Социальное и иерархическое устройство визант. и груз. мон-рей было одинаковым. В груз. типиконах упоминаются «ученики»: любой служащий мон-ря мог иметь одного ученика. В груз. мон-рях по сравнению с визант. была менее выражена социальная дифференциация: принцип старшинства в них не соблюдался ни при приветствии, ни при назначении епитимии (учитывалось только физическое состояние насельников), ни при трапезе. Монахи имели минимальное личное имущество: напр., эконом Петрицонского мон-ря дважды в год требовал у насельников отчета о личном имуществе; иноки Шиомгвимского и Ваханского мон-рей получали жалованье. Монахам большинства мон-рей запрещалось передавать личное имущество родственникам; монахам Ваханского мон-ря разрешалось составлять завещания, личное имущество оставалось неприкосновенным; если монах умирал без завещания, часть его имущества шла на помин души, другая сохранялась в казне мон-ря. Источником дохода груз. мон-рей, как и других, являлось натуральное хозяйство, а также пожертвования. Мон-ри были освобождены от всех налогов. Ист.:Типик Ваханского мон-ря (XIII в.)/Ред.: Л. Мусхелишвили. Тбилиси, 1939 (на груз. яз.); Порядок настоятеля пустыни//ПГП. 1970. Т. 3; Отрывок из Типикона одного из монастырей Квемо-Картли//Там же. Лит.: Урбнели Н. Наше церковное право//Иверия. Тифлис, 1888. 38 (на груз. яз.); Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1894. Вып. 3; Хаханов А. Номоканон Иоанна Постника. М., 1902; Кекелидзе К. Иерусалимский канонарь VII в. Тифлис, 1912; Каждан А. П. Визант. мон-рь XI-XII вв. как социальная группа//ВВ. 1971. Т. 31(56). С. 48-70. Х. Тодадзе Грузинская Церковь в X-XI вв. После объединения Грузии во 2-й пол. X в. (по др. версии, в 1-й трети XI в.) при Баграте III, юрисдикция Мцхетского католикоса распространилась и на Зап. Грузию. По мнению др. исследователей, политическому объединению страны предшествовало восстановление юрисдикции Мцхетского престола на территории всей Грузии. Главой Православной Церкви всей Грузии стал католикос-патриарх Картли, получивший титул «Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии». В надписи храма Пархали, выполненной в X в., католикос Иоанн IV (Окропири) упоминается как «патриарх Картли и всего Востока»; под «всем Востоком» в груз. и визант. источниках X-XI вв. подразумевалась вся Грузия, что означает, что к времени предстоятельства католикоса Иоанна IV Грузия в церковном отношении была уже единой. Долгое время первым католикосом-патриархом единой Церкви считался Мелхиседек I, что связано с неправильной датировкой пархальской надписи ( Такаишвили. Археологическая экспедиция. 1952. С. 96). Современные ученые на основе палеографии и отчасти лексико-грамматических характеристик надписи датируют ее X в. и поэтому называют Иоанна IV первым католикосом-патриархом единой ГПЦ ( Данелия, Сарджвеладзе. Грузинская палеография. 1997. С. 68; Силогава В. Ошки: мемориальный храм X в. Тбилиси, 2006; он же. Патриарх в Грузии в X в.// Он же. Ошки. 2006).

