Астраханская Учреждена в 1602 году Астраханская и Терская Кафедра в Астрахани Феодосий (Харитонов) епископ, рукоположен с 1602, архиепископ с 1605; †18.12.1606 (по дороге в Астрахань) Кафедра пустовала почти девять лет, в городе были смуты. Онуфрий архиепископ, рукоположен с 15.02.1615 †23.07.1628 (1627) Макарий архиепископ, рукоположен с 13.01.1629; †28.01.1638 Рафаил архиепископ, рукоположен с 17.05.1638; †20.12.1640 Пахомий епископ, рукоположен с 17.06.1641; †31.05.1655 Иосиф архиепископ, сщмч., рукоположен с 4.05.1656 митрополит с 8.06.1667; † до 11.05.1671 (казнен С. Разиным) Парфений митрополит, рукоположен с 25.02.1672; †5.10.1680 Никифор митрополит, рукоположен с 26.06.1681; †22 (28).10.1682 Савватий митрополит, рукоположен с 4.03.1683; †1.07.1696 Сампсон митрополит, рукоположен со 2.02.1697; †3.04.1714 Иоаким епископ, рукоположен с 22.01.1716 по 23.06.1723 еп. Корельский и Ладожский, викарий Новгородской епархии Астраханская и Ставропольская С сентября 1723 года Лаврентий (Горка) епископ, рукоположен с 6.09.1723 по 7.09.1727; еп. Великоустюжский и Тотемский Варлаам (Леницкий) епископ, бывший еп. Коломенский и Каширский с 7.09.1727 по 7.06.1730; еп. Переяславский и Бориспольский, викарий Киевской епархии Лев (Юрлов) епископ, бывший еп. Воронежский и Елецкий с 8.07.1730 по 2.10.1730 на епархии не был; был под судом, лишен сана, расстрижен и сослан, в 19.04.1742 признан невиновным, восстановлен в сане, состоял при Архангельском соборе; † 28.01.1755 Иларион епископ, рукоположен с 15.08.1731 †9.06.1755 Мефодий епископ, рукоположен с 10.05.1758 †29.05.1776 Антоний (Румовский) епископ, бывший еп. Переславль-Залесский и Дмитровский, с 19.09.1776 архиепископ с 30.05.1785 †10.11.1786 Никифор (Феотоки) архиепископ, бывший архиеп. Славянский и Херсонский с 28.11.1786 по 16.04.1792 на покое; †31.05.1800 Тихон (Малинин) архиепископ, бывший еп. Тверской и Кашинский с 18.05.1792 †14.11.1793 Феофил (Раев) епископ, бывший еп. Тамбовский и Шацкий с 6.02.1794 по 11.03.1794 еп. Тамбовский и Шацкий

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С.Д. Шереметев 13 октября 1896 г. С.-Петербург «Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела» ( Мф.5:16 ) 13-го октября 1896 года скончался в Трисвятском близ Твери Архиепископ Тверской и Кашинский Савва. Всего за несколько дней до его кончины – 2 октября – получена была мной от него следующая телеграма: «Сочувствую высокопатриотической цели открытого в память почившего в Бозе Государя Императора Александра III учено-исторического Общества; от всего сердца призываю на оное Божие споспешествующее успехам Общества благословение. Смиренный Савва, Архиепископ Тверской и Кашинский». Архиепископ Савва приветствовал благое начинание уже на краю гроба. Он выражал и сожаление, что уже не в силах принести желаемой пользы. С 1878 года Архиепископ Савва был членом-основателем Общества любителей древней письменности. Общество не может забыть, что с самого его возникновения – Архиепископ Савва сразу и определенно примкнул к нему и поддерживал его сочувствием вместе с митрополитами Макарием Московским и Платоном Киевским. В бибилиотеке Общества древней письменности хранятся пожертвованные Архиепископом Саввой издания следующих трудов его: 1) Палеографические снимки с греческих и славянских рукописей Московской Синодальной библиотеки VI–XVII век. Москва, 1863 г. 2) Указатель для обозрения Московской патриаршей ризницы и библиотеки. Москва, 1858 г. 3) Воспоминания о Высокопреосвященном Леониде, архиепископе Ярославском и Ростовском. Харьков, 1877 г. 4) Сборник писем духовных лиц XVIII в. к преосвященному Арсению. Тверь, 1893 г. Во время его продолжительной болезни и до самой блаженной его кончины, архиепископ Савва являл собой высокий назидательный пример истинно умилительного приготовления к переходу от одной жизни в другую. Будем надеяться, что все подробности этого времени, сопровождавшие совершение над ним таинства Елеопомазания и всё, что последовало до последовало до последней минуты его жизни, – сохранятся и будут записаны. Я присутствовал в Твери на первой панихиде; духовенство было в слезах; диакон не мог провозгласить вечной памяти и голос его дрожал.