Иоанн (Поммер) Иоанн (Поммер Иван), архп. Рижский и Митавский. Родился в 1876 году в Лифляндской губернии (Латвия) в семье бедных родителей. Годы своего детства и юности провёл он на полях, пася стадо домашних животных своего отца. С кровью предков, с молоком и первыми наставлениями своей матери воспринял он святое иго послушания. Он любил церковь , церковные службы и частые беседы с приходским священником. Последний обратил на него внимание и убедил его оставить бессловестное стадо и готовиться к пастырству. Слушаясь своего первого духовного отца – сельского пастыря, он поступает в Рижскую духовную семинарию, которую и окончил в 1897 году. С этого момента он трудится при церкви в качестве псаломщика. В 1900 году он поступил в Киевскую духовную академию. В 1903 году, будучи студентом академии, по совету о. Иоанна Кронштадтского , пострижен в монашество. В 1904 году окончил духовную академию со степенью кандидата богословия, рукоположен в иеромонаха и назначен преподавателем Черниговской духовной семинарии. С 1906 года – инспектор Вологодской духовной семинарии. В 1907 году возведён в сан архимандрита и назначен ректором Литовской духовной семинарии и настоятелем Виленского Свято-Троицкого монастыря. 11 февраля 1912 года хиротонисан в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры во епископа Слуцкого, вик. Минской епархии. 4 апр. 1913 года – епископ Таганрогский и Приазовский, вик. Екатеринославской епархии. С 7 сент. 1917 года – епископ Старицкий, вик. Тверской епархии. 9/22 апр. 1918 года – епископ Пензенский и Саранский. В Пензе вёл борьбу с «народной» церковью, организованной архиепископом Владимиром (Путятой), за что один иподиакон Путяты покушался на епископа Иоанна и ранил его в ногу. В 1921 году возведён в сан архиепископа и назначен из Пензы на Рижско-Митавскую кафедру. Перевод в Латвию соответствовал горячему желанию архиепископа Иоанна жертвовать свои силы горячо любимой им Родине. До него в Латвийской Церкви больше года не было архипастыря, и она находилась в бедственном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Не то мы видим на Соборе, теперь состоявшемся в Москве. На нем присутствовали не один какой-либо, а два Восточных патриарха: Александрийский Паисий и Антиохийский Макарий, и не случайно прибывшие в Россию для своих целей, а нарочито приглашенные в Москву для Собора. И если не было здесь лично двух других Восточных патриархов, Константинопольского и Иерусалимского, зато находились из Константинопольского патриархата пять митрополитов: Никейский Григорий, Амасийский Козьма, Иконийский Афанасий, Трапезундский Филофей, Варнский Даниил и один архиепископ — Погонианский Даниил, а из Иерусалимского патриархата и Палестины — Газский митрополит Паисий и самостоятельный архиепископ Синайской горы Анания, да кроме того, находились из Грузии митрополит Епифаний и из Сербии епископ Иоаким Дьякович. Всего же иноземных архиереев присутствовало теперь на Соборе двенадцать, чего прежде никогда у нас не бывало. Русские архипастыри принимали участие на Соборе все семнадцать, и именно: митрополиты — Новгородский Питирим, Казанский Лаврентий, Ростовский Иона, Сарский Павел, архиепископы — Вологодский Симон, Смоленский Филарет, Суздальский Стефан, Рязанский Иларион, Тверской Иоасаф, Астраханский Иосиф, Псковский Арсений; епископы — Вятский Александр и из Малороссии Черниговский Лазарь Баранович и Мстиславский Мефодий, блюститель Киевской митрополии; а вскоре к ним присоединились вновь избранный Московский патриарх Иоасаф II и архиереи двух новооткрытых епархий: Белогородской — митрополит Феодосий и Коломенской — епископ Мисаил. Таким образом, на Московском Соборе 1666–1667 гг. присутствовали сперва два, потом три патриарха, Александрийский, Антиохийский и Московский, двенадцать митрополитов (5 русских и 7 иноземных), девять архиепископов (7 русских и 2 иноземных) и пять епископов (4 русских и 1 иноземный) — всего 29 иерархов (хотя, надобно заметить, не на всех заседаниях присутствовали все), и в числе этих иерархов находились представители от всех главных самостоятельных церквей православного Востока, не говорим уже о множестве архимандритов, игуменов и других духовных лиц не русских только, но и иноземцев. Очень естественно, если такой Собор сравнительно со всеми прежними называется Большим Собором.