http://pravenc.ru/text/638558.html

Bd. 18. S. 27-41; Die Kiever Rus " und Byzanz im 9. und 10. Jh.//Ibid. S. 43-59; Патриарх Фотий - наставник болгарского царя Михаила//Европейская педагогика от античности до нового времени: Исслед. и материалы. М., 1993. Ч. 1. С. 178-203; В. Г. Васильевский - основатель Санкт-Петербургского центра византиноведения (1839-1899)//ВВ. 1994. Т. 55. С. 5-21; Киево-Печерский патерик о работорговцах-иудеях и о мученичестве Евстратия Постника//Славяне и их соседи. 1994. Вып. 5. С. 66-82; Эволюция этнического самосознания болгарской знати в эпоху визант. господства//Элита и этнос средневековья. М., 1995. С. 170-177; Как жили византийцы. СПб., 1997п; Восстание в Херсоне против визант. власти в 1016 г.//Πολτροπον: К 70-летию В. Н. Топорова. М., 1998. С. 923-931; Очерки истории Византии и южных славян. СПб., 19982 (в соавт. с А. П. Кажданом); Византия и славяне: Сб. ст. СПб., 1999; Малоизвестные свидетельства о походе князя Игоря на Византию в 941 г.//Вост. Европа в исторической ретроспективе: К 80-летию В. Т. Пашуто. М., 1999. С. 138-144; Прошлое и настоящее Македонии в свете совр. проблем//Македония: Проблемы истории и культуры. М., 1999. С. 25-31; Этническое самосознание славян в VI-XV вв.: К итогам изучения//Вопросы истории славян. Воронеж, 1999. Вып. 14: Памяти А. Е. Москаленко. С. 64-75; Византия, Болгария, Др. Русь: IX - нач. XIII вв. СПб., 2000; Войны на Балканах в XII-XV вв. и их экон. последствия//Славянские народы: общность истории и культуры/Отв. ред.: Б. В. Носов. М., 2000. С. 53-60; К изучению проблемы доходности крестьянского хозяйства в Византии X-XI вв.//ВВ. 2000. Т. 59. С. 5-23; Феофилакт Болгарский между Охридом и Константинополем//Florilegium: К 60-летию Б. Н. Флори. М., 2000. С. 179-186; Актимоны - проскафимены - парики мон-ря Богородицы Милостивой близ Струмицы//Визант. очерки. 2001. С. 5-22; Два судебных решения константинопольского судьи Евстафия Ромея (сер. XI в.)//Dedicato: Сб. к 75-летию проф. М. Д. Лордкипанидзе. Тб., 2001. С. 378-384; Визант. знать (динаты) перед высшим константинопольским судом (X - 1-я пол.

http://pravenc.ru/text/2110563.html

До XI в. финансовую стабильность Византии обеспечивал золотой солид (номизма) весом ок. 4,55 г, являвшийся основой монетной системы имп. Константина Великого. Он оказался ее наиболее устойчивым и долговременным звеном. Серебряная монета в IV-VI вв. чеканилась редко, и только с выпуском в VII в. гексаграммы, а в VIII в.- милиарисия, стала играть в обращении заметную роль. Стремительная порча солида в обстановке кризиса XI в. обусловила необходимость реформы, проведенной Алексеем I в 1092 г.: начался чекан золотого иперпирона (греч. «сверхчистый») пониженной пробы, но прежнего веса. В XIII в. его проба стала уменьшаться, и ценность последних иперпиронов XIV в. была приравнена к половине венецианского дуката. Серебряная монета в XII в. не чеканилась как номинал (реформа 1092 г. вместо милиарисия предусматривала выпуск электровых и биллонных трахей как фракций иперпирона), была возрождена в XIII в. сначала в чеканке Никейской империи, а затем и в Палеологовской Византии (василикон, ставратон). Бронзовая монета со времени реформы Анастасия именовалась фоллисом: это была первая монета Византии, на оборотной стороне к-рой до IX в. выставлялся буквенный либо цифровой знак стоимости в нуммиях, а в VI-VIII вв.- и год правления императора. Лицевую сторону монет всех номиналов по античной традиции занимал портрет или монограмма государя; исключение составляли милиарисии VIII-X вв. и т. н. анонимные фоллисы X-XI вв. с ликом Господа вместо имп. изображения. Визант. монеты были известны на Руси: в кладах Х - нач. XI в. встречаются золотые номизмы, в т. ч. послужившие образцом для древнерус. златника; гораздо менее были распространены милиарисии и фоллисы. На территории Российской Федерации массовые находки визант. монет известны в Крыму и сравнительно частые - на Кубани. Византийская нумизматическая иконография Уникальной особенностью визант. монет было наделение их функцией инструмента личного благочестия эмитента (монарха). Обеспечением и зримым выражением этой функции являлось иконоподобие монеты, т. е. ее сознательное уподобление христ. иконному образу. На пике своего иконоподобия (X-XI вв.) монетный тип объединял святой образ (Христа, Богородицы) с инвокативной легендой, призывавшей помощь императору - эмитенту и юридическому собственнику монеты. В отсутствие подобной легенды иконоподобие монеты приобретало иную, не столь конкретизированную форму за счет точного соблюдения норм иконографического языка при воспроизведении святого образа.