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Тихон, архиепископ Астраханский и Ставропольский (Малинин Тимофей) Родился в селе Князь-Иванове Калужской губернии в семье диакона. В 1755 году, в сентябре, поступил в Московскую духовную академию. В 1763 году по окончании курса академии назначен учителем низшего класса и проповедником (в той же академии). В 1767 году принял монашество и в том же году рукоположен во иеродиакона и иеромонаха. В 1770 году, в сентябре, указом Святейшего Синода переведён вице-ректором в семинарию Троице-Сергиевой лавры. В октябре того же года снова возвращён в Московскую духовную академию на должность префекта и преподавателя академии. В 1771 году, в августе, возведён в сан архимандрита Тверского Отроча Успенского монастыря. В начале 1774 года назначен ректором Тверской духовной семинарии и архимандритом Калязинского Макариева Троицкого монастыря. 21 июня 1775 года хиротонисан в Москве во епископа Воронежского и Елецкого. 6 мая 1788 года епископ Тверской и Кашинский и член Святейшего Синода. С 18 мая 1792 года – архиепископ Астраханский и Ставропольский. Скончался 14 ноября 1793 года в городе Астрахани. Архиепископ Тихон был хорошим проповедником. Произносил свои проповеди при каждом совершении литургии. За время управления Воронежской епархией ввёл преподавание французского и немецкого языков в местной семинарии, а также другие изменения в программе преподавания. Духовный писатель. Труды: Толкование на первое соборное послание святого апостола Петра. M., 1794. Слово вдень восшествия на престол императрицы Екатерины II. СПб., 1791. Слово при погребении святителя Тихона, епископа Воронежского//В собрании сочинений св. Тихона. Письмо к митрополиту Платону// Смирнов С. К., протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855. Литература: Смирнов С. К. протоиерей. История Московской славяно-греко-латинской академии. М. 1855, стр. 211. Сопиков В.С. Опыт Российской библиографии/Изд. В. Рогожина. СПб., 1905, ч. 4, 10590. Межов В.И. История русской и всеобщей словесности. СПб., 1872. 88414.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На Украине установлены дни празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской 26 июля. ПРАВМИР. Во время очередного заседания Священный Синод УПЦ принял решение об установлении Дней празднования Соборов Балтских святых и Собора святых земли Житомирской. Это следует из информации, опубликованной в журналах 22, 23, сообщает Информационно-просветительский отдел УПЦ. По благословению Синода Собор Балтских святых будет праздноваться 22 ноября (9 ноября по старому стилю). В него вошли 8 угодников Божиих: 1) свт. схиархиепископ Антоний (Абашидзе) 2) сщмч. Кирион (Садзаглишвили), Католикос-Патриарх всея Грузии; 3) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 4) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 5) сщмч. Павел Гайдай, пресвитер; 6) прмч. Иов (Протопопов) Раифский; 7) прав. Феодосий Левицкий, пресвитер Балтский; 8) блж. Агафья (Маранчук) Кушеловская. День Собора святых земли Житомирской будет отмечаться 5 сентября (23 августа по старому стилю), в день празднования Подольской иконы Божией Матери. Среди них 16 подвижников благочестия: 1) свт. Серафим (Соболев), архиепископ Богучарский, Софийский чудотворец; 2) свт. Мардарий (Ускоковича), епископ Сербской Православной Церкви в США; 3) сщмч. Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской; 4) сщмч. Прокопий (Титов), архиепископ Херсонский; 5) сщмч. Аркадий (Остальский), епископ Бежецкий; 6) сщмч. Амвросий (Гудко), епископ Сарапульский; 7) сщмч. Парфений (Брянских), епископ Ананьевский; 8) прмч. Макарий (Токаревский), архимандрит Овручский, Каневский, игумен Пинский, Переяславский чудотворец; 9) сщмч. Александр Хотовицкий, протопресвитер; 10) сщмч. Максим Сандович, пресвитер; 11) сщмч. Арефа Насонов, пресвитер; 12) сщмч. Мирон Ржепик, пресвитер; 13) сщмч. Павел Гордовский, пресвитер; 14) сщмч. Василий Малахов, пресвитер; 15) мч. Николай Варжанський; 16) мц. Веру Трукс. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkovnyiy-kalendar-u...

