Предисловие к патерику Потомственный Почётный гражданин, член Тверской учёной Архивной Комиссии, Иоасаф Яковлевич Кункин, при письме к Архиепископу Димитрию, прислал в Казанское Церковно-Археологическое Общество фотографический снимок с иконы «Собора Тверских Святых» и местно (в Тверской Епархии) чтимых угодников Божиих, находящейся в Троицкой г. Кашина церкви, при коей г. Кункин долгое время проходил должность старосты (письмо от 27 января 1907 г.). На упомянутой иконе Тверские святые расположены (наподобие Киево-Печерских преподобных) в шести рядах. Все они изображены в рост и в таком порядке: На первом (нижнем) ряду: в средине – св. благоверный Великий князь Михаил Ярославич Тверской и св. Арсений 1-й, епископ Тверской; по сторонам их (на правой стороне): супруга св. Великого князя Михаила Анна (Димитриевна) Кашинская и св. благоверная княгиня Новоторжская Иулиания; на левой стороне: святитель Варсонофий, епископ Тверской (Казанский Чудотворец) и пр. Ефрем, архимандрит Новоторжский. В средине 2-го ряда: св. благоверный Великий князь Георгий (Юрий) Всеволодович (князь Владимирский, основатель Нижнего Новгорода). По правую сторону его: благоверная Великая княгиня Тверская Ксения, мать св. благоверного Великого князя Михаила Ярославича и праведный князь Бежецкий и Галичский Димитрий Юрьевич Красный; по левую сторону святитель Акакий, епископ Тверской и Феодор 2-й, епископ Тверской. В средине третьего ряда: первый Епископ Тверской епархии, – святитель Симеон. По правую сторону его: св. благоверный Ростовский князь Василько (Василий) Константинович, благоверный князь Ржевский Владимир и его супруга, княгиня Ржевская Агриппина и праведная Параскева, игуменья Ржевская; по левую сторону св. Γурий, первый архиепископ Казанский, св. Герман, второй архиепископ Казанский (Свияжский Чудотворец), Аркадий Новоторжский, ученик пр. Ефрема, и Феоктист, Архиепископ Тверской. В 4-м ряду – на правой стороне: св. Филипп 2-й, Московский Митрополит; преподобный Дионисий, Троице-Сергиевой Лавры Архимандрит; святейший патриарх Московский и всея России Иов и святитель Нектарий, митрополит Тобольский и Сибирский; по левую сторону св. Моисей, Архиепископ Новгородский, св. Тихон 1-й (Соколов), епископ Воронежский, Задонский Чудотворец; святитель Арсений 2-й Архиепископ Тверской (впоследствии Суздальский) и святитель Серапион, митрополит Сарский и Подонский.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ 04 января 2023 Протоиерей Максим Максимов, член Синодальной Комиссии по канонизации святых. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. Выступление на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского. Протоиерей Максим Максимов. Основные особенности духовного наследия священномученика Фаддея, архиепископа Тверского. 03 января 2023 Архимандрит Дамаскин (Орловский). Слово, сказанное на Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 85-летию мученической кончины священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского Особое попечение о святом 02 октября 2022 Архимандрит Дамаскин (Орловский)  Интервью на портале ПРАВЧТЕНИЕ 13.07.2022 «Жаждущему знать правду Господь Сам покажет, что и когда надо читать». Интервью архимандрита Дамаскина (Орловского) на портале ПРАВЧТЕНИЕ. 07 января 2020 Архимандрит Дамаскин (Орловский), ответственный секретарь Церковно-общественного совета по увековечению памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, научный руководитель Фонда " Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви " Интервью журналу " Фома " «Свидетели той эпохи уходили один за другим, и нужно было на что-то решаться» – как священник посвятил свою жизнь новомученикам 11 декабря 2018 Иноземцева Зинаида Петровна, заслуженный работник культуры РФ, член Правления Российского общества историков и архивистов (РОИА), почетный архивист РФ, кандидат исторических наук  Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке» Значение исследования проблемы канонизации святых ХХ века для постижения истории России 08 декабря 2018 Протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии, член Синодальной комиссии по канонизации святых, секретарь Епархиальной комиссии по канонизации святых Выступление в Московском доме национальностей 4 декабря 2018 года на научно-практической конференции «Духовно-нравственный подвиг народа России в ХХ веке»

http://fond.ru/materialy-o-novomuchenika...