http://pravenc.ru/text/2577987.html

Распространение визант. искусства комниновского времени как бы раздвинуло границы империи вопреки территориальным потерям. Эту своеобразную ситуацию демонстрирует искусство норманнской Сицилии сер. XII в. Король Сицилии Рожер II пригласил в 1148 г. к-польских художников для украшения собора в Чефалу. Визант. мастера уже работали при дворе этого правителя. В 1143 г. ими была расписана Палатинская капелла в Палермо (построенная в 1132-1140). Она была посвящена ап. Петру, изображение к-рого первоначально украшало конху центральной апсиды. В 60-х гг. XII в. при кор. Вильгельме I капелла была перестроена, заменена мозаика конхи апсиды и выполнена роспись нефов. К 1-му этапу относятся мозаики алтаря и купола трансепта с изображением Христа Пантократора в медальоне, окруженного архангелами, пророками в барабане и евангелистами в тромпах. В 1146-1151 гг. греч. мастера украсили мозаиками ц. Марторана (Санта-Мария дель Аммиральо), построенную адмиралом Антиохии Георгием, где в подражание визант. василевсам кор. Рожер II изображен коронуемым Христом. Программа росписи ц. Марторана, так же как и купольной части Палатинской капеллы, является вариантом визант. декорации купольного здания. В соборе в Чефалу визант. мастерами была разработана новая живописная система. Сочетание базиликальной формы здания с визант. программой росписи крестово-купольного храма придало своеобразие сицилийским мозаикам. Созданный в Чефалу тип декорации с изображением Христа Пантократора в конхе апсиды затем повторился в Палатинской капелле в Палермо (1154-1166) и в соборе в Монреале (80-е гг. XII в.). Текст на страницах раскрытого Евангелия написан на греч. и лат. языках. В верхний ярус апсиды переместилось изображение Богоматери, по сторонам Которой архангелы и апостолы (Чефалу), а также святители (Палатинская капелла, собор в Монреале). Евангельские сюжеты сосредоточены в трансепте, на стенах центрального нефа - сцены ветхозаветного цикла. Помимо греч. и западноевроп. мотивов в убранстве интерьера сицилийских храмов большую роль играют араб. декоративные элементы: стены покрыты орнаментами, использованы раскрашенная деревянная резьба, инкрустация по мрамору и позолоченные детали. Благодаря многолетним работам над огромными мозаичными ансамблями в Сицилии сформировалась собственная школа, ее произведения сохранились также в Италии (напр., мозаики мон-ря Гроттаферрата, кон. XII в.). Др. итал. центром византинизирующей живописи была Венеция . Тесные контакты с К-полем и большая греч. диаспора способствовали развитию на визант. базе местной школы. Об этом свидетельствуют мозаики XII в. соборов в Торчелло , Мурано и Сан-Марко в Венеции. Связи с Византией поддерживали мн. мон-ри Италии, в к-рых сохранились росписи, выполненные греч. художниками и сопровождающиеся греч. надписями, напр. фрески кон. XII в. в атриуме ц. Сант-Анджело ин Формис в Капуе (основной объем храма расписан в 70-80-х гг. XI в.).

