Тем не менее при турецком владычестве Константинопольский Патриарх получает титул «миллет-баши Рума» и становится главой всех христиан, живущих на территории Османской империи. «Миллет-баши» – титул, включавший в себя и светские функции, буквально «глава народа». С этого времени турецкая Порта все вопросы, связанные с Восточным Православием, решает через Константинопольского Патриарха и ставит в зависимость от него все стороны общественной жизни грекоязычного населения ; на него естественным путем переходят все представления о священном характере власти, которые прежде имел Император. Это открывает Патриарху дорогу для новых претензий на универсальную власть, которые оформляются не сразу. К 1832 г., после длительной борьбы за независимость в ходе очередной русско-турецкой войны, с положительным участием Англии и Франции, образовалось греческое королевство. Это было весьма значимое событие, поскольку у Греческой Церкви появляется «город Царя и синклита», появляется свое государство, соответственно правилам (IV Всел. Соб. 17, 28, Трулл. Соб. 38), церковный центр должен был переместиться в Афины. Этого не происходит, и в 1833-м г. Греция объявляет о своей церковной независимости. Самовольная автокефалия была подтверждена Константинопольской кафедрой, находящейся в центре исламского мира – Стамбуле, в 1850-м г. Этот момент можно признать окончательным фактором в становлении современного Константинополя и оформлении новых устремлений в его экклезиологии. По логике церковных канонов, Церковь Христова – явление универсальное само по себе, она открыта для всех верующих в Христа, но эта универсальность необходимо не связана с государственными границами. Изменения этих границ приводят к изменению структуры организации, мы видим, как это происходило в длительной истории Константинопольской Церкви. Церковь всегда остается в центре политической жизни общества православных христиан, независимо от того места, в котором находится, или в которое перемещается этот центр. Греки, на протяжении многих лет имевшие центром Стамбул, конкретный город, абсолютизировали его как мифический Константинополь. Перенесение столицы из Рима в Константинополь ими было воспринято как вполне законное, тогда как перенесение Патриархата в Афины из Стамбула не представлялось возможным. Возможность нормализовать церковную жизнь путем переноса центра жизни Церкви из Стамбула в Афины не была исполнена, и это, в свою очередь, привело к изменениям в деятельности Константинопольской Церкви.

http://pravoslavie.ru/117820.html

Обращаясь снова к городам, как центрам византийского просвещения, мы должны отметить, что если в VII и последующих веках, Константинополь как бы монополизирует высшее образование империи, то в IV–VI столетиях, когда арабские завоевания ещё не отторгли от Византии культурные области Востока, когда славянские нашествия не разоряли ещё Балканского полуострова, когда внутренние смуты и финансовое бремя не приводили в запустение города и области М. Азии, старинные эллинистическо-римские центры учёности продолжали процветать, и быть рассадниками высшей «эллинской мудрости». В IV в. существовали философские школы в Кизике, Анкире, Кесарии (где был м. п. учителем отец Василия В.), Пергаме, Эфесе и Сардахе, доставившие богатый материал преподавателей для создания константинопольской академии 477 . Несмотря на то, что учреждение этой последней привлекло в Константинополь лучшие научные силы, университеты Афин, Александрии, Антиохии и Бейрута продолжали высоко держать старинное знамя. Житие Григория Богослова сообщает, что святитель учился в Кесарии, Александрии и Афинах, и называет эти последние «матерью наук» 478 . Тот же эпитет прилагает к Афинам и житие Василия В., подтверждая своим рассказом факт, что в IV в. афинская Академия была центром высшего языческого образования 479 . Биография пр. Марка Афинского указывает, что этот святой, происходя из Афин, в совершенстве знал философию 480 , а легенда о пр. Ксенофонте и Марии даёт понять, что молодёжь, жаждавшая образования и