Росписи являются выдающимся произведением поствизант. живописи. К обновлению Роженского мон-ря приступили в кон. XVI в., в 1611 г. были исполнены фрески на зап. и юж. фасадах кафоликона. После большого пожара в конце века, к-рый повредил фрески в наосе, его расписали заново в 1732 г. братья Анастасий и Алексий, иерей из г. Янина. В 1662 г. была расписана костница мон-ря. В 1724 г. мастера «даскал Цою и Недю» из г. Трявна украсили фресками придел св. Харалампия ц. св. Афанасия в Арбанаси. В 1761 г., согласно ктиторской надписи, зограф Михаил из Фессалоники расписал наос, а Георгий из Бухареста - притвор ц. св. Архангелов в Арбанаси. II. Иконопись. От XV в. дошли лишь неск. икон, среди к-рых точно датирован Деисус (1495, НХГ Крипта) из Бачковского мон-ря. Сохранилось неск. датированных икон XVI в. Большинство икон привозные и только в самом кон. столетия появляются иконы местных мастеров, напр. «Св. Троица» (т. н. ветхозаветная Троица) зографа Недялко из г. Ловеча, созданная в 1598 г. для Этропольского во имя Св. Троицы мон-ря. В XVII в. центром производства икон, отличающихся ярким колоритом, был район Тырнова. Местные артели работали в Зап. Болгарии и в районе Софии. Расцвет в XVII в. пережил древний художественный центр Месемврия, где иконы писали в основном греч. мастера, приглашенные представителями старых греч. фамилий. В 1-й пол. XVIII в. количество привозных и созданных на местах икон увеличилось в связи с обновлением храмов и мон-рей. В то время были написаны иконы иконостаса и создана роспись кафоликона Роженского мон-ря, не прекращался обмен иконами с афонскими мон-рями. Страшный Суд. Роспись ц. св. Афанасия в с. Арбанаси. 1726 г. Мастера Цою и Недю. Фрагмент Страшный Суд. Роспись ц. св. Афанасия в с. Арбанаси. 1726 г. Мастера Цою и Недю. Фрагмент Стилевая и иконографическая характеристика болг. иконописи в общих чертах соответствует традиции и практике совр. ей поствизант. иконописи на Балканах. В состав иконостаса входили образы Спасителя (поясной и очень редко на троне) с апостолами на боковых полях, Богоматери (поясной или на троне) с пророками, св.

http://pravenc.ru/text/149669.html

Преспа (Македония; 1612). В росписи церкви монастыря св. Наума на Охридском оз. (1706) М., старец с длинной клиновидной седой бородой, изображен в центре группы св. Седмочисленников, с Кириллом и Климентом, держащим модель храма (символ Церкви Христовой); образ М. выделен цветом облачения (белый саккос с охристой разделкой). Схема этой композиции, представленной особенно широко памятниками в храмах Бератской епархии, могла видоизменяться, но М. в ней изображался, как правило, старцем в архиерейском облачении в соответствии с рекомендациями болг. Ерминии (1863): «Св. Кирилл и Мефодий, народные болгарские просветители... оба во облачениях владычних (архиерейских), с бородами старческими» ( Василиев А. Образи на Кирил и Методий в България. София, 1970. С. 25). Известны изображения М. с избранными, преимущественно серб. святителями. Напр., на гравюре в кн. «Стематография» работы свящ. Христофора Жефаровича (Вена, 1741) М., седовласый архиерей, показан вместе с Сербским архиеп. Ефремом. В 1841 г. зограф Димитр Молеров и его сын Симеон из Банско в парекклисионе свт. Николая в Рильском мон-ре изобразили отдельно Кирилла и М. в группе со св. Стефаном Неманей и свт. Саввой, архиеп. Сербским. В XIX в. образы М. и Кирилла появляются в слав. мон-рях Св. Горы Афон. Так, в росписи (до 1816) алтаря кафоликона мон-ря Зограф изображение М. помещено на вост. грани сев. алтарного столба, на др. гранях представлены святые Феофилакт и Климент Охридские. Здесь, в стенописи, как и на иконах Нового времени, в сравнении с ранними изображениями святителя меняется состав архиерейского облачения, вместо фелони появляется саккос, в руке - жезл, на голове - митра. Большое число изображений находится в освященных во имя равноапостольных Кирилла и М. храмах в скиту Пресв. Богородицы мон-ря Ксилургу (1884), в мон-ре Зограф (1890). Парные образы равноапостольных Кирилла и М. по-прежнему превалируют над единоличными. В рус. традиции наиболее раннее бесспорное изображение М. сохранилось в Радзивиловской летописи (БАН.

