Таблица 6.1 Текст Исайи: МТ и lQIsª Текст рукописи 4Q521 42:7: вывести из темницы узника . Слово «узник» ( , " асир»), от глагола «связывать», «заключать в тюрьму» ( , " асар»), используется как собирательное понятие «узники», хотя стоит в единственном числе. 61:1: узникам – открытие темницы: . То же слово, что и в 42:7, стоит во множественном числе: «узники» ( , асурим ). разрешает узников ( , «асурим»): освободит узников ( , «асурим»): 35:5: откроются глаза слепых: . «Слепые» – «иверим»; использована форма глагола «отверзать [очи]» ( , «факах»). 42:7: открыть глаза слепых: «Слепые» – , «иверот»; использована форма глагола , «факах» – «отверзать [очи]» отверзает (очи) слепым: . «Слепые» – , «иверим»; использована форма глагола , «факах» – «отверзать [очи]». откроет (очи) слепым: . «Слепые» – , «иверим»; использована та же форма глагола , «факах» («отверзать очи»), что и в Пс. 145 . 61:1: исцелять сокрушенных сердцем: восставляет согбенных: («зокеф кефуфим») восставит угнетенных [ ] («зокеф ке[фуфим]»). 26:19: оживут (воскреснут) мертвые «Оживут» ( , «йехйу») – от глагола «жить, оживлять» ( , «хайа»); «мертвые» – , " метика». мертвых воскрешать . «Мертвые» ( , «метим», от глагола , «мут» – «умирать»); «воскрешать» ( ) – от «жить, оживлять» ( , " хайа») 61:1: благовествовать нищим: «Благовествовать» ( , «бассер») от глагола «проповедовать, благовествовать» ( , " басар»). нищим благовествовать . «Благовествовать» ( ) также от глагола «проповедовать, благовествовать " ( , " басар»). Показывая веру палестинских иудеев периода позднего Второго храма в воскрешение Мессией мёртвых, рукопись 4Q521 позволяет объяснить ответ Иисуса Христа ученикам Иоанна Крестителя на вопрос: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Указывая на пророчества о Мессии в книге Исави (в 35:5–6; 42:7: 61:1), Христос ответил: «пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите: слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищим благовествуется 472 ; и блажен, кто не соблазнится о Мне» ( Мф. 11:2–6 ; Кк.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Yurev...

