диакон Георгий Малков Скачать epub pdf Приложения. Епископ Феодор (Текучёв) и митрополит Вениамин (Федченков) I. Епископ Феодор о митрополите Вениамине 1. Памяти митрополита Вениамина (Федченкова) 4 октября сего года исполняется пять лет со дня кончины замечательного, выдающегося иерарха Русской Православной Церкви митрополита Вениамина (Федченкова) . Владыка Вениамин (в миру Иван Афанасьевич Федченков) родился 2 сентября 1880 года. Отец его происходил из крестьян Тамбовской губернии. Мать – Наталия [урожденная Оржевская] – была дочерью священнослужителя. Иван был воспитан благочестивыми родителями в глубокой и твердой вере. Благодарное почитание своих родителей он сохранял всю жизнь, особенно чтил свою мать. Иван выделялся среди сверстников большими способностями к учебе. В Тамбовской семинарии он также хорошо учился. Господь даровал ему замечательный голос. Впоследствии Иван был хорошим певцом и регентом. Успешно окончив семинарию [в 1901 году], он поступил в Петербургскую духовную академию, по окончании которой был оставлен профессорским стипендиатом и затем состоял преподавателем академии по кафедре гомилетики и пастырского богословия. В 1907 году Иван Афанасьевич Федченков принял монашеский постриг в Петербургской духовной академии с именем Вениамин [по данным записки, составленной отцом наместником – архимандритом Алипием, это произошло 27 ноября]. Пострижение совершил ректор академии архимандрит Феофан [Быстров; впоследствии архиепископ). Вскоре Вениамин был посвящен во иеродиакона, затем иеромонаха. С того времени начался монашеский подвиг иеромонаха Вениамина в сочетании с педагогической и пастырской деятельностью. Он преподавал в Петербургской духовной академии, был ректором [сначала Таврической, в Симферополе, с 1911 по 1913 год, а затем] Тверской духовной семинарии. Он любил проповедовать и обладал большим даром красноречия. Некоторое время [ранее, в 1910–1911 годах] иеромонах Вениамин был личным секретарем архиепископа Финляндского Сергия (впоследствии Святейший Патриарх Московский и всея Руси), о котором всегда сохранял светлую память и отзывался с большим уважением как об умнейшем и достойнейшем иерархе.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Димитрий (Самбикин) Димитрий (Самбикин Димитрий Иванович), архп. Казанский и Свияжский. Родился 3 октября 1839 года в семье протоиерея слободы Караяшина, Острогожского уезда, Воронежской губернии. Окончил Бирюченское духовное училище в 1861 году – Воронежскую духовную семинарию. В 1865 г. – СПб. духовную академию. 20 янв. 1866 г. назначен преподавателем Воронежской духовной семинарии по Церковной истории. 26 сент. 1866 года рукоположен во диакона. 1 октября – во иерея, при Рождестве Богородицкой (Пятницкой) церкви в Воронеже. В 1867 году утверждён в степени магистра богословия. 13 апр. 1870 года овдовел, после трёхлетнего супружества. Жена умерла от туберкулёза в первый день Пасхи праведной христианской кончиной. С 5 мая 1872 г. – ректор Тамбовской духовной семинарии. 10 июня 1872 года утверждён и 23 июня возведён в сан протоиерея. 11 февраля 1877 года пострижен в монашество митрополитом Московским Иоанникием и 13 февраля возведён в сан архимандрита. 31 дек. 1880 г. вызван в СПб. на чреду священнослужения. 6 авг. 1881 г. – ректор Воронежской духовной семинарии. 4 янв. 1887 г. хиротонисан в Успенском Московском соборе Иоанникием, митрополитом Московским и собором епископов, во епископа Балахнинского, Нижегородской епархии. С 28 октября 1887 г. – епископ Балтский, вик. Подольской епархии. С 13 декабря 1890 года – епископ Подольский и Брацлавский. С 6 ноября 1893 года – почётный член Московской духовной академии. С 1895 года – почётный член Казанской духовной академии. С 2 ноября 1896 года – епископ Тверской и Кашинский. 6 мая 1898 года возведён в сан архиепископа. 17 марта 1904 года за выдающиеся учёно-литературные труд Советом СПб. академии удостоен учёной степени доктора Церковной истории. С 26 марта 1905 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 17 марта 1908 года в Казани. Перед самой кончиной сподобился таинства Елеосвещения и причастия Св. Христовых Таин. (В «ЖМП» 1945 г., 3, на стр. 68 ошибочно указан год смерти 1907 год. См. «Прав. Собес.» 1908 г., апрель, стр. 384).