интересной студенческой жизни, отовсюду устремлялась в Афины, т. к. в Афины, прежде всего, едут на поиски пропавших сыновей Ксенофонта слуги, посланные за ними в Бейрут и не нашедшие их здесь 481 . Кроме своей славной древней Академии, Афины имели ещё высшую городскую школу, своего рода муниципальный университет, с профессорами философии, медицины, риторики и грамматики, оплачиваемыми городским советом. Организация этой школы, равно как и шумная студенческая жизнь её посетителей, сгруппированных в особые «землячества», исчерпывающе изображена Schemmel’eм 482 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ксанти), Парамифийская, Филиатесская, Гиромерийская и Паргская (г. Парамифья), Паронаксийская (г. Наксос), Патрская (г. Патры), Пирейская (р-н Пиреи (г. Афины)), Перистерионская (р-н Перистерион (г. Афины), Полианийская и Килкисская (г. Килкис), Самосская и Икарийская (г. Самое), Сервийская и Козанийская (г. Козани), Серрская и Нигритская (г. Серры), Сидирокастронская (г. Сидирокастрон), Сисанионская и Сиатистская (г. Сиатиста), Стагесская и Метеорская (г. Каламбака), Сиросская, Тиносская, Андросская, Кеасская и Милосская (г. Ермуполис (о. Сирое), Триккийская и Стагийская (г. Трикала), Трифилийская и Олимпийская (г. Кипарисья), Идрасская, Спетская и Эгинская (г. Идра), Фтиотисская (г. Ламия), Филиппийская, Неапольская и Тасосская (г. Кавала), Флоринская, Преспинская и Эордейская (г. Флорина), Фокисская (г. Амфисса), Халкисская (г. Халкис), Хиосская, Псарийская и Инусская (г. Хиос). Кроме того, в Афинской Архиепископии есть два викарных титулярных митрополита – Эврипосский и Ахелонский, и шесть викарных епископов – Диавлийский, Кернитский, Неохорионский, Марафонский, Термопильский, Ахайский. Есть также два титулярных митрополита – Сиавропигионский и Авлонский, и титулярный епископ Христупольский. Иерархи Греческой Церкви подразделяются на иерархов Элладской Церкви (митрополии в «Старой Греции») и иерархов Вселенского престола (на новых территориях – «Нэон Хорон»). 10.2.2. Предстоятель и Св. Синод Элладской Церкви В настоящее время Предстоятелем Элладской Церкви является Блаженнейший Архиепископ Афинский и всея Эллады Христодул (Параскеваидис). Он родился в 1939 г. в г. Ксанфи (Греция). В 1962 г. закончил юридический факультет Афинского университета, а в 1967 г. – богословский факультет того же университета. Во время учебы на юридическом факультете был рукоположен в диакона (1961 г.), а в 1965 – во пресвитера. В течение девяти лет нес послушание проповедника и духовника в храме Успения Божией Матери в Старом Фалироне (Афины), а затем – в течение семи лет – секретаря Священного Синода Элладской Церкви. 14 июля 1974 г. он был хиротонисан во епископа с титулом митрополит Димитриадский. 28 апреля 1998 г. Синодом Элладской Православной Церкви был избран Архиепископом Афинским и всея Эллады. Архиепископ Христодул имеет ученую степень доктора богословия, получил диплом выпускника Афинского университета на кафедре богословия и английской филологии. Свободно владеет французским и английским, а также итальянским и немецким языками. Является автором большого количества книг научно-богословского и нравоучительного характера. Статьи архиепископа Христодула постоянно публикуются в Церковном бюллетене и в светской прессе. В настоящее время центральными органами управления Церковью являются Священный Синод Иерархов (Архиерейский собор), Постоянный Священный Синод и Генеральная Церковная Ассамблея (Поместный собор). Исполнительными органами являются Центральный Церковный Совет и Синодальная Администрация.