вера (см.: Ibid. Praef. I 1-5//Ibid. S. 155-161). Согласно этому плану, 3 книги трактата имеют 7 отделов, включающих разное число ересей. В 1-й кн. - 3 отдела, включающих 46 ересей. В 1-м отделе 1-й кн. рассматриваются 20 «дохристианских ересей»: варварство, скифство, эллинизм (со своими философскими школами - стоики, платоники, пифагорейцы (они же, по мнению автора, перипатетики ) и эпикурейцы), иудаизм (со своими направлениями) и самарянство (со своими толками). В конце 1-го отдела говорится о первом пришествии Христовом и о возникновении и распространении христианской религии, а также приводится краткое изложение христ. веры (Christ. 1-4//Ibid. S. 227-232). Во 2-м отделе рассматриваются 13 гностических ересей (см. ст. Гностицизм ) (в т. ч. симониане, василидиане, николаиты , эбиониты , валентиниане и др.). В 3-м отделе - др. 13 гностических ересей (в частности, маркиониты, офиты , сифиты, лукианисты, апеллеяне, татиане и др.). Во 2-й кн. имеются 2 отдела, включающих 23 ереси. В 1-м отделе 2-й кн. (4-м по общему порядку) излагаются 18 ересей (в т. ч. монтанисты, четыредесятники, алоги , феодотиане, ноитиане, катары , савеллиане, оригенисты и др.). Во 2-м отделе 2-й кн. (5-м по общему порядку) рассматриваются 5 ересей: последователей Павла Самосатского , манихеев, иеракитов, мелитиан и ариан. В 3-й кн. имеются 2 отдела, включающих 11 ересей. В 1-м отделе 3-й кн. (6-м по общему порядку) излагаются 7 ересей: авдиане, фотиниане , маркеллиане, полуариане, пневматомахи, аэриане и аномеи (особенно подробно разбирается и опровергается учение Аэтия ). Наконец, во 2-м отделе 3-й кн. (7-м по общему порядку) рассматриваются 4 ереси: аполлинаристы, антидикомарианиты ( антимариане ), коллиридиане и мессалиане . Трактат заканчивается подробным изложением «веры апостольской и кафолической Церкви» (De fide//GCS. Bd. 31. S. 496-526), которое на самом деле представляет собой пространное рассуждение о Церкви как святой и непорочной Невесте Христовой, о ее происхождении, природе и свойствах, о ее отличии от еретических сообществ - своего рода «наложниц» Христа.

http://pravenc.ru/text/190091.html

Среди множества вышедших в ИОРЯС статей и публикаций агиологического содержания выделяются «Киевопечерский патерик и Печерская летопись» Шахматова (1897. Т. 2. Кн. 3. С. 795-844), «Исследование о Киево-Печерском патерике, как историко-литературном памятнике» Абрамовича (1901. Т. 6. Кн. 3. С. 207-235; Кн. 4. С. 37-102; 1902. Т. 7. Кн. 1. С. 233-279; Кн. 2. С. 204-231; Кн. 3. С. 34-76; Кн. 4. С. 43-65), «Херсонские священномученики, память которых 7 марта» Голубинского (1907. Т. 12. Кн. 1. С. 263-272), «Заметки к агиологическим текстам» В. В. Латышева (1908. Т. 13. Кн. 2. С. 133-140; Кн. 3. С. 1-17), «Армянский Пролог о святых Борисе и Глебе» В. Н. Бенешевича (1909. Т. 14. Кн. 1. С. 201-236), «К вопросу о первоначальном тексте жития великого князя Александра Невского: [Рец. на кн. В. П. Мансикки «Житие Александра Невского» (СПб., 1913)]» С. А. Бугославского (1914. Т. 19. Кн. 1. С. 261-290), «Житие св. Алексия, митр. Московского, в Пахомиевской редакции» Н. В. Шлякова (Там же. Кн. 3. С. 85-152). Публиковались материалы по гомилетике: «Из области древней церковнославянской проповеди» Соболевского (1903. Т. 8. Кн. 4. С. 59-71; 1904. Т. 9. Кн. 2. С. 1-13; 1905. Т. 10. Кн. 2. С. 130-139; 1906. Т. 11. Кн. 1. С. 44-52; Кн. 2. С. 144-154; Кн. 4. 