Одна знатная женщина, по имени Фриелла, мать Евксениана Поплиона, проконсула восточного, будучи слепой и слыша о том, что Аверкий исцеляет много различных болезней, велела вести себя к святому мужу. Она застала Аверкия учащим народ и, припав к ногам его, просила святого, чтобы он отверз ее потерявшие зрение очи. Заботясь прежде всего о просвещении душевных очей Фриеллы, святой спросил ее, верует ли она во Христа, Который отверз очи слепорожденному? Когда Фриелла дала обет уверовать и проливала обильные слезы на ноги Аверкия, святой, помолясь Богу, прикоснулся к ее очам и сказал: – Свете истинный, Иисусе Христе, прииди и отверзи очи рабы Твоей! Тотчас Фриелле возвратилось зрение, и она восприняла крещение от святого. Крестившись, она вручила святому половину своего имения, чтобы он раздал нищим и, получив наставление от него, возвратилась к себе. Сын ее, проконсул Евксениан Поплион, видя мать прозревшею и узнав, что ей отверз очи своими молитвами святой Аверкий, захотел видеть его и воздать ему благодарность за исцеление своей матери. Святой же научил Евксениана вере и обратил его ко Христу. После сего три других женщины, также пораженные слепотою, приступили к святому и, поклонившись ему, сказали: – И мы веруем в Иисуса Христа, Коего ты проповедуешь; поэтому мы молим тебя, отверзи и нам очи, подобно тому, как отверз ты их Фриелле. Святой же отвечал на это: – Если вы действительно веруете в истинного Бога, как утверждаете, то увидите свет Его. Сказав сие, святой возвел очи свои к небу и стал молиться. Во время молитвы святого с небес снисшел луч неизреченного света, превосходивший сияние солнца, и озарил то место, где стоял на молитве святой Аверкий. Все, бывшие там, не могли перенести сей неизреченный свет, пали на землю и только три слепые женщины стояли неподвижно. Когда луч коснулся очей слепых женщин, они прозрели и блистание небесного света прекратилось. Святой спросил прозревших: – Что увидели вы прежде всего, когда вернулось вам зрение? Тогда первая сказала: – Я видела Ветхого деньми 6888 , Который прикоснулся к очам моим.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эту тайну открывает нам многозаботливый Апостол, вымаливая у Бога для христиан чистоту  сердечную , сердце очищенное, освященное и просвещенное благодатью Духа Святого:  и просветил очи сердца вашего  — Pefwtismnoj toj Cfqal­moj tj kardaj топ — (=очистил, прояснил очи сердца вашего),  дабы вы познали, в чем состоит надежда призвания Его, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его . Очи сердца ? — Это вера, ибо вера становится  зрением  души, зрением,  видящим  (=познающим) “Невидимого” и “невидимое”: видящим невидимого Бога в видимом человеке Иисусе, видящим Его бесчисленные “невидимые” благодатные силы, посредством которых Церковью устрояется спасение людей, мира, твари — и мое, и твое, и всех грешников, и всех праведников. Вот почему мы и в этом земном мире, и во всех мирах вообще, — “мы ходим верою, а не видением”=di pstewj peripa­moamen, o di edouj (2 Кор 5:7), верою, которая есть  зрение  нашей облагодатствованной, освященной и просвещенной души. В нас, христианах, вера — первое бессмертное и всевидящее  око  нашей облагодатствованной души, а любовь — второе, а молитва — третье, а надежда — четвертое, а пост — пятое, а смирение — шестое, а кротость — седьмое, а терпение — восьмое, а святое причащение — девятое, а святое покаяние — десятое, и так в ряду: все святые Таинства и все святые добродетели — бесчисленное количество наших очей, и очей всевидящих, боговидящих, небовидящих, истинновидящих. И эти святые  очи  наши  видят  —  в чем состоит надежда призвания  Христова, надежда наша: усыновление Богу через Господа Христа и наследие Царства Небесного, жизнь вечная в вечном блаженстве Трисолнечного Бога и Господа. И еще эти святые  очи  наши  видят  —  какое богатство славного наследия  Христова, наследия нашего во Христе: Божественная вечная жизнь и слава вечная в Истине Вечной, Правде Вечной, Любви Вечной, Радости Вечной, Блаженстве Вечном. И еще наши святые очи видят —  как безмерно величие могущества Его в нас, верующих по действию державной силы Его :  сила Его  Божественной верой нашей побеждает все грехи в нас, все смерти, всех демонов, все геенны, и дарует нам спасение, освящение, облагодатствование, обожение, охристовление, отроичевание, рай, рай, всерай…

http://pravmir.ru/tolkovanie-na-poslanie...

