«Когда кто хочет, – говорит преподобный Симеон Новый Богослов , – рассказать о доме каком, или о поле, или о царском дворце... надо наперед видеть и хорошо рассмотреть все такое и потом уже со знанием дела рассказывать о том. Кто может что сказать сам от себя о каком-либо предмете, который прежде не видел? Если таким образом о видимом и земном никто не может сказать что–либо верное, не видев то своими глазами, то как можно сказывать и извещать что–либо о Боге, о Божественных вещах и святых Божиих, то есть какого общения с Богом сподобляются святые, что это за ведение Бога, которое бывает внутри их и которое производит в сердцах их неизъяснимые воздействия; как можно сказать о сем что–либо тому, кто не просвещен наперед светом ведения?» Поэтому VII Вселенский Собор, деяния которого посвящены были утверждению иконописания, признает истинными иконописцами святых отцов Церкви. Они творят художества, ибо они опытно последовали Евангелию, имеют просветленные духовные очи и могут созерцать то, что и как надлежит изобразить на иконе. Те же, кто только владеет кистью, относятся или к исполнителям, мастерам этого дела, ремесленникам, или иконникам, как их называли у нас на Руси. «Иконописание совсем не живописцами выдумано. Живописцу принадлежит техническая сторона дела. Иконописание есть изобретение и преда ние святых отцов, а не живописцев. Сами оные божественные отцы наши, учительски... объявшие таинство нашего спасения, изобразили его в честных храмах, пользуясь искусством живописцев» (VII Вселенский Собор, деяние 6-е). Итак, повторяю, видение духовное есть дар Божий, и само по себе оно необъяснимо. Здесь «мрак», как говорят святые отцы. Есть такое выражение: «Он вошел во мрак видений». В первом ирмосе канона на День Святой Троицы поется: «Божественным покровен медленноязычный мраком , извитийст-вова богописанный закон, тину бо оттряс очесе умнаго , видит Сущаго...» Ум – это дух. Тина – здесь скорее не грех , ибо грех заваливает духовные (умные) очи, подобно непроницаемой глыбе камня, тиною же здесь может быть наша мечтательность, образность мысли, заволакивающая умные, духовные очи. Ум должен быть покрыт «темновидным» («Лествица»),то есть необъяснимым даже на языке святых отцов смирением, должен очиститься от образов мира вещественного, и тогда его духовные очи могут прозреть, но опять не сами собою, а через прикосновение Божественных перстов.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

И все же некое преображение-метаморфосис на горе Фавор действительно произошло – в самом что ни на есть подлинном смысле. Но изменился не Бог – изменились люди, чтобы узреть неизменного Бога. Как мы уже говорили выше, ученики на Фаворе узрели Господа в совершенно непривычном для них облике. Почему же ученики не замечали этот Свет раньше, и происшедшее на Фаворе стало для них таким потрясением? Ответ мы найдем в творениях святых отцов. Вот, например, что говорит об этом событии священной истории, можно сказать – певец Фаворского Света, святитель Григорий Палама в своей Беседе на Преображение: «Иисус Христос преобразился на горе, не восприявши что-либо и не изменившись во что-либо новое, чего до того не имел, но показав ученикам Своим только то, что у Него уже было, отверзши очи их и сделавши их из слепцов зрячими. Видишь ли, что очи, видящие по природе, слепы по отношению к тому Свету? Итак, Свет этот не есть свет чувственный, и созерцавшие его не просто видели его чувственными очами, но измененными силой Божественного Духа, они изменились и только таким образом увидели перемену, происшедшую при самом принятии нашей бренности, обоженной соединением со Словом Божиим. Отсюда и Зачавшая и Родившая чудесно узнала, что Рожденный от Нее есть воплотившийся Бог; и Симеон, лишь только принял этого Младенца на руки; и старица Анна, вышедшая к сретению – ибо Божественная сила просвечивалась, как бы сквозь стеклянную оболочку, сияя для имеющих чистые очи сердца». Итак, апостолы изменились на Фаворе – ясно сообщает нам великий святитель. А именно – изменились их «духовные очи», чувствительность и восприимчивость их души к Божественной благодати. И потому только теперь оказались они способны увидеть и постичь тот Божественный Свет и вообще Божественную природу Спасителя, которая изначально присутствовала в нем, но видна была лишь тем, чье сердце было очищено и просвещено святостью. Ведь узнали же некогда праведные Симеон и Анна Царя и Искупителя Израилева – в ничем, казалось бы, внешне не примечательном новорожденном младенце! А теперь пришла пора и апостолам не просто поверить словам своего Учителя о Себе, но и самим проникнуть духовным взором в Его предвечную сущность.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-na-dvun...

