(БАН. 4.9.40 и 4.9.42), списком 1407 г. БАН. 33.16.15 и др. (К перечню из 12 рукописей, содержащих краткую редакцию «З.», к-рый приведен в ст.: Фомина. 1987. С. 188, необходимо добавить след. списки: РГАДА. Ф. 196. Мазур. Оп. 1. 1679 (см.: Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. М., 2000. С. 91-102, 104, 25), переписан в 1461 г. в Андрониковом в честь Нерукотворного образа Спасителя монастыре со списка БАН. 22.16.15; ЯИАМЗ. Инв. 15480 (см.: Лукьянов В. В. Краткое описание коллекции рукописей Ярославского обл. краевед. музея. Ярославль, 1958. С. 108, 475. (Краевед. зап.; Вып. 3)), переписан также в 1461 г. в московском в честь Преображения Господня монастыре (Спаса на Бору) в Кремле. «З.» краткой редакции представлен на рус. почве также выборкой в составе 2 пергаменных сборников, восходящих к общему оригиналу: ГИМ. Чуд. 21, кон. XIV - нач. XV в.; РГАДА. Ф. 357 (собр. Саровской пуст.). 2, нач. XV в. (см.: Творогов О. В. Древнерусские четьи сборники XII-XIV вв. (1-я ст.)//ТОДРЛ. 1988. Т. 41. С. 202-203 13, 18); Каталог славяно-рус. рукописных книг XV в., хранящихся в РГАДА. 2000. С. 259-260, 264, 92).) Южнослав. (серб.) списки краткой редакции: Хиландар. 383, нач. (?) XIV в. (отрывки - БАН. 13.7.1; РГБ. Григор. 19/М.1702); Хиландар. 386, 1-я треть XIV в. (отрывок - БАН. 13.7.9) (датировки Н. Б. Тихомирова ), и ГИМ. Воскр. 115 (атрибуция текста и почерка сделана А. А. Туриловым ) - представляют выборки разного объема из сборника краткой редакции, вероятно находившегося в Хиландаре по крайней мере до сер. XIV в. М. С. Фомина выделила внутри краткой редакции 3 группы. Списки 1-й группы, в к-рую входит, в частности, пергаменный список XII в. РНБ. F.n.I.46 (неполный), помимо Слов свт. Иоанна Златоуста содержат произведения, надписанные именами др. авторов, а также Житие св. Таисии. В списках 2-й группы читается 1-я полная редакция апокрифического «Евангелия Никодима». Два списка 3-й группы содержат наименьшее число текстов: 21 и 53. Т. о., число глав в сборниках краткой редакции может варьироваться.

http://pravenc.ru/text/199905.html

Евангелист Марк. Миниатюра из Аникиевского Евангелия. 10–е гг. XV в. (БАН. Л. 92 об.) Евангелист Марк. Миниатюра из Аникиевского Евангелия. 10–е гг. XV в. (БАН. Л. 92 об.) Миниатюры А. Е. (перед каждым из Евангелий) изображают 4 евангелистов. Матфей, Марк и Лука сидят, слегка склонившись над листом (или кодексом) на коленях, с каламом в руке. Фоном служат 2 постройки, расположенные симметрично по сторонам композиции. Иоанн Богослов изображен без своего ученика Прохора сидящим у пещеры на о-ве Патмос, на фоне лещадок. Он показан в резком повороте к тройному лучу, нисходящему с небес. В отличие от композиций в основных московских рукописях рубежа XIV-XV вв., таких, как Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК), Апостол Мемнона из Кириллова Белозерского мон-ря (10-е гг. XV в.; ГРМ), миниатюры А. Е. лишь в малой степени следуют традиции палеологовского искусства и передают утонченность московской живописи этого периода, что прослеживается в характере рисунка и пропорциях, в т. ч. в формах построек. Миниатюры А. Е. находят себе аналогию в тех московских памятниках, к-рым свойственна большая непосредственность художественного выражения (напр., шитая пелена с изображением Евхаристии с житиями праотцев Иоакима, Анны и Богородицы из собора Рождества Богоматери в Суздале, 1410-1413; ГИМ). Лит.: Востоков А. Х. Филологические наблюдения. СПб., 1865. С. 190-191; Лихачев Н. П. Материалы для истории русского иконописания. СПб., 1906. Т. 2. Табл. 373. 749-750; он же. Манера письма Андрея Рублева. СПб., 1907. Илл. 49; Смирнова Э. С. Аникиево Евангелие: малоизвестный памятник московской книжной миниатюры и орнамента 1-й трети XV в.//ДРИ. СПб., 1997. С. 171-191. А. А. Турилов, Э. С. Смирнова Рубрики: Ключевые слова: АДИШСКОЕ ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЕ пергаменная рукопись (897), один из важнейших памятников древнегрузинской письменности, содержащий грузинский перевод Четвероевангелия ВРАЧАНСКОЕ ЕВАНГЕЛИЕ краткий апракос, 1-й пол. (нач.?) XIV в.; памятник болг. книгописания, книжной иллюминации и русско-болг. культурных связей

