Эмблемами на монетах служат изображения предметов, относящихся к религиозной символике, а на позднейших – изображения правителей или предметов вооружения. Некоторые монеты не имеют имени правителя, при котором они были сделаны, большая же часть их имеют таковые имена. Монеты без имени правителя по времени своего происхождения относятся к четырем годам правления Симона вождя (142–139 до Р. Хр. ср. 1Мак. 13:42 ). Монеты, имеющие название правителя, относятся или ко времени правителей из асмонейской династии, именно: Иоанна Гиркана, Иуды Аристовула, Александра Ианнея, Маттафии (Антигона), или же ко времени идумейской династии. Кроме того, сохранились также монеты, относящиеся ко времени первого (во время Веспасиана) и второго (во время Адриана) восстания евреев. На таковых монетах вычеканены имена вожаков восстания: на одних – священника Елеазара, на других – Симона (Баркохбы). Кроме эмблематических изображений и названий правителя народа, во время которого была вычеканена известная монета, на монетах из времени Симона вождя, а также на монетах первого и второго восстания, называется год чеканки, а иногда и самая эра, от которой ведется счисление годов. Таковой эрой выставляется освобождение Иерусалима. От подлинных еврейских монет следует отличать монеты неподлинные, с именами Авраама, Иисуса Навина и Давида, находящиеся на которых надписи сделаны квадратным шрифтом. Эти монеты, по времени происхождения, относятся к позднейшему времени и потому не имеют значения для б. археологии. С древнееврейскими монетами не следует смешивать жетонов и медальонов, с еврейскими надписями, но христианскими изображениями 40 , имеющих несомненно христианское происхождение. Известные археологам экземпляры таких медальонов сделаны из меди или из бронзы, величиною в медный пятак, и имеют на одной стороне изображение лика Христа Спасителя, с стоящими по сторонам словами «Адонай Иешу» (­Господь Иисус), а на другой слова: «Машиах мелек ба бешалом Адонай адам асуй» (­Мессия царь, пришедший с миром, Господь – ставший человеком).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

Памятники, как ни мало их сохранилось, возводят начало изображения креста четырехконечного к четвертому веку, если не выше. Самым древним из сохранившихся памятников, по вероятному предположению Мюнтера, должен быть признан крест, украшающий тиару современного императору Северу Авгаря Эдесского, на уцелевших монетах. По преданию христианство появилось в Эдессе весьма рано, тотчас по вознесении Иисуса Христа. На монетах эдесских царей, предшественников Авгаря, обыкновенно, изображаются вышитые на тиарах солнце, луна и звезды, указывающие на господствовавший там сабеизм, который христианство не успело еще вытеснить совершенно. Но, рано или поздно, эти сабеистические образы должны были уступить место символам новой религии, и потому, как скоро шитье на тиарах эдесских царей, изображенных на монетах, имеет сходство с формою креста, будут ли это сложенные в крестообразной форме перлы или драгоценные камни, это не простое украшение, не случайность, а результат новых религиозных идей: по мере того, как новая религия вытесняла древнюю, место древних символов занял символ христианства. Монеты с изображением Авгаря служат, следовательно, памятниками поворота в веросознании народа. Присутствие креста на тиаре Авгаря эдесского тем естественнее и понятнее, что Юлий африканск ий в своей хронике называет его святым мужем (ερν νδρα) 168 . Четырехконечный крест с удлиненным нижним концом найден на кирпичах в развалинах Диоклетиановых бань в Риме 169 . С таким же крестом, и притом декорированным геммами, изображен Иисус Христос на саркофаге Проба и Пробы, монументе, который относят к 396 году. С четвертого же века, притом, с первой половины его, крест встречается на кольцах, на надгробных лампах 170 и других памятниках, в особенности, на монетах и медалях государей, начиная с Константина В. И это естественно и попятно. Но для нас теперь важен не столько факт употребления образа креста Христова на памятниках, сколько выражение посредством его идей христианства, как новой государственной религии в ее отношении к язычеству.

http://azbyka.ru/otechnik/Hristofor_Smir...