Молитва святителя Иоанна Златоустог о пред чтением и слушанием Слова Божия Господи Иисусе Христе, отверзи мои очи сердечные услышати Слово Твое и разумети и творити волю Твою, яко пришлец есмь на земли: не скрый от Мене заповедей Твоих, но открой очи мои, да разумею чудеса от закона Твоего: скажи ми безвестная и тайная премудрости Твоея. На Тя уповаю, Боже мой, да ми просветиши ум и смысл светом разума Твоего, не токмо чести написанная, но и творити я, да не в грех себе святых жития и словеса прочитаем, но в обновление, и просвещение, и в святыню, и в спасение души, и в наследие жизни вечныя. Яко Ты еси просвещаяй лежащия во тьме, и от Тебе есть всякое даяние благо и всяк дар совершен. О Священном Писании Чтение Священных Писаний немало может просвещать и собирать ум; ибо они суть глаголы Духа Святого и всячески вразумляют читающих… Прежде приятия силы духовной не читай книг, чуждых правоверия, потому что они исполнены тьмы и помрачают умы немощных. Преподобный Иоанн Лествичник Много нас говорящих, но мало делающих. Но никто не должен искажать Слово Божие в угоду своей беспечности, а лучше исповедать свою немощь, не скрывая истины Божией, чтобы вместе с преступлением заповедей не сделаться повинными еще в перетолковании Слова Божия. Преподобный Максим Исповедник Монах, желающий понимать Священное Писание, должен заниматься не столько чтением толкователей, сколько очищением сердца от плотских пороков. Если сии пороки будут истреблены, то по снятии покрывала страстей душевные очи будут созерцать тайны Священного Писания… Темно же оно (Священное Писание) оттого, что душевные наши очи закрываются покровом пороков. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин О молитве Иисусовой «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Монашествующие, как к тому уже и призванные и неотложный долг имеющие, хотя и в хлопотах бывают по исполнению послушаний, всегда да нудят себя творить сию молитву и призывать Господа непрестанно, хотя с расхищением мыслей и пленениями ума, и по причине сего расхищения да не позволяют себе нерадеть о ней, но всячески да стараются опять возвращаться к ней и радоваться сему возвращению.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Т. е. – вот, ты – прекрасна, ставшая ближней Мне по причине подражания твоего Мне, – как постигшая путем предварительного знания 146 , красоту, сущую по образу и подобию Моему. Вот, ты – прекрасная и по причине отсутствия в тебе заносчивости при всех твоих достижениях. И вот это восхваление Он приносит ей в отношении всей ее. Затем являет это и в отношении отдельных ее черт, говоря: ОЧИ ТВОИ ГОЛУБИНЕ, КРОМЕ ЗАМОЛЧАНИЯ ТВОЕГО. Очи, которые и всецело воспринимают чувственные предметы, а также и духовные очи, которые воспринимают то, что познается только умом; потому что ими всю тварь ты видишь в отношении славы Создателя; и таким образом, эти твои духовные очи являются КРОМЕ ТВОЕГО БЕЗМОЛВИЯ в отношении Бога; потому что и оно, можно сказать, духовное, потому что в Святом Духе – выше всякого знания – познает непостижимость Бога 147 . ВЛАСИ ТВОИ ЯКО СТАЛА КОЗИЦ, ЯЖЕ ОТКРЫШАСЯ ОТ ГАЛААДА 148 . Пселла: Это Он говорит Невесте как женщине. Но если ты хочешь принять эти слова в более возвышенном смысле, то «волосы» Невесты и девы – т. е. украшение Божественной Церкви – это, поистине, множество паствы народа (пришедшего в Церковь ) из язычников. ЗУБЫ ТВОИ ЯКО СТАДА ОСТРИЖЕНЫХ, ЯЖЕ ИЗЫДОША ИЗ КУПЕЛИ, ВСЯ ДВОЕПЛОДНЫ, И НЕРОДЯШИЯ НЕСТЬ В НИХ. В выражении «зубы» разумей мне божественных (святых) Учителей, разъяснивших нам Священное Писание , снявших (ориг. «остригших») с себя плотские заботы и очистившихся в купели совести; опять же, слово назвало их «принесшими двойной плод», как прекрасно очистившихся и душою и телом. ЯКО ВЕРВЬ ЧЕРВЛЕНА УСТНЕ ТВОИ, И БЕСЕДА ТВОЯ КРАСНА. В этих словах Он хвалит уста Невесты. Ты же под ВЕРВЬЮ разумей состояние молчания, а пол БЕСЕДОЙ КРАСНОЙ – Божию проповедь. Ибо Он говорит следующее: ты исполнила благодать (добродетель) молчания, так чтобы не сказать что-нибудь лишнее или неправильное. Потому что если ты пожелаешь когда-либо говорить и произносить, то ты научаешь и вещаешь проповедь веры. ЯКО ОБРАЩЕНИЕ ШИПКА ЛАНИТЫ ТВОИ КРОМЕ ЗАМОЛЧАНИЯ ТВОЕГО 149 .