http://pravenc.ru/text/115484.html

В связи с лит. деятельностью К. нуждается в исследовании вопрос об авторстве краткого (проложного) Жития Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия, написанного в связи с их канонизацией в 1374 г. При этом первоначальный текст мог быть написан К. по-гречески. Скорее против, чем за авторство К., свидетельствует отсутствие памяти мучеников в месяцеслове «Киприановой Псалтири» с восследованием (РГБ. МДА Фунд. 142). С именем К. связывается создание одной из ранних редакций индекса запрещенных книг («Сказания о отреченных книгах»), в 12 списках к-рой кон. XV - нач. XVII в. в конце имеется указание, что текст выписан из «Молитвенника» К. К. перевел с греч. языка ряд канонов (и, возможно, молитв), написанных К-польским патриархом Филофеем Коккином («Канон на поганые», «Канон в усобных и иноплеменных бранях»), актуальных для той эпохи и получивших широкое распространение в рус. списках начиная с рубежа XIV и XV вв. Вполне вероятна принадлежность К. также перевода «Диатаксиса» патриарха Филофея, сохранившегося в ряде пергаменных списков кон. XIV - нач. XV в. (в частности, в составе «Служебника Киприана» (см. ниже) и «Служебника митр. Исидора» (Vat. slav. 14), в написании которого принимал участие (прото)диак. Спиридон, близкий к митрополичьей кафедре), хотя по этому поводу в лит-ре существуют противоречивые суждения (обзор мнений см.: Киприана митр. Служебник ; Ульянов О. Г. Литургическая реформа в Рус. Правосл. Церкви на рубеже XIV-XV вв. в контексте русско-афонских связей//Киприанови четения. 2008. С. 83-119). С большой степенью вероятности с К. может быть связано появление на Руси болгарской по происхождению Мазуринской редакции Сербской Кормчей с сокращением и систематизированным тематическим расположением материала. Старший рус. список этого канонического сборника (ГИМ. Чуд. 168) датируется 10-ми гг. XV в., однако широкое распространение в восточнослав. рукописной традиции памятник получил только с рубежа XV и XVI вв. С деятельностью К. в значительной мере связан начальный этап т. н. 2-го южнослав. влияния (см. в ст. Южнославянские влияния на древнерусскую культуру ) - распространение на Руси Иерусалимского церковного устава и переводов библейских и богослужебных книг и аскетических сочинений, выполненных в кон. XIII-XIV в. южнослав. (в первую очередь болг.) книжниками в Тырнове и на Афоне. При этом, однако, трудно провести границу между собственной инициативой митрополита и стремлением настоятелей и братии новых общежительных монастырей на территории Киевской митрополии приобщиться к современной им святогорской богослужебной и аскетической практике. В деле обновления и унификации богослужения К. не пользовался адм. методами, прибегая к поучениям и рекомендациям, отразившимся в его грамотах в Новгород и Псков и в ответах на вопросы прп. Афанасия Высоцкого.

