Основным свойством гимнов можно считать необычный взгляд на священную историю. Ефрем не разделяет священную, церковную и мирскую истории, не считает их разнородными. Напротив, он утверждает, что вся история человечества в определенном смысле апокалиптична, и всякий раз в истории осуществляется выбор между лукавством ада и спасительной простотой рая. Нисибинские гимны создавались в связи с очень важными событиями сирийской истории. Гимны с I по XXI описывают три пережитые Нисибином осады в период войны с персами (350, 359 и 363 гг.). В них встречаются имена епископов, которые управляли в эти и более поздние годы Нисибином: Иаков (до 338 г.), Бабуй (?), Вологез (346–361 гг.) и Авраам (347 г. ?). К сожалению, в сборник Нисибинских гимнов, доступный современному читателю, не вошли гимны с XXII по XXIV, поскольку они отсутствовали в использованной Беком рукописи. Гимны с XXV по XXX относятся к жизни церкви сирийского города Эдесса. В гимнах XXXI-XXXIV Мар Афрем рассказывает о язычестве, которое тогда еще процветало в городе Харране, расположенном в 45 километрах к югу от Эдессы. В Харране в то время епископствовал Вит. Гимны с XXXV по LXXVII, составившие второй том издания Бека, отличаются полемическим напряжением. В этих гимнах Мар Афрем полемизировал с гностиками и другими еретиками, отрицающими телесное воскресение (вероятно, в том числе с манихеями и «неоплатониками»). Гимны с XXXV по XLII повествуют о победе Христа над Смертью и о поражении сатаны, гимны с XLIII по XLIX – о благости творения и смысле телесного воскресения. Гимны с LII по LXVIII, кульминационные для этого цикла, поражают адскими образами, извлеченными из Писания с помощью принятых в сирийском богословии экзегетических приемов. Персонажами этой «трагедии» являются сатана и его возлюбленная – Смерть, Шеол (преисподняя) и устрашающие грешников бесы. Необычен и также принадлежит трагической топике образ Христа – Он выведен не как триумфатор над адом, но едва ли не как «божественный мятежник», поднявший восстание в аду и «выкравший» души погибших. Гимны с LXVIX по LXXVII повествуют о конце человеческой жизни и о бессмертии души.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/o-...

13 . Augustinus. De Genesi ad litteram inperfectus liber//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 28.1/Ed. by J. Zycha. Vienna; Leipzig, 1894. 14 . Augustinus. De Genesi contra Manichaeos//Corpus Scriptorum Ecclesiasticorum Latinorum. Vol. 91/Ed. by D. Weber. Vienna, 1998. 15 . Augustinus. De libero arbitrio//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 29/Ed. by W. M. Green. Turnhout, 1970. 16 . Augustinus. De Trinitate//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 50/Ed. by W. J. Mountain. Turnhout, 1970. 17 . Augustinus. De vera religione//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 32/Ed. by J. Martin. Turnhout, 1982. 18 . Augustinus. Enarrationes in Psalmos//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 3840/Eds. by E. Dekkers, J. Fraipont. Turnhout, 1956. 19 . Augustinus. Enchiridion ad Laurentium de fide et spe et caritate//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 46/Ed. by E. Evans. Turnhout, 1969. 20 . Augustinus. In Iohannis Evangelium Tractatus CXXIV//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 36/Ed. by R. Willems. Turnhout, 1990. 21 . Augustinus. Retractationes//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 57/Ed. by A. Mutzenbecher. Turnhout, 1984. 22 . Beda Venerabilis. De natura rerum//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 123A/Ed. by C. W. Jones. Turnhout, 1975. P. 189234. 23 . Boethius. De consolatione philosophiae//Corpus Christianorum Series Latina. Vol. 94/Ed. by L. Bieler. Turnhout, 1984. 24 . Booth E. Heidegger and Saint Augustine on Time//New Blackfriars. 2004. Vol. 85. No. 998. P. 399425. 25 . Carter J. W. St. Augustine on Time, Time Numbers, and Enduring Objects//Vivarium. 2011. Vol. 49. No. 4. P. 301323. 26 . Gregorius Nyssenus. Apologia in Hexaemeron//PG. Vol. 44. Col. 61–124 . 27 . Guitton J. Le temps et l’eternité chez Plotin et saint Augustin. Paris, 1959. 28 . Hernandez W. A. St. Augustine on Time//International Journal of Humanities and Social Science. 2016. Vol. 6. No. 6. P. 3740. 29 . Knuuttila S. Time and creation in Augustine//The Cambridge companion to Augustine. Cambridge, 2001. P. 103115.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej-Fokin/...