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

Слепота духовная приводит к гибели Ежели человек от бедственной той слепоты не избавится, и светом благодати Божия не просветится; то она его приведет к бедственному состоянию и позднему, но безполезному раскаянию, в книге Премудрости Соломоновой описанному, где нечестивые, поздно познавше свое заблуждение, в тесноте духа воздыхают, каются и глаголют: «заблудихом от пути истиннаго, и правды, свет не облиста нам, и солнце не возсия нам; беззаконных исполнихомся стезь и погибели, и ходихом в пустыни не проходимыя: пути же Господня неуведехом» ( Прем. 5, 6–7 ) (2:151). Без помощи Божией, в молитве испрашиваемой, просветиться нельзя Как без обращения от греха ко Господу и истиннаго покаяния, якоже выше сказано, так и без усердной молитвы просвещение истинное не бывает. Просвещение сие от Бога происходит. Сего ради обратившемуся и кающемуся нужно молитися и воздыхати со Псаломником: «призри, услыши мя, Господи Боже мой, просвети очи мои, да не когда усну в смерть» ( Пс. 12, 4 ) (2:154). Просить Бога об исцелении слепоты и ГЛУХОТЫ душевной Слепы мы от рождения, слепы в божественных, духовных и к спасению душевному надлежащих, и потому со слепцами должны Его молить: «Господи, да отверзутся очи наши» ( Мф. 20, 33 ). Глухи мы от природы к слышанию слова Божия и заповедей Его святых, и ради того должны просить у Него ушес, о которых Он глаголет: «имеяй уши слышати, да слышит» ( Мф. 13, 9 ) (2:41). Молитва ко Христу о просвещении Сыне Божий, Свете вечный, и даяй всем свет! помилуй мя, просвети очи сердца моего, мглою грехов и страстей омраченныя, якоже просветил еси слепых, вопиющих о Тебе. Да отверзутся и мои очи сердечныя, да узрю Тя, Света незаходимаго, и верою и любовию последую Тебе, мене ради окаянного ходившему по земли (3:121). Слепота духовная исцеляется Господом «Слепы мы». Ум слепотствует в познании Бога и святой воли Его, в познании истины и лжи, веры и суеверия, добродетели и порока, добра и зла, пользы и вреда, и прочая. Да взываем и мы к Нему из глубины сердец наших, якоже звали Ему слепцы: «помилуй нас, Господи, Сыне Давидов» ( Мф. 20, 30 ) (4:249).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Я грешный, живой по телу, но мертвый душой, призываю подобных мне грешников: «Прибегнем к мысленному Кармилу, плодовитой и богатой горе Божией, в которой благоизволил пребывать Бог – к Пречистой и Преблагословенной Деве Марии, чтобы чрез сие удостоиться спасительного воскресения и, отложивши лежащего во грехах ветхого человека, облечься в восстающего покаянием нового». Сия Подательница жизни, если только увидит нас к Ней притекающими, тотчас оживит, возведя на путь покаяния, ибо самые очи Ее блистают образом воскресения, – и Она призрит и помилует нас. Ибо на кого взирают очи Ее, в том зарождается уже сознание и желание к исправление; чрез покаяние оживляясь, он исходит на путь добродетелей. В Песни Песней некто говорит Ей – отврати очи Твои от меня, яко тии воскрилиша мя ( Песн.6:5 ), здесь он говорит как бы так: «призревшие на меня очи Твои сделали меня птицей, ибо дали мне крылья к богомысленному полету». На кого призрит Дева Мария, тот, хотя бы, мудрствуя земное, и ползал по земле, оправившись, оперится и возлетит ввысь богомудрием. Мне приходилось читать рассуждения нескольких учителей о том, что, как Господь, так и Пречистая Его Матерь во время телесного пребывания на земле множество грешников обратили этим одним воззрением. Взглянул Господь на Петра, – и помяну Петр