Симеона Нового Богослова (XV - нач. XVI в., РНБ. Кир.-Бел. 100/225. Л. 1). Великолепные по исполнению заставки балканского стиля, построенные на пересекающихся кругах и 8-угольниках, Вздорнов отмечает в рукописи пергаменного Евангелия писца Христофора (10-е или 20-е гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 2/2), в к-ром исследователь предполагает ученика прп. Кирилла и считает, что именно с этой рукописи должно начинаться изучение книг, переписанных этим писцом (подробнее см.: Турилов. 2004). Некоторые заставки в рукописях XVI в. представляют драгоценные изделия, совмещающие принципы архитектуры и ювелирного дела, как заставки с вписанными арочками, каждая расцвечена индивидуально, напр. в Псалтири с восследованием (РНБ. Кир.-Бел. 68/325. Л. 416), Псалтири (РНБ. Кир.-Бел. 62/319. Л. 229). Заставки неовизант. типа, с золотыми фонами, на к-рых ярко сияют цветочные или растительные узоры несложного рисунка, известны в рукописях Псалтири с восследованием (XVI в., РНБ. Кир.-Бел. 41/298. Л. 5); в упрощенном варианте их узоры напоминают деревянную резьбу, как в Стихираре с крюковой нотацией (РНБ. Кир.-Бел. 665/922. Л. 189; см.: Враская. 1983. С. 268-270). Среди книгописцев, чьи произведения попали в б-ку К. Б. м., были и профессиональные художники: напр., создателем Синаксаря (1486-1489, РНБ. Кир.-Бел. 56/1295) был писец «Ефремишко изуграф» ( Дмитриева, Шаромазов. 1998. С. 129, 306 [К 104]; Кистерев С. Н. Лабиринты Ефросина Белозерского. М.; СПб., 2012. С. 176-177), возможно это инок Ефрем Требес, к-рый оформлял сборник, принадлежавший книжнику иером. Евфросину (80-90-е гг. XV в., РНБ. Кир.-Бел. 11/1088). Интересно, что именно на исходе XV в., в период очередного оживления художественной деятельности в мон-ре (возведение каменного собора, написание икон для него), проявляются оригинальные черты и в работах местных мастеров-книгописцев, создававших книжные миниатюры. Именно этим периодом Э. А. Гордиенко датирует миниатюры в рукописи Псалтири с восследованием (РНБ. F.I.738), среди к-рых наиболее интересна композиция на л.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Книговедение «КИРИЛЛОВА КНИГА» («Книга иже во святых отца нашего Кирилла, архиепископа Иеросалимского, на осьмый век». М., Печатный двор, 1644), полемический сборник, изданный по указу царя Михаила Феодоровича ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» выходили с 1 июля 1867 по 1917 г.; с июля 1917 г. издавались под названием «Голос православной Бессарабской Церкви» КРАЙКОВ Яков, болг. первопечатник, книгоиздатель кирилловского шрифта и книготорговец, работавший в Венеции в 60-70-х гг. XVI в. «КРУГ ВЕЛИКИЙ МИРОТВОРНЫЙ» («Великий миротворный круг»), древнерусский календарно-хронологический сб. энциклопедического характера МАКАРИЙ (кон. XV - нач. XVI в.), черногорский печатник, руководитель 1-й южнославянской кириллической типографии МАМОНИЧИ семья книгоиздателей, внесших значительный вклад в развитие кириллического книгопечатания в Литовском великом княжестве МАРИИНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ Евангелие-тетр служебного типа, написанное глаголицей в нач. XI в. (в болг. и македон. лит-ре его принято датировать рубежом X и XI вв.), памятник старославянского языка «МАТИЦА ЗЛАТАЯ» («Златая матица»), древнерус. сборник неустойчивого состава преимущественно календарной структуры МЕДОВАРЦЕВ Михаил Яковлевич (2-я пол. XV в. - после 1532 г.), рус. книгописец, каллиграф, оформитель рукописных книг МИХАНОВИЧА АПОСТОЛ отрывки глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголического списка краткого апракоса, один из древнейших глаголических и южнославянских кодексов (XII в.) МИХАНОВИЧА ГОМИЛИАРИЙ (Арх. Хазу. III.c.19), кириллический пергаменный торжественник триодный и минейный на март-авг. (кон. XIII - нач. XIV в.) МЛКЕ ЕВАНГЕЛИЕ (Евангелие царицы Млке), иллюстрированная арм. рукопись Четвероевангелия; названа по имени жены царя Васпуракана Гагика I Арцруни (904 - между 936/937 и 943/944); создана в 862 г. и является древнейшей точно датированной арм. рукописью; редкий и художественно значимый памятник христ. искусства