1959. Vol. 36. P. 71-75; idem. Note sur les cultes de Scythopolis e l " époque romaine//Ibid. 1962. Vol. 39. P. 207-211; idem. L " ere de Scythopolis//Revue numismatique. Ser. 6. P., 1964. Vol. 6. P. 25-28; idem. Alexandre le Grand, foundateur de Gerasa//Syria. 1965. Vol. 42. P. 25-28; Bietenhard H. Die Dekapolis von Pompeius bis Traian//ZDPV. 1963. Bd. 79. S. 24-58; idem. Die syrische Dekapolis von Pompeius bis Traian//ANRW. 1977. Tl. 2. Bd. 8. S. 220-261; Mittmann S. The Roman Road from Gerasa to Adraa//ADAJ. 1966. Vol. 11. P. 65-87; Jones A. H. M. Cities of the Eastern Roman Provinces. Oxf., 19712; Smith R. H. Pella of the Decapolis. Wooster (Ohio), 1973. Vol. 1; Bowersock G. W. Old and New in the History of Judaea//JRS. 1975. Vol. 65. P. 180-185; idem. Roman Arabia. Camb. (Mass.), 1983; Parker S. T. The Decapolis Reviewed//JBL. 1975. Vol. 94. P. 437-441; Zayadine F. Une tombe peinte de Beit-Ras (Capitolias)//Studia Hierosolymitana in onore di P. Bellarmino Bagatti. Jerusalem, 1976. Vol. 1. P. 285-294. (SBF. Coll. Maj.; 22-23); idem. Amman//MdB. 1982. Vol. 22. P. 20-28; Lifshitz B. Scythopolis: L " histoire, les institutions et les cultes de la ville a l " époque hellénistique et impériale//ANRW. 1977. Tl. 2. Bd. 8. S. 262-294; Rey-Coquais J. P. Syrie romaine, de Pompée à Dioclétien//JRS. 1978. Vol. 68. P. 44-73; idem. Philadelphie de Coelesyrie//ADAJ. 1981. Vol. 25. P. 25-31; idem. Decapole et province d " Arabie//MdB. 1982. Vol. 22. P. 7-9; idem. Decapolis//ABD. Vol. 2. P. 116-121; Spijkerman A. The Coins of the Decapolis and Provincia Arabia/Ed. M. Piccirillo. Jerusalem, 1978. (SBF. Coll. Maj.; 24); Isaac B. The Decapolis in Syria: A Neglected Inscription//ZfPE. 1981. Bd. 44. S. 67-74; Sartre M. Le territoire de Canatha//Syrie. 1981. Vol. 58. P. 343-357; idem. Villes et villages du Hauran (Syrie) du ler au IVe siècle//Sociétés urbaines, sociétés rurales dans l " Asie mineure et la Syrie hellénistiques et romaines: Actes du Colloque/ed. E. Frézouls. Strasbourg, 1987.