http://pravenc.ru/text/387113.html

Базилика при византийском претории в «цитадели» (первая половина X в.) Баптистерий в южной пристройке базилики в «цитадели» (первая половина X в.) Монастырь св. Феодора в портовом квартале 1, в углу, образуемом 16 и 18 куртинами (X–XI вв.). Светские постройки общественного характера Комплекс потестарных зданий около «малой агоры» (IV–VI вв.) «Здание Г» («дворец»), открытое в 1903–1905 гг. (IV–VI вв.) 30-местный афедрон в многокамерном здании у куртины 14 и Южных (так называемых «Мертвых») ворот города, раскопанный в 1905 г. (VI в.) Больница (ятрина) св. великомуч. Феодора около 13 куртины (VI в.) Большое городское водохранилище (castellum aquae) около 13 куртины (VI в.) Одноместный афедрон в 25 куртине около башни XXII, раскопанный в 1898 г. (начало VII в.) Предполагаемое здание апофики с кладкой opus mixtum в портовом квартале 2 (начало VII в.) Перестройка зала II больницы св. великомуч. Феодора (VII–VIII вв.) Перестройка помещения афедрона у 14 куртины и устройство в его полу квадратной цистерны (VII–IX вв.) Закрытая цистерна с камарным сводом на агоре (VI–VII вв.) Прямоугольное здание («палаты Анны») на расстоянии 5 м от апсиды крестовидного храма на агоре (VIII–IX вв.) Прямоугольная постройка с эмволом («палаты Владимира») между базиликой и крестовокупольным храмом на агоре (VIII–IX вв.) Баня в «цитадели» (кардинальная перестройка в VI в., обновления в VII–VIII вв.) Баня в «цитадели» (постройка в VII в., разрушение при строительстве раннего претория второй половины IX в.) Дом с помещением 17 (бывший «дом командира») в «цитадели» (перестройка и обновление в VI–VII в.) Общественное здание вдоль 19 куртины в «цитадели», открытое в 1926 г. (VI–VII вв.) Баня рядом с крещальней и экзонартексом Уваровской базилики (VI–VII вв.) Баня рядом с Северной базиликой (конец VI – первая треть VII вв.) Баня в квартале III (VI–VII вв., перестройка в X в.) Баня в юго-западном углу квартала VII (VI–X вв.?) Ранний византийский преторий в «цитадели» (вторая половина IX в.) Архитектурный комплекс помещений с двором позднего византийского претория в «цитадели» (конец IX–XI вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С.Б. Сорочан Список общественных сооржений Херсона в вв. 1427 Культовые памятники Церковь св. муч. Луппа-воина (V–VI вв.) Церковь св. Лонгина (V–VI вв.) Храм и птохион св. Фоки Навта (V–VI вв.; возможно, с ними связана постройка с кладкой opus mixtum, раскопанная в 1902–1904 гг. в восточной оконечности портового района) Церковь св. великомуч. Феодора (VI в.) «Базилика на холме» – (вторая половина – конец VI в.) Базилика Крузе – (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в базилике» – (вторая половина VI – начало VII вв.) Баптистерий в северной галерее «базилики в базилике» (вторая половина VI – начало VII вв.) «Базилика в квартале L (вторая половина VI – начала VII вв.) «Базилика на агоре с пристроенной к ней с севера крещальней (вторая половина VI – начало VII вв.) Одноапсидный и однонефный храм, открытый в 1958 г. на месте античного театра (VI в.) Загородный ранний одноапсидный храм на Девичьей горе, открытый в 1902 г. (VI–VII вв.) Южный загородный крестовидный храм Богоматери Влахернской (середина – вторая половина VI в.) Баптистерий в южном пастофории храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Церковный комплекс жилых и хозяственных помещений, возможно, птохион с северной стороны храма Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Молельня с сиденьями в стенах и ограда-перивол с кладкой opus mixtum монастыря Богоматери Влахернской (конец VI – начало VII вв.) Тетраконхиальный теофанический мартирий – посвященный чуду епископа Капитона (третья четверть VI в.) Гробничный мартирий с криптой в квартале III (третья четверть VI – начало VII вв.) Гробничный мартирий св. Василия – «часовня рядом с Западной базиликой (вторая половина – конец VI в.) Западная базилика – – церковь св. Леонтия Киликийского с южной галереей, вероятно, носокомионом (конец VI в.) Баптистерий Западной базилики (конец VI – начало VII вв.) Восточная базилика – она же – храм апостола Петра (конец VI – начало VII вв.) Одноапсидная молельня – открытая в 1908 г. рядом с Восточной базиликой (вторая половина VI – начало VII вв.)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

XI в.), Тессере и Сан-Секондо. мотивы коринфских капителей повторяются и перерабатываются в скульптуре области В. в XI в. и по всему побережью Адриатики, под влиянием искусства Аквилеи были возведены и украшены такие церкви В., как Сант-Эуфемия на о-ве Ла-Джудекка, Сан-Джованни Деколлато и Сан-Барнаба (все - 2-я пол. XI в.). Монументальное искусство той эпохи не поддается полной реконструкции из-за небольшого количества и плохой сохранности памятников: фрагментов фигур святых в апсиде собора Торчелло, утраченной фрески с изображением группы апостолов в Гефсиманском саду в портике Сан-Николо ди Лидо, большого фрагмента композиции «Богоматерь с ангелами и апостолами» в баптистерии Сан-Марко и др. Все они по стилю сходны с фресками крипты в Аквилее, т. е. вдохновлялись стилем визант. монастырского искусства. По мнению В. Н. Лазарева ( Лазарев В. Н. История визант. живописи. М., 1986. С. 118-121) и др. ученых, мозаики в апсидах собора Торчелло созданы в 1-й пол. XII в. художниками, испытавшими прямое воздействие визант. искусства, в то время как романизированные формы композиции «Страшный суд», к-рую относят к кон. XII в., достаточно далеки от визант. образца по стилю, но точно сохраняют иконографию. Те же венецианские мозаичисты работали и в соборе Санти-Мария э Донато на о-ве Мурано и в базилике Сан-Марко в В. Собор Торчелло представляет собой последнюю попытку сохранить равновесие визант. и зап. традиций в сев. части области, очевидно проявившееся в строительстве собора Сан-Марко. На протяжении зрелого средневековья В. остается самым важным зап. центром в отношениях с Византией, особенно в сфере искусств. После 1204 г. В. стала обладательницей большого числа визант. святынь и художественных произведений, составивших украшение ризницы Сан-Марко и оказавших влияние на искусство В. того времени. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Фотография. Кон. ХХ в. Церковь Санта-Мария Глориоза деи Фрари. Фотография. Кон. ХХ в. Расцвет искусств, особенно архитектуры В., в XIII в.