http://pravenc.ru/rubrics/1865122_5.html

История рукописи с момента создания до нач. XV в. неизвестна. Высказанное в лит-ре мнение о том, что во 2-й пол. XIV в. И. находился в Суздальско-Нижегородской епархии ( Лихачёв Д. С. К вопросу о судьбе рукописи Изборника 1073 г. в XIV в.//Русско-болг. фольклорные и лит. связи. Л., 1976. Т. 1. С. 42-44), основано на неточной датировке и атрибуции записи XII-XIII вв. на обороте л. 122 (см.: СКСРК, XI-XIII. С. 37) с упоминанием еп. Дионисия. В нач. XV в. кодекс 1073 г., вероятно, находился в Москве, возможно в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя мужском монастыре , где в 1403 г. с него был сделан список на пергамене (ГИМ. Син. 275). Один из писцов последнего, Онфим, сделал пометы на копируемом оригинале. В сер. XVII в. древняя, роскошно оформленная рукопись И. привлекла внимание патриарха Никона и поступила в б-ку его подмосковной резиденции - Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня монастыря , где оставалась до 1834 г. В нач. XVIII в. Похвала кн. Святославу и миниатюры списка 1073 г. были использованы в ранних старообрядческих компиляциях в защиту «дониконовского» написания имени Исус и двоеперстия ( Беляева О. К. К вопросу об использовании памятников древнерус. письменности в старообрядческих полемических сочинениях 1-й четв. XVIII в.//Обществ. сознание, книжность, лит-ра периода феодализма. Новосиб., 1990. С. 12-14). Рукопись И. была обнаружена в Новоиерусалимском монастыре и введена в научный оборот К. Ф. Калайдовичем и П. М. Строевым в 1817 г., во время их археографических поездок по подмосковным обителям; в 1834 г. передана в Синодальную б-ку, в составе к-рой поступила в ОР ГИМ. В 1978-1981 гг. в связи с подготовкой факсимильного издания кодекс 1073 г. был отреставрирован. И. как литературный памятник Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 4) Начало 1-й части Изборника 1073 г. (ГИМ. Син. 1043(31-д). Л. 4) Болг. оригинал И. относится к жанру антологий. Греч. источники И. наиболее подробно рассмотрены в монографии М. В. Бибикова ( Бибиков. 1996), где собраны сведения о 22 греческих рукописях X-XVI вв., сходных по тексту (вопросо-ответы Анастасия Синаита) и восходящих к кодексу, который послужил архетипом древнеболг. перевода. Из древнейших к И. наиболее близки греч. рукописи X в. Paris. Coislin. 120 и Vat. gr. 423.