http://sedmitza.ru/lib/text/436191/

73. Слово в Неделю о слепом 192 «Не умолкну ради Сиона, и ради Иерусалима не успокоюсь, доколе не взойдет, как свет, правда его и спасение его – как горящий светильник» ( Ис. 62, 1 ). Так говорил ветхозаветный пророк Исаия этот исполненный чрезвычайно нежной и попечительной любви пастырь народа своего. Этот народ, по собственным словам пророка, «сомкнул очи свои, да не узрит очами, и не услышит ушами, и не уразумеет сердцем, и не обратится, чтобы Господь исцелил его» ( Ис. 6, 10 ). Даже вожди его ослепли: «навел на них Господь дух усыпления»; будучи преданы отвратительным страстям, они отвращаются от слов пророка, говоря: «Кого хочет он учить ведению? и кого вразумлять проповедью? отнятых от грудного молока, отлученных от сосцов матери?» ( Ис. 28:8–9, 29:9–10 ). И, однако, пророк не перестает вразумлять и увещевать этот народ и настолько близко принимает к сердцу судьбы его, что себя самого и детей своих считает лишь «указаниями и предзнаменованиями» спасения Божия для Израиля ( Ис. 8, 18 ). Он безутешно оплакивает падение и поражение «дщери» народа своего, хотя это «народ мятежный, дети лживые, ...которые не хотят слушать закона Господня, которые провидящим говорят: «перестаньте провидеть» и пророкам: «не пророчествуйте нам правды, говорите нам лестное, предсказывайте приятное, ...а на Святаго Израилева не взирают и к Господу не прибегают» ( Ис. 30:9–10, 31:1 ), которые «зачинают зло и рождают злодейство, высиживают змеиные яйца и ткут паутину, ...осязают как слепые, ...ходят ощупью, ...ожидают суда, и нет его, ожидают спасения, но оно далеко от них» ( Ис. 59:4–5, 10–11 ). И при подобном упорстве народа пророк не теряет веры в то, что «святое семя» Израиля сохранится в нем и «будет корнем», от которого исходят жизненные соки для древа, «краеугольным камнем», служащим основанием для Сиона ( Ис. 6:13, 28:16 ); что придет Искупитель Сиона и сынов Иакова, обратившихся от нечестия, и Он вложит Духа своего в сердца их ( Ис. 59, 20–21 ); взойдет над Иерусалимом свет Его ( Ис. 60, 1 ); дастся сынам его «вместо унылого духа – славная одежда», и застроят они «пустыни вековые, восстановят древние развалины» ( Ис. 61, 3–4 ); Сион снова приобретет благоволение от Господа, и как жених радуется о невесте, так будет радоваться о нем Бог его, назовут сынов его «народом святым, искупленным, ...взысканным и не оставленным» ( Ис. 62:5, 12 ) Господом, Который «в дни древние» чрез Ангела Своего спасал их, «взял и носил» и вложил Святого Духа Своего в Моисея, пастыря овец своих ( Ис. 63, 9–11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Алабузино. Церковь Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты Клировая ведомость о церкви Живоначальной Троицы в с. Алабузино за 1910 г. Построена в 1781 г. тщанием прихожан, двухэтажная, крепкая. При ней вторая церковь, устроенная в 1816 г., двухэтажная, крепкая. Вокруг церкви, колокольни и погоста в 1831 г. была сооружена каменная ограда. С западной стороны ограды Святые Врата …устроены железные решотки в 1904-1905 гг. Земли при церкви состоит 27 десятин 100 кв. саж., сенокосной 34 десятины 1200 кв. саж. Каменная сторожка при ней для Церковной школы приходской, построена в 1901 г. крепкая, крыта железом. В церковной библиотеке книг для чтения 120 томов. В приходе 4 школы: одна Церковно-приходская в с. Алабузино и три Земские училища в деревнях Захарове, Фралеве, Рыкулине. Церковная школа на содержании Церкви, кроме отопления. В сем годе в ней обучаются 112 мальчиков и 66 девочек. При церкви состоит старостой крестьянин Михаил Гаврилов, который должность свою проходит с 1911 г. Преосвященный последний раз посетил приход в 1904 г. Священник Александр Николаевич Барабашинов 47 лет. Происходит из духовного звания, сын священника погоста Глинеево Бежецкого у. В 1890 г. 16 сентября Преосвященным Гавриилом Епископом Старицким, рукоположен в священника к церкви с. Алабузинол. 1896 г. 13 декабря Преосвященным Димитрием Архиепископом Тверским, назначен Заведующим Алабузинской Церковно-приходскою школою. В семействе у него жена Людмила Петропавловская, род. 1873 г. 1907 г. окт. 12 утвержден в должности Законоучителя Фралевского Земского училища. Священник Александр Дмитриевич Покровский. Из духовного звания, 47 лет, сын священника. 1909 г. 18 февраля перемещен из с. Славково, Кашинского у. в с. Алабузино. Состоял законоучителем Захаровского земского училища. Диакон Алексей Федорович …….? Сын диакона села Белей Кушалинских Тверского у. 1901 г. 5 марта «За 50 лет безупречной службы Церкви Божией преподано ему благословение Святого Синода» с выдачею грамоты. Перемещен в Алабузино в 1884 г. окт. 29. Жена Параскева Ивановна, род. В 1836 г. Сын Иоанн, род. В 1860 г. состоит в Тверском Кафедральном соборе. Псаломщик Леонид Васильевич Рождественский. Из духовного звания, 41 год. Сын диакона с. Шеломени Кашинского у. 1894 г. 25 яев. Определен псаломщиком к ц. с. Алабузино. В 1896 г. определен учителем пения в Алабузинской ц. приходской школе. Жена Ксения, род. 1841 г., диакону родной племянник по жене. Имеет 4 чел. детей.

