Далее греческое правительство, произвольно толкуя статью 5 Катастатикос Хартис, где говорится о запрещении поселения на Афоне схизматиков, не давало вообще разрешения болгарам. Неправильность такого толкования очевидна из того, что схизмой (с греческой точки зрения) является разрыв с Вселенским Патриархатом, между тем как Зографский монастырь находился в юрисдикции Вселенского Патриархата и в канонических с ним отношениях, так что всякий болгарин, поступающий в Зограф, тем самым признаёт Вселенского Патриарха и отрекается от схизмы. Во всяком случае, при турках болгары свободно поступали в Зограф из Болгарии, хотя «схизма» и тогда существовала. Что дело тут не в «схизме», а в нежелании допускать болгар вообще, ясно из того, что греческое правительство всячески препятствовало поступать в Зограф болгарам – греческим подданным (из районов Флорины, Сарреса и так далее), хотя они, как известно, не являются «схизматиками». С этой целью греческая полиция не допускала уроженцев этих местностей жить в Зографе даже в качестве рабочих, избивала их и изгоняла с Афона прежде, нежели они успевали стать послушниками (а в греческих монастырях им разрешали работать свободно, ибо там не было опасности, что они поступят в монахи). Столь же произвольно толкуя ту же статью 5 о запрещении поселения еретиков, греческое правительство с 1928 года совершенно прекратило поступление в Русский монастырь послушников из Подкарпатской Руси (тогда Чехословакия, теперь Венгрия) на основании того, что некоторые из них в детстве были униатами. Даже русские эмигранты, непрерывно прожившие в Греции около 15–20 лет, не имели возможности получить разрешение, чтобы стать афонскими монахами. Почти такие же ограничения делались и по отношению к православным поклонникам не-грекам. Для посещения Афона недостаточно было общегреческой визы; необходимо было особое разрешение Министерства иностранных дел, которое давалось очень нелегко, так что Святая Гора стала славиться как самое трудное место во всей Европе в смысле получения визы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Подобие иконы Божией Матери Троеручицы. Конец XIX в. Ни один монастырь не произвел на меня такого прекрасного впечатления, как Зограф.Зограф – исключительно болгарский монастырь. Основание его восходит до более глубокой древности даже, чем Лавра св. Афанасия. Он сначала был не на этом месте, а немного далее, – ближе к морю, но после разгрома турецкого устроился на данном месте между горами, в местности вполне уединенной, вполне соответствующей характеру монастырской жизни. Вблизи Зографа мы были оглушены страшным гулом, похожим на пушечный выстрел, вследствие чего наши мулы понеслись-было, но энергией Григория остановлены. Оказалось, что это порохом взрывали камни для постройки громадного монастырского корпуса. Мы прибыли в монастырь к концу вечерни. Нас встретил главный эконом о. Иосиф, очень представительный инок уже не первой молодости. Он немного умеет говорить по-русски, так как лет 10 жил в Бессарабии в Киприановском монастыре, принадлежавшем Зографу. Он повел нас в самый лучший архондарик. Стены архондари- ка украшены картинами из древней болгарской истории и последней русско-турецкой войны, портретами болгарских и русских царей. Здесь обращают на себя внимание два портрета: «образ Стефана Сильного Воеводы – обновителя Священно-Зографской обители и ктитора принадлежащих ей монастырей Добровецкого и Киприановского» и другой портрет, написанный масляными красками, «Архимандрита Зографской обители Анатолия», удержавшего, кажется, в 20 годах настоящего столетия Киприановское имение за Зографом. После обычного угощения глико, раки и кофе, нам предоставили прекрасные номера для отдыха. Какая противоположность с обстановкою Хилендарского монастыря! Народ здесь весьма учтивый и вежливый. О. Дионисий чувствовал себя между болгарами в своей сфере, так как он сам болгарин; поэтому он был в веселом настроении, и мы прекрасно провели вечер. Суббота. 16-е июля. Зограф Проспали литургию, так как здесь она совершается очень рано, непосредственно после утрени, тогда как в других монастырях между утренею и литургией около часа промежутку.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

