Ольга Кузьмина Ржев и митрополит Платон Скачать epub pdf «Главное в жизни – всегда делать людям добро. Если не можешь делать для людей добро большое, постарайся совершить хотя бы малое». Свт. Лука (Войно-Ясенецкий) В журнале «Церковные ведомости» (1891 г.) отмечается, что Преосвященный архиепископ Херсонский и Одесский, впоследствии митрополит Киевский и Галицкий Платон, «принадлежал к числу наиболее известных проповедников», кто внес свой яркий и неповторимый след в строительство Российского государства 1 . Действительно, в истории нашего Отечества архиепископ Платон оставил о себе память как о многомерной личности. Это был выдающийся миссионер, страстный распространитель просвещения, крупный ученый и мудрый наставник. Известны около 15 его опубликованных трудов, которые и сегодня являются научной базой современных исследовательских работ. Сын провинциального священника из Ржевского уезда Тверской губернии прошел большой путь от скромного ученика Ржевского духовного училища до великого пастыря мира и народов, лучами блистательного интеллекта и образованности, личной культуры и веры выстроивший вокруг себя пространство высокой нравственности, церковности, такта. И как отмечали его современники, любви к простому народу и редкую мягкую ласковость в обращении к любому собеседнику. Будущий миротворец, общественный деятель и проповедник, Высокопреосвященный Платон родился в посаде Погорелое Городище тогда Ржевского уезда Тверской губернии в семье Иоанна Андреевича Шалюхина (1780–1848), происходившего из старинной династии тверского духовенства. О. Иоанн 2 , выпускник Тверской духовной семинарии, был женат на Прасковье/Параскеве Васильевне (1786–1848), дочери зубцовского священника из небольшого села Красный Холм 3 . Иоанн Андреевич представлял седьмое поколение рода священнослужителей Тверского уезда с. Бурашево, где уже с середины XVII века священником Покровской церкви этого сельского поселения был его пращур Семен Терентьевич (на 1677 г.) 4 . Можно предположить, что именно супружество Иоанна Андреевича стало причиной его переезда на Погорельский посад Ржевского уезда, где он достойно прослужил в Ильинской церкви более сорока лет с 1802 по 1848 годы 5 . С 1806 г. о Иоанн был назначен благочинным округа.

http://azbyka.ru/otechnik/Platon_Gorodec...

Содержание Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) Архиепископу Ростовско-Ярославскому, бывшему епископу Тверскому и Кашинскому Письма к преосвященному Арсению (Верещагину) 1. Гавриила (Петрова), митрополита Новгородского 2. Самуила (Миславского), митрополита Киевского 3. Платона (Левшина), митрополита Московского 4. Иннокентия, архиепископа Псковского 5. Кирилла (Флоринского), викария Севского 6. Симона (Лагова), епископа Рязанского 7. Вениамина (Румовского-Краснопевкова), епископа Архангельского 8. Иринея (Братановича), епископа Вологодского 9. Тихона (Малинина), епископа Воронежского, впоследствии Тверского 10) Павла (Зернова), епископа Костромского 11. Амвросия (Подобедова), архиепископа Казанского 12. Виктора (Онисимова), епископа Владимирского и Суздальского 13. Дамаскина (Семенова-Руднева), епископа Нижегородского 14. Амвросия (Серебреникова), архиепископа Екатеринославского 15. Феоктиста (Мочульский), епископ Севского 16. Феофила (Раева), епископа Тамбовского 17. Арсения (Тодорского), епископа Вологодского 18. Не известного 19. Серапиона (Александровского), архимандрита Московского Богоявленского монастыря, потом епископа: Дмитровского, впоследствии митрополита Киевского 20. Арсения, архимандрита Тверского Успенского Желтикова монастыря 21. Варлаама (Миславского), архимандрита Киево-Братского монастыря и Ректора Академии 22. Иринея (Клементьевского), архимандрита Новгородского Юрьева монастыря и члена Св. Синода 23. Иннокентия (Лаврова), архимандрита Вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря 25. Варлаама архимандрита Богоявленского Голутвина монастыря и ректора Коломенской Дух. Семинарии 25. Иоанна (Терликова), архимандрита Ниловой Пустыни, потом настоятеля Московского Симонова монастыря 26. Михаила (в монашестве Августина) Сахарова     Архиепископ Арсений (Верещагин), к которому адресованы были напечатанные ниже письма, был один из видных деятельных и уважаемых русских архипастырей второй половины XVIII столетия 1 . Он родился 27-го января 1736 года 2 в г. Кашин от священника Успенского собора Иоанна Алексеева (Верещагина) 3 и при крещении наречён Василием.