http://pravenc.ru/text/2563094.html

Фануильская икона вмч. Георгия Победоносца. XIV в. (Кафоликон мон-ря Зограф) Фануильская икона вмч. Георгия Победоносца. XIV в. (Кафоликон мон-ря Зограф) В кон. XIX - нач. XX в. в б-ке работали П. А. Сырку , к-рый изучал Евфимиев служебник, и П. А. Лавров , открывший «Зографские листки», в 1900 г.- болг. филолог С. Аргиров, в 1903 г. А. Попстоилов подготовил краткий каталог собрания. Между 1906 и 1908 гг. зографские слав. рукописи изучал болг. ученый Й. Иванов , впосл. он опубликовал из них ряд произведений и большое число писцовых, вкладных и владельческих записей (Български старини из Македония. София, 1908, 1931 2, 1970р). В 1907 г. Г. А. Ильинский подготовил более полный каталог слав. рукописей собрания (учтено 184 кодекса). В 1977 г. с собранием работал австр. славист Х. Миклас. В 1978-1979 гг. болг. археографы Х. Кодов, С. Кожухаров и Б. Райков начали каталогизацию и описание собрания, но опубликованы были только подробное описание библейских рукописей ( Кодов, Райков, Кожухаров. 1985) и каталог с образцами почерков, в к-рый были включены также материалы Микласа ( Райков и др. 1994). Сведения о зографских кодексах XI-XVIII вв., известных по печатным описаниям, учтены (с рядом уточнений) в сводном кратком каталоге слав. рукописей Афона (Славянские рукописи Афонских обителей/Сост.: А. А. Турилов и Л. В. Мошкова под ред. А.-Э. Н. Тахиаоса. Фессалоники, 1999). В б-ке З. также хранится 167 греч. рукописей, из к-рых 110 были описаны С. Ламбросом (46 кратко, остальные 64 отмечены как «церковно-музыкальные» бумажные рукописи XVI-XIX вв.- см.: Lambros S. P. Catalogue of the Greek Manuscripts on the Mount Athos. Camb., 1895. Vol. 1. P. 31-35; Ο θησαυρο το Αγου Ορους/Υπ Π. Χρστου, Χ. Μαυροπολου-Τσιομη, Σ. Καδ, Ακ. Κατσαρο. Αθναι, 1991. Τ. 4. Σ. 178, 180-181, 328-331). В 1993 г. было обнаружено, что ок. 10 рукописей, указанных Ламбросом, исчезли или были заменены более поздними. Из всех греч. кодексов только 3 написаны на пергамене. Древнейшие греч. манускрипты - Евангелие-тетр XII в.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Горы. В отличие от большинства святогорских соборов кафоликон З. не имеет боковых приделов. В 1840 г. с запада и севера к лити был пристроен 2-ярусный экзонартекс с открытой нижней аркадой. Роспись храма (окончена в 1817) выполнена местной артелью под рук. мастера Никифора († 1816), затем мастера Митрофана из Визии. Фрески экзонартекса были созданы между 1840 и 1848 гг., здесь размещен, в частности, один из характерных для Афона обширных циклов Апокалипсиса (см. в ст. Дионисия преподобного мон-рь ). К северу от кафоликона находится ц. Успения Пресв. Богородицы (1764) - небольшой (15×8 м) одноглавый храм на 4 колоннах с фресками 1780 г. Напротив входа в кафоликон традиционно расположена трапезная. Это огромное сооружение с 2 ярусами подвалов, 2-светной трапезной палатой и перекрытой огромным куполом бесстолпной ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия (по нек-рым данным, освящена в 1893). Здание трапезной выдается мощным граненым объемом далеко на запад за линию монастырских построек. Высокая колокольня мон-ря, увенчанная часовой башенкой с шатром, и пристроенный к ней парекклисион в честь Преображения Господня (50-60-е гг. XVIII в.) расположены в середине вост. крыла построек, за алтарем кафоликона. В сев. части того же вост. крыла находятся украшенные фресками парекклисионы св. Иоанна Предтечи (1768) и вмч. Димитрия Солунского (60-е гг. XVIII в.). Остальные парекклисионы З. (св. Бессребреников, св. Архангелов и 26 Зографских преподобномучеников) росписей не имеют. В сев.-зап. углу двора после разбора развалин сгоревшей в 1873 г. башни был поставлен памятник (кенотаф) Зографским преподобномученикам. Мон-рь окружен большим количеством разнообразных построек. На северо-востоке расположено кладбище с ц. Благовещения Пресв. Богородицы (1777). Рядом с ним находится обширный комплекс хозяйственных построек (XIX в.), включающий больницу, маслобойню, хлев, мастерские и др. К юж. крылу мон-ря примыкает здание поварни-пекарни (мангипион). З. принадлежит 7 кафизм. К западу от мон-ря находится кафизма во имя вмч. Георгия Победоносца (в полуразрушенном состоянии). Одноглавый храм (1850) окружен стенами и келлиями, поэтому напоминает небольшой мон-рь. Кафизма построена на месте, где, согласно преданию, остановился мул с Аравийской иконой. Кафизма во имя свт. Николая Чудотворца (1859-1860) находится на холме за юго-вост. углом мон-ря. В разрушенном состоянии сохранилась кафизма в честь Рождества Пресв. Богородицы в местности Маврос-Вирос (Черни-Вир); она имела статус скита, и в ней с 1747 г. проживали рус. монахи, в 1829 г. их было 30 чел. Еще есть кафизмы Херово (Χαροβο), во имя ап. Иоанна Богослова, во имя Всех святых, во имя свт. Спиридона Тримифунтского и во имя св. Апостолов.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Мон-рь получал богатые вклады от болгар: на деньги хаджи Вылчо из Банско были построены в 1758 г. вост. 4-этажное крыло комплекса и в 1764 г. 2-я ц. Пресв. Богородицы, на средства жителей Банско - часовня в честь Преображения Господня в башне под колокольней. Еще в 1746 г. З. купил у мон-ря Эсфигмен владение Ваница (Йованица). При ктиторстве хаджи Васила из Ловеча в 1768 г. была построена часть вост. корпуса мон-ря с часовней св. Иоанна Предтечи и расписана часовня в честь Успения Пресв. Богородицы, а на средства проигумена в 1777 г. построена кладбищенская церковь-костница в честь Благовещения Пресв. Богородицы. В кон. XVIII в. было заменено внутреннее деревянное убранство кафоликона. В 1794 г. были сделаны позолоченные кивоты для чудотворных Аравийской («рабом Божием Калчо из с. Калофер») и Фануилской («рабом Божием Стамой хаджи Димо») икон. В 1797 г. З. пострадал от землетрясения, поэтому в кон. XVIII - нач. XIX в. было осуществлено масштабное строительство, о к-ром свидетельствуют послание-призыв зографского эпитропа Евфимия к православным Османской империи о сборе средств на выплату долгов, связанных с возведением собора вмч. Георгия (документ без даты, болгаро-греч. надпись над входом в собор сообщает, что строительство было завершено в 1801); послание 1803 г. зографского эпитропа Лаврентия о сборе средств на роспись и украшение нового собора; послание того же года зографских эпитропов Лаврентия и Антима православным Молдавии с теми же просьбами. Считается, что к кон. 1803 г. мон-рь вернул «строительные» долги. Во время Греческого национально-освободительного восстания 1821-1829 гг. обители нанес ущерб расквартированный в ней военный пост арнаутов (албанцев мусульман). После их ухода за мон-рем числились большие долги, за к-рые он мог быть передан главному кредитору, мон-рю Ватопед, и тем самым утратить самостоятельность и статус болг. мон-ря. Но благодаря ходатайству в Москве зографских посланников архим. Анатолия из с. Лазарополе (близ Дебара) и хаджи Викентия (Виктора) из с. Беляковец (близ Тырнова) в юрисдикцию З. вернули Киприановский мон-рь в Бессарабии, из доходов которого было выплачено 400 тыс. р. в качестве возмещения за понесенные убытки. После выплаты долгов в 1849-1850 гг. был восстановлен общежительный статус мон-ря, утраченный во 2-й пол. XVIII в. Упомянутый архим. Анатолий вместе с болг. просветителем В. Н. Априловым намеревался открыть в З. болгарские уч-ще и типографию. Несмотря на то что для типографии в 1850 г. построили здание близ монастыря и закупили шрифты, она так и не открылась.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

