И свет во тьме светит, Иоан. 1:5 , «Слово было светом мира не со времени Своего воплощения, но во все времена с самого сотворения человека, сначала полно осеявая первосозданного в раю, потом осиявая тех, кто не уклонялся от Него сам, после падения первосозданного, потом сияя среди потемневшего человечества в народе еврейском через закон, пророчества, обетования и Богоявления». Еп. Михаила, толк. Ев. кн. 3, стр. 18, срав. стр. 17–18, 19. Москва, 1874; срав. также св. Иринея, против ересей, кн. 4, гл. 6, 6; гл. 7, 2 сн. 1; гл. 2, 3; 5, 2, 3; 11, 1 и др. св. Златоуста на 1Кор. 10:4 , стр. 9, ч; 2. Спб. 1858; св. Иустина, разгов. с Трифон. гл. 56–63; 1 Апол. гл. 63. сн. 62, стр. 80–81 цит. изд. и др. Этим объясняются такие формулы новозаветной цитации из Ветхого Завета, которыми, как Лицо, говорящее в Ветхом Завете, представляется Сам Иисус Христос, см. напр. Евр. 2:12; 10:5 . Что такое представление о действии Христа в Ветхом Завете есть чисто ветхозаветное же представление, только плохо понятое позднейшими иудеями (срав. обличение понимания их в 1 Апологии св. Иустина, гл. 63, сн. 62, стр. 80–81 цит. изд.), для этого достаточно вспомнить хотя об Ангеле Иеговы, по изображению Его в Ветхом Завете, для чего срав. напр. Исх. 23:20 и дал. и толкование на это место у св. Иустина в разгов. с Трифон. гл. 75, стр. 172; далее срав. Исх. 32:34  с 14:19, – 3:2 и дал. и на это последнее место указал в предсмертной речи св. первомученика Стефана, Деян. 7:30  и дал. 37–38 и св. Иустина, 1 Апол. гл. 63 сн. 62, разгов. с Трифон. гл. 60 стр. 156–157. Между новейшими богословами даже рационалисты в этом ветхозаветном представлении об Ангеле Иеговы видят «зерно новозаветного представления о Сыне Божием и Его особенности от Отца, хотя им все-таки и не хочется прямо связать ветхозаветное представление с новозаветным, без посредства развития его в иудейской теологии. Срав. Блека статью: Ueber die dogniatische Benumzung der almmesmamenml. Aussprche im Пеиеп Tesmam. в Theolog. smud. und Krit. 1835, s. 455.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Умер он в конце II века. Кроме своей апологии, он написал Διτσσαρων или свод 4-х Евангелий и некоторые другие, не дошедшие до нас, сочинения, перечень которых находится у Евсевия и бл. Иеронима. 153 «Мы уже чего не знаем, узнали через пророков» (гл. 20, стр. 37), получавший откровение от Слова. 155 " Κα τν δικονον το πεπονθτος Θεο παραιτομενοι« (Tatiani orat. adv. Graec. Edit. Gallandii, стр. 649), т.е., Духа Святого, приготовлявшего в Ветхом Завете путь грядущему Спасителю. Гл. 13, стр. 28. 157 Так многие и понимают Татиана. Напр. Люи-Шуази в своем сочинении Etude patristique sur le developpement du dogme de la Trinite au II siècle 1854, говорит, что по Татиану, Слово делается личностью только со времени сотворения мира, когда Оно выступает из разумного могущества Отца, по воле Отца» (стр. 23). Подобное читаем у Обе, в его сочинении «De l " apologetique chretienne аи II siècle» стр. 287 и у др. 158 Сведения об Афинагоре слишком скудны. Известно только, что он был родом из Афин, а жил во 2-й половив II века. Когда он обратился в христианство – неизвестно. Кроме своей апологии, поданной, вероятно, в Афинах императору Марку Аврелию и сыну его Коммоду, во время их путешествия в Грецию, Афинагор написал немало сочинений, доставивших ему почетное звание философа; но из них до нас дошли только два: его апология и трактат о воскресении мертвых. 