Хочешь ли, я покажу тебе и сам облик невесты, сияющий как молния и исполненный неописуемой красоты, в окружении великого множества Ангелов и Архангелов? Однако возьмем еще раз за руку невестоводца Павла, и он сможет сквозь это множество привести нас к ней. Итак, что он говорит? «Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова» ( Еф.5:25–26 ). Ты увидел ее чистое и сияющее тело? Ты увидел ее прекрасной, сияющей ярче солнечных лучей? Затем он добавляет: «Дабы она была свята и непорочна, ...не имеющая пятна, или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Ты увидел сам цвет молодости, саму вершину юности? Ты желаешь узнать также ее имя? Она зовется верной и святой. Ибо сказано: «Павел, ...Апостол Иисуса Христа, находящимся в Ефесе святым и верным во Христе Иисусе» ( Еф.1:1 ). Таинственный смысл Крещения 3 . Но, услышав наименование невесты, я вспомнил о старом долге: ведь я обещал рассказать вам, отчего мы называемся верными 74 . Отчего же мы так называемся? Нам, верным, были доверены дела, которые не могут увидеть наши телесные очи, настолько они велики, внушают трепет и превосходят нашу природу. Ибо ни мысль не может постичь их, ни слово человеческое изъяснить, только учение веры хорошо их знает. Поэтому Бог сотворил нам двоякие очи: очи плоти и очи веры 75 . Когда ты приступаешь к священному тайноводству, плотские очи видят воду, а очи веры зрят Дух. Те созерцают крещаемое тело, а эти – погребаемого ветхого человека 76 , те – омываемую плоть, эти – очищаемую душу, те видят тело, восстающее из вод, эти – нового сияющего человека 77 , восстающего в озарении из этого святого очищения. Те видят иерея, возлагающего сверху десницу и касающегося головы 78 , а эти созерцают Великого Архиерея, простирающего с небес невидимую десницу и касающегося головы. Ибо не человек крестит тогда, но Сам Единородный Сын Божий. И что совершилось над Владычней Плотью, то совершается и над нашей. Ибо как Иоанн видимым образом касался головы, Бог Слово нисходил в потоки Иордана и крестил, а Отчий глас произносил свыше: «Сей есть Сын Мой возлюбленный» ( Мф.3:17 ), так и Дух Святой [действовал] Своим наитием.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

11. Очи мои ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои ( Пс. 24:15 ). Так взывать начали сердцем и устами в роде нашем с самого того часа, как исконный змий уловил в адские сети свои прародителей наших. Очи мои выну ко Господу, вещали Адам и Ева , к тому Господу, Который тотчас по нападении явился милостиво в раю, и обличив и покарав искусителя, обетовал Себя Самого в Спасителя и Искупителя миру, рекши: Семя жены сотрет главу змея. Он, вещали они, исторгнет нас из той сети, в которую уловлены были льстивым обещанием коварного. Очи мои выну ко Господу, яко Той исторгнет от сети нозе мои, с упованием взывали Сиф, Энох, Ной, Авраам, Исаак, Иаков, Давид и все благочестивые души ветхозаветные. Ко Господу, о Котором яснее повторено обетование Аврааму, Исааку, Моисею. Ко Господу, Которого описали и возвестили многократно и многообразно Давид, Исаия и прочие Пророки. Очи наши выну к Нему Господу обетованному и ожидаемому, иже есть Сын Вышнего, Отец мира, Владыка веков. Он спасет нас и избавит от работы дьявольской. И се Тот, к Которому выну были очи всех, уже носится Девою и приходит в Вифлеем! Христос рождается! Душа моя! Душа моя! Теперь твоя и всех современных живущих в новой благодати душ чреда возвести очи свои на Христа, от Пречистой бессеменно рождаемого и выну зреть Его и благоговеть пред Ним. 12. Пути Твоя, Господи, скажи ми и стезям Твоим научи мя. И се, не по молению сему, многие века слышанному на Небесах из уст омраченного и заблудшего человечества, се грядет из недр Отчих Единородный Сын Божий в образе и с именем Сына человеческого, грядет к нам грешным не токмо сказать пути Божии словом живым и животворным, но и показать их в собственном житии Своем, в Своем примере. Грядет сказать и показать и путь смирения, и путь самоотвержения, и путь терпения, и путь любви, и путь милосердия, и путь правды. Слыши, зри, поучайся и твори такожде, яко же Христос, о, душа спасающаяся! Научали путям Господним, воле Божией Патриархи, Пророки. Се Сам Господь их грядет учить нас и наставить. Являлись Ангелы Божии, духи бесплотные изрекать слово Божие. Се само Ипостасное, Предвечное Слово становится плотию, да исповесть неисповедимого Отца Своего и откроет Его достойным и желающим. Христос рождается!