1998. P. 24). Однако некоторые особенности иконографии и стиля сближают панно с росписями молдавских церквей кон. XVI в., что не исключает возможность атрибуции художника как представителя касторийской школы, знакомого с произведениями критских мастеров. Второе панно, «Служение ангелов над гробом св. Иоанна Нового», было обнаружено в частной коллекции (опубл.- Dr ghiceanu. 1916. P. 21-24; впосл. утеряно). Во 2-й пол. XVI в. вместо деревянных панно для ковчега были изготовлены серебряные пластины с рельефными изображениями, в точности воспроизводившими иконографию снятых панно (это можно заключить по полному совпадению изображений с 2 указанными) ( Costea. 1998. P. 21-24. Fig. 1-12). К XV в. были отнесены 2 иконы из собрания мон-ря Рышка (ныне в музее мон-ря Вэратек), свт. Николая Чудотворца с поясными изображениями Иисуса Христа и Пресв. Богородицы и 12 святителями на полях (сохр. 10, идентифицированы: святые Афанасий, Харалампий, Спиридон, Григорий Богослов, Кирилл, Софроний) и архангелов Михаила и Гавриила в рост ( tef nescu. 1935. Р. 561-565. Pl. XIV-XVI; Nicolescu. 1971. Fig. 2-3. Сат. 1). Однако новые исследования не проводились, и датировка этих икон XV веком пока не подтверждена. Также нераскрытой и неизученной остается икона вмч. Георгия, переданная в 1484 г. мон-рю Зограф на Афоне в качестве вклада господаря св. Стефана III Великого ( Nasturel. 1986. P. 192). Некоторые исследователи относят ко времени св. Стефана III икону Божией Матери «Одигитрия» из мон-ря Агапия ( Efremov. 2002. P. 79-80). Спас Вседержитель, с деисусом и апостолами. Икона. Ок. 1535 г. (кафоликон мон-ря Хумор) Временем правления Петру IV датированы и частично сохранившиеся иконостасы кафоликона мон-ря Хумор и Преображенской ц. бывш. скита Вэлени (Пьятра-Нямц). От хуморского иконостаса сохранились деисусный чин и местный ряд (последний в иконостасе был заменен, старые иконы хранятся в нартексе кафоликона). Иконы местного ряда («Спас Вседержитель, с Деисусом и апостолами», «Пресв. Богородица «Одигитрия», с архангелами и пророками», «Успение Пресв.