129-143), «Поучения еп. Луки Жидяты по рукописям XV-XVII вв.» Бугославского (1913. Т. 18. Кн. 2. С. 196-237) и др.; по церковному искусству: «Очерки и заметки по истории древнерусского искусства» Д. В. Айналова (1908. Т. 13. Кн. 1. С. 352-365; Кн. 2. С. 290-323; 1910. Т. 15. Кн. 3. С. 1-128; 1913. Т. 18. Кн. 3. С. 103-119); по лит. наследию раннего старообрядчества: «Подлинная рукопись Поморских ответов и ее издание» В. Г. Дружинина (1912. Т. 17. Кн. 1. С. 53-77) и ««Великая наука» Раймунда Люллия в сокращении Андрея Денисова» архим. Никанора (Кудрявцева; впосл. епископ Богородский) (1913. Т. 18. Кн. 2. С. 10-36). Статьи, заметки и рецензии по слав. археографии в журнале также печатали Г. А. Ильинский , В. М. Истрин , Карский, С. М. Кульбакин , Н. П. Лихачёв , А. В. Михайлов , Н. М. Петровский, Ф. И. Покровский , К. Ф. Радченко, С. П. Розанов, Н. Л. Туницкий, К. В. Харлампович , В. Н. Щепкин и др.

http://pravenc.ru/text/293854.html

Формула, приводимая здесь Сократом, равным образом была переписана св. Афанасием. О Соборах, § 8. 330 Послание это приводится Сократом в его И.Ц: святым Афанасием (О Соборах, § 10); св. Иларием Пиктавий ским (Отрыв. VIII); Феодоритом (И. Ц., кн. II, гл. 15); Сократом, Созоменом (И. Ц., кн. IV, гл. 18). 331 Это сказано о Константине Младшем, брате Констанция, присутствовавшем на упомянутом Миланском соборе. 335 Феодор., И. Ц., кн. II, гл. 16; Сократ, И. Ц., кн. II, гл. 37; Созомеи., И. Ц., кн. IV, гл. 10; Сюльп. Сев., Hist. Sacr., lib. II, § 43, 44. 336 Сократ (И. Ц., кн. II, гл. 37) смешивает вторую ссылку Либерия с первой, которой не знал. Созомен говорит о первой ссылке епископа Римского ( И. Ц., кн. IV, гл. 11) о падении его (гл. 15) и, наконец, о второй ссылке (гл. 19). Историки и ученые не довольно обратили внимание на эти различные сказания Созомена, который, по-видимому, хорошо знал всё относящееся до Церкви римской, и допускают только одну ссылку Либерия. По нашему мнению, повествование Созомена заслуживает большего внимания, оно служит доказательством, что Либерий исправил свои слабости, почему и заслужил имени святого даже на Востоке. Раскаяние его почти заставило забыть о преступлении. Понятно становится почему Руффин объявляет, что не знает положительно, возвращения Либерия в Рим было ли следствием его уступок или по ходатайству народа Римского (Руф., И. Ц., кн. I, гл. 26). Этот историк также не знал, что происходило в Римини (гл, 21). 341 Сопоставляя число, приведенное св. Афанасием с этими указаниями св. Илария, можно заключить, что египтян православных было в Селевкии тридцать шесть. 342 Сократ, И. Ц., кн. II, гл. 39. Историк этот насчитывает только сто пятьдесят епископов, присутствовавших на соборе, а Созомен (И. Ц кн. IV, гл. 22) сто шестьдесят, подобно св. Афанасию. 344 Созомен (И. Ц., кн. IV, гл. 22) говорит, что Македоний Константинопольский и Василий Анкирский прибыли в Селевкию на это заседание. 345 μουσιος... ομοιυσιος... το νμοιον. Из последнего слова составлено Аномейцы, обозначающее акакиан или, собственно говоря, ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Gette...