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Житие митрополита Филиппа Подготовка текста, перевод и комментарии И. А. Лобаковой Личность митрополита Филиппа оставила яркий след в истории России. Уже его строительная деятельность в Соловецком монастыре свидетельствует о блестящих организаторских способностях и широте технических взглядов Филиппа и должна была сохранить его имя потомкам. Но едва ли не более значительна роль Филиппа в утверждении нравственных законов, нарушение которых не может быть оправдано ни обстоятельствами, ни страхом смерти, ни политической целесообразностью. Справедливо считая эпоху Ивана Грозного одной из самых кровавых, жестоких и безнравственных, мы не можем не видеть, что и тогда были люди, которые привносили в жизнь смысл, красоту и незыблемость нравственных начал: это и Ермолай-Еразм с его убеждением, что «все чюдотворения меньше есть любви», и архиепископ Герман Казанский, и епископ Иосиф Коломенский, открыто выступавшие против опричнины, пыток и казней. Наиболее яркой личностью в этом ряду является, бесспорно, митрополит Филипп. Филипп (в миру – Федор Степанович Колычев) принадлежал к родовитому боярству: он вел свой род от Андрея Кобылы, к которому возводили свои родословные Романовы, Шереметевы, Епанчины, Боборыкины, Сухово-Кобылины, Неплюевы, Коновницыны. Мать Федора (по предположению М. Л. Боде-Колычева, издавшего в 1886 г. исследование «Боярский род Колычевых» под литерами Б. М. Л. Б. К.) была новгородкой: когда новгородцы молили Филиппа, направлявшегося в Москву, покровительствовать Новгороду, то просили его заступиться за «свое отечество». Хотя имя Филиппа упоминается во многих исторических источниках (Новгородские летописи, Соловецкий летописец, грамоты), литературно-публицистических сочинениях авторов самой различной ориентации – от Андрея Курбского до опричников-иноземцев Таубе, Крузе и Штадена, но достоверных и точных данных не так уж много. Филипп родился 11 февраля 1507 г., в 1537-м – ушел из Москвы, в 1539-м принял постриг, в 1545-м стал игуменом Соловецкого монастыря, 20 июля 1566 г., подписав грамоту с условием «в опришнину и в царский домовный обиход не вступаться», стал митрополитом Московским и всея Руси; не в силах оставаться безмолвным свидетелем беспредельной жестокости царя в течение двух лет борется с ней, 4 ноября 1568 г. был свержен с митрополичьего престола по наветам царского духовника и целым «книгам» оговоров, которые были будто бы привезены из Соловецкой обители (однако конкретных обвинений против Филиппа не содержится ни в одном из известных современных Филиппу источников), сослан в Тверской Отроч монастырь в заточение и 23 декабря 1569 г. был там задушен Малютой Скуратовым. Известно, что в 1591 г. его мощи были перенесены в Соловецкий монастырь, где он почитался как святой с момента гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИОНА И НЕКТАРИЙ (Застолбские Иван Елизарович и Нестор Иванович; † между 1563 и 1576, Казань), преподобные (пам. в 1-ю субботу после 4 окт.), Казанские, сподвижники святителей Гурия (Руготина) и Варсонофия в деле учреждения Казанской и Свияжской епархии . И. и Н. упоминаются в 10-й гл. Жития святителей Гурия и Варсонофия, составленного Казанским митр. сщмч. Ермогеном (впосл. патриарх Московский и всея Руси) в 1596-1597 гг. Житие основано на рассказах очевидцев и на воспоминаниях автора, поэтому можно предположить, что сщмч. Ермоген знал И. и Н.; автор Жития принимал участие в обретении нетленных мощей святителей Гурия и Варсонофия, а также И. и Н. Преподобные И. и Н. упоминаются в службе свт. Гурию. 