§ 10. Это наше разделение подтверждают также древние Отцы, которые все совершенство человека утверждают на этих двух своего рода основаниях. ИГНАТИЙ Антиохийский , Епископ и Мученик, говорит в своем послании к Ефесянам: Начало жизни – вера, конец ее – любовь, а эти две, если соединяются, совершенствуют Божьего человеке 3 . ИРИНЕЙ, Епископ Лионский и Мученик (Кн. 4 против ересей, Гл. 76) 4 : Поэтому, если ты свое, то есть, веру в Него и покорность Ему, предоставишь Ему, получишь Его искусство, и дело Божие будет совершенным. ФИРМИАН ЛАКТАНЦИЙ (Кн. 4 Божественных установлений, Гл. 4): Есть один и Тот же Бог , Коего следует и постигать разумом, что относится к мудрости, и почитать, что относится к религии. Однако мудрость идет впереди, религия же следует за ней, поскольку сначала Бога познают, а потом Его почитают; первое основано на размышлении, второе – на действии. И еще (Кн. 3, Гл. 30): Вся мудрость человека только в том, чтобы познавать и почитать Бога. АВГУСТИН говорит (Том 3 [PL 34], Кн. 2 о Христианской Науке, Гл. 9, где идет речь о книгах Ветхого и Нового Завета): Следует тщательно и усердно исследовать то, что ими открыто, или наставления к жизни, или правила веры, которых чем больше найдешь, тем способнее будешь к разумению; ибо в том, что открыто Писанием, находится все, что заключает в себе веру и жизненные нравы, то есть надежду и любовь. КИРИЛЛ Александрийский Епископ (Кн. 12 на Евангелие от Иоанна, Гл. 68) 5 : Итак, не все, что совершил Господь, записано, но что, как рассудили писавшие, будет достаточным к тому, чтобы украшаясь правой верой, делами и добродетелью, мы достигали Небесного Царства в Господе нашем Иисусе Христе 6 . Трехчастная История 7 (Кн. 2, Гл. 3): Христос и Апостолы передали нам не искусство Диалектики и не пустые словесные ухищрения, но чистую мудрость, которую следует оберегать верой и добрыми делами. Такие и подобные им высказывания, что появляются почти у всякого Автора, убеждают в том, что есть две части Христианского Богословия, на которое должно быть разделено все это сочинение.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Yulaev/...

Также от II века сохранилось еще свидетельство знаменитого Иринея епископа Лионского. В своей книге «Против ересей» (III. 3. 3.) он, сообщая о принятии жребия епископства Климентом в Риме (после Лина и Анаклета), дополняет, что Климент видел блаженство апостолов и обращался с ними, сам слушали их проповедь и имел пред глазами предание – впрочем он не один, но многие еще оставались тогда, которые получили наставление, от апостолов. При этом-то Клименте, по случаю немалого раздора между братиями в Коринфе, римская церковь отправила весьма хорошее послание к коринфянам, в котором склоняла их к миру и к восстановлению веры и предания, незадолго принятого ими от апостолов.» Особенно высоко ценил апостольское и церковное значение Климентова послания Климент Александрийский . В своих «Строматах» он делает частые ссылки и выдержки из этого послания (см. кн. I, 5. 7; II, 15; IV, 6, 17–19; V, 12; VI, 8), причем в книге IV Климент Александрийский посвятил три главы (17, 18 и 19) обширным выпискам из вышеназванного послания, а главу 18-ую даже озаглавил: «Место из послания св. Климента римского к Коринфянам, подтверждавшие предшествующее». В этой главе он называет Климента «апостолом». Ориген в своем сочинении «О началах» (кн. II, гл. 3, 6) называет Климента «учеником апостольским» и делает также выдержку из его послания, а именно из главы ХХ-ой. Также упоминания о Клименте и выдержки из его послания делают: Василий Великий (De spiritu, 29 Opp. III, p. 61), Кирилл Иерусалимский (Catech. XVIII, s), Епифаний (ересь 27, 6; 30, 15), Иероним (De vir. ill. 15) и другие. 2 В латинской церкви это послание было скоро забыто и в известном декрете паны Геласия оно не упоминается, а в употреблении были два подложные письма Климента к ап. Иакову и другие псевдоклементинские сочинения. В кодексе Александрийском V века (привезенном из Александрии патриархом Кириллом Лукарисом и подаренном им в 1628 году английскому королю Карлу I) послание Климента приложено к книгам Нового Завета вслед за Апокалипсисом Иоанна и об этом послании, как и о мнимом втором, упоминается в качестве священного писания в Постановлениях Апостольских и в правилах Апостольских (85). Таким образом греческая церковь признавала эти два послания, а у сирийцев они имели богослужебное значение и были разделены на 17 отделов для церковного употребления. Эти послания были переведены и на армянский язык. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Papk...