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В письме 33 к своим родственникам Велиссаристам, близким к правительству, Михаил умоляет пощадить Афины, как ромэйское владение, и оказать милость, безвредную для казны. «В Афинах сколько наберет претор? Ясно, что почти ничего. Чего ради взыскивать с нас почти 10 фунтов золота, а в действительности мы разоряемся вконец, платя во много раз больше?» Видя такое бедствие Афин, такую безотрадную картину, добрый пастырь готов был бежать со своего поста, и другие на месте Акомината так и поступили бы. Правда, его прошение царю вызвало ревизию. Присланы были слепой логофет Каматир и слишком зрячий упомянутый адмирал Стрифн, который и в Афинах присматривался к золотому голубю над алтарем в храме Богородицы, так что митрополит в проповеди указывал Стрифну, что он может обогатить себя в других местах, а с Афин ему взять нечего. Стоило ли проливать кровь за византийские порядки в безнадежной борьбе с Бонифацием? Виотия с ее промышленным населением приветствовала рыцарей. Митрополит Афинский, по словам его брата, мог бы защитить город, как он отразил Сгура, но он не пожелал, зная про падение Константинополя. Вероятно также, что, защищаясь от иноземцев во что бы то ни стало, митрополит не встретил бы поддержки в своей разоренной пастве, которая, наоборот, могла надеяться на известный порядок под властью латинян. Михаил сдал Акрополь – все, что осталось от Афин, – Бонифацию без борьбы. Бонифаций отдал город в лен своему французскому вассалу Оттону де ла Рош, получившему уже Виотию. Афинская митрополия не была пощажена. Храм был ограблен, как и константинопольские святыни. Богатую библиотеку митрополита постигла та же участь. Назначен был латинский епископ. Михаил, занимавший кафедру 23 года, удалился сначала в резиденцию Бонифация Салоники, потом на остров Кеос, где окончил свои дни в бедности. Он пробовал вернуться в Афины, но увидел, что там ему уже нечего делать. Все его надежды были обращены на национального никейского царя. Однако на предложения переехать в Никею он отвечал отказом: разбитый болезнями, пережив своих родных, он предпочитал умереть, видя перед собой, хотя на горизонте, свои любимые, несчастные Афины.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Uspenski...

И да не будет небезызвестно твоему превосходству, что всякий человек, находящийся в школе этого города, воздает подобающую честь и почитание богам, входя в храм великой богини Афины, припадая к ней и прося у нее умудрить его разум для принятия знаний. Поэтому те, кто получил это благодаря ее заступничеству, уходят восвояси, прося ее о больших благодеяниях. Лишь Иоанн сей, пришедший сюда, в совершенстве наученный всей книжной мудрости силой и попечением богини Афины, почитаемый и гражданами, и вашим величием выше всех тех, кто раньше него находился в школе, не только не воздал подобающее и необходимое вознаграждение и благодарение городу и облагодетельствовавшим его, но поносил наших богов, оскверняя сами священные догматы , называя их мифами. И отныне все, оставив храм великой Афины, будут уловляемы им в его учения, и все наши древние святыни будут попраны христианами». Префект, отвечая, сказал: «Почитаемые нами императоры являются христианами, и были изданы законы не поклоняться никакому другому Богу, кроме Христа, Которому они поклоняются и в Κοтορο­го верят; и, зная это, те, кто предан языческому богопочитанию, совершают его тайно, и совершающие его здесь, если о них узнают самодержцы, будут уничтожены ими и погублены как презревшие их божественное и непреложное повеление. Итак, отныне прекрати, Анфимий, чтобы, когда ты простираешь слово об этом, оно не достигло честного их слуха, и не только не было нам запрещено это малое и тайное служение богам, но не подверглись бы мы ужасным опасностям и лишениям, потому что по всей истине каждый человек и каждая страна, находящаяся: под их властью, поклоняются Христу, и все почитают Его. Ибо сегодня возвысилось царство их и слава, и они подчинили множество варварских племен; и они подклонили им выю, поскольку Римские императоры уверовали во Христа. Я и сам присоединился к вере их, прежде чем мне вступить на эту должность. Итак, довольствуясь тем, что ты сказал, помолчи об этом». Услышав это, Антемий, будучи посрамлен, и охваченный одновременно страхом, умолк.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