http://azbyka.ru/otechnik/Savva_Tihomiro...

Глава XVI. Пятидесятилетнее празднование святительства владыки 5 августа 1867 года; внезапная кончина его и погребение Августа 5-го, 1867 года должно было исполниться пятидесятилетие святительского служения митрополита Московского Филарета. Всеобщее уважение, которым он пользовался, любовь, которую он стяжал, внушили мысль торжественно праздновать день его пятидесятилетнего юбилея. Когда дошло до его сведения о приготовлениях, которые делались к этому дню, он сильно смутился и намеревался, было, вовсе уклониться от празднования, но, узнавши, что и Государь Император на то соизволил, он подчинился всеобщему желанию. До того времени владыка пребывал в Гефсиманском скиту, а ко дню юбилея он прибыл в Лавру. Я приехал туда накануне, августа 4-го, поутру, и по распоряжению монастырского начальства Лавры мне отвели для помещения келью гробового иеромонаха Иоасафа. Всенощное бдение совершалось в Троицком соборе, служил Лужицкий архимандрит Виктор. На следующий день, августа 5-го, были два архиерейских служения. Владыка сам в этот день нигде не служил: он слушал литургию в 8 часов в своей крестовой церкви и приобщался Святых Таин. В 9 часов ударили в самый большой колокол, называемый Царь-колокол (весом в 4 000 пудов), и первый пришел архиепископ Ярославский Нил (ныне покойный) со звоном. Сопровождаемый всеми служащими, он сперва прошел в Троицкий собор, дабы приложиться к мощам Угодника, а потом тем же порядком со звоном отправился в Успенский собор, где ему была встреча, и тут он совершал литургию. В числе служивших с ним находился и я. Между тем благовест все продолжался. Немного спустя, тем же порядком, при таковом же звоне Тверской архиепископ Филофей (ныне митрополит Киевский) пошел в Троицкий собор, где ему также была встреча, и он там служил. Когда окончилась обедня, в Успенском соборе молебна не было, а все преосвященные и мы все собрались в Троицкий собор, где по окончании литургии совершено было благодарственное молебствие о здравии и спасении торжествуемого иерарха. Кроме означенных двух архиепископов, прибыли еще: Владимирский архиепископ Антоний, Нижегородский епископ Нектарий (после архиепископ Харьковский, уже скончавшийся), Калужский епископ (ныне архиепископ) Григорий, Тульский епископ (ныне архиепископ) Никандр, Симферопольский епископ, (ныне Туркестанский) Софония, Полоцкий (ныне Харьковский) епископ Савва и преосвященный Леонид, епископ (ныне архиепископ Ярославский) Дмитровский, викарий Московский. Преосвященный Игнатий, епископ Можайский, не присутствовал, так как он оставался в Москве для служения в день торжества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pimen_Blagovo/...