357. 358). Означенные подписи и монограммы (хотя и не все) восходят в первым временам Церкви христианской, в векам II или III. 5)На мраморном памятнике самого Ипполита Римского , с коего снимок приложен в нашем издании Ипполитова слова об антихристе, в хронологической таблице празднования Пасхи двукратно встречается имя Иисус, сперва одно IHCOYC потом IHCOYC ΚΑ. ΔΑ (Иисус, Иисус по Даниилу. См. в Предисловии к Ипполитову слову § 21). Сей знаменитый памятник св. Ипполиту, найденный в земле 1551 г. и занимающий первое место в Ватиканском музее христианских древностей, одни из ученых признают современным св. отцу, т, е. III века, другие хотя и низводят его, но не далее VI века (см. Предисл. § 4), а означенную на нем двукратную надпись Ιησους то относят к Спасителю мира, то к Иисусу Навину (Предисл. § 21). Что же до нас касается: то будет ли памятник относиться ко времени самого Ипполита или к VI веку, будет ли означать слово Ιησους Спасителя мира или Иисуса Навина, во всяком случае, для нас весьма важно то, что это имя здесь, как в прочих памятниках, пишется с двумя гласными иотою и итою. При этом, снисходя к немощному разумению некоторых из старообрядцев, заметим неоспоримую и общеизвестную истину, что имя Иисуса Навина и Спасителя было одно и тоже, и одинаково пишется в греческих книгах, равно как и в вышепоказанной Славянской рукописи Богословия Иоанна Дамаскина . Таким образом, не говоря о вышеуказанном месте сочинения Ипполита против ересей (ed. Duncker, р. 325 sq.), самый памятник его является безмолвным обличителем заблуждения и вины безпоповцев. 6)На монетах Византийских императоров, государственном документе, когда имя Спасителя писалось усеченно, без последних букв, или вполне: то писалось обыкновенно с двумя гласными. Так на монетах императора Василия Македонянина (ум. 886 года) одного, и на другой вместе с сыном его Константином, потом на монетах Константина и Романа вместе (ум. 912 г.) и Романа Диогена (1068 г.) чеканилось: Ihs Xs rex regnantium (Иисус Христос царь царствующих); на монетах Льва Мудрого (ум.

http://azbyka.ru/otechnik/Kapiton_Nevost...

На монетах Михаила Рангавы — два пальца благославляющей руки, указательный и средний, подняты вместе, два других несколько согнуты, но не пригнуты, большого не видно. На монетах фамилии Василия Македонянина благословляющая рука Спасителя сложена не одинаково: на иных все пальцы порознь, на иных три последних сжаты. Последний образ перстосложения видим и на некоторых монетах Константина и Романа. На монетах фамилии Ласкарисов так изображено благословение: три последних пальца сжаты вместе и согнуты, указательный поднят вверх, большого не видно. На монетных изображениях фамилии Палеологов обе руки отрока Иисуса представлены благословляющими: два первых пальца простерты прямо, два других согнуты, большой положен на них. Произведения древнехристианской живописи, скульптуры и мозаики представляют еще более разнообразия в изображениях благословляющей руки, чем монеты. Трудность свести разнообразие к единству, сделать какие-нибудь научные выводы о способе перстосложения на благословение, помимо плохой в большинстве случаев сохранности художественных памятников, увеличивается часто еще от того, что изображения Христа и святых, которые принято называть благословляющими, не имеют такого значения в действительности и ведут свое начало от античных изображений, представляющих ораторов и философов. Древние любили сопровождать слова свои жестами; языческие ораторы и философы прежде, чем держать какие-либо речи или излагать свое учение, прибегали обыкновенно к самым разнообразным телодвижениям, как бы приветствуя тем своих слушателей, или возбуждая в них внимание. На вечере у одной знатной женщины, Ипатии Бурреи, один из гостей, по словам Апулея, начиная свой рассказ, принял следующую позу: подобравши около себя ковер, на котором сидел, и приподнявшись немного на локте, он поднял правую руку и, по примеру ораторов, искусно образовал жест, пригнувши два последних пальца к ладони, а остальные держа на свободе. Нет ничего обыкновеннее, как встретить с этим или подобным жестом изображения в античной живописи и пластике· В античных картинах этот жест весьма часто дополняется еще свитком, который держат в своих руках ораторы, философы и вообще люди ученые, да чем-то вроде кадочки или лукошка (scrinium) у ног их, с несколькими книгами или свитками.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=900...