Нафанаил, архиепископ Черниговский и Нежинский (Савченко Николай Иванович) Родился в городе Белгороде Курской губернии в семье протоиерея. Обучался в Курской духовной семинарии. 10 июня 1825 года окончил Киевскую духовную академию и определен бакалавром. 29 ноября 1827 года утвержден в звании магистра. 15 октября 1832 года – инспектор Тверской духовной семинарии. 17 марта 1833 года пострижен в монашество; 4 июля рукоположен во иеродиакона, а 11 июля – во иеромонаха. С 15 июля 1834 года – ректор Подольской духовной семинарии; 9 сентября того же года возведен в сан архимандрита и 30 ноября назначен настоятелем Каменец-Подольского Свято-Троицкого монастыря. С 5 мая 1839 года – ректор Костромской духовной семинарии и настоятель Богоявленского монастыря. 26 августа 1845 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 25 февраля 1850 года – епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии. 19 декабря того же года переведен епископом Полтавским и Переяславским. 13 сентября 1860 года назначен епископом Архангельским и Холмогорским. С 18 августа 1871 года – епископ Черниговский и Нежинский. 31 марта 1874 года возведен в сан архиепископа. Скончался 4 марта 1875 года. Погребен в алтаре главного Троицкого храма Троице-Ильинского монастыря под Черниговом. Преосвященный Нафанаил – архипастырь милостивый, покровитель вдов и сирот. Он основал в Архангельске приют для девочек, приобрел для него обширное место и небольшой дом, чем положил начало женскому епархиальному училищу. В 1860 году построил теплый храм в честь Покрова Пресвятой Богородицы в Красногорском Богословском Преображенском монастыре. Владыка Нафанаил хотя и был примерный монах, но в служебной деятельности нередко был неправ, оказывая безграничную доверчивость некоторым лицам, умевшим завладевать его расположением. Кроме того, он легко поддавался первому впечатлению, по которому и составлял мнение о человеке, а потому одним верил на слово во всем, а другим без всякой причины ни в чем не доверял. При таком его характере нечестные люди, умевшие носить маску благонамеренности и благочестия, пользовались его милостью, а духовная консистория делала, что хотела. Архиепископ Нафанаил был близким и любимым другом митрополита Ионы (Василевского, † 1849), экзарха Грузии, который скончался на его руках.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Святитель Герман, архиепископ Казанский (+ 1567) Монахиня Таисия. Русские Святые (Содержание) Память его празднуется 6 нояб. в день преставления, 23 июня в день второго перенесения мощей внутри Успенского собора в Свияжске, 25 сент. в день первого перенесения мощей из Москвы в Свияжск и 4 окт. вместе с Собором Казанских святых Святитель Герман Казанский родился в городе Старице Тверской области, в семье бояр Полевых, происходивших от князей смоленских. Род их дал немало иноков. От юности он отличался склонностью к созерцательности и любил изучать Священное Писание, особенно псалмы Давидовы. Родители не препятствовали его настроению, но отпустили в монастырь, лишь когда ему минуло 25 лет. Он поступил в Иосифов Волоколамский монастырь. В то время там подвизался будущий святитель Гурий, просветитель Казани (память его 4 окт.) — тогда еще рядовой инок, а потом настоятель, — а также неправедно сосланный туда прп. Максим Грек (память его 21 янв.). Оба они имели на молодого монаха большое влияние. Проходя все монастырские послушания, он продолжал изучать Священное Писание и занимался переписыванием богослужебных книг. Затем он был архимандритом старицкого Успенского монастыря и довел его до цветущего состояния. Тогда он поставил вместо себя настоятелем ученика своего Иова (будущего первого Патриарха Всероссийского), а сам вернулся в Волоколамский монастырь на безмолвие. Вслед за сыном поступил в ту же обитель отец его, боярин Феодор Афанасьевич Полев, и принял постриг с наречением ему имени Филофей. Отец и сын принимали участие в Соборе 1555 г., и тогда-то по совету святителя Германа царь Иоанн IV, который хорошо знал и почитал его, избрал архимандрита Гурия (память его 4 окт.), находившегося тогда в затворе, первым архиепископом Казани.