     Расставаясь, распрощались друзьями, и обещали помолиться за него на вершине Афона. Хороший человек, дай ему Бог здравия. Денег он конечно же не взял, просто наотрез отказался. Если бы он нам не показал начало тропы, то весьма сомнительно, что мы бы нашли ее вообще, а наши поиски могли закончиться в итоге ночевкой где-то под мокрым кустом на непрекращающемся до самой ночи дожде. Что конечно же не входило в наши планы на сегодня. Еще раз спасибо тебе Матушка Богородица за оказанную милость. Тропа древняя, наверное 1000-летняя, идет от Хиландара сербского в Зограф болгарский. Красивая тропа, идешь, как в сказке, под ногами мягкий ковер из опавшей листвы, под ними обточенные ногами, молитвами и тысячелетием камни, а сверху арка из густо нависающих деревьев и кустарника. Уже при подходе на дороге появился указатель к пещере преподобного Космы Зографского. Мы поднялись в его пещеру на скале. Место живописное, это было видно даже в пасмурную погоду. Моли Бога о нас, святый отче.      К вечеру, вымокшие, но непобежденные, мы наконец-то прибыли в первый на нашем пути монастырь, болгарский Зограф (Зограф по гречески - живописец. Упоминался уже в первом афонском типиконе 971 года).      Здесь нас ждал нерукотворный, чудотворный образ Великомученика Георгия и гостеприимство монахов. С этим образом связано следующее предание. Монастырь был основан на Афоне в X в. тремя братьями-монахами родом из Охриды: Моисеем, Аароном и Иоанном. Однако между ними возникло несогласие по поводу того, какому святому или празднику посвятить обитель. Прп. Моисей предлагал построить ее во имя Пресвятой Богородицы, прп. Аарон - свт. Николая, а прп. Иоанн - вмч. Георгия. После долгих споров они заперли в храме иконную доску, покрытую левкасом, и встали на молитву. Утром, отперев храм, они с удивлением увидели, что на доске изобразилась икона вмч. Георгия, в честь которого и был освящен монастырь. Одновременно с этим чудом на Афоне произошло и другое дивное событие, но далеко от Святой Горы - на сирийской земле, в Фануилевом монастыре, расположенном недалеко от родного города святого великомученика Георгия - Лидды.

http://pravoslavie.ru/64385.html

Первое письменное упоминание о монастыре под именем Зограф встречается в первом афонском Типиконе Иоанна Цимисхия. Говорится в нем и об игумене по имени Георгий. Однако история почти ничего не говорит о судьбе монастыря вплоть до XIII века. Причиной тому – пожары, уничтожившие монастырские архивы. К этому времени обитель уже почти полностью населена болгарскими монахами. По странному стечению обстоятельств, император Михаил Палеолог, щедро изливавший свои милости на Зограф, в конце XIII века вместе с Патриархом Иоанном Векком прилагал все усилия, чтобы принудить насельников Святой Горы принять унию с Римом. 10 октября 1276 года в монастыре Зограф были сожжены латинянами 26 преподобномучеников, воспротивившихся унии с Римом. Этому предшествовало знаменательное событие. На расстоянии получаса ходьбы от Зографа подвизался в уединении старец. Однажды, стоя перед иконой, он читал акафист Божией Матери. Вдруг подвижник услышал голос, исходивший от образа: «Иди скорее, возвести братии, чтобы заперлись, потому что скоро на обитель нападут богопротивные латиняне, икону же Мою оставь здесь». Старец поспешил в монастырь и вдруг увидел, что образ, оставленный им в келье, стоит над вратами обители. Когда он поведал о случившемся братии, игумен Фома посоветовал убоявшимся мучений удалиться из Зографа вместе со священными сосудами, сам же с оставшимися верными заперся в монастырской башне, взяв туда и икону Божией Матери. Вскоре и в самом деле явились латиняне, сопровождаемые вооруженными униатами. И начался необычный богословский спор между монахами и латинскими священниками, сопровождавшими войско. В конце концов, пришельцы разложили под башней костер. Так приняли мученические венцы зографские насельники и четверо мирян-послушников. Униаты также разграбили обитель и сожгли некоторые постройки и посевы. Замечательно и то, что среди обгоревших руин была обретена та самая чудотворная Богородичная икона, нимало не пострадавшая от огня. Теперь она стоит в иконостасе одного из параклисов обители. Сожженная башня стояла в монастырском дворе до 1873 года, пока не обветшала; на ее месте установлен памятник.