Тем не менее фактически схизма стала крупным политическим поражением К., который неожиданно увидел сильного соперника в лице патриарха Михаила Кирулария, пользовавшегося популярностью и большим влиянием на настроения в обществе. Смерть К. спустя полгода и нараставший политический кризис в Византии не способствовали разрешению конфликта. Лит.: Mich. Attal. Hist. 1853. P. 18-51; RegImp, N 853-928h; Bury J. B. Roman Emperors from Basil II to Isaac Komnenos//EHR. 1889. Vol. 4. P. 41-64, 251-285; Grierson P. The Debasement of the Bezant in the XIth Cent.//BZ. 1954. Bd. 47. S. 379-394; Janin. Églises et monastères. Pt. 1: Le Siège de Constantinople et le patriarcat œcuménique. 19692; Wolska-Conus W. Les écoles de Psellos et de Xiphilin sous Constantin IX Monomaque//TM. 1976. Vol. 6. P. 223-243; eadem. L " école de droit et l " enseignement du droit à Byzance au XIe siècle//Ibid. 1979. Vol. 7. P. 1-107; Литаврин Г. Г. Пселл о причинах последнего похода русских на Константинополь в 1043 г.//ВВ. 1967. Т. 27(52). С. 71-86; он же. Восстание в Константинополе в апр. 1042 г.//Там же. 1972. Т. 33(58). С. 33-46; Каждан А. П. Социальный состав господствующего класса Византии XI-XII вв. М., 1974; Browning R. Enlightenment and Repression in Byzantium in the XIth and XIIth Cent.//Past and Present. L., 1975. Vol. 69. P. 3-23; idem. Courants intellectuels et organisation scolaire à Byzance au XI siècle//TM. 1976. Vol. 6. P. 219-222; Любарский Я. Н. Внешний облик героев Михаила Пселла: К пониманию худож. возможностей визант. историографии//Визант. литература. М., 1974. С. 245-262; он же. Михаил Пселл: Личность и творчество. М., 1978; Oikonomides N. St. George of Mangana, Maria Skleraina and the «Malyj Sion» of Novgorod//DOP. 1980/1981. Vol. 34/35. P. 239-246; Angold M. The Byzantine Empire, 1025-1204. L.; N. Y., 1984; Kazhdan A. P., Epstein W. A. Change in Byzantine Culture in the XIth and XIIth Cent. Berkeley, 1985; Cheynet J.-C., Vannier J.-F. Études prosopographiques. P., 1986. P. 75-115; Культура Византии, 2-я пол. VII - XII вв. М., 1989; Ousterhout R. Rebuilding the Temple: Constantine Monomachus and the Holy Sepulchre//J. of the Society of Architectural Historians. Chicago, 1989. Vol. 48. Pt. 1. P. 66-78; ODB. 1991. Vol. 1. P. 504; Vol. 2. P. 1398; Диль Ш. Визант. портреты. М., 1994. С. 173-191; Успенский. История. 1997. Т. 3. C. 11-30; Χονδρδος Στ. Ο Κωνσταντνος Μονομχος κα ποχ του (νδκατος ανας μ. Χ.). Θεσσαλονκη, 2002; Бармин А. В. Полемика и схизма: История греко-лат. споров IX-XII вв. М., 2006; Скабаланович Н. А. Визант. государство и церковь в XI в. СПб., 20042; Острогорский Г. А. История визант. государства. М., 2011. С. 406-418.