http://pravenc.ru/text/2564044.html

стороны. Совр. вид комплекса определен постройками XIX в., однако сохранился ряд более ранних сооружений: башня (1517) в сев.-вост. углу мон-ря и часть юж. стены (1716), к-рая находится в руинах после пожара 21 дек. 1974 г. Вост. корпуса с живописными многоярусными аркадами балконов относятся к сер. XVIII в. (т. н. крыло «Банско», 1752-1758; сев. часть, 1768). Между 1862 и 1896 гг. были построены монументальные 5-этажные здания в сев. части (приемная игумена, келлии, кухня и пекарня), зап. часть (гостевые комнаты, ризница, б-ка) и юж. часть стены комплекса. Наиболее древним достоверным изображением мон-ря является рис. Григоровича-Барского 1744 г. Изображение З. на выходной миниатюре Милостинного синодика 1639 г. (Л. 1), выполненное на 100 лет ранее мастерами московской Оружейной палаты, носит условный характер ( Райков и др. 1994. Табл. 77). Кафоликон во имя вмч. Георгия Победоносца был завершен в 1801 г. Расположен в центре двора (ранее на его месте стоял др. собор, освященный в 1502). Это величественное здание (36,6×16,8 м) было построено 1-м из святогорских кафоликонов 1-й пол. XIX в. и продолжает архитектурные традиции кафоликонов сер. XVIII в. Основной объем кафоликона - 4-столпный храм с 3-апсидным алтарем с вимой и характерными для Афона боковыми экседрами для хоров; главная апсида алтаря и экседры хоров граненые, боковые апсиды вовне почти не выявлены. Подобно кафоликону Ксиропотама (1762-1764), основной объем собора З. имеет 4 купола - главный и малые купола над алтарной апсидой, жертвенником и диаконником. Вероятно, по тому же образцу в З. был построен обширный 4-столпный притвор (лити) - один из четырех 4-столпных лити на Св. Горе: 1-й был возведен в Дохиаре (1568), последний - в Кастамоните (1867-1869). Новшеством стало 5-главое венчание лити, к-рое повторено в построенном вслед за зографским кафоликоне мон-ря вмч. Пантелеимона (1812-1820). Полосатая кирпичная кладка собора, характерная для позднеосманской архитектуры, выделяет его среди др. кафоликонов Св.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Поликарпа Смирнского, бессребреников Космы и Дамиана и мч. Трифона ( Πεντζκης Γ. Ν. Αγιον Ορος: Ενας πλρης ταξιδιωτικς οδηγς. Αθνα, 2003. Τ. 2. Σ. 419). В соборе мон-ря хранятся 3 чудотворные иконы вмч. Георгия Победоносца. Фануилская (XIV в., отражает влияние т. н. палеологовского стиля - см.: Прашков, Шаренков. 1987. С. 155) расположена на пилоне юж. хора и связана с легендой об основании З. 3 братьями. История наименования иконы объясняется в легенде, согласно к-рой в мон-ре Фануил близ Лидды в Палестине на глазах у монахов пропал лик с иконы вмч. Георгия Победоносца, а позже игум. Георгию явился святой и рассказал, что нашел для своей иконы лучшее место, после его указания братия пришла на Афон и обнаружила икону в З. Воденский (Эдесский) епископ не поверил в нерукотворность иконы и презрительно ткнул ее пальцем, кончик пальца прирос к поверхности иконы, и его пришлось ампутировать (Вышний Покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах. М., 1997р. С. 151-155). Аравийская икона (кон. XII - нач. XIII в.) размещена на пилоне сев. хора ( Прашков, Шаренков. 1987. С. 154-155); согласно легенде, она приплыла в лодке из Палестины; на сев. алтарном столбе находится молдав. (1456 или 1484) икона, подаренная молдав. господарем Стефаном III Великим. В мон-ре почитаются 2 чудотворные иконы Пресв. Богородицы. Акафистная Зографская икона Божией Матери , к-рая, по преданию, в 1275 г. предупредила братию о приближении латинян, хранится в Успенской ц. Икона «Епакууса» (Услышательница) пребывает в ц. равноапостольных Кирилла и Мефодия; согласно Житию прп. Космы Зографского, она услышала вопрос подвижника о выборе лучшего пути спасения и передала ему ответ Своего Сына ( 2005. С. 80). А. А. Турилов, Д. Чешмеджиев Разрез и план кафоликона З. является одним из самых больших на Афоне. В плане он представляет собой неровный прямоугольник, вытянутый с севера на юг. Обширный двор, в к-ром находится 2 храма, со всех сторон окружен жилыми зданиями и имеет широкие ворота с сев.

