Истина от земли возсияя и правда с Небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя. Псалом 122 К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Трижды Священник: Господу помолимся. Чтец: Господи, помилуй. Священник глаголет молитву: Боже Всемогий, Предвечный, содержай горстию всю тварь, обладаяй небом и земплю, и всем яже на них, всякому же созданию, еже на пользу быти щедро подаяй: умиленно молим Ти ся, Всеблаже, якоже древле израильтяном землю медом и млеком текущую даровати, в пустыни Иоанна Крестителя Твоего дивиим медом воспитати благоизволил еси: такожде ныне призрения Твоего благоволением к живопитанию нашему, сей пчельник и его улия благослови, умножая преумножи в нем пчелы, и благодатию Твоею я соблюдая, тучнаго нас меда исполни: да никако сей пчельник созданий Твоих пчельных лишен, но всегда преисполнен соты меда будет: и по премногой благостыни и непобедимей крепости Твоей, да явится неподвижим многими лукавствы, и непоколебим зазорными обаянии, но Твоею всесильною огражден державою, и остенен ополчением, от всякаго коварства волшебнаго сохранен, и всегда в Твоей, Христе, рукояти невредим пребудет. Твое бо есть, еже миловати и спасати ны, Христе Боже наш, и Тебе славу возсылаем, со Отцем и Святым Духом, во веки. Аминь. И кропит священник пчел и улия водою священною, глаголя: Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Посем обычный дневный отпуст. Чин благословения новаго меда Священник: Благословен Бог наш, всегда, ныне и присно, и во веки веков. Чтец: Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе. Царю небесный, Утешителю, Душе истины, иже везде сый и вся исполняяй, Сокровище благих и жизни Подателю, прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша. Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас. Трижды.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кто хочет к Богу приступать и получать желаемое, тому должно отступить от грехов и с верой во Христа, Сына Божия, примириться с Богом. Блуд и всякая нечистота, хищение, воровство, вражда, злоба, сребролюбие, лихоимство, клевета, срамословие, проклятия, пьянство, ложь, лесть, лукавство и прочее тому подобное затворяет двери молитве, пока человек в них пребывает. Итак, да отступит же от всего этого тот, кто хочет призывать имя Господне. «Подобает, – говорит святой Иоанн Златоуст, – молиться, но не замаранному сквернами. Говоришь: «Что, если впаду в согрешение?» Очисть себя. Как? Плачь, стенай, подай милостыню, примирись с тем, кого обидел, очисти язык, да более не прогневаешь Бога, и прочее, да не тебе скажет Господь: когда умножаете моления, Я не слышу» (Ис. 1:15. Беседа 51-я на евангелиста Матфея). 3) Молиться должно не только языком, но и сердцем, то есть от сердца должна происходить молитва. «Из глубины, – говорит святой Иоанн Златоуст, – призывай Бога, как говорит: из глубины воззвал я к Тебе, Господи (Пс. 129:1); из внутренности изведи глас свой». И немного спустя: «Ибо не человеку молишься, а Богу вездесущему, и прежде взывания слышащему, и тайны сердца ведающему» (Беседа 19 на евангелиста Матфея). Ибо в молитве объявляем Богу сердечные наши желания, и потому должно и в уме помышлять, и в сердце иметь и желать то, что языком и словами произносим. Иначе никакой молитвы не будет, а только праздные слова. Поэтому должно нам себя молитве приобучать, и об этом Господа Самого просить, чтобы Духом Своим Святым научил нас молиться, как апостолы просили Его об этом: Господи! Научи нас молиться (Лк. 11:1). Отсюда можно заключить, что не может быть истинной молитвы без действия Святого Духа. Ибо когда Этот Благой Утешитель коснется нашего сердца, тогда, как курение от зажженного фимиама, от сердца произойдет воздыхание, святое желание и истинная молитва, и приблизится к престолу благодати. § 331. Молиться должно: 1) Во всякое время (Еф. 6:18), всегда (Лк. 18:1), непрестанно (1 Фес. 5:17). Молиться же всегда и непрестанно означает не то, чтобы всегда читать написанные псалмы или молитвы, и делать поклоны, – это невозможно, ибо любому христианину надобно дело, согласное званию своему, делать, а также утружденная плоть требует упокоения, сна, и прочего, но значит то, чтобы часто, во всяком начинании и деле, ум, сердце и воздыхание к Богу возводить и просить тем у Него милости, помощи и защиты. Причина тому следующая. В любое время сатана со своими злыми слугами делает нам козни, а также плоть всегда противится духу (см. Гал. 5:17), – и этим врагам мы сами противиться не можем, поэтому должно молитвой и происходящей от нее помощью Божией против них вооружаться, стоять и крепиться, как Псаломник говорит: К Тебе возвел я очи мои, живущему на небе. Вот как очи рабов обращены на руки господ их, как очи рабыни обращены на руки госпожи ее, так очи наши – ко Господу Богу нашему, доколе Он помилует нас (Пс. 122:1-2).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