Иерарх-подвижник Казахстанской земли Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 27 октября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 59, 2010 К 65-летию со дня преставления священноисповедника Николая (Могилевского), митрополита Алма-Атинского и Казахстанского В ХХ веке Русская Церковь вынесла многочисленные гонения, украсившись памятью многих мучеников и исповедников. Среди них следует назвать имя митрополита Алма-Атинского и Казахстанского Николая 1 . Он родился в 1874 году в семье Н. Могилевского, псаломщика села Комиссаровки Верхне-Днепровского уезда Екатеринославской губернии. Он родился весной, “в первый день Светлой Пасхи, под радостный звон колоколов и под торжественное пасхальное пение. И девизом всей жизни его стало слово Давида Псалмопевца: Пою Богу моему, дондеже есмь 2 . Ребёнка крестили с именем Феодосий. Благочестивый отец привил сыну любовь к церковному пению, а тот продолжил служение своего отца, поступив в десятилетнем возрасте в Екатеринославское духовное училище, затем окончил Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы. Желая “всецело служить Господу”, Ф. Могилевский стал думать о монашестве. Чтобы выбрать монастырь, в который направить свои стопы, он купил книгу с описанием монастырей. Прочитав её за несколько дней, он встал утром и нечаянно задел книгу. Она упала со стола, раскрывшись на описании Ниловой пустыни Тверской епархии. Первый раз он прибыл в обитель, основанную преподобным Нилом Столобенским (†1554; пам. 7 дек.), в 1902 году и затем в 1903 году стал послушником Ниловой пустыни. В следующем году накануне праздника святителя Николая он был пострижен в монашество и назван в честь Мирликийского чудотворца 3 . В 1905 году 27 мая в день празднования обретения мощей преподобного Нила Тверской архиепископ Николай (Налимов) рукоположил молодого монаха в сан иеродиакона, а 9 октября того же года Старицкий епископ Александр (Головин) рукоположил иеродиакона Николая в сан иеромонаха 4 .

http://pravmir.ru/ierarh-podvizhnik-kaza...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Августа 12 (25) Священномученик Иоанн Никольский Священномученик Иоанн родился 4 января 1878 года в селе Ляцково Бежецкого уезда Тверской губернии в семье псаломщика Михаила Никольского. По окончании Тверской Духовной семинарии он был рукоположен в сан священника к одному из сельских храмов Кимрского уезда . В 1929 году власти обязали о. Иоанна привезти к 10 ноября на государственный хлебосдаточный пункт 25 пудов ржи. Священник в это время был в отъезде. Получив повестку 12 ноября, он на следующий же день привез рожь на хлебосдаточный пункт и был арестован за то, что опоздал на три дня. Суд приговорил священника к конфискации всего имущества и ссылке за пределы Кимрского района . В Твери у о.  Иоанна жил двоюродный брат, протоиерей Василий Владимирский, и священник решил переехать с семьей туда. Святой архиепископ Фаддей назначил о. Иоанна служить в Рождественскую церковь. В это время ОГПУ арестовало в Твери наиболее достойных священников и осудило их на заключение и ссылку, среди них и о. Василия Владимирского. Семьи арестованных оказались без поддержки, и оставшиеся на свободе священники старались чаще посещать их. Отец Иоанн стал чаще бывать у семидесятидвухлетней супруги о. Василия, Надежды Николаевны, у которой не было никого из родных. ОГПУ отметило частые посещения квартиры находящегося в тюрьме священника и решило арестовать о. Иоанна. 29 января 1933 года он был арестован и заключен в Тверскую тюрьму. Доказательств его виновности у ОГПУ не было никаких, и следователь попытался заполучить их через соседей Надежды Николаевны, но безуспешно. Только через полтора месяца, 14 марта, о. Иоанн был вызван на первый допрос. Следователь спросил, как он относится к советской власти. – Как человек верующий, – ответил о. Иоанн, – я считаю советскую власть Богом поставленной, и ей следует повиноваться не только за страх, но и за совесть. Причин быть враждебным советской власти я не вижу. Она дала право гражданам свободно исповедовать свою религию, верующим дала возможность организовываться в общины, оградила их права определенными законами и инструкциями. Повиновение советской власти я считаю своим долгом и веду себя как священнослужитель и как гражданин строго в рамках законности, чтобы не принести вред государству и не подвергать себя опасным взысканиям.