http://pravenc.ru/text/2057052.html

вв.). Св. свщмуч. Александр Епископ, св. муч. Ираклий воин и св. мученицы Анна, Елисавета, Феодотия и Гликерия в гор. Адрианополе Фракийском. г. Свв. свщмуч. Епископ Филипп, Север пресвитер и св. муч. Ерм Адрианопольские Фракийские. (IV в.). Свв. свщмуч. Север пресвитер и муч. Дорофей Адрианопольские Фракийские. г. Свв. два мученика во Фракии, раздавленные между двумя камнями. г. Св. вмуч. Димитрий Фессалоникский и св. муч. Лупп в Фессалониках (Солунь). вв.). Св. муч. Димитрий в гор. Сирмиуме (Срем). г. Св. муч. Нестор Фессалоникский. 30.X/12.XI вв.). Св. муч. Феохарис Дакийский. 31.X/13.XI, а так же и 4/17.I (I в.) Св. свщмученик Амплий, Епископ Одессоский (Варна). (I в.). Св. ап. из 70-и Апеллий (Апеллес), Епископ Ираклии (Гераклеи) Фракийской. 6/19.XI вв.). Свв. мученики Евстазий и Евсевий Адрианопольские. 7/20. XI вв.) Св. муч. Авкт, Таврион и Фессалоникия, позднее и св. муч. Александр в Амфиполисе в Македонии, близ Фессалоник. 10/23.XI (середина IV в.). Св. свт. и исп. Епископ Мартиан в изгнании во Фракии, сосланный арианами. г. Свт. Мартин, Епископ Фракийский. 13/26.XI (IV в.). Свв. свщмуч. Идист пресвитер, Едикт и еще три мученика во Фракии, в гор. Перинфе на берегу Мраморного моря. 13/26.XI вв.). Свв. мученики Едикт, Евтиций, Феликс, Гермоген и Аггест во Фракии. 14/27.XI (IV в.). Свв. священномученики Феодот и Димитрий пресвитеры и свв. мученики Клементин, Феодот, Филомен и мн. др., и еще Ираклий, Марциал и Донат в гор. Перинфе, Гераклее (или Ираклии) во Фракии у Мраморного моря. 18/31.XI вв.). Свв. мученики Ерм и Таксий в гор. Аксиополисе на правом берегу р. Дуная в Малой Скифии (Добруджа). или Свв. мученикиДасий (Узий) и Дионисий Доростольские. вв.). Св. мученица Васса и свв. мученики Дионисий, Орион и Дассий в Гераклее Фракийской. 28.XI/10.XII.361 г. Свв. свщмученики, преподобномученики и мученики Тивериопольские (Струмицкие) – Тимофей и Феодор Епископы, Петр, Иоанн, Сергий, Феодор и Никифор иереи, Василий и Фома диаконы, Иерофей, Даниил, Харитон, Сократ, Комасий и Евсевий монахи и муч. Етимасий.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Гийом II оказался в плену. В 1262 г. в качестве выкупа за свое освобождение Гийом вынужден был уступить крепости М., Монемвасия и Майна Византийской империи, к-рой правил имп. Михаил VIII Палеолог . М. превратилась в визант. крепость и в течение почти 2 столетий играла роль главного визант. сухопутного опорного пункта на Пелопоннесе. Здесь неизменно размещался крупный военный гарнизон. Стратегически важное положение М. определило значительное внимание к ней со стороны к-польского двора и правящей визант. династии Палеологов. Поскольку вокруг М. регулярно вспыхивали военные конфликты между византийцами и франками, сопровождавшиеся насилием и грабежами, местное население в посл. трети XIII - нач. XIV в. постепенно покинуло соседний древний г. Лакедемон и неск. др. неукрепленных мест и переселилось в М., образовав обнесенный стенами городской посад, нижнюю часть М. В первые годы визант. правления город и его окрестности управлялись кефали (стратигами), представителями знатных визант. фамилий, к-рые назначались из К-поля первоначально ежегодно. С 1308 г. по решению визант. имп. Андроника II Палеолога система управления М. была реформирована. Глава города и его округи получил титул эпитропа и назначался теперь на неопределенный срок. Первым эпитропом М. и Мореи в 1308-1316 гг. был Михаил Кантакузин, умерший в М. в 1316 г. Следующим кефали до 1321 г. был Андроник Палеолог Асень, сын изгнанного болг. царя Иоанна Асеня III и Ирины, дочери визант. имп. Михаила VIII Палеолога. Андроник вел войны с франками и значительно расширил визант. владения на Пелопоннесе. Его преемником стал Иоанн Кантакузин . С начала его правления М. на неск. десятилетий стала одним из основных владений дома Кантакузинов, к-рые управляли городом и Мореей до 80-х гг. XIV в. Влияние семьи Палеологов в М. временно ослабло. С нач. 40-х гг. XIV в. М. стала одной из опорных баз в гражданской войне за византийский престол. В 1349 г., став императором, Иоанн Кантакузин направил в М. младшего сына Мануила, даровав ему титул деспота.