http://sobory.ru/article/?object=10996

В Смоленске состоялась Рождественская Парламентская встреча 4 декабря 2018 г. 17:20 4 декабря 2018 года в администрации Смоленской области состоялась Рождественская Парламентская встреча на тему «Молодежь: свобода и ответственность». Мероприятие прошло в рамках IV региональных Рождественских образовательных чтений Смоленской области. Во встрече принял участие губернатор Смоленской области А.В. Островский, модератором форума выступил председатель Смоленской областной Думы И.В. Ляхов. Со стороны Церкви присутствовали: председатель Синодального отдела религиозного образования и катехизации митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , митрополит Смоленский и Дорогобужский Исидор , архиепископ Могилевский и Мстиславский Софроний , епископ Вяземский и Гагаринский Сергий , епископ Рославльский и Десногорский Мелетий , руководитель отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии протоиерей Василий Мовчанюк, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Брянской епархии иерей Иоанн Славинский, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Рославльской епархии протоиерей Михаил Гольцман, руководитель отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Смоленской епархии протоиерей Валерий Рябоконь, заместитель руководителя отдела религиозного образования и катехизации Смоленской епархии иерей Александр Коржаков, священнослужители Смоленской и Брянской митрополий, Могилевской епархии . Среди участников встречи были депутаты Смоленской областной Думы, депутаты представительных органов власти муниципальных образований Смоленской области, представители законодательных собраний Тверской, Псковской, Брянской и Могилевской областей, молодежных общественных объединений, СМИ. Подобный форум проводится в регионе второй раз. В ходе встречи участники обсудили вопросы взаимодействия Церкви, законодательной и исполнительной власти региона, институтов гражданского общества в воспитании патриотизма, гражданской солидарности, веротерпимости, развитии межнационального и межкультурного диалога.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) IV. Епархия С.-Петербургская С.-Петербургская епархия учреждена в 1742 г. Четвёртая из первоклассных. 1. Никодим Сребницкий , еписк. С.-Петербургский и Шлиссельбургский, 1 сент. 1742 перев. с Черниговской епархии; с 2 февр. 1745 викарий Киевской митрополии (еписк. Переяславльский). 2. Феодосий Янковский , архиеп. С.-Петербургский и Ревельский, хирот. 10 мар. 1745, из наместн. Троицкой Сергиевой Лавры; † 22 апр. 1750 и погребён в Александро-Невском мнтре. 3. Сильвестр Кулябка , еписк., 25 апр. 1750 перев. с епархии Костромской, 4 июля пожалован в архиеп.; † 17 апр. 1761 и погребён в Александро-Невском мнтре. 4. Вениамин Пуцек-Григорович , 15 сент. 1761, из еписк. Псковского, пожалован архиепископом; 25 июля 1762 перев. в Казанскую епархию. 5. Гавриил Кременецкий 25 июля 1762 из еписк. Казанского пожалован архиепископом; с 22 сент. 1770 митр. Киевский. 6. Гавриил Петров 22 сент. 1770 из еписк. Тверского пожалован архиепископом С.-Петербургским и Ревельским; 1 янв. 1775 наименован «Новгородский и С.-Петербургский»; 22 сент. 1783 пожалован в митр-та; 16 окт. 1799 переименован «Новгородский и Олонецкий». (См. Новгород. епархию). 