http://pravenc.ru/text/Десятиградие.html

В XII-XIII вв. почитание Е. распространилось в Испании. К XII в. относится 1-е упоминание о главе мученика, которая была передана королевой Арагона Санцией (Санчей; 1174-1208) жен. мон-рю в Сихене (Арагон). По указу испан. кор. Филиппа II (1556-1598) святыню перенесли в Эскориал. Память Е. была включена в Толедский миссал (1551), в 1586 г. Филипп II испросил у Римского папы Сикста V разрешение отмечать память Е. во всех храмах Испании. При папе Урбане VIII вся Римско-католическая Церковь (1636) стала отмечать память Е. Лит.: Duchesne L. L " Église au VIe siècle. P., 1925. P. 469-474; García Villada Z. Historia eclesiástica de España. Madrid, 1932. Vol. 2. Pars 1. P. 45-57; Fliche, Martin. HE. Vol. 4. P. 379-381; Goffart W. Byzantine Policy in the West under Tiberius II and Maurice: The Pretenders Hermenegild and Gundovald (579-585)//Traditio. 1957. Vol. 13. P. 73-118; Fontaine J. Isidore de Séville et la culture classique dans l " Espagne wisigotique. P., 1959. Vol. 1. P. 79-80; idem. Conversion et culture chez Visigoths d " Espagna//La conversione al cristianismo nell " Europa dell " Alto Medievo. Spoleto, 1967. P. 87-147; Dominguez del Val U. Leandro de Sevilla y la lucha contro arianismo. Madrid, 1961. P. 24; Hillgarth J. N. La conversión de los Visigodos: Notas críticas//Analecta Sacra Tarraconensia. 1961. Vol. 34. P. 3-11, 15-26; idem. Coins and Chronicles: Propaganda in 6th Cent. Spain and Byzantine Background//Historia. 1966. Vol. 15. P. 483-508; Gaiffier B., de. Hispana et Lusitana. Part 2: Le cas de S. Herménégilde//AnBoll. 1962. Vol. 80. P. 390-395; Cignitti B. Ermenegildo//BiblSS. Vol. 5. Col. 33-47; Thompson E. A. The Conversion of the Visigoths to Catholicism//Nottingham Mediaeval Studies. 1960. Vol. 4. P. 4-35; Vazquez de Parga L. S. Hermenengildo ante las fuentas históricas. Madrid, 1973; Garate Conbola J. M. La rebellion de S. Hermenegildo//Revista de Historia militar. [Madrid], 1975. Vol. 19. P. 7-48; Orlandis J. La Iglesia en la España visigótica y medieval. Pamplona, 1976. P. 26-27, 209; Isla Frez A. Las relaciones entre el reino Visigodo y los reyes Merovingios a finales del siglo VI//España Medieval. 1990. Vol. 13. P. 12-32; García Moreno L. A. La imagen de Bizancio en España en la temprana Edad Media (siglos VI-IX)//BZ. 1998. Bd. 91. S. 32-48; Valverde M. Leovigildo: La persecución religiosa y defense de la unidad del reino//Iberia. 1999. Vol. 2. P. 123-132; Frighetto R. Religião e poder no reino hispano-visigodo de Toledo: A busca da unidade político-religiosa e a permanência das práticas pagãs no século VII//Ibid. P. 133-149; Sanz R., Álvares García F. Tiempo, religión y política en el «Chronicon» de Ioannis Biclarensis//España Medieval. 1997. Vol. 20. P. 9-30; Vallejo Girvés M. Los exilios de católicos y arrianos bajo Leovigildo y Recaredo//Hispania sacra. Madrid, 2003. Vol. 55. P. 35-48.