http://pravenc.ru/text/293834.html

К осени 1381 г. относится помета писца Епифана в Минейном Стихираре из Троицкого мон-ря о том, что после приезда из Москвы прп. Феодора Симоновского троицкий келарь «поехал на Резань» (РГБ. Ф. 304/I. 22. Л. 40). По-видимому, поездка И. была связана с заключением 2 авг. 1381 г. вел. кн. Московским св. Димитрием Иоанновичем договора о мире с Рязанским вел. кн. Олегом (Иаковом) Иоанновичем . Участие троицкой братии в общерусских политических делах, очевидно, было обусловлено тем, что настоятель Троицкого мон-ря являлся духовником вел. кн. Димитрия Донского. По сообщению летописей, И. преставился «на пентикостнои недели» (в 1384 день Св. Троицы праздновался 29 мая). Имя святого было внесено в краткий перечень первых насельников мон-ря в составе монастырского синодика. Перечень известен в списке 1575 г. (РГБ. Ф. 304/III. 25. Л. 12 об.), его протограф восходит к 80-м гг. XV в. Канонизация И., по-видимому, совершилась включением его имени в Собор Радонежских святых, празднование которому было установлено 10 июля 1981 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Пимена . Ист.: ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 149-150; Т. 18. С. 135; Присёлков М. Д. Троицкая летопись: Реконструкция текста. СПб., 20022. С. 428. Лит.: Троицкий патерик. Серг. П., 1896. С. 8, 365; Муравьёва Л. Л. Московское летописание 2-й пол. XIV - нач. XV в. М., 1991. С. 92-93; Макарий (Булгаков). История РЦ. Кн. 3. С. 632; Столярова Л. В. Свод записей писцов, художников и переплетчиков древнерус. пергаменных кодексов XI-XIV вв. М., 2000. 329. С. 336-337 [Библиогр.]. А. В. Кузьмин Иконография На миниатюрах троицкого списка Жития прп. Сергия Радонежского 80-х - нач. 90-х гг. XVI в. (РГБ. Ф. 304/III. 21) среди учеников святого И. не указан (напр., л. 190 об.- очевидно, благословение И. на послушание келаря). На иконах «Собор Радонежских чудотворцев» и в росписях храмов Троице-Сергиевой лавры в ряду сподвижников прп. Сергия Радонежского изображений И. не обнаружено (только упом. в списке учеников преподобного в стенописи ц. Явления Божией Матери прп. Сергию Радонежскому (Михеевской), поновлена в 1947). Единственная известная в наст. время икона была написана мон. Иулианией (Соколовой) в нач. 50-х гг. XX в. для столбика сени над ракой прп. Никона Радонежского в посвященном ему приделе Троицкого собора лавры ( Алдошина Н. Е. Благословенный труд. М., 2001. С. 138). И. представлен прямолично в рост, в рясе, мантии и клобуке с воскрилиями, руки раскрыты ладонями, борода округлая и волнистая с проседью; надпись: «АГ(с): ПРЕП(д): UЛIA КЕЛАРЬ». Возможно, И. был изображен среди сподвижников прп. Сергия Радонежского в композиции «Построение Свято-Троицкой лавры» в сев.-зап. части на юж. стене храма Христа Спасителя (70-е гг. XIX в., худож. И. М. Прянишников, см.: Храм Христа Спасителя: Перепеч. изд. «Ист. описание храма во имя Христа Спасителя в Москве» М. С. Мостовского/[Сост. заключ. ч. Б. Споров]. М., 1996п. С. 83).

http://pravenc.ru/text/389309.html

Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Десятинный в честь Рождества Богородицы мон-рь. Фотография. Нач. XX в. Из Д. м. происходит Триодь Цветная XV в. (РНБ. Погод. 486) и список XV в. «Лествица» прп. Иоанна Синайского (РГИА. Синод. Q 3. 3961). Опись Новгорода 1617 г. упоминает 12 книг рукописных (на бумаге) и 11 «харатейных» (на пергамене). До 1917 г. Д. м. располагал собранием древних актов. Здесь хранилась тетрадь с копиями жалованных грамот на земельные владения и до 35 столбцов XVII в. ( Ласковский. 1910. С. 146). По воспоминаниям сотрудника музея А. И. Семёнова, книжное собрание Д. м. погибло в 1925 г. (см.: Рогов. 1962. С. 139). 1917-2007 гг. Вскоре после 1917 г. постройки Д. м. были заняты Губернской Чрезвычайной комиссией. В 1919 г. сестры были выселены из мон-ря. Игум. Людмила в письме архим. Никодиму сообщала, что получила предписание от ЧК о немедленном (в течение 3 дней) выселении инокинь. Неск. насельниц переехали на хутор, другие поселились в богадельне Юрьева мон-ря. На запрос верующих в 1920 г. предоставить Богородице-Рождественский собор для богослужений был получен отказ. В подвале собора чекисты устроили камеры для арестованных (ГИАНО. Ф. Р-268. Оп. 1. Д. 121. 1920. Л. 31, 43). Впосл., по сведениям старожилов, в соборе размещалась инкубаторная станция. Зав. церковным отделом Новгубисполкома Н. Н. Левендаль, командированный из Москвы для проведения кампании по закрытию монастырей, в окт. 1920 г. рапортовал об окончательной «ликвидации» большей части обителей в Новгородском у., в т. ч. и Д. м. В 1921 г. комиссия, командированная Л. Д. Троцким, произвела первое офиц. изъятие изделий из драгоценных металлов, поступивших из правосл. храмов. В 1922 г. из Д. м. комиссией были конфискованы церковные ценности, в т. ч. 32 серебряных оклада Евангелий, более 200 серебряных окладов с икон и др. Верующие обратились в комиссию с просьбой о разрешении выкупить ковчег с мощами вмц. Варвары и лампады. Комиссия дала указание оставить ковчег и лампаду в церкви без денежного выкупа.