441.  Канон о Распятии, п. 8. 442.  Тогда же, там же. 443.  Похвала 125. 444.  Канон о Распятии, п. 7. 445.  Понедельник, 4 седмица, утро, трипеснец господина Иосифа, гл. 8, п. 9. 446.  Святой Великий Пяток, вечер на Господи, воззвах, гл. 2. 447.  Канон о Распятии, п. 9. 448.  Канон о Распятии, п. 9. 449.  Похвала 85. 450.  Похвала 161. 451.  Канон Великой Субботы на утрени, п. 9, ирмос. 452.  Канон о Распятии, п. 9. 453.  Добротолюбие, том 3, стр. 420, 19. 454.  Канон молебный при разлучении души.., гл. 6, п. 1. 455.  Там же, песнь 6. 456.  Последование погребения мирских человек, на целование, подобны, гл. 2. 457.  Там же. 458.  Последование погребения священников. Самогласен Дамаскинов, гл. 2. 459.  Там же, блаженны, гл. 2. 460.  Суббота мясопустная, утро, эксапостиларий. 461.  Постная Триодь. Суббота мясопустная, утро, канон господина Феодора, гл. 8, п. 1. 462.  Триодь, Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 463.  Последование погребения священников, канон, гл. 6, п. 9. 464.  Там же, самогласны Дамаскиновы, гл. 3. 465.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 466.  Там же. 467.  Там же. 468.  Суббота мясопустная, утро, синаксарь. 469.  Последование погребения священников, блаженны, гл. 2. 470.  Канон при разлучении души от тела, гл. 6, п. 6. 471.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 472.  Последование погребения мирских человек, самогласен Иоанна монаха, гл. 8. 473.  Там же, блаженны, гл. 6. 474.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, гл. 8. 475.  Последование погребения священников, икосы, гл. 8. 476.  Там же, на халитех, гл. 6. 477.  Канон покаяный, гл. 6, п. 7 (из правильника). 478.  Постная Триодь, 3 седмица, четверток утро, трипеснец господина Феодора, гл. 6, п. 9. 479.  Последование погребения мирских человек, подобен на целование, гл. 2. 480.  Там же. 481.  Суббота мясопустная, утро, на хвалитех, слава, гл. 2. 482.  Там же, гл.8 483.  «О началах», II cap. X. I. 100–101 484.  Там же, III cap. VI. 5. 154. 485.  Последование погребения священников, блаженны, гл.2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=709...

—57— много работать над таким определением предметов, поступающих в музей. Старые миниатюрные изображения, полуистертые мелкие надписи оказывается возможным разбирать лишь вооруженным глазом. В настоящее время г. Голубцов составляет подробный каталог предметов, находящихся в музее. Безмездный труд г. Голубцова, без сомнения, заслуживает особого поощрения от Совета Академии». Определили: О всех нуждах Библиотеки в хозяйственном отношении сообщить Правлению Академии для надлежащих распоряжений. 2) Выразить благодарность Заведующему церковно-археологическим музеем доценту А.П. Голубцову , библиотекарю Н.А. Колосову и его помощнику Н. Н. Писаревскому за их отлично-усердные труды. X. Донесение библиотекаря Академии Н.А. Колосова: «Честь имею донести Совету Академии о следующих пожертвованиях, поступивших в библиотеку: 1) От Высокопреосвященного Саввы, архиепископа Тверского – «Слова и Речи», говоренные им в разное время. 2) От преосвященного Николая, Епископа Алеутского – «The World’s Parliament of religions... the Columbian Exposition of 1894. voll. 2». 3) От преосвященного Димитрия, Епископа Подольского – «Месяцеслов святых, чтимых всею русскою церковью или местно» вып. 2-й (Октябрь). 4) От гг. профессоров Академии: 1) «Русский Архив» 1893 кн. 8; 2) Русская Старина» 1885 г. кн. 1–7:9–12; 1886 г. кн. 1:4–12; 1887, кн. 1–4; 1889 кн. 1–-12; 1890 кн. 1–12; 1891 г. кн. 1–6:8–12; 1892 г. кн. 1–8:10–12; 1893 г. кн. ?