эскадру иером. Ионы Казанцева на место Конона Смоленского); III, 1723 г.,      16 (иером. Вениамин переведен сюда из Воронеж. архиер. дома), 120 (иеромон. Иоиль переведен за хромотою его игуменом в Киев. Печер. больничный м-рь), 163 (в вотчине м-ря состояла в селе Ротанове дер. Микулнва), 319 (указ о перенесении мощей св. Александра Нев. из Рожд. Владим. м-ря), 369 (прошение монаха Афанасия Черкасова о переводе в Киево-печер. лавру), 636 (доношение наместника иером. Илариона о иером. Иларионе Крутицком), 644 (дело об архим. Волошском Исаие), прилож., XXXV (журнал архим. Рождеств. Владим. м-ря Сергия о перенесении мощей св. Александра Нев.), (в вотчинах м-ря Угличского у. Красном, Сергиевском и Воздвиженском были церкви); IV, 1724 г., 414 (указ о праздновании 30 августа и о составлении службы), 556 (здесь погребен в 1723 г. архим. Златоустов. Москов. м-ря Антоний, назначенный на кафедру архиеп. Рязан.); VI, 1726 г., 21 (прошение иеродиак. Гавриила об увольнении его по обещанию в Елецкий Чернигов. м-рь), 271 (дело о построении и содержании м-ря; первым архимандритом назначен Хутынский Феодосий), 330 (дело о быв. иеродиаконе м-ря Макарие), 384 (дело об иеродиак. Спиридоне Бельском), 441 (наместник м-ря Иларион переведен в 1727 г. в Успен. Горицкий, Владим. губ., а ризничий иеромон. Сергий Прозоровский в Иосифов Волокол.), 490 (в 1727 г. от лавры отписан Козмодемьян. Старорусс. м-ръ, приписанный к ней в 1722 г.), 515 (уставщик м-ря иеромон. Спиридон назначен в архим. Златоустов. Москов. м-ря), 517 (иеросхимон. Георгий Лясковский уволен в Киево-Выдубецкий м-рь); 1727 г., 36 (наместник м-ря иеромон. Иларион представлен на еписк. кафедру в Воронеж), 65 (архим. Петр, бывший архим. Симонова м-ря, состоял членом св. Синода), 120 (сюда переведен из Соловец. м-ря иеромон. Прокл, бывший ключарь Успен. Москов. собора и в 1702 г. сосланный за утайку монастыр. серебра), 190 (письмо кн. Меншикова об управлении м-рем), 251 (доношение архиеп. Новгор. Феофана о передаче в Новгор. архиер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

1665 г. о присылке в м-рь типограф. станка с принадлежностями и шрифтом), 554, 209 (о присылке в м-рь 8 каменьщиков), 592, 224 (грам. 1666 г. с препровождением ссылочных старцев Филагрия и Диодора из Воскр. м-ря в Иверский), 690, 255 (роспись церковн. вещам, взятым из Ивер. м-ря в Воскр. патр. Никоном), 695, 256 (тоже роспись соли и денег), 696, 257 (выпись крепостям взятым из Ивер. м-ря в Воскр.), 697, 258 (сказка о вотчинах, куплен. Ивер. м-рем и состоящих в пользов. Воскр. м-ря), 715, 260 (роспись 1667 г. передержкам, учиненным за счет Ивер. м-ря по его совместному владению с Воскр. м-рем Старорусс. солян. варницами), 718, 261 (роспись имуществу Старорусс. сол. варниц при разделе оного между Ивер. и Воскр. м-рями), 736, 270 (отписка 1669 г. архим. м-ря Акакия к властям Ивер. м-ря о получении с монастыр. крестьян должных денег), 801, 312 (грам. 1671 г. патр. Иоасафа властям Ивер. м-ря, о принятии под крепкий начал 4 старцев и 2 клирошан, постриженников Воскр. м-ря), 867, 347 (отписка 1684 г. архим. Никифора к властям Ивер. м-ря об отпуске столяра домой), 926, 382 (Воскресен. м-ря архимандриты до 1691 г. стояли степенью выше Иверского), 964, 393 (запись 1697 г. датчанина фон Розенбуша архим. Никанору о построении галер), 1048, 434 (цар. грам. 1668 г. об утверждении в числе правильно созданн. м-рей патр. Никоном); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1869 г., т. II, вып. 1, матер. для археолог. словаря, 12 (Воскресенский распев XVII ст.). 