26 мая 1555 г. свт. Гурий был направлен царем Иоанном IV Васильевичем в новоучрежденную Казанскую епархию вместе с архимандритами св. Германом (Садыревым-Полевым) и св. Варсонофием. Также в Казань прибыли иноки Песношского мон-ря Тихон, Феодорит, Иов, Андроник, Сильвестр и инок Андроникова мон-ря Симеон. По повелению царя Иоанна IV в Казань поехал московский боярин И. Е. Застолбский для помощи архиеп. Гурию и попечения о житейских делах. И. Е. Застолбский принадлежал к знатному роду служилых людей. Предок Застолбских Акинф Великий был праправнуком Ратши и 2-м сыном героя Невской битвы Гаврилы Алексича. Первый носитель фамилии Застолбский, Роман Иванович, приходился Акинфу Великому праправнуком. Родовые владения Застолбских находились в Бежецком Верхе, с. Застолбье существует и ныне (в Рамешковском р-не Тверской обл.). И. Е. Застолбский записан в Тысячной книге 1550 г. как сын боярский 3-й статьи по Переславлю-Залесскому, а в дворовой тетради 1550 г. как дворовый сын боярский. Свт. Гурий прибыл в Казань в июле 1555 г., когда в крае еще продолжались военные действия. Вскоре по их окончании в 1557 г. архиепископ занялся широкой миссионерской и хозяйственно-экономической деятельностью, направленной на утверждение Православия и укрепление положения новой кафедры.

http://pravenc.ru/text/578340.html

мон. Лазарь (Афанасьев) Глава 4. Пустынники Рославльских лесов Лес Козельской засеки, где находилась Оптина пустынь, тянулся так далеко, что достигал Смоленской губернии, Брянских (или Брынских – от села Брынь) лесов. Так и называли иногда эти леса: Брянские (ближе к Оптиной – Жиздринские). Они тянулись непрерывной полосой. Около семидесяти лет (с середины XVIII века до 1820–1830-х годов) в Брянских лесах существовало православное пустынножительство. Здесь жили удивительные по чистоте и неприхотливости жизни отшельники. Гонения на монастыри, проходившие под видом борьбы с беспорядками в них, начатые Императором Петром I и продолжавшиеся при Императрицах Анне Иоанновне и Екатерине Алексеевне, привели к тому, что в них начал быстро угасать молитвенный и вообще монашеский дух. Вместо иноков обители зачастую наполнялись больными и увечными солдатами. Пострижение сделалось весьма редким и труднодостижимым. Во многих монастырях не оставалось порой никого, кроме престарелых, доживающих свой век священноиноков, не имевших сил совершать богослужения. Бывало такое положение и в Оптиной пустыни. Настоятели сменялись слишком часто. «Последствия показали, – писал автор жизнеописания преподобного Моисея Оптинского иеромонах Ювеналий (Половцев) , будущий архиепископ Литовский, – как мало соответствовали эти распоряжения настроению народного духа. При общем вызванном ими упадке монастырей в русском народе в то время крепко держалось усердие к монашеской жизни, которое, надеемся, и не иссякнет, пока будет существовать православная Русь. Любителей монашеской жизни было много во всех сословиях, но так как в тогдашних монастырях они не находили себе места или не могли удовлетвориться тогдашнею жизнью монастырскою, то многие из них удалялись из России в Афонские и Молдавские монастыри, а другие укрывались в лесах» 24 . Далее отец Ювеналий пишет: «Сохранились отрывочные сведения, что в то время появились пустынножители в разных местностях России. Так, например, известно, что настоятель Миголовской, или Миголощской, пустыни (Новгородской губернии) Марк по упразднении этой обители и обращении ее в приходскую церковь удалился на пустынный остров и там подвизался до конца своей жизни в безмолвном уединении. Пришлось нам слышать, что в конце прошедшего и в начале нынешнего столетия были пустынники в Тверской губернии (Зубцовском уезде), в Вологодской и в других губерниях, но особенно пустынножительство в те времена усилилось в лесах Брянских, Жиздринских и Рославльских, покрывающих северо-западный угол Орловской губернии, западную часть Калужской и юго-восточную Смоленской губернии» 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Недостатки прежней духовной школы стали более или менее сознаваться, еще с половины прошлого столетия. Они состояли: в отсутствии общего высшего надзора над духовно-учебными заведениями и руководительного начала, в форме общего для них устава; в неимении учителей, неопределенности и смешанности курсов, в недостатке положительных знаний, исключительном господстве латыни, преобладании