–5:7–11; 3) «Исторический Вестник» 1887 г. кн. 1–6; 11 и 12; 1888 г. кн. 1–7:11 и 12; 1889 г. кн. 1–12; 1890 г. кн. 1–12; 1891 г. кн. 1–6:11 и 12; 1892 г. кн. 1:2, 4–12; 1893 г. кн. 1–7:10; 4) «Русский Вестник» 1888 г. кн. 1:2, 4:6–12; 1889 г. 1:2, 4–6:8–12; 1890 г. кн. 3–5:8; 1891 г. кн. 6–7; 1892 г. кн. 11; 1893 г. кн. 1–4:7–9; 5) «Русское Обозрение» 1893 г. кн. 5 и 6; 6) «Вестник Европы» 1893 г. 1–10; 7) «Русская Мысль» 1892 г. кн. 8–12; 1893 г. кн. 1–9 и 8) «Сборник Нивы» 1891 г. кн. 1–3:10–12; 1892 г. кн. 1–6:10–12; 1893 г. 9–11. 5) От профессора Академии Алексея Петровича Лебедева – 1) его брошюра: «Русский византист на служении церковно-истори-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

105 В древнее время у нас на Руси, почти в каждой церкви старались иметь части св мощей. В большом распространении были кресты со св. мощами. Этими крестами освящали воду. (См. ниже «Чин омыти мощи святых«). Иногда прихожане той или иной церкви обращались с слезными молениями к самому царю и просили его прислать им «животворящий крест с мощами». Прот. Никольский. О службах, бывших в прежних печатных богослужебных книгах. СПБ. 1865 г, стр. 289. 106 Впрочем, есть рукописные требники, которые говорят и обратное: «и идут около церкви противу солнца«. Требн. рукоп. Соф. б. 1071, л. 51 об. 107 Вот перечень этих стихир с (нашим) указанием, откуда они взяты – Начиналось обхождение храма при пении тропаря обновления, «Иже на камени веры». Потом следовали стихиры самогласны из службы обновлению гл. 1 – «Обновляйся, обновляйся» (вторая хвалитная стихира по современному Требнику и первая стиховная вечерняя стихира по требникам старопечатным); гл. 2., – «Обновление празднующе» (славник вечерних стиховных стихир по староп. требн.); гл 3., – «К себе обращайся, человече» (из утренних хвалитн. стихир); гл. 4, – «Обновляется днесь, яже от язык церковь » (из вечерних стиховных стих.); гл. 5. – «Иже в недрех Отеческих» (оттуда же); гл. 6, – «Поновления чтутся». Далее пели мученичны, взятые, как оказывается по проверке, из различных служб октоиха, гл. I, – «Страстотерпцы Христовы приидите, людие, вси почтим» (из стих. стих. утренн. в понедел. 1 гл.); «Прехвальнии мученицы» (стиховн. в среду вечера того же гл.); гл. 2, – «Иже земная сладосте не возлюбльше» (стиховн. вечерн. четверг 2-го гл,), «По Христе пострадавше» (стиховн. утрен. понед. того же гл.); гл. 3, – «Велия Креста твоего, Господи, сила» (стиховн. вечера, четверг.), «Велия мученик Твоих, Христе, сила» (стиховн. веч. понед) гл. 4, – «Кто не ужасается, зря» (стихов. утр. понед.); «Како вашим не удивимся подвигам» (стих. утр. сред.); гл. 5 – «О земных всех небрегше» (стих. вечер. четверг.); «Благословенно воинство Царя небесного» (стихов. понед.); гл. 6, – «Господи, аще не быхом святыя твоя имели молитвенники» (6 гл. стихов. утр. вторн.); «Крест твой, Господи» (того же гл. стиховн. сред. веч.); гл. 7-й – «Слава тебе, Христе Боже, апостолом похвало» (стиховн. 7 гл. четв. веч.); «Святии мученицы» (оттуда же); гл. 3, – «Мученицы Господи, всяко место освящаете» (8 гл. стихов. веч. четверг.); «Что вы наречем, святии» (того же гл. стиховн. понед. утр.); «Слава. – «Память обновления совершающе, Господи» (Славник на Господи воззвах, службы освящению); «И ныне. «Владычице, приими молитвы раб».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Priluc...