Но приди и ты, душа моя, к Свету, хоть ты и слепа. Он, Свет, откроет тебе очи, и ты снова увидишь Его, и яко другой Фома возопиишь: «Господь мой и Бог мой!» ( Ин.20:28 ). О! Вечная истина... Простите меня, как сумасшедший говорю. Февраль 1994 г. 121 Нижеследующее небольшое мое слово посвящаю драгоценной нашей матери, игумении общежительной женской обители, как малый, недостойный знак моей сыновней любви и бесконечного моего уважения. Это слабая попытка духовного созерцания будущего блаженства. Начинаю. Но когда же придет тот благословенный день? Превеликий и знаменательный, когда все вместе, Ангелы и человеки, соединятся в славословии Бога? В вечном сладчайшем и неизъяснимом свете, В вечной радости. О! Какая вечная радость ожидает христиан! О! Любовь Сладчайшего и прекраснейшего Иисуса! О! Царское любовное опьянение! О! Бессмертная душа! Христианская душа! Что ты наследуешь! Чего ты насладишься! Что тебе уготовал Сладчайший Жених твой, Иисус! Станешь едина с Ним, «ибо и Освящающий, и освящаемые, все – от Единого...» ( Евр.2:11 ). Тогда вечно будешь видеть Его лицом к лицу. И будешь Его лобызать. Будешь лобызать Его очи, уста, длани Его, ребра Его, перси Его; и сколько будешь Его лобызать, столько еще больше будешь гореть от духовного кипения, от желания Его лобызать. О! Любовное переполнение возлюбленной «сестры моей, невесты» ( Песн. 4–5 ), православной христианской души к Сладчайшему Жениху ее, Иисусу, – – когда уста и очи соединились и стали едины в одном теле, где очи растворяются и истаивают в любовных слезах, слезах радости, слезах мира и сладости, а уста – в нескончаемых любовных песнях, в любовных гимнах славословия и благодарения без конца. Как Он, Сам Жених, ее научил, ей преподал по многой Своей любви к ней. 86 Письма расположены в хронологическом порядке, в конце добавлено несколько текстов Старца и его «Слов». 91 Этим письмом старец Ефрем старается воодушевить новое братство, которое только что возникло в монастыре Ватопед. 93 Данное письмо принадлежит к числу тех писем, в которых Старец общается с детьми на понятном для них языке.

http://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Katunaks...