http://fond.ru/kalendar/644/ioann/

свящ. Александр Соколов 2) Снимок с древней иконы св. Благоверного Князя Михаила и преподобной матери его Ксении, в инокинях Марии. 3) Предсмертная исповедь св. Благоверного Князя Михаила. 4) Убиение св. Благоверного Князя Михаила. 5) Рака, в которой почивают мощи св. Бл. Князя Михаила. Объяснение рисунков 1. Ныне существующий Тверской Кафедральный Собор построен между 1689–1696 годами, при Царях Иоанне и Петре Алексеевичах, Тверским Архиепископом Сергием, на собственное его иждивение. План для Собора взят с большого Московского Успенского Собора. Весь он сложен из белого камня. Длина его, внутри стен, с алтарем 13 ½ саж., ширина 10 1/3 саж., вышина до свода 10 саж. Внутреннее украшение его было, с самого построения, изящно и величественно. Иконостас его поставлен на 10 саж. вышины, и состоит из 5 ярусов. Нижние местные иконы украшены серебряными отлично вызолоченными ризами, с такими же венцами; – лампады перед ними серебряные. Во всех прочих ярусах все иконы обложены, по оплечьям и краям, золочёным серебром, с такими же венцами. Освящен 18 Мая 1696 г. тем же Архиепископом Сергием. Архиепископ Митрофан, (памятный, и своей строгой благочестивой жизнью, трудолюбивой мудростью, по управлению паствою, и устроению Собора, еще более незабвенный по своей просвещенной деятельности к усилению и возвышению духовного образования), исправил повреждения Собора от пожара 1736 г., выбрал простенки в алтаре и, вместо низких и узких дверей в отделениях алтаря, сделал красивые и высокие арки; стены украсил живописью и лепными фигурами. В 1853 г. Собор сей был обновлен; оклады икон и ризы перезолочены и промыты; стены вновь расписаны превосходным образом, с изящной уборкою художником Мягковым. Нижние фигуры картин (с правой стороны I. Христос насыщающий 5 тысяч 5-ю хлебами, с левой – Ап. Павел в Ареопаге), до того живы и естественны, что издали сливаются в одну группу с близ стоящим народом. Пилястры и откосы окон отделаны под мрамор. В 1863 г. вся живопись на всех стенах была снова промыта, а также и иконостас, откосы трех выходных врат – западных, северных и южных сделаны под мрамор.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Павел, архиепископ Ярославский и Ростовский (Пономарев Петр) Родился 4 октября 1749 года в селе Александрова Слобода Дмитровского уезда Московской губернии в семье диакона. 10 января 1760 года поступил в Троицкую лаврскую духовную семинарию. В 1768 году отправлен в Москву для изучения языков в университете и для слушания лекций по богословию в Московской Славяно-греко-латинской академии. В 1772 году по окончании курса в академии и университете поставлен учителем французского и немецкого языков в Троицкой лаврской духовной академии. В июне 1775 года, по совету митрополита Платона (Левшина , † 1812), принял монашество и 28 августа того же года назначен наместником Троице-Сергиевой лавры. С 1779 года – преподаватель истории. С 1782 года ректор Московской Славяно-греко-латинской академии и архимандрит Московского Заиконоспасского монастыря. С 27 ноября 1783 года – архимандрит Московского Симонова монастыря. С 13 октября 1785 года – настоятель Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. С 14 января 1786 года – настоятель Московского Новоспасского монастыря. С 1792 года – член Святейшего Синода. 12 февраля 1794 года хиротонисан во епископа Нижегородского и Алатырского. С 26 октября 1798 года – епископ Тверской и Кашинский. 15 мая 1799 года возведен в сан архиепископа. С 26 декабря 1799 года – архиепископ Ярославский и Ростовский. Скончался 19 марта 1806 года. Погребен в Успенском соборе в городе Ярославле. Архиепископ Павел, тогда еще Петр Пономарев, для завершения образования поступил в Московскую Славяно-греко-латинскую академию и с разрешения митрополита Платона, благоволившего к нему, слушал в Московском университете философию и элоквенцию (словесность, риторику). Он учился настолько хорошо, что немецкий информатор университета Сергей Иванов дал такой отзыв о нем: «Немецкого грамматического класса ученик Петр Пономарев обучался в бытность свою с такой прилежностью и старанием, что всякий из его сверстников тому завидовал ежечасно, почему и успехи оказал достойные всякой похвалы. Что же касается до его поступков, то оказал такие, которые благородному и честному человеку всегда приличными и достойными быть казались».