http://pravenc.ru/text/190161.html

Д. К. были составлены также комментарии на «Утешение философией» Боэция (Ennarationes seu commentaria in V libros B. Severini Boetii philosophi ac martyris de Consalatione philosophiae//Ibid. Vol. 26) и на «Лествицу» прп. Иоанна Лествичника (Ennarationes doctissimae in librum S. Joannis Climaci, qui inscribitur Κλμαξ//Ibid. Vol. 28). К комментариям примыкают др. сочинения Д. К., в к-рых он дал своеобразный «пересказ» основных идей того или иного автора. Наиболее важным в этой группе является трактат «Summa fidei orthodoxae» (Сумма православной веры - Ibid. Vol. 17-18), в нем Д. К. предлагает краткое изложение содержания «Суммы теологии» Фомы Аквинского. Значительное место в наследии Д. К. занимают проповеди, посвященные различным церковным праздникам и библейским чтениям. Общий корпус проповедей Д. К. был разделен издателями на 2 части: «Sermones de tempore» (Ibid. Vol. 29-30 ) и «Sermones de sanctis» (Ibid. Vol. 31-32), при этом были смешаны 2 отдельных сочинения Д. К.: «Проповеди для мирян», состоящие из 2 частей и записанные по просьбе одного из почитателей Д. К., и «Проповеди для духовенства», обращенные Д. К. к братии ордена картузианцев или др. монашеских общин. Соединенные в сборники проповеди принадлежат к разным периодам жизни Д. К. и отличаются большим стилистическим разнообразием. Проч. сочинения Д. К. традиционно объединяются под общим заглавием «Малые сочинения» (Opera minora//Ibid. Vol. 33-41). Всего алфавитный список этой группы насчитывает 94 названия (Ibid. Vol. 42. P. 12-14). Наиболее значимыми из них являются: «О свете христианского созерцания» (De lumine christianae theoriae//Ibid. Vol. 33. P. 235-513), «О природе вечного и истинного Бога» (De natura aeterni et veri Dei//Ibid. Vol. 34. P. 11-97), «О дарах Святого Духа» (De donis Spirituis Sancti//Ibid. Vol. 35. P. 157-262), «О похвале и достоинстве Марии» (De praeconio et dignitate Mariae//Ibid. P. 479-574), «Об авторитете высшего понтифика и вселенского собора» (De auctoritatis Summi Pontificis et generalis concilii//Ibid. Vol. 36. P. 527-674), «Сумма о добродетелях и пороках» (Summa de vitiis et virtutibus//Ibid. Vol. 39. P. 13-242), «О чистоте и счастье души» (De puritate et felicitate animae//Ibid. Vol 40. P. 395-443), «О созерцании» (De contemplatione//Ibid. Vol. 41. P. 135-289) - главное сочинение Д. К. из посвященных мистическому богословию, содержит подробное изложение взглядов писателей, к-рых Д. К. считает своими предшественниками в учении о созерцании, а также изложение личной позиции Д. К. и решение ряда затруднительных вопросов (гл. обр. о способе мистического единения с Божеством и роли разума и воли в приближении к Богу), «О размышлении» (De meditatione//Ibid. P. 71-90) - последнее сочинение Д. К., создано в 1469 г., является своеобразным итогом его мистико-аскетических размышлений и завещанием продолжателям.