http://pravenc.ru/text/150247.html

PselAutob Michele Psello, Autobiografia. Encomio per la madre, ed. U.Criscuolo. Napoli 1989 (Index 337–348). [s.XI] PselAux P.-P.Joannou, Démonologie populaire – démonologie critique au XIe siècle. La Vie inédite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden 1971. [s.XI] PselBas P.Gautier, Basilikoi logoi inédits de Michel Psellos, in: Studi di filologia bizantina II. Catania 1980,103–157. [s.XI] PselBois Michael Psellus, De operatione daemonum, cur. I.Fr.Boissonade. Accedunt inedita opuscula Pselli. Nürnberg 1838. [s.XI] [z.T. ersetzt durch PsPselDaem] PselCerul Michele Psello, Epistola a Michele Cerulario, ed. U.Criscuolo. Napoli 21990 (Index 47–49). [s.XI] PselChald Textes de Psellus relatifs aux „Oracles chaldaïques“, in: Oracles chaldaïques avec un choix de commentaires anciens. Texte établi et traduit par E.des Places. Paris 1971,153–224. [s.XI] PselChron Michele Psello, Imperatori di Bisanzi (Cronografia). ... Testo critico a cura di S.Impellizzeri. o.O., Fondazione Lorenzo Valla – A. Mondadori 1984. [s.XI] PselChrys J.Bidez, Michel Psellus, Epître sur la Chrysopée etc. (Catalogue des manuscrits alchimiques grecs VI). Bruxelles 1928. [s.XI] PselChrysob P.Gautier, Un chrysobulle de confirmation rédigé par Michel Psellos. REB 34 (1976) 79–99. [s.XI] PselCol P.Gautier, Collections inconnues ou peu connues de textes pselliens. Riv. Stud. Biz. Slav. 1 (1981) 39–69. [s.XI] PselCruc P.Gautier, Un discours inédit de Michel Psellos sur la Crucifixion. REB 49 (1991) 5–66. [s.XI] PselDoct Michael Psellos, De omnifaria doctrina, ed. L.G.Westerink. Nijmegen 1948. [s.XI] PselEnd A.R.Littlewood, Michael Psellos and the witch of Endor. JÖB 40 (1990) 225–231. [s.XI] PselEpist A.Karpozelos, Δο νκδοτες πιστολς το Μιχαλ Ψελλο. Δωδνη 9 (1980) 299–310. [s.XI] PselEss Michael Psellus, The Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius, ed. by A.R.Dyck. Wien 1986. [s.XI] PselFor Michaelis Pselli orationes forenses et acta, ed. G.T.Dennis. Stuttgart–Leipzig 1994. [s.XI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