743. Воскресенский – Иерусалим, мужской, ныне архиерейский загородный дом, Казанской губ. и уезда, в 7 вер. к юго-вост. от Казани по дороге в Лаишев, при втором оз. Кабанье. Когда основан неизвестно, но уже существовал в 1722 г., когда митроп. Казан. Тихон завещал игумену м-ря образ Введения Пресв. Богород. и параманд, по объяри сахарной шитый золотом. Упразднен в 1764 г. В 1781 г. по приказанию Импер. Екатерины II устроен здесь каменный дом для летнего пребывания митрополита Вениамина, напрасно оклеветанного в сообщении с Пугачевым.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пожилыми монахами, держащими развернутую азбуку, Захарий Зограф изобразил К. и Мефодия в Преображенском мон-ре. К этому же типу композиции относится и выполненная в 1857 г. Атанасовым для книги еп. Поликарпа «Житие и история святых наших Кирилла и Мефодия, болгарских просветителей» гравюра по рис. К. Тромонина. С. Доспевский представил варианты этой композиции (К.- монах, Мефодий - архиерей) на иконе 1857 г., написанной по заказу И. Денкоглу, и на иконе 1866 г., созданной для ц. Пресв. Богородицы в г. Пазарджик ( Василиев. 1970. С. 113-115. Фиг. 10, 11, 17). Аналогично слав. апостолы изображены на мн. иконах: напр., на иконе 1858 г. из ц. Успения Пресв. Богородицы в Копривштице, приписываемой Х. П. Енчеву, святые впервые представлены как архиереи - с митрами на головах, а также в работах Н. Тодоровича, А. Керклисийского и др. ( Божков. 1989. С. 186; Паскалева. 1995. С. 271). Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Роспись ц. Успения Богородицы Троянского мон-ря, Болгария. Мастер Захарий Зограф. 1847 г. Равноапостольные Кирилл и Мефодий. Роспись ц. Успения Богородицы Троянского мон-ря, Болгария. Мастер Захарий Зограф. 1847 г. Изображения др. типа отличаются тем, что в той же композиции К. и Мефодий представлены в епископском сане (оба в архиерейском облачении, с омофорами, на головах митры), между ними в центре помещается развернутый свиток с азбукой. Подобные иконы часто писались представителями Самоковской иконописной школы. С. Доспевский воспроизвел эту композицию на иконах 1865 г. из ц. свт. Николая в с. Устове (ныне в черте г. Смолян) и 1866 г. из музейного собрания г. Елена. Братья в архиерейском облачении стоят напротив друг друга, К. держит хлеб, Мефодий - чашу с Дарами, на престоле лежат свиток с азбукой и книга. Композиция неоднократно повторялась на иконах и фресках Енчевым (1858, ц. Пресв. Богородицы в Копривштице), С. Андоновым (1870, ц. св. Недели в. с. Райкове, ныне в черте г. Смолян), И. Д. Доспевским, К. Х. Ангеловым (1882). Как правило, в этом иконографическом изводе братья представлены ровесниками, в некоторых памятниках сравнительно молодыми, на других - пожилыми, напр.

http://pravenc.ru/text/1840253.html

царем Самуилом (997-1014), имевшим братьев Аарона и Моисея ( Иванов. 1931. С. 539; Болутов. 1961. С. 45). При этом основание мон-ря братьями является популярным топосом с аллюзиями на Св. Троицу ( Божилов И. Основаването на св. атонска бълг. обител Зограф//Светогорска обител Зограф. Т. 1. С. 13-14). Ктиторство болг. царей св. Петра, Симеона и Иоанна Асеня было упомянуто с целью архаизировать историю присутствия болгар в З. По мнению ряда ученых, после уничтожения во время пребывания царя Стефана Душана на Афоне (1347-1348) старых грамот с целью передать часть имущества обители монастырю Хиландар зографские монахи на основе преданий и копий древних грамот написали этот свиток и прикрепили к нему сохранившуюся печать Стефана Душана ( Иванов. 