Слово Божие полезно при всех обстоятельствах Послушайте, прошу вас, все привязанные к сей жизни, приобретайте книги – врачевство души. Если не хотите ничего другого, приобретите, по крайней мере, Новый Завет, Деяния Апостолов, Евангелие – постоянных наших наставников. Постигнет ли тебя скорбь, приникай к ним, как к сосуду, наполненному целебным веществом. Случится ли утрата, смерть, потеря ближних – оттуда почерпай утешение в своем несчастии. Или лучше – не приникай только к ним, но принимай их внутрь и храни в своем уме… Ни величие славы, ни высота власти, ни присутствие друзей, и ничто другое из вещей человеческих не может утешать в скорби так, как чтение Божественных Писаний. Почему? Потому, что эти вещи тленны и скоропреходящи; поэтому и утешение от них скоропреходящее; а чтение Писаний есть собеседование с Богом. От незнания Писания – всякое зло. Мы выходим на войну без оружия, – и как нам спастись? Легко спасаться с Писаниями, а без них невозможно. Молитва св. Иоанна Златоуста пред чтением и слушанием Слова Божия «Господи, Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечныя услышати слово Твое и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего: скажи ми безвестная и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разумаТвоего, не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словеса прочитаем, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащих во тме, и от Тебе есть всякое даяние благо, и всяк дар совершен». Преп. Иоанн Кассиан († 435 г.): Чистота сердца открывает тайны Св. Писания Желающий понимать Св. Писание должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то, по снятии покрывала страстей, душевные очи будут созерцать тайны Св. Писания. Ибо оно не с тем открыто от Св. Духа, чтобы мы его не знали; темно же оно оттого, что душевные наши очи закрываются покровом пороков, а если им возвращено будет естественное их здравие, то и одного чтения Св. Писания достаточно будет для уразумения истинного смысла его, и не будет нужды в пособии толковников, подобно тому, как телесные глаза не нуждаются ни в какой науке для видения, если только они чисты, и нет темноты. Оттого-то и у самих толкователей произошло столько разностей и погрешностей, что, приступая к толкованию Св. Писания, не заботятся об очищении духа: по причине нечистоты сердечной они не только не видят света истины, но еще придумывают много противного вере (Kh.V,rл.34).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/kak-chi...

Последняя стихира в ряду стихир на «Господи воззвах», поемая обычно на «и ныне», носит особое наименование «Догматика», или иногда просто «догмата». Автор их, по-видимому, св. Иоанн Дамаскин . По содержанию они великолепны и исключительно богаты. Они служат лучшим подтверждением того, что наше богослужение, по своему внутреннему содержанию, есть храмовое исповедание в слух народа наших догматов, нашего вероучения и нравоучения. Скабалланович прекрасно устанавливает взаимную связь содержания всех восьми догматиков. Таким образом, при внимательном слушании этих поучительных стихир, христианин во время богослужения посвящается в таинственные глубины нашей веры. 2. Литийные стихиры Они поются при выходе священнослужителей в притвор на литию. В некоторых праздничных последованиях положены особые литийные стихиры, которые и поются. Но в обычный воскресный (недельный) день, когда нет никаких стихир на литии, они заменяются храмовыми стихирами, т.е. в честь храмового святого. Устав не указывает, какие именно. В службе 1 гласа добавлено, что поются, кроме храмовой стихиры, и стихиры Павла Аморейского (что и понятно, так как на своем месте на «Господи воззвах» они обычно вытесняются дневными стихирами Минеи), или что настоятель изволит. 3. Стихиры «на стиховне» или «стиховны» Они названы так потому, что присоединяются не к повседневному псалму, а к особым стихам, приуроченным к данному дню или празднику. По Симеону Солунскому они названы так, ибо литийные стихиры не имеют стихов. В субботу вечера, например, к стиховнам служат припевом стихи: («Господи воззвах», на вечерне или «Всякое дыхание» на утрене) «Господь воцарися, в лепоту облечеся. Ибо утверди вселенную, яже не подвижится. Дому Твоему подобает святыня. Господи, в долготу дний» . В будние дни: « К Тебе возведох очи мои. Живущему на небеси. Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дондеже ущедрит ны». «Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения. Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих, и уничижения гордых».