http://sedmitza.ru/lib/text/437861/

Гедеон I, епископ Смоленский и Дорогобужский (Вишневский) Родился на Украине в дворянской семье. Обучался в Киевской духовной академии до философского класса, затем уехал за границу и учился в Вильне, Ковне и Львове, где от иезуитов получил степень доктора философии. Вернувшись на родину, был учителем риторики и пиитики в Киевской духовной академии. В 1712 году преподавал риторику в частном доме. С 1714 года – преподаватель философии в Московской духовной академии. С 1718 года – префект академии. В 1723 году назначен ректором Московской духовной академии и архимандритом Заиконоспасского монастыря. 19 июня 1723 года хиротонисан во епископа Смоленского. В Смоленске он открыл духовную семинарию. Скончался 2 февраля 1761 года. Погребен в Смоленском Успенском соборе. Жизнь преосвященного Гедеона ознаменовалась борьбой и полемикой с архиепископом Феофаном (Прокоповичем) , которая чуть не привела к гибели Гедеона. Архиепископ Феофан (Прокопович) , в царствование императрицы Анны Иоанновны будучи вершителем церковных дел, сумел низложить всех своих противников. Он предложил и епископу Гедеону оставить епархию, но получил смелый ответ: «Пою Богу моему дóндеже есмь». Преосвященный Гедеон отличался энергией, справедливостью и стойкостью в защите интересов духовенства, хотя был очень строг и взыскателен как к духовенству, так и к пастве. За пьянство он наказывал плетьми. Епископ Гедеон был хороший администратор. Он заботился об обучении детей и строил новые школы в разных городах своей епархии. При строгости келейной жизни преосвященный Гедеон имел обыкновение во внешности показывать свое превосходство и важность. Архиепископ Тверской и Кашинский Феофилакт (Лопатинский), не менее авторитетный, чем архиепископ Феофан (Прокопович) , в оценке богословской учености признавал преосвященного Гедеона «совершенным философом и богословом». Литература: Чистович И. А. Феофан Прокопович и его время. – СПб., 1868. – С. 33–43, 705. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 4. – С. 1102–1103.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Иннокентий, архиепископ Псковский и Рижский (Нечаев) Родился в 1722 году в семье дворового человека дворян Нарышкиных. Окончил Московскую славяно-греко-латинскую академию и был оставлен в ней учителем риторики. В 1758 году пострижен в монашество и определен проповедником. С 1759 года – префект Славяно-греко-латинской академии. С 1761 года – наместник Троице-Сергиевой лавры в сане архимандрита. 23 февраля 1763 года хиротонисан во епископа Кексгольмского и Ладожского, викария Новгородской епархии; 28 мая того же года перемещен в Тверь, а 4 октября (не побывав в Тверской епархии) перемещен на Псковскую кафедру. 22 сентября 1770 года уволен на покой с пребыванием на Псковском подворье. Скончался 24 января 1799 года. Погребен в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры. Преосвященный Иннокентий был образованным человеком своего времени. Он пользовался уважением императрицы Екатерины II наряду с его современниками – архипастырями Платоном (Левшиным) и Гавриилом (Петровым). Архиепископу Иннокентию принадлежит много сочинений. Труды: Чин исповедания отроком. – 1-е изд. – 1769; 2-е изд. – 1795; 3-е изд. – 1814. Наставление от архипастыря священнику при отправлении его к должности. – СПб., 1790; СПб., 1795. Приготовление к смерти. – СПб., 1793 (пер.. с латинского). Собрание воскресных и праздничных поучений. – 1775. Слово в день рождения императрицы Екатерины II. – М., 1766. – в день бракосочетания великого князя Павла Петровича. – 1773. – на открытие Рижского наместничества. Литература: Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доныне. – Тверь, 1859. – С. 4 6, 1 2 5. Смирнов С. К., протоиерей. История Московской Славяно-греко-латинской академии. – М., 1855. – С. 210. Сухомлинов М. И. История Российской академии. – СПб., б. г., т. 1. – С. 184–186. Евгений (Болховитинов) , митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. – СПб., 1827. Евгений (Болховитинов) . Описание монастырей Иоанно-Богословского Крыпецкого и Рождество-Богородицкого Снетогорского с прибавлением списка преосвященных архиереев псковских. – Дерпт, 1821. – С. 50.