1931. С. 537-538; Duj ev. 1965. Р. 493-494; Он же. 1972. С. 295-296). О времени создания «Сводной зографской грамоты» существуют разные версии: XVI в. (Иванов), XVII - нач. XVIII в. (А. Попстоилов (Стоилов)), иногда ее датируют периодом между 60-ми гг. XVI в., когда был создан «Рай мысленный» (к-рый мог послужить одним из основных ее источников), и 1744 г., когда ее пересказал В. Г. Григорович-Барский. Вторая легенда связана с Аравийской иконой вмч. Георгия Победоносца, к-рая приплыла на лодке из Палестины и остановилась возле пристани мон-ря Ватопед . Ватопедские монахи неск. раз ставили икону в своем храме, но каждый раз она возвращалась в лодку. Др. мон-ри тоже хотели получить икону, и тогда было решено положить ее на спину молодого мула и выпустить его на территорию полуострова. Там, где он остановился, построили церковь и передали туда икону ( Кънчов. 1896. С. 6). Но нек-рые источники сообщают, что мул остановился около уже существовавшего З. и на этом месте была построена келлия во имя вмч. Георгия Победоносца, а икону поставили в зографском соборном храме (Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997р. С. 156-157). Болг. историки, основываясь на идентификации 3 братьев, упомянутых в «Сводной зографской грамоте», с западноболг.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Лит.: Амвросий (Орнатский), иером. Описание Кириллова Белозерского мон-ря. М., 1811; Шевырев С. П. Поездка в Кирилло-Белозерский мон-рь. М., 1850. Ч. 2; Савваитов П. И. Оружейная палата Кирилло-Белозерского мон-ря, по описным книгам 1668 г.//ЗОРСА. 1851. Т. 1. С. 5-45; он же. Церкви и ризницы Кирилло-Белозерского мон-ря по описным книгам 1668 г.//Там же. 1861. Т. 2. С. 126-343; Горский, Невоструев. Описание; Варлаам (Денисов), архим. Описание ист.-археол. древностей и редких вещей, находящихся в Кирилло-Белозерском мон-ре//ЧОИДР. 1859. Кн. 3. Отд. 1. С. 1-104; он же. Обозрение рукописей собственной б-ки прп. Кирилла Белозерского//Там же. 1860. Кн. 2. Отд. 3. C. 1-69; Муравьев А. Н. Русская Фиваида на Севере. СПб., 1894; Геронтий (Кургановский), иером. Ист.-стат. описание Кирилло-Белозерского (Успенского) муж. первокл. мон-ря Новгородской епархии. М., 1897; Никольский Н. К. Кирилло-Белозерский мон-рь и его устройство до 2-й четв. XVII в. СПб., 1897. Т. 1. Вып. 1; 2006. Т. 2: Управление. Общинная и келейная жизнь. Богослужение/Подгот. изд.: З. В. Дмитриева и др.; он же. Описание рукописей Кирилло-Белозерского мон-ря, сост. в кон. XV в. СПб., 1897; он же. Когда было написано обличительное послание царя Ивана Васильевича в Кирилло-Белозерский мон-рь?//ХЧ. 1907. 6. С. 839-852; Тюменев И. Ф. 500-летие Кирилло-Белозерского мон-ря//ИВ. 1897. Т. 69. 7. С. 118-147; 8. С. 447-482; Успенский Н. П. Кириллов Белозерский Успенский 1-го класса мон-рь. Кириллов, 1897; он же. О больших строителях Кирилло-Белозерского мон-ря//ЧОИДР. 1897. Кн. 1. С. 1-58; он же. Охранная опись рукописям Кирилло-Белозерского мон-ря. СПб., 1901; Ефимов Н. И. Прп. Кирилл Белозерский и его послания. Симбирск, 1913; Антипин Г. Г. Крепость Кирилло-Белозерского мон-ря. Кириллов, 1934; Копанёв А. И. История землевладения Белозерского края в XV-XVI вв. Л., 1951; Горфункель А. Х. Рост землевладения Кирилло-Белозерского мон-ря в кон. XVI и XVII в.//ИЗ. 1963. Вып. 73. С. 219-248; он же. «И то твое истинно иноческое житие…»: (Монашеский идеал и повседневная жизнь Кирилло-Белозерского мон-ря)//ТОДРЛ.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Арх.: ГААО. Ф. 57. Оп. 3. 162; Ф. 4097. Оп. 1. 49; Ф. 32. Оп. 1. 677. Л. 195-195об.; Ф. 1936. Оп. 9. 135; Копийная книга мон-ря, XVII в. (БАН. Арханг. 