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Монастыри 1.      Печерский. 2.      Елиазаров. 3.      Мирожский. 4.      Снетогорский. 5.      Крыпецкий. 6.      Великолуцкий Троицкий. 7.      Святогорский. 8.      Небин. 9.      Никандров. 10.      Предтечев Псковский. 11.      Вознесенский Великолуцкий. 12.      Нововознесенский. 13.      Архангельский Песковский. 14.      Благовещенский Песковский. 15.      Гремячевский. 16.      Сереткин. 17.      Сергиевский Песковский. 18.      Любятов. 19.      Верхнеостровский. 20.      Николаев, Каменноградский. 21.      Стефановский. 22       Климентов. 23.      Димитриев. 24.      Илиинский Псковский. 25.      Илиинский тоже. 26.      Василиевский тоже. 27.      Пятницкий тоже. 28.      Рдейский. 29.      Рождественский Порховский. 30.      Спасский тоже. 31.      Хлавицкий. 32.      Стадищский. 33.      Духов Псковский. 34.      Введенский Псковский. 35.      Никитский Псковский. 36.      Песоцкий тоже. 37.      Котельницкий. 38.      Плёсский. 39.      Дворецкий. 40.      Сяберский. 41.      Демянский. 42.      Медовский. 43.      Феофилов. 44.      Николаевский Торопецкий. 45.      Кудин. 1 Печерский Успенский, от Пскова в 56 верстах, основан в исх. XV века. Архимандрия с 1605. Ныне первоклассный. [V, 543.] Игумены Иона . Сергий . Симеон . Дорофей , 1521. Савва , 1524. Герасим , 1528. Корнилий , с 1529 по 20 февр. 1570; казнён царём Иоанном. Савва в 1570 перев. из Снетогорского и вскоре хирот. в епископа Тверского. Сильвестр 15 июня 1571 перев. из Снетогорского; по 1580. Тихон , 1581–83, хирот. в архиепископа Казанского. Никон , 1584–86. Мелетий , 1586–92. а.? (архим. 1687). Архимандриты Иоаким в 1594 перев. из Новоторжского Борисоглебского (?); с 1605 архим., а 6 июля 1616 хирот. в архиепископа Псковского. Антоний , 1616–21, 5 мая хирот. в архиепископа Рязанского. Иоасаф , с 1621 [упом. 3 февр.], а 14 янв. 1627 хирот. в архиепископа Псковского. Иов в 1627 перев. из Никитского Переяславль-Залесского; по 1634 (sic). Порфирий , бывший Владимиро-Рождественский 90 , с 1634 по 1637 (упом. в мар.), перев. в Спасо-Андрониев.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Святитель Гурий Казанский 17.12.2009 704 Время на чтение 16 минут В истории русской иерархии XVI века были три наиболее выдающиеся архиерейские хиротонии. В 1515 году, после покорения Смоленска, был рукоположен епископ Иосиф (1515 - 1532). Затем, когда произошло дальнейшее расширение страны на запад, в Полоцк в 1563 году был торжественно поставлен архиепископ Трифон (Ступишин). Собор архиереев Русской Церкви определил при этом старейшинство новой епархии. Несколько ранее,после покорения Казани, был рукоположен первый Казанский архиепископ - святитель Гурий (Ф 1563;память 5 декабря). В длинном ряду иерархов, которых рукоположил митрополит Макарий, Предстоятель Русской Церкви середины XVI века, первый Казанский архиепископ, впоследствии причисленный к лику святых, занимает совершенно особое место. В житии архиепископа Гурия, составленном Казанским митрополитом Ермогеном (1589 - 1606), бывшим в Смутное для России время Всероссийским атриархом (†1612), говорится: «...родился и воспитан был в городе Радонеже...