Стих сто двадцать третий «Очи мои исчезосте во спасение Твое и в слово правды Твоея». «Исчезосте» означает усиленное желание — плод любви и приискренней веры в Бога защитителя. «Нимало не колеблюсь, говорит пророк, в уповании на Тебя, надеясь всецелым упованием привлечь заступление Твое. «Исчезаете очи мои во спасение Твое» , которое уповаю я получить не от кого иного, а от Тебя единого, Господи». «Слово правды» , по Феодориту, означает «или обетование, в той мысли, что непрестанно ожидаю от Тебя спасения и исполнения обетования», или, по мнению святого Афанасия Великого, указывается этим, что очи уповающего устремлены не на одну всезащитительную и щедродательную десницу Божию, но и на слово правды, то есть на заповеди Его, «еже творити я» . Он говорит как бы так: «Хотя иные, живя беззаконно и не имея пред очами своими страха Твоего, отринули закон Твой, но я во всякое время только его исполнял, непрестанно поучаясь в нем». Из сего явствует, что стих этот есть полное изображение истинно уповающего на Бога. Истина непреложная, что неверный заповедям Божиим не может возводить к Богу уповательных очей ума своего. И Спаситель говорит, что Отец услышит всякого просящего во имя Его, но только тогда, когда при этом он любит Его и сохраняет заповеди Его (Ин.14,14–15). Нельзя пропустить без внимания наведение из этого стиха, делаемое святым Афанасием Великим, который говорит: «очи мои исчезаете во спасение Твое» , то есть в Божественное пришествие, от которого я ожидаю спасения и себе, и всему роду человеческому». Верность заповедям есть основа упования; но крылья восхождению упования пред лице Отца Небесного подает вера в Господа Спасителя. Посему Господь и сказал, что молящийся Отцу услышан будет не ради только того, что заповеди Его исполняет, но если при исполнении заповедей просит еще во имя Его. Вера в Бога — дверь пред лице Божие, а шествие к этой двери и прохождение чрез нее есть исполнение воли Божией и хождение по заповедям Его. То и другое: и веровать, и заповеди исполнять — необходимо.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Мы сказали,что антифонов тон в высокой степени умилителен: это заметит и почувствует всякий, если со вниманием послушает искусно поющего, или с благоговением и сам будет петь тем напевом, какой положил св. Иоанн Дамаскин ... Поскольку же эти антифоны принадлежат к 1-му гласу, а первый глас по свойству своему, есть самый торжественный из всех 8-ми гласов, употребляемых в православной церкви, то в каждом третьем стихе каждого антифона над тоном умилительным торжествует тон величественный, радостный, как хвала Пресвятому Духу. Сами убедитесь в этом, если заставите кого из искусных певцов пропеть эти стихи, или сами пропоете... Какое было бы занятие, душеполезное и сладостное – пение этих антифонов; как бы они произвели влияние на жизнь нашу! Но, люди, к пению побуждает благодать! Побеседуем об антифонах второго гласа. Скажу вам замечание любителей и знатоков нашего церковного пения о напеве второго гласа... «Он медленною важностию и спокойным величием своего напева располагает к глубоким благоговейным чувствованиям». А с каким чувствованием, слыша это, скажем должны все слушать, когда поют антифоны 2-го гласа?!! Вот из них первый и первый стих этого первого антифона. «На небо очи пущаю моего сердца к Тебе, Спасе: спаси мя твоим осиянием»! Содержание этого стиха взято из 122 псалма, или 4-го из 18 кафизмы. На небо пущаю очи – и какие? моего сердца. К кому? к Спасу. С какой молитвой? Спасе, спаси мя Твоим осиянием... Спаси мя: видно, я в погибели, спаси осиянием: видно, я в бездне мрака. Какого же мрака? Объясняет это второй стих антифона: «Помилуй нас, согрешающих Тебе много на всякий час, Христе мой, и даждь образ прежде конца покаятися Тебе». Мрака греха в бездне, куда и осияние достигнуть может только Твоё, о Христе мой! Припомните, что было сказано на слова псалма: Се яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: как раб, как рабыня, и наказываемые от господ, к господам обращают, держат обращёнными свои глаза; не словами уже, а своими очами умоляют своих наказателей – помиловать, пощадить, перестать наказывать их, – так и здесь: нет, еще с большим чувствованием вопиять мы должны: помилуй нас! Кого нас? Согрешающих – и Тебе согрешающих; много согрешающих; на всякий час согрешающих...

http://azbyka.ru/otechnik/Arkadij_Fedoro...