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Первые болгарские монахи могли поселиться на Святой Горе непосредственно после Крещения Болгарии, в 860-х – 870 х годах, либо в правление царя Симеона, когда болгарская граница проходила буквально «в двух шагах» от Афона. То, что в Х веке близ Афона существовали поселения славян, подтверждается рядом документов. Легенда об основании Зографского монастыря в правление Льва VI остается дискуссионной, поскольку нет достаточно надежных свидетельств (большинство древних грамот монастыря погибли в XIII–XIV веках). Самое раннее упоминание Зографа встречаем в изданном императором Иоанном I Цимисхием Типике Св. Горы (972). Разные исследователи трактуют «Георгий зограф» (Γεργιος ζωγρφος) как подпись либо игумена обители (Й. Иванов, И. Дуйчев), либо некоего художника по имени Георгий (ζωγρφος – греч. «живописец»). При этом во втором случае можно предположить, что именно вокруг этого художника сложился монастырь во имя св. вмч. Георгия, и название происходит от профессии. В 980 году Зограф упоминается в документах как граничащий с землями греческого монастыря Ксирокастрон. В первые десятилетия своего существования обитель, по всей видимости, была также греческой; мнения исследователей о времени ее превращения в болгарскую разнятся (от конца X до начала XIII века). Впрочем, ни у кого не вызывает сомнений, что в конце XII века на Афоне была многочисленная и влиятельная болгарская монашеская община – вероятно, связанная с Зографом, – а в XIII веке монастырь уже определенно являлся болгарским. При Михаиле VIII Палеологе (1261–1282) Зограф подвергся разорению за отказ присоединиться к унии с Римом, и был восстановлен лишь на рубеже XV–XVI веков молдавским воеводой Стефаном III Великим. При всей неопределенности и немногочисленности сохранившихся исторических свидетельств о славянских иноках на Афоне в самый ранний период после крещения славян, можно уверенно сказать, что уже тогда среди святогорских монахов были представители этих народов. В эпоху подвижничества преп. Афанасия Афонского, когда был основан общежительный монастырь Великой Лавры, Святая Гора должна была иметь особую духовную притягательность для славян, лишь недавно обращенных в православную веру.

http://pravoslavie.ru/82528.html

В соборном храме есть еще две чудотворный иконы: Божией Матери Предвосвестительницы и первомуч. Стефана. Замечательна здесь, также в соборе, древняя икона Богоматери Одигитрии. Она находилась во Влахернском, в Константинополе храме. Принесена же обители сей в дар Сербской княгиней Анной, которой она подарена была царями Мануилом и сыном его Иоанном Палеологом. Икона эта стоить при северо-восточной колонне, поддерживающей купол храма. Параклисов четыре: 1) св. Константина; 2) св. великомученика Георгия Победоносца; 3) св. великомученика Димитрия; 4) Всех Святых. Основание Костамонита приписывают Константину Великому , или сыну его Константину; но вернее то предание, что ктитор обители этой был вельможа царственного двора Комнинов. Название Костамона производят от каштановых рощей, среди которых уединено возникала обитель. Есть еще предание, что на месте, где устроен Костамонит, спасался в древности какой-то отшельник Коста, и будто бы от него монастырь занял свое имя (Барск. путеш. Часть 2, стр. 676). 5. Зограф (киновия) От Зографа до Хилендаря – два с половиной часа ходу, столько же и до Кареи. Зограф основанием своим древнее Лавры и многих других обителей 4 . Зограф по-русски значит живописец, или живописный. Он посвящен св. Великомученику Георгию Победоносцу, которого икона, сама собой изобразилась на доске, от чего и монастырь назван Зографом. Следствия отступления от православия Михаила Палеолога обозначились и здесь, в Зографе, также кровавыми чертами. Двадцать два инока и четыре мирянина, затворившиеся в башне и не принявшие ни лестных обещаний, не устрашившиеся смерти и пыток, латиномудрствующими сожжены. Башня, в коей они находились, была обложена хворостом, и пламя обняло исповедников православия; они мирно отошли огненною смертью к Богу. Это было 10 октября 1276 года. Имена их следующие: игумен Фома, иноки: Варсонофий, Кирилл, Михей, Симон, Иларион, Иаков, Иов, Киприан, Савва, Иаков, Мартиниан, Косма, Сергий, Мина, Иоасаф, Иоанникий, Павел, Антоний, Евфимий Дометиан, Парфений; имена четырех