В 90-х гг. XX в. в мон-ре велись ремонтно-восстановительные работы. Значительную помощь оказали предприятия и воинские части, расположенные в г. Муроме. Мон-рь приобрел земельные участки в селах Панфилове и Карачарове Муромского р-на. В 2001 г. при М. Т. м. открыт пансионат «Надежда» для несовершеннолетних. Под попечительством обители находятся неск. тюрем, колония для несовершеннолетних, воинская часть, муромское об-во инвалидов-колясочников «Феникс». Мон-рь имеет неск. подворий: Крестовоздвиженское в Муроме, Богородицкое в дер. Мишино Муромского р-на, Богородицкое в Камешковском р-не Владимирской обл. На территории обители установлена деревянная часовня, посвященная святым Петру и Февронии Муромским. В М. Т. м. проживает игум. Арсения (Москокова) и ок. 90 насельниц, введен общежительный устав. С 4 ч. утра совершаются утренние молитвы и полунощница; читается неусыпаемая Псалтирь. В воскресенье, среду и пятницу по вечерам читаются акафисты Иисусу Сладчайшему, свт. Николаю Чудотворцу и Божией Матери. В Троицком соборе имеются приделы во имя святых Петра и Февронии и во имя праведных жен Анны, Тавифы и Иулиании Лазаревской (Муромской). Арх.: РГАДА. Ф. 280. Оп. 6. Д. 1998 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1765 г.]; Д. 3182 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1767 г.]; Д. 3720 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1768 г.]; Д. 4235 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1769 г.]; Оп. 4. Д. 1014 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1771 г.]; Оп. 8. Д. 448 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1772 г.]; Оп. 9. Д. 463 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1773 г.]; Оп. 10. Д. 466 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1774 г.]; Оп. 11. Д. 500 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1775 г.]; Оп. 12. Д. 459 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1776 г.]; Оп. 15. Д. 250 [Приходо-расходные книги муромского Троицкого жен. мон-ря 1779 г.]; МИХМ. М-9793 [Летопись Муромского Троицкого мон-ря. 2-я пол. XIX - нач. XX вв. Ркп.]; 207 [Докладная записка художника-архит. А. Полторанина в Горьковское отд-ние Союза Художников]; 207 [Акт комиссии по реализации церк. вещей от 13 июля 1928 г.]; М-2231 [Синодик Троицкого мон-ря г. Мурома].

http://pravenc.ru/text/2564388.html

м-ря), 337 (игум. Антоний, вместо которого назначен Филарет, определен настоятелем Никитского м-ря в Переслав.); VII, 1727 г., 89 (дело о неспрашивании в Синодаль. Приказ с земли домового Новин. м-ря, что за Преснею, на которой находится загород. двор Ея Велич., 137 руб.), 300 (дело о пропаже пожитков Деревнина; игум. Сильвестр 1722 г., а вместо его в 1726 г. строитель Филарет Бурнашев); VIII, 1728 г., 256 (прош. монаха Филарета о возвращении в м-рь принадлежавших ему вотчин), 555 (доношение Синод. Приказа о выдаче жалованья за 1728 г. строителю м-ря Филарету с братиею), прилож., LXVII, (о доходах Синодаль. Новинского м-ря); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 1572 (межев. книга 1693 г. вотчин. земли м-ря в селе Телепневе Сурожского стана); II, книги дозорн., переписн. и проч., к 110, стр. 61 (опись села Телепнева на рч. Мал. Истрице 1680 г.); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1774 г., VI, 80 (игум. Нил был на коронации ц. Феодора Алекс. в 1676 г.); 1775 г., VIII, 181 (в 1540 г. принесены в Москву из Ржева св. икона Богород. Одигитрии и Крест и сретоша их... близ Введения, Митрополичья м-ря Введенского»); “Продолж. древн. Вивлиоф.», 1788 г., IV, 315 (межев. грам. около 1504 г.; упомин. дерев. Грибановская Новин. м-ря); “Переписн. книги Москвы», 1638 г., 27 (подворье Новин. м-ря в Белом гор., у Чертольск. ворот), 209 (за Белым городом слобода Новин. м-ря, а в ней: следует перечень дворов); 1665 – 76 г., 190 (избы на земле Новин. м-ря в Земляном гор.); “Русск. истор. Библиот.», III, 257 (слобода Новинского м-ря не