Все эти названия нарицательные или описательные, как нарицательное же имя есть и антихрист. Собственное имя антихриста в Писании не открыто и не известно, «потому что оно не достойно быть воззвещенным от Духа Святого» ( Ириней Лионский ). В Апокалипсисе ( Апок.13:18 ) указано только число имени зверя, т. е., антихриста, которое поэтому и называется числом звериным. Это число 666. Апокалипсис написан на греческом языке, в котором, как и в славянском, буквы алфавита означают и числа. Богословы поэтому полагают, что имя антихриста будет состоять из таких букв, сумма чисел которых будет равна 666. Уже древние находили не мало таких имен. Например, св. Ириней в сочинении: «Против ересей» (Кн. V, гл. 30), указывал следующие имена Εανθας, λατερνος, τειταν, и из них наиболее подходящим к антихристу признавал последнее из этих имен, но не утверждал этого решительно. Позднейшие богословы нашли еще не мало имен, числовая сумма букв которых равна 666. Антихрист будет одно определенное лицо, человек. Это видно из многих мест Писания. Так, Иисус Христос называет его иным, который прийдет во имя свое ( Иоан.5:43 ). Иоанн Богослов отличает его от многих антихристов ( Ин.1:2, 18 ). Апостол Павел описывает его как одно определенное лицо, называя его человеком греха, сыном погибели, беззаконником, противящимся и превозносящимся ( 2Фес.2 ). В Апокалипсисе под образом зверя и в книге пророка Даниила под видом малого рога и царя, антихрист описывается как одно определенное лицо ( Апок.13 и Апок.17 ; Дан.7 и Дан.11 ). Древняя вселенская церковь устами знаменитых отцов и учителей своих постоянно исповедовала учение об антихристе, как единоличном человеке, и это учение в то время было столь твердо и несомненно всеми признаваемо, что даже никто из тогдашних еретиков не уклонялся от него, и никому и в голову не приходило отвергнуть это учение, или усомниться в его истинности. И в последующие времена все богословы правосл. вост. церкви и все богословы римско-лат. церкви признавали и доселе признают антихриста одним определенным лицом.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/pravos...