167 Гл 6, стр. 75; то же говорит и выше: «наше ученее признает единого Бога, Творца этой вселенной, который сам не сотворен .... но все сотворил Словом своим». Гл. 4, стр. 72–73. Ср. так же гл. 10, стр. 79, гл. 30, стр. 115. 172 Феофил родился и воспитывался в язычестве и получил обширное ученое образование по тому времени. Познакомившись со св. Писанием, он обратился в христианство и стал ревностно защищать христианскую веру против языческих нападений. За такую ревность он приобрел большое уважение среди христиан, которые по смерти Эрота, пятого епископа Антиохии, единогласно избрали его на епископскую кафедру. Будучи епископом, он особенно проявил свою деятельность в борьбе против ересей, волновавших тогда Церковь . По словам Евсевия, Феофил писал книгу против Маркиона, трактат против ереси Гермогена и мн. др. сочинения; а по Иерониму, он составил много экзегетических сочинений; сам же апологет в 28 30 гл. II кн. «к Автолику», упоминает о своих сочинениях: о Яване, змий прельстивший Еву и о родословии первой исторической книги (т.е. Бытия). Но до нас дошли только три книги его о вере к Автолику, одному образованному язычнику, который представлял Феофилу много разных возражений против истин христианской веры. Феофил был епископом 13 лет и умер в 181 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

Оба эти вопроса раскрыты Иринеем в сохранившемся тексте «Против ересей» слишком кратко и лишь мимоходом, в то время как учению о воскресении мертвых, антихристе и земном царстве Христа отведено в пятой книге очень много места. 1530 Подробнее указатель мест Св. Писания, какие встречаются в Contra haereses, см. у Гарвея. Т. II. Р. 513–523. 1532 Новый Завет Ириней цитирует по кодексу, лежащему в основе нынешнего Безы (D). Роопс из одной книги Деяний насчитывает до 76 таких цитат. Напр., . Ср. также: 2,26.33.36.38; 3,7.19.25.26; 4,33; 7,60; 10,28; 10,47; 15,7.28; 17,24.27 и др. (см.: Ropes. Р. 328–333). (Роопс подробно разбирает также мнение Гарвея, будто Ириней при написании Contra haereses пользовался сирийским переводом Пешито – Bibllotheca sacra. P. 308–327; у нас изложение выводов американского ученого см. в I части: С. 27–28.) 1533 См., напр., кн. III, гл. 22, где излагается учение о человеческой природе Христа; гл. 18 той же книги, где доказывается истина воплощения Спасителя; кн. IV, гл. 1 –2, о том, что Творец неба и земли есть истинный Бог и Отец Христа; или последние главы V книги, где Ириней в буквально-чувственном смысле изъясняет места из Бытия, пророка Исайи и речи Господа ( Мф. 26, 27–29 ), доказывая, что после низвержения антихриста наступит земное царство Христово (подробнее см. у нас примеры этого толкования при изложении содержания указанных глав), и т. п. 1534 Аллегорическому методу Ириней следует преимущественно при толковании пророческих мест Св. Писания Ветхого Завета. См., напр.: кн. IV, гл. 10–11, 20–21, где св. отец доказывает единство содержания Ветхого и Нового Заветов, так как того же Христа возвещали пророки в речах своих (Моисей, Давид и др.), видениях (Моисей, Илия, Иезекииль, Даниил) и действиях (Осия, женившийся на блуднице, и Моисей, взявший в жены эфиоплянку). В таинственном смысле изъясняются Иринеем и места из Иеремии, Даниила и других пророков, касающиеся времени антихриста (Кн. V. Гл. 25, 2–3; 26; 29, 2; 30, 2). Так же толкуются и многие притчи Спасителя: о винограднике и виноградарях; царе, устроившем брачный пир; работниках в винограднике и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