формализма и схоластики в обучении, без надлежащего приложения науки к жизненным потребностям и запросам, в особенности же в материальной необеспеченности 4 . Но выражения Екатерины Великой, к началу ее царствования, «архиерейские семинарии состояли в весьма малом числе учеников, в худом учреждении для наук и в скудном содержании». Выражая особенную заботливость о народном образовании вообще, которому желала придать характер общего – гуманного развития, вместо прежнего узкоспециального и практического, – Екатерина II высказала намерение воззвать к новой жизни и духовную школу. И вот, в ответ на это намерение, лучшие из тогдашних архипастырей, каковы: московский митрополит Платон (Левшин , тверской архиепископ Гавриил (Петров), псковский преосвященный Иннокентий (Нечаев) – высказывали разные предположения и представляли проекты относительно нового устройства духовного образования, которым, однако же, не суждено было осуществиться. Но по крайней мере материальное положение духовных училищ улучшилось, так как признано было справедливым уделить на них оклад от доходов с церковных имений, поступивших в казну. При Павле I оклад этот увеличен до 180 000 руб., хотя в тоже время и содержание вообще стало гораздо дороже. Затем такого рода преобразовательные попытки как указанные выше (во введении), в устройстве Александроневской семинарии, при Екатерине II получившей значение Главной семинарии, а при Павле I обращенной в академию, были, хотя неполным и недостаточным, осуществлением стремлений правительства к усовершенствованию духовного образования. Существенная же реформа духовной школы совершилась только в царствование Императора Александра I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Неожиданные встречи… за колючей проволокой Любовь жертвенная начинается с конфет и пряников, а иногда и курева. 4 января, 2014 Любовь жертвенная начинается с конфет и пряников, а иногда и курева. В преддверии праздника в честь Анастасии Узорешительницы наш собеседник игумен Николай (Шишкин), один из немногих священнослужителей, несущих послушание в отделе Ярославской митрополии по взаимодействию с тюрьмами, рассказывает о тюремном храме, настоятелем которого он является. Его приход — люди, имеющие непосредственное отношение к зоне. Об истории храма… Приход вмц. Анастасии Узорешительницы был благословлен к открытию приснопоминаемым архиепископом Ярославским и Ростовским Михеем в 1994 году. Открывал приход тогдашний благочинный Угличского района протоиерей Владимир Бучин. Служащими священниками на приходе были почти все батюшки нашего благочиния поочередно. Особо нужно упомянуть отца Александра Харина, который служит сейчас в Тверской епархии. Неизменной певчей на приходе, которая, кстати, научила петь на клиросе огромное количество наших прихожан, поющих и читающих в храмах и поныне, является Надежда Александровна Мамедова, заслуживающая, на мой взгляд, самой высокой оценки от священноначалия. С сентября 1997 года, с самого моего рукоположения, приход благословили возглавить мне. Когда я выезжал в заграничные командировки, многие батюшки помогали окормлять осужденных. Среди них: протоиерей Борис Стародубов, игумен Иов (Никифорчук) и другие. Поначалу мне было невероятно трудно принять даже саму мысль, что мне, выпускнику Троице-Сергиевой Лавры, благословили вдруг послушание в зоне. Казалось, что я туда войду и больше никогда не выйду, — то ли по грехам своим бесчисленным, то ли по дури, то ли по маловерию, — в общем, трудно было неимоверно. Но состоялась первая литургия, другая, и я почувствовал, что что-то во мне меняется, на душе становится спокойно, тихо. Об этом Христос говорит: «Мир мой даю вам». Дело в том, что я впервые в своей жизни (а в храм я ходил с детства) увидел людей, кающихся по-настоящему: как в религиозно-чувственном отношении, так и в плане качественного изменения сути своей жизни. С тех пор при многочисленных своих послушаниях, тюремное служение стоит для меня на особом месте.