7. Амвросий Подобедов 16 окт. 1799 перев. с Казанской епархии; с 19 дек. 1800 «архиепископ Новгородский, С.-Петербургский, Эстляндский и Финляндский»; 10 мар. 1801 пожалован в митр-та; 26 мар. 1818 оставлен на одной епархии Новгородской; 6 апр. уволен на покой; † 21 мая. Погребён в Александро-Невской Лавре (?). 8. Михаил Десницкий 26 мар. 1818 из архиепископов Черниговских пожалован в митр-та С.-Петербургского, с 25 июня и Новгородского; † 24 мар. 1821 и погребён в Александро-Невской Лавре. 9. Серафим Глаголевский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 19 июня 1821 перев. из Москвы; † 17 янв. 1843. Погребён в Александро-Невской Лавре. 10. Антоний Рафальский , митр. Новгородский и С.-Петербургский, 17 янв. 1843 перев. из Варшавы; † 16 нояб. 1848. Погребён в Александро-Невской Лавре. 11. Никанор Клементьевский 20 нояб. 1848 перев. из Варшавы; † 17 сент. 1856. Погребён в Александро-Невской Лавре.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

46. Слово в Неделю Православия 125 «В церквах благословите Бога, Господа от источник Израилевых» ( Пс. 67, 27 ). В писаниях ветхозаветных пророков и в псалмах мы нередко встречаем торжественно-победное прославление путей Божиих среди Израиля и среди народов всего мира. Так, великий пророк Моисей оставил нам песнь израильтян, которую воспели они по переходе чрез Чермное море, прославляя Бога, даровавшего спасение народу Своему, ведущего Израиля «на гору достояния своего», приведшего в ужас и трепет всех обитателей Ханаана ( Исх. 15:1–18 ). Затем в псалмах Давидовых, где неоднократно встречаем мы изображение величия горы Божией, то есть Сиона, средоточия ветхозаветной Церкви, на которой благоволил обитать Бог во святилище, откуда Он воздает отмщение всем врагам Израиля, являя ничтожество «гор усыренных», то есть народов языческих, гордящихся своею силою ( Пс. 67, 16–17 ). Пророк Аввакум в величественной картине изображает шествие Бога Израилева, начинающееся от Синая, где был дарован Израилю закон, до явления Христова на земле во плоти для спасения «помазанного Своего», то есть Израиля. А пророк Даниил предызобразил самую славную судьбу Царства Божия на земле среди сменяющихся судеб царств мира под образом великого Камня, оторвавшегося от горы и сокрушившего владычество царств мира. Во всех этих пророках видим мы непоколебимую уверенность в том, что пути Божии суть «пути вечные» ( Авв. 3, 6 ), несокрушимые никакими усилиями людей. Хотя и «пришли язычники в наследие Божие и осквернили храм святый Его» ( Пс. 78, 1 ), однако сохраняющие веру в обетования, данные Богом, рабы Его не перестают возносить молитву: «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны. Познати на земли путь Твой, во всех языцех спасение Твое» ( Пс. 66, 2–3 ). Хотя и усиливается на земле «насилие и грабительство» ( Авв. 1, 3 ), хотя «медлит исполнение видения», явленного пророку Аввакуму, однако праведный пророк сохраняет веру в то, что оно «непременно сбудется» и что «среди лет» явит Господь «дело Свое» ( Авв. 2:3–4, 3:2–3 ). Хотя «стыдение лица» покрывает пленных жителей Иерусалима, рассеянных во всех странах за отступление от Господа, однако не перестают благочестивые пленники еврейские иметь упование на Бога, что Он «воздвигнет царство вечное» и явится «Святый святых», предопределенный для спасения Израиля ( Дан. 9:7, 24, 2:44 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