Его апостолов, содержит и исповедует, что в Ев-харистии под видами хлеба и вина содержатся истинное Тело и Кровь Христовы. Этой верою и нас с детства, как необходимым и спасительным молоком, поила Святая Церковь, будучи чадолюбивой матерью. Эту веру да храним и питаем мы, чада Церкви, как бесценное сокровище и залог нашего упования на великие обетования Господа Иисуса, предлагаемые всем любящим Его и хранящим святые заповеди Его. Он, благий и человеколюбивый Бог и Спаситель наш, Сам, силою благодати Своей, да дарует всем нам всегда более преуспевать в этой вере и в благих делах по заповедям Его, чтобы иметь нам твердое и несомненное ожидание жизни вечной! Ему и Отцу Его и Всесвятому Духу, единому Вечному, Всеблагому и Всемогущему Богу нашему, в Трех Лицах нераздельно сущему и прославляемому, слава и благодарение и поклонение да будет от нас, ныне и всегда! Аминь. 18. Св. Игнатий Богоносец. Послания к Смирнской Церкви. 19. Апология 1. Гл. 66. См. Христианское чтение. 1825 г. Ч. 17. 20 . Т.е. тлению без надежды на воскресение. 21 . Против ересей. Кн. IV. Ч. 18. Гл. 4. 5. 22. Кн. V. Ч. 2. Гл. 3. 23 . Тайноводственные поучения. IV. 1, 2, 3, 6. 24. Lib. de natura Die curiose non scrutanda. 25. Беседа 82 на евангелиста Матфея. 26 . По апостольскому преданию, в Таинстве Евхаристии должно употреблять не одну воду, как у энкратитов, и не одно вино, как у армян и якобитов, но вино, растворенную водою. См. Постановления апостольские.8,12 Св. Иустин Философ. Апология 1. Свт. Ириней Лионеский. Кн. 5. Гл. 2. Литургия свт. Василия Великого. в которой читается: " прием, растворив " . 27 . Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн.14. Гл.13. 28. Gelasii Cyziceni Commentar. actorum concilii Nicaeni Cap. XXXI. Diatyposis.5. 29 . Episyol. Synodica Cyrilli Alex, ad Nestor. Constantinop. episc. a Syn. Alexandr. et Ephes. Approb. 30. Cone. Nic. II. Act. VI. Lect. Epiphan. Diac. БЕСЕДА ЧЕТВЕРТАЯ О преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы, или о пресуществлении. Братия, о великом чуде, всегда совершающемся в Таинстве Евхаристии - о преложении хлеба и вина в Тело и Кровь Христовы - ныне будем беседовать. Не с тем, чтобы раскрыть тайну сокровенную и сделать ее удобопонятною, но с тем, чтобы более научиться веровать и, веруя, более благоговеть пред необъятным величием Та-инства.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2331...

Тогда как св. отцы смотрят на обрезание, как на простой внешний признак принадлежности к иудейству и не придают поэтому обрезанию спасающего значения (см. напр, у св. Иоанна Злат. толк, на IV гл. посл. к Римл., стр. 104–165: тоже у бл. Феодорита Твор. т. 1, стр. 68, толк, на кн. Быт. вопр. 69, тоже у св. Епиф. Кир. т. 1, стр. 272 – 273 и др; талмудисты со времени установления обрезания делят весь род человеческий на две половины: обрезанных и необрезанных, при чем первые в силу обрезания спасаются, а вторые окончательно обречены на погибель. Тогда как св. отцы смотрят на обрезание как на временное и условное установление; талмудисты видят в нем вечное и необходимое для спасения условие. В. Соколов , не делая строгого различия между святоотеческим и талмудическим пониманием обрезания, обрушивается со всею тяжестью своей критики дистинктивного понимания обрезания как на талмудистов, так и на св. отцов. Но смеем думать, что насколько талмудисты заслуживают осуждения по неправильности их понимания обрезания, настолько св. отцы свободны от этого осуждения, так как их точка зрения на обрезание совершенно верная, чего конечно не отрицает и В. Соколов . См. соч. В. Соколова «Обрезание у Евреев» Каз. изд. 1892 г., стр. 219 – 244. 