д. Обилие моливдовулов солунских коммеркиариев из IX–XII вв. 545 , красноречиво говорит об огромных торговых оборотах города, являвшегося центром балканской торговли. Великолепное описание знаменитой Солунской ярмарки, привлекавшей ежегодно в октябре в Солунь купцов со всего средиземноморского района, находимое в известном диалоге Тимарион, содержит в то же время изображение блеска и пышности, с каким появлялся перед народом Солунский эпарх, мало в чём уступавший градоначальнику столицы 546 . Фивы, второй по величине город европейской Греции, где, по словам Вениамина Тудельского и Цецы (см. главу IV), в XI–XII вв. процветала шёлковая индустрия, рисуется в агиографии, как резиденция стратига 547 , и средоточие местной воинской знати 548 . В то же время житие пр. Мелетия Нового показывает, что Фивы, подобно Солуни VII в. (и, по-видимому, подобно всем другим городам Греции), были наполовину земледельческим городом, или, по крайней мере, городом, жившим в тесной связи с окрестным крестьянским населением. Мы читаем, что засуха, плохое состояние местных посевов, грозят голодом Фивам, и фивинцы устраивают, поэтому, крестный ход вокруг города с молитвами о ниспослании дождя 549 . Что касается Афин, то этот город в X и последующих веках является преимущественно центром паломничества в местный храм Пр. Богородицы, и славится своим благочестием 550 . Затем мы читаем, что местная знать застраивает Афины новыми церквами 551 , одной из которых является знаменитый в истории византийского искусства храм в Дафне. Всё это заставляет несколько критически относиться к известным ламентациям избалованного классика и туриста Михаила Акомината, который готов считать Афины варварским городом только потому, что в них уже не слышится древняя аттическая речь, что их великие античные памятники стоят в запустении и разрушении. Наоборот, как Афины, так и другие города в X–XII столетиях, следует представлять себе, повторяем, скорее переживающими эпоху некоторого расцвета, как экономического, так и духовного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Катерина 14 марта 2019, 23:42 АлександрГ.14 марта 2019, 19:05 - вероятно, Рим пока милостиво разрешает Константинополю быть равным Патриархом среди равного папы. Официальные фотографии это подчеркивают. Неважно, как они стоят. Слева направо. Или справо налево. Непременно симметрично. Андрей 14 марта 2019, 19:46 При всем уважении к автору, статья очень спорная. Я не сочувствую греческому национализму, но отрицать эллинский вклад - неразумно. Христианство очень многим обязано древнегреческой культуре, философии. Откуда, к примеру, в христианской догматике взялись такие термины, как ипостась, усия, природа, просопон (лицо) и множество других, если не из древнегреческой философии? И я впервые слышу, что свт. Василий жалел о своей учебе в Афинской академии. Наоборот, известно, что и он, и св. Григорий Богослов, и св. Григорий Нисский гордились тем, что окончили Платоновскую Академию. " Афины Афины — обитель наук, Афины для меня подлинно золотые и доставившие мне много доброго " (св. Григорий Богослов). Демосфен 14 марта 2019, 19:22 Уважаемая редакция, поясните, пожалуйста, о какой нации идет речь, в приписываемой вами, в вашей же интерпретации, фразе Патриарха Стамбула. Многим вашим читателям было бы интересно узнать о национальном самоопределении православных христиан-подданных Восточной Римской Империи, а после падения Константинополя, прихожан Православной Церкви османской империи. АлександрГ. 14 марта 2019, 19:05 Вообще, это какие-то очень странные претензии. Первые Апостолы иудеи по крови. Греки, римляне, сирийцы и прочие народы Средиземноморья в этой очереди вторые и одинаковы по своему уровню. Древнегреческая философия и мудрость даваемая Христианством это знания, абсолютно разного порядка. В одной мудрость человеков, в другой премудрость Божья. Смешивать их просто невозможно, ибо они зачастую разнонаправленны. А что если сейчас сирийцы заявят о своем первенстве? Как к этому отнесутся греки? Или другой вопрос, а что Фанар уже выяснил кто первее греки или итальянцы, как потомки римлян? Там ведь этот вопрос до сих пор не снят с повестки.