http://pravenc.ru/text/178468.html

Constantine Porphyrogenitus, Emperor. De Ceremoniis Aulae Byzantinae (ed/. J. Reiske). 2 vols, in C. S. H. B. Bonn, 1829–1840. Dion Cassius. Historia Romana (ed. U. P. Boissevain). Berlin, 1895– 1901. Ducas. Historia TurcoByzantina (ed. V. Grecu). Bucarest, 1958. Ecloga Leonis et Constantini, in K. E. Zachariae von Lingenthal. Collectio Librorum Juris GraecoRomanorum. Epanagoge Aucta, in K. E. Zachariae von Lingenthal. Jus GraecoRomanum. Vol. IV. Eusebius of Caesarea. Vita Constantini, in PG. Vol. XX. Gennadius, George Scholarius. Contre les Juifs, in CEuvres Completes. 8 vols. Paris, 1928–1936. Gregoras Nicephorus. Historia (ed. L. Schopen and/. Bekker). 2 vols, in C. S. H. B. Bonn, 1829–1855. Gregory Nazianzene. Orationes, in PG. Vol. XXXV; In Pentecosten; Supremum Vale, in PG. Vol. XXXVI; Poemata, in PG. Vol. XXXVII. Gregory of Nyssa. Vita Moysis, in PG. Vol. XLIV; De Instituto Christiano in PG. Vol. XLVI. Irenaeus. Contra Haereses, in PG. Vol. VII. Isaac of Nineveh. Homilies (Greek version, ed. N. Theotoki). Leipzig, 1790. John Chrysostom. In Matthaeum, in PG. Vol. LVII. John of Damascus. De Fide Orthodoxa ( Πηγ Γνσεως); Orationes, in PG. Vol. XCIV. Justinian I, Emperor. Novellae (ed. К. E. Zachariae von Lingenthal). 2 pts. Leipzig, 1881–1884. Leo Diaconus. Historia (ed. C. В. Hase), in С. S. H. B. Bonn, 1828. Mauropus Johannes. Poemata, in PG. Vol. CXX. Maximus the Confessor. Disputatio contra Pyrrhum, in PG. Vol. XCI. Methode de la Sainte Attention (ed. J. Hausherr). Orientalia Christiana Periodica, Vol. IX, 2. Rome, 1927. Nicephorus the Hesychast. De Sobrietate, in PG. Vol. CXLVII. Nicetas Choniates. Chronicon (ed. I. Bekker), in C. S. H. B. Bonn, 1835. Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveau Theologien (ed. with french trans./. Hausherr and G. Horn), in Orientalia Christiana, XII. Rome, 1928. Pachymer Georgius. De Michaele et Andronico Palaeologis (ed. I. Bekker). 2 vols. C. S. H. B. Bonn, 1835. Palamas Gregorius. Defense des Saints Hesychastes (ed. and trans. Y. Meyendorff). 2 vols. Louvain, 1959.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1987//BAR. 1988. Vol. 14. N 4. P. 52-55; idem. Merneptah " s Israel and Recent Theories of Israelite Origins//JSOT. 1991. Vol. 49. P. 3-29; Fritz V. The Israelite «Conquest» in the Light of Recent Excavations at Khirbet el-Meshash//BASOR. 1981. Vol. 241. P. 61-73; idem. The Conquest in the Light of Archaeology//Proc. of the VIII World Congr. of Jewish Studies. Jerusalem, 1982. Vol. 1. P. 15-22; Shanks H. The Exodus and the Crossing of the Red Sea: According to Hans Goedicke//BAR. 1981. Vol. 7. N 5. P. 42-50; Miller J. M. Recent Archaeological Developments Relevant to Ancient Moab//Studies in the History and Archaeology of Jordan/Ed. A. Hadidi. Amman, 1982. Vol. 1. P. 169-173; Yadin Y. Is the Biblical Account on the Israelite Conquest of Canaan Historically Reliable?//BAR. 1982. Vol. 8. N 2. P. 16-23; Isserlin B. S. J. The Israelite Conquest of Canaan: A Comparative Review of the Arguments Applicable//PEQ. 1983. Vol. 115. P. 85-94; Wood B. G. Palestinian Pottery of the Late Bronze Age: Diss. Toronto, 1985; idem. Did the Israelites Conquer Jericho?: A New Look at the Archaeol. Evidence//BAR. 1990. Vol. 16. N 2. P. 44-58; idem. The Rise and Fall of the 13th Cent. Exodus-Conquest Theory//JETS. 2005. Vol. 48. N 3. P. 475-489; idem. The Biblical Date for the Exodus is 1446 BC.: A Response to J. Hoffmeier//Ibid. 2007. Vol. 50. N 2. P. 249-258; Ray P. J. The Duration of the Israelite Sojourn in Egypt//Andrews University Seminary Studies. Berrien Springs (Mich.), 1986. Vol. 24. N 3. P. 231-248; Bimson J. J., Livingston D. Redating the Exodus//BAR. 1987. Vol. 13. N 5. P. 40-53; Halpern B. Radical Exodus Redating Fatally Flawed//Ibid. 1987. N 6. P. 56-61; idem. The Exodus from Egypt: Myth or Reality?//The Rise of Ancient Israel: Symp. at the Smithsonian Institution, Oct. 26, 1991. Wash., 1992. P. 86-117; idem. Eyewitness Testimony: Parts of Exodus Written within Living Memory of the Event//BAR. 2003. Vol. 29. N 5. P. 50-57; Bietak M. Contra Bimson, Bietak Says Late Bronze Age Cannot Begin as Late as 1400 B.