253 Твор. св. Епифания Кипрского , т. I стр. 7, – Отв. Ениф. на послан, пресвит. гл. 2. – Ibidem, стр. 15; – Ibid. стр. 46, Епикурейцы, гл. 3: – т. V, стр. 360. Оглавление, или краткое повторение содерж. в Панарие, стр. 367. 254 Против ересей кн. IV. гл. 16–30, смотр. Памяти, др. христнск. письменности. Изд. свящ. Преображенского. 258 Св. Ириней Лионский , Пр. ерес. кн. IV, гл. 35. Оба завета были предзнаменованы в Аврааме... и один Бог того и другого завета. Памяти, древн. христ. письм., изд. свящ. Преображенского, стр. 495; ср. св Иоан. Злат. Толк, на IV гл. посл. к Рим., стр. 164–165. 260 По толкованию св. Амвросия, под рабыней нужно разуметь не только «синагогу», но все ереси, которые делают рабами, а несвободными, почему слово Агарь и означает «приобретение», см.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Примечания: 1 Апологетика Рождественского. С. 7–106. 2 Иамирий — маг египетский, противодействовавший Моисею. 2Тим.3:8 . 3 Четьи-Минеи. Октября 2.14 4 Опытное доказательство этого можно видеть в житии Преподобного Пахомия Великого , Четьи-Минеи, Мая 15. 5 Четьи-Минеи. Января 17. 6 Творения Иоанна Златоуста . Т. 2. С. 551. 18 7 Памятники древней христианской письменности. Т. 4. Приложение к Православному Обозрению. С. 143. 8 Св. Иринея «Против ересей». Кн. 4. 9 Тертуллиана творения. Т. 4. Гл. 1. 27. 10 См. Славянское Добротолюбие. 11 Приложение к Православному Обозрению. С. 92–93. 12 Сочинения Иоанна Кронштадтского . Т. 2. 13 См. Иоанн Дамаскин . Изложение православной веры. Кн. 2, гл. 3. 14 Преподобный Иоанн Кассиан предполагает, что сатана до падения принадлежал к лику Херувимов. См. «Слово о смерти» епископа Игнатия Брянчанинова . С. 73. 15 Приложение к Православному Обозрению, 1868. С. 571. 16 Наставления св. Макария Великого . С. 161. 17 Оглас. поуч. 18. 18 Точное изложение Православной веры. Кн. 2, гл.4. С. 57–58. 19 Св. Гриорий Богослов. Ч. 3. С. 169. 20 Св. Василий Великий . Ч. 4. С. 146. 21 Точное изложение Православной веры. С. 134. 22 Приложение к Православному Обозрению, 1863. С. 150. 23 Св. Григорий Богослов . Ч. 3. С. 170. 24 Ириней Лионский . Т. 14, кн. 28. 25 «О граде Божием» Блаженного Августина , 14,27. 26 «Разговор с Трифоном» С. 141. 27 Догматическое Богословие архимандрита Иустина. С. 172. 28 Догматическое Богословие Преосвященного Антония. С. 95. 29 Четьи-Минеи. Мая 15. 30 Четьи-Минеи. Октября 21. 31 Слово о смерти епископа Игнатия (Брянчанинова) . С. 186. 32 Пролог. Октября 6. 33 Творения св. Иоанна Златоуста . Часть 3. С. 338. 34 Творения Иоанна Дамаскина . Кн. 2. С. 58. 35 Слово о смерти. С. 214. 36 Златоуст. Т.1. С. 722. 37 Творения Святых Отцов. Ч. 4. С. 265. 38 Творения Святых Отцов. Ч. 3. С. 231. 39 Толкование на послание к Ефесянам. С. 413. 40 Слово о смерти. С. 179. 41 Св. Григорий Богослов . Ч. 3. С. 25. 42 Четьи-Минеи. Апреля 23. 43 Oratio de incarnatione Verbi. I. Р. 180.

http://azbyka.ru/zlye-duxi-i-ix-vliyanie...