1192). Ист.: АИ. 1841. Т. 3. С. 64-66, 178-179, 370-371, 375-376; Титов Л. Л. Летопись Двинская. М., 1889; Грамоты Великого Новгорода и Пскова. М.; Л., 1949; Двинской летописец//ПСРЛ. Л., 1977. Т. 33; Архангельская платяная книга XVII века: [Михайло-Архангельского мон-ря]/Сост. А. В. Волынская. Архангельск, 1989; Летопись города Архангельска, 1584-1989. Архангельск, 1990. С. 6, 10, 91, 130; Янин В. Л. Новгородские акты XII-XV вв. М., 1991. С. 283-284, 298-299. Лит.: Крестинин В. Краткая история о городе Архангельском. СПб., 1792. С. 1, 2, 6, 99-100, 153; Молчанов К. Описание Архангельской губернии, ее городов и достопримечательных мест. СПб., 1813. С. 71-72; Пушкарев И. Описание Российской империи в историческом, географическом и статистическом отношениях. СПб., 1845. Т. 1. Кн. 2: Архангельская губ. С. 24, 26; Челищев П. И. Путешествие по северу России в 1791 году: Дневник. СПб., 1886. С. 82-83; Сибирцев И. М. Ист. сведения из церковно-религ. быта г. Архангельска в XVII и первой пол. XVIII в. Архангельск, 1894; он же. К истории Михаило-Архангельского мон-ря в Архангельске: Опись мон-ря 1683 г. Архангельск, 1895; Новая святыня Михайло-Архангельского мон-ря в Архангельске//Архангельские ЕВ. 1895. 9. С. 225-227; Шашков А. А. Возобновление Михаило-Архангельского мон-ря в г. Архангельске. Архангельск, 1895; Никанор (Каменский), еп. Синодик двинского Михаило-Архангельского мон-ря. СПб., 1896; То же//Архангельские ЕВ. 1897. 3. С. 78-89; 6. С. 177-189; Акты Архангельского Михайловского мон-ря// Шахматов А. А. Исследование о двинских грамотах, XV в. СПб., 1903. Ч. 2. С. 59-87; Зверинский. Т. 2. С. 63-64; Денисов. Православные мон-ри. С. 1-4; Кириллов А. , свящ. Мон-рь св. Архистратига Михаила в Архангельске: (Церк.-ист. очерк). Архангельск, 1914; Колокола в переливку//Волна. 1926. 21 авг.; [О брошенных музейных ценностях Михайловского мон-ря]//Там же. 26 мая; Амосов А. А. Актовые книги Михайло-Архангельского монастыря//Мат-лы по истории Европейского Севера СССР: Сев. археогр. сб. Вологда, 1973. Вып. 3. С. 227-234; Андреев В. Ф. О дате основания Михайловского Архангельского мон-ря//Культура Русского Севера. Л., 1988. C. 67-70; Гемп К. П. Порядные записи крестьян Михайло-Архангельского мон-ря//Полярная звезда. 1997. 1. С. 61-68; Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1998. Т. 2. Примеч. 47; Попова Л. Д. Михаило-Архангельский мон-рь в Архангельске//Тр. XI съезда РГО. СПб., 2000. Т. 7. С. 231-239.

http://pravenc.ru/text/76444.html

игум. м-ря Иоасафа Кроковского к Луцкому еписк. Дио­нисию Жабокрицкому); т. V, 212, LV (игумен м-ря Варлаам Ясинский в 1684 г. избран в архим. Киево-Печерск.), 387, (игумен м-ря Иоасаф Краковский был вместе с тем игумен. и ректором Братского м-ря, 1693 г.), 423–427, CXXXVI–CXXXVIII (акты 1695 г., относящиеся до избрания Иоасафа Краковского в еписк. Переяславские); т. VI, 9, IV (дело 1507 г. о присвоении игуменом и братиею м-ря нив Плоской и Клиноватой), 10, V (духовн. завещ. 1507 г. Романовича на половину им. Шепелич в пользу м-ря), 12, VI (духовная 1507 г. Грид- ковича м-рю на село Гридково), 13, VII (отказ­ной лист 1508 г. Печерского м-ря в пользу Ни- кол. м-ря от поля и двора Кононовского; намест­ник Антоний), 14, VIII (дарств. запись 1510 г. Дашкевича на сельцо Саркланов; игум. Макарий), 15, IX (решение спорного дела 1510 г. о ниве между Печерским и Никол. м-рями), 16, X (дарств. запись 1512 г. Павши м-рю на сельцо Климятин; игум. Макарий), 21, XII (дарств. запись 1517 г. Полозовича м-рю на остров Кучуков и бортную землю Мутишинскую), 37, XVII (коро­левский лист 1542 г. Каневским мещанам о неприсвоении земель м-ря; игум. Варлаамий), 63, XXXI (лист короля Стефана 1578 г. архим. Печерскому о неподчинении своему ведению Ни­колаев. м-ря; игум. Давид), 73, XXXVI (королев. лист 1581 г. архим. Печер. м-ря о непритеснении братии и крестьян