Б.Э считается основателем сирийской гимнографической традиции (он создал 150 гимнов); впоследствии гимны Б.Э, использующиеся в церковном богослужении, были заменены гимнами Ефреме Сирина. Б.Э. некоторое время придерживался гностической ереси Валентина, проповедуя, вслед за своим учителем Армонием, учение о двух – высших и низших –  началах, или душах, в  каждом человеке. Позже Б.Э. отошел от этого еретического учения, но церковные писатели Сирийской церкви, и прежде всего св. Ефрем Сирин приложили немало трудов для искоренения этого яда лжеучения. Произведения  Б.Э. его учениками были переведены на греческий язык. Библиография работ о персоне: Геннадий Массилийский. Книга о церковных писателях/Пер. с лат. М.Ф.Высокого//Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007.  (Гл. III). Евсевий Памфил (Кесарийский). Церковная история. – М.: Спасо–Преображенский Валаамский монастырь, 1993. (Кн. IV, гл. 30). Иероним. О знаменитых мужах//Подвижники: Избранные жизнеописания и труды. – Самара: АГНИ, 1998. – Кн. 2. ( Гл. 33). То же: //Церковные историки IV – V веков. – М.: РОССПЭН, 2007. Церковная история Эрмия Созомена Саламинского. – СПб., 1851. (Кн. IV, гл. 26). Феодорит Кирский. Церковная история. – М.: РОССПЭН, 1993. (Кн.  IV, гл. 26). Ефрем Сирин. 53 песнь против ересей//Филарет (Гумилевский), архиепископ. Исторический обзор песнопевцев и песнопений греческой церкви: (Репринтное издание). – Свято–Троицкая Сергиева Лавра, 1995. Литература       Аверинцев С.С. София–Логос: Словарь. – Киев: Дух и Лimepa, 2001. Философский словарь Владимира Соловьева. – Ростов–на–Дону: Феникс, 1997.  Энциклопедия мистицизма. – СПб.: Литера, 1994.  Кошеленко Г.А. Бардесан//Православная энциклопедия/Под общей ред. Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. – М.: Церковно–научный центр «Православная энциклопедия».   – Т. IV. Вардесан (Материалы к «Церковно–богословскому словарю»)//Богословские труды. – М., 1986. – Сб. 27. Пигулевская Н.В. Бардесан — ученый, философ и поэт (154— 222 гг. н. э.)//Тезисы юбилейной научной конференции Восточного факультета. – Л., 1967.

http://bogoslov.ru/person/2599057

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ГЕННАДИЙ МАРСЕЛЬСКИЙ [Массилийский; лат. Massiliensis] (2-я пол. V в.), зап. богослов. Жизнь и сочинения О жизни Г. М. известно гл. обр. из сведений, сообщаемых им самим: он называет себя Марсельским пресвитером, написавшим ряд полемических сочинений, в т. ч. «Послание о вере» (Epistola de fide), направленное Римскому папе Геласию I (уверенности в его подлинности нет - CPL, N 960). Это позволяет более или менее точно установить время жизни Г. М.: понтификат папы Геласия приходится на 492-496 гг., так что Г. М., по-видимому, жил в кон. V в. Целый ряд сочинений Г. М., в основном догматико-полемического характера, о к-рых он упоминает (De script. eccl. 100), не сохранились: «Adversus omnes haereses» (Против всех ересей, 8 кн.), «Adversus Nestorium» (Против Нестория, 5 кн.), «Adversus Eutychem» (Против Евтихия, 10 кн.), «Adversus Pelagium» (Против Пелагия, 3 кн.), трактат «De Mille Annis et de Apocalypsi beati Joannis» (О тысяче лет и об Откровении св. Иоанна). Кроме того, Г. М. сообщает, что он перевел труды Евагрия Понтийского и Тимофея II Элура (Ibid. 11, 72); эти переводы также не сохранились. Дважды он упоминает некий «Каталог еретиков» (Catalogus haereticorum), к-рый собирался написать (Ibid. 35, 53); вероятно, это был трактат «Adversus omnes haereses». Самое известное из дошедших до нас сочинений Г. М.- «De scriptoribus ecclesiasticis» (О церковных писателях), или «De viris illustribus» (О знаменитых мужах). Оно представляет собой продолжение книги блж. Иеронима Стридонского «De viris illustribus». Сочинение Г. М. содержит ок. 100 жизнеописаний как зап., так и вост. церковных писателей (а также еретиков) и написано в строгом подражании стилю блж. Иеронима. Жизнеописания расположены в хронологическом порядке, но имеются исключения. Часть из них, возможно, была дополнена последующими авторами (напр., гл. 30, 87, 96). Г. М. принадлежит догматический трактат «De ecclesiasticis dogmatibus» (О церковных догматах), к-рый приписывался блж.

http://pravenc.ru/text/Геннадий ...