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Такова «пламенная молитва», как называет ее Евагрий 539 и Иоанн Кассиан 540 , что преобразует человека в «ангела» 541 , поскольку ангел состоит по большей части из «огня» 542 , и освобождает его от всего земного, чтобы сделать его, подобно ангелу, «предстоящим перед Богом» 543 . Об Авве Тифое (то есть Сысое) рассказывали, что дух его, если он быстро не опускал рук, стоя на молитве, воспарял к горнему. Поэтому, если случалось, что братья молились вместе с ним, он спешил побыстрее опустить руки, дабы дух его не был восхищен и не пребывал долго/в горнем/ 544 . 3. «К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах» (Пс.122:1) Жест простирания рук сопровождался другим – «возведением очей» к небу, в чем мы сумели убедиться по некоторым текстам. Их смысл становится ясным из их употребления в самом Священном Писании . Материальное «небо» – это символ «места» Божия, чей трон воистину «превознесен выше небес» 545 . Этот жест относится к самому Богу. Молящийся обращает свои очи – духовные, но символически и телесные – «всегда ко Господу» 546 , «как очи рабов обращены на руку господ их, как очи рабы – на руку госпожи ее» 547 , дабы по первому знаку броситься исполнять их волю. Возведение очей к небу и обращение взгляда ко Господу – это выражение глубочайшего доверия к Нему, постигаемому здесь и теперь, и знак послушного внимания. Потому и о Христе, Который как человек был великим молитвенником и образцом для всякой христианской молитвы, не раз говорится, что Он «возводил очи к небу», когда обращался с просьбой к Отцу. Так было и при исцелении глухонемого 548 , при чудесном умножении хлебов 549 , при воскрешении Лазаря 550 и, наконец, в начале той «прощальной молитвы», в которой Иисус просил о Своем «прославлении» 551 . У Господа нашего этот жест «возведения очей» приобретает особую, удивительную торжественность, выражая собой совершенно уникальное отношение, существующее между Сыном и Отцом Небесным. Только «во Христе» христианин может действительно отважиться «возвести очи к небу», как только «во Христе» может отважиться произнести: «Отче наш! Иже еси на небесех!»

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

А угнетаемый бедностью и испытывающий нужду в пище, если он при этом впадает в богохульство, также является слепцом, поскольку очи его не видят терпения и стойкости во Христе. Тогда давший ему кусок хлеба, или одежду, или серебряную монету тем самым совершает, подобно Христу, плюновение на землю, ибо видит лежащего на земле брата, питает его, алчущего, делает благим сердце его, помазанием милостыни побуждает это сердце к восприятию радости и отверзает уста к славословию и благодарению Бога. Совершающий это также открывает очи слепца, ведь прославляющий Бога и благодарящий Его имеет открытыми очи своей души. Кроме того, оскорбленный и гневающийся на брата своего (Мф 5:22) в свою очередь является слепцом, ибо не видит заповеди Христовой. Поэтому если ты, не дожидаясь, что оскорбленный подойдет к тебе, сам подходишь к нему и припадаешь к ногам его, то тем самым ты, подобно Христу, совершаешь плюновение на землю; если смиренными речами ты умягчаешь душу его, ты делаешь брение; если принимаешь его падение как свое собственное, освобождая от наказания как невинного, и вводишь его в купальню духовного мира, то тем самым ты отверзаешь очи его и привлекаешь к своей любви. Поэтому он, ходя повсюду, будет хвалить, благодарить и превозносить тебя перед лицом упрекающих тебя, подобно тому слепому, который восхвалял Христа перед иудеями; а когда он встретит тебя, то с почестями поприветствует тебя и поклонится тебе, воздавая великую честь. 9. Поэтому будем ревностно посещать церковные собрания, дабы, входя в храм, омываясь и очищаясь в нем от пятен греха, просветили бы мы очи наших душ и не уснули бы в смерть, но удостоились бы жизни вечной во Христе Иисусе Господе нашем 124 , Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение со безначальным Его Отцом и со пресвятым и животворящим Его Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь. VI. На Пятидесятницу о нисхождении Всесвятого Духа (MD 22) 125 1. Сестры и матери! Великая радость для нас, христиан, проистекает от духовных праздников, ибо всякий раз души наши обновляются тем, что совершается и произносится в церкви.