Николаев. м-ря; игум. Филатий), 571, CCXXVIII (письмо 1626 г. игумена м-ря Серапиона Бельского к ц. Михаилу Феод. о милостыни), 621, (жалоба 1630 г. на игум. Серафима Бельского и братию о само­вольном построении церкви в Пивных горах), 726, (жалоба 1636 г. игумена м-ря Серапиона Бельского на митроп. Петра Могилу о насильствен. завладении м-рем); ч. 6, т. I, 1, I (дело 1498–1513 г. о приписке к м-рю Львом Тышкевичем 4-х данников из имения Скородного), 6, III (запись 1514–1529 г. Полозовича м-рю на данника с землею и данью грошевою и медовою), 7, IV (запись 1514–1543 г. от Ив. Немирича м-рю на человека Алексея и земли; игум. Герасим); ч.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2221 . Черницкий, Чернечицкий, Чорненский или Спас на Чернчичах, мужской, ныне церковь Преображения, Волынской губ., Луцкого у., в ½ вер. от Луцка, за р. Стырем. Уже существовал в XVI стол. и в описи грамот, привилегий и проч. 1596 г. значится: «Лист княжати его милости Острозского, воеводы Киевского, данный на монастырь светого Спаса под Луц­ком на Чернчичах». Около 1624 г., по просьбе ревнителя православия Адама Урсул-Рудецкого, сюда переведена типо­графия Крестовоздвиженского Луцкого братства, учрежденная иноками Сильверстом и Павлом Миткович-Гянцея. Из них Сильверст был потом игуменом монастыря. В 1625 г. из мужского преобразован в женский. “Волын. губ. вед.”, 1855 г., 5 (типографии); “Акты к истор. Ю. и З. Р.”, I, 218 (Опись 1596 г.); “Волын. епарх. в.”, 1867 г., 5; “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г., I, смесь, 9 (книжная старина); “Памят­ники для разбора древн. актов”, I, Отд. 1, 2 (в 1617 г. игум. Исаакий Борисович), 21 (топограф. положение м-ря), 139 (духовная 1635 г. иеродиа­кона м-ря Сильвестра, которою отказывает заве­денную им типографию Крестовоздвиж. братству); “Журн. Мин. Вн. Дел”, 1848 г., XXII, 194 (опис. гор. Степани); “Архив юго-зап. России”, ч. 1, т. VI, 200, LXXXI (объявление урядника Ужовского, 1597 г., об исчезновении священника Чернчицкого Спасск. м-ря Стефана Добринского), 231, (судебное прение 1598 г. Николая Добринского с епископом Терлецким по делу об убийстве свя­щенника м-ря Стефана Добринского), 235, XLV (о том же), 279, СХ (о том же), 555, (жалоба 1625 г. монахинь Преображен. на Черн­чичах м-ря на двор. Яна Цетиса о нападении на дом их священника), 614, CCXLVIII (дарств. запись 1630 г. иеромон. Павла Телицы православ. Спасскому м-рю в селе Черной на остающиеся после его смерти книги и типографию), 637, (фундуш 1631 г. Адама Урсула Рудецкого м-рю св. Спаса в Черной), 642, CCLIX (грам. 1631 г. Киево-Печер. архим. Петра Могилы игумену м-ря Павлу Людкевичу о включении его в число братии Киевопечер. лавры и принятии под свое ведение его м-ря), 697, CCLXXXI (жалоба 1635 г. игумена Крестовоздв. Братского в Луцке м-ря на Дмитрия Урсула Рудецкого о нарушении им отцов. фундушевой записи в пользу правосл. м-ря Чорненского), 703, CCLXXXIII (жалоба 1635 г. Дм. Рудецкого на братию Луцкого Братского м-ря о похищении ими типографии из м-ря в селе Черном).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