Таким образом, всякий тварный предмет, подлежащий познанию (будь то капля воды или область бессознательного), имеет как тварную природу (что соответствует действительной части комплексного числа), так и пронизан нетварными энергиями Божиими (что соответствует мнимой части комплексного числа). Причём, истинная наука , изучая данный предмет, восходит от твари ко Творцу , а богословие служит обóжению сего предмета, возводя его к домостроительному Замыслу Создателя. Иными словами, богословие, нисходя с высоты богомыслия и прикасаясь к предметам познания, служит делу обóжения твари, наука же, восходя от твари ко Творцу, открывает премудрость Божию в творении. НОВЫЙ ЗАВЕТ на греческом и русском языках, в переводе под редакцией еп. Кассиана (Безобразова). М.: РБО, 2002. Там же. Свт. Григорий Нисский. О блаженствах: слово 6 " Блажени чистии сердцем: яко тии Бога узрят. " [Мф.5:8] // Творения святаго Григория Нисскаго. Часть 2. М., 1861, с.441-442.  Ломоносов М.В. Слово о происхождении света // Полное собрание сочинений. Том 3. Труды по физике 1753-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1952, с.317. В труде " Против ересей " (кн. 5, XVI, 2) святой Ириней пишет: « Слово Божие сделалось человеком, уподобляя Себя человеку и человека Себе Самому ». Ломоносов М.В. Явление Венеры на Солнце: Прибавление // Полное собрание сочинений. Том 4. Труды по физике, астрономии и приборостроению 1744-1765гг. М.-Л.: Академия наук СССР, 1955, с.375. Свт. Василий Великий. К юношам о том, как получать пользу из языческих сочинений (беседа 22) // Восточные Отцы и учители Церкви IV века. Антология в 3-х томах. Том 1. М.: МФТИ, 1998, с.165. В греч. оригинале - τ γκκλια μαθματα, дословно - совокупность наук . Климент Александрийский. Строматы. Книги 1-3. СПб.: Изд-во Олега Абышко, 2003: книга первая, (30,1), с.93. (Στρωματεν πρτος IV, 30.) Στρωματες, pl. от στρωματες, означ. смесь , в том числе и литературную. (см.: Thesaurus Linguae Graecae.) Св. Иустин, философ и мученик. Апология II, представленная в пользу христиан римскому сенату: гл. 10 // Творения. М., " Паломник " - " Благовест " , 1995, с.105-125.

http://bogoslov.ru/article/589962

Но в устах матери Маккавеев, возбуждавшей этими словами своего сына на мученический подвиг за веру, не могли они иметь смысла, близкого к языческому учению. Это было бы противно и цели, с какой ее слова приводятся писателем книги. Да и с филологической точки зрения не одно и тоже μ ντα и οκ ντα; первое означает небытие в смысле условном, т. е. по сравнение с другим бытием, истинно сущим, а последнее – совершенное небытие, ничто (Еп. Хрисапфа Рел. др. мира III т. III стр.). 26 Св. Ириней, в кн. «Против ересей» (особ. 2 кн.) опровергал лжеучения гностиков, Тертуллиан , защищал ученее о творении мира в сочинениях «Против Гермогена» и «Против Маркиона, державшихся дуалистических воззрений, и в соч. «Против Валентитан» (в перев. Корнеева 4 ч.), блаж. Августин, преимущественно в кн. «О граде Божием» обличал заблуждения пантеистические (IV кн., 12–13 гл,; VII кн., 6, 29 и 30 гл.) и дуалистические (XI кн. 21–23 гл.; XII кн.), св. Епифаний в т. н. „Панарие на восемьдесят ересей» с изложением мнений древних философов и еретиков о происхождении мира показывает и их ложность. 27 Обозрение древне-отеческого учения о Боге-Творце мира в виду указанных лжеучений см. у еп. Сильвестра, Догм. Бог. III т. §§ 4–6. 33 В виду приведенного возражения против учения о сотворении мира Богом можно еще заметить, что при всей непостижимости для нас творения из ничего, учение о творении однако же не совершенно лишено аналогий и вытекающей отсюда своего рода понятности, или лучше – представимости предмета. Некоторую, хотя весьма отдаленную аналогию происхождения чего-либо из ничего можно видеть в духовном творчестве, в совершеннейших т. н. гениальных произведениях нашего разума и воли в области науки, искусства, общественной жизни. Кудрявцева В. Д. Собр. сочин. III т. 1 вып. 310 стр. 34 Таков дуализм древних греческих философов: Анаксагора (Υος и омиомерии), Платона (Благо и τ μ ν), Аристотеля (форма и вещество), также Филона и др. В новейшее время наиболее видным представителем этого учения является Д.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Malino...