была взята Грозным в опричину), 265 (1565 г. 12 авг., в ночи, сгорела церк. Введение преч. Богород. в митрополиче в Новинском м-ре, a загорелася от молнии), 884 (в 1631 г. патр. Филарет послал с Новин. игуменом Кириллом в благослов. княжне Анне Мих. образ Богородицы), 935 (опись ларца и коробок 1630 г. с казною Новин. м-ря); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 3, исследов., 150 (замечат. предметы в Москов. церквах); 1878 г., т. VII, вып. 2, исследов., 107 (в писцов кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Значение между Афонскими обителями. Зограф принадлежит к числу знатных монастырей св. горы, и по значению между ними, и по богатству и по аскетической жизни иноков своих. Он стоит в главе второй пятерицы Афонских обителей. В аскетическом отношении он имеет преимущество пред всеми штатными монастырями. Зограф монастырь общежительный: общежитие устроилось в нем только в 1849 году в августе месяце. Содержание. Владения монастыря на св. горе не обширны: он простирается только на час ходу во все стороны от него. Зато, вне Афонской горы он имеет богатые владения в Княжествах, и, особенно, в Бессарабии и на некоторых островах Архипелага. По этим владениям и имуществам своим Зограф принадлежит к числу первостепенных обителей св. горы. Братство. Зографмонастырь Болгарский. Братство его многочисленно; иноки почти все Болгары; между ними находится только один Грек и два Русских. Богослужение совершается на нашем церковном, то есть, славянском языке, впрочем по Греческому напеву. Скит Черный Вир Этот скит находится в получасовом разстоянии от Зографа. Он расположен при потоке, на скале одного из соседственных холмов Зографской пустыни, среди дикой местности. Соборная церковь скита расположена на небольшой площадке и заключает в себе три придела, из которых один посвящен Киево-Печерским угодникам. В ней иконы – Русской живописи, и в иконостасе большей частью лики Русских Святых. Скит прежде принадлежа Малороссиянам, которые владели им до 1830 года. Начавшаяся перед этим годом война России с Турцией заставила их оставить свой скит и возвратиться в Россию. Теперь он находится в ведении и власти Болгар. Отшельников и келлий в этом скиту не много. Приложения. Правила, начертанные в Карейском собрании во время св. Афанасия Афонского , сохранились в древней грамоте, называемой Трагос (козья кожа); их – 28-мь. Мы приводим эти правила из «Писем с Востока» (ч. 1-я стр. 332–335). Первым каноном определено было строжайшее подчинение Проту или верховному настоятелю всей горы, дабы ничто не делалось без его согласия; но и ему внушалось, в своих решениях, испрашивать предварительно мнения всех игуменов св.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

—127— ния. На берегу высится пирг; в нем устроена церковь во имя Св. Николая и живет несколько братий-болгар; он же служит складочным местом пшеницы и различных хозяйственных принадлежностей. Тут уже ожидали оседланные мулы, присланные из Пантелеймоновского монастыря. На них и отправился в Зограф Преосвященный со своими спутниками по очень хорошей для Афона дороге, идущей среди дубов, яворов, лип и других вековых деревьев. Скоро показался и самый Зограф. Приближение Преосвященного к монастырю возвещено было несколькими ружейными выстрелами сопровождавших эту компанию кавасов. Затем послышался стройный колокольный звон и скоро показался „живописнейший“ Зограф. У монастырской порты встретили Преосвященного о. настоятель Григорий и вся братия, с иконами, хоругвями, крестом. После краткой литии в главном соборе храма, Преосвященный по обычаю приветствовал братию кратким словом и прикладывался к чудотворным иконам и мощам. Последовавший затем осмотр монастыря произвел на всех самое прекрасное впечатление. Он не напрасно называется „живописным“. Местоположение его восхитительное, живописное: кругом богатейшая растительность, дикие дебри и зеленеющие сады, горы, долы и поляны, шумящие потоки... Корпуса