http://pravenc.ru/text/171770.html

2011. С. 215), вероятно, была построена имп. Ираклием (610-641) и затем отремонтирована визант. имп. Романом I Лакапином (919-944). Внутри комплекса св. Иоанна располагались также ц. св. Фоки и ц. или часовня (придел) св. Трифона. Согласно синаксарным сказаниям, в X в. в этой церкви скончался и был похоронен прп. Георгий (пам. греч. 11 и 23 марта), от мощей к-рого впосл. происходили многочисленные чудеса. По свидетельству Антония, архиеп. Новгородского, в нач. XIII в. в этой церкви, находившейся недалеко от Св. Софии, хранился камень, к-рый лежал в гробу под головой Иоанна Богослова (Книга Паломник. С. 33). В нач. XV в. некий Иоанн Мелидонис израсходовал крупную сумму денег на восстановительные работы западной части храма и украшение алтаря и получил от патриарха Мефодия право на владение участком земли около этой церкви ( Miklosich, M ü ller. 1862. Vol. 2. P. 495-496). 26 сент. здесь отмечался день кончины ап. Иоанна Богослова, 13 дек. совершалась торжественная служба мученикам Евстратию, Авксентию, Евгению, Мардарию и Оресту , 11 марта - прп. Георгию, 11 апр.- сщмч. Антипе , еп. Пергамскому, 9 июля - мч. Оресту (SynCP. Col. 82, 305-306, 598, 810). Название квартала Дииппий переводится как «Чрезконье», поскольку здесь проводили лошадей для участия в бегах ( Иванов. 2011. С. 215). Часть территории храма с кон. XV в. занимает мечеть Фирузага-джами. Монастырь св. Иоанна Богослова в Евдоме (55) (ν τ Εβδμ) ( Janin. 1969. P. 267-269; Иванов. 2011. С. 215), первое свидетельство о существовании этого мон-ря относится к 1-й четв. XI в. По предположению Жанена, имп. Василий II Болгаробойца (976-1025) отреставрировал ц. во имя ап. Иоанна Богослова в Евдоме, строительство к-рой относится к IV в., и возвел рядом с ней мон-рь, где завещал похоронить себя. Приблизительно в 1074 г. могущественный логофет Никифор получил эту обитель во владение от имп. Михаила VII Дуки, однако спустя неск. лет Никифор III Вотаниат (1078-1081) передал этот мон-рь во владение супруге имп. Михаила Марии Аланской и ее сыну Константину.

http://pravenc.ru/text/2057122.html

Вероятно, вскоре после перевода Египетского П. (до 1076 г.) появилась его краткая редакция, известная в одном списке нач. XV в.- РГБ. Троиц. 37. Л. 230 об.- 238 об. Почти все статьи Краткого Египетского П. присутствуют в Протопатерике Скалигеровом. Его текст вошел в состав 2-й, распространенной, редакции «Лимониса» (до нач. XII в.). Нек-рые мотивы этого П., по мнению Ерёмина, отразились в Житии прп. Феодосия Печерского ( Ерёмин. 1936. С. 56-57), отдельные новеллы вошли в состав Пролога 2-й ред. Отрывок о прп. Пахомии из гл. 41 приведен в Успенском сборнике под 15 мая (Успенский сборник XII-XIII вв. М., 1971. С. 208-212. Л. 115-118). Сочинение еп. Еленопольского Палладия «О народах Индии и брахманах» («О врахманех»), написанное в форме диалога Александра Македонского и брахманов, в XIII-XIV вв. использовалось в хронографических компиляциях ( Истрин В. М. Александрия рус. хронографов. М., 1893. С. 121-134; публикация текста: Там же. Прил. С. 106-128). Большая часть Египетского П. приведена в изданном старообрядцами «Патерике азбучном» (Супрасль, 1791). Слав. текст Египетского П. полностью не опубликован. Первый, древнеболгарский, перевод Римского П. сохранился только в рус. рукописях. Заглавие «Патерик Римский» читается в 2 рус. списках: самом раннем - 1-й пол. XVI в. (ГИМ. Син. 265) и 1-й пол. XVII в. (ГИМ. Увар. 202). Согласно одной из т. зр., название «Патерик Римский» дал переводу восточнослав. редактор в XV-XVI вв. (Патерик Римский. 2001. С. XXIV). Наиболее полная редакция Римского П. отразилась в списке сер. XVI в. РНБ. Погод. 909. Вторая (болгарская) редакция перевода пришла на Русь в эпоху «второго южнославянского влияния». Старший список (БАН Литвы им. Врубелевских (Вильнюс). Ф. 19. 3) датируется рубежом XIV и XV вв. Он написан на пергамене рус. уставом и украшен тератологической заставкой; при этом для рукописи характерна последовательная среднеболг. орфография с редчайшими русизмами. Два неполных древнерус. перевода вошли в состав Пандектов Никона Черногорца и «Измарагда» (Патерик Римский. 2001. С. II). Отдельные повествования из Римского П. помещены в Прологе. Перевод 4 книг «Бесед...» читается в Великих Четьих-Минеях (Die grossen Lesemenäen des Metropoliten Makarij. Freiburg i. Br., 1997. Marz. Bd. 1/1. Л. 104с - 193а (208-385) (11 марта)). Нек-рые главы «Бесед...» приведены в Великих Четьих-Минеях под др. днями ( Birkfellner. 1979. Bd. 1. S. 64-73).