http://azbyka.ru/stixira

Скачать epub pdf О том, как приобретается человеком смиренномудрие Глава 1 Начало плодоносия – цвет, а начало смиренномудрия – покорность о Господе. Плод же послушания – долготерпение, а долготерпение – плод любви, любовь – союз совершенства, совершенство – соблюдение заповедей Божиих, а «заповедь Господня светла, просвещающая очи» ( Пс.18;9 ), и просвещенные очи бегают путей беззаконных. Итак, смиренномудрие да будет у тебя и основанием, и облачением ответа; речь же твоя пусть будет ясна и приветлива в любви Божией. Ибо Спаситель сказал: «Будите убо вы совершены, якоже Отец ваш Небесный совершен есть» ( Мф.5:48 ). Из чего видимо происходит высокоумие? Из того, что оно не подчиняется, что оно непослушно, непокорно, водится собственным своим помыслом. А смиренномудрие послушно, благопокорно, скромно воздает честь и малым, и большим. Кто приобрел оное, о том уверен я, что с вечной жизнью получит он награду от Господа. Глава 2 Если двое живете в одной келье, то будьте строго внимательны к себе, зная, что Господь посреди вас. Ибо Сам Он сказал: «Идеже бо еста два, или трие собраны во имя Мое, ту есмь посреде их» ( Мф.18:20 ). Хотя мы, недостойные, не видим Его, однако же Он как Бог знает и видит помышление и дело каждого. Ему слава во веки веков! Аминь. Глава 3 Слышали мы, говорит премудрость: «Человеку блудну всяк хлеб сладок, не престанет, Дóндеже умрет. Человек преступаяй ложе свое, глаголя в души своей: кто мя видит; кого убоюся? Тма окрест мене, и стены закрывают мя, и никтоже мя видит. Грехов моих не воспомянет Вышний. И очи человечестии страх его. И неразуме, яко очи Господни тмами тем крат светлейший солнца суть. Презирающий вся пути человеческия, и разсмотрящии в тайных местех: прежде неже создана Быша, вся уведена Ему, такожде и по скончании. Сей на путех града отмщен будет, и идеже не надеешеся, ят будет» ( Сир.23:23–30 ). Глава 4 Если ты, возлюбленный брат, избрал для себя благоговейную жизнь, то трезвись, чтобы лукавый под видом благоговения не внушил тебе чуждого помысла, а именно – тщеславия и гордыни, по причине которых не захочешь трудиться вместе с братией. Напротив того, работай, как и единомысленные с тобой братия, и охраняй свое благоговение. Ибо леность разрушает благоговение, а тому, кто приобрел ее, приносит укоризненное имя. Потому сопрягай благоговение с прилежанием и ведением (знанием), и будешь истинно благоговеен.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tv...

(Славянский текст) Возведи окрест очи твои, Сионе, и виждь: се бо приидоша к тебе яко богосветлая светила, от запада, и севера, и моря, и востока чада твоя, в тебе благословящия Христа во веки. (Перевод Ловягина) Возведи взоры твои, Сион, вокруг себя и посмотри: вот стеклись к тебе как богосветлые светила, от запада, севера, моря и востока, дети твои, благословляющие в тебе Христа во веки ( Ис. 60:4, 49:12 ). Толкование Пророк Исаия дает материал и основание этого тропаря, ибо говорит так: «Возведи окрест очи твои и виждь собраная чада твоя: се, приидоша все сынови твои издалеча и дщери твоя на рамех возмутся» ( Ис. 60, 4 ) и еще: «Се, сии издалеча приидут, сии от севера и от моря, инии же от земли персския» ( Ис. 49, 12 ). Итак, претворяя эти изречения в песнопение, боговдохновенный Иоанн простирает свое слово к новому Сиону – кафолической Церкви, по преимуществу же к Церкви Иерусалимской, матери всех Церквей, и говорит так: «О новый Сион и Божественная Церковь православных, больше не смотри вниз, по образу скорбящих и печалящихся (ибо печалящиеся держат очи опущенными вниз, поэтому и слово «печальный» (kathf " j) происходит от «опускаю вниз» (k£tw f£h) глаза), но подними вверх твои очи и посмотри кругом, потому что пришли к тебе твои духовные дети, духовной матерью которых ты стала посредством Святого Крещения. Посмотри, говорю, как они собрались от четырех концов вселенной: запада, севера, востока и моря, то есть юга, потому что с южной стороны Иерусалима находится море. Собрались все духовные дети твои сияющие и светоявленные, воистину блистая как светила, источающие Божественный свет, потому что эти чада оправдались через веру Христову и Святое Крещение. Если же они оправдались, следовательно, они исполнены и неизреченного света, как сказал Господь: «Тогда праведницы просветятся яко солнце в славе Отца их» (см. Мф. 13, 43 ) и как говорит апостол: «В нихже являетеся якоже светила в мире, слово животно предержаще» ( Фил. 2, 15, 16 ), то есть передавая другим жизненную силу, как толкует это Григорий Богослов (Слово на Крещение).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