Эпикур, “Письма и фрагменты”, I, с. 182, перев. И. Соболевского в кн. “Материалисты древней Греции. Собрание текстов Гераклита, Демокрита и Эпикура,” под ред. М. Дьшника. М., 1955; цит. по: Александр Мень, прот., “История религии,” 1991-1992, в 7-и томах, т. 6, М.: Слово, сс. 60-61. Г.Ф. Мур, “Judaism in the First Centuries of the Christian Era,” ( “ Иудаизм в первые века христианской эры”), Том I, 1966, Cambridge: Mass., c. 381f. Ерма, “Пастырь,” Кн. II, Разд. 1, цитата в: Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 26. Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 26. Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 30. Св. Иустин Философ, “ Dialog. cumTryph.,” ( “Диалог с Трифоном”), с. 5, цитир. по: Копан, “Творение из ничего”, с. 133. Татиан, “Речь против греков,” (“ OratiocontraeGraecos”), с. 5, цитир. по: Копан, “Творение из ничего”, с. 137 и Г. Мэй, “ CreatioExNihilo,” 1978, с. 150. Свт. Феофил Антиохийский, “К Автоликосу,” (“ AdAutolycum”), Книга ii, с. 4,10, цитир. по: Копан, “Творение из ничего”, с. 139 и Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 35. Св. Ириней Лионский, “Против ересей,” (“ AgainstHeresies”), Книга 2, Гл. 10, с. 2,4 и Книга 3, Гл. 10, с. 3; цитир. по: Копан, “Творение из ничего,” с. 140 и Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 36. Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 56. Тертуллиан, “De Praescripta adversus Haeret.,” Гл. 13; цитир. по: Сильвестр Малеванский, архимандрит, “ Опыт Православного Догматического Богословия,” том III, 2008, СПб.: Общество памяти игумении Таисии, с. 27.