http://pravenc.ru/text/2579738.html

Краткая Хронографическая П. - разновидность П., в к-рой усилена хронографическая составляющая за счет сведения ветхозаветной части к краткому пересказу. Хронографическая часть КП основана на Хронике Георгия Амартола, др. хронографах. Согласно гипотезе Водолазкина, КП была создана в кон. XIV - нач. XV в. (предпочтительная датировка - нач. XV в.) на волне интереса к хронологии ввиду наступления 7000-го года от сотворения мира (1492 г. от Р. Х.), вероятно, в Сев.-Зап. Руси (по всей видимости, в Новгороде), поскольку ее самые ранние списки имеют ярко выраженные новгородские языковые черты. Известны 6 списков КП; старший, наиболее близкий к архетипу,- РНБ. Погод. 1434, 40-е гг. XV в. (предположительно создан в Вяжищском во имя святителя Николая Чудотворца монастыре под Новгородом). Критическое издание КП осуществляет в наст. время Водолазкин вместе с Т. Р. Руди. Иллюстрированные списки Иллюстрированные списки ИП неизвестны. Среди рукописей ТП только древнейший новгородский пергаменный список СПбДА. A.I. 119 украшен 3 миниатюрами. Существование традиции декорации можно констатировать лишь для ПП. Псковская П. 1477 г. снабжена 51 или (в зависимости от принципов подсчета) 54 миниатюрами, иллюстрирующими ветхозаветные события (за исключением последней, где изображено правление визант. имп. Мануила II Палеолога ). Современны рукописи только 3 первые миниатюры, остальные выполнены во 2-й пол. XVI в., вероятно в 60-х гг. Представляет интерес список ПП - РГБ. Унд. 719, 1516 г., также псковский по происхождению. Миниатюр в нем нет, но для них оставлены места. Изд. Историческая П.: Попов А. Книга бытиа небеси и земли (Палея историческая), с прил. сокращенной Палеи рус. редакции//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. I–XXIV, 1–172 (отд. паг.); Skowronek M. Palaea Historica: The Second Slavic Translation: Comment. and Text. Lodz, 2016. (Series Ceranea; 3). Толковая П.: Тихонравов Н. С. Памятники отреченной рус. Лит-ры. СПб., 1863. Т. 1. С. 91–232, 259–272 [отдельные апокрифы]; Палея Толковая по списку, сделанному в Коломне в 1406 г.: Труд учеников Н.