http://pravenc.ru/text/1684692.html

Выдающимся украшением церкви Святого Духа служит изящный по рисунку иконостас из розового дерева и иконы в приделе Филарета Милостивого, установленные по кончине митр. Филарета. Все эти иконы поднесены были митр. Филарету многочисленными его почитателями в день 50-летняго юбилея его 5 авг. 1867 г.; здесь же хранятся и облачения его. Рядом с церковью Святого Духа, в особой часовне, находится гробница знаменитого ученого Максима Грека 83 . На южной стороне Лавры находится трапезная церковь во имя пр. Сергия. Она построена в 1685 – 1692 г. по повелению царей Петра и Иоанна Алексеевич ей и отличается как снаружи, так и внутри богатством и красотой архитектурных украшений. Здесь замечательно также пред амвоном большое медное паникадило с литыми изображениями Спасителя и 12 апостолов – вклад царя Иоанна Васильевича; костяной же шар под паникадилом, по преданию, составляет работу самого имп. Петра I. Над этой церковью в особой палатке помещается драгоценное и знаменитое в археологическом отношении книгохранилище из множества старопечатных книг; здесь хранится 828 рукописей и до 10000 книг, относящихся к богослужению и духовно-исторического содержания. Из них замечательны: Пятикнижие Моисеево на пергаменте, в лист, по письму конца XIV в. или нач. XV в., Паремейник на пергаменте – очень древнего письма, 16 слов св. Григория Богослова на пергаменте XIII или XIV в., Октоих с надписью на первой стр. „Октоих Никоновский“, и др. В архиве, в числе древнейших подлинных актов, сохранилась грамота кн. Феодора Андреевича Стародубского пр. Никону на озера, писанная на лоскуте бумаги, длиною с небольшим в один, шириною около двух вершков. Здесь же из 300 святительских грамот старшая по времени – настольная от Макария, митр. Всероссийского, архимандриту Лавры Елевферию 1561 г. Ризница Лавры представляет много предметов благоговения, любознательности и любопытства. Святость, древность, драгоценность, достоинство вкладов – делают их разнообразными. Особенно замечательны следующие из них: деревянные сосуды, в которых священнодействовал пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Андрониково Евангелие. 1-я четв. XV в. (Л. 2) (ГИМ. Епарх. 436), иллюминированная рукопись, относится к типу служебных Евангелий, или Евангельских чтений (апракос), с месяцесловом. Исполнено на пергамене (291 л.) крупным полууставом в 2 столбца. По палеографическим признакам датируется 1-й четв. XV в., переплет - XVII в. Сведения о происхождении содержатся в записи XIX в. на крышке переплета, вероятно сделанной при передаче А. Е. в Московскую епархиальную б-ку в нач. 60-х гг. XIX в., с 1921 г. хранится в ГИМ. Более древние пометы исторического характера отсутствуют. Предположительно создано для Андроникова в честь Нерукотворного Образа Спасителя муж. мон-ря в качестве соборного напрестольного Евангелия. Роскошные украшения А. Е.- выходная миниатюра, 2 заставки (перед синаксарем и месяцесловом), 373 инициала - связывают памятник с центральным скрипторием Москвы при митрополичьей кафедре. Начало активной работы мастерской приходится на 90-е гг. XIV в., длительное время, до 1400 г., ее возглавлял протодиак. Спиридоний . Отсюда вышли такие шедевры, как Киевская Псалтирь (1397; РНБ), Евангелие Хитрово (ок. 1399-1400; РГБ), Евангелие Успенского собора Московского Кремля (Морозовское) (нач. XV в.; ГММК) и др. Оформление А. Е. следует декору названных рукописей. Начальная заставка (Л. 2), основная часть инициалов относятся к образцам неовизант. орнамента; зооморфные инициалы в виде драконов, змей, дельфина, птиц повторяют или варьируют мотивы предшествующих кодексов и принадлежат той же группе мастеров. Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) Спас в силах. Миниатюра Андроникова Евангелия. 1-я четв. XV в. (Л. 1 об.) К индивидуальным особенностям А. Е., вероятно оговоренным заказчиком (игуменами Андроникова мон-ря преподобными Саввой или Александром Московским), относится отсутствие разграничений в тексте, кроме синаксаря и месяцеслова, а также сюжет выходной миниатюры (л. 1 об.) - Христос Еммануил во славе, с открытым Евангелием с текстом: «              » (Ин 15. 17). Нек-рые исследователи связывали миниатюру с именем прп. Андрея Рублёва (А. И. Успенский, В. И. Антонова, В. Г. Брюсова и др.). По всей вероятности, она принадлежит московскому художнику, имя к-рого неизвестно, но манера исполнения также основана на традициях палеологовской живописи (по предположению С. С. Чуракова, это мог быть Даниил ).