http://pravoslavie.ru/119874.html

107 См.: Поляковская М.А. Портреты византийских интеллектуалов: Три очерка. 2–е изд., испр. и доп. СПб., 1998 (в изд. включены переводы «Разговора богатых и бедных» Макремволита, «Монодии на павших в Фессалонике» и «Слова о пренебрежении к смерти» Кидониса). 108 Некоторые рукописи, содержащие произведения Григория Паламы , в т.ч. фрагменты «Триад в защиту священнобезмолвствующих», его переписку с Акиндином и полемику с «великомнящим о себе» Варлаамом Калабрийцем и «пустеньким мудрецом» и «урожденным невеждой» Григорой, а также Святогорский и соборные (1341,1347 и 1351 гг.) томосы в защиту священнобезмолвствующих (рукопись, переписанную иждивением главного драгомана Порты Николая Маврокордата в 1708 г., а также рукопись 150 глав «физических, богословских, нравственных, практических и очищающих от заразы Варлаама»), обнаружил в афонской Великой Лавре Св. Афанасия («внутренность книгохранилища не обширна и неказиста. Тут две комнаты. ...Рукописи размещены на открытых полках у стен второй комнаты, которая гораздо больше первой. Их не очень много. Списка им нет. Из них я выбрал 60 рукописей, рассмотрел их внимательно в течение 13 дней, составил для себя отчетливый каталог их и выписал из них все, что показалось мне замечательным и новым в области человеческого ведения») Порфирий (Успенский) – см.: Первое путешествие в Афонские монастыри и скиты архимандрита, ныне епископа, Порфирия Успенского . М., 2006. С. 232, 235–266 (нижн. паг.). 109 Petit L. Documents relatifs au Concile de Florence. (Euvres anticonciliaires de Marc d’Ephese. T. 15, 17; idem. Marc d’Ephese/Diet. Theol. Cath. Vol. 9; Grumel V. Marc d’Ephese: Vie, dcrits, doctrine/Estudias Franciscanas. Barcelona, 1925. 36; переводы еп. Арсения (Иващенко): Ответ царю Иоанну Палеологу на его недоумения касательно нравственной немощи человека/Странник. 1872. Т. 3; Ритора Мануила о Марке Ефесском и Флорентийском соборе/Христ. чтение. 1886. Т. 2. См. также: Каллист Властос Агиорит из Эфеса, монах. Марк Эфесский и Флорентийский собор: Историческое исследование об отделении Западной Церкви от Православной Восточной Церкви и о бывшем на Флорентийском Соборе коварстве и насилии по отношению к православным. М., 2009 (греч. изд.: Афины, 1896; греч. афонское переизд.: 1991); а также работы на греческом яз.: Диамантопулос А. Марк Евгеник и Собор во Флоренции. Афины, 1899; Калогирас Н. Марк Евгеник и кардинал Виссарион. Афины, 1893; Пападопуло–Керамевс А. Марк Евгеник как отец Православной Кафолической Церкви/Byz. Zeit. 1902. Bd. 11.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Затем, после ранней смерти отца, св. Василий отправляется (видимо, около 346 года) в Кесарию Кесарийскую для продолжения своего образования 11 . В Малой Азии Кесария была одним из главных центров образования, и не случайно св. Григорий Богослов называет ее «митрополией наук» («митрополией словесности»); в ней, судя по всему, хорошо было поставлено преподавание риторики. Здесь молодой Василий сразу проявляет необычайные способности и, по свидетельству того же св. Григория Богослова , становится вскоре «ритором между риторами еще до кафедры софиста, философом между философами еще до выслушивания философских положений, а что всего важнее, иереем для христиан еще до священства». Чуть далее Григорий добавляет: «Главным его занятием было любомудрие, то есть отрешение от мира, пребывание с Богом, по мере того как чрез дольнее восходил он к горнему, а посредством непостоянного и скоропреходящего приобретал постоянное и вечно пребывающее». Судя по этой характеристике, основной целью молодого Василия было стяжание высшего любомудрия, то есть стяжание Премудрости Божией. Но путь к ней был еще достаточно