http://pravmir.ru/neozhidannye-vstrechi-...

Ноября 4 (17) Священномученик Арсений (Троицкий) Составитель игумен Дамаскин (Орловский) Священномученик Арсений родился 28 октября 1880 года в селе Гридьево Тверского уезда Тверской губернии в семье священника Сергия Троицкого. Поступил в Тверскую Духовную семинарию, которую окончил в 1903 году. Во время обучения в семинарии он нес послушание учителя певчих архиерейского хора и часто приглашался проповедником на архиерейские богослужения. 30 января 1903 года в день празднования памяти великих святителей и учителей вселенских Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о архиепископ Тверской и Кашинский Димитрий (Самбикин) совершил литургию в храме Трех святителей в Твери. Произнесение проповеди на богослужении было поручено Арсению Троицкому. В этой проповеди он, в частности, сказал: «Мы, православные служители, в настоящий день творим память трех великих святителей и наставников наших – Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустог о; воспоминаем их благочестивую жизнь и те великие подвиги и труды в деле проповедания слова Божия, которыми так полна жизнь этих трех великих столпов веры Христовой. Для чего же мы совершаем это воспоминание? Если скажем, что для того, чтобы прославить и возвеличить имя их, то они уже прославлены и возвеличены не только на земле, но и на небе, не только от человек, но и от Бога, ибо они уже не странны и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу ( Еф. 2, 19 ). К чему же тогда настоящее торжество в память их? Ответим на это словами апостола Павла: да взирающе на скончание жительства, подражаем вере их ( Евр. 13, 7 ), то есть чтобы мы, чтущие память их, поучались примером их добродетельной жизни, подражали вере их, благодаря которой они содеяли правду, получили обетования, стяжали себе неувядаемые венцы жизни вечной. Для каждого члена Церкви Христовой вера есть единственное средство для получения живота вечного, и вся жизнь христианина есть один непрерывный подвиг веры и добродетели, который он благополучно может совершить, подражая вере своих наставников – святых угодников Божиих. Но спросим себя, православные слушатели, идем ли мы на этот подвиг веры, совершаем ли его и подражаем ли вере своих руководителей? Подвиг этот велик, и редко кто из нас благополучно совершает его. Он состоит в том, чтобы жить свято, в правде и истине, чтобы во всех делах и начинаниях предавать себя на волю Божию, жить для Бога и так быть верным Ему и надеяться на Его благость и милосердие, чтобы ни мучения, ни самая смерть не могли заставить нас отречься от веры в Него…

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пасквиль начинается призванием всей России к плачу: «о многобедная Россия, плачися, рыдай горько». Потом в разных местах, сочинитель или, по выраженю Феофана, «пасквильник нарекает жалобы на отложение постов; говорит, будто ныне российская церковь , ради наших грехов, утесняется от западных ересей; пишет обличительные речи на нерадивых пастырей; нарекает на употребление табаку (о чем упоминается с самого начала в заглавных стишках); клевещет, будто российских архиереев к некоему недоброму последованию принуждают прещением извержения, изгнания, других же страхом смертного наказания; пространно, хотя, по выражению Феофана, весьма глупо и бессовестно, плетет лаи и укоризны на браки православных с иноземными; нестерпимым бесстудием клевещет, будто бы все приготовлено к раззорению веры, и потом говорит: «тогда уже с великим воплем восплачемся и возрыдаем горько, поюще песнь святых трех отроков: «благословен еси Господи, яко вся сия навел еси на нас грех ради наших». «За законы отечеств оные храбрые Маккавеи подвизахуся, Антиохову гордыню низложиша и венцом мученичества украсишася». На смущение народа пасквильник вымыслом показует, будто