слово Господне и исшед вон, плакася горько ( Лк.22:61–62 ). Покой Господа состоит в том только, чтоб воскрешать души умершие чрез прегрешения, т. е. от заблуждений изводит грешников на путь праведный. В рассуждении на слова из книги Бытия почи в день седмый от всех дел своих ( Быт.2:2 ) св. Амвросий говорит следующее: «Сотвори Бог небо, но не думаю, чтоб по сем творении Он почил, сотворил землю, но не почил и тогда; сотворил солнце, луну и звезды, но также не почил; почил же после сотворения человека, т. е. когда получил уже возможность прощать кому-либо грехи». Вдумайся в слова святого! Видишь ли, в чем состоит покой Божий? Замечаешь ли Его благоутробие? Чувствуешь ли неизреченную благость и всего мира грехами непреодолимое незлобие Его? Прощение нам грехов составляет Его покой и веселие. Равным образом и покой Божией Матери состоит в прощении наших согрешений, в ходатайстве и, чрез подание благодати, воскрешении нашем от грехов смертных на исправленное житие. Сие известно нам из слов, которые говорит премудрость в книге Иисуса, сына Сирахова ( Сир. 24 гл.), при перечислении всех видов покоя. Она как бы говорит: «Желаю, чтоб спаслись все, чтобы никто не умер душой, но чтобы жили все добродетельно; радуюсь о покаянии каждого и желаю препочить во всех сердцах». О, благость, милосердие и человеколюбие Богородицы!

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/o-pochit...

Они являются «Чадами Созерцания», как духовно рожденные верою, потому что «Сион» в переводе означает: «созерцание». Наблюдение же, на основании которого человеку возможно умом нечто с точностью осознать, является духовным рождением; каковое кто не получит, останется слеп и близорук в отношении сияния Истины. Созерцайте же, говорит она, указанный путь Домостроительства (т. е. Тайны Искупления) В ВЕНЦЕ, ИМЖЕ ВЕНЧА ЕГО МАТЕРЬ ЕГО, В ДЕНЬ ОБРУЧЕНИЯ ЕГО. Т. е. – в терновом венце, которым увенчала Христа иудейская синагога – от которой Он был по плоти – в день Спасительной его страсти 145 , когда Он Своею кровью обручил Себе Церковь . И В ДЕНЬ ВЕСЕЛИЯ СЕРДЦА ЕГО – когда, поистине, претерпев за нас спасительную Страсть, Он освободил нас от вражиего насильничества; и как этим исполнивший волю Отчую, возрадовался духом, хотя плотью болезновал в страданиях. Это Невеста сказала ученицам, любя Неизъяснимое и бегая от человеческой славы и желая, чтобы только ее Женихом все восхищались. СЕ ЕСИ ДОБРА, БЛИЖНЯЯ МОЯ, СЕ ЕСИ ДОБРА: ОЧИ ТВОИ ГОЛУБИНЕ, КРОМЕ ЗАМОЛЧАНИЯ ТВОЕГО. Пселла: Итак, когда Жених услышал эти ее слова, Он побудился к восхвалению ее красоты, говоря: СЕ ЕСИ ДОБРА, БЛИЖНЯЯ МОЯ. Ты, поистине, стала прекрасной, говорит Он, и ближней Моей, желая, чтобы души всех людей спаслись. Затем, пожелав похвалить ее черты, каждую в отдельности, Он так говорит ей, т. е. – Церкви: ОЧИ ТВОИ ГОЛУБИНЕ. Как в теле смертного человека имеется много частей: ноги и руки, и перси, и сердце, и живот, так – и в честном теле божественной Церкви, глава которой – Христос и Жених. С глаз же Он начал плести венец (похвалы ей). Ты же, как «око» божественной Церкви, разумей писания дальнозорких Пророков. Желая же восхвалить ее внутренние очи, еще и следующее Он говорит ей – как ты найдешь это в такой фразе: КРОМЕ ЗАМОЛЧАНИЯ ТВОЕГО. Я восхвалил, говорит Он, твои внешние глаза, потому что твои внутренние очи – выше похвалы. Трех Отцев: Итак, Жених ее, приняв ее как во всех отношениях прекрасную, говорит ей: СЕ ЕСИ ДОБРА, БЛИЖНЯЯ МОЯ.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Psell/t...