http://pravenc.ru/text/2563378.html

Победа царя Симеона над визант. армией во Фракии. Миниатюра из Хроники Иоанна Скилицы. XII в. (Matrit. gr. 2 Fol. 122) После завоеваний имп. Василия II земли 1-го Болгарского царства стали визант. провинциями. На его бывш. территории были созданы фемы Парадунавон (Паристрион) с центром в Дристре, Болгария (Вулгария, юго-зап. области с центром в Скопье) и Сирмий (в основном серб. земли к зап. от Балканских гор). Вместо упраздненного Болгарского Патриархата была учреждена автокефальная Охридская архиепископия . Со временем началась постепенная замена болгар на высших церковных постах выходцами из др. областей Византии - в основном греками. С момента визант. завоевания болг. земли были вовлечены в сферу воздействия экономической системы более высокого уровня, что способствовало развитию различных форм феодального землевладения, ремесла и торговли. С др. стороны, визант. владычество привело к упадку собственно болг. культуры, лишившейся покровительства гос. власти. Визант. администрация использовала в болг. землях в качестве офиц. греч. язык. Слав. рукописи продолжали создаваться, однако общий уровень болг. книжности значительно снизился; увеличилось количество апокрифической лит-ры. На протяжении всего периода визант. правления болг. народ сохранял национальное самосознание, что нашло отражение в лит. памятниках этого периода (краткое Житие св. Кирилла, болг. апокрифическая летопись). Эпоха правления христ. болг. царей Симеона и Петра в восприятии болгар стала временем благоденствия, святые Кирилл и Мефодий объявлялись болгарами по происхождению; утверждалось, что св. Димитрий Солунский оставил Фессалонику и «перешел к болгарам», чтобы помочь им освободиться от визант. власти. Неоднократно на территории бывш. Болгарского царства вспыхивали восстания против визант. власти, причем во главе большинства этих выступлений стояли родственники правящей династии 1-го Болгарского царства и представители высшей болг. аристократии либо самозванцы, выдававшие себя за таковых. Наиболее крупным выступлением такого рода стало восстание 1040-1041 гг. под рук. Петра Деляна, к-рый был (или называл себя) сыном царя Гавриила Радомира. Восставшие создали собственную администрацию, пытаясь возродить традиции болг. государственности. В 1072-1073 гг. в болг. землях развернулось восстание, руководителями к-рого были потомок болг. кавханов Георгий Войтех из Скопье и сын главы серб. княжества Зеты Константин Бодин, к-рого восставшие провозгласили царем под именем Петр.

http://pravenc.ru/text/149669.html

В 1971 г. была построена новая гостиница. В 1972 г. И. был преобразован в жен. общежительный мон-рь. Библиотека мон-ря, позволяющая судить о расцвете И. в визант. период, насчитывала 1300 книг, в т. ч. 430 рукописей. В 1881 г. 2 пергаменных Евангелия IX в. были переданы в ватопедский Андрея апостола скит . Греч. рукописи И. происходили из разных регионов Визант. империи - К-поля (мон-ри Студийский и Одигон), М. Азии, Юж. Италии, Эпира. В 1886 г. А. Пападопуло-Керамевсом был опубл. перечень рукописей И. В 1902 г. Хризостом (Хадзи-Ставру), митр. Филиппийский и Фасосский, составил полный каталог монастырской б-ки. В числе наиболее примечательных рукописей И., хранящихся в наст. время в Центре славяно-визант. исследований им. И. Дуйчева, Евангелие-апракос, кон. IX в. (Дуйчев. Греч. 272 (Kosin. 115)), Гомилия на псалом 114 и Шестоднев свт. Василия Великого, 30-е гг. Х в. и нач. XI в. (Дуйчев. Греч. 221 (Kosin. 10)), Евангелие-тетр, сер. Х в. (Дуйчев. Греч. 338 (Kosin. 217)), отрывок Ареопагитик , кон. X - нач. XI в. (Дуйчев. Греч. 105 (Kosin. 74)), Минологий на сентябрь, кон. Х - нач. XI в. и XIII-XIV вв. (Дуйчев. Греч. 207 (Kosin. 42)), 16 Слов свт. Григория Богослова, кон. Х - нач. XI в. (Дуйчев. Греч. 205 (возможно, Kosin. 12)), Панегирик и «Повесть о Варлааме и Иоасафе», 1-я пол. XI в. (Дуйчев. Греч. 60 (Kosin. 60)), Евангелие-апракос из скриптория Студийского мон-ря, 2-я пол. XI в. (Дуйчев. Греч. 157 (Kosin. 9)), Евангелие-апракос, XI в. (Дуйчев. Греч. 228 (Kosin. 122)), Евангелие-апракос, XI-XII вв. (Дуйчев. Греч. 204 (Kosin. 45)), Евангелие-тетр и Апостол, 1125 г. (Дуйчев. Греч. 358 (Kosin. 216)), Минологий на 2-ю пол. декабря, 1-я пол. XII в. (Дуйчев. Греч. 90 (Kosin. 4)), Апостол-апракос, XII в. (Дуйчев. Греч. 369 (Kosin. 53)), 2-я часть этого кодекса, содержащая Послание к Иудеям и Апокалипсис, хранится в б-ке Пирпонта Моргана в Нью-Йорке, Евангелие-апракос, XII и XIV вв. (Дуйчев. Греч. 150 (Kosin. 118)), Минея служебная на декабрь, сер. XIII в. (Дуйчев. Греч. 340 (Kosin.