отделаны заново, и притом изящно и удобно. Везде чистота, опрятность и удобство. Зограф – исключительно болгарский монастырь. Основание его восходит к более глубокой древности, чем даже Лавры св. Афанасия. Он сначала был не на этом месте, а немного далее, – ближе к морю, но после разгрома турецкого устроился на данном месте между горами, в местности вполне уединенной, вполне соответствующей характеру монастырской жизни. В Зографском монастыре Преосвященный и его спутники ночевали. Между тем студенты, собравшиеся на вершину Афона, распростившись у пристани Зографского монастыря с Преосвященным, напутствуемые его благословением при пении ες πολλ и тропаря великомученику Пантелеймону, на катере снова отправились вдоль берега Афона назад. Снова миновали Дохиар, Ксеноф, Руссик, проехали мимо Ксиропотама, живописно расположившегося на красивой горной рав-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Зограф (греч. Ζωγρφου) – монастырь во имя вмч. Георгия Победоносца, основанный в 911 г. греками (основатель монастыря Георгий по прозванию Зограф, как игумен почетной обители, подписался под первым святогорским уставом, утвержденным императором Иоанном Цимисхием). Спустя 138 лет после основания монастыря и его запустения в монастыре основались болгарские иноки со своим игуменом Иоанном, перешедшие из Селинской обители. Дальнейшая история монастыря прослеживается с начала XIII в., когда Афон находился под властью и покровительством болгарских царей. Около 1240 г. Зограф, заново отстроенный, вошел в число наиболее значительных мона тырей. В 1276 г. (по некоторым источникам – 1280 г.) за сопротивление Лионской унии в монастырской башне были сожжены 26 иноков. В 1308 г. Зограф был разграблен каталонцами, но восстановлен усилиями Палеологов и правителей дунайских княжеств, а в конце XV – начале XVI в., после нового запустения, ему оказывали помощь молдовлахийские воеводы, особенно Стефан VI Добрый. В 1622 г. монастырь пришел в запустение из-за эпидемии чумы, но в дальнейшем был восстановлен и с XVIII в. переживал период расцвета. В 1841 г. в нем был восстановлен общежительный устав. К середине XIX в. в Зографе, где ранее проживало значительное количество сербов и греков, получили преобладание болгарские иноки. Во второй половине XIX в,, благодаря обширным владениям в Бессарабии и широкой помощи со стороны болгар и русских, монастырь значительно перестроился и отличался богатством. В начале XX в. в Зографе подвизалось 200 монахов. К настоящему времени в Зографе сохранился собор начала XIX в. в честь вмч. Георгия и 16 церквей с немалым количеством святынь, таких как: частицы от Животворящего древа Креста Господня, частицы мощей первомученика Стефана, сщмч. Игнатия Богоносца , вмч. Георгия Победоносца и др. В монастырской библиотеке около 500 греческих и славянских рукописей и большое количество книг. В 2002 г. в Зографе подвизалось 10 болгарских иноков. Иверский монастырь Иверский монастырь, Ивер (Ивирон, греч. βρων), в честь Успения Божией Матери, был основан в 979 г. грузинскими именитыми иноками Иоанном Ивиром, сыном его Евфимием и полководцем Торникием. За услуги, оказанные грузинскими иноками императору Василию II, Иоанн Ивир получил разрешение построить на северо-восточном побережье Святой Горы новую обитель на месте Климентова монастыря, опустевшего в 964(5) г. Строительство собора, посвященного Успению Богоматери, продолжалось с 980 по 985 гг. С начала XI в. над вратами монастыря находится чудотворная Иверская икона Божией Матери (Портаитисса). Тогда же обитель стала одной из крупнейших на Афоне; в ней подвизалось около 300 монахов, как грузин, так и греков.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