имел в Москве, за Твер. воротами, на Дмитровке, ветхое дерев. подворье), 539 (в 1722 г. иеромон. Гурий назначен в духовники в Успенский в Алекс. жен. м-рь), 795 (прошение 1722 г. вдового свящ. Фед. Васильева о дозволении ему поступить в братство м-ря), ч. 2, 119 (м-рь 1722 г. передал серебр. посуду и лом для денежн. двора), 377 (доношение 1722 г. архим. Иосифа о непринужд. детей к поступл. в школы); III, 1723 г., 134 (м-рю принадлежало село Ягренево), 135 (доношение архим. Иосифа об оставлении в м-ре двух подъячих), 590 (в 1701 г. из м-ря взято в Монаст. Приказ. 1.200 руб. да сереб. посуда и выморочных пожитков многое число); IV, 1724 г., 337 (архим. Иосиф назначен Синодальн. асессором в Москве и настоятелем Спасо- Андрониева м-ря, а на его место определен игум. Новинский Антоний), 471 (прошение игум. Антония о дозволении ему употреблять при богослужении палицу и набедренник), 478 (прошение Кабинет-Секрет. Макарова об отдаче ему из м-ря стенных часов), 548 (обвинение архим. Иосифа в убийстве драгуна Недосекина); VII, 1727 г., 325 (игум. Антоний был на коронации Имп. Петра II в 1728 г.); VIII, 1728 г., 80 (прошение вкладчиков м-ря о производстве игум. Антония в архимандр.), 622 (доношение казначея м-ря о кончине игум. Антония); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2020 (межев. книга 1679 г. вотчин м-ря сел Филимонова и Лучинского и пустошей Козловой и Спасской Нильского стана), 2024 (межев. кн. 1684 г. вотчины м-ря села Половецкого Кистемского стана), 2033 и 2035 (межев. кн. 1698 и 1699 г. вотчины в селе Филимонове Нильского стана), 2717 (писцов. межев. книга 1688 г. вотчин м-ря в разных пустошах Елецкого стана Углич. у.); II, книги дозорн., переписн. и проч., 154 (игум. Феодосий 1692 г.), к 158, стр. 138 (Опись 1696 г. церков. земли в вотчине м-ря села Фроловского); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библиот.», I, 211, 1 (житие преп. Никиты Столпника), 810, 1 (месяцеслов XVII ст.; память Никиты Столпника 24 мая); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1839 г., XXXIII, 494 (опис. м-ря); “Древн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

В качестве финансовой поддержки жителям Тырнова З. выделил в 1847 г. 10 тыс. грошей на покупку здания для уч-ща, а позже еще сумму на открытие уч-ща для девушек. На средства обители были построены церкви и уч-ща в Татар-Пазарджике, Кукуше (ныне Килкис, Греция) и Фессалонике, а ок. 10 болгар получили образование в рус. учебных заведениях. В кон. XIX в. 4 зографских насельника занимались переводами книг на болг. язык (ок. 25 наименований - Там же. С. 43); 8 книг религиозного содержания были изданы при финансировании мон-ря. О численности братии З. в разные периоды сохранились достаточно скудные и часто не соответствующие друг другу сведения. В 1489 г. (по др. версии, в 1517-1519) в мон-ре было 66 иноков, в 1530/31 г.- 114, в 1560 г.- игумен, 18 священников, 6 диаконов и 200 монахов ( 2000. С. 99), в 1582/83 г.- 101 монах в мон-ре и 33 монаха в скитах ( Ковачев. 1967. С. 78, 85, 96; Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 161-162), в 1643 г.- 140 насельников (игумен, 9 иеромонахов и 130 монахов), в 1661 г.- 160 чел., в 1677 г.- 200, в 1765 г.- 170 чел. ( 2000. С. 99). С нач. XVII в. в З. селились также греч. и серб. монахи, богослужение совершалось на болг. и греч. языках, но с 1845 г. проживали одни болгары. Этим обстоятельством можно объяснить разницу между статистическими данными 1824 г., когда во время Греческого национально-освободительного восстания было 250 монахов («Повествование о пленении святой Афонской горы агарянами», составленное болг. монахами Никифором и Иерофеем), и 1848 г., когда было 60 монахов (хотя серб Димитрий Аврамович мог не учесть монахов в скитах и келлиях - см.: Темелски Х. Монашеското братство на Зографския ман-р през 40-те и 50-те гг. на ХХ в.//Светогорска обител Зограф. 1996. Т. 2. С. 162). В 1859 г. братия составляла 140 монахов («славяне из болгар» - Порфирий (Успенский). 1880. С. 256). В кон. XIX в. было 120 монахов (еще ок. 130 болгар жили в др. афонских обителях, больше всего (75) - в Хиландаре).

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010