55. Слово в Неделю 4-ю Великого поста 138 «Узрев же народы, взыде на гору; и седшу Ему, приступиша к Нему ученицы Его» ( Мф. 5, 1 ). Это стечение многочисленного народа к Иисусу Христу невольно, братие, напоминает некоторые события нынешнего времени. Ныне также, по свидетельству многих лиц и печатных изданий, замечается давно небывалое стечение народа в церквах. Не только в простом народе пробудилась жажда слышания Божественного учения, но и многие образованные люди заявляют, что они снова «идут в Церковь », что если в прежнее время они искали истины вдали от Христа и Его Церкви, то теперь хотят сблизиться с Церковью и жить под сенью ее, ибо наука не обладает теми сокровищами духовными, которые вверил Христос Своей Церкви. Снова как бы видим мы воспроизведение того, что было во время нагорной беседы: множество народа, желающего слышать учение не человеческое, а Божественное ( Мф. 7, 28–29 ), множество стекающихся ко Христу учеников Его, которые от Него хотят слышать разрешение вопроса о счастье и блаженстве своей жизни ( Мф. 5, 8 и далее). Казалось бы, остается радоваться этому пробуждению любви к истине Христовой в обществе, особенно после того, как чтимый всею Русскою Церковью пастырь ее отец Иоанн Кронштадтский , по последним сообщениям 139 , подтвердил, что многие образованные люди в последнее время охотно интересуются вопросами веры. И церкви, как известно, в самом Петербурге и других городах открыли двери свои для всех ищущих истины, более прежнего устраивая чрез пастырей своих нарочитые и частые собеседования, вызывая более прежнего на письменное собеседование о вопросах веры. Однако радость наша умаляется, когда мы начинаем всматриваться в мысли и настроение образованных людей, ищущих общения с Церковью. Не с сознанием смиренного ученичества они приступают к Церкви, а с настроением людей, считающих себя способными и призванными судить Церковь . Они заявляют, что не могут уже теперь прийти в Церковь с тем настроением совершенного послушания, с которым впервые русский народ воспринял веру Христову, так как от прошлых веков унаследовали богатство идей Запада, от которых не могут отречься 140 .

http://azbyka.ru/otechnik/Faddej_Uspensk...