http://pravenc.ru/text/293912.html

1904. Bd. 15. S. 747-774; 1913. Bd. 24. S. 310-312; Morin G. Pélage ou Fastidius?//RHE. 1904. Vol. 5. P. 258-264; Bury J. B. The Origin of Pelagius//Hermathena. Dublin, 1905. Vol. 13. N 30. P. 26-35; Souter A. Pelagius " Doctrine in Relation to His Early Life//The Expositor. Ser. 8. L., 1915. Vol. 9. P. 180-182; idem. Pelagius " s Expositions of Thirteen Epistles of St. Paul. Camb., 1922. Vol. 1: Introduction; 1926. Vol. 2: Text and Apparatus Criticus; 1931. Vol. 3: Pseudo-Jerome Interpolations; Plinval G., de. Recherches sur l " œuvre littéraire de Pélage//RPhLHA. Ser. 3. 1934. Vol. 8. P. 9-42; idem. Pélage, ses écrits, sa vie et sa réforme. Lausanne etc., 1943; idem. Essai sur le style et la langue de Pélage: Suivi du traité inédit «De induratione cordis Pharaonis». Fribourg, 1947; idem. Vue d " ensemble sur la littérature pélagienne//REL. 1951. Vol. 29. P. 284-294; Kirmer I. Das Eigentum des Fastidius im pelagianishen Schrifttum. St. Ottilien, 1938; Martini C. Quattuor fragmenta Pelagio restituenda//Antonianum. R., 1938. Vol. 13. P. 293-334; idem. Ambrosiaster: De auctore, operibus, theologia. R., 1944; idem. Sei frammenti del «De fide Trinitatis» di Pelagio//Ricerche religiose: Riv. di studi storico-religiosi. R., 1949. Vol. 20. P. 35-64; Koopmans J. H. Augustine " s First Contact with Pelagius and the Dating of the Condemnation of Caelestius at Carthage//VChr. 1954. Vol. 8. P. 149-153; Ferguson J. Pelagius: A Hist. and Theol. Study. Camb., 1956; idem. In Defence of Pelagius//Theology. Camb., 1980. Vol. 83. N 692. P. 114-119; Bohlin T. Die Theologie des Pelagius und ihre Genesis. Uppsala; Wiesbaden, 1957; Guzzo A. Agostino contro Pelagio. Torino, 1958; Pirenne R. La morale de Pélage. R., 1961; Prete S. Pelagio e il Pelagianesimo. Brescia, 1961; idem. Le scritto pelagiano «De castitate» è di Pelagio?//Aevum. Mil., 1961. Vol. 35. N 4. P. 315-322; Evans R. F. Pelagius, Fastidius and the Pseudo-Augustinian «De vita christiana»//JThSt. N. S. 1962. Vol. 13. N 1. P. 72-98; idem.

http://pravenc.ru/text/2579904.html

Le Dossier d " Hippolyte et de Méliton dans les Florilèges dogmatiques et chez les Historiens modernes. P., 1953. P. 124-126. (Patristica; 1); idem. La finale de l " écrit à Diognète et quelques autres passages// Idem. Lettres et Écrivains chrétiens des IIe et IIIe siècles. P., 1961. P. 167-175. (Patristica; 2); Quasten. Patrology. T. 1. P. 248-253; O " Neill J. G. The Epistle to Diognetus//Irish Ecclesiastical Record. Ser. 5. 1956. N 85. P. 92-106; Billet B. Les lacunes de l " «À Diognete»: Essai de solution//RSR. 1957. Vol. 45. P. 409-418; Lazzati G. Ad Diognetum VI 10: Proibizione del suicidio?//StPatr. 1961. Vol. 4. Pt. 2. P. 291-297. (TU; 79); Tibiletti G. Aspetti polemici dell " ad Diognetum//Atti d. Accademia delle Scienze di Torino. 1961/1962. Vol. 96. P. 343-388; idem. Terminologia gnostica e cristiana in «ad Diognetum» VII 1//Ibid. 1962/1963. Vol. 97. P. 105-119; idem. Osservationi lessicali sull " ad Diognetum//Ibid. P. 210-248; idem. Sulla fonte di un noto modico dell " ad Diognetum//Giornale Italiano di Filologia. 1963. Vol. 16. P. 262-267; Bauer J. B. An Diognet VI//VChr. 1963. Vol. 17. P. 207-210; Barnard L. The Epistle to Diognetus: Two Units from One Author?//ZNW. 1965. Bd. 56. S. 130-137; P é trement S. Valentin est-il l " auteur de l " «Épître à Diognète»?//RHPhR. 1966. Vol. 46. P. 34-62; Thierry J. J. The Logos as Teacher in Ad Diognetum XI 1//VChr. 1966. Vol. 20. P. 146-149; Alfonsi L. Sull " «A Diogneto»//VetChr. 1967. Vol. 4. P. 65-72; Schwartz J. L " «Épître à Diognète»//RHPhR. 1968. Vol. 48. P. 46-53; Lienhard J. T. The Christology of the Epistle to Diognetus//VChr. 1970. Vol. 24. P. 280-289; Nielsen C. The Epistle to Diognetus: Its Date and Relationship to Marcion//AnglTR. 1970. Vol. 52. N 2. P. 77-91; Riggi C. Testimonianza missionaria dell " avvento di Cristo: Rileggendo l " Ep. a Diogneto, cod. F//Salesianum. Torino, 1972. T. 34. P. 419-488; Messana V. Il «τπος» dell " ironia platonica in «Ad Diognetum» 1-4//Augustinianum. R., 1974. Vol.