Г. С. состоит из 3 книг, разделенных в соответствии с литургическим годом и включающих ок. 1700 молитв. 1-я книга содержит 107 глав. В нее входят молитвы для месс и служб суточного круга вигилии Рождества Христова, для дня праздника и его октавы (Гл. 1-5, 9), молитвы для месс на праздники святых Стефана (Гл. 6), Иоанна Богослова (Гл. 7), Вифлеемских младенцев (Гл. 8), Богоявления (Гл. 11-12); для месс воскресений за 3 (70-ца) (Гл. 13), за 2 (60-ца) (Гл. 14) недели и за 1 неделю перед Великим постом (Гл. 17); для 1-й седмицы Великого поста (Гл. 18-19) и воскресений Четыредесятницы (Гл. 25-28); для служб Входа Господня в Иерусалим, Страстной седмицы и Пасхи (Гл. 37, 41-43, 45-46), Светлой седмицы (tocius albae) (Гл. 47-52), октавы Пасхи (Гл. 53) с отдельным чином, совершаемым «за стенами Рима» (in parochia) (Гл. 55); для воскресений периода Пятидесятницы (Гл. 57-62, 65), для праздника Вознесения Господня (Гл. 63-64), для вигилии Пятидесятницы и дня праздника (Гл. 77-81), для октавы Пятидесятницы (Гл. 84). Также в 1-ю книгу входят крещальные чины, чины хиротоний и освящения храма, дополнительные главы. Крещальные чины включают предкрещальные чины, совершаемые в течение Великого поста: избрание и молитвы за готовящихся к принятию Крещения (pro scrutinio), объявление их имен (denuntiatio) в понедельник 3-й седмицы поста, молитву над оглашаемыми, благословение соли, экзорцизмы, толкование Евангельских чтений после совершения обряда «отверзения ушей» (in aurium apertionum), толкование Символа веры и молитвы Господней (Гл. 26-36); чин благословения елея и мира (хризмы) в Великий четверг (Гл. 40); экзорцизм и передачу Символа веры (приводится на греч. и лат. языках) утром в Великую субботу, процессию к источнику и благословение его вод вечером (Гл. 44). На октаву Пасхи празднуется годовщина Крещения на прошлую Пасху (de Pascha annotina) (Гл. 54). На вигилию Пятидесятницы выписаны предкрещальные чины без длительного оглашения для особых случаев: возложение рук на бесноватых, больных, язычников, благословение вод источника, экзорцизмы, исповедание веры, благословение елея (Гл. 64-76).

http://pravenc.ru/text/Геласия ...