Встреча с Православием Святой праведный Иоанн Кронштадтский Ныне хочу объявить любви нашей волю Домовладыки неба касательно званных на вечерю Царствия Небесного и под разными житейскими благовидными предлогами отказавшихся прийти на нее. Притчу об этой вечере вы слышали из ныне чтенного Евангелия. Вечерей называется будущее блаженство; человек, устроивший великую вечерю, есть Отец Небесный; рабом называется принявший зрак раба нашего ради спасения единородный Сын Божий, Который постоянно возвещает нам в Евангелии: Покайтеся, приближибося Царство Небесное (Мф. 4, 17). Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской Умертвите убо уды ваша, яже на земли: блуд, нечистоту, страсть, похоть злую (Кол. 3,5).Эти слова апостола, обращенные некогда к миру языческому, одряхлевшему от порочной и суетной жизни, обращаются ныне и к нам. И душа всякого подвизающегося в добродетели по временам чувствует как бы совершенную усталость в борьбе со злом, когда нечистые страсти с особенною силою восстают на душу, силы же души немощствуют; и хотя слышится в душе голос, призыва­ющий к добру, однако человек остается бессильным от превозмогаю­щей силы страстей. Архимандрит Кирилл (Павлов) Святитель Христов Николай прославился своим милосердием, сострадательностью и помощью страждущим людям. Ведь мы, в силу своей немощи, большей частью обращаемся к Богу и святым Его за помощью в своих телесных и душевных нуждах, и более всего к тем из святых, которые явили особенно много дел милосердия и помощи страждущим. Имея суровый, строгий и молчаливый внешний вид, Святитель Христов обладал редкой душевной добротой, сердцем нежным и сострадательным ко всем скорбящим и страждущим и всегда спешил на помощь призывающим его. [Встреча с Православием/Проповеди] Святой праведный Иоанн Кронштадтский Патриарх Пимен (Извеков) Святой праведный Иоанн Кронштадтский Священномученик Фаддей (Успенский) Мы собрались сегодня, братие, для духовно­го празднования в честь святого благоверного князя Александра Невского. Но многие ли вполне отчетливо сознают, в чем состоит смысл и значение этого празднования? Одни, например, вспоминают прежде всего о том, что святой бла­говерный князь Александр Невский сам побеждал врагов нашего отечества, а потому, думают они, доселе к нему следует обращаться с молитвою более всего о том, чтобы он споборствовал нашему отече­ству в бранях и ныне. Но многие ли знают о том, что лежало в самой основе жизни и деятельности святого благоверного князя?

http://pravoslavie.ru/put/page6_1078.htm

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Михаил Тверской, блгв. Описания иконы Михаил Тверской, блгв. - житие Житие Благоверного Князя Михаила Тверского День Празднования - 5 Декабря ( 22 ноября ). Святой благоверный князь Михаил Тверской родился в 1272 году уже после смерти отца великого Ярослава Ярославича, родного брата святого благоверного князя Александра Невского. При поездке в Орду князь Ярослав заболел и, приняв постриг с именем Афанасий, скончался. Мать Михаила, Ксения, воспитала в сыне горячую любовь к Богу. Воспитывался и учился Михаил под руководством Новгородского архиепископа. На Тверском княжении сменил старшего брата Святослава. В 1285 году он построил каменный храм в честь Спаса Преображения на месте деревянной церкви Косьмы и Дамиана. По смерти великого князя Андрея Александровича Михаил, по праву старшего,получил в Орде ярлык на великокняжеский престол. Но Московский князь Юрий Данилович не подчинился ему, сам домогаясь великокняжеской власти. Часто бывая в Золотой Орде у нового хана Узбека, который принял магометанство и отличался жестокостью и фанатизмом, Юрий сумел [...] Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: [Москва. 1970-е.] Свв. Меркурий и Михаил. Монахиня Иулиания (Соколова). Рисунок. Сергиев Посад. 1957 - 1980 годы. 40.7 х 28. Прорись - образец иконописного кружка. Собрание Иконописной школы. Файл 8476.jpg:   Размер: 846x1200, 1.02 MPix, 150 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (184) , (5) . Описание: [Тверь. XVII.] Свв. Михаил и Ксения Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 51 х 40. В 1702 году арх Сергием (1682 - 1702) вложена в ризницу Спосо - Преображенского собора Твери. В 1984 году из частного собрания постумила в ЦМиАР. Москва. Файл 8477.jpg:   Размер: 890x1200, 1.07 MPix, 226 Kb. Дата: 2009-12-14, анонимно. Рейтинг изображения: 4 (230) , (12) . Описание: [Русь. XVII.] Святитель Арсений и благоверный князь Михаил Тверские. Икона. Тверь. Конец XVII в. 30,5 х 27. До 1893 в собрании П.И. Щукина. Тверская областная картинная галерея.

http://pravicon.com/icon-2471

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010