Истина от земли возсияя и правда с Небесе приниче. Ибо Господь даст благость, и земля наша даст плод свой. Правда пред Ним предыдет, и положит в путь стопы своя. Псалом 122 К Тебе возведох очи мои, Живущему на небеси. Се, яко очи раб в руку господий своих, яко очи рабыни в руку госпожи своея: тако очи наши ко Господу Богу нашему, дóндеже ущедрит ны. Помилуй нас, Господи, помилуй нас, яко по многу исполнихомся уничижения: Наипаче наполнися душа наша поношения гобзующих и уничижения гордых. Слава, и ныне: Аллилуия, аллилуия, аллилуия, слава Тебе, Боже. Трижды Священник: Господу помолимся. Чтец: Господи, помилуй. Священник глаголет молитвы сия: Создателю всех Боже, семена благословляяй и умножаяй, и к употреблению нашему сия благопотребна творяй: ходатайством Предтечи и Крестителя Иоанна, милостивно внемля молитвам нашим, пчелы сия благослови и освятити Своим благоутробием балгоизволи, да обильные плоды Своя приносят, во еже ко храму Твоему и святых олтарей Твоих лепоте и украшению, купно же и к нашему употреблению быти им, о Христе Иисусе Господе нашем, емуже честь и слава, во веки веков. Аминь. Священник: Господу помолимся. Чтец: Господи, помилуй. Священник: Боже, трудом человеческим и безсловесным животными благодействовати Ведый, и неизреченным милосердием Твоим самих пчел плоды и дела к нуждам нашим употребляти научивый, смиренно молимся Величествию Твоему: пчелы сия благословити изволи, и к приобретению человеческому роду умножи я, снабдевая их, и препитавая: да киеждо на Величество Твое и безмерные щедроты Твоя уповаяй, в хранении же сих животных труждаяйся, трудов своих обильныя плоды сподобится восприти, и небеснаго благословения исполнится, о Христе Иисусе Господе нашем, Емуже честь и слава во веки веков. Аминь. И паки окропляет место пчел, и чтет Евангелие. Евангелие от Луки (зачало 114) Во время оно, воскрес Иисус от мертвых, ста посреде ученик Своих, и глагола им: мир вам. Убоявшеся же и пристрашни бывше, мнях дух видяше. И рече им: что смущени есте; и почто помышления входят в сердца Ваша; Видите руце Мои, и нозе Мои, яко Сам Аз есмь.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Прошу уверить в том от писания. Православный. У пророка Даниила в главе 7-й, в откровении о четырёх монархиях, вот что говорится о четвёртой монархии: Созади сего видех: и се зверь четвертый страшен и ужасен, и крепок излиха; зубы же его железни велии, ядый и истончевая, останки же ногами своими попираше... и рогов десять ему. Разсмотрях в розех его: и се рог другий мал изыде среди их, и трие рози преднии его исторгашася от лица его, и се очи аки очи человечи в розе том, и уста глаголюща великая... И вопрошах испытно (Ангела) о звери четвертом, и рече: зверь четвертый царство четвертое будет на земли, еже превзыдет вся царства, и пояст всю землю, и поперет ю, и посечет. И десять рогов его десять царей востанут, u no них возстанет другой, иже превзыдет злобами всех прежних, и три цари смирит, и словеса на вышняго возлаголет, и святых вышняго смирит, и помыслит пременить времена и законы, и дастся в руку его до времене и времен и полувремене. Сии слова пророка Даниила блаженный Феодорит сице толкует: «Четвертым зверем пророк называет римское царство... И рогов десять ему, говорит пророк. Означает же, что к концу царства, в одно и то же время возстанут десять царей, из которых одни будут сильны, а другие крайне слабы... Разсмотрят в розех его продолжает пророк, и се рог другий мал видим взыде среди их, и трие преднии его исторгнушася от лица его: и се очи, очи аки человечи, в розе том, и уста глаголюща великая, и брань творил ροг со святыми. Зде разумеет Даниил антихриста, появляющагося между десяти рогов; сказует же, что рог сей исторг три рога, бывшие впереди его, и дает сим разуметь, что сокрушит он трех царей из десяти, царствующих в одно и то же время. Называет рог сей малым, как происходящий от малаго иудейскаго колена, но видимым, потому что после сего соделается значительным». Дозде Феодорит. Из приведённых слов пророка Даниила и толкования на оныя видно, что четвёртым зверем называется римское царство, и десять рогов означают, что римское царство последи разделится на десять царств, что малый рог, еже есть антихрист, только три рога.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