долгим. Из Кесарии юноша отправляется в Константинополь, где пробыл сравнительно недолго, а затем перебирается в Афины, «обитель наук», по выражению св. Григория Богослова , где остается уже на длительный срок: 349–355 годы 12 . Здесь он теснейшим образом сдруживается со св. Григорием Богословом (с которым, возможно, познакомился еще в Кесарии) 13 . Вероятно, при первом знакомстве с этим городом и его учителями св. Василия постигло разочарование, ибо его друг говорит: «Когда, надеясь великого, вдруг получаем ожидаемое, тогда кажется сие нам ниже составленного мнения. И Василий подвергся сей же немощи, сделался печален, стал скорбеть духом и не мог одобрить сам себя за приезд в Афины, искал того, на что питал в себе надежды, и называл Афины обманчивым блаженством». Однако благодаря увещанием друга это состояние довольно быстро прошло, да и дружба с Григорием приносила Василию велие утешение 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «От пелен воспитанный во всем прекрасном, потому что имел совершеннейшие образцы для себя дома, -. — говорил о себе святитель Григорий, -— : тогда еще приобрел я старческую степенность, и, как облако к облаку, мало-помалу скоплялось во мне усердие к усовершенствованию- Я возрастал, а вместе преуспевал во мне и разум. С радостью читал я книги, в которых проповедуется о Боге, и имел общение с людьми, которые были совершенны по нравам». Так, дорогие братия и сестры, говорит о своем детстве благодатный сын благочестивых родителей — епископа Назианзского Григория и Нонны, вымоливших свое чадо у Бога и посвятивших сына своего Богу еще до его рождения. Но вот настало время, когда он, подготовленный домашним христианским воспитанием, приступил к изучению наук. Отец отправил его в училище в Кесарию Каппадокийскую. Там он встретился со святым Василием Великим и возникла у них та редкая святая дружба, которую расторгнуть не властна и могила. Общность высоких устремлений соединила их навсегда. «Главным занятием нашим было любомудрие, то есть отречение от мира и пребывание с Богом», — писал он. Воспользовавшись всем, что могло дать училище в Кесарии, и, желая усовершенствоваться в словесных науках, Григорий отправился в Кесарию Палестинскую, где процветала школа красноречия; затем перебрался он в Александрию и, наконец, отправился в Афины — центр просвещения того времени. О путешествии своем морским путем из Александрии в Афины святитель Григорий рассказывает так: «Время было самое неудобное для плавания; но меня влекла страсть к наукам. Но едва мы совершили небольшую часть пути, поднялась страшная буря, какой, по словам плывших со мною, и не было с тех пор на их памяти… И во время этой-то опасности я принес себя в дар, дав обет, если спасусь, посвятить себя Богу и, посвятив, спасся». Прибыв благополучно в Афины, Григорий и здесь встретился с Василием. Для них обоих было счастьем поддерживать друг друга «в общем великом деле: быть и именоваться христианами»… Григорию было около тридцати лет, когда они закончили афинское училище. Василий возвратился домой, а Григорий остался там еще на некоторое время, а затем вернулся к своим престарелым родителям. В дальнейшем святой Григорий уже не мог исполнить своего прежнего намерения жить вместе со своим другом, святым Василием, но он посетил его в пустыне и насладился той истинно монашеской жизнью, которая соответствовала его самым задушевным устремлениям. Дружба со святым Василием успокоительно подействовала на святого Григория, и он вернулся в Назианз, готовый принять свое новое назначение в сане пресвитера. Отец и сын стали общими силами управлять церковью.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arx...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010