http://pravenc.ru/text/2761845.html

Стб. 1883–1891). Известна и др. редакция перевода этого «Мученичества», отличающаяся большей близостью к греч. тексту — в рус. пергаменном сборнике РГБ. Беляев. 54, нач. XV в. (Творогов. Древнерусские четьи сборники. С. 206–207). Вероятно, в сер.— 2-й пол. XIV в. в Болгарии или в Константинополе был сделан перевод Passio prima вмч. Димитрия. (BHG, N 496, известный по славяно-молдав. списку XV в. из б-ки румын. монастыря Драгомирна, 1789 (Hannick. Maximos Holobos. S. 128. 75), и Жития, написанного прп. Симеоном Метафрастом. Последний содержится в 2 сборниках Владислава Грамматика — минейном Торжественнике (Панегирике) 1478–1479 гг. (Болгария. Б-ка Рильского монастыря, 4/8 — Ibid. 76) и в рукописи 80-х гг. XV в., почти целиком состоящей из сочинений, посвященных вмч. Димитрию. (РНБ. Вяз. Q. 279 — Христова Б. Опис на ръкописите на Владислав Граматик. Велико Търново, 1996). В сборнике Драгомирна 1789) наряду с Passio prima находится еще одно переводное «Мученичество» вмч. Димитрия. (нач.: «В времена же Максимиана мучителя...»), текстология которого остается неисследованной (Hannick. Maximos Holobos. S. 127. 73). Все эти переводы XIV в.— в отличие от древнейших — получили, насколько можно судить, лишь локальное распространение и не были известны на Руси. Краткое Житие вмч. Димитрия переведено не позднее сер. XII в. в Константинополе или на Руси в составе Пролога Константина, еп. Мокисийского, др. редакция (в составе Стишного Пролога и корпуса проложных чтений в Минеях служебных) дважды или трижды переводилась юж. славянами в 1-й пол. XIV в., возможно, на Афоне . Вместе с последней было переведено и краткое изложение чудес вмч. Димитрия. Отдельные повести из циклов чудес вмч. Димитрия (об их составе и источниках см.: Тъпкова-Заимова. 1982. С. 144–153), такие как Чудо о Пребуде и Чудо об ангелах, пришедших к гробнице великомученика (вероятно, вместе с вступлением к Собранию I и Похвальным словом архиеп. Иоанна) были переведены отдельно от жития, возможно, еще в X в. в Болгари и (Д.

http://drevo-info.ru/articles/7689.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АРСЕНИЙ греч. имя, к-рым надписаны каноны и самогласные стихиры в корпусе богослужебных текстов визант. обряда. Исследователи высказывали разные т. зр. относительно авторства этих сочинений. C. Петридис считал, что все богослужебные каноны, носящие имя А., принадлежат одному гимнографу, однако др. приписывают их авторство разным лицам. Наиболее ранним из возможных авторов считается монах Студийского мон-ря, подвергшийся гонениям со стороны иконоборцев, ученик прп. Феодора Студита († 826), известный по письмам преподобного. Вероятно, он написал канон субботы перед Пятидесятницей 2-го плагального (6-го) гласа, нач.: «Ψυχν πασν Δεσπτης κα ποιητς» (Душ всех Владыка и Создатель), с акростихом «Ψυχας πσαις ανον ξ Αρσενου» (Душам всем песнь от Арсения), и канон Пресв. Богородице 3-го гласа, помещенный в греч. Богородичнике в среду вечера c надписанием «Ποημα Αρσενου Μοναχο» (Творение Арсения Монаха), нач.: «Τν ντως πρθεον Κρη πναγνε» (Сущего Пребожественнейшего, Дева Всенепорочная) и акростихом «Τρτος πναγνε ψαλμς ξ Αρσενου» (Третья, Всенепорочная, песнь от Арсения). Возможно, этот канон является единственным дошедшим до нас из 8 (по числу гласов) богородичных канонов одного автора. Х. Г. Бек не отрицал возможности авторства студийского монаха для канона из последования таинства Елеосвящения, но М. Жюжи , Х. Матеос и др. относили его, как и канон сщмч. Тимофею Прусскому (пам. 10 июня), к творениям свт. Арсения , архиеп. Керкирского (IX-X вв.). В качестве автора др. 3 неизданных канонов, а также 4 самогласных стихир, помещенных в службах Миней, называют игум. Арсения Криптоферратского (XI в.). Бек считал, что автором указанных стихир мог быть также Арсений, митр. Пергамский (нач. XV в.), написавший стихиры Пресв. Богородице, содержащиеся в кодексах Vat. Ottob. gr. 441 и Leimon. gr. 268. Ист.: Theodori Studitae Epistulae 38, 41, 48, 216/Ed. G. Fatouros. B., 1992. (Corpus fontium historiae Byzantinae. Series Berolinensis; 31). Bd. 1. S. 108-111, 121-122, 124-128, 129-139; Bd. 2. S. 338-339; Феодор Студит, прп. Творения. СПб., 1908. Т. 2. С. 279-281, 289-290, 296-298, 733; Θεοτοκριον το γου Νικοδμου Αγιορετου. Βλος, 199112. Σ. 70-72.

http://pravenc.ru/text/76208.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010