Но как же «отврати»? — Сам не смотри; ведь никто не заставляет. Так–то так; но, живя среди суеты, нельзя не взглядывать; это можно лишь в безлюдной пустыне. А между тем это воззрение раздражает кроющиеся в сердце позывы, а возбужденные позывы вызывают сочувствие и сосложение, с которыми тесно граничит увлечение и кружение в суете. Когда позывы раздражены, глаза невольно обращаются к предметам раздражающим и еще более раздражают их. Тут уже они бывают прикованы к этим вещам, и душа чрез них пьет сласть, одуряющую и убивающую ее разумность. «Отврати очи» будет иметь такой смысл: не дай мне воззрением на вещи суетные увлекаться суетою и прицепляться к ним вниманием и сочувствием моим, потому что в этом — смерть для меня. Держи меня лучше на пути заповедей Твоих, потому что в этом — жизнь. Дай, чтобы я пребывал в них весь моим сердцем и вниманием, и в таком пребывании находил и жизнь, и сладость жизни, оживляющую и возбуждающую энергию — все быстрее и быстрее тещи тем же путем Твоим. Блаженный Анфим пишет: «Обращающий очи на суетное идет путем смерти и отдаляется от жизни Божией. С ним бывает то же, что с женою Лота, обратившеюся поглядеть. Отвративший же очи свои, «еже не видеть суеты», избавляется от смерти, как избавился и Лот. Такой хорошо справляет дело свое и доводит его до конца, как и тот, кто, возложив руку свою на рало (плуг), не озирается вспять». Святой Афанасий пространнее разумеет суету, подводя под нее все, не относящееся к богоугождению и спасению. «Суета, говорит он, есть неистовое пристрастие к зрелищам, углубление мысли в недолжное и неприличное умопредставление. Это самое объясняет Павел: «в суете ума их, памрачени смыслом, суще отчуждени от жизни Божия» (Еф.4,17–18). Суета ума состоит в том, когда кто, имея его, не пользуется им к усмотрению истинного, а предает его связующему сатане. Посему Псалмопевец, молясь, чтобы не постигло его такое несчастие, говорит: «отврати очи мои, еже не видети суеты», так как и это есть благодать Божия. Пророк называет суетою также то, что есть красивого в теле, и что плотским очам представляется хорошим»..

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=865...