http://pravenc.ru/text/115430.html

Судьба рукописной б-ки обители после 1240 г. остается неизвестной. В описи церковного имущества, составленной в Киево-Печерском монастыре в 1594 г., отмечено всего 90 рукописей, нек-рые были позднейшими вкладами. Основная часть б-ки погибла во время разорений мон-ря в 1240 г., нач. XIV в., 1416 и 1482 гг., а также пожаров XVII - нач. XVIII в. (прежде всего 1713 г.). Несомненно, что в 1240 г. монахами обители в Ближних и Дальних пещерах были сохранены часть комплектов богослужебных книг, патристические сочинения и КПП. Разорение Киева в 1299 г. и ордынские набеги на него в 1-й пол. XIV в. не способствовали развитию в обители книгописания. Утверждение Л. А. Ольшевской и С. Н. Травникова о переписке в Киеве в 1317 г., в правление кн. Иоанна I Даниловича Калиты и митр. Петра, списка КПП (Древнерус. патерики. С. 309), основанное на полууставной записи, сохранившейся на нижних полях листов 1-13 в списке данного источника в рукописи кон. XV - нач. XVI в. (РНБ. Ф. 893. 9. 4. 130), ошибочно из-за ее явного фальсификационного характера и более позднего происхождения, чем сама рукопись ( Конявская Е. Л. Очерки по истории тверской лит-ры XIV-XV вв. М., 2007. С. 202). Известные исследователям выходные записи писцов указывают, что по крайней мере с кон. XIV в. в обители работали неместные каллиграфы. Очевидно, благодаря деятельности Литовской вел. кнг. Иулиании Александровны, митр. Киприана и Тверского еп. Арсения были заложены тесные книжные связи между Киево-Печерским мон-рем и Тверью. Так, напр., 21 марта 1406 г. в Твери была закончена переписка наиболее раннего пергаменного списка Арсеньевской редакции КПП с рукописи, по-видимому взятой ранее из Киево-Печерского монастыря. В выходной записи писца отмечается, что это событие произошло «на память святаго отца Якова», когда «созданы быша книги сия при благовернемь великом князи Иване Михаиловиче замышлениемъ боголюбиваго епископа Арсенья Тферьскаго» ( Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга в Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. 23).

http://pravenc.ru/text/1684519.html

Приказывает же наше смирение и о Дусе Святем и с нераздрушимом отлучением восем благочестивым князем и прочиим старейшиньствующым тамо, да огребают отинуд у церковных монастырьскых стязаний прочих праведных, ню подобает от святительских судов распустив яве, яко девотлениа, восхищения. Сия бо душевныя сущая соблазны. Архиереем единем повелеваем Божествьнии священнии канони и закон христианский сюдити и справляти. Тем призываемым им, якож рекохом, огребатися от сих» (Кормч. Рум. муз. 233. Л. 319–320 (44)). Список источников и литературы, использованных высокопреосвященным Макарием В 1–3 томах «Истории русской церкви» Рукописи 2048 Библиотека новгородского Софийского собора (Отдел рукописей Российской национальной библиотеки, г. Санкт-Петербург) 1 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. XVI в. Софийск. 1317–1323. 2 . Каталог всех российских архиереев. XVIII в. Софийск. 1417. 3 . Минея Четья на июль. XVI в. Софийск. 1360. 4 . Паисиевский сборник (сборник смешанного содержания). 1-я четв. XV в. Софийск. 41081. 5 . Патерик Киево-Печерский. XVI в. Софийск. 1363. 6 . Патерик Киево-Печерский, Арсениевой редакции, Ферапонтова монастыря. 1-я четв. XV в. Софийск. 1394. 7 . Пролог. Кон. XII – нач. XIII в. и 2-я пол. XIII в. Софийск. 1324. 8 . Сборник. Кон. XIV – нач. XV в. Софийск. 1262. 9 . Сборник. XV в. Софийск. 1285. 10 . Сборник. Нач. XVI в. Софийск. 1364. 11 . Сборник. 1-я треть XVI в. Софийск. 1389. 12 . Сборник. 1-я пол. XVI в. Софийск. 1478. 13 . Сборник. XVI в. Софийск. 1452. 14 . Сборник на пергамене. XIV и XV вв. Софийск. 1365. Библиотека Синодальной типографии (Российский государственный архив древних актов, г. Москва) 15 . Сильвестровский сборник. 2-я пол. XIV в. Ф. 381. 53. Синодальное собрание (Отдел рукописей Государственного исторического музея, г. Москва) 16 . Великие Минеи Четьи митрополита Макария. Син. 986–997. 17 . Кормчая. 1280 или 1282 г. Син. 132. 18 . Минея служебная на май, йотированная. XII в. Син. 166. 19 . Стихирарь минейный, йотированный. Кон. XII в. Син. 279.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Житие свт. Епифания Кипрского известно в списке рубежа XII–XIII вв. (ГИМ. Усп. 4 перг.; Сводный каталог. 165). Список жития сщмч. Панкратия Тавроменийского, указываемый автором (ГИМ. Син. 82), сербский по происхождению, привезен с Афона Арсением Сухановым в 1654 г. Жития свт. Иоанна Златоуста и св. Андрея Юродивого известны в русских списках кон. XIV в. (соответственно ГИМ. Чуд. 22 и РГАДА. Тип. 182). В список 1296 г. (ГИМ. Син. 836) вошли лишь отдельные повести из Скитского Патерика. Полный список русского происхождения 1-й пол. XIII в. хранится в Дечанском монастыре в Сербии. 93. Рукопись Египетского Патерика, на которую ссылается автор (ГИМ. Увар. 510/Царск. 363),— болгарская по происхождению и датируется по водяным знакам 2-й четв. XIV в.; время ее появления в России неизвестно. Старший русский список Египетского Патерика, принадлежавший прп. Зосиме Соловецкому, датируется рубежом XIV–XV вв. (БАН. Сол. 7). Древнейший русский список Пандектов Никона Черногорца датируется нач. XIII в. (Ярославский музей-заповедник, 15583; Сводный каталог. 214). См. комм. В ноябре 1994 г. в Гос. архиве Швеции в Стокгольме при расклейке переплета архивного дела XVII в. среди других пергаменных отрывков был обнаружен фрагмент древнерусского списка Пчелы XIII в. (содержание отрывка определено автором комментария). О древности бытования сборника на Руси (не позднее нач. XIII в.) свидетельствуют и цитаты из Пчелы (в том же переводе, что и полный текст) в летописце Переславля Суздальского и Лаврентьевской летописи под 1186 г. (Словарь книжников. Вып. 1. С. 384), а также сербские списки памятника, несомненно восходящие к русским (старший список (выписки) — РНБ. Q. п. I. 27 (л. 160–160 об.) — относится к рубежу XIII–XIV вв.). Так называемый Паисиевский соборник. Рукопись датируется 1-й четв. XV в. (см. комм. Запись 1412 г. о принадлежности «князю Стефану Комрину» в рукописи подложна. Наиболее полные данные о рукописях XIII–XV вв., содержащих рассматриваемые здесь тексты, см.: Сводный каталог. С. 193–374; Предварительный список славяно-русских рукописей XI–XIV вв., хранящихся в СССР (для Сводного каталога рукописей, хранящихся в СССР)//АЕ 1965. М., 1966. С. 210–274; Предварительный список славяно-русских рукописных книг XV в. (для Сводного каталога рукописных книг, хранящихся в СССР). М., 1986; Дополнения к Предварительному списку славяно-русских рукописных книг XV в. М., 1993.

http://sedmitza.ru/lib/text/435951/

В 1392 г., видимо, именно 1-й голутвинский игум. Григорий был хиротонисан во епископа Коломенского (до 1405) св. митр. Киприаном . Согласно реконструированному тексту московской митрополичьей Троицкой летописи нач. XV в., Григорий в 1392 г. имел чин архимандрита ( Приселков М. Д. Троицкая летопись. 1950. С. 440). Не исключено, что уже при основании обитель получила статус Коломенской архимандритии, существовавшей по меньшей мере с 1379 г. ( Мазуров. 2001. С. 197; ПСРЛ. Т. 15. Вып. 1. Стб. 129), т. е. настоятель К. С.-Г. м. считался главой всего монашества Коломны, в его ведении находились 4 коломенских мон-ря. Перенесена архимандрития была, несомненно, по воле вел. князя, вероятно, из Спасского мон-ря ( Мазуров. 2001. С. 243-244; ср., однако, т. зр., согласно к-рой в К. С.-Г. м. архимандритии никогда не было: Давиденко Д. Г. Монастыри-архимандритии в городах Сев.-Вост. и Сев.-Зап. Руси в XIV-XV вв.//Средневек. Русь. М., 2012. Вып. 10. С. 292-295). К 80-м гг. XV в. мон-рь теряет значение архимандритии; в качестве архимандрита коломенского в записях коломенской рукописи Пролога 1481 г. (РНБ. F. I. 311. Л. 290, 563) упоминается настоятель Спасского мон-ря Иннокентий, а в приписке 1473-1480 гг. в пергаменной «Лествице» Иоанна Синайского 1422 г. (РНБ. Погод. 73. Л. 1-3) - голутвинский игумен (не архимандрит) Кассиан (Касьян) ( Мазуров. 2001. С. 392, 396). В кон. XIV - нач. XV в. на великокняжеские средства в К. С.-Г. м. был построен белокаменный Богоявленский собор, «церковь каменная в лепоту зрети всем» ( Клосс. 1998. С. 412; Альтшуллер. 1977. С. 161-167); в юж. части его алтаря в 1405 г. был погребен еп. Григорий (место захоронения выявлено и обследовано при раскопках в 1969-1970). В 40-50-х гг. XV в. (принимая датировку Клосса - ок. 1442) Пахомий Логофет писал о процветании монастыря, в котором «множество братии чюдным изрядным житием... обитель славна в обилье мнозе» ( Клосс. 1998. С. 412). Постепенно К. С.-Г. м. получил земельные владения. Первое свидетельство относится, вероятно, к 1425 г., когда вдова сына боярского Толмача Феодосья дала вкладом с.

http://pravenc.ru/text/1841786.html

Вторая половина сей Триоди находится в библиотеке Москов. Д. Академии. Там на обор. 185 л. между прочим сказано: Кончаны быша книгн сия... замышлением препод. игумена Никона. 27. (2001). Триодь постная, полууст., напис. 1560 года, и малый лист, 233 листа. Вторая половина Триоди постной, начиная с понедельника 3 недели поста и оканч. теми же статьями, какие под предыд. 26: Седалны от осмогласника, яже поем на первых стихологиях св. Четыредесятница и троична на 8 гласов. Впереди на белом листе между прочим написано: Государю строителю Пафнутию, лета 7068 (1560), а на нижней доске мелким почерком, коим написана в конце ркп. последняя статья: Господи помози рабу Божию Козме. 28. (2001). Триодь постная, устав., иач. XVI века, в лист, 180 листов, над заглавной заставкой нарисованы две птицы. Первая половина, начало и конец те же, что под, 26. 29. (2003). Триодь постная, устав., нач. XVI века, в лист, 215 листов. Вторая половина, начало и конец те же, что под 27. Письмо одинаково с предыд. списком 28. 30. (1996). Минея служебная мес. октябрь, устав. исх. XIV или нач. XV века, в лист, 255 листов. Служб русским Святым нет, Покрову пресв. Богородицы опущена с замечанием сверху заглавного листа: А покрову пресв. Богородици стихиры и канон в Богородичники.. Под 28 числом сказано: В те же день в святых отца нашего Арсения, архиеп. сербскаго, служба ему писана на конец книг сих, но конечные листы утрачены. 31. (1997). Минея служ. мес. ноябрь, устав., исх. XIV или нач. XV века, в лист, 262 листа, письмо одинаково с предыд. 30. В конце ркп. приписана в XVII в. на бумаге служба препод. Никону радонежскому. 32. (1998). Минея служ. мес. декабрь, полууст. в два столбца, исх. XV века, в лист, 237 листов. В конце ркп. приписана на бумаге служба св. Стефану, архиеп. сурожскому. На последнем пергаменном листе внизу киноварью: Сиа книга написана, рекомаа мес. Декемврий, по благословению игумену, а сего рукою мя и благословил. Ниже приписи нарисована рука благословляюшая Отдел VI. История Церкви и жития святых

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010