образов была формой выражения благочестия василевсов . Это деяние не входило в явное противоречие с догматом иконопочитания, т.е. не являлось ересью. Очевидно, поэтому Церковь молчаливо принимала выбор императора.

http://pravoslavie.ru/155297.html

3. Очевидно, требуется введение мер государственного и церковного регулирования обращения священных изображений как на монетах, так на других носителях (о чем уже говорилось ранее ) для защиты чувств православных верующих и авторитета государства. Условия для современного благочестивого использования святых образов на денежных знаках Согласно действующей Конституции (1993 г. с принятыми поправками от 4 июля 2020 г.), «Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (Статья 14, ч. 1). В то же время вера в Бога признается одной из ценностей нашей страны: «Российская Федерация, объединенная тысячелетней историей, сохраняя память предков, передавших нам идеалы и веру в Бога , а также преемственность в развитии Российского государства, признает исторически сложившееся государственное единство» (Ст. 67.1, ч. 2). Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» в своей Преамбуле признает «особую роль Православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры» . «Кесарю – кесарево» Действуя в описанных рамках, современное российское государство (как некогда Византийская империя, дореволюционная Россия, СССР) в качестве эмитента и владельца своих денежных знаков вольно изображать на них то, что пожелает (и тут применимы слова Спасителя: « кесарю – кесарево »). Христиане вынуждены это принимать, т.к. Церковь отделена от государства. Присутствие христианской символики (православных храмов, известных икон, образов святых и т.п.) на государственных монетах и бонах (бумажных купюрах) России есть признание государством Православия своей ценностью, и православные христиане должны это приветствовать, как то было в древности в период христианизации Римской империи или в постиконоборческий период после окончательной победы Православия в Византии (которые сродни постсоветскому и постатеистическому периоду русской истории). Вряд ли православные христиане будут рады, если вместо христианской символики в Российской Федерации появится религиозный плюрализм на монетах (символы каких-либо сект, оккультных движений или других религий). Альтернатива христианским символам (природа, памятники культуры и т.п.) продемонстрирует, что государство религиозно нейтрально, тем более если памятники культуры также будут нерелигиозными. Отказ Европы от христианства уже произошел в Конституции Евросоюза, в которой нет упоминания о христианских корнях Европы, почти стерта память о христианстве и на европейских монетах. В Конституцию России, напротив, внесена поправка с упоминанием Бога (Ст. 67.1, ч. 21).

http://pravoslavie.ru/155433.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010