Отошёл ко Господу архимандрит Вассиан (Шуста) — наместник Нило-Столбенской пустыни 4 мая, 2010. Редакция " Правмира " В ночь 2 мая в 2 часа 22 минуты на 83 году жизни после тяжёлой продолжительной болезни на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, отошёл ко Господу наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан Шуста — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края. В ночь 2 мая в 2 часа 22 минуты на 83 году жизни после тяжёлой продолжительной болезни на 55 году служения Русской Православной Церкви в священном сане, отошёл ко Господу наместник монастыря Нило-Столобенская пустынь архимандрит Вассиан Шуста — старейший клирик Тверской епархии, почётный житель города Осташкова, известный общественный деятель, молитвенник и подвижник Селигерского края. Отец Вассиан родился в Праздник Богоявления 19 января 1928 года в деревне Войниловичи Несвижсого района Минской области в семье крестьянина. В 1947 году окончил 9 классов средней школы. В том же 1947 году поступил в Минскую Духовную семинарию и окончил её в 1951 году. С 1951 года по 1955 годы учился в Ленинградской Духовной академии, в которой в тоже время учился будущий Святейший Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ II. Отец Вассиан успешно окончил Академию с учёной степенью кандидата богословия. 21 ноября 1955 года Архиепископом Калининским и Кашинским ВАРСОНОФИЕМ был рукоположен в сан иерея и назначен настоятелем Знаменской церкви города Осташкова Калининской (Тверской) области. Стойкость и мужество требовались от молодого священника в тяжёлые времена хрущёвских гонений на Церковь, чтобы достойно совершать истинное жертвенное служение, окормляя чад, вверенных ему Самим Богом: сохраняя доброту людей и приумножая их нравственное христианское благочестие в безбожное время. С 1956 по 1992 год — благочинный Осташковского округа Тверской епархии. В 1983 году протоиерей Владимир Иванович Шуста похоронил жену.

http://pravmir.ru/otoshyol-ko-gospodu-se...

Амвросий, архиепископ Тверской и Кашинский (Протасов Алексей Иванович) Родился около 1762 года в г. Боровске Московской губернии. Обучение начал в Перервинской духовной семинарии, а закончил в Троице-Сергиевской лаврской духовной семинарии. В 1790 году назначен учителем риторики и поэзии в Московскую духовную академию. В 1794 году принял монашество и был проповедником и учителем философии в академии. С 1797 года – префект академии. 9 января 1799 года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. В этот же период занимал должности: ректора Александро-Невской духовной академии, учителя богословия и присутствующего в консистории. В 1800 году назначен наместником Александро-Невской лавры и настоятелем Иверского монастыря. 4 июня 1802 года переведен настоятелем Новгородского Юрьева монастыря с сохранением за ним и прежних должностей. 10 января 1804 года хиротонисан во епископа Тульского. 7 февраля 1816 года возведен в сан архиепископа с назначением на Казанскую кафедру. Улучшив порядок учебной и воспитательной работы в академии, преосвященный Амвросий поднял Казанскую духовную академию на высокий уровень. Он всей душой болезновал и об инородных племенах своей епархии. С 6 ноября 1826 года – архиепископ Тверской. Скончался 1 июля 1831 года. Преосвященный Амвросий был одним из красноречивейших проповедников своего времени. Слово его отличалось необычайной яркостью, непосредственностью и производило на слушателей неизгладимое впечатление, что свидетельствовало о большом природном таланте. Некоторые из его слов приобрели такую популярность, что включались и в хрестоматии. Московский митрополит Платон (Левшин) был прекрасным оратором, но, услышав однажды речь преосвященного Амвросия, воскликнул: «Если бы я так писал, как Амвросий, меня сходилась бы слушать вся Россия». Александр Ефимович Измайлов, вице-губернатор Твери, с большим уважением относился к преосвященному Амвросию. Он называл его «умнейшим, ученейшим, благороднейшим и любезнейшим человеком, красой всех монахов, который молвит не в укор, умнее даже Филарета, красноречивее его».