PselGreg Michaelis Pselli de Gregorii Theologi charactere iudicium, ed. P.Levy. Leipzig 1912 (Index 100–108). [s.XI] PselHag Michaelis Pselli orationes hagiographicae, ed. E.A.Fisher. Stuttgart–Leipzig 1994. [s.XI; n.8 spurium] PselHist Michaelis Pselli Historia syntomos, ed. W.Aerts. Berlin 1990 (Indices 173–206). [s.XI] PsElias Pseudo-Elias (Pseudo-David), Lectures on Porphyry’s Isagoge, ed. L.G.Westerink. Amsterdam 1967. [s.VI] PselKonst K.Snipes, A Letter of Michael Psellos to Constantine the Nephew of Michael Cerularios. GRBS 22 (1981) 89–107. [s.XI] PselLampros Sp.Lampros, NE 16 (1922) 361–392. [s.XI] PselLap Il De lapidum virtutibus di Michele Psello, ed. P.Galigani. Firenze 1980 (Index). [s.XI] PselLaz P.Gautier, La défense de Lazare de Philippoupolis par Michel Psellos. TM 8 (1981) 151–169. [s.XI] PselLettres P.Gautier, Quelques lettres de Psellos inédites ou déjà éditées. REB 44 (1986) 111–197. [s.XI] PselMalt I–III E.V.Maltese, Epistole inedite di Michele Psello I.II.III. SIFC, 3.ser., 5 (1987) 82–98.214–223; 6 (1988) 110–134. [s.XI] PselMalt IV E.V.Maltese, Il ms. Barocci 131 per l’epistolario di Michele Psello. Aevum 63 (1989) 186–192. [s.XI] PselMB Michael Psellus, ed. C.Sathas, Μεσαιωνικ Βιβλιοθκη IV.V. Athen–Paris 1874. 1876. [s.XI] PselMin Michaelis Pselli scripta minora, ed. E.Kurtz – F.Drexl, I–II. Milano 1936–1941 (Index I 491–505; II 336–345). [s.XI] PselMon P.Gautier, Monodies inédites de Michel Psellos. REB 36 (1978) 83–151. [s.XI] PselMus Lettres de Michel Psellus sur la musique, ed. Ch.E.Ruelle, Rapports sur une mission littéraire et philologique en Espagne. Archives des missions scientifiques, sér.III, 2 (1875) 612–619. [s.XI] PselNicet A.M.Guglielmino, Un maestro di grammatica a Bisanzio nell’XI secolo e l’epitafio per Niceta di Michele Psello. Sicul. Gymn. 27 (1974) 421–463. [s.XI] PselNicol P.Gautier, Éloge funèbre de Nicolas de la Belle Source par Michel Psellos. Βυζαντιν 6 (1974) 9–69. [s.XI] PselOr Michaelis Pselli Oratoria Minora, ed. A.R.Littlewood. Leipzig 1985. [s.XI]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Униатская политика императоров не оправдала возлагавшихся на нее политических надежд, и в 1453 г. В. и. прекратила существование (об отражении падения К-поля в рус. лит-ре см., напр.: Dujev I. La conquête turque et la prise de Constantinople dans la littérature slave contemporaine//BSl. 1956. T. 17. P. 280 sq.; Удальцова З. В. Отклики на завоевание К-поля турками в рус. гос-ве//ВВ. 1977. Т. 38. С. 19-29). В окружном послании к епископам Литвы и Польши московский митр. Иона объявил, что захват «царствующего града» турками был наказанием «грекам» за измену Православию на Флорентийском Соборе (РИБ. Т. 6. С. 623). Важнейшее для истории Московской Руси событие - брак племянницы последнего визант. имп. Константина XI Палеолога Зои (Софьи) и вел. кн. Иоанна III Васильевича (1472) - произошло спустя 19 лет после падения К-поля. О новом, «поствизантийском» этапе в отношениях России и попавших под власть османов правосл. народов В. и. см. в статьях, посвященных отдельным Патриархатам и Поместным Церквам. Визант. политическая идеология была воспринята в Киевской Руси в весьма ограниченном объеме ( Чичуров И. С. Полит. идеология средневековья: Византия и Русь. М., 1991). Титул «царь», к-рым называли визант. императоров, иногда применялся и к рус. князьям ( Водов В. А. Замечания о значении титула «царь» применительно к рус . князьям в эпоху до сер . XV в.//Из истории рус. культуры. М., 2002. Т. 2/1. С. 506-542), но не воспринимался как прерогатива главы христ. мира (что делало возможным его приложение к ордынским ханам и тур. султанам). Визант. элементы проникли в сферы делопроизводства (буллы, печати) и монетного дела, однако имперская система титулов не нашла распространения на Руси (в отличие от балканских и кавказских стран). В области светского права, несмотря на наличие переводных визант. юридических текстов, наблюдается тенденция к самостоятельному развитию на основе местных традиций (что нашло свое отражение в Русской Правде и ранних грамотах). Церковное право на Руси, основанное на визант. каноническом праве, также имело местные особенности: так, в княжеских церковных уставах (с XI в.) к церковной юрисдикции отнесен ряд правовых казусов, к-рые в Византии относились к светскому праву (см.: Щапов. 1978).

http://pravenc.ru/text/372678.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010