http://pravenc.ru/text/Зограф.html

Палеографический анализ мозаичных надписей показал, что к их созданию были причастны 4 мастера, двое из к-рых принимали участие в украшении мозаиками ц. св. Апостолов в Фессалонике (1310-1314) и кафоликона мон-ря Хора ( Τροπκου. 2016. Σ. 121-139, 173-178). Ист.: Crusius M. Turcograeciae Libri Octo. Basiliae, 1584; Schweigger S. Ein newe Reyssbeschreibung auss Teutschland Nach Constantinopel und Jerusalem. Nürnberg, 1608. S. 120-121; Breuning vom Buchenbach H. J. Orientalische Reyss. Strasbourg, 1612. S. 67; Gerlach S. Tage-Buch. Fr./M., 1674; Manuel Philes. Carmina/Ed. E. Miller. P., 1855-1857. 2 vol. Лит.: Кондаков Н. П. Византийские церкви и памятники К-поля//Тр. VI Археол. съезда в Одессе (1884). Од., 1887. Т. 3. С. 207-209; Underwood P. A. Notes on the Work of the Byzant. Institute in Istanbul, 1954//DOP. 1956. Vol. 9/10. P. 298-299; idem. Notes on the Work of the Byzant. Institute in Istanbul, 1957-1959//Ibid. 1960. Vol. 14. P. 215-219; Megaw A. H. S. Notes on Recent Work of the Byzantine Institute in Istanbul//Ibid. 1963. Vol. 17. P. 367-371; Mango C., Hawkins E. J. W. Report on Field Work in Istanbul and Cyprus, 1962-1963//Ibid. 1964. Vol. 18. P. 319-340; Schreiner P. Eine unbekannte Beschreibung der Pam-makaristoskirche (Fethiye Camii) und weitere Texte zur Topographie Konstantinopels//Ibid. 1971. Vol. 25. P. 219-241; Belting H. et al. The Mosaics and Frescoes of St. Mary Pammakaristos (Fethiye Camii) at Istanbul. Wash., 1978; Γκιολες Ν. Οι ψηφιδωτς εικνες του Οικουμενικο Πατριατχεου και οι αναθτες τους//ΔΧΑΕ. 1993/1994. Τ. 17. Σ. 249-258; Stichel R. H. W. «Vergessene Portraits» spätbyzantinischer Zeit: Zwei frühpalaiologische kaiserliche Familienbildnisse im Peribleptos- und Pammakaristoskloster zu Konstantinopel//Mitteilungen zur spätantiken Archaologie und byzant. Kunstgeschichte. Wiesbaden, 1998. Bd. 1. S. 75-103; V é l é nis G. L " église Panagia Olympiotissa et la chapelle de Pammacaristos//Зограф. 1998/1999. 27. С. 103-112; Effenberger A. Zur Restaurierungstätigkeit des Michael Dukas Glabas Tarchaneiotes im Pammakaristoskloster und zur Erbauungszeit des Parekklesions//Там же. 2006/2007. 31. С. 79-94; idem. Zu den Gräbern in der Pammakaristoskirche//Byz. 2007. Vol. 77. P. 170-196; Ryder C. E. Micromosaic Icons of the Late Byzant. Period: Diss. N. Y., 2007. P. 16, 214-219; Τροπκου Ν. Η ελληνικ γραφ των εντοχιων ψηφιδωτν της στερης βυζαντινς περοδου: Διδακτορικ διατριβ. Θεσ., 2016.