Над составлением новой книги трудились: Михаил Григорьевич Талалай – кандидат исторических наук, видный исследователь русского зарубежья, сотрудник Института всеобщей истории РАН, и Маргарита Анатольевна Бирюкова – библиограф, краевед, член Союза писателей России. Публикация новых ценных материалов в настоящем, наиболее полном виде стала возможна, в том числе, благодаря содействию ряда исследователей из США, Италии, Сербии и Германии. Так, рукопись 3-го тома воспоминаний М.Г. Талалай получил из стен Джорданвилльского монастыря, где хранятся архивы Русской Православной Церкви заграницей, при поддержке о. Владимира Цурикова. «Краткая объяснительная записка» Н.Д. Жевахова, рассказывающая об истории Барградского подворья до 1932 года и раскрывающая хозяйственно-финансовую сторону его жизни, предоставлена для публикации директором Свято-Николаевского исследовательского центра (Centro Studi Nicolaiani) при Базилике св. Николая о. Джерардо Чоффари. Никола Страдиоти (Бари) предоставил архивные фотографии Н.Д. Жевахова. Алексей Борисович Арсеньев (Новый Сад, Сербия) снабдил текст Н.Д. Жевахова некоторыми важными примечаниями. Михаэль Хагемейстер (Бохум, Германия) указал ценные сведения из биографии князя Жевахова и предоставил для публикации открытку с его последним известным автографом (от 29 июля 1944 г.). Составители выражают им сердечную благодарность! СОДЕРЖАНИЕ КНИГИ: ЧАСТЬ I. Воспоминания товарища обер-прокурора Святейшего Синода. Третий том. Публикация М.Г. Талалая. Предисловие автора. С. 7; Гл. 1. По пути в Сербию. С. 12; Гл. 2. Белград. С. 22; Гл. 3. Российский посланник В.Н. фон Штрандтман. С. 25; Гл. 4. Поиски выхода. С. 27; Гл. 5. Положение епископов. С. 29; Гл. 6. Первые впечатления. С. 32; Гл. 7. Сербский язык. С. 38. Гл. 8. Земун. С. 41; Гл. 9. Рука промысла Божия. С. 47; Гл. 10. Вршац. С. 51; Гл. 11. «Русско-сербское общество». С. 57; Гл. 12. Обращение Польской Церкви. С. 62; Гл. 13. Заря новой жизни. С. 66; Гл. 14. В западне. С. 74; Гл. 15. Новый Сад. С. 79; Гл. 16. Мытарства. С. 82; Гл. 17. Итоги. С. 93; Гл. 18. Отъезд в Италию. Венеция. С. 95; Гл. 19. Рим. С. 98; Гл. 20. Прибытие в Бари. С. 104; Гл. 21. Вдова Кулакова и ее дочь. С. 110; Гл. 22. Псаломщик Каменский. С. 120; Гл. 23. Монахиня Матрена Зайцева. С. 139.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/11/09/ni...

Гл. 7. Пятое орошение. Гл. 8. Шестое и седьмое прошения. Гл. 9. Славословие. Гл. 10. Надо приносить Богу также другие молитвы и прошения. Гл. 11. При молитве Богу не должно иметь никакого гнева на своих братьев. Гл. 12. Во время молитвы следует быть свободным от всякого расстройства духа. Гл. 13. Об обычае мыть руки перед молитвой. Гл. 14. Апострофе. Гл. 15. О снятии верхней одежды. ГЛ. 16. О сидении после молитвы. Гл. 17. О поднимании рук при молитве. Гл. 18. О целовании. Гл. 19. О посте. Гл. 20. Об одежде женщин. Гл. 21. О девушках – некоторые утверждают, что они должны являться в церковь с открытым лицом. Гл. 22. Возражение на это. Гл. 23. О коленопреклонении при молитве. Гл. 24. О месте молитвы. Гл. 25. О времени молитвы. Гл. 26. Об увольнении у христиан. Гл. 27. О чтении псалмов при молитве и аллилуия. Гл. 28. О духовном жертвоприношении. Гл. 29. О силе и действии молитвы. Заключение. «Дух Божий, Слово Божие, Разум Божий, Слово Разума и Разум Слова – все это в совокупности Иисус Христос, наш Господь, научил нас, учеников Нового Завета, молитве по новому образцу. Это также необходимо, как и то, чтобы новое вино содержалось в новых мехах или чтобы заплата новая была пришита к одежде также новой. Сверх того, все, прежде бывшее, или отменилось, как