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Тверь. Христорождественский монастырь. Кафедральный собор Воскресения Христова. Карта и ближайшие объекты Воскресенский кафедральный собор Христорождественского женского монастыря. Храм в честь Воскресения Христова по проекту архитектора Н.П. Омелюстого был возведен в 1913 г. на средства монастыря и вклад царской семьи к 300-летию дома Романовых. Он выполнен в неорусском стиле и стилизован под формы новгородской и псковкой архитектуры. Имеет форму куба с тремя апсидами и массивным, сужающимся к верху барабаном со шлемовидной главой. Художественной выразительностью, композицией построения и ярусностью более неповторим в храмовой архитектуре Твери. По статусу епархии - кафедральный собор (главный храм) монастыря и епархии. В 1936 г. храм закрыли. Воскресенский кафедральный собор вернули прихожанам в 1988 г. Возобновлены богослужения в 1992 г. В 1995 г. в Соборе побывал и отслужил всенощную Святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II.  По материалам журнала СИТЕС 2001/4 (99). Тверь. Православные храмы. Путеводитель. Собор был построен по проекту архитектора Н.П. Омелюстого в 1913 году при Христорождественском женском монастыре Твери в честь 300-летия дома Романовых. На строительство собора тысячу рублей из своих средств пожертвовал император Николай II. В 1914 году чин освящения совершил Архиепископ Тверской Кашинский Серафим (Чичагов), позже прославленный Церковью как священномученик. При освящении собора присутствовала помогавшая его строительству великая княгиня Елизавета Федоровна, настоятельница Марфо-Мариинской обители, ныне тоже прославленная Церковью в чине преподобномучениц. Собор был закрыт в 1936 году. В советское время использовался под склад. Был передан обратно Тверской епархии Русской Православной Церкви и стал кафедральным собором в 1988 году, был освящен малым чином в 1992 году После восстановительных работ в 2010 году архиепископ Тверской и Кашинский Виктор совершил Великое освящение храма. В кафедральном соборе служили и молились Святейшие Патриархи Московские Алексий II (1995) и Кирилл (2010). В храме покоятся мощи преподобноисповедника архимандрита Сергия (Сребрянского).

http://sobory.ru/article/?object=04506

Вид восточной стороны храма с главной Тверской-Ямской улицы Предисловие Храм Св. Василия Кесарийского , что в Тверской-Ямской слободе 1 , принадлежит к числу замечательных и наиболее известных приходских храмов нашей первопрестольной столицы 2 . Это единственный теперь 3 в г. Москве храм, посвященный имени Вселенского Учителя и Святителя Христова, твердого исповедника и поборника православной веры, – Св. Василия, Архиепископа Кесарии Каппиадокийской, († 1 января 379 г.), за свои подвиги и труды для Церкви Божией получившего от неё наименование „Великого“. Как бы в соответствие с таковым наименованием Святителя Василия 4 , – и храм его в нашей местности отличается величественным видом и обширностью. Пятиглавый, – с большими тремя алтарными выступами на главную улицу, – с обширною папертью с западной стороны, с двумя, кроми того, боковыми папертями-входами, он по своему наружному грандиозному виду и широте своих размеров 5 мог бы занять не последнее место и между нашими соборными храмами, – а из приходских храмов г. Москвы в сравнение с ним могут быть поставлены лишь весьма немногие. Таковому внешнему виду нашего храма вполне соответствует его внутреннее величественное строго-церковное благолепие и богатство украшений. В нем мы видим множество Св. икон, написанных по древним