Чувства не бывают поражены ими и не влекутся к ним против естества» 736 . В другом месте преподобный Никита Стифат учит, что «все действия, разветвленные по органам чувств: зрение, слух, обоняние, вкус, осязание, – движимы согласно природе, если их влечет лучшее» 737 . И святые отцы по этому поводу напоминают, в чем заключается нормальное использование органов чувств, соответствующее их природе. Святитель Афанасий Великий уточняет, что «тело имеет глаза, чтобы взирать на творение и из увиденного в нем стройного порядка познавать Создателя» 738 . О том же говорит святитель Иоанн Златоуст : «Глаза даны вам, чтобы, увидев творения, вы воздавали славу Творцу» 739 , или еще: «Глаз создан, чтобы восхвалять Создателя, взирая на творения Божии» 740 . Преподобный Серапион Тмуитский , рассуждая в том же ключе 741 , напоминает слова Псалмопевца, обращенные к Богу: К Тебе возвел я очи мои, Живущему на небе! Вот, как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабы – на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он ущедрит нас ( Пс. 122:1–2 ). Уши тоже были сотворены «для слышания Божиих словес и Божиих законов» 742 и для того, чтобы человек мог слышать Бога во всех звуках мира. Обоняние также было сотворено для того, чтобы во всем сущем [человек] чувствовал Христово благоухание ( 2Кор. 2:15 ) 743 , вкус – чтобы он со всякой пищей вкушал, как благ Господь ( Пс. 33:9 ), а осязание – чтобы он во всякой вещи осязал Слово Божие 744 . Говоря кратко, предназначение органов чувств – помогать чувствующим творениям соединяться с Богом, что соответствует задаче, возложенной Богом на человека при творении 745 . Вот почему преподобный Никита Стифат пишет: «Наделенные чувствами, мы должны правильно воспринимать чувственные вещи, через их красоту востекать к созерцанию Создателя и приводить к Нему непогрешительное познание об этих вещах» 746 . Используя органы чувств, подчиняя их своему уму, созерцающему духовные основания вещей, Адам воспринимал вещи объективно, познавая их в их истинной природе, и безошибочно различал, как говорит об этом преподобный Никита Стифат , их энергии и качества 747 .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhan_Klod_Lars...

Для того чтобы человек стал способным к познанию тайн Триипостасной Истины, он должен прежде всего обогочеловечить свои ветхие орудия познания, обновить их, совлечься ветхого человека и облечься в нового, приобрести другие очи, уши, голову, руки и ноги, ибо " есть другие уши, и другие очи… равно как и другое разумение, и другая душа, т. е. сей Божественный и Небесный Дух, Который слышит и плачет (с нами), молится и познает (ginwskon) и творит волю Божию в истине " . " Всякий должен знать, что за очами сими скрываются внутренние очи и за этим слухом есть внутренний слух " . Поэтому " стяжание Духа Святаго " (выражение преп. Серафима Саровского) — это насущнейшая потребность для каждого человеческого существа, ибо Он — Познающий, Он — Тот, Которым познают, Он возрождает орудия познания, Он и Сам — единственное вечное, непогрешимое " орудие " познания. Духоносцы имеют " другой ум — allon noun " , т. е. срастворенный (=соединенный) с Духом Святым. Срастворяя (=соединяя) человеческое естество со Своим собственным Божественным Духом, Христос его изменяет, обновляет, перерождает, из ветхого ума созидает новый ум, из ветхой души — новую душу, из ветхих очей — новые очи, из ветхих ушей — новые уши, из ветхого человека — нового человека, из ветхой твари — новую тварь. Обновленной таким образом личности Дух Святой открывает тайны Божества, ибо лишь духоносной личности, т. е. личности, исполненной Духом Божиим, Сам Дух открывает тайны Божии, потому что только Он их знает. Преподобный Макарий дает полное применение главному христианскому принципу познания: Подобное познается подобным, духовное — Духом. " Кто только имеет себе подобного небесного Божия Духа, тот и знает подобного ему — ho to homoion ehwn epouranion tes Theotetos Pneuma, ginoskei to homoion " , знает духовного и духовное, (знает), что от Духа Божия, от Бога " . Тайна христианской гносеологии — в становлении " одним Духом (единым Духом) " с Духом Христовым, ибо только так можно познать чудесную тайну Личности Христовой.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=720...