в миру носил имя Григорий, сын Григорьев, по прозвищу Руготин» (1). Таким образом, родная земля святителя Гурия ранее была освящена стопами Преподобного Сергия Радонежского. Еще при жизни в миру Григорий Руготин был оклеветан перед своим господином, который хотел предать его смерти. «Сын же князя, будучи человеком благоразумным, распознал зло, понял нестерпимый срам отцу и матери и сам расследовал слова клеветников, подобно Даниилу, ограждающему целомудренную от клеветы» (2). По ходатайству своего сына князь не предал праведника смерти, а заключил его в темницу. Святитель Ермоген сравнивает страдания Григория с подвигом тезоименитого ему святителя Григория Акрагантийского (VI - VII века; память 23 ноября) (4). Во время заточения «Григорий начал писать небольшие книжицы для обучения маленьких детей и просил продавать их, а вырученные деньги раздавать нищим» (4). Находясь в темнице, он не искал себе облегчения, во всем положившись на волю Божию, и дал «обет принять постриг» монашеский в Иосифо-Волоколамской обители в случае своего освобождения. Неожиданно Божиим произволением освободившись после двухлетнего заточения, он пришел в монастырь, основанный преподобным Иосифом Волоцким, и стал там послушником. Затем принял монашеский постриг, в котором был назван Гурием, став «чудным иноком» (5). Скорее всего, это произошло при игумене Нифонте (Кормилицыне; 1522-1543), который в таком случае мог и совершить его монашеский постриг. Когда Волоцкий игумен стал епископом Крутицким, инок Гурий был назначен настоятелем обители (1544 - 1551). Затем недолгое время он подвизался настоятелем Троицкой Селижаровой обители в Тверской епархии (6).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

Григорий, Митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский (Постников Григорий Петрович) Родился в 1784 году в селе Михайловском Никитского уезда Московской губернии в семье диакона. Первоначальное образование получил в Перервинской и Троице-Сергиевской духовных семинариях, а затем окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 25 августа 1814 года пострижен в монашество; 27 августа рукоположен во иеродиакона; 28 августа – во иеромонаха. 19 марта 1816 года назначен инспектором Санкт-Петербургской духовной академии. 18 июля 1817 года удостоен степени доктора богословия и 29 июля того же года возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Иосифо-Волоколамского монастыря. С 1 октября 1817 года – экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии. Со 2 мая 1819 года – ректор Санкт-Петербургской духовной академии и ординарный профессор. С 21 августа 1821 года – член комиссии духовных училищ. 7 мая 1822 года хиротонисан во епископа Ревельского, викария Санкт-Петербургской епархии. С 4 января 1825 года (по другим источникам – с 1826 года)-епископ Калужский и Боровский. С 3 марта 1828 года – архиепископ Рязанский и Зарайский. Со 2 марта 1829 года – член Святейшего Синода. С 28 июля 1829 года (по другим источникам – с 25 июля 1831 года) – архиепископ Тверской и Кашинский. С 1 марта 1848 года – архиепископ Казанский и Свияжский. 26 августа 1856 года возведен в сан митрополита. С 1 октября 1856 года – митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский. Скончался 17 июля 1860 года. Погребен в Александро-Невской лавре в Свято-Духовской церкви, под алтарем. В студенческие годы Григорий был любимым учеником великого святителя митрополита Московского Филарета (Дроздова) , а впоследствии стал единомысленным с ним архипастырем. Преосвященный Григорий отличался всесторонним образованием. Это был ревнитель чистоты веры и нравственности. Строго соблюдал церковный устав, в догматических убеждениях относительно веры и Православия был стоек, непреклонен и неуступчив. Почти за каждым богослужением преосвященный Григорий говорил поучения простые, краткие и общедоступные.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010