Злым взглядом плотских очей ослепили свой ум и два старца, бывшие судьями людей израильских в Вавилоне. Они тайком увидели благочестивую и красивую Сусанну, которая нагой мылась в ограде мужа своего, почувствовали к ней похоть, развратили свой ум и уклонили свои очи от того, чтобы смотреть на небо и помнить суд праведных. Они напали на нее, бывшую одной, чтобы осквернить ее, она же охотнее избрала смерть, чем совершение прелюбодеяния. Тогда они пустили клевету, подставили ложных свидетелей и осудили ее на смерть, но Божиим заступничеством по суду пророка Даниила сами оказались достойными смерти и были убиты народом (см. Дан. 8). Плотскими очами обезумил себя и беззаконный Ирод, ибо, смотря на красоту дочери скверной жены своей и на ее плясание, он неправедно предал на усекновение неповинного пророка, святого Иоанна Предтечу (см. Мф.14:6—11). Прекрасно зная это, праведный Иов закрывал очи свои, чтобы не смотреть на женщин, ибо говорит о себе: «Завет положил я очам моим, чтобы не помышлять мне о девице» (Иов. 31:1). Царствующий же пророк, получив с покаянием исцеление от первого ослепления, усердно взывал к Богу об отвращении своих очей от сует мира сего: «Отврати очи мои, чтобы не видеть суету, на пути Твоем оживи меня» (Пс.118:37). Премудрый Соломон не отвращал своих очей от чужеземных жен, брал себе жен из иноплеменниц, которыми так обезумился, что стал созидать храмы их идолам и совершать поклонение: «Создал Соломон высокое капище Хамосу, идолу Моавитскому, и царю их, идолу сынов Аммонитских, и Астарте, скверной мерзости Сидонской на горе, которая пред Иерусалимом» (4Цар. 23:13). О соблазн! Премудрый обезумел, видящий стал безоким и ослепил свои умные очи! Иисус Навин в древности предостерегал людей израильских, чтобы они не брали себе жен чужеземных, дочерей иноплеменников, и угрожал так: «Если отвратитесь и пристанете к оставшимся из народов сих, которые остались с вами, и вступите в родство с ними, и смешаетесь с ними, и ходить будете к ним, и они к вам: то знайте, что они будут для вас сетью и соблазном, и гвоздями в ногах ваших, и терном в очах ваших» (Нав. 23:12 и след.).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2819...