и 1365 Дионисию ум мрака свобождает. Се 1366 имя святое выну почитайте, услышавше Иисус, главы преклоняйте 1367 . О сем всякое 1368 колено себе преклоняет 1369 , небо, земля и вся 1370 тварь 1371 оно почитает. Иисус сладость Иисус есть всех 1378 сладость 1379 , вся бо 1380 услаждает, иде же благодать Си Господню вливает. Горка есть смерть излиха 1381 , найпаче чрез муки, егда мучителския дручат кого руки. Обаче и та горесть Христом осладися, ибо мучеником смерть сладка сотворися, Зане же, яко на мед, вернии течаху, иде же мучители онех убиваху. Друг друга предваряя, на муки бежаше, яко мзду всесладкую в небе быти знаше. Вящшею охотою тогда смерть искася и мучение люто от верных страдася, Неже епископская днесь ся честь желает, и неже стяжанная сердце утешает. О всесладкий Иисусе, ослади жизнь мою, горку зело грехами, чрез благодать Твою. Дажд ми сладко чрез весь век работати Тебе и вечно наследити Твою сладость в небе. Икона Богородицы Иконописец некто благочестив бяше, ко Матери Божией любовь соблюдаше. Обыкл же образ ея прекрасно писати, а демона под ноги ея полагати, Скаредно писаннаго, за что разьярися враг, и жестоко ему претяй появися. Обещая велику пакость сотворити, аще не престанет й тако скаредити. Зограф 1389 же 1390 врагу рече: Аз тя не боюся, паче скаредство твое явити потщюся. Исчезе демон с гневом, потом 1391 случай бяше: зограф 1392 образ Девыя на стене писаше В храме некоем. Тамо не забы явити и скаредства вражия под ноги вместити, Изображая, яко та есть она жена, ею же змия того бе глава сотрена. Враг, не терпя досады, хотя 1393 й свалити, потщася вся подставы древяны ломити. Тым убо падающым, зограф 1394 он 1395 смутися, но Божией Матери молебно вручися. И простре образ руку, мужа похищая, от падения смертна чюдне свобождая. Падоша вси подставы, зограф 1396 же 1397 висяше, держим рукою Девы. Оле чюдо бяше! Что видяще людие, подмоет пристроиша, зографа 1398 кроме вреда 1399 к земли низпустиша, А Христа Бога Матерь честно величаху, содеянное чюдо миру возвещаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Polocki...

Святая гора Афон (Фото) Святая Гора Афон глазами Владимира Ходакова. 2 апреля, 2013 Святая Гора Афон глазами Владимира Ходакова. Почему гору Афон называют Святой горой? Какие монастыри находятся на греческом полуострове? История Афона и с фотографии святогорских обителей. Содержание статьи Гора Афон, которую называют Святой горой, находится на одноименном полуострове.  Ее высота составляет 2033 метра. Под юрисдикцией Константинопольского Патриархата на афонском полуострове находятся около двадцати монастырей. Верующие почитают Афон, как земной удел Богородицы Согласно данным за 2001 год в монастырях Афона живут 2262 человек. Афонские монахи пользуются юлианским календарем. По афонскому уставу на территорию полуострова не должны приезжать женщины. Запрет на въезд касается также животных женского пола. Паломников восхищает местная природа: горные ручьи, живописное побережье, цветущие деревья. Обширная территория святой горы славится прекрасными пейзажами. Афон Афон — самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей. Помимо монастырей по всей Святой Горе разбросаны 12 скитов (зачастую крупные поселения, ничем, кроме формального статуса, от монастырей не отличающиеся), а также: келлии (обширные монашеские поселения с возделываемым участком земли), каливы (из которых, как правило, состоят скиты), кафисмы (одиночные поселения, обычно близ материнского монастыря), исихастерии (в них подвизаются те, кто стремятся к полному уединению, иногда в пещере). Таким увидел Афон Владимир Ходаков. Читать также — Каждый раз Афон открывается с новой стороны Зограф Зограф относится к болгарским монастырям Святой горы. Его насельники, афонские монахи, как правило, славяне. Монастырь посвятили святому Георгию Победоносцу и в иерархии местных монастырей стоит на девятом месте. Зограф переводится как «живописец». Монастырь был основан Львом Философом и расположен практически на побережье – в трех километрах от моря. Во времена Михаила Палеолога Зограф не стал присоединяться к унии с Римом и за этот отказ в монастыре мученически погибли насельники обители.