http://pravenc.ru/text/2578782.html

В кон. XVIII - нач. XIX в. на Афоне работала семейная артель из Галатисты на п-ове Халкидики: мон. Макарий (1746-1814) и его племянники мон. Вениамин († 1834) и иером. Захария († 1822), жившие в Карее. Макарий украсил фресками парекклисион свт. Николая Чудотворца кафоликона мон-ря Ватопед (1780), трапезную Ватопеда (1786), кладбищенскую ц. свт. Николая в Карее (1787), портик над входом в мон-рь Дохиар (1788), наос кафоликона мон-ря Ватопед (1789), нартекс парекклисиона вмч. Димитрия мон-ря Ватопед (1791) и др. Вместе с племянниками он работал над росписями парекклисионов св. Андрея мон-ря Ватопед (1798), св. Архангелов в Иверском мон-ре (1812) и ряда др. афонских храмов. Мастерская Макария, как и действовавшая параллельно на Афоне (ок. 1800) артель Никифора из Аграфы († 1817), находилась под влиянием Дионисия Фурноаграфиота и сочетала его наследие с элементами народного барокко-рококо. Однако стиль Никифора содержит больше зап. элементов (открытая галерея кафоликона Иверского мон-ря (1795), кафоликон мон-ря Зограф (1817)). Прор. Захария. роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в келлии Макареев в Карее. Мастера мон. Вениамин и иеромонахи Захария и Макарий. 1819 г. Прор. Захария. роспись ц. Рождества Пресв. Богородицы в келлии Макареев в Карее. Мастера мон. Вениамин и иеромонахи Захария и Макарий. 1819 г. Без участия Макария Вениамин и Захария поновляли росписи кафоликона мон-ря Хиландар (1803-1804), расписали нартекс кириакона скита вмч. Димитрия (1806 или 1816), принадлежащего мон-рю Ватопед, парекклисион во имя св. Иоанна Предтечи Иверского мон-ря (1815) и др. Вместе со своим братом иером. Макарием († 1866) они расписали кафоликон мон-ря Эсфигмен (1818), парекклисион св. Иоанна Предтечи мон-ря Пантократор (1819), нартекс кафоликона мон-ря Ватопед (1819), ц. Рождества Богородицы при келлии Макареев в Карее (1819) и др. Из работ Вениамина известны также роспись парекклисиона равноап. Константина в мон-ре Кастамонит (1819), парекклисионов святых Космы и Дамиана, ап. Иоанна Богослова и Успения Пресв. Богородицы в мон-ре Ксенофонт (1820), кафоликона мон-ря Осиос Мелетиос на Китероне (1820). Во время Греческого восстания 1821-1829 гг. артель была вынуждена покинуть Афон и временно обосновалась на о-ве Скиатос. После смерти братьев Макарий выполнил фрески над входом в мон-рь Ксенофонт (1842) и ряд др. росписей в этом мон-ре (1845), расписал фиал в мон-ре Хиландар (1847), а также создал множество икон. Учениками братьев были иером. Григориос из сел. Варвара на п-ове Халкидики († между 1873 и 1879), Георгиос Пладас из Галатисты и иером. Вениамин Кондракис из сел. Пилион († ок. 1885).

http://pravenc.ru/text/166461.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010