образцам, и почти все они облечены в драгоценные ризы. Престол его главного храма сияет дорогою, художественной работы, одеждою. Величественный пятиярусный средний его иконостас весь обложен позлащенной с эмалью бронзою. Иконостас одного из его приделов (Николаевского) сребро-позлащенный. Все его стены и своды росписаны священными изображениями в строго византийском стиле. Особенно благолепный вид имеет храм наш при освещении, во дни праздничных торжественных богослужений, к которым молящиеся призываются благовестом громогласного, тысячепудового колокола. Кто бывает в эти дни в храме нашем, тот невольно умиляется душею: Красота храма и священнослужение, при стройном пении, оживляет и поддерживает в молящихся благоговейное настроение, неприметно вознося их мысли к красотам высшего горного мира, где Престолу Божию предстоят Святые – наши верные Покровители и Молитвенники, – а вместе с ними – Матерь Божия, Царица Небесная, сияющая вечной славой и совершенствами, – и ими, как бы „ризами позлащенными одеяна, преукрашена“.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij-Razumi...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) XI. Епархия Тверская Тверская епархия учреждена около 1272 г. Седьмая из второклассных. I. Епископы Тверские 1. Симеон (бывший епископ Полоцкий, перешёл сюда?) упом. 1272, 85 и 87; † 3 февр. 1289. 2. Андрей , сын кн. Литовского Герденя, хирот. в 1289, из игуменов Тверского Богородицкого монастыря; в 1315 оставил епархию; † 1323, в своём мнтре св. Богородицы, на Шеше. 3. Варсонофий 115 хирот. 1315; † 1328. Погребён в Кафедральном соборе. 4. Феодор хирот. 1330; † 1342. Погребён в соборе. 5. Феодор упом. с 1344; в 1360 оставил епархию; † 20 мар. 1367, в Отроче мнтре. Погребён в соборе. 6. Василий хирот. 1361, из игум. Тверского Спасского монастыря; † 1372. Погребён в соборе. 7. Евфимий Вислень хирот. 9 мар. 1374, из игум. Тверского Николаевского монастыря; в июле 1390 лишён епархии; † 1392, в Чудове мнтре. 8. Арсений хирот. 24 июля 1390, из архидиаконов митрополита Киприана; † 2 мар. 1409; в лике святых с 1547. Мощи в Желтикове мнтре. 9. Антоний хирот. 2 февр. 1411; упом. 22 мар. 1416. 10. Илия хирот. Около 1435, из игум. Желтиковских; упом. 1437, 38, 1451. 11. Моисей 1453 хирот. из архим. Отроча монастыря; до 1459. Погребён в Отроче мнтре. 12. Геннадий Кожин в мар. 1461 хирот. из архим. Отрочевских; † в апр. 1477. Погребён в соборе. 13. Вассиан, кн. Стригин-Оболенский , хирот. 6 дек. 1477 из архим. Отроческих; † 23 мая 1508. Погребён в соборе. 14. Нил , Грек, хирот. 24 авг. 1509, из игум. Московского Богоявленского монастыря; † 3 апр. 1521. Погребён в соборе. II. Епископы Тверские и Кашинские 15. Акакий хирот. 30 мар. 1522 из архим. Возмицкого монастыря; † 14 янв. 1567, в Москве. 16. Варсонофий хирот. в 1567 из архим. Казанского Спасо-Преображенского монастыря; в 1570 отошёл туда-же и † 11 апр. 1576; в лике святых с 1595. Мощи в Казанском Спасском мнтре. 17. Савва в 1570 хирот. из игум. Псково-Печерского монастыря; упом. 1572. 18. Феодорит 116 записан в Тверском Синодике, но нигде не упом. (?) III. Архиепископы Тверские и Кашинские 19. Захарий упом. с 20 дек. 1578; в мае 1589 произведён в архиепископа; по 1602 († ... ?).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