на Ев. Uh. II, 222–223 стр.). Когда камень, заграждавший ход в пещеру, был отвален, Спаситель возведе очи горе, и рече: Отче, хвалу Тебе воздаю, яко услышал еси Мя: Аз же ведех, яко всегда Мя послушаеши: но народа ради стоящаго окрест рех, да веру имут, яко Ты Мя послал еси ( Ин.11:41–42 ). Приметь, как Спаситель молится: Он «возвел очи к небу, и сказал: Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня. Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Так вникайте же в смысл и выражения молитвы Спасителя. Прежде всего, обратите внимание на положение, которое принимает Он. «Возвел очи к небу», говорит Евангелист, свидетель чуда. Что значит это? Внешнее выражение молитвенного настроения. Небо есть по преимуществу место обитания Божия и селение славы Его. К Богу Отцу, престол которого есть небо, возводит очи свои Единородный Сын Его, показывая тем, что Он молится. И так, Спаситель Своим примером освятил для нас обычай употребления внешних знаков для выражения молитвенного настроения. Не говорим о других примерах, данных Спасителем, как напр., о коленопреклонении, стоянии на молитве, а не сидении ( Лк.22:41 ; Мк. 11:25 ). Уже одного внешнего знака было бы достаточно для утверждения того, что Господь освятил для нас употребление при молитве и других внешних знаков. Церковь Святая, верная хранительница наставлений Спасителя и Его Апостолов, имела основание расширить количество этих знаков. Посему она и завещала чадам своим стоять на молитве, делать поклоны и коленопреклонения, осенять себя крестным знамением и многое другое, необходимое для выражения религиозных чувств. Как же сектанты упрекают православных за употребление этих внешних знаков? Упрекают потому, что прельщаются, не ведуще писания, ни силы Божия ( Мф.22:29 ). Свой малый ум хотят они поставить превыше ума Божественного. Христос употребляет знаки внешние при молитве, а они вооружаются против них. Св. Апостолы пользовались ими, а они и знать этого не хотят.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Preobr...

— Я не чувствую боли и не исполню твоего приказания, мучитель! Я лишь буду исполнять волю Отца небесного, Которому и приношу себя самого в жертву непорочную, ибо Он — Владыка душ и тел наших. В то время как святой говорил так, мучитель приказал лить в гортань его горький уксус, смешанный с желчью. Мученик же говорил: — Эта горечь для меня всё равно что сот медовый ради Бога моего, во имя Которого я и терплю всё сие. Затем мучитель приказал выколоть глаза святому Ермию. Услышав об этом, святой сказал мучителю: — Если тебе нужны очи мои телесные, видящие суету мира сего, — то возьми их; я имею очи сердечные, которыми ясно созерцаю свет истинный. И выколоты были очи у святого мученика. Потом святой был повешен вниз головою и висел в таком положении три дня, так что много крови вышло через ноздри его. По прошествии же трех дней, пришли некоторые посмотреть на святого, думая, что он уже скончался, но нашли его живым и славящим Бога, чему весьма удивились. Но за неверие их, очи их покрылись мраком; они ослепли и начали взывать: — Помилуй нас, раб Бога истинного, ибо мы поражены слепотою! Святой же сказал им: — Подойдите ко мне! Когда они подошли к нему, то он, возложив на них свои руки, сказал: — Во имя Господа моего Иисуса Христа прозрите. И тотчас все прозрели и, возвратившись, рассказали обо всем происшедшем. Князь же, придя в еще больший гнев, приказал содрать кожу со всего тела мученика. Когда слуги исполняли приказание мучителя, святой поносил князя и укорял его мерзких богов, чем вызвал князя на еще больший гнев. Зарычав как лев, он ножом отрезал честную главу святого мученика. Так окончил подвиг свой мученик Христов Ермий [ 4 ]. Христиане, придя тайно на место то, взяли честное тело его и похоронили в Каппадокии на месте, называвшемся Комана. Здесь совершались многие чудеса от честных мощей мученика и подавались многоразличные исцеления во славу Христа, Бога нашего, Которому вместе со Отцом и Святым Духом, воссылается слава, честь и поклонение, ныне и в бесконечные веки. Аминь.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Откровение дается семи церквам, составляющим Ефесскую митрополию, которой управлял тогда св. Иоанн Богослов, как пребывавший постоянно в Ефесе, но, конечно, оно в лице этих семи церквей дано и всей Церкви. Число семь, кроме того, имеет таинственное значение, означающее полноту, и потому может здесь быть поставлено как эмблема вселенской Церкви, к которой в целом и обращен Апокалипсис. Откр. 1:12–13. И обратихся видти гласъ, иже глаголаше со мною: и обратився видхъ седмь свтилникъ златыхъ, и посред седми свтилниковъ подобна Сыну Человчу, облечена въ подиръ и препоясана при сосцу поясомъ златымъ. Я обратился, чтобы увидеть, чей голос, говоривший со мною; и обратившись, увидел семь золотых светильников и, посреди семи светильников, подобного Сыну Человеческому, облеченного в подир и по персям опоясанного золотым поясом. В 12–16-м стихах описывается внешний вид явившегося Иоанну «подобна Сыну Человчу» – «подобного Сыну Человеческому». Он стоял посреди семи светильников, символизировавших собою семь церквей, и был облечен в «подир» – длинную одежду иудейских первосвященников ( Исх. 28:31 ), был, подобно царям, препоясан по персям золотым поясом. Этими чертами указывается на первосвященническое и царское достоинство Явившегося. «Голос, который слышал Апостол, не был чувственный; это объясняет он словом „обратихся“ – „обратился“, то есть оборотился не за тем, чтобы слышать, но „видти“ – „увидеть“ его; ибо духовное слышание и видение означает одно и то же» (св. Андрей, гл.2). Откр. 1:14. Глава же Его и власи блы аки ярина блая, якоже снгъ: и очи Его яко пламень огненъ. Глава Его и волосы белы, как белая волна, как снег; и очи Его, как пламень огненный. Глава Его и волосы были белы, как белая волна, как снег, и очи Его как пламень огненный. Белизна волос служит обыкновенно признаком старости. Этот признак свидетельствует, что явившийся Сын Человеческий – едино с Отцем, что Он – одно с «Ветхим денми, Которого» в таинственном видении созерцал св. пророк Даниил (7:13), что Он такой же Вечный Бог , как и Бог Отец 7 . Очи Его были как пламень огненный, что означает Его Божественную ревность о спасении рода человеческого, что перед взором Его нет ничего сокрытого и темного и что Он пламенеет гневом на всякое беззаконие. Откр. 1:15.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