  23. decr. (Послание об определениях Никейского собора против Ариевой ереси) 8 (M. 25.429C).   24. hom. in Jer. (Беседы на кн. Иеремии) 2.1( GCS vol.6,1901 р.17.8-16; М 3.277В,С).   25. Августин, блаженный. О граде Божием. Кн.13. Гл.XIV.   26. Феофан Затворник, епископ. Что есть духовная жизнь. С.74.   27. hom. (Беседы) 9.7 (M. 31.344C).   28. gent. (Слово против язычников) 2 (М. 25.8В).   29. hom. (Духовные беседы) 12.8 (М. 34.561А).   30. Макарий Египетский, преподобный. Духовные беседы. Б.12.6.   31. hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 15.3 (М. 53.122).   32. serm. in Gen.6 (Слово на кн. Бытия, 6-е) 1 (М. 54.606).   33. Jo. (Толкование на Евангелие от Иоанна) 1.9 (М. 73.128С).   34. serm. in Gen. (Слово на кн. Бытия, 6-е) 1 (М. 54.605).   35. Там же 7.2 (609).   36. Позов А. Основы древнецерковной антропологии. Т.2(5). С.53.   37. Autol. (К Автолику) 2.25 (М. 6.1092А).   38. Киприан (Керн), архимандрит. Антропология святителя Григория Паламы. С.424.   39. exp.in Ps. (На Псалмы) 3.1 (М. 55.37); hom. in Gen. (Беседы на кн. Бытия) 14.5 (М. 53.116-117).   40. Киприан (Керн), архимандрит. Указ. соч. С.365.   41. Там же. С.344.   42. haer. (Пять книг против ересей) 4.38.1 (М. 7.1105С).   43. Там же 4.38.3 (1108С).   44. Иоанн Кронштадтский, праведный. Моя жизнь во Христе. С.196.   45. Там же. С.193,194.   46. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного эроса. С.287.   47. Там же. С.288.   48. Цит по: Андроник (Трубачёв), иеромонах. Указ. соч. С.66.   49. Симеон Новый Богослов. Творения. В Т.2. С.83.   50. Троицкий С. Христианская философия брака.//Соловьев В. Смысл любви...: Сб. С.135.   51. Там же.   52. Иннокентий Херсонский. О человеке//соч. Т.10. С.78.   53. Проблема эмансипации, т.е. освобождения женщины от порабощения мужчиной, носит не только личностный, социальный и политический характер, но и религиозный. В христианстве нет реальных оснований для оправдания женской порабощенности в мире. Ибо библейские " влечение " и " покорность " не есть внешняя сила, но внутренний вектор. Женщина, если будет покорна мужу, будет поступать благочестиво и боголюбиво, но заставить ее к этому муж не имеет права, ибо это добровольный акт, добродетель. Падение религиозности и даже секуляризация довели проблему эмансипации до крайности. Женщина не только стремится освободиться от зависимости от мужчины, но и приобрести мужской образ жизни (ведь не может же быть среднего рода), и даже отказаться от мужчины совсем - это феминизм.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

57. Свт. Ириней Лионский. Против ересей 5, 1, 3; Ч. 15. — С. 3. 58. Беседа во время голода и засухи//Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 1, § 92. 59. Свт. Григорий Богослов. Слово 40-е на святое Крещение, п. 32. 60. Об употреблении в Церкви этого последнего выражения: весьма ценный труд профессора А. Л. Катанского. Учение о благодати Божией в творениях древних святых отцов и учителей Церкви до Блаженного Августина. СПб., 1902. — С. 33. 61. Макарий, митрополит. Там же. Т. 1. — СПб., 1883. — § 193. С. 288. 62. Малиновский Н. И. Православное догматическое богословие. Т. 3. — 1909. § 109. С. 389–390. 63. Учение святого апостола Павла о предопределении по сравнению с воззрениями книги Премудрости Соломоновой//Христианское чтение. 1904. С. 30. 64. Христос и первое христианское поколение. Париж, 1950. — С. 225. 65. Символы веры//Книга правил святых апостол, святых Соборов Вселенских и поместных, и святых отец Догмат 630-ти святых отец Четвертого Вселенского Собора, Халкидонского. 66. В. В. Болотов Лекции по истории Древней Церкви. Τ. 4. — С. 293–295. 67. Лосский В. Н, Догматическое богословие.//Богословские труды. Вып. 8. М.: издание Московской Патриархии. — С. 17. 68. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Послание 10-е к пресвитеру Кледонию против Аполлинария первое. Минь. Т. 37. кол. 177. 69. Флоровский г. В. Восточные отцы IV века: Из чтений в Православной Богословском Институте в Париже. — 1931. — С. 115, 119. 70. Свт. Ириней Лионский. Против ересей. Пер. протоиерея П. Преображенского. СПб., 1900. — С. 240. 71. Минь. — Т. 26, кол. 996. 72. Святитель Григорий Богослов, архиепископ Константинопольский. Указ. соч.//Творения свт. Григория Богослова. М., 1889. Ч. 4. С. 161–162. Минь. Т. 37. кол. 181. 73. Митрополит Макарий. Православно-догматическое богословие. Т. 2. Прим. 131. 74. См. Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. — Казань, 1863. — С. 521. 75. Св. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. Кн. 3. — Гл. 28. 76. Св. Иоанн Дамаскин. Указ. соч. — Кн 3. — Гл. 20.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=724...