http://pravmir.ru/afon-foto/

N 7. P. 85). Ок. 1200 г. болг. мон-рь на А. несомненно существовал. В кратком Житии св. Симеона Сербского, написанном вскоре после смерти святого его сыном свт. Саввой, болгары упомянуты (наряду с греками, грузинами, сербами и русскими) в качестве национальной монашеской общины Св. Горы ( Сава, св. Сабрана дела. Београд, 1998. С. 184). В царствование Иоанна Асеня II (1218-1241) Зограф наряду с др. афонскими мон-рями пользовался покровительством этого правителя, «Сказание о Зографских мучениках» упоминает его вклады в обитель и построенный на его средства пирг. Во 2-й пол. XIII или в нач. XIV в. мон-рь пережил резкий упадок, о чем свидетельствует состояние его б-ки и архива, сохранивших лишь случайные книги и документы более раннего времени, что не может быть объяснено только их вывозом за пределы А. в Новое время. Показателем бедности монастырского собрания древностями уже в сер. XVII в. служит полное отсутствие зографских манускриптов среди привезенных с А. в 1655 г. Арсением (Сухановым). Это заставляет, несмотря на молчание греч. источников, признать в целом историчность известий слав. «Сказания о Зографских мучениках» о разграблении и сожжении обители в 1275 г. «Сказание» и частично примыкающие к нему по содержанию слав. версия «Повести о Ксиропотамском мон-ре» (известна в списках с XVI в.- Вишенский И. Сочинения. М.; Л., 1955. Прилож. С. 332-335) и «Рай мысленный» Стефана Святогорца (XVI в.) содержат довольно подробный рассказ о мученической смерти игумена, 21 инока и 4 мирян (см. Зографские мученики ), отказавшихся признать Лионскую унию и погибших в монастырском пирге, откуда их пытались выгнать с помощью огня и дыма лат. наемники. В огне погибла монастырская б-ка, состоявшая почти из 200 книг, и ризница. Возможно, мон-рь пострадал также в нач. XIV в., во время каталанских разбоев на А. Псалтирь. XIII в. (Зограф. Л. 69 об.— 70) Псалтирь. XIII в. (Зограф. Л. 69 об.— 70) После смерти имп.-униата Михаила VIII Зограф получил в 1289 г. от его сына и наследника Андроника II Палеолога хрисовул с подтверждением всех своих прав и владений.