крайнее от сборов народа разорение. Притворяет плут словеса прелестныя, которыми разных чинов служители будто ласкательно тешат и веселят Государыню, сказуя, что все в государстве счастьем ея величества исправно и легко. На помянутых ея величества служителей лаи и укоризны налагая, пасквильник говорит, будто они поставили лучше души своея – пищу и тела одежду и не в Бога богатеют, – речь сию занимая от притчи онаго чревоугоднаго и о Бозе не помышляющаго человека, ему-же угобзися нива. Грозит плут Государыне, если по умыслу их не сделает, гневом Божиим: «вскоре, рече, отимет Бог благословение свое от тебе и прольет праведный гнев свой на тя». Пребезстудно клевещет пасквильщик, оглагольствуя Государыню, будто некии служители Божии за благочестие неправедно озлоблены суть, и в них сам Бог обидим есть, и абие восклидает: «Бог – отмщений Господь, Бог отмщений не обинуяся есть». Автор пасквиля к сочинению виршиков, хотя весьма неправильных, охотник, понеже лаи своя и начал и окончил виршиками, и на странице 4-й много блазней виршиками изобразил. Надменныя и высокия прибирает речи. Любит часто много прикладов из писания и истории, також из разных писателей свидетельства употребляет. На странице 9-й изявляет бедность крестьянскую: «не знают праздника, ни дня воскреснаго, ниже прибегнуть к церкви Божией».

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Chisto...

Погребения Всероссийских Патриархов Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 6 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 29, 2001 Успенский собор Русской Церкви — это величайшая святыня, где проходили важнейшие исторические события. В древних грамотах он традиционно называется “домом Пречистыя Богородицы и великих чудотворцев Петра и Алексия и Ионы”. В нем проходило первосвятительское служение Предстоятелей Русской Церкви. “Успенский собор изначально служил местом последнего упокоения Русских святителей” 1 . Первое погребение в соборе принадлежит Митрополиту Петру. При строительстве нового здания Успенского собора при Иоанне III (1462–1505) было совершено перенесение мощей Московских Митрополитов. После учреждения Патриаршества на Руси в кафедральном соборе погребались Всероссийские Патриархи 2 . Трудным было первосвятительское служение первого Всероссийского Патриарха Иова (†1607; пам. 19 июня). Он был сведен с Престола Лжедмитрием I в 1605 году и пребывал в Успенском Старицком монастыре, где и скончался 19 июня 1607 года 3 . Отпевал первого Всероссийского Патриарха Крутицкий митропо лит Пафнутий (1605–1608) и архиепископ Тверской Феоктист (1603–1609) в сослужении духовенства, среди которых следует назвать настоятеля Старицкой обители — преподобного Дионисия (1606–1610), ставшего позднее настоятелем Троице-Сергие­ва монастыря (1610–†1633; пам. 10 мая). “…а положен бысть близ церкви Успения Пречистыя Богородицы, у западных дверей, против праваго клироса, подле ево началнаго отца, того же монастыря архимандрита Гермона, на правой стороне” 4 . Патриархом при Лжедмитрии I около года был Игнатий Грек, занимавший перед этим Рязанскую кафедру (1602–1605). Затем он ушел в Речь Посполитую, где и скончался около 1640 года в Вильно и был “похоронен в Троицком монастыре, рядом с униатским митрополитом Велямином Рутским” 5 . Когда на царский престол взошел Василий Шуйский (1606–1610; †1612), он хотел возвратить Патриарха Иова на кафедру, однако тот отказался из-за своей немощи. Тогда на вдовствующий Патриарший престол был возведен святитель Ермоген (†1612; пам. 17 февраля), который претерпел затем заточение в Чудовом монастыре, когда в Кремле находились поляки. Здесь он скончался и здесь был погребен, как об этом свидетельствуют источники того времени 6 .

http://pravmir.ru/pogrebeniya-vserossiys...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010