сост. Александр Ратшин Тверской губернии МОНАСТЫРИ, НЫНЕ СУЩЕСТВУЮЩИЕ: ТРОИЦКИЙ-КАЛЯЗИНСКИЙ, муж. 1 класса, в уездном городе Калязине, находится под управлением архимандрита, который есть и ректор Тверской Семинарии. Он основан около 1450 года Преподобным Макарием – и как монастырь, так в последствии и город, получили свое наименование по прозвищу прежнего владельца этой земли, никоего Иоанна Каляги, который подарил Преподобному Макарию место для сооружения обители. – В 1610 году литовцы взяли Калязинский монастырь приступом, умертвили воеводу Давида Жеребцова, защищавшего обитель, также игумена и иноков, разорили и выжгли здания; а серебряную раку Преподобного Макария, сделанную вместо деревянной царем Борисом Годуновым в 1599, рассекли на части, и св. мощи низринули. По освобождении России от мятежей, здания монастырские возобновлены и все приведено в прежний вид. Ныне здесь четыре церкви: 1) Соб. Живоначальной Троицы, где почивают мощи Преподобн. Макария в богатой серебряной позолоченной раке, сооруженной в 1700 году иждивением монастырским и доброхотных дателей, в которую переложены они Сергием архиепископом Тверским, того ж года сентября 18. При сем храме придел Рождества Богородицы. 2) Трапезная, Бориса и Глеба. 3) Больничная, Алексия Человека Божия. 4) Макария Калязинского, над св. вратами, устроенная Архимандритом Варлаамом в 1752 году. Ограда сего монастыря с башнями, построена в 1648 г. а колокольня в 1650. В этой обители вступил в иночество, в XV веке, Преподобный Паисий Угличский, который занимался здесь списыванием разных Божественных книг: еще и теперь хранится в ризнице его трудов книга Иоанна Богослова. Монастырь этот известен в истории русской подвигами знаменитого князя Михаила Скопина-Шуйского. ОТРОЧЬ-УСПЕНСКИЙ, муж. 2 класса, в губернском городе Твери; на устье реки Тверцы, при впадении ее в Волгу, состоит под управлением архимандрита. Он основан в 1265 году, при в. к. Ярославе III Тверском, отроком его Григорием. Здесь три церкви: 1) Соб. Успения Богородицы, нынешнее здание коей существует с 1722 года. 2) Митрополитов Московских Петра и Филиппа. 3) Введения Богородицы, в которой погребены тверские архиереи XIII и XIV века, Андрей и Феодор.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

Памятники древнерусской церковно-учительной литературы. Выпуск 2. Славяно-русский пролог, Ч. 1. Сентябрь-декабрь Источник Содержание Предисловие Славяно-русский Пролог в его церковном и народно-литературном значении (историко-литературный очерк). – Профессора А. И. Пономарева I. Житийные чтения Пролога Сентябрь 1. Убиение св. благоверного князя Глеба (5 сент.) 2. Преп. Иосиф Волоцкий (9 сент.) 3. Св. мученица Людмила Чешская (16 сент.) 4. Св. Киприан, митроп. Киевский и всея России (16 сент.) 5. Св. Феодор Смоленский и чада его Давид и Константин (19 сент.) 6. Убиение Батыем св. Михаила Черниговского и боярина его Феодора (20 сент.) 7. Преп. Сергий Радонежский (25 сент.) Из Похвального Слова преп. Сергию Епифания Премудрого и из его жития Пахомия Логофета 8. Преп. Евфросиния Суздальская (25 сент.) 9. Преп. Савватий, Соловецкий чудотворец (27 сент.) 10. Григорий, Вологодский чудотворец (30 сент.) Октябрь 1. Савва Вишерский 2. Св. Гурий, архиеп. Казанский и Варсанофий Тверской 3. Преп. Сергий Обнорский, Вологодский чудотворец (7 окт.) 4. Преп. Параскева (14 окт.) 5. Преп. Иоанн Рыльский (19 окт.) 6. Св. Артемий Веркольский (20 окт.) 7. Преп. Авраамий Ростовский (29 окт.) Ноябрь 1. Св. Иоанн Златоуст и его мать Анфуса (5 ноября) 2. Св. Иова архиеписк. великого Нова-града (5 ноября) 3. Преп. Варлаам Новгородский чудотворец, иже ва Хутыне (6 ноября) 4. Память во святых отца нашего Иоанна архиепископа Константинопольского Златоустого (13 ноября) 5. Св. благоверный великий князь Михаил Ярославич Тверской (22 ноября) 6. Св. Александр Невский (23 нояб.) 7. Освящение церкви святого великомученика Георгия иже в Киеве пред враты Святой Софии (26 нояб.) Декабрь 1. Память, иже во святых отца вашего Николая, архиепископа Мирликийских чудотворца (6 дек.) 2. Чудо святого Николая о муже утопшем в море 3. Повесть о чюдеси святого же отца нашего Николая о Агриконе сыне Василии 4. Преп. Антоний Сийский (7 дек.) 5. Нил Столбенский, Новгородский чудотворец 6. Слова о св. Вонифатии Милостивом 7.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Pono...