http://pravmir.ru/oglasheniya/

Добродетель христианина, или христианская добродетель, есть поистине изумительное изваяние, украшенное божественными дарами: благодать и красота ее свидетельствуют о божественном происхождении ее. Христианская добродетель, как велигласный проповедник, проповедует о светлости христианской веры. 9. Вера во Христа светлая и просветительная, ибо свет ее излит в Святых Писаниях и озаряет очи разумения имеющих чистое сердце Светлость и просветительная сила веры в Спасителя Христа свидетельствуется из Святых Писаний, которые суть вечное откровение Божие в делах и словах и деяниях Его. Во Святых Писаниях откровения только искусивший мысленные очи и заткнувший уши души, и испытавший смертность общего душевного чувства, окаменевший сердцем, тот только может не видеть и не слышать, и быть нечувствительным по отношению к содержащемуся в них Божию откровению, сильно ударяющему по душевным чувствам, ибо таков свет, испускаемый из Святых Писаний, что не может имеющий здравые душевные чувства не изумиться, не исповедать сущую в них истину и не поверить, и не смириться пред открываемым Богом: на каждой странице её находит он новое откровение Божие в мире, на каждой странице видит он Бога, говорящего человеку, имеющему уши слышать, ибо воистину, в нем (свете) Святые Писания суть книга божественных откровений для имеющих очи видеть и уши слышать – делаются книгой, семью же печатями запечатанной для имеющих развращенную совесть. Об этой истине свидетельствует Сам Спаситель, обличая иудеев, исследующих Писание, свидетельствующих о Нем и не могущих найти то, что Писание о Нем говорит, ибо они любовь Божию не имеют в себе, будучи эгоистами, славу друг от друга ищущие, а не славу Божию. Для таковых Святые Писания суть книги тяжелой вуалью прикровенные, и священный свет не осиял мысленные очи их ( Ин.5:39–44 ), так что злохотение и развращение сердца – вот причина непросвещенных через Святые Писания, а не отсутствие яркого света. Святые Писания просвещают очи, имеющих благую совесть и искренне исследующих их. Таковых примеров и в древние, и в новейшие времена множество. Среди многих примеров – пример и Иоанна Миллера, мужа мудрого и ученого, жившего после Вольтера и Руссо, который и церковным не был, и не показал себя последовательным и деятельным христианином. Он находился в 1782 году в Касселе и занимался изучением исторических писателей, получив же на руки Священное писание, не смог остаться безразличным к вере Христовой. Одно чтение пленило его. Вот что писал он Карлу Бонету, своему другу, хорошо знающему, какая разница веры разлучала их до сих пор, в письме, датированном 27 мая 1782 года:

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Песн. 1:12 Посреде сосцу моею водворится, то есть в сердце, которое находится между сосцами. Это довершает сие пророчество: «Вселюся в них и похожду, и буду им Бог , и тии будут мне людие» ( Лев. 26:12 , 2Кор. 6:16 ). Песн. 1:13 Грезн Кипров сын сестры моея мне в виноградех Енгаддовых. Невеста, не зная, какое дать достойное имя Жениху, отовсюду собирает имена и приноравливает к Нему. «Грезн Кипров сын сестры моея мне». «Грезн Кипров» – цвести начинающий. Ибо в это время виноград издает приятнейший запах. Прибавляет же – «в виноградех Енгаддовых». Если под ними означает место в Иудее, исполненное прекрасными виноградами, то понимать надобно несобственно, то есть все оные винограды превышает благовонный грезн твой. Но если она целит на силу слова «Енгаддовых», которое то же значит, что и око лукаво ( Мф. 6:23 ), то разуметь надо таким образом. Я, находясь среди искушений и от многих терпя нападения, ощущаю сладость Твою и виноградам в сие время цветущим, но (принимая их в аллегорическом смысле) среди искушений прибывающим, предпочитаю благовоние цветущего грезна Твоего. Но ежели Он, еще цветя, столько приятен, то каков будет тогда, когда станет созревать, когда созреет? После сих слов невесты вещает паки Жених ей: Песн. 1:14 Се, еси добра, искренняя моя, се, еси добра: очи твои голубине. Паки похваляет красоту ее, и повторяя – добра – удивляется оной, но прежде всего превозносит очи ее. «Очи твои голубине», то есть, духовные. Ибо голубь образует Святого Духа. «Очи твои голубине» – исполненные Божественной благодати, чуждые всякого порока, откровенным лицом славу Господню созерцающие, преображенные в тот же образ от славы в славу, яко от Господня Духа. На сие Невеста и ответствует и говорит вторично: Песн. 1:15 Се, еси добр, сын сестры моея, и еще красен: одр наш со осенением, Песн. 1:16 преклади дому нашего кедровии, дски нашя кипарисныя. Доселе она удивлялась благовонию Его, теперь удивляется и лепоте Его, удивляется, имея очи просвещенные, духовные. «Се, еси добр, сын сестры моея, и еще красен: одр наш со осенением».