http://pravenc.ru/text/389077.html

Древнее Житие М. Е. («Жизнь и подвиг и покаяние преподобной Марии Египетской, которая была блудницей») сохранилось в 2 рукописях XI в. (НЦРГ. А 95. Л. 613-621; Bodl. 1. Fol. 448-456) и 4 рукописях XVI-XIX вв. Оно относится к серии аскетических пересказов св. отцов об отшельниках, что явствует из его начала: «Рассказывали нам святые отцы о святой Марии, о том, что Зосиме сердце подсказало войти в пустыню...» Очевидно, эта версия стала источником для более пространной редакции свт. Софрония «Жизнь святой и блаженной Марии Египетской, которая обитала в пустынях Иордана» (нач.: «Скрытие тайн царя есть добро, а проповедь Божиих дел полезно и славно...»). Она была переведена на грузинский язык прп. Евфимием Святогорцем (Мтацмидели) в XI в. и с небольшими расхождениями представлена более чем в 50 рукописях, хранящихся в коллекциях Национального центра рукописей Грузии (НЦРГ. А 1104. Л. 26-97. XI в.; Н 1907. Л. 119 об.- 151 об. XI в.; Н 282. Л. 69-106 об. 1180 г.; Н 2258. Л. 128 об.- 146. XII-XIII вв.; А 613. Л. 45 об.- 48 об. XII-XV вв.; S 1246. Л. 26-56. XVI в., и др.), Иерусалимской Патриархии (Hieros. Patr. iver. 2. Fol. 142-156. XI в.; 96. Fol. 69-71. XI в.; 23. Fol. 261-272r. XII-XIII вв.; 36. Fol. 69-77. XIII-XIV вв.; 39. Fol. 74v - 88. XIII-XIV вв.; 210. Fol. 74v - 84. XIV-XV вв.), Кутаисского историко-этнографического музея (Кут. 8. Л. 184-199. XVI в.; 38. Л. 807 об.- 814 об. 1579-1612 гг.; 6 рукописей XVII-XVIII вв.) и Зугдидского историко-этнографического музея (Зугд. 3. Л. 43-50 об. 1822-1825 гг.). Синаксарное Житие М. Е. было переведено в XI в. прп. Георгием Святогорцем (Мтацмидели) и в составе Великого Синаксаря дошло в рукописях XI в. (Ath. Iver. georg. 30; Hieros. Patr. iver. 24/25; Sinait. iber. 4; НЦРГ. А 97, 193, Н 2211). К XIX в. относится текст «Кончина прп. Марии Египетской» (нач.: «И вот в некоем монастыре в Палестине жил некий старец, именем Зосима») (НЦРГ. S 449. Л. 167-171). Служба М. Е., написанная Феофаном, была переведена на груз. язык прп. Георгием Святогорцем и сохранилась под 1 апр. в рукописи XI в. (НЦРГ. Н 2336. Л. 4 об.). Она содержит стихиру на «Господи, воззвах» и 3 песнопения ( Габидзашвили. Переводные памятники. 2004. Т. 1. С. 272-274; 2011. Т. 5. С. 408).

http://pravenc.ru/text/2562136.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010