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Сергий, архиепископ Рязанский и Зарайский (Крылов-Платонов Стефан Георгиевич) Родился в 1768 году в городе Дмитрове Московской губернии в семье причетника. Образование получил в Тверской духовной семинарии. С 4 сентября 1798 года – учитель той же семинарии. 9 февраля 1801 года пострижен в монашество и вскоре рукоположен во иеродиакона. В 1802 году рукоположен во иеромонаха. С 25 апреля 1804 года – префект Московской Славяно-греко-латинской духовной академии и соборный иеромонах Московского Донского монастыря. 5 августа 1807 года возведен в сан архимандрита Можайского Лужецкого Рождество-Богородицкого монастыря с оставлением в академии. С 20 апреля 1808 года – ректор Московской духовной академии и настоятель Московского Заиконоспасского монастыря. С 1 января 1810 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и с 27 января – настоятель Новгородского Юрьева монастыря и присутствующий в Санкт-Петербургской духовной консистории. С 14 июня 1811 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. 17 марта 1812 года хиротонисан во епископа Костромского и Галичского. С 4 июня 1817 года – епископ Рязанский и Зарайский. 17 сентября 1819 года возведен в сан архиепископа. Скончался 18 августа 1824 года. Литература: Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 210. Родосский А. С. Биографический словарь студентов первых XXVIII курсов Санкт-Петербургской духовной академии. 1814–1869 гг. – СПб., 1907. – С. 14. Толстой Ю. В. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 210. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1403, 1411. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 571. Островский П., протоиерей. Историко-статистическое описание костромского первоклассного кафедрального Ипатьевского монастыря. – Кострома, 1870.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Варсонофий, святитель, епископ Тверской (Иван Васильевич) († 1576, память 11/24 апреля, 4/17 октября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1495 года в семье священника г. Серпухова. Юношей, во время набега крымских татар, был захвачен ими и провел в плену около трех лет, научившись там татарскому языку. По освобождении принял монашеский постриг в Московском Спасо-Андрониковом монастыре. Здесь он познакомился с епископом Тверским Акакием, который взял его к себе в Тверь и рукоположил во иеродиакона. С 1544 года (по Строеву – с 1545 года) – игумен Николаевского Пешношского монастыря. В 1555 году возведен в сан архимандрита и послан в Казань в помощь архиепископу святителю Гурию (память 20 июня/3 июля, 4/17 октября и 5/18 декабря) в деле просвещения татар. В 1556 году, по повелению царя Ивана Грозного, с целью просвещения татар в самом городе Казани основал Спасо-Преображенский монастырь с храмами в честь Преображения Господня и святителя Николы Ратного, в котором и был архимандритом. В 1565 году (по другим источникам – в 1567 году) хиротонисан во епископа Тверского. Управлял епархией четыре года. В 1570 году, удрученный болезнями, уволен на покой в Казанский Спасо-Преображенский монастырь. Скончался в монастыре 11 апреля 1576 года. Перед кончиною святитель постригся в схиму, приобщился Святых Христовых Таин и мирно почил о Господе. 4 октября 1595 года обретены его мощи вместе с мощами святителя Гурия. Святитель Варсонофий был настоящий аскет-подвижник, воспитывавший свою душу слезною молитвою и постом. Этот добрый архипастырь отличался замечательными качествами души: смирением, терпением, незлобием и кротостью. Не чуждался святитель и научных познаний для пользы человека. Он изучил врачебное искусство, посредством которого безмездно врачевал телесные болезни людей. Пользуясь же даром рассуждения, он умело врачевал душевные страсти своей паствы. Был он трудолюбив, преуспевая в телесном подвиге во избежание праздности и лености. Примером личной жизни он оказывал благотворное влияние на свою православную паству и на татар, многие из которых принимали Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010