мирян неизвестны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преосвященного отравились из монастыря сопровождать – о. Паисий и о. Иорам; нам дали в проводники любезнейшего и добрейшего, как потом оказалось, о. Ивистиона. К компании Преосвященного примкнули о. Сергий Орлов, помощник настоятеля посольской церкви в Константинополе, учитель посольской школы в Константинополе г-н Оссиевский, студент Одесской дух. семинарии и Константинопольский корреспондент Нового Времени г-н Семека. Катер, управляемый опытными монахами, быстро побежал вдоль берега горы на север к пристани Зографского монастыря, где должен был сойти на берег Преосвященный со своими спутниками. Вскоре за Руссиком на самом берегу моря показался монастырь Ксеноф, обнесенный высокими стенами и похожий на средневековую крепость. Затем проплыли мимо живописно, раскинувшегося на низменной прибрежной скале, среди садов и цветущих рощ, Дохиара, над которым господствует громадный пирг (башня). Наконец и пристань Зографского монастыря, до которого от берега не более получаса расстояния. На берегу высится пирг; в нем устроена церковь во имя Св. Николая и живет несколько братий – болгар; он же служит складочным местом пшеницы и различных хозяйственных принадлежностей. Тут уже ожидали оседланные мулы, присланные из Пантелеймоновского монастыря. На них и отправился в Зограф Преосвященный со своими спутниками по очень хорошей для Афона дороге, идущей среди дубов, яворов, лип и других вековых деревьев. Скоро показался и самый Зограф. Приближение Преосвященного к монастырю возвещено было несколькими ружейными выстрелами сопровождавших эту компанию кавасов. Затем послышался стройный колокольный звон и скоро показался «живописнейший» Зограф. У монастырской порты встретили Преосвященного о. настоятель Григорий и вся братия, с иконами, хоругвями, крестом. После краткой литии в главном соборе храма, Преосвященный по обычаю приветствовал братию кратким словом и прикладывался к чудотворным иконам и мощам. Последовавший затем осмотр монастыря произвел на всех самое прекрасное впечатление. Он не напрасно называется «живописным».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Д. Зограф: Бълг. обител на Св. гора//Цариградски вестн. К-пол, 1853. Бр. 122; он же. Обзор афонских древностей//ЗИАН. 1865. Т. 6. Прил. 4. С. 1-69; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858-1860. Ч. 1-2; Антонин (Капустин), архим. Заметки поклонника Св. Горы//ТКДА. 1862. 6. С. 230-240; Леонид (Кавелин), архим. Историческое обозрение афонских слав. обителей. Од., 1867; Григорович В. И. Очерк путешествия по Европ. Турции. М., 1877 2; Кънчов В. Св. Гора: Пътни бележки. Пловдив, 1896; он же. Македония: Етнография и статистика. София, 1900; Σμυρνακης Γ. Τ Αγιον Ορος. Καρυα, 1903; Аргиров С. Из находките ми в светогорските ман-ри Хилендар и Зограф//Периодично списание на Бълг. книжовно дружество. София, 1907. Кн. 68. С. 219-238; Безобразов П. [В]. Об актах Зографского мон-ря//ВВ. 1910. Т. 17. С. 403-414; Каптерев Н. Ф. Характер отношений России к правосл. Востоку в XVI и XVII ст. Серг. П., 1914 2; Цветинов Г. Светогорският бълг. ман-р Зограф: (Ист. очерк). София, 1918; Попстоилов А. Своден хрисовул за историята на Зографския ман-р//Сб. в чест на В. Н. Златарски по случай на 30-годишнината му научна и професорска дейност. София, 1925. С. 447-457; Гълъбов-Рошавски Г. Д. Св. Гора: Бълг. св. обител Зограф: Впечатления и бележки. София, 1930; Coлobjeb А., Мошин В. Грчке српских владара. Београд, 1936. С. 352-356; Ковачев М. Зограф: Изслед. и док-ти. София, 1942. Ч. 1; он же. Български ктитори в Св. Гора. София, 1943; он же. Българско монашество в Атон. София, 1967; Зографски Д. Св. Гора - Зограф в миналото и днес. София, 1943; Бурмов А. Към документ 26 от «Actes de Zographou»//ИБИД. 1948. Кн. 22/24. С. 1-5; он же. Хронологични бележки за търновските патриарси Теодосий I и Теодосий II//Там же. 1948. С. 6-11; Снегаров И. Културни и политически връзки между Болгария и Русия през XVI-XVIII в. София, 1953; Цанков Ст. Св. Гора Атон и нейното съвр. положение//ГДА. 1954. Т. 3(29). С. 304-327; Болутов Д. Български исторически паметници на Атон. София, Дуйчев И.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