http://bogoslov.ru/article/3811997

Все плакали, даже немножко Тургенев. клянусь, это не тщеславие, этими мгновениями живешь, да для них и на свет являешься. Сердце полно, как не передать Главное же, я, в конце речи, дал формулу, слово примирения для всех наших партий и указал исход к новой эре» . Спрашивается, может ли подлинная евангельская проповедь привести слушателей в такое «харизматическое» исступление? И какова судьба тех побратавшихся слезами восторга от речей Достоевского русских студентов и курсисток? – Не обладая пророческим даром последнего, все-таки беремся предположить, что случай Соловьева был скорее типическим, чем исключительным, и, учитывая очень уж характерные симптомы, имеем подозрение, что и другие из соединившихся в тех всечеловеческих объятиях в последующем исповедовали отнюдь не «полноту Православия», но всевозможные формы «эзотерического христианства», столь свойственного для наступающей «новой эры», а кто-то (или те же самые) посвятил жизнь и насаждению Царства Божия «в отдельно взятой стране».   Дневник писателя. 1873. Старые люди. Гражданин. 1873. Ср.: ««Отчуждившись же от истины, они [лжеименные гностики] естественно увлекаются всяким заблуждением, волнуемые им, по временам думая различно об одних и тех же предметах и никогда не имея твердого знания, желая быть более софистами слов, чем учениками истины. Ибо они не основаны на одном камне, но на песке, содержащем в себе множество камней. всегда имеют предлог искать (истину), так как они слепотствуют, — но никогда не могут найти ее» (свщм. Ириней Лионский. Против ересей. Кн.1, гл. XXI,5; кн.3, гл. XXIV,2) Ср.: «Обе эти борющиеся силы, представляемые одновременно в единстве и в борьбе, ведут к идее организующего начала,формирующего мир в систему.Быть может, его имели в виду древние мыслители, говоря о мировой душе». (Шеллинг В.Ф.И.О мировой душе. О первой силе природы). Записи литературно-критического и публицистического характера из записных тетрадей 1872—1875 гг./Д.,XXI,265. Ср.: «…лишь прочтя о ней [о смерти Жорж (умерла 27 мая — 8 июня 1876г.)], понял, что значило в моей жизни это имя, — сколько взял этот поэт в свое время моих восторгов, поклонений Это одно из тех имен нашего могучего, самонадеянного и в то же время больного столетия, полного самых невыясненных идеалов и самых неразрешимых желаний, — имен, которые, возникнув там у себя, в «стране святых переманили от нас, из нашей вечно создающейся России, слишком много дум, любви, святой и благородной силы порыва, живой жизни и дорогих убеждений. Но не жаловаться нам надо на это: вознеся такие имена и преклоняясь перед ними, русские служили и служат прямому своему назначению» (Дневник писателя. 1876, июнь, гл.1, I/Д.,XXIII,30).

http://bogoslov.ru/article/4305206

   См.: Augustini Hipponiensis. De peccatorum meritis et remissione et de baptismo parvulorum. I. 15, 23; II. 4//PL. T. 44. Col. 117, 128, 152.    Григорий Богослов, свят. Слово 40, на святое Крещение//Григорий Богослов, свят. Собрание творений. Т. 1. С. 558.    Подробнее см.: Гусев Д. Чистилище у средневековых римско-католических богословов//Православный собеседник. Казань, 1872. Июнь. С. 226—264; Макарий (Булгаков), архиеп. Православно-догматическое богословие. Т. II. С. 463—467; Огицкий Д. П., Козлов М., свящ. Православие и западное христианство. С. 91—92.    Идея о том, что грешник, принадлежавший при жизни Кафолической Церкви, может быть «спасен посредством огня» или наказанием «чрез огонь», появляется на Западе достаточно рано. Например, см.: Августин, блаж. О граде Божием. Т. IV. С. 288—289. Кн. 21. Гл. 21.    На эти слова апостола ссылается и блаж. Августин. См.: Там же.    Например, см.: Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.    Подобные взгляды были известны уже блаж. Августину (см.: О граде Божием. С. 207. Кн. 20. Гл. 19). Широкое распространение такие представления об антихристе получили в протестантизме, на русской почве их воспроизводили раскольники-беспоповцы. См.: Малиновский Н., прот. Православное догматическое богословие. Т. 4. Сергиев Посад, 1908. С. 513—517.    На эти слова ссылается сщмч. Ириней Лионский, говоря о том, что антихрист произойдет из колена Данова. См.: Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 511. Кн. V. Гл. 30, 2.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.    Ириней Лионский, сщмч. Против ересей. С. 512. Кн. V. Гл. 30, 4.    См.: Шмалий В., свящ. Антихрист//ПЭ. Т. II. М., 2001. С. 563.    Подробный комментированный обзор святоотеческих суждений по данному вопросу см.: Феофан Затворник, свят. Толкование посланий св. апостола Павла к Солунянам первого и второго. М., 1895. С. 316—318.    Иоанн Дамаскин, преп. ТИПВ. С. 332. Кн. 4. Гл. 26.    См.: Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные. XV, 15//Кирилл Иерусалимский, свят. Поучения огласительные и тайноводственные. С. 233.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010