http://pravenc.ru/text/Афон.html

Все работы осуществляются по правилам и контролируются комиссией, состоящей из персонала Комитета. Существенным результатом деятельности Министерства культуры является и повышение профессионального опыта сотрудников, что дает возможность выйти на качественно новый уровень и реставраторам произведений искусства и памятников Святой Горы, и службам охраны. В то же самое время очень важно наличие серьезной материально-технической базы, созданной на протяжении многолетней работы Комитета, что вносит существенный вклад в скорейшую реализацию программ. Проекты, осуществляемые сегодня в районе Святой Горы, таковы: раскопки (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Ксиропотам, Зограф); реставрация переносных икон (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ставроникита, Пантократор, Дохиар, Зограф); проведение реставрационных работ (Лавра, Ватопед, Ивирон, Кутлумуш, Ксиропотам); реставрация рукописей (Лавра, Ватопед, Пантократор, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Кутлумуш); реставрация миниатюрных предметов (Лавра, Ватопед, Ивирон, Ксиропотам); реставрация фресок (Лавра, Ватопед, Ивирон, Хиландар, Зограф, Дохиар, Ксенофонт, Ксиропотам, Симонопетра, Кутлумуш, Протат, Ставроникита, Пантократор, Филофей, скит Святой Анны, скит Святого Димитрия, Зограф); работы с мраморными полами и иконостасами. В общей сложности в первом полугодии 2006 г. Министерство культуры провело 174 такие работы, что в целом составило одно из наибольших по объему и многообразию направлений деятельности. Существенной частью трудов Министерства культуры является и деятельность двух научных комиссий, которые занимаются Протатом и Хиландарским монастырем. Особые проблемы важнейшего святогорского храма (Протат) в столице Кариес, а также великой Хиландарской обители, значительная часть которой пострадала в 2004 г., решаются при возможно полном представительстве как ученых-специалистов, так и монахов. Можно отметить, что запланированные работы в некоторых монастырях уже завершены, особенно на небольших объектах. Восстановлено и склеено собрание священных глиняных потиров, являющееся особым достоянием мировой культуры и найденное в разбитом состоянии во время раскопок священного колодца в Ватопедском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Хандакс в нижнем течении р. Стримон и отмечаются болг. характер обители и забота о ней болг. царей. В том же году при согласии имп. Иоанна V для подтверждения этого дарения Иоанн Александр издал т. н. Зографскую грамоту с золотой печатью, в к-рой указано, что еще его дед и прадед были покровителями мон-ря ( Иванов. 1931. С. 587-590; Даскалова, Райкова. 2005. С. 38). В окт. 1344 г. по ходатайству болг. царя визант. имп. Иоанн V Палеолог признал права З. на владение с. Мармарион на р. Стримон ( Pavlikianov. 2005. С. 28). Серб. царь Стефан Душан в янв. 1348 г. (в «Сводной зографской грамоте» при описании этого события допущена хронологическая ошибка, см.: Duj ev. 1965. Р. 505; Дуйчев. 1972. С. 300; 1992. С. 62-64, 119-120; Павликянов. 2005. С. 70) посетил З. и., несмотря на то что он почитал вмч. Георгия Победоносца и брал его икону с собой на войну (впосл. она хранилась в церкви зографского уч-ща - см.: Петкович. 1853. С. 1), отнял у мон-ря почти все вкладные хрисовулы и передал часть имущества З. Хиландару. После этого в З. остался только греч. хрисовул, изданный в апр. 1346 г. по просьбе царя Иоанна Александра для подтверждения права мон-ря на с. Хандакс и отмены налога в 50 иперперов с продажи зерна и имущества. В 1372 г. один из храмов З., во имя вмч. Димитрия Солунского, получил патриарший (но не ставропигиальный) статус: его ктитор, болг. аристократ Бранислав, был духовным сыном К-польского патриарха свт. Филофея Коккина и, видимо, попросил духовного отца подтвердить независимость его храма от епископа Иерисса ( Иванов. 1931. С. 546). Мон-рь получил ставропигиальный статус только в XVI в. и до этого времени выплачивал налоги местным иерархам ( Павликянов. 2005. С. 67-68; Pavlikianov. 2005. С. 28). Ктитором З. был и визант. имп. Андроник IV Палеолог: в июле 1378 г. ради своей супруги, дочери болг. царя Иоанна Александра, и в благодарность болгарам за поддержку при восшествии на престол ( Матанов Х. Към историята на един имотен спор между Зограф и Хилендар през XIV в.//Светогорска обител Зограф.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010