Господи Боже! Ты Сам знаешь нашу немощь, бесчувствие и окаменение наше, нашу душевную болезнь. Ты Сам и исцели этот недуг наш. Кто может исцелить душу и сердце, кроме Тебя, создавшего наши сердца? Отними же от нас сердце каменное и вложи в нас сердце телесное, чтобы слова Твои были написаны не на каменных скрижалях, но на скрижалях сердца ( 103, 558–566 ). Ослепляет душевные очи всякий смертный грех, который прощается отчасти; говорю «отчасти» потому, что насколько зол грех, настолько он препятствует действию благодати Божией, которая есть свет душевный. Поскольку же всякий человек грешен, следовательно, всякий страдает душевной слепотой – полной или частичной. Частичная слепота может быть легко исцелена, полная же исцеляется очень трудно. Если кто спросит, как отгоняется эта тьма, я отвечу: пусть этот духовный слепец сидит при пути православной, кафолической веры и усердно, прилежно взывает ко Христу Богу: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня» ( Лк. 18, 38 ). Если же плотские похоти начнут мешать ему, пусть еще сильнее взывает: «Сын Давидов! помилуй меня». Тогда остановится Небесный Врач, повелит привести его к Себе чрез истинное покаяние и откроет очи одним словом разрешения, даваемого отцом духовным. Святитель Димитрий Ростовский ( 103, 576–577 ). Малая ли болезнь слепота, которая лежит на душевных очах и не позволяет человеку видеть Бога, Его судеб и чудес и не по знавать своего бедствия и греховности? Малая ли болезнь – глухота души, не слышащей голоса Божия? Сколько душу ни ударяет голос слова. Божия, она не слышит его. Малая ли немощь – гнев, который сокрушает душу, как лихорадка тело? Посмотри на гневающегося: как он весь дрожит. Когда это заметно на теле, что уж в душе делается? Зависть, ненависть и злоба, как чахотка тело, съедают душу так, что и тело бледнеет и истаивает от этих злых болезней. Словом, сколько немощей и болезней в душе, столько греховных и вредных страстей. Что у тела составы или члены, то у души мысли. Слабо и болезненно тело, когда слабы и больны его члены. Больна душа, если у нее дурные мысли. Так уязвил душу сатана, ослепил ее очи, и не видит она света Божия! Поэтому молится святой Давид: «Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего» ( Пс. 118, 18 ). Заткнул уши ее, и не слышит она слова Божия, и разные другие болезни причинил ей, и оставил бедного человека еле живого, лежащего на пути мира сего ( 104, 660–661 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/e...

Старец Паисий Святогорец пишет о том, как через смирение можно стяжать любовь к Богу: «Потому что чем больше человек узнает себя, тем шире раскрываются очи его души и он лучше видит свою великую немощь. Познает свое убожество и свою неблагодарность, а вместе с тем великое благородство и милосердие Божие. Оттого он внутренне сокрушается, смиряется до земли и начинает сильно любить Бога». 241 Святитель Игнатий (Брянчанинов) : «Однажды я был подвергнут наказанию и бесчестию. Когда меня подвергли ему, внезапно ощутил я жар во всем теле моем и при нем какую-то необъяснимую словами мертвость, после чего вдруг запылало из сердца желание получить всенародное посрамление и заушение от палача на площади за грехи мои. При этом выступил румянец на лице; несказанная радость и сладость объяли всего; от них я пребывал в течение двух недель в восторге, как бы вне себя. Тогда я понял с ясностью и точностью, что святое смирение в мучениках, в соединении с Божественною любовью, не могло насытиться никакими казнями». 242 Святитель Иаков Низибийский заключает в «Слове о смирении»: «Плоды его вожделенны; ибо он производит спокойствие и скромность, образует характер любезный и безмятежный. Смиренные бывают простодушны, терпеливы, любезны, невинны, искренни, учены, мудры, предусмотрительны, благоразумны, миролюбивы, милосерды, любообщительны, снисходительны; их ум проникает в глубины мудрости, их сердце наслаждается спокойствием, их душа сияет красотою. Блаженна та душа, которая прививается к сему столь плодотворному древу; ибо в ней царствует мир, в ней живет Tom, кто любит жить в кротких и смиренных». 243 Поскольку смирение есть свойство Христа, то вместе со смирением Он Сам вселяется в душу христианина, или смирение лишь тогда воцарится, когда в ней изобразится Христос. Именно поэтому смирение невозможно без Причащения – соединения со Христом. Вот внутренняя сторона этой духовной добродетели. Молитва святого Иоанна Кронштадтского о даровании кротости и смирения О, кроткий и смиренный сердцем Творче, Жизнодавче, Искупителю, Кормителю и Хранителю наш, Господи Иисусе! Научи Ты нас любви, кротости и смирению Духом Твоим Святым и укрепи нас в сих достолюбезнейших Тебе добродетелях, да не надмевают нашего сердца дары Твои богатые, да не мним мы, что мы питаем, довольствуем и поддерживаем кого- либо: Ты – общий всех Кормилец – питаешь, довольствуешь и хранишь; все под крылами Твоея благости, щедрот и человеколюбия довольствуются и покоятся, а не под нашими, ибо мы сами имеем нужду укрываться в тени крыл Твоих каждое мгновение нашей жизни. Наши очи устремлены к Тебе, Богу нашему, якоже очи раб в руку господий, очи рабыни в руку госпожи своея, дóндеже ущедриши нас. Аминь. Да любите друг друга

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010