http://pravenc.ru/text/Диогнету ...

278 Краткий обзор см.: Esbroeck М., van. Eglise georgienne des origines au moyen age//Bedi Kartlisa 40 (1952). P. 186–199. 281 Ibid. P. 80–117; Manvelichvili A. Histoire de Georgie. Paris, 1951. P. 163–180; Suny R.G. The Making of the Georgian Nation. P. 34–37. 282 Golden P.B. The Turkic Peoples and Caucasia//Transcaucasia: Nationalism and Social Change. P. 59; Salia K. History of the Georgian Nation. Paris, 1983. P. 166–168. 284 Ibid. P. 274–277; Lordkipanidze M. Georgia in the XI–XII Centuries; Salia K. History of the Georgian Nation. P. 157–159. 286 Tarchnishvili М. Geschichte der kirchlichen georgischen Literatur. Vatican City, 1955. S. 211–225 (Studi e Testi, 185); Thomson R.W. John Petrici//ODB. Vol. 2. P. 1067. 288 Vasiliev А.А. The Foundation of the Empire of Trebizond (1204–1222)//Speculum 11 (1936). P. 3–37; Toumanoff C. On the Relationship between the Founder of the Empire of Trebizond and the Georgian Queen Thamar//Speculum 15 (1940) P. 299–312. 289 Tarchnishvili M. Geschichte der kirchllchen georgischen Literatur. S. 69–78; Tamrati M. L’feglise georgienne… P. 296–347; a также более общий обзор: Lang D.M. The Georgians. New York, 1966. P. 152–178. 290 Salia К. Les moines et les monasteres georgiens a l’etranger//Bedi Kartlisa 34–35 (1960). P. 30–59; Он же. History of the Georgian Nation. P. 77–91; Djobadze W.Z. Materials for the Study of Georgian Monasteries in the Western Environs of Antioch on the Orontes. Louvain, 1976. (CSCO, Subsidia vol. 48). 297 Gautier P. Le typikon du Se baste Gregoire Pakourianos//REB42 (1984). P. 5145; Typicon Gregorii Paainam/Tarchnishvili М., ed. Louvain, 1954. (CSCO. Vol. 143–144; Scriptores iberici. Vol. 3–4) [Типик Григория Пакуриана/Введ., пер., коммент. Арутюповой–Фиданян В.А. Ереван, 1978; изд. грузинской версии с русским пер.: Шанидзе А.Г. Грузинский монастырь в Болгарии и его типик. Грузинская редакция типика. Тбилиси, 1971]; Salia К. Les moines et les monastires georgiens… P. 56–58. 298 Gautier Р. Le typikon du Sebaste… P. 43–49; Lefort J., Papachryssanthou D. Les premiers Georgiens a l " Athos dans les documents byzantlns//Bedi Kartlisa 43 (1983). P. 27–33; Actes d’Iviron. Vol. 1; Des origines au milieu du XI siecle/Lefort J. e.a., eds. Paris, 1985; Tamarati M. L’Eglise georgienne… P. 318–326. О rope Афон см. также ниже, гл. VII.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010