Часто Он открывается человеку через особые символы и разного рода иносказания. Возьмем, к примеру, историю с неопалимой купиной ( Исх. 3:2 и далее). Она горела, но не обжигала. Купина – это прообраз как Богородицы, так и Самого Господа. Бог – это огонь, Бог – это свет, Который горит, но не обжигает и не исчезает, не обращается в пепел. Он светит, озаряет сердца, но не губит людей и не пропадает. Он вечен. То есть, вы видите, насколько важны образы из библейской истории, ибо каждый из них по-своему раскрывает нам Бога. На гумне Господь явился Гедеону ( Суд. 6:37 и далее). Он был перед нами в буре. Буря, разрушающая все вокруг, символизирует силу Бога. Тьма показывает Его невидимость, ведь Он недоступен нашим взорам. Легкий ветерок – это смирение, с которым Господь приближается к нам. Можно назвать много таких символов. Давайте вспомним и ковчег Завета. Вам хорошо известны и Святая Святых, и очистилище ( Исх. 25:21 ; Лев. 16:2 ; Числ. 7:89 ), куда сходит Господь и откуда Он глаголет. Вы только вдумайтесь в сказанное: снисходит Сам Господь! Именно поэтому покрыло облако скинию собрания, и слава Господня наполнила скинию ( Исх. 40:34 ). Почему? Туда вселился Бог. Позднее храм Соломона стал местом постоянного обитания Господа. Это о нем сказано: И будут очи Мои и сердце Мое там во все дни ( 3Цар. 9:3 ). На смену храму Соломона пришла христианская Церковь , но остались верными эти слова. И очи Господа не оставляют наших храмов, пусть даже не убранных должным образом и не приведенных в порядок. Его сердце соединяется с нашими сердцами. Господь с нами и в крестильной купели, и в причастной Чаше. Когда я ухожу, то любящий меня просит: «Не забудь меня! Даже если я не увижу тебя больше и ты не встретишь меня!» И я готов вырвать свои глаза и свое сердце и сказать: «Вот! Это чтобы я остался с тобою, чтобы всюду мое сердце постоянно, где бы я ни был, находилось при тебе, чтобы тобою любовались глаза мои!» Но это для человека невозможно. А Бог делает именно так! Я оставил очи Свои, говорит Он, Свое сердце в храме, чтобы каждый, кто хочет, мог прикоснуться к Моему сердцу и чтобы Мои очи видели те слезы, которые прольет тот, кто желает присоединиться к лику святых на Небесах.

http://azbyka.ru/otechnik/Emilian_Vafidi...

Для того чтобы человек стал способным к познанию тайн Триипостасной Истины, он должен прежде всего обогочеловечить свои ветхие орудия познания, обновить их, совлечься ветхого человека и облечься в нового, приобрести другие очи, уши, голову, руки и ноги 883 , ибо «есть другие уши, и другие очи... равно как и другое разумение, и другая душа, т. е. сей Божественный и Небесный Дух, Который слышит и плачет (с нами), молится и познает и творит волю Божию в истине» 884 . «Всякий должен знать, что за очами сими скрываются внутренние очи и за этим слухом есть внутренний слух» 885 . Поэтому «стяжание Духа Святаго» (выражение преп. Серафима Саровского ) – это насущнейшая потребность для каждого человеческого существа, ибо Он – Познающий, Он – Тот, Которым познают, Он возрождает орудия познания, Он и Сам – единственное вечное, непогрешимое «орудие» познания. Духоносцы имеют «другой ум – λλον νον», т. е. срастворенный (­ соединенный) с Духом Святым 886 . Срастворяя (­ соединяя) человеческое естество со Своим собственным Божественным Духом, Христос его изменяет, обновляет, перерождает, из ветхого ума созидает новый ум, из ветхой души – новую душу, из ветхих очей – новые очи, из ветхих ушей – новые уши, из ветхого человека – нового человека, из ветхой твари – новую тварь 887 . Обновленной таким образом личности Дух Святой открывает тайны Божества, ибо лишь духоносной личности, т. е. личности, исполненной Духом Божиим, Сам Дух открывает тайны Божии, потому что только Он их знает 888 . Преподобный Макарий дает полное применение главному христианскому принципу познания: Подобное познается подобным, духовное – Духом. «Кто только имеет себе подобного небесного Божия Духа, тот и знает подобного ему», знает духовного и духовное, (знает), что от Духа Божия, от Бога» 889 . Тайна христианской гносеологии – в становлении «одним Духом (единым Духом)» с Духом Христовым, ибо только так можно познать чудесную тайну Личности Христовой 890 . Имеющий общение с Духом Святым « κατ πσαν ασθησιν» (­ «по всецелому чувству») достигает «совершенной меры бесстрастия» 891 , удостаивается, что в его очищенной душе «обитает Божественная Троица», и тем самым опытно познает Вечную Истину и самое совершенство христианское 892 .

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Popovic...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010