И не удивляйся, если у иудеев была такая надежда и молва, когда и у иноплеменников было распространено такое же точно ожидание, как это доказывает известная женщина-самарянка в словах: «Знаем, что Мессия грядет, называемый Христос, когда придет Он, возвестит нам все» ( Ин.4:25 ). Итак, иудеи знали, и очень хорошо, что придет Христос, ибо это значит Мессия, и изъяснит им лучшую волю Бога, а кроме того, в ясном изречении Исаии указано, что и откроет очи слепых, именно: «Тогда откроются очи слепых» ( Ис.35:5 ). Но и другая молва ходила по Иерусалиму, так как пророк Исаия говорит, что неизреченное рождение (Сын) Бога и Отца совершенно неведомо, в словах: «Род Его кто исповедает?» ( Ис.53:8 ). А иудеи опять, извращая смысл этих слов по своему разумению, вообразили, что Христос будет совершенно неизвестен и вообще никто не будет знать, откуда Он, хотя Божественное Писание яснейшим образом представляет нам Его рождение по плоти и потому восклицает: «Вот, Дева во чреве будет иметь и родит Сына» ( Ис.7:14 ). А что опять ум иудеев был лишен руководства к восприятию необходимых истин и они предполагали, что Христос будет неизвестен, это нетрудно видеть из слов, которые, по уверению евангелиста Иоанна, иерусалимляне говорят о Нем: «Ибо некие из иерусалимлян говорили: не Сей ли есть, Кого ищут убить? И вот смело говорит, и ничего Ему не говорят: неужели истинно узнали начальники, что Сей есть Христос? Но Сего мы знаем, откуда Он, Христос же, когда придет, никто не узнает, откуда Он» ( Ин.7:25–27 ). Итак, между тем как иудеи так неразумно думают о Христе, прежний слепец уже быстро воспринимает представление о Нем из чуда и как бы хватает для подкрепления своих мыслей изречение фарисеев, когда говорит: «В том есть странность, что не знаете, откуда Он, и (а) отверз мои очи». Два, говорит, имею знамения, и очень ясные, того, что Он есть Христос, именно: вы не знаете, откуда Он (первое), но и отверз мои очи (второе). Следовательно, ясно, что Сей есть Сам Предвозвещаемый законом и Свидетельствуемый гласом пророков.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010