После этих писателей в Александрии и все последующие на Послание к Евреям смотрели как на Павлово. Таковы – святой Дионисий, святой Александр, святые Афанасий Великий , Антоний Великий , Дидим, Феофил. Церковь Сирийская выразила свою уверенность в происхождении Послания к Евреям от апостола Павла в переводе Пешито, сделанном во втором веке, где в числе посланий святого Павла стоит и сие послание; и на Соборе Антиохийском против Павла Самосатского, в деяниях которого приведены были из сего послания следующие места: 2. 14; 4.15; 11. 16, – а одно – 12. 1 – с прибавлением: по словам Павла-учителя. После сего святой Иаков Низибийский и святой Ефрем Сирианин приводили места из сего послания всегда со словами: святой апостол или блаженный Павел говорит. Завершает и запечатлевает свидетельства о сем Сирийской церкви Собор Лаодикийский, который в 60-м правиле своем, перечисляя книги Священного Писания, в ряду Новозаветных книг ставит и Послание к Евреям в числе посланий святого Павла. Свидетельства прочих Восточных церквей о сем передаются главнейшими их учителями, которые все Послание к Евреям приписывали святому Павлу. Таковы: Евсевий Кесарийский , Кирилл Иерусалимский , Епифаний Кипрский , Василий Великий , Григорий Богослов , Григорий Нисский , святой Златоуст, Феодорит. Пересмотрев все сие, не можем не признать неопровержимо истинными слова блаженного Иеронима ,– что послание сие признается Павловым не только всеми Восточными церквами, но и всеми церковными писателями из греков (Epism. Ad Dardanum 129). На Западе после святого Климента следы указания на Послание к Евреям находим в писаниях святого Иринея, хотя немногие. Так (Против ересей, кн. 2, гл. 30, § 91), он говорит, что Бог все создал и все содержит глаголом силы Своея ( Евр 1, 3 ), что закон в своих очистительных священнодействиях есть тень грядущаго (кн. 4, гл. 11, § 4; Евр 10. 1; 8. 5; 9. 23 ), что Енох угодил Богу и преложился (кн. 5, гл. 5, § 1). Евсевий поминает о другой книге святого Иринея, под заглавием «Разрешение недоуменных вопросов», и уверяет, что в ней тоже приводятся некоторые изречения, из Послания к Евреям заимствованные. Современное святого Иринея свидетельство о послании сем дает и перевод Священного Писания на латинский язык – Itala, где вместе с другими посланиями святого Павла имеется и Послание к Евреям. Известно было сие послание и Тертуллиану , который придавал ему и апостольский авторитет (De pudicitia, р. 20).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/apostol...

В Откр. (гл. 7) перечисляются запечетленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист. Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин (Точное изложение, кн. 4, гл. 26) пишет: " Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем " . Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Свщ. Писания об антихристе: " которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными " (2 Фее. 2, 9). Имя антихриста неизвестно, известно только его число — " 666 " . По объяснению свщмч. Иринея Лионского, " имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого " (Против ересей, кн. 5, гл. 30). Событием, непосредственно предваряющим пришествие антихриста, будет взятие " от среды удерживающего теперь " (2 Фее. 2, 7). Эти слова требуют обращения к греческому тексту. В ст. 6 говорится: " ныне вы знаете, что не допускает открыться ему в свое время " . Слову " что " в синодальном переводе соответствует греческое " to katechon " , что буквально значит " держащее или удерживающее " , в среднем роде. Очевидно, здесь имеется в виду не человеческое лицо, а некая сила. В ст. 7 говорится: " не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (o ketechon) " . Здесь употреблен мужской род, что скорее всего указывает на лицо мужского рода. Однозначного толкования на эти слова Апостола нет, поэтому под " удерживающим " и " держащим " можно понимать и некоторую силу, политическую или религиозно-политическую, и некоего представителя этой силы. 2.2.5.2. Брань антихриста с царством Христовым и поражение его от Господа

http://sedmitza.ru/lib/text/443344/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010