http://azbyka.ru/otechnik/Feodorit_Kirsk...

5. Ибо всякий должен знать, что есть очи, которые внутреннее сих очей, и есть слух, который внутреннее сего слуха. И как эти очи чувственно видят и распознают лице друга или любимого: так очи души достойной и верной, просвещенные Божественным светом, духовно видят и распознают истинного друга, сладчайшего и многовожделенного жениха — Господа, как скоро душа озарена достопокланяемым Духом. И таким образом, душа, мысленно созерцая вожделенную и единую неизглаголанную лепоту, уязвляется Божественною любовию, настраивается ко всем духовным добродетелям, и в следствие сего приобретает беспредельную и неистощимую любовь к вожделенному для нее Господу. Посему, что блаженнее того вечного глагола, в котором Иоанн представляет нам пред очи Господа, и говорит: се Агнец Божий, вземляй грехи мира (Иоан. 1, 29)? 6. Подлинно, из рожденных женами никто не больше Иоанна Крестителя; потому что он — полнота всех Пророков. Все пророчествовали о Господе, издали показывая Его пришествие; но Иоанн, пророчествуя о Спасителе, представил Его пред очи всех, взывая и говоря: се Агнец Божий! Как сладостен и прекрасен глас того, кто прямо указует на проповедуемаго им! Никто из рожденных женами не больше Иоанна Крестителя: мний же во царствии небеснем болий его есть (Мф. 11, 11). Это свыше рожденные от Бога Апостолы, приявшие начаток Духа Утешителя; ибо они сподобились судить со Христом, быть сопрестольниками Христовыми, соделались избавителями человеков. А найдешь также, что они разделяют море лукавых сил, и приводят верные души; найдешь, что они делатели, возделывающие душевный виноград; найдешь, что они други жениховы, обручающие Христу души; ибо сказано: обручих вас единому Мужу (2 Кор. 11, 2); найдешь, что они дают жизнь человекам; одним словом, найдешь, что они многочастно и многообразно служат Духу. Сей–то мний болий есть Иоанна Крестителя. 7. Как земледелец, держа у себя пару волов, возделывает землю: так, подобно сему, и Господь Иисус, сей совершенный и истинный делатель, совокупив Апостолов по двема, посла их (Лук. 10, 1), Сам с ними возделывая землю слушающих и истинно верующих. Впрочем и сие достойно замечания: царствие Божие и Апостольская проповедь — не в одном слышимом слове, так чтобы для сего стоило только уметь говорить и передать другим, напротив того, царствие — в силе и в действенности Духа. Сие испытали на себе Израильтяне; всегда поучаясь в Писании, и без сомнения, занимаясь мыслию о Господе, не приняли они самой Истины, и самое наследство свое передали другим. Так и те, которые другим сообщают словеса Духа, сами же не обладают словом в его силе, другим передают наследие. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу во веки! Аминь. Беседа 29. Раздаяние благодати человеческому роду Бог совершает двояким образом, с тем, чтобы плодов ее потребовать на праведном суде.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=679...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010