Герман, святитель, архиепископ Казанский и Свияжский (Садырев-Полев Григорий Федорович) († 1567, память 23 июня/6 июля, 25 сентября/8 октября, 6/19 ноября и в 1-е воскресенье после 29 июня в Соборе Тверских святых) Родился около 1505 года в городе Старице Тверской губернии в семье боярина Федора Афанасьевича Садырева-Полева. В конце 30-х годов XVI столетия удалился в Иосифо-Волоколамскую обитель, где вскоре принял монашеский постриг от игумена Гурия († 1563, память 20 июня/З июля, 4/17 октября и 5/18 декабря), впоследствии архиепископа Казанского, и находился под его духовным руководством. В 1551 году епископ Тверской Акакий вызвал Германа к себе и рукоположил его во иеромонаха; затем возвел его в сан архимандрита и поставил настоятелем Старицкого Успенского монастыря. В Старицкой обители архимандрит Герман ввел устав преподобного Иосифа Волоколамского. В обители в это время жил в заключении Максим Грек († 1556, память 21 января/3 февраля и 21 июня/4 июля), с которым отец Герман часто беседовал. В 1553 году был вызван в Москву на Собор по поводу еретических учений Матвея Башкина и Артемия, бывшего игумена Троице-Сергиева монастыря. После учреждения Казанской епархии в 1555 году игумен Гурий был посвящен в архиепископа Казанского. Для создания в Свияжске обители в честь Успения Богородицы и проповеди христианства он взял с собой отца Германа. Новоустроенный монастырь за 8 лет управления архимандритом Германом стал центром просвещения Казанского края. Несколько тысяч магометан и язычников были обращены в христианство. Отец Герман заботился об обучении новокрещенных. Воздвигал храмы, заботился о насельниках монастырей, основал Казанский Иоанно-Предтеченский монастырь, а при Зилантовом монастыре устроил школу для детей. 12 марта 1564 года архимандрит Герман был хиротонисан во епископа Казанского с возведением в сан архиепископа. В 1566 году, когда ушел на покой митрополит Московский и всея Руси Афанасий, царь Иван IV пожелал видеть на митрополичьей кафедре святителя Германа. По приказу царя он был вызван в Москву и помещен в митрополичьем доме. Архиепископ Герман настойчиво отказывался занять столь высокий пост, указывая на свое недостоинство. В то же время он «кроткими словесы» начал увещевать царя и обличал бесчинства опричников. Святитель Герман откровенно высказал царю, что если он будет митрополитом, то по долгу своего сана не станет молчать и скрывать творившиеся злодеяния, но будет обличать их пред всем народом. За это он был удален из митрополичьего дома и в течение двух лет жил в Москве, находясь в опале, а митрополитом был избран Филипп (впоследствии митрополит Московский и всея Руси; † 1569, память 9/22 января, 3/16 июля и 5/18 октября), который также вскоре попал в немилость за обличение царя.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010