напр., обрезание, или восполнилось, как недостающее в законе, или исполнилось, как пророчество, или усовершенствовалось, как вера. Новая благодать Божия одухотворила все, что было плотского в древнем законе, пройдя по всей (ветхозаветной) древности очищающей силой Евангелия, в котором Иисус Христос, наш Господь, показал, что Он одновременно и Дух Божий, и Слово Божие, и Разум Божий. Дух по силе Своего могущества, Слово по силе Своего учении, Разум по силе Своего проявления. Итак, молитва , установленная Иисусом Хрястом, составлена из этих трех основных частей (элементов): слова, ее выражающего, духа, дающего ей силу, и разума, подающего ее уразумение и понимание». «В чем откажет Бог молитве, сказанной в духе и истине, Он, Который такой и требует? Нам известно, насколько сильно действие молитвы, потому что мы читали или слышали об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

Когда человек умирает, тогда его, будто бы, заставляют перепрыгивать через эту яму. Если он грешник, то не сможет перепрыгнуть и упадет в яму, где будет вечно гореть; а кто мало грешен, тот перепрыгнет через ад и пойдет в рай. Адские мучения, по верованию чуваш, будут не вечны, но как долго они будут продолжаться-неизвестно. Когда, по прошествии неопределенного времени, вода в котле вся выкипит, и избившиеся души пристанут к стенам котла, в подземелье спустятся ангелы, отскоблят души от стенок котла, придадут им надлежащий вид, и души в обыкновенном виде уже будут жить вечно. От кипячения в котле души станут меньше, чем они были при жизни на земле (Б). Это сказание о кипячении в котле, очевидно, уже позднейшего происхождения и потому оно далеко от обыкновенного представления чувашами загробной жизни в виде настоящей жизни, из которой между тем исходят почти все чувашские жертвоприношения и в особенности поминки, и наконец верование в живое, в самое непосредственное общение умерших с живущими на земле. У чуваш есть еще верование, что умершие в некоторые времена, напр. около Троицы являются на земле и живут здесь на полях, а потому мальчики, пасущие в это время скот, когда захотят сесть на пень, то, сначала постукают по нем чем-нибудь, чтобы отогнать умершего, сидящего на пне ( Μ. Н.). Правители Казанские 294 . В 1553 году начальниками Казани были: кн. Александр Борисович Горбатов, Алексей Данилович Басманов и кн. Василий Семенович Серебряный на вылазку, а в городе Иван Яковлевич Чеботов, Иван Петрович Головин-Фома. В 1554 г. на вылазку: кн. Юрий Михайлович Булгаков, Дмитрий Ив. Курлятев, кн. Александр Иванович Воротынский; в городе: Дмитрий Мих. Плещеев, Захарий Ив. Плещеев. В 1555 г. на вылазку: кн. Михаил Васильевич Глинской, кн. Дмитрий Ив. Хилков, кн. Юрий Ив. Кашин; в городе: кн. Иван Андреевич Куракин, Федор Гр. Адашев. В 1556 г. на вылазку: кн. Петр Ив. Шуйский, Петр Васильевич Морозов, кн. Феодор Бор. Ромодановский; в городе Дмитрий Яковлевич Чеботов. В 1557 г. на вылазку: кн. Петр Ив. Шуйской, кн. Мих. Ф. Прозоровский, Ив. Ив. Бутурлин; в городе: кн. Гр. Ив. Темкин-Ростовской, Феод. Игн. Салтыков. В 1558 г. кн. Александр Ив. Воротынской, Никита Васильевич Шереметев, Ив. Ив. Очин-Плещеев, кн. Юрий Ив. Темкин-Ростовской, кн. Андрей Ив. Черный- Засекин. В 1559 г. кн. Александр Ив. Воротынской, Вас Мих. Юрьев, Никита Вас. Шереметев, кн. Андрей Ив. Черный-Засекин, Ив. Ив. Очин-Плещеев. В 1560 г. кн. Юрий Мих. Булгаков, кн. Дмитрий Феодор. Палецкой, кн. Андрей Феодор. Аленкин, Семен Александр. Аксаков, кн. Иван Дан. Несвицкой. В 1562 г. кн. Гр. Ив. Темкин-Ростовской. В 1572 г. кн. Куракины и кн. Ив. Вас. Великого-Гагин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010