ведом.), 66 (до 1744 г. настоятелем м-ря был архим. Воскр. Истрин. м-ря Иларион Григорович, а с 1744 г. м-рь сделан кафедральным и в нем поселились Москов. архиереи), 126 (прош. архим. Феофилакта о дозволении м-рю по случаю неурожая в 1721–22 г. в вотчинах взять заимообразно из Воронеж. архиер. дома разн. хлеба), 336 (о назначении на место умершего наместника м-ря Глеба исправляющими его должность келаря Нектария и соборы, старца Антония; архим. м-ря назван Феофил), 375 (в вотчине м-ря состояло село Покровское Ярослав. у.), 376 (назначение Синодаль. асессора иером. Феофила Кролика на место преосвященного Феофилакта), 443 (м-рю принадлежала дер. Кривцова Коломен. у.), прилож., XVII (в 1702 г. из вотчин м-ря отдано во влад. гр. Зотову дер. Лыткорино да пустошь Регоусово Москов у. с 5 двор. и неизвестно кому село Филипповское с деревн., пустошами и 139 двор. в Переслав. у.), CLXVII, XXXVII (ведом. о колич. хлеба в монаст. вотчин. в 1723 г.), CLXXXIV, XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа 1720–23 г.); IV, 280 (дело о распределении монаст. доходов для больн. и увечн.), 315 (дело о сборе с вотчин м-ря денег и хлеба), 335 (правила о содержании монахов м-ря и доношение архим. Феофила о невозможности их выполнить), 337 (дело о монахе Филарете, в мире Федоте Тавлееве, не сдавшем отчетности в 50.000 руб. по Адмиралт. Коллегии), 402 (архим. Иркут. Вознесен. м-ря Антоний Платковский назначен наместником Чудова м-ря, от чего он отказался), прилож., XLV, IX (возражения архим. Феофила на пункты о содержании м-ря; см. стр. 335); VI, 1726 г., 238 (дело о невзимании штрафа за прописку монастыр. крестьян), 321 (доношение об обидах вотчинным властям от офицеров и солдат в вотчинах м-ря), 536 (быв. келарь м-ря монах Нектарий Титов определен казначеем Тр. Сергиева м-ря); VII, 1727 г., 67 (реестр деньгам и запасам, взятым архим. Феофилом с 1723 по 1727 г.), 169 (архим. Феофил назначен быть при Русск. войске, отправленн. на помощь Цесарскому войску, а на место его определен архим. Лукьяновой пуст.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Гора//АрхПр. 1995. 17. С. 225-246; Светогорска обител Зограф: В 3 т./Ред.: В. Гюзелев. София, 1995-1999; Радев И. Таксидиоти и таксидиотство по бълг. земи XVIII-XIX в. Вел. Търново, 1996; Thomson F. J. The Origin of the Principal Slav Monasteries on Athos: Zographou, Panteleimon and Chilandarion//Bsl. 1996. Vol. 57. P. 314-324; А. Св. Гора и Хиландар у Османском царству (XV-XVII в.). Београд, 2000 (по указ.); Podskalsky G. Theologische Literatur des Mittelalters in Bulgarien und Serbien, 865-1459. Münch., 2000 (по указ.); Бантыш-Каменский Н. Н. Реестры греч. делам Моск. архива Коллегии иностр. дел (РГАДА. Ф. 52. Оп. 1). М., 2001 (по указ.); Бенчева Й. Стопанството на ман-ра Зограф през XIII-XIV в. по данни от данъчните описи//Балкански щрихи в европейското минало/Ред.: М. Лалков. София, 2001. С. 36-44; она же. Даровете на балканските владетели за атонските мон-ри през XIV в.- политика или православие?//Иронията на историка: В памет на проф. М. Лалков. София, 2004; Мердзимекис Н. Още за историята на светогорския ман-р «Зограф» в един турски документ (вакъфнаме) от 1569 г.//Византийското културно наследство и Балканите. Пловдив, То же//Пти достоитъ: Сб. в памет на С. Кожухаров. София, 2003. С. 456-464; он же. За няколко дарителски надписа от XV в. на молдав. воевода Стефан VI Велики в светогорските ман-ри св. Григорий и Зограф//Studia protobulgarica et mediaevalia Europensia: В чест проф. В. Бешевлиев. Вел. Търново, 2003; он же. Сведения за метосите на ман-ра св. Зограф на Халкидическия полуостров през XVI-XVII в.//Проф. С. Ваклинов и средновек. бълг. култура. Вел. Търново, 2005; Пътеводител по Атонската Св. Гора и показател на светите и паметници/Съст.: Х. Темелски. София, 2002; М. Чудотворне иконе Пресв. Богородице на Св. Гори Amohckoj//Четврта о Св. Гори. Београд, 2005. С. 79-80; Moussakova E. Pimen of Zograph " s Manuscripts as an Example of Collaboration among Scribes//Хризограф. М., 2005. Вып. 2. С. 169-199; Pavlikianov С. The Buildings of the Bulgarian Athonite Monastery of Zographou during the Middle Ages - a Brief Survey of